Музыка средневековья кратко самое главное

Обновлено: 02.07.2024

К такому творчеству были отнесены рыцарские баллады, наиболее известным видом таких музыкальных произведений являются серенады. Во Франции исполнителей такой музыки называли трубадурами, а в Германии миннезингерами. Со временем появились и народные уличные песни, несмотря на все сопротивление церковной власти – французский шансон и итальянский мадригал.

На Руси народное творчество в некоторых княжествах также преследовалось православной церковью, однако, музыкальные произведения светского и религиозного характера, оставшиеся со времен язычества, были переиначены и сохранены. Украинские колядки, исполняемые на Рождество – дальние родственники таких произведений. Вскоре появились и другие жанры русских народных песен, наиболее популярными из них стали сатирические песни скоморохов.

Большой гибкостью отличалась музыка Средних Веков в Византии. В этом государстве проживало большое количество разных народов, поэтому религиозные обряды здесь разрешалось справлять на родном языке каждого из них. Это способствовало появлению уникального грузинского и армянского религиозного песнопения.

В предыдущей статье я рассказывала о том, как в средневековой музыкальной культуре античное представление о музыке было переосмыслено в духе христианской сакральной символики . Это, безусловно, повлияло на характер музыки, звучащей в церкви.

Важным было и то, что звучащая в храмовом действе (богослужении) музыка являла собой неразрывный синтез со словом - то есть, её главной функцией было усиление эффекта от проповеди. Певчие (только мужчины или мальчики) исполняли библейский текст на латыни и в унисо́н (одноголосно) , что символизировало единство христианской церкви и согласие верующих.

Развитие средневековой культуры, её усложнение требовало от католической церкви умения приспосабливаться к новым условиям. И если романскому стилю в архитектуре соответствует одноголосие, то более сложные готические конструкции и храмовые интерьеры неминуемо должны были вызвать к жизни более сложные музыкальные формы. Поэтому, постепенно, в служебные песнопения начинает вводиться многоголо́сие (полифо́ния) , чей расцвет приходится на XII-XIII века.

Мотет считался жанром для избранных – утончённых слушателей и интеллектуалов. Иоанн де Грохейо – средневековый композитор и теоретик музыки писал следущее:

Со временем в Европе (XII-XIII века) появляются целые композиторские школы и первые знаменитые имена. Так самой значительной школой музыкального искусства была парижская школа Нотр-Да́м , а её виднейшими представителями – композиторы Пероти́н Великий и Гильо́м де Машо́.

Возможно, что средневековая музыка и не достигла бы таких высот и не получила столь бурного развития, если бы не изобретение нотной записи. Каким образом она появилась, и кто был её изобретателем - об этом читайте в следующей публикации .

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

Месса – основной жанр средневекового богослужения, ежедневная служба в обряде Римской католической церкви. Состоит из проприума, песнопения которого изменяются в зависимости от церковного календаря, и неизменной части – ординариума

Антифон - наиболее древний жанр хоровой церковной музыки, основанный на чередовании партий двумя хоровыми группами

Мистерия - литургическая драма с развернутым сценическим действием, костюмами. Исполнялось вне стен церкви. В них григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами. Литургии исполнялись хором, партии персонажей (Марии, Евангелиста) - солистами, иногда появлялись некоторые подобия костюмов

Светская музыка Средневековья

Труверы, трубадуры и миннезингеры, играющие куртуазную рыцарскую музыку, создали свои оригинальные жанры:

Рондо – форма на основе повторяющегося рефрена

Баллада – текстомузыкальная песенная форма

Виреле – старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом

Песни крестоносцев (песни Палестины)

Канцона (у миннезингеров назывались – альба) – любовная, лирическая песня

Светская музыка Средневековья была, в основном, музыкой бродячих музыкантов и отличалась свободой, индивидуализированностью и эмоциональностью. Также светская музыка была частью рыцарской культуры феодалов.

Исполняли светскую музыку мимы, жонглеры, трубадуры или труверы, менестрели (во Франции), миннезингеры, шпильманы (в германских странах), хоглары (в Испании). Эти артисты должны были не только уметь петь, играть и танцевать, но и уметь показывать цирковые представления, фокусы, театральные сцены, и должны были другими способами всячески развлекать публику.

Благодаря тому, что музыка была одной из наук и преподавалась в Университетах, феодалы и знатные люди, получившие образование, могли применять свои знания и в искусстве. Таким образом, музыка развивалась и в придворной среде . В противовес христианскому аскетизму, рыцарская музыка воспевала чувственную любовь и идеал Прекрасной Дамы . Среди знати как музыканты были известны — Гийом VII (граф Пуатье), Гийом IX (герцог Аквитании), Жан Бриенский (король Иерусалима), Пьер Моклэр (герцог Бретани), Тибо IV Шампанский (король Наварры).


Средневековый период внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры не только духовной, но и светской. На протяжении нескольких веков музыка активно развивалась.

Музыкальная культура Средневековья, несмотря на относительную ограниченность средств, представляла более высокую ступень по сравнению с музыкой Древнего мира и содержала предпосылки для пышного расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса.

Что такое средневековая музыка и какие песни остались в памяти народа?

Музыкальная теория Средних веков

1.jpg

2.jpg

В конце 11-го века произошёл всплеск интереса к музыкальной культуре. Это связано с важными открытиями в этой сфере — с появлением некоего подобия нотной грамоты. Гвидо из Ареццо создал новый тип манускриптов, на которых можно было размещать ноты по гамме. Ранее музыканты пользовались лишь специальными знаками (невмами), которые показывали движение мелодии вниз или вверх.

3.jpg

4.jpg

На 13−14 столетия пришёлся период расцвета творчества вагантов и трубадуров. Именно в это время появилась основная масса произведений, информация о которых дошла до наших дней. Благодаря кропотливому труду исследователей и бережному хранению рукописей в собраниях европейских библиотек меломаны могут познакомиться с берлинскими, иенскими, лохамерскими и гейдельбергскими книгами песен.

5.jpg

Горячий топ хитов

Песня перекочевала в современную культуру: французские ребятишки в детских садах распевают её в костюмах на праздниках, а ряд фолк и рок-коллективов исполняют на концертах. Пальма первенства в этом вопросе принадлежит, пожалуй, немецкой фолк-метал группе In Extremo.

6.jpg

Herr Mannelig — пожалуй, самая известная средневековая скандинавская баллада. Время её создания точно неизвестно: рубеж 12−13 веков. Песня была записана шведскими фольклористами в конце 19-го века. Это трогательная история о сказочной троллихе и её любви к молодому рыцарю. Она могла стать человеком только в том случае, если бы рыцарь ответил ей взаимностью. Она предлагала массу даров взамен на его согласие. Но, как набожный христианин, господин Маннелиг видел в этих жестах происки дьявола. Троллиха не носила святого распятья на груди: рыцарь был этим недоволен и проклял её.

Villeman Og Magnhild — старинная норвежская народная песня, в основе которой лежит эпический сюжет. Герой песни Виллеман идёт к самой красивой липе, чтобы поиграть на арфе. Его мастерство в игре на золотой арфе помогло освободить девушку Магнхилд из рук озёрного тролля. В песне присутствует масса отсылок к языческому прошлому скандинавов.

В Средневековье основатели христианской церкви с большим недоверием относились к использованию музыки во время богослужений. Святой Иероним и Святой Августин указывали на недопустимость использования музыкальных инструментов во время церковных обрядов. Однако же именно в христианских общинах того времени берут свое начало церковные литургии. Средневековые литургические драмы представляли собой театрализованное представление эпизодов священной истории.

Новый импульс развития христианское музыкальное искусство получило в период царствования императора Константина. При его правлении не только был построен храм в Иерусалиме и множество других, но и было разрешено отмечать церковные праздники. VI век также ознаменован реформами христианской музыки. Римский Папа Дамасий I ввел использование в храмах гимнов, и быстро сформировавшийся новый жанр стал символизировать возвышенные духовные идеалы церкви.

Средневековье. Григорианское пение

Следующим этапом развития средневековой музыки стали реформы Григория I, проведенные в том же VI веке. До этого cantus planus (ранний вид европейского многоголосия) исполнялся в четырех стилях:

  • галликанский стиль (был распространен в Галлии);
  • амброзианский стиль (характерен для Милана);
  • вестготский стиль (испанского происхождения);
  • романский стиль (традиционный для всех европейских стран).

Григорианская реформа, помимо упорядочения и создания календаря исполняемых текстов и мелодий, принесла и первые музыкальные записи христианских песнопений, а, впоследствии, и музыки.

Первоначально музыку записывали с помощью безлинейной невменной нотации, а в XII столетии ей на смену пришла квадратная линейная нотация. Суть новшества была в записи музыки квадратными знаками на нескольких линиях. Такая система позволяла записывать многоголосую музыку.

Кроме того, в Григорианский период сформировалась средневековая месса, в которой были представлены все виды хорала: речитатив, псалмодия, антифонное пение. Естественным развитием стало преобразование григорианских хоралов, органумы и дисконты, такие как Шартрская, Лиожская школы, и знаменитый Нотр-дам-де-Пари.

Средневековье. Полифония (многоголосие)
Возникновение полифонии. Органная музыка

Другим важным направлением развития христианской музыки в Средневековье стало широкое применение органа. Этот клавишно-духовой инструмент, потомок древнегреческого водяного гидравлоса, нашел первое применение в храмах Западной Европы в VII веке. Орган и техника исполнения музыкальных произведений на нем постоянно совершенствовались:

  • в XII веке появляются регистры (наборы труб сходного тембра, но разной высоты звучания);
  • в XIV веке орган оснащается педальной клавиатурой (игральная поверхность имела семь клавиатур для рук, или мануалов, и одну клавиатуру для ног – педаль);
  • в XVI столетии музыкальный инструмент приобретает сегодняшний вид и строение, а, начиная с XVII века, произведения для органа записывают на трех нотных станах, нижний из которых предназначен для педали.

Первый орган в России появился еще в XI веке, но в православных богослужениях в средневековье никогда не использовался.

Позднее Средневековье. Ars Antiqua. Ars nova

Ars Antiqua, или старинное искусство многоголосой музыки, ассоциируется, в первую очередь, с музыкальной школой Нотр-Дам в рамках многолетней дискуссии между сторонниками старого и нового искусства. Тем же термином именуют музыкальный стиль, зародившийся во Франции в XII-XIV веках. Весомый вклад в совершенствование органной музыки этого периода внесли талантливые магистры школы Нотр-Дам Альберто, Леони, Перотти.

Величественным символом Ars Antiqua с 1240 по 1320 года становится новый жанр музыкального произведения – мотет. Исполнители того времени считали его верхом совершенства в музыке, образцом гармонии, ритмики и контрапункта. Мотет нашел самое широкое распространение в христианских богослужениях, как правило, исполнялся в конце службы на родном для местности языке.

Термин Ars nova стал девизом многих передовых музыкантов XIV столетия, а Филиппе де Витри приписывают также и открытие музыкальной формы рондо.

Упоминание об истории Нового искусства будет неполным без школы итальянских мастеров Ars nova. В главных музыкальных центрах того времени, Флоренции и Болонье, вызрело свое, оригинальное музыкальное течение, которое нашло отражение в более светских формах музыкальных произведений – мадригале и качче.

Светская музыка: бродячие артисты и трубадуры

Музыкальная история содержит массу упоминаний об артистах бродячих театров. Начиная еще с VI столетия, переезжая из города в город, из замка в замок, они показывали на рыночных площадях простенькие представления, зачастую не совсем приличного содержания. Стараясь привлечь как можно больше публики, во время странствий артисты оттачивали не мастерство острого словца и манеру исполнения, но и варьировали свои музыкальные сочинения.

К XI веку популярность бродячих театров пошла на убыль, а в средневековую моду вошли профессиональные певцы-поэты, которые стали именоваться трубадурами (от провансальского trobar).

Северо-западная часть Европы также не была обделена светской музыкой, правда, там поэты-певцы назывались по-другому: на севере Франции – труверы, а в Германии – миннезингеры. Авторы, среди которых король Ричард Львиное сердце, Блондел де Несле, Теобальдо Шампанский, барон де Кюренгер и другие, донесли до нас более 2000 стихотворных произведений и песен. Интересно, что у миннезингеров тема поклонения даме и высоких чувств являлась практически единственным сюжетом в творчестве. Последние миннезингеры радовали слух европейской публики в XV веке.

Читайте также: