Мультикультурализм в канаде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Концепция мультикультурализма предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм также предлагает объединение культур без их слияния. И еще мультикультурализм призывает мирное сосуществование различных культур в одной стране.
Считается, что именно Канада и Австралия, возвели мультикультурализм в ранг официальной политики в 1970-е годы. В обеих странах поворот к мультикультурализму явился частью больших перемен в моделях иммиграции. Но надэтничная национальная самоидентификация Канады, т.е. канадская концепция мультикультурализма заслуживает самого серьезного внимания в первую очередь из-за своей несхожести с моделями австралийского и американского вариантов мультикультурализма.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Канадский мультикультурализм.docx

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………… ……..3

Канадский мультикультурализм……………………………… ………5

Список используемой литературы……………………………………12

Концепция мультикультурализма предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм также предлагает объединение культур без их слияния. И еще мультикультурализм призывает мирное сосуществование различных культур в одной стране.

Считается, что именно Канада и Австралия, возвели мультикультурализм в ранг официальной политики в 1970-е годы. В обеих странах поворот к мультикультурализму явился частью больших перемен в моделях иммиграции. Но надэтничная национальная самоидентификация Канады, т.е. канадская концепция мультикультурализма заслуживает самого серьезного внимания в первую очередь из-за своей несхожести с моделями австралийского и американского вариантов мультикультурализма.

Мультикультурализм зародился в Канаде как реакция на действия Королевской комиссии по билингвизму и бикультурализму, которые пытались достичь нового англо-французского компромисса перед лицом стремительно нарастающего франкофонского национализма в Квебеке. Были мнения, утверждающие, что Канада была основана не двумя, а тремя нациями, что аборигены были первой нацией и не могут быть просто отброшены. Подчеркивалось также, что этническая сложность Канады не может быть сведена к двум культурам. Эти мнения были услышаны интернационалистским правительством либералов, возглавляемым Пьером Трюдо, убежденным противником квебекского национализма. И в октябре 1971 года федеральное правительство сделало официальное заявление о мультикультурализме как цели публичной политики.

Мультикультурализм и его эквиваленты всегда были и остаются политически противоречивыми и часто порождают направленные против них движения, ставящие своей целью защиту единой культуры.

Из шести предложенных для рассмотрения мультикультурных стран, меня заинтересовала именно Канада. Потому что в соответствии с ежегодной статистикой ООН, Канада с 1993 по 1998 год занимала первое место в списке стран, считающихся лучшими в мире для проживания по совокупности важнейших критериев: общий уровень жизни, экология, культура и искусства, образования, уровень преступности и т. д.

Цель работы: проанализировать мультикультурную модель Канады.

Любая культура стремится обособиться, замкнуться в себе и открыться, войти в контакт с другими. Свой и чужой, такой как я, и не такой как я, другой, значит, чужой. Эти родоплеменные вопросы всегда находятся в нас. В наше время разные культуры все теснее соприкасаются, они, оставаясь самими собой, перемешиваются, переплетаются. Люди покидают свои дома и отправляются в неизвестном направлении в поисках лучшей жизни. Миллионы мигрантов устремляются с юго-востока на северо-запад. Отсюда можно увидеть не прошенных гостей в любой стране. Из-за слияния культур конфликтов больше, чем контактов. Вот тут и рождается мультикультурализм.

Канада возникла как переселенческая страна. Но ее политические институты и социально-экономический строй не имеют прямой преемственности с доколониальным развитием индейских народов на этой территории. Они коренятся в событии европейской колонизации, резко прервавшей это развитие и положившей начало новой истории страны.

Считается, что первыми европейцами, ступившими на канадскую землю около 1000 года до н. э., были исландские викинги. Однако они не смогли колонизировать страну. Вторая волна европейцев прибыла в период между 1480 и 1540 г. В 1497 г. несколько экспедиций на остров Ньюфаундленд положили начало британским притязаниями на канадскую территорию. В 30-х и 40-х годах в XVI веке французский мореплаватель Жак Картье совершил несколько экспедиций по реке Святого Лаврентия и объявил эти земли принадлежащими Франции. Однако в течение всего XVI столетия Франция и Великобритания не очень сильно соперничали из-за внутренних проблем. Но в XVII – XVIII вв. соперничество резко обострилось, и в 1763 году по Парижскому договору Новая Франция перешла во владения Великобритании. А 1 июня 1867 года Канада получила право формировать собственное правительство, не выходя из состава Британской империи. Канада фактически получила независимость и приняла название Доминион Канада.

Тема канадской самобытности сложна и многозначна, она неоднократно поднималась и в политическом, и культурологическом и историческом, и философском научных дискурсах как в самой Канаде, так и за ее пределами.

Эта устремленность государства к слиянию населения, которая различается по своим этнокультурным и религиозным традициям, в единое социальное пространство не мешает сохранению своеобразия каждой из культур, составляющих это многообразие. Мультикультурная модель Канады направлена на то, чтобы, формируя коллективный стиль жизни, не ограничивать возможности жизнедеятельности отдельного человека, проявление индивидуальности этнокультурного самовыражения, поддерживать языковое разнообразие. Опыт социальной и культурной политики Канады показывает, что решение социальных вопросов и создание условий для культурного самовыражения является основой для объединения населения. Этнокультурное многообразие не мешает формированию определенной гражданской идентификации. В пространстве повседневности мультикультурализм в Канаде воплощает концептуально оформленную стратегию культурной политики и одновременно выступает историко-культурным мифологизированным повествованием, с многочисленными сюжетами и историями, передаваемыми в свободной интерпретации все новым и новым иммигрантам, прибывающим в Канаду. Мультикультурализм соединен с обыденной реальностью и конкретностью, потому что в нем одновременно выражена потребность современного человека в мифологизации идеи и концепции, которую предложила своей стране власть, предложила как инструмент разрешения социальных конфликтов, возникающих на почве культурных различий. Объявив об этом всему миру в 1971 г., уже спустя семь лет она была закреплена в Акте о мультикультурализме (т.е. закона о сохранении и развитии многообразия культур в Канаде).

В Акте о мультикультурализме заложены основные принципы и цели культурной политики государства, которое должно:

– утверждать и способствовать пониманию того, что многообразие культур отражает культурное и расовое многообразие канадского общества, признавать свободу всех членов канадского общества на сохранение, развитие и распространение своего культурного наследия;

– признавать и способствовать пониманию того, что многообразие культур является основной характерной чертой канадского наследия и самобытности и содержит в себе бесценный потенциал формирования будущего Канады; – содействовать полному и равноценному участию отдельных лиц и сообществ всех видов в постоянной эволюции и формировании всех аспектов канадского общества и помогать им снимать все барьеры на пути такого участия;

– признавать существование сообществ, члены которых имеют общее происхождение и свой исторический вклад в канадское общество, и способствовать их развитию;

– обеспечивать всем индивидуумам получение одинакового отношения и одинаковой защиты по закону, уважая и отдавая должное при этом их многообразию;

– содействовать и оказывать помощь деятельности социальных, культурных, экономических и политических институтов Канады по признанию важности мультикультурного характера канадского общества;

– содействовать пониманию и творческим отношениям, возникающим в результате взаимодействия отдельных лиц и сообществ, имеющих разные корни;

– способствовать признанию и уважению многообразия культур канадского общества и содействовать распространению и возрастающей выразительности этих культур;

— сохранять и расширять использование других языков помимо английского и французского, укрепляя при этом статус и расширяя использование официальных языков Канады;

– способствовать развитию многообразия культур по всей территории Канады, оставаясь верным при этом положению о двух официальных языках Канады.

Формирование в обществе кросскультурного понимания и мышления, институционального отражения и закрепления разнообразия, преодоление расизма и любых форм дискриминации стали задачами на длительный период. Путем принятия специальных программ и проектов Канада движется к мультикультурной модели, корректируя и конкретизируя в зависимости от происходящих год от года изменений тематическую направленность этих программ. Сфера культурной политики, где на основе обозначенных приоритетов разрабатываются механизмы их реализации, становится смысловым и инструментальным пространством, который обеспечивает слияние мифа о мультикультурной реальности с такими формами культуры, как обряды, обычаи, мораль, художественная культура и т. д.

Политика культурного многообразия Канады обеспечивает условия для реализации прав коренных народов, подтверждает правильность решения о придании официального статуса двум основным языкам Канады — английскому и французскому, а также развивается на принципах гражданского равенства, гарантируя всем жителям страны возможность сохранять свою индивидуальность, гордиться своим происхождением и ощущать себя приобщенным к канадскому обществу.

Таким образом, общество может стать подлинно демократическим и свободным, при этом действия государства должны быть предельно конструктивными и полезными в ситуации множества культур, нужно научиться видеть интересы и тех, кто принимает иммигрантов, и тех, кто хочет жить и работать в новой стране. Нужно научиться достигать компромиссов, снимающих напряженность и конфликты. Для сохранения культурного разнообразия необходимо обеспечение дискурса согласия, совместного обсуждения проблем среди населения, разделяющего этику этого дискурса. Важную роль в поддержании общественной стабильности Канады играют государственные, политические и культурные символы, которые выражают фундаментальные для общества понятия равных возможностей гражданского участия, толерантности и социальной поддержки.

Вероятно, символы мультикультурализма, понятны именно тем, кто чувствует себя гражданином Канады. Эти символы призваны смягчить проблемы, связанные с трудностями сохранения и развития этнокультурной идентичности в многонациональном государстве. Согласно концепции символического интеракционизма Г. Блумера, личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются его участниками в ходе социокультурного взаимодействия. Поэтому культурные символы выражают возможность воплощения идеала мультикультурализма, выполняя роль, представителей разных культур и верований, которые осознают себя частью единого целого. Символы мультикультурализма соединяет опыт жизнедеятельности людей, проживающих на территории страны, независимо от того, какими жителями они являются коренными или иммигрантами.

Канадский мультикультурализм — это политика канадского государства, которая направлена на сохранение и развитие культурных особенностей каждой национальности в обществе.

Канадский мультикультурализм

Канада стала одной из первых стран, которая сформировала и применила политику мультикультурализма. Более того, из всех стран Северной Америки и Западной Европы мультикультурализм на законодательном уровне закреплен только в Канаде. На это есть несколько причин. Одна из главных причин – то, что население Канады делится на две большие группы: англоязычное и франкоязычное, при наличии коренного населения. До принятия мультикультурализма как национальной политики у меньшинств был выбор – ассимилироваться с франко-канадцами или с англо-канадцами и при этом жить в условиях достаточно напряженной толерантности, которую демонстрировали эти две группы.

Эта концепция должна была подчеркнуть уникальность каждого этноса, каждой культуры при формировании общеканадской идентичности. В условиях такого обширного национального состава стране потребовалось не одно десятилетие, чтобы все граждане стали считать себя частью Канадской нации. Политика канадского мультикультурализма направлена на решение конфликтов многонационального состава страны, признание равного статуса различных этносов и культур, а также на исключение вопроса о неравенстве между нациями.

Готовые работы на аналогичную тему

Достоинством мультикультурализма является то, что большое внимание в нем уделяется равным правам и возможностям, осуществляется поощрение и признание различных религиозных, этнических и других особенностей. Это привлекает большое количество мигрантов, особенно студентов и специалистов, что позволяет Канаде набирать специалистов со всего мира, регулировать демографическую ситуацию, поддерживать экономику. Политика мультикультурализма на данный момент помогает сохранить единство среди разных наций, в частности, англо-канадцев и франко-канадцев, дает им возможность воспринимать себя как полноценных равноправных граждан страны.

Однако существуют и сложности. Например, как отмечает исследователь О. И. Занаев, часть канадцев не имеет национальной идентичности, а влияние США это усугубляет. Ряд франко-канадцев считает, что несмотря на политику мультикультурализма, проводимую в Канаде, их интересы ущемляются.

Мультикультурные СМИ Канады

Мультикультурные СМИ (этнические СМИ, СМИ третьего языка) – это печатные издания, радиостанции, телеканалы, пишущие и вещающие на любом неофициальном языке, целевая аудитория которых – национальные меньшинства.

Активное развитие этнических СМИ началось в конце 1980-х годов, когда канадское правительство в ходе обсуждения положений Акта о мультикультурализме обратило внимание на то, что в медиапространство вовлечено очень мало представителей этнических меньшинств. Часть политиков выступила за внесение в закон положения, согласно которому у каждого этнокультурного меньшинства должен быть свой голос в СМИ.

Благодаря освещению событий на третьем языке этнические СМИ стали популярными среди иммигрантов, не владеющих официальными языками Канады. Такие СМИ оказались для них новым, даже единственным, источником информации о жизни в стране, о возможностях получить образование, переквалифицироваться и получить рабочее место.

Однако мультикультурные СМИ нельзя назвать безусловным инструментом адаптации. Этнические СМИ, вопреки ожиданиям, больше внимания уделяют событиям страны происхождения, нежели вопросам ликвидации языкового барьера, национальной интеграции и гражданским правам.

В то же время статьи, где представители меньшинств описываются в положительном ключе крайне редки и ограничены по тематике.

Таким образом, этнические СМИ играют важную роль в жизни мультикультурного общества Канады, в частности, они:

Самые интересные факты о странах мира, научные данные и аналитика из области мировой политики, истории и международных отношений.

понедельник, 15 октября 2018 г.

История возникновения канадского мультикультурализма


После Второй Мировой войны происходит сильное сближение с Штатами. В 50-е гг. данное явление даже вызывало беспокойство: влияние США становилось настолько всесторонним, особенно, в экономике, что появлялись сомнения в самостоятельности Канады. К тому же, связи с Великобританией как бывшей метрополией теряли силу [6]. Возможно, сближение с Соединенными Штатами вызвано объединением во время войны стран в борьбе против Германии, и США не проявляли признаков экспансии, как это было в середине XIX века. В 60-е гг. XX века влияние США в Канаде уже уменьшается.




В ответ на это в 1968 г., либеральное правительство П. Трюдо начало серию консультаций с лидерами коренных народов в новом направлении. На этих встречах лидеры аборигенов выразили озабоченность правительству, что договорные и специальные права никогда не были обозначены, обговорили исторические обиды, которые возникли и никогда не решались, особенно в случае земельных претензий. Коренные народы были заброшены в вопросах законодательства и национальной политики многие годы – об этом представители индейцев также говорили на встрече с правительством.

Но широкая масса племен отвергла эту идею, так как считала, что ассимиляция с основой канадского общества не является средством достижения равенства – они хотели остаться собой, но получить права как у канадского гражданина. Основная оппозиция возникла из нескольких организаций, в том числе Национального индийского Братства и его провинциальных глав. Несогласные с Трюдо считали, что документ обращал внимание к проблемам, поднятым в ходе консультаций, и оказался последней попыткой ассимиляции коренных народов в канадское общество. Лидеры полагали следующее: вместо того, чтобы иметь дело с первыми нациями справедливо и надлежащим образом, федеральное правительство избавляло себя от исторических обещаний и обязанностей.


Индейский Акт был пропитан гендерной предвзятостью, это стало причиной выступлений женщин в 70-80-е гг. XX века. Женщина считалась полностью зависимой от мужа. Жанетт Лаваль, Ивонн Бедард и Сандра Лавлейс утверждали, то подобными положениями власть нарушают Канадский Билль о Правах, но их заявки были не рассмотрены в суде. Только в 1981 году по просьбе Сандры Лавлейс Комитет ООН заявил о нарушении прав человека в Канаде. Индейские женщины терпели гендерный гнет более века.

История существования Индейского Акта в очередной раз демонстрирует наличие и развитие расистских идей в Канаде, происходящих от верхушки правительства[32]. Остается несколько непонятной озлобленность и жестокость по отношению к индейским племенам – в этой ситуации выходцы из Европы и их потомки проявили себя не как мирные колонисты, а как захватчики.

Существенные изменения в канадском иммиграционном законодательстве, направленные на упорядочение процесса прибытия переселенцев в соответствии с внутри- и внешнеполитическими реалиями и нуждами государства, происходили с регулярной частотой. В 1962 г. были введены понятия спонсорства и профессиональной иммиграции, в 1967 г. разработана система определения квалификации и знания языка для желающих получить разрешение на проживание в Канаде по баллам, в 1976 г. разведены понятия беженцев и иммигрантов[33]. К концу 1960-х гг. предыдущая политика расовой дискриминации в иммиграционной системе была отменена, а в 1971 г., впервые большинство новых иммигрантов были неевропейского происхождения - прецедент, который сохранялся до настоящего времени.


Примечательно, что правительство отчасти смогло решить в нем проблему с индейцами – они, так же как алеуты получали гражданство, то есть, не выносились отдельной категорией с ограниченными правами в другие акты. Данный документ не разжег бы противоречия между англо- и франкоканадцами: один из пунктов говорил о том, что претенденту на гражданство 20 лет проживания в стране может заменить знание английского или французского языка[36]. То есть, языки и люди, говорящие на них, были уравнены в правах.

В 1976 г. в Канаде был принят новый закон о гражданстве, вступивший в силу 15 февраля 1977 г., действует и в настоящее время. По закону были сняты ограничения на двойное гражданство, изменены условия приобретения или отказа от канадского гражданства, существовавшие с 1946 г[37].

Федеральное правительство премьер-министра Пьера Трюдо заявило о своей приверженности принципу мультикультурализма в 1971 г. и, таким образом, формализовало политику по защите и поощрению разнообразия, признанию прав коренных народов, а также поддержанию использования двух официальных языков Канады[38]. Это привело к созданию в 1973 г. министерства мультикультурализма, а также Канадского консультативного совета по вопросам мультикультурализма[39].

В то время недоверие по отношению к культурному многообразию возникло в результате неясностей политических заявлений, а тонкие, но необходимые различия между культурной ассимиляцией и структурной интеграцией не всегда были четко сформулированы.

Канадский мультикультурализм имеет четкую гуманитарную направленность. Мультикультурализм, как всеобъемлющая общественная доктрина, пришел, чтобы быть правильным ответом для народа Канады, чтобы создать свое уникальное, последовательное и инклюзивное общество, которое гарантирует равенство, свободу, справедливость и уважение ко всем своим гражданам. Различные культуры, религиозные доктрины, социальные ценности и этнические группы заслуживают равного уважения.

[1] Нохрин И.М. Национальная политика в Канаде в годы Первой мировой войны // Политические культуры на Востоке и Западе: взгляд из Сибири. Иркутск, 2015. С. 176-186.

[4] Crowley L.B., Marshall Bs.S. The Canadian Century: moving out of america’s shadow. – Toronto, 2013. - Р. 13.

[6] Нохрин И.М. Национальная политика в Канаде в XX веке: учебное пособие. - Челябинск, 2016. - С. 63.

[7] Нохрин И.М. Межэтнические отношения и национальная идеология в Канаде в Новое время. Челябинск: Энциклопедия, 2016.

[9] Morrison K. L. Canadians are not Americans: myths and literary traditions. - Toronto, 2003. - P. 123.

[10] Day R. J.F. Multiculturalism and the History of Canadian Diversity. – Toronto, 2000. – P. 149-150.

[12] Porter J. The Vertical Mosaic: An Analysis of Social Class and Power in Canada. - Toronto, 1965. - P. 387.

[13] Morrison N. Royal Commission on Bilingualism and Biculturalism // The Encyclopedia Americana. - 1994. - Vol. 5.- P. 324.

[15] Horn C.B. Perspectives on the Canadian Way of War: Serving the National Interest. - Dundurn, 2006. - P. 247.

[17] Giokas J. The Indian Act / Evolution, Overview and Options for Amendment and Transition. - Ontario, 1995. - P. 70.

[20] Тишков В.А., Стельмах В.Г., Чешко С.В. Тропой слез и надежд (Книга о современных индейцах США и Канады). - М., 1990. - С. 83.

[23] Indian Association of Alberta. Citizens Plus. (“The Red Paper”) Edmonton: Indian Association of Alberta, 1970. P. 25.

[32] Tobias J. L. Protection, Civilization, Assimilation: An Outline of Canada’s Indian Policy. - Toronto, 1991. - P. 138.

[43] Kelley N., Trebilcock J.M. The making of the mosaic: a history of Canadian immigration policy. – Toronto, 2010. – P. 79.

[46] Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. – Toronto, 1996. – P. 76-78.

[47] Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A Liberal Theory of Minority Rights. – Toronto, 1996. - P. 83.


home

user-header

В классе, в котором я преподаю в это семестре, тридцать человек, и примерно четверть из них составляют дети иммигрантов из Южной Азии, Африки и Ближнего Востока.

Несмотря на вереницу предков-канадцев, Эрика - чистокровная японка. Все ее родственники заключали браки внутри диаспоры.

Многие канадцы китайского происхождения родились и выросли в семьях, где на английском говорили с начала двадцатого века. В это время Канада пригласила на работу тысячи китайских рабочих - строить железную дорогу. Приехавшие рабочие выживали с сложных условиях и подвергались массовой расовой дискриминации. В Ванкувере в районе Чайнатаун стоит памятник первым китайским иммигрантам. Из-за близости Ванкувера и Азии, в город приезжает много азиатов-туристов. По выходным центр Ванкувера напоминает Пекин.

В Калгари есть множество школ с обучением на русском языке. Многие дети русскоговорящих родителей, приехав в страну совсем ещё маленькими детьми, свободно говорят по-русски. Почему-то и менталитет остаётся таким же. Общаться молодые русскоговорящие предпочитают внутри своих кругов.

Университет тоже имеет множество разных культурных клубов. Как-то раз мусульманское сообщество университета объявило день ношения хиджаба. Любой желающий мог примерить хиджаб, с радостью предлагаемый волонтерами. Индусы-ситхи подхватили идею и зазывали весь день всех желающих примерить чалму.

До сих пор не могу понять, почему американские служащие аэропортов принимают ситхов за террористов??

Мусульмане празднуют Рамадан, китайцы отмечают Новый год, ливанцы устраивают вечеринки с танцами живота и везде можно услышать чистый английский без примеси этнического акцента. Недавним иммигрантам немного неудобно на таких вечеринках, ведь их канадские друзья из диаспоры похожи на них лишь внешне, а внутренне давно ощущают себя канадцами.

Белые канадцы тоже не считают себя единым целым.

Западная Канада славится огромной украинской общиной. Я иногда посещаю украинскую церковь, где прихожане с немного странными именами вроде Джона Иваненко или Келси Ткачук говорят на смеси украинского и английского, носят вышиванки и подают борщ и вареники по воскресеньям. Службы проходят на украинском языке. В местном супермаркете можно купить вареники с начинкой из картошки и бекона. Вареники иногда продают в студенческом кафетерии. Прожаренные на сковороде, с луком.

У иранцев и ливанцев в Калгари большая община. Скорее всего, потому что на волне нефтедобычи в город приехало много инженеров. Ливанок я раньше постоянно путала с латиноамериканками - похожий типаж лица и темперамент. Моя инструкторша по йоге Карен постоянно казалась мне испанкой а-ля Пенелопа Крус. Но ее семья приехала из Ливана.

Несмотря на тридцатилетие с момента провозглашения мультикультурализма, цветных канадцев часто спрашивают, из какой страны они приехали. Многие этнические канадцы жалуются на проявления расизма. Эфиопка Тина и индуска Таруник пожаловались мне на преследование охранниками в супермаркете. Охрана почему-то решила, что они пытаются что-то украсть.

Вид Торонто, Канада

В Канаде государственный мультикультурализм (тот самый, что якобы потерпел неудачу) никогда не был нацеленным исключительно на защиту различий политическим курсом (хотя это не означает, что он не может к этому привести, и что это обязательно к лучшему). В 1971 году мультикультурализм задумывался в первую очередь как программа по строительству нации, противовес национализму в Квебеке.

В Европе бушует ураган. Экономический рост застыл на месте, безработица бьет новые рекорды, а социальное государство сдает позиции. Тем не менее, кризис не ограничивается лишь общественной и экономической средой: он касается в том числе и европейского самосознания, а также символизирующего его института, то есть Евросоюза.

С такой перспективы присужденная ЕС в прошлом году Нобелевская премия является лишь попыткой прикрыть неудачи европейской интеграции. Европа не сумела расширить сотрудничество в политической сфере, и сейчас ее раздирают сомнения по поводу того, что она из себя представляет, и по какому пути ей нужно пойти. Главный вопрос выглядит следующим образом: обречен ли Евросоюз на то, чтобы так и остаться политико-экономической поделкой, или же он все-таки несет в себе более масштабный проект?

В нынешней атмосфере неопределенности по поводу самосознания некоторые политические лидеры (например, Дэвид Кэмерон, Ангела Меркель и Николя Саркози), журналисты и интеллектуалы решили захлопнуть и так едва приоткрытую дверь мультикультурализма под тем предлогом, что он потерпел неудачу. Тем не менее, такая точка зрения поднимает целый ряд проблем, так как свидетельствует о глубоком непонимании сути мультикультурализма, что осложняет использование его в политических целях.

Канадский мультикультурализм

Сначала нужно сделать ряд уточнений. Прежде всего, нет какого-то одного мультикультурализма: их существует целое множество как в Европе (Нидерланды, Великобритания), так и по всему миру (Австралия, Канада). Далее, все его формы отличаются друг от друга, так как включают в себя разные культурные, этнические и религиозные группы, а также организационные договоренности. Таким образом, для подтверждения вывода о провале мультикультурализма нужно доказать неудачу всех его вариантов.

Студенческий протест в Монреале

Наконец, Канада занимает особое место среди этих стран. На то есть сразу две причины.

Во-первых, она первой сделала мультикультурализм официальной государственной политикой в 1971 году и вошла в число немногих государств, которые придали ему конституционный статус (статья 27 канадской хартии прав и свобод в преамбуле к Конституции 1982 года). Мультикультурализм — это идеология Канады в той же мере, как республика — это идеология Франции.

Во-вторых, именно здесь в начале 1990-х годов зародился современный мультикультурализм в политической теории с публикацией работ таких специалистов как Чарльз Тейлор (Charles Taylor) и Уилл Кимлика (Will Kymlicka). С тех пор Канада сохраняет за собой место центра научных теорий по обустройству государства в соответствии с идеалом мультикультурализма.

В Европе канадский мультикультурализм зачастую воспринимают как способный вызвать симпатию (или даже тревогу) шаг, который заключается в признании культурных различий с целью сохранения разнообразия как такового и позволил маленьким сикхам брать с собой в школу кипран (решение Верховного суда от 2006 года), дал квебекцам возможность сформировать собственные франкоязычные институты и гарантировал по Конституции соблюдение прав коренных жителей.

Что такое мультикультурализм?

В Канаде государственный мультикультурализм (тот самый, что якобы потерпел неудачу) никогда не был нацеленным исключительно на защиту различий политическим курсом (хотя это не означает, что он не может к этому привести, и что это обязательно к лучшему). В 1971 году мультикультурализм задумывался в первую очередь как программа по строительству нации, противовес национализму в Квебеке.

Изначально канадский мультикультурализм разрабатывался как фундамент для строительства эрзаца национального самосознания, если хотите, его облегченной версии. Это был ответ правительства Трюдо на политическую напряженность 1960-х годов, которая достигла своего апогея с принятием закона о военных мерах в Квебеке в октябре 1970 года.

Если в Европе мультикультурализм воспринимается как некая инициатива по признанию отличий (или вызывающий тревогу проект дробления общественного пространства), в Канаде он заложил путь для движения нации к обретению своего самосознания. Таким образом, мультикультурализм нацелен не на разделение национального сообщества, а как раз на его формирование с признанием разнообразия (пусть иногда оно и носит чисто декларативный характер) в качестве основы.

Массовое шествие студентов в Монреале

Канадский мультикультурализм отнюдь не провалился, а стал нетипичной инициативой построения нации, которая может записать на свой счет определенные успехи. Так, например, поддержка политической автономии Квебека застыла на месте или даже пошла на спад (в 1990-х годах все было совершенно иначе), доверие людей (друг к другу и государственным институтам) в Канаде одно из самых высоких в мире, что относится и к другим общественным показателям, таким как счастье (по данным Gallup World Poll в 2012 году Канада уступила здесь только Дании) и субъективное благополучие.

Разумеется, в стране кленовых листьев тоже хватает проблем (это касается, например, соблюдения системы двух государственных языков и ситуации с коренным населением). Тем не менее, нельзя не признать, что поддержка канадского проекта набрала силу с 1970-х годов.

Что это означает для Европы?

У Евросоюза есть две общих с Канадой черты, по крайней мере, общих с Канадой 1960-70-х годов: раздробленность населения по разным этническим и культурным группам, а также слабое национальное/общественное самосознание. Так, если отталкиваться от того, что общеевропейский проект хотят сохранить, и что он должен пойти по пути расширения политической интеграции, отнестись с пренебрежением к канадскому мультикультурализму вряд ли возможно.

Как бы то ни было, ничто из этого не означает, что происходящее на другом берегу Атлантики необходимо в неизменном виде перенести в Европу, или что ЕС нужно сформировать у себя аналогичную официальную идеологию (хотя общих черт здесь достаточно, в частности в лингвистическом плане). В любом случае канадский опыт представляет собой важный пример, который должен навести на размышления по поводу культурных и языковых различий. Канадский мультикультурализм представляет интерес скорее даже не с точки зрения своего содержания, а того, как он был сформулирован и на какие вопросы построения государственной системы должен был найти ответ.

В современных европейских условиях разговоры о конце мультикультурализма оттесняют на второй план то, чем он может стать и для чего оказаться полезным. Всем те, кто убеждены в том, что ЕС должен продвигаться вперед в плане политической интеграции, необходимо всерьез рассмотреть канадский опыт. Дело в том, что для достижения этой интеграции европейским институтам понадобится нечто более существенное, чем единая валюта, центробанк, бюрократия, парламент и комиссия.

Если в Европе действительно хотят сформировать единое самосознание, то стратегию, которой придерживалось большинство европейских государств в начале процесса национального строительства (утверждение единого языка, пристрастного взгляда на исторические события, символов большинства и т.д.), никак нельзя назвать приемлемой или даже возможной. Поэтому пришло время присмотреться к другому пути.

Читайте также: