Музыкальная психотерапия петрушин кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье рассматриваются особенности информационно-волновой природы звука и отдельные аспекты музыкально-звукового воздействия на организм человека: акустический, информационный, эстетический, полевой. Музыкальное воздействие относится к информационному типу воздействия и рассматривается как эффективный внешний управляющий сигнал по отношению к различным системам организма в лечебных или профилактических целях. Раскрываются механизмы звукового воздействия на клетки живого организма (акустико-биорезонансный эффект), особенности слуховой и вибротактильной рецепции. Показаны возможности звука и музыки как в стимуляции интеллектуальной деятельности и физических возможностей человека, так и условия их деструктивного влияния, рассматриваются возможности механизмов музыкально-звукового воздействия в психотерапевтической работе с детьми. Делается вывод о необходимости использования данных механизмов в целях оздоровления организма ребенка, коррекции его психоэмоционального состояния и гармонизации различных сфер личности.


2. Петухова М.И. Музыкальная терапия как метод социально-психологической адаптации младшего школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 2. – Тула : Издательство ТулГУ, 2013. – С. 254–263.

4. Практикум по арт-терапии / под ред. канд. псих. наук А.И. Копытина. - СПб. : Питер, 2001. – 443 с.

6. Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия : автореф. дис. … док. псих. наук – Нижний Новгород, 2009. – 49 с.

Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день отсутствует единое и однозначное определение здоровья. Принимая многомерность и полисемию данного феномена, отметим, что в русле нашего исследования особый интерес представляет точка зрения исследователей В.П. Казначеева (1980) и Р.М. Баевского (1991), которые рассматривают здоровье не как качество, а как процесс, которым можно управлять. Общая задача управления в данном случае состоит в достижении результата, который по своей направленности может быть лечебным или профилактическим. Внешнее воздействие является здесь управляющим сигналом, который подбирается таким образом, чтобы привести работу организма к норме. Особым видом воздействия на организм в целях управления им считается информационное воздействие, в результате которого внешняя система управления выдает управляющие смысловые сигналы, влияющие на изменение импульсации центральных или периферических нервных механизмов. К информационному типу относятся воздействие с помощью речи и музыкальное воздействие.

Как показывают результаты исследований (Mc. Whinney K., 1989; Юсфин А., 1990; Самсонова Г.О., 2005), в этом смысле музыка обладает возможностями, с одной стороны, стимуляции интеллектуальной деятельности и физических возможностей, с другой - повышения агрессивности, деформации характерологических свойств личности, разрушения социальных связей, нервных расстройств [5]. Это, как правило, происходит в условиях устойчивой шумовой нагрузки (продолжительная, излишне громкая, чрезвычайно насыщенная звуковая информация, несоответствие музыкального материала слуховому опыту или возрастным особенностям слушателя и т.д.). Так называемое акустическое наводнение - особый фактор риска для детей младшего школьного возраста. Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все негативные воздействия среды. Психика младших школьников тем более требует бережного отношения, поскольку особенно уязвима в ситуации поступления ребенка в школу: дети вынуждены адаптироваться в новой для себя среде, в новом окружении, в новой деятельности - учении, которое представляет собой труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

Примером того, что звуковой сигнал является средством запуска определенных программ поведения, могут служить разнообразные реакции человека на музыкально-звуковое воздействие. Основные типы реакций человека на звуковые сигналы: коммуникативные (пение, крик, смех, плач), двигательные (ритмичные движения, танец), физиологические (изменения АД и ЧСС), сенситивные (возбуждение, эмоциональный отклик, переживание). Активность слуховых впечатлений объясняется тем, что последние психологически связываются с представлением о действии, движении, извлекающем звук, именно поэтому слуховые впечатления более динамичны по сравнению со зрительными, а слуховой анализатор - более чувствителен.

Таким образом, изначально звук выполнял важнейшую адаптивную функцию, так как был необходим человеку для выживания в дикой природе. Постепенно звуковые образы в человеческом сознании приобрели определенную эмоциональную окраску, помогая вызвать в нужное время требуемое эмоциональное состояние при помощи определенных акустических форм.

Звуковые и музыкальные образы с самого начала служили средством общения, инструментом диалога между индивидом и социумом, а музыкальная деятельность человека всегда была связана с опытом социального общения: в ходе праздников, различных ритуалов и обрядов, в данном случае музыка служила обобщенным коммуникативным сигналом, определяющим принадлежность человека к данной культуре. Социальный смысл ситуации обусловливал и значение музыки.

В полной мере это касается и музыкальной деятельности детей. Если говорить о первоначальном музыкальном опыте детей, следует отметить, что для детского музыкального фольклора наиболее характерными являются интонации - обращения, т.е. интонации диалога, через которые ребенок обращается к слушателям и становится полноправным участником общения. Таким образом, музыка для ребенка после адаптивной функции выполняет важнейшую функцию социализации и тем самым обеспечивает социальный аспект психологического здоровья.

Не менее важной реакцией на звук является вибротактильная рецепция. Вибротактильное восприятие основано на работе тактильного анализатора, который воспринимает разнообразные вибрации, в том числе и те, которые возникают во время музыкально-терапевтического воздействия. Наряду с другими анализаторными системами вибротактильное восприятие помогает организму ориентироваться в окружающей среде.

Все виды восприятия: слуховое, вибротактильное, а также биорезонансный эффект сопровождаются в организме человека многочисленными реакциями на телесном уровне.

Человек воспринимает весь диапазон частот колебательных движений в природе: от годичного цикла до рентгеновских лучей. Однако наиболее отчетливо человек воспринимает периодичность частот, соответствующих биоритмам своего организма: ритм дыхания, сердечного пульса, ходьбы, бега. Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Обусловленность восприятия человеком музыкальных произведений объясняется тем, что музыкальная метроритмика соответствует биоритмам человеческого организма и обладает реальной возможностью их перестройки. Как ритмический раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма, которые сами по себе ритмичны и происходят как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

В музыкальном восприятии правое полушарие играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку, в отдельных случаях доступнее, чем речь.

Как отмечает академик М.Н. Ливанов, предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков коры головного мозга.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. Музыкальное воздействие является внешним управляющим сигналом и относится к информационному типу воздействия. Общая задача управления в данном случае состоит в достижении результата, который по своей направленности может быть оздоровительным или профилактическим.
  2. Воздействие с помощью речи и музыкальное воздействие относятся к информационному типу воздействия. В структуре музыкально-звукового воздействия на организм выделяют следующие факторы: акустический, эстетический, полевой.
  3. Музыка вызывает многочисленные телесные и двигательные реакции в организме. Музыкальное воздействие можно представить в виде системы, подсистемами которой являются уровни: психофизиологического воздействия, психологический, личностный.

Используя данные механизмы, с помощью музыкально-звуковых технологий через изменение ритма дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности и других процессов можно успешно гармонизировать и стабилизировать психоэмоциональное состояние личности младшего школьника, решить проблемы адаптации, коммуникативной сферы и др.

Рецензенты:

Родин Ю.И., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.

В пособии раскрываются основные направления современной музыкальной психотерапии, обосновываются ее теоретические принципы, дается описание практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни человека. Большое значение придается музыкально-психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-философскому тренингу, формирующему личность. Пособие адресовано студентам педвузов, практическим психологам и широкому кругу любителей музыки.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

МУЗЫКАЛЬНАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ

Теория и практика

образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

доктор медицинских наук, профессор А.Л. Гройсман; директор московского городского Центра реабилитации подростков Б.З. Драпкин Петрушин В.И.

Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие П30 для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

В пособии раскрываются основные направления современной музыкальной психотерапии, обосновываются ее теоретические принципы, дается описание практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни человека. Большое значение придается музыкально-психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкальнофилософскому тренингу, формирующему личность.

Пособие адресовано студентам педвузов, практическим психологам и широкому кругу любителей музыки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Редактор В.А. Салахетдинова Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Художник А.В. Лебедев Компьютерная верстка В.А. Николаев, Б.В. Колосов Корректор Л.С. Верещагина Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.

Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98.

Сдано в набор 19.10.98. Подписано в печать19.07.99.

Формат 6090 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11.0.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1–5 000 экз.).

117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-99-98, 430-04-92, 437-25-52; тел./факс 932-56-19.

типография им. П.Ф. Анохина.

ВВЕДЕНИЕ

НЕВРОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Жизнь – царство красоты. В этом убеждают нас философы и поэты, художники и музыканты, писатели и актеры. Но почему тогда в этой жизни человек так много страдает и мучается?

Почему растет количество разочаровавшихся в жизни, а вместе с этим – и количество заболевших депрессией и пытающихся свести счеты с собственной жизнью?

Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят ему диагноз – невроз, который может принимать тысячи разных обличий. Обычно начинаясь с пониженного фона настроения, он потом оказывает свое разрушительное действие на весь организм – сердце, сосуды, желудок, печень и т. д. Большая часть нынешних посетителей поликлиник, жалующихся на неполадки в своем организме, при ближайшем рассмотрении оказываются пораженными так называемой соматизированной депрессией, которую надо лечить не столько терапевтическими, сколько психотерапевтическими средствами.

как правило, с ощущением дискомфорта из за перевозбуждения и психологических перегрузок.

Психологические перегрузки нашего современника могут иметь много источников.

На уровне личной жизни они вызываются конфликтами с близкими людьми, неритмичностью сна и еды, слишком большим количеством перемен, к которым человек не успевает приспособиться.

На уровне профессиональной деятельности невротические отклонения готовы схватить человека в свои объятия, если ему предстоит сдача серьезной и трудной работы, а времени, увы, не хватает, если работы слишком много, а требования к ней высоки:

если приходится выполнять приказы неквалифицированного руководства и заведомо известно, что результаты труда пойдут в мусорную корзину; если в коллективе, где он работает, невысок морально психологический климат и с ближайшим начальником нет желаемого контакта.

На уровне окружающей среды неврозы подстерегают тех, кто подвергается звуковому шуму, кому приходится дышать загрязненным воздухом и пить не совсем чистую воду; где организм сталкивается с вибрациями и вредными излучени ями; где некачественны продукты питания.

Как мы видим, дороги, ведущие человека к потере вкуса к жизни, широки и многообразны, но начинаются они все с одного и того же – с нервной напряженности и беспокойства, которые ведут его сначала к отчаянию, а потом к чувству поражения. Все это – плата за слишком напряженную жизнь, которой мы обязаны цивилизации и техническому прогрессу, они же в конечном счете надламывают нашу душу. Но еще Платон сказал, что “самая большая ошибка врачей состоит в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь вылечить его душу; однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь!” Чем же отвечает наш организм, вкушая беспримерные блага цивилизации?

На уровне физиологии это оказываются язвы желудка, высокое кровяное давление или, наоборот, пониженное; поте ря аппетита, или, наоборот, реактивная тяга к еде после травмирующих переживаний и отсюда – избыточный вес;

стенокардия и замирание сердца; чувство постоянной усталости и в то же время мучения от бессонницы; повышение уровня холестерина в крови, ведущее к головным болям и сосудистым спазмам; короткое, не дающее удовлетворения, дыхание;

чувство полноты в желудке без обильной еды и метеоризм;

тенденции к тошноте и приступы “волчьего голода”; слезли вость и бесчувственность, импотенция и фригидность.

На психологическом уровне заболевание неврозом сопро вождается потерей ощущения полноты жизни, что включает в се бя чувство беспомощности перед трудностями жизни, страхи за свою жизнь и жизнь близких, раздражительность в общении в семье и с коллегами на работе.

Отчужденность от жизни, невозможность выполнять роди тельские обязанности, страхи перед выходными днями и отпусками, невозможность концентрации внимания на работе, боязнь вышестоящих начальников, плохой погоды, возможных природных бедствий и прочие опасения составляют тот комплекс жалоб, который обычно больной выкладывает, приходя на прием к врачу.

На социальном уровне подверженность невротическим изменениям прослеживается в увеличении потребления алкоголя, табака и наркотиков; в росте количества разводов, абортов и отказе от материнства; в частой смене работы и миграции населения, росте количества самоубийств, паде нии производительности труда и учащении случаев отклоняю щегося поведения.

Американские исследователи М. Фридман и Р. Розенман отмечают, что подверженность неврозу чаще связана с теми людьми, которых можно было бы отнести к типу А, в наибольшей степени подверженных сердечным заболеваниям. Для людей такого типа характерны высокая напряженность в работе, идущая от высокой потребности в достижении и постоян ном сравнении их собственных успехов с успехами других лю дей, скрытая враждебность к более удачливым и отрицание возможных неудач. Их нетрудно выявить и отличить по тому, как они преувеличенно акцентируют главные слова в своей речи или глотают последние слова в предложениях, как бывают заняты собственными мыслями в моменты разговора с кем либо из коллег, по их быстрым и нередко суетливым движениям, проявляемому нетерпению и спешке в еде, по их стремлению хвататься за несколько дел сразу и выполнить как можно больше в единицу времени, которое они сознательно уменьшают, что бы сделать их еще больше, по их неспособности отдыхать и расслабляться и неумению видеть в жизни ее красивые стороны, требующие неспешного созерцания. Если же их и принудить к этому, то они начинают испытывать острое чув ство вины или скуки. Такой человек является беспощадным тираном по отношению к самому себе и ему же приходится за это платить дорогой ценой в виде различных болезней, которые он сам себе и зарабатывает, ибо берет на себя слишком много, чего не может вынести.

В противоположность этому типу, тип Б характеризуется как спокойно идущий по жизни человек, не создающий себе столько проблем, сколько тип А, проживающий свою жизнь с удовольствием и легким сердцем.

Какой стиль жизни ему выбрать – каждый человек решает сам. Но справедливости ради надо сказать, что социальные достижения у типа А, как правило, выше, нежели у типа Б, который может сибаритствовать благодаря громадной энер гии людей типа А. Так что извечный вопрос – что лучше: быть нищим и здоровым, или богатым и больным – остается без ответа, и задача современного общества делать так, чтобы нищие богатели, не теряя при этом здоровья, а богатые приобрести богатство, опять таки не теряя при этом здоровья.

И решать эту проблему предстоит с двух сторон – совер шенствуя общественные отношения и развивая соответ ствующие медицинские исследования.

Но нас в данном случае будет интересовать не это. Го воря о причинах возникновения невротических отклонений в здоровье людей, нельзя не сказать о том, что одной из существенных причин, влияющих на развитие подобного рода отклонений, является то общественное устройство, в котором живет данный конкретный человек. Наше общество уже признало, что в течение долгих лет оно жило в условиях авторитарно бюрократической системы управления, связанной с тоталитарным проникновением идеи государственности во все сферы общественной и даже интимной жизни. Каждая общественная система воспроизводит тот тип человека, который соответствует тем или иным психологическим параметрам, благодаря чему человек может вписаться и войти в данную систему. В условиях господства авторитарной системы каж дый человек рассматривался лишь как винтик огромной государственной машины и мог быть легко заменен таким же винтиком, т. е. человеком как бы хорошо обструганным и гладким и не имеющим яркой индивидуальности. В человеке сознательно воспитывались такие качества, как испол нительность, послушание, умение подстраивать свое мнение под мнение ближайшего руководителя и во всем следовать его указаниям. Так действовала громадная пирамида власти, с нижних этажей которой на верхний передавались личная свобода и независимость мышления, инициатива и стремление к риску, самостоятельность и потребность в творчестве. Так формировалась психология раба и денщика.

Сегодня многие говорят о том, что людям надо выдавливать из себя раба. Но если с философской точки зрения человек, не умеющий и не желающий самостоятельно мыслить и принимать решения, называется рабом, то с медицинской точки зрения тот же человек имеет полное право называться невротиком. При этом невротизация, регистрируемая на межличностном уровне, с известными оговорками может быть экстраполирована и на общий государственный уровень.

Одной из отличительных черт невротика, как отмечается многими психологами и психотерапевтами, является его не насыщаемая потребность в любви и одобрении. Раб, боящий ся наказания, постоянно ищет каких либо знаков внимания или наград, которые могли бы утвердить его достоинство и из бавить от страха покинутости. Как в детстве ребенок хорошим поведением стремится “заработать” любовь своих родителей, так во взрослом состоянии многие невротики без устали ищут разного рода награды и поощрения. На государственном уровне авторитарно бюрократическая система особо ревниво следила за тем, как ее жизнь и действительность оценивалась другими странами. В обоих случаях источник погони за знаками любви и внимания лежит в ощущении глубокой внутренней неуве ренности как в личной, так и в общественной жизни.

Из чувства неуверенности в себе у невротика развивается непреодолимое желание властвовать над другими, ибо власть дает ему определенное чувство безопасности. Демонстрация власти и силы – характерная черта как невротизированной личности, так и невротизированного государства, озабоченных рекламой собственных достижений. Внешний локус контроля у подобной личности проявляется в нарочитой демонстрации общественного признания – реального и мнимого. Это могут быть премии, награды, грамоты или внимание вышестоящих лиц. На государственном уровне эту роль выполняют спортс мены, музыканты и художники, чьи победы рассматриваются как показатель силы государственной власти и ее достижений.

Нереализованная потребность в любви и невротика принимает уродливые формы. Так, если партнер отказывается принимать навязываемые ему дружественные чувства, то невротизи рованный субъект, не умеющий, кстати говоря, вставать на точку зрения и позицию другого человека, начинает раздражаться и проявлять агрессию вплоть до убийства объекта любви. На межгосударственном уровне страна, связанная “узами дружбы”, может подвергнуться нашествию танков, что, разумеется, делается во имя “защиты” высших свобод и идеалов.

Невротизированная личность, равно как и государство, очень консервативно. Она ориентируется в решении текущих проблем на общепринятые традиции, прецедент в прошлом и неос поримый авторитет. Сила этих устоев столь велика, что любое инакомыслие невозможно, и поэтому в членах общества развиваются конформизм и соглашательство с существующим положением дел. Ученые невротики, неуверенные в себе и боя щиеся критики в свой адрес, склонны к обильному цити рованию и подкрепляют собственное мнение чужим до такой степени, что теряют лицо. Политики, прежде чем сделать шаг вперед в общественном развитии, клянутся верностью идеалам и принципам, сформулированным основателями идеологии сто и больше лет назад.

Наконец, невротика характеризует расколотое самосозна ние – одна половина его – внешняя представляет собой защитно идеализированное представление о самом себе, так называемое грандиозное “Я”. Другая часть самосознания – инфантильное “Я” – неразвитая и малоэффективная в решении текущих проблем. Невротизированные субъекты и государства хотят быть сильными и могущественными, желая, чтобы все их любили и все им поклонялись, и они верят в то, что это так и есть. Но на самом деле это не подлинное бытие, в том смысле, который вкладывал в него Э. Фромм, а его видимость. Невро тизированные личности и государства живут в мире иллюзий, препятствующих достижению ими подлинной зрелости и об ретения незамутненного взгляда на мир. Избавление от такого рода заблуждений и открытие в самом себе новых потенций для жизни и любви – вот залог выздоровления от невроза как отдель ного человека, так и общества в целом.

На государственном уровне эту задачу сегодня в разной степени успешности решают философы, политологи, эконо мисты и социологи.

На уровне личности эту задачу призваны решать психологи и психотерапевты, объясняющие страждущим, как им следует жить, по какому пути идти, чтобы ощущать каждое мгновение своей жизни, пусть даже и тяжелое, в качестве величайшего подарка судьбы, за который ее надо неустанно благодарить.

Видимо не случайно, что в наше время современная психо терапия переживает период небывалого взлета. Сегодня, когда старые ориентиры жизни не оправдались, когда выстраданные надежды на возможность построения лучшего из миров пошат нулись и снова ушли в туманную будущность, люди хотят знать, как же им все таки выжить в том буквально сумасшедшем ми ре, в котором они оказались волею судеб, и не просто выжить, но и еще быть при этом хоть немного счастливыми. Поэтому сегодня такой взрыв интереса ко всякого рода пособиям, отвечающим на вопрос, в чем состоит искусство быть счаст ливым, как регулировать свое настроение и не поддаваться уда рам судьбы. Поэтому такой большой интерес не только к тради ционной психотерапии – аутотренингу и гипнозу, но и к не традиционным методам оздоровления, восточной философии и экстрасенсам.

Сегодняшняя психотерапия представляет собой разветвленную сеть самых разных направлений, среди которых за последнее время выделилась эмоционально стрессовая психотерапия, исследования в которой осуществляются проф. В.Е. Рожновым и его сподвижниками. Однако область музыкальной психотера пии в отличие, скажем, от аутотренинга или гипноза сегодня исследована явно недостаточно и по существу в отечественной литературе по этой теме мы можем найти всего лишь несколь ко трудов, среди которых надо отметить работу Л.С. Бруси ловского “Руководство по психотерапии”, под ред. В.Е. Рожнова (Ташкент, 1985).

Автор настоящего пособия не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, работал по излагаемой методике в общеобразовательных школах и пси хиатрических больницах, с детьми и со взрослыми. В результате как теоретических, так и практических поисков родилась кон цепция музыкально рациональной психотерапии, аналога кото рой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки в нормализации душевно го состояния людей, т. е. в психотерапевтических целях. В ко лыбелях человеческой цивилизации – Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты ис пользовали музыку для врачевания.

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состоя ние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была “эвритмия” – способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахожде ние этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полис ной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать обще ственную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. По свидетельству одного из продолжателей фило софа – Ямвлиха, оставившего нам трактат “О пифагорейской жиз ни”, Пифагор “установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда проис ходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанав ливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала. И действительно, больше всего требует упомина ния то, что он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хро

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности согласно требованиям федерального закона № 152 ФЗ "О персональных данных"

Музыка – это искусство, которое обращается непосредственно к эмоциональной сфере человека и может эффективно проводить необходимые изменения в психике клиента в нужном психотерапевту направлении. Поэтому многие психотерапевты используют музыку при проведении гипнотерапии.

And more about a countless number of Canadian Lakes

Most of the area is served by the Stanwood ZIP code 49346, although "Canadian Lakes, Michigan", is an acceptable name for mail delivery by the post office.
Small portions of the area defined by the CDP are served by other postal delivery areas. A small portion in the southern area of the CDP along the Little Muskegon River is served by the Lakeview ZIP code, 48850. A small area in the eastern part of the CDP is served by the Mecosta ZIP code, 49332

В данном подходе музыкальные произведения как для слушания музыки, так и для пения подбираются на основе индивидуально-психологических и характерологических особенностей клиента, в которых учитываются его темперамент, особенности эмоционального состояния в данный момент, наличие или отсутствие в опыте того или иного паттерна поведения.

В соответствии с основными гуманистическими идеями (свобода человека в выборе и построении собственной жизни, ответственность и стремление к самоактуализации) адаптируются и интегрируются основные психотерапевтические методы.

В ходе музыкально-интегральной психотерапии становится возможным:

в рамках психодинамического подхода отреагировать забытые и вытесненные аффективные переживания,

в рамках поведенческого подхода с помощью музыкальных формул внушения — активизировать и тренировать желательные паттерны поведения,

в рамках когнитивного подхода — добиваться изменения привычных мыслительных схем, на основе которых клиент привык строить свое поведение.

  • разработка программ и прослушивание специально подобранных музыкальных произведений на основе их классификации по архетипам, разработанных в концепции К.Г. Юнга;
  • двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга;
  • развитие координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы, в которой проводятся занятия;
  • различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыков брюшного /диафрагменного/ и межреберного типа дыханий как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний;
  • пение вокализов наподобие индийских мантр, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;
  • разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к окружающему миру;
  • пение песен различных по содержанию, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера;
  • просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительной искусства и художественной фотографии;
  • трансцендентальную медитацию, смысл которой заключается в выходе личности обучающегося за пределы наличной ситуации и созерцание собственной жизни с высоты общечеловеческих ценностей.

Петрушин Валентин Иванович

тел: 8 (926) 600-84-54
©Valentin Petrushin
г. Москва, ул. Академика Анохина 38.,кор. 3, офис 572.

Читайте также: