Музыка среди других искусств кратко

Обновлено: 04.07.2024

Много на свете различных видов искусства: литература, театр, кино, музыка, танец, живопись, скульптура, архитектура… Различен путь каждого из них к сердцу человека: одни мы воспринимаем зрением, другие – слухом. Произведения искусств и живут по-разному.

Оценить 423 1

Классный час на тему:

Замалеева Флюра Абдулхаковна

преподаватель по классу фортепиано,

ДШИ г.Зеленодольск РТ,

Много на свете различных видов искусства: литература, театр, кино, музыка, танец, живопись, скульптура, архитектура… Различен путь каждого из них к сердцу человека: одни мы воспринимаем зрением, другие – слухом. Произведения искусств и живут по-разному.

У них общая цель – передать людям мысль художника, его отношение к окружающему миру, к жизни, к другим людям. Поэзия и музыка существовали тогда в виде единого искусства – песни.

И не случайно эти стихи были сразу же подхвачены музыкантами и послужили основой для множества романсов. Кого только не привлекали эти строки: А.Варламова, М.Ипполитова-Иванова, Н.Метнера… Особенно известен дуэт А.Рубинштейна.

Греческая трагедия послужила образцом для создателей первых опер, возникших в кружке образованных любителей искусства. Произошло это во Флоренции, на рубеже XVI и XVII веков.

Родство пространственных искусств с музыкой не так легко обнаружить. Но оно существует, ведь музыка отражает не только то, что мы слышим в окружающем мире, но и то, что мы видим. Это основано на способности человека мыслить ассоциативно, то есть связывать иногда очень далекие представления по их сходству, смежности или, наоборот, по контрасту.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыка среди других искусств

Бинетова З.Р.

Музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств ( мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, т.е. формирования всесторонне развитой гуманной личности.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему впитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства.

Уроки музыки должны строиться на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, пластики) с целью объединения их в сознании детей в одну неразрывную область человеческого мышления и художественного познания окружающей действительности. Создание у детей целостного представления об искусстве – один из принципов построения уроков музыки, как уроков творчества.

Следующий принцип – это принцип построения урока на основе контрастного сопоставления художественного материала. Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринимать радость, если она оттенена грустью, и т.д.

Контрастное сопоставление материала облегчает восприятие творений искусства. Так, незаметно, преодолевается барьер специфической художественно-образной выразительности отдельных видов искусства, что помогает познать многомерность, разобраться в положительных и отрицательных эмоциях.

Музыка, литература, живопись охватывают жизнь человека всесторонне и полно. Идеи комплексного освоения искусства, восходящее к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность.

В дополнении к выше изложенному прилагается методическая разработка:

План - конспект урока музыки для 7класса

- Показать неразделимость музыки и жизни;

- Довести до понимания учащихся, что музыкальный образ – это

воплощенная в музыке частица жизни;

Способность понимать художественное произведение – не привилегия для избранных, особо одаренных. Ее можно развить.

Работа по теме урока.

Сегодня мы будем слушать музыку композитора Дмитрия Шостаковича.

- Как вы думаете, о чем рассказал композитор в этой симфонии? ( о событиях войны, о мужестве жителей родного города)

- Конечно, вы знаете, как драматично развивались события в начале войны, как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю.

Послушайте фрагмент симфонии и дайте ему название.

- Какое название можно дать этой музыке? (нашествие, угроза, наступление)

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка (что-то надвигающееся страшное…)

- Как можно охарактеризовать фашизм? (бездушие, безликость, жестокость, злость)

- А в музыке Шостаковича есть эти качества? (да, музыка как бы пытается охватить все пространство, пытается подмять все под себя)

- Как композитор отразил в музыке образ фашизма? (бесчеловечный лязг, скрежет гусениц фашистских танков)

- А в чем различие? В первую очередь - ритм. У Равеля – ритм танца, а у Шостаковича – ритм марша. У Равеля мелодия непрерывно льющаяся, песенно-танцевальная, а у Шостаковича – резкая, маршеобразная.

Мы познакомились с двумя различными музыкальными образами: образ разрастающегося, охватывающего все больше людей танца и образом разрастающегося бесчеловечного нашествия диких варварских сил. В музыке Равеля мы слышим как бы людей, а в музыке Шостаковича – только лязг и скрежет машин.

(Чтение цитаты Д. Шостаковича о Седьмой симфонии)

Благодаря нашим солдатам, победившим фашизм, мы сегодня можем петь и слушать музыку.

А теперь перед вами картина безмятежной, мирной жизни ребят Повсюду тишина и покой.

- Ребята, О чем говорит жест героини картины? ( добро, молитва, сердце на ладони, несущая свет, колыбельная)

- В жесте нет внезапного порыва, время словно замерло, чтобы свет дружбы сиял бесконечно.

А теперь, послушайте танку ( так называется пятистрочное японское стихотворение ) поэта Такубоку

Вот все, что я хочу,

Чтоб был передо мной –

Когда я думаю о людях.

- Как вы думаете, нет ли взаимосвязи между тремя видами искусства: литературой, живописью и музыкой? ( да, они взаимосвязаны и дополняют друг друга)

Когда все будут думать о людях, на нашей земле не будет войны. Делайте добро! Добро победит всегда!

1.Халабузарь П.П. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ и училищ искусств – М.: Музыка, - 1990

2. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. Учебных заведений. – М.: академия, 2000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При помощи данного материала можно понять, что музыка неразрывно связанна с различными видами искусств. и на некоторых примерах данной разработки очень легко можно построить интегрированный урок.

Отсюда видно, что результаты воздействия литературы на музыку не только значительны, но и интересны. Обратное влияние - музыки на литературу - не менее результативно.

Впечатления движения, свободного, лёгкого течения передаётся не только смыслом слов, но и упругим, лёгким ритмом, повторами слов, рифмой.
С искусством слова – поэзией, литературой – у музыки много общего. Им свойственно передавать жизнь в движении и развитии. Общим является то, что эти искусства человек воспринимает при посредстве слуха. Это более всего относится к стихам. Стихотворная речь особенно близка музыке.

Можно привести много примеров музыкального звучания стихов А. Пушкина, М. Лермонтова.

Музыкальность нередко присуща и прозе, например, у Гоголя.

«Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг.

Приведенные примеры свидетельствуют о широте выразительных возможностей музыки и о разнообразии форм и жанров.

Известно, что внутренние психологические стороны жизни человека отражаются через выражение. Так музыка прекрасно выражает чувства, эмоции, настроения, состояние, характер, волевое действие, безволие, кипучую энергию, бессилие и т.д.

Чтобы понимать музыку, прежде всего, нужно слушать ее. И слушать ее как можно больше.

Теперь давайте посмотрим как взаимодействовали музыка и изобразительное искусство.

Внутренний мир композиторов, многогранность их личности раскрывает портрет Ф. Шопена работы художника Э. Делакруа, М.П. Мусорского и А.П. Бородина, созданные И.Е. Репиным и др.

Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказывалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют сходные закономерности: для живописи, например, так же важно значение ритма, движения, как для музыки – колорита, симметрии. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве и о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там, и здесь.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Музыкальность живописи – это не только угадываемые, предполагаемые звуки- звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства. Такая связь живописи и музыки конечно же метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.

"Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве. Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре - музыку", - это уже из ХХ века, мнение Ле Корбюзье.

Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм - он един для всего! В архитектуре так же присутствует повторяемость и ритм ( колонн, барельефов. Окон, балконов и т.д.) Если говорить о формальном аспекте ( не вспоминая о духе, смысле и т. д.)- это и есть элементарный, внешний и банально – очевидный уровень сопоставлений. Архитектура - это не набор кубиков, а музыка не сводится к пьесам для ударных. И в архитектуре наличествует пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень. И в музыке есть великое многообразие мелодий, полифония, нюансы динамики, фактура и т.д. Такие эмоции как грусть, или веселье, возвышенность или загадочность, которые приносит нам музыка, можно испытать и любуясь на архитектурные шедевры.

Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка" стало крылатым. Оно не является результатом строгого научного анализа, это скорее всего итог образного, интуитивного ощущения некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией.

Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков. В основе архитектурной композиции – пространственная упорядочность.

Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

Танец и его взаимосвязь с музыкой.

Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение. Тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых нельзя отъединить от музыки. Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она поднимает настроение, располагает к веселью и танцу. Понять связь музыки и танца можно при углублении в историю древнего мира. Все интересное и новое в человеческой жизни сопровождается музыкой капель дождя, танцем огня, мелодией ветра, напевами журчащей воды, трелями птиц, движением облаков. Неудивительно, что для выражения собственного эмоционального состояния человек воспользовался инструментами и движениями, соединив их в танец с музыкальным сопровождением. Понять танец другого народа, уловить не ложащиеся на слух звуки музыки дает возможность соприкоснуться с душой этой страны. Если вы хотите поближе познакомиться с культурой страны, то вам необходимо потанцевать под песни национальных мелодий. Музыкальное сопровождение вальса отражает его воздушность и легкость, музыка для танго распространяет вокруг ауру страсти , музыка под стиль хип - хопа рассказывает о проблемах и жизненных переменах. Исполняя танец живота с просторов далекого Востока, ощущаешь всю загадочность и таинственность восточной музыки. Большинство греческих народных мелодий танцевальные, поэтому и танцы под их аккомпанемент овеянные радостью жизни. Музыка и танец – это две стороны одной медали. Они рассказывают о жизни народа одну историю, просто разными способами. Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале XX века эти положения оформились в концепцию. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально- ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Если у вашего ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, вы не ошибетесь с выбором, если определите его на занятия детскими танцами. Основная цель занятий любым видом танцев –всестороннее развитие ребенка. Занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Несмотря на большое количество школ и студий танцев, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Таков вкратце итог размышлений о взаимодействии музыки с другими видами искусства, взаимодействии, в котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем соприкасается. В этом диалоге с различными видами искусства музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Музыкальная гостиная "Музыка среди искусств"


"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей.

Тематическое музыкальное занятие " Композиторы смеются" из цикла "Дети слушают музыку".

Занятие по ознакомлению детей с классической музыкой.


Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.


Ввести детей в звучание окружающего мира, через музыку. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения. Повышать интерес к музыке.


Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.

Читайте также: