Мозаика техника создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что такое мозаика? Мозаика – это декоративное искусство создания рисунков и узоров на поверхности путем размещения небольших цветных кусочков стекла, мрамора или других материалов в слое из цемента, гипса или клея. Используемая как форма внутреннего или внешнего украшения и первоначально разработанная в Древней Греции, мозаика широко применялась римскими мастерами, в основном, для украшения полов. Позже, в эпоху византийского искусства, художники специализировались на создании мозаичных рисунков для стен и были известны своими блестящими шедеврами из золота и разноцветного стекла. Как форма орнаментального христианского искусства, мозаика во времена Возрождения уступила место фресковой живописи. Возрождение этого искусства произошло в 19 веке, когда многие общественные здания стали вновь украшать мозаикой (например, Вестминстерский католический собор). Теперь, как правило, для этого использовали массового произведенную керамическую плитку или стекло. Определенные стили дизайна, такие как готическое возрождение и ар-нуво, предоставили новый дизайн и использование этой формы искусства. Сегодня мозаика остается популярным ремеслом во всем мире, ее продвигают такие организации, как Британская ассоциация современной мозаики (BAMM) и Общество американских мастеров мозаики (SAMA) и она доступна в качестве предмета в некоторых из лучших художественных школ Америки и Европы.

Как создаются разные типы мозаики?

Существует три основных способа построения мозаики: прямой метод, косвенный метод и двойной косвенный метод.

❶ Прямой метод построения мозаики включает прикрепление отдельных элементов непосредственно к поверхности выбранной опоры. Предварительно могут быть сделаны наброски на украшаемом участке. Прямой метод был популярным подходом используемым традиционными художниками при выполнении многих известных европейских мозаик стен и потолка. Он также используется в сочетании с поверхностями трехмерных объектов, таких как вазы. Одним из недостатков прямого метода является то, что мозаист должен работать непосредственно на участке, который нужно декорировать, что может оказаться невозможным в течение длительного времени. Современное усовершенствование предполагает использование сетки из стекловолокна. Мозаика создается на сетке в мастерской художника перед тем, как разместиться ​​на своем окончательном месте.

❷ Непрямой (косвенный) метод создания мозаики, обычно используемый для крупномасштабных заказов с повторяющимися элементами дизайна. Компоненты (стекло, плитка и т.д.) крепятся лицевой стороной вниз на липкую основу. Позже их отправляют в конечный пункт назначения. Преимущество такого подхода в том, что он дает художнику возможность вносить изменения.

❸ Двойной косвенный метод подобен косвенному методу с дополнительной стадией. Вместо того, чтобы класть плитки лицевой стороной вниз на липкую основу, они кладутся лицевой стороной вверх. Это позволяет мастеру мозаики увидеть создаваемый узор. Как только мозаика закончена, поверх нее наносится еще один слой липкой основы. Затем снимается исходный слой. Затем мозаику можно перенести на место окончательного размещения.

Примечание : Мозаика отличается от инкрустации тем, что ее составные элементы покрывают поверхность полностью, в результате повышая уровень конечного слоя (иногда для этого предварительно готовится выемка). Каждый фрагмент мозаики невелик и декоративное значение он приобретает только тогда, когда он является частью общего дизайна.

Компьютерные проекты

Теперь мозаику можно создавать с помощью программного обеспечения автоматизированного проектирования (САПР). Эти программы могут использоваться отдельными мастерами или роботизированными производственными системами. Чтобы ускорить процесс изготовления мозаики, устранить ошибки и снизить затраты, мозаики теперь собираются роботами, управляемыми компьютером, а не вручную. Производство может быть в десятки и сотни раз быстрее с меньшим количеством ошибок.

Творческие атрибуты мозаичного искусства

Мозаика, как вид искусства, ближе всего к живописи: они представляют собой двухмерное изображение. Также и мозаика и роспись подходят для масштабной отделки поверхностей. Однако, в отличие от живописца, мозаист ограничен в цветовой палитре и выборе материалов. Таким образом, чрезвычайно трудно добиться того же тонального изменения света и тени, которое может быть достигнуто с помощью (скажем) масляной краски, цветовой спектр которой огромен. Тем не менее, мозаика имеет атрибуты, которые делают ее более эффективной для создания восприятия на расстоянии. Главным из них являются световозвращающие качества используемых стеклянных мозаичных элементов , которые можно еще больше усилить, нанеся золотую или серебряную фольгу на заднюю часть стеклянных элементов или установив элементы под углом отражения.

История мозаичного искусства

Самые ранние известные мозаики, созданные с использованием гальки, датируются 8 веком до нашей эры. Эта техника работы с галькой используемая как для тротуаров, так и для стен, позже была значительно усовершенствована греческими мастерами в V веке. Они научились создавать замысловатые узоры используя камешки диаметром от одного до двух сантиметров. Контуры создавали с помощью крошечных черных камешков, а к 4-му веку для большего разнообразия были добавлены цветные камни, окрашенные в красный и зеленый цвета, что помогло греческим художникам создавать сложные геометрические узоры, а также детализированные сцены людей и животных. (См. Также: Греческое искусство.)

Каменные полы

На протяжении всей классической античности мозаика оставалась в первую очередь техникой украшения тротуаров или полов, где прочность была главным приоритетом. Камень, особенно известняк и мрамор идеально подходили для этой цели. Его можно было разрезать на крошечные кусочки и его естественный оттенок обеспечивал достаточный базовый диапазон цветов для большинства живописных дизайнов.

Тессеры и первое использование стекла

В эпоху эллинистического искусства (323–27 гг. до н.э.), греческие мозаисты добились дальнейшего прогресса. Во-первых, они начали использовать не только камень, но и стекло. Стекло можно было изготовить практически любого оттенка, что значительно расширило цветовую гамму, доступную художнику. К концу 3-го века до нашей эры возникли небольшие фабрики по производству специальных мозаичных элементов ( тессеров ), предлагающих достаточно дополнительных деталей, чтобы позволить мастерам мозаики имитировать картины. И хотя стекло не подходило так, как камень для тротуаров и полов, его легкость делала его идеальным для настенной мозаики, где декоративные качества были важнее долговечности.

Римские мозаики

Греческие мастера были наняты в большом количестве Римом после того, как Греция пришла в упадок, хотя римляне использовали мозаику в основном для полов в домах. Выдающиеся образцы сохранились в Геркулануме, Помпеях и Остии. Мозаичные рисунки в римский период – обычно посвященные сценам, прославляющим богов, домашним темам и геометрическим узорам – выполнялись по всей Римской империи, но уровень навыка не всегда был высоким. Мозаики, сделанные в Северной Галлии или Римской Британии, например, были заметно более примитивными, чем итальянские и греческие образцы. (См. Также римское искусство.)

Стеклянные стены

Византийская мозаика

С падением Рима, Византия (Константинополь) стала центром христианства и привлекла огромное количество римских и греческих мастеров, в том числе мастеров мозаики. Действительно, в этот период мозаика достигла новых высот творчества и техники, став важной чертой византийской архитектуры. Новые стеклянные тессеры ( смальты ) изготавливались из толстых листов цветного стекла. Смальты содержали осадок, поэтому свет преломляется в стекле. Также в VI веке византийские мозаисты разработали метод установки стеклянных мозаик в клеевой раствор под острым углом , чтобы отражать еще больше света. Эти улучшения привели к созданию великолепных мерцающих мозаик византийского периода.

Лучшие византийские мозаики были в основном библейским искусством, созданным для церквей и мечетей в Константинополе, таких как Собор Святой Софии и для зданий по всей Византийской империи. (См. Также: Христианское искусство, византийский период.) Известные примеры: произведения, созданные в Дафни около Афин (11 век); в соборе Равенны и в церквях Сан Аполлинер Нуово и Сан Витале (XII век); в Торчелло недалеко от Венеции и в Капелле Палатин (Дворцовая часовня); в соборе Монреале в Палермо (все 12 век) и в соборе Святого Марка в Венеции (с 11 по 14 века). (О других формах средневекового декора см.: Искусство витражей.)

Исламская мозаика

Тем временем, начиная с VIII века исламские художники начали включать мозаику в декоративные схемы своих мечетей. Мозаика была идеальной формой украшения для исламского искусства, которое запрещало фигуративные изображения в религиозных зданиях, вместо этого сосредотачиваясь на абстрактных или геометрических рисунках. Когда мавры вошли в Испанию из Северной Африки, они принесли исламскую мозаику на Пиренейский полуостров. Эти мавританские мозаики, выполненные из камня, стекла и керамики, можно увидеть в Большой мечети в Кордове и во дворце Альгамбра в Гранаде.

Мозаика продолжала быть характерной чертой романского искусства (1000–1200 гг.) и готической архитектуры, хотя и в меньшей степени.

Вытеснение фресками

С появлением искусства эпохи Возрождения (около 1400 г.), мозаика постепенно пришла в упадок как вид искусства: не в последнюю очередь потому, что фресковая живопись предлагала больший реализм для художников, которые в любом случае устали от стилизованного декоративного качества византийского искусства.

XIX век

Возрождение мозаичного искусства произошло во второй половине XIX века, когда многие общественные здания часто украшали мозаичными узорами и картинами, как правило из керамической или стеклянной мозаики массового производства. Примеры этого – мозаики в византийском стиле в Вестминстерском соборе в Лондоне и в базилике Сакре-Кер в Париже. Готическое возрождение в архитектуре оказало важное влияние, как и события в венецианской стекольной промышленности. Производство мозаики также стимулировалось движением ар-нуво: см., например, исключительные керамические мозаики Антонио Гауди (1852-1926) и Хосепа Марии Жужоля в парке Гуэля в Барселоне.

Интересной современной мозаикой является мозаика половинного размера Гобелена Байё, созданная в 1979-99 годах Майклом Линтоном. В настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение в городе Джеральдин, Новая Зеландия.

Самая знаменитая византийская мозаика XII века находится в соборе Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) – это изображение Христа Пантократора (Спас Вседержитель) в верхней южной галерее. Прекрасный образец средневекового религиозного искусства Восточной Православной церкви.

Категории визуального искусства
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.

Значение искусства
Подробнее о различных видах
изобразительного и декоративного искусства см.:
Значение и определение искусства.

Мозаика – это вид искусства, где изображение создано из небольших кусочков цветного стекла, камня или других материалов. Он часто используется в декоративном искусстве или в качестве внутренней отделки.

Мозаика имеет долгую историю, начиная с Месопотамии в 3-м тыс. до нашей эры. Мраморная мозаика встречается в Микенской Греции, позже в классический период, так и в Древнем Риме. Раннехристианские церкви, начиная с 4-го века, были украшены настенной и потолочной мозаикой. Мозаичное искусство процветало в Византии с 6 по 15 века; эта традиция была воспринята Нормандским королевством на Сицилии в 12 веке. Это произошло под влиянием Венеции. Ранние православные храмы на Руси также украшались мозаикой.

Мозаика вышла из моды в эпоху Возрождения, хотя такие художники, как Рафаэль, продолжали ее использовать. Римское и византийское влияние побудили еврейских художников украсить синагоги 5-го и 6-го века на Ближнем Востоке мозаикой на полу.

Помимо выбранных материалов и цветов на общий вид мозаики влияет ряд дополнительных факторов:

  • Размер и форма элементов
  • Размер интервалов (зазоры или стыки между элементами мозаики)
  • Цвет грунтовки

Прежде всего, важен способ, каким элементы и стыки выровнены, различные техники можно использовать для создания визуального эффекта движения мозаики. Такой способ укладки носит название andamento и может использоваться различными методами с комбинацией техник. Существует ряд техник, описывающие содержание работы ("opus"). (Иногда встречается частичное совпадение в способе использования этих терминов).

opus vermiculatum

которые как будто извиваются (пример - ниже).

Чаще всего два или три ряда opus vermiculatum выглядят словно ореол, окружающий какое-либо изображение в мозаике, выделяя, таким образом,

этот отдельный элемент.

opus musivicum

Эта техника напоминает рябь на поверхности озера, повторяющиеся ряды мозаики распространяются веером, наполняя фон,

как видно на фото мозаики с птицей.

Таким образом создается эффект подвижности.

opus palladinium

Чаще всего данная техника применяется в более современных работах.

Примером может служить мозаика художницы-абстракционистки Шейлы Хадсон.

Используя эту технику особенно важно соблюдать дистанцию между элементами настолько равномерно, насколько это возможно, чтобы сохранить равновесие изображения.

opus sectile

В этой технике вместо составления изображения из множества мелких деталей используются детали особой формы,специально вырезанные из более крупного камня или плиток. Прекрасный пример такой техники мы можем увидеть в работе Diedre Hjelle.

opus regulatum

Как следует из названия, это стандартная форма расположения элементов, наподобие кирпичной кладки или шахматной доски.

Слева приведены примеры изображений с использованием данной техники: сверху – абстрактный рисунок, снизу – фото оформления станции метро

Tottenham Court, где в технике opus regulatum выполнен фон.

Это техника активно использовалась римлянами

opus regulatum

Как видно на фотографии, сочетание opus regulatum (так же известна как opus classicum) с другими техниками создает очень ясный и чёткий образ.

opus tessellatum

opus tessellatum

Эта техника так же используется для оформления фона мозаики, линии располагаются горизонтально или вертикально, как узор кирпичной стены (но не одновременно, это уже будет opus regulatum). На картинке ниже приведен пример Римской мозаики с использованием вертикального способа. При использовании данной техники убедитесь, что ни один элемент не располагается поперек соседних рядов, так как в результате такое расположение будет бросаться в глаза и привлекать внимание.

В независимости от того, какую технику или сочетание техник вы выбрали, не бойтесь экспериментировать и, что немаловажно, получайте удовольствие от процесса создания мозаики, которая в дальнейшем будет радовать вас долгие годы!

Первый урок поведает об истории мозаики. В нем мы кратко расскажем откуда появилась мозаичная техника, как развивалась, какие материалы использовались изначально и как техника изменилась до нашего времени. Если видео вам понравится, и вы захотите узнать еще больше о истории мозаики, о знаменитых памятниках и произведениях - посмотрите наши бесплатные онлайн-лекции "Мозаика Равенны"!

1.2. Все о мозаике. Материалы для мозаики.

Во втором уроке мы рассмотрим следующие материалы для мозаики - натуральный камень (мрамор), смальта и стеклянная мозаика (плитка). Как и где применяются, как обрабатывается материал и многое многое другое.

Хотите научиться собирать мозаику из разных материалов?

Наш онлайн-курс "Основы мозаики" поможет вам научиться работать с тремя различными материалами. Вы узнаете новые способы монтажа, попробуете профессиональные инструменты для мозаики и соберёте три полноценные работы! Также вы можете пройти профессиональное обучение в нашей школе и освоить все необходимые техники и материалы для мозаики.

1.3. Все о мозаике. Инструменты для мозаики.

Третий урок посвящен инструментам для работы с мозаикой. Подробно расскажем об итальянских, российских и китайских инструментах. Покажем какие инструменты используются при изготовлении мозаики, а именно расскажем про молоток для смальты, харди, кусачки. Инструменты для мозаики можно подробнее изучить на нашем сайте инструментов и материалов для профессиональных мозаичистов artworker.shop.

1.4. Все о мозаике. Клеи и затирки для мозаики.

В четвертом уроке мы расскажем на какие клеи можно монтировать мозаику и какой затиркой лучше затирать. Почему стоит выбрать тот или иной клей или затирку, особенности каждого из этих материалов. Рассчитать необходимое количество затирки на площадь работы можно при помощи нашего специального калькулятора.

Читайте также: