Мотивация в деловом общении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мотивация персонала – это эффективная система методов для повышения производительности труда.

Понятие и сущность термина

Мотивация персонала включает в себя совокупность стимулов, которые определяют поведение конкретного индивида. Следовательно, это некий набор действий со стороны руководителя, направленный на улучшение трудоспособности работников, а также способы привлечения квалифицированных и талантливых специалистов и их удержания.
Каждый работодатель самостоятельно определяет методы, которые побуждают весь коллектив к активной деятельности с целью удовлетворения собственных потребностей и для достижения общей поставленной задачи. Мотивированный сотрудник получает удовольствие от работы, к которой привязан душой и телом, и испытывает радость. Насильственным образом этого достичь нельзя. Признание достижений и поощрение работников – непростой процесс, требующий учета количества и качества труда, и все обстоятельства возникновения и развития мотивов поведения. Поэтому для руководителя крайне важно выбрать правильную систему мотивации в отношении подчинённых, причем к каждому требуется особый подход.

Система мотивации персонала: понятие, разработка

Это комплекс мероприятий, направленный на внутренние ценности и потребности подчиненных, стимулирующих не только к работе в целом, но и прежде всего к усердию, инициативности и желанию трудиться. А также к достижению поставленных целей в своей деятельности, к самосовершенствованию профессионального уровня, и повышению общей эффективности предприятия. Система мотивации персонала состоит из двух компонентов.

Компенсационная система

Она включает в себя следующие составляющие:

  • Оплату труда.
  • Выплаты при нетрудоспособности.
  • Страхование работника.
  • Плату за сверхурочную работу.
  • Компенсацию при потере места.
  • Оплату, равнозначную получаемому доходу.

Не компенсационная система

В нее входят такие методы:

  • Улучшение душевного состояния и расположения духа, различные комплексы программ для повышения квалификации, интеллекта, эрудиции, самосовершенствования.
  • Мероприятия, направленные на поднятие самооценки и собственного достоинства, на удовлетворение от своей работы.
  • Сплочение и поощрение коллектива посредством проведения кооперативов.
  • Постановка целей и задач.
  • Контроль над их выполнением.
  • Предложение занять лидирующую позицию.

Эти методы не предполагают никаких выплат.

Шаги по внедрению системы мотивации в компании

  1. Постановка целей и задач, определение четкой миссии предприятия.
  2. Организация рабочей группы.
  3. Работа над планом по внедрению системы стимулирования персонала.
  4. Его утверждение.
  5. Разработка программ вознаграждения за достижение поставленных целей.
  6. Создание вышеприведенных систем мотивации персонала.
  7. Подготовка документации.
  8. Внедрение мотивационных мероприятий и необходимая корректировка.
  9. Анализ работы подчиненных предприятия.

Внедрять эту систему нужно постепенно, чтобы работники не испугались предстоящих перемен, а могли привыкнуть к ним, найти положительные стороны и повысить трудовую эффективность.

Виды мотивации персонала

  • Материальная. Предусматривает вознаграждение в денежном эквиваленте, в качестве услуг и материальных объектов. Она применима в отношении одного работника или группы, ко всей организации крайне редко, потому что считается малоэффективным методом.
  • Нематериальная. Работник получает эмоциональные выгоды, это устранение комплексов, душевное равновесие, признание собственных достоинств и др. Она применима к одному работнику, и всему коллективу, так как помогает формировать отношение каждого индивида к организации.
  • Положительная мотивация характеризуется применением положительных стимулов.
  • Отрицательная мотивация основана на отрицательных стимулах.
  • Внешняя мотивация. Благоприятное или неодобрительное воздействие на персонал, которое ведет к желаемому результату. В качестве награды предполагается, благо или наказание.
  • Внутренняя мотивация. Предполагает самостоятельное развитие мотивации у работника. Осуществление определенных задач приносит им моральное удовлетворение. Но при этом персонал может оставаться в поиске выгоды.Внешних мотивационных рычагов при внутренней мотивации недостаточно, для получения желаемого блага.

Внешняя мотивация персонала призвана развивать и активизировать внутреннюю мотивацию. Добиться этого можно путем постоянной оценки применяемых способов, а также при помощи специальных методов.

Мотивация и стимулирование персонала: в чем их отличие

Мотивация труда – это побуждение работника к эффективной деятельности. А стимулирование – это внешнее воздействие на специалиста с целью заставить его работать еще лучше, повысить его производительность.

Примеры мотивации персонала

В качестве примеров можно привести такие действия руководства:

  1. Шесть сотрудников, имеющих лучшие результаты за выполненную работу по итогам, подведенным за квартал, будут награждены премией в размере двойного оклада.
  2. Фото лучшего работника вывесят на доске почета предприятия.
  3. К зарплате предусмотрена надбавка в размере 2% от личных продаж. Теперь приступим к рассмотрению другого термина.

Примеры стимулирования

Здесь уже отмечается совершенно иной подход. Например:

  1. Кто не выполнит план по реализации в этом месяце, будет лишен премии.
  2. Вы не покинете рабочего место, пока не закроете годовой отчет.
  3. Кому не нравятся условия работы, можете класть на стол заявление об увольнении, незаменимых людей нет.

Но делать акцент на стимулировании все же не стоит, потому что большинство людей именно по этой причине ненавидят свою работу и вынуждены оставаться из-за безвыходности. В отдельных случаях ее можно применять, если подчиненный совсем плохо справляется со своими прямыми обязанностями.

Часто работодатели прибегают к стимуляции потому, что это не требует затрат, да и проще. Но работники от данного метода прибывают в состоянии стресса. Следствие этого – плохая трудоспособность и частые увольнения, что приводит к текучке кадров, а это большой минус для предприятия.

Поэтому необходимо сочетать эти методы, но упор делать на мотивацию. Тогда у руководителя получится создать эффективно работающий слаженный коллектив, сотрудники которого будут бороться в условиях здоровой конкуренции.

Основные группы методов мотивации.

Методы мотивации персонала подразделяются на две группы. Это:

  1. Материальная мотивация (денежное вознаграждение).
  2. Нематериальная мотивация персонала.

Чтобы избежать проблемы увольнения квалифицированных кадров, мотивация труда персонала должна включать разные методы и нематериальные тоже.

В каждой группе можно рассмотреть преимущественно важные методы мотивации персонала:

  1. Система поощрений. Это премии, разные надбавки, бонусы и т. д. Работник понимает, что чем добросовестнее и качественнее он будет исполнять свои обязанности, тем большее вознаграждение за это получит;
  2. Система штрафов. За плохо сделанную работу по итогам худших результатов, подчиненный наказывается штрафом.

Нематериальная мотивация

Она включает более широкий спектр методов:

  1. Рост по карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности, а это и увеличение вознаграждения, и другой статус.
  2. Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда.
  3. Трудоустройство и полный соц пакет , согласно действующему Законодательству, являются значимым аспектом в поиске работы, а при ее получении хорошей мотивацией.
  4. Организация культурных и спортивных мероприятий. Как правило, совместное времяпрепровождение всего коллектива способствует сплочению и хорошему рабочему микроклимату, а также дает прекрасную возможность для качественного отдыха и расслабления.
  5. Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества;
  6. Возможность обучение за счет предприятия. Этот прекрасный шанс позволяет повысить уровень квалификации.
  7. Одобрительное слово от руководителя. Похвала управляющего дорого стоит. Компании все еще используют в этих целях фактические доски почета и виртуальные на официальных сайтах предприятия.

Список можно пополнять и дальше. Но каждый руководитель все же подбирает методы, соответствующие бизнесу, чтобы с минимальными затратами добиться максимального успеха.

Формы мотивации персонала

К ним относятся:

  1. Заработная плата.
  2. Система льгот внутри предприятия: премирование, доплаты за стаж, оплата проезда до работы и обратно, страхование здоровья и так далее.
  3. Моральное поощрение подчиненных.
  4. Повышение квалификационного уровня рабочих и продвижение по служебной лестнице.
  5. Развитие доверительных взаимоотношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров.

Мотивация деятельности персонала является очень важным аспектом для любого руководителя, если он заинтересован в том, чтобы работники работали с наибольшей отдачей. А те, в свою очередь, имеют разные цели и видение работы в компании: одного интересуют только деньги, другого – карьера, третьего – иной аспект. А руководитель ломает голову, каким образом пробудить интерес у работников.

Однако, как правило, не все предприниматели и руководители имеют опыт по внедрению описанной выше системы. Поэтому поиск подходящих путей эффективной мотивации занимает много времени и происходит через метод проб и ошибок.

А грамотный и высококвалифицированный персонал – это половина успеха любой организации. Часто случается, что новый специалист в первые два месяца старается и горит огромным желанием работать, хотя имеет мало опыта и знаний. Овладев ими и пройдя испытательный срок, он становится ленивым и менее активным.

Это говорит о том, что любому персоналу присуща одна закономерность – периодический спад мотивации, а следовательно, и снижение эффективности труда работников. Руководители, которые владеют таким оружием, как управление мотивацией персонала, могут не только вовремя замечать угасание интереса подчиненных к работе, но и молниеносно реагировать и принимать соответствующие меры.
К каждому человеку нужен индивидуальный подход, необходимо знать, к какому психотипу он относится. А в этом поможет разобраться соционика – концепция типов личности и взаимоотношений между ними.

Эта наука позволяет узнать, как мыслит человек, как воспринимает информацию и как поступит в той или иной ситуации. Она помогает определить совместимость людей в коллективе. А заодно и более грамотно изучить такой вопрос, как мотивация персонала.

Соционика

Соционика располагает четкой характеристикой всех типов интеллекта, а также описывает возможные модели поведения этих типов в деловой среде и делит их на четыре группы ( основных стимула ):

Конечно, общая система стимулирования для всех работников организации сквозь призму соционики представляется малоэффективной. Четыре – это минимальное количество способов побуждения, для крупной компании их должно быть шестнадцать (по числу ТИМов). И при всем этом деньги – самый универсальный стимул.

Сегодня рынок труда обладает дефицитом квалифицированных специалистов. А для успешного развития компании необходим стабильный эффективный коллектив. Все вышеприведенные инструменты мотивации персонала помогут руководителю узнать цели каждого работника, решить проблему текучки кадров. Это также позволит сэкономить драгоценное время и средства на поиск и адаптацию новых специалистов, а также поможет сформировать крепкий надежный коллектив профессионалов и единомышленников.

Детерминация (лат. determinatio — ограничение, определение) в широком смысле — определение места того или иного явления, объекта по условным параметрам, его классифицирующая индивидуальная характеристика в соответствующей категории (зачастую с условной относительной оценкой и указанием первичного значения и места в системе — через сопоставление с другими составляющими её аналогичными единицами). Так, в естественнонаучном обиходе говорят о детерминации вещества или процесса; в филологии — о детерминации той или иной языковой единицы, лексемы, фонемы; в истории — о детерминации места процесса или явления, закономерности и т. д. В языковой традиции (профессиональной, корпоративной, различных дисциплин) детерминация фиксируется номинацией в виде термина.

В процессе взросления человека многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и другие. Доминирующие мотивы становятся одной из характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. К примеру, установлено, что у людей, ориентированных на успех, преобладают реалистические, а у людей, ориентированных на избегание неудач, - нереалистические, завышенные или заниженные самооценки. Особенности самооценки выражаются в целях и общей направленности деятельности индивида, поскольку в практической деятельности он стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой и способствуют ее укреплению.

Основный этапы развития делового общения

Понятие делового общения

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

- нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);- наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

- Решение проблемы.- Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

2. Виды делового общенияделовое общение этикет диалогПо способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.К монологическим видам относятся:- Приветственная речь;- Торговая речь (реклама);- Информационная речь;

- Доклад (на заседании, собрании).Диалогические виды:- Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.- Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.- Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

- Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.- Дискуссия;- Совещание (собрание);- Пресс-конференция.

- Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.- Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Письменные виды делового общения -это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено на:- Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;- Когнитивное - обмен знаниями;- Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,потребностями;- Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;- Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;- Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Общие положения этики делового общения

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми.

В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Перцептивный этап общения

Перцепция (Брунер): -восприятие , -понимание

На 1 этапе общения проявляються ряд факторов: 1) стериотипы это отпечаток ощущений, закрепление в памяти, устойчиво представление о том или ином субъекте/явлении. 2)превосходство .из всех элементов создающих ощущение, выделяют статусное положение.3) привликательность. Фактор лежит в основе формировании имиджа. 4) отношение к нам – создание того,что позитивно принимаються другим человеком . психологи доказали закономерность чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказанного. Механизм понимания эмпатия – основан на понимании.

Мотивация – система факторов, детерминирующих поведение и объясняющих побудительную причину, направленность и активность действий. Мотивация – сфера личностных смыслов. Мотивация может быть внешней –”жизнь такая и поэтому я так поступаю”, внутренней – “я такой человек и действую по-своему”, ситуативной – “так уж получилось”. Как правило, в сознании и поведении человека присутствуют все виды мотиваций, но в зависимости от психологических особенностей типа личности и характера одна из них доминирует.

А.Маслоу считал, что действия человека определяются потребностями в материальных благах, безопасности и комфорте, любви и самореализации. При этом потребности в пище, жилье, деньгах составляют по мнению ученого нижний или первичный уровень потребностей. Главное - потребность в любви окружающих и в самоуважении, которое достигается путем самореализации в какой-либо деятельности.

В реальности деловой жизни мотивация личности определяется ее представлениями об успехе и карьере.

Успех – это событие или достижение, получающее высокую социальную и общественную оценку. Успех обязательно обладает хотя бы виртуальной значимостью. Само понятие успеха зависит от системы ценностей и содержания ожиданий. Например, считается, что человек должен двигаться по служебной лестнице и стремиться к профессиональному росту, но конкретный индивид может тяготиться своей работой и не чувствовать склонности к достижению карьеры. И наоборот, кто-то считает своим личным успехом написанный роман, который не берет ни одно издательство. Психологически, любому человеку необходимо ответить себе на два вопроса: 1.Ради какого успеха я буду трудиться не покладая рук? 2. Я буду добиваться все большего успеха в желаемом виде деятельности или Я буду считать успехом то, чего удалось добиться?

В ответе на 2 вопрос: проявляется стремление людей к успеху или к избеганию неудач. Это два принципиально разных психологических типа, что резко сказывается на их поведении в деловой жизни. Тот, кто ориентирован на успех, понимает, что может проиграть. Проигрыш для него входит в условия борьбы и поэтому является не трагедией, а как бы промежуточным финишем. Тот, кто боится неудач, предпочитает не выигрывать, и даже не играть, поскольку проигрыш означает крах. Люди, стремящиеся к успеху, как правило обладают адекватной самооценкой, ставят перед собой решаемые задачи и положительные цели. При этом, в случае неудачи их интерес и азарт возрастает; успех они объясняют своими способностями, а неуспех – случайными обстоятельствами. Люди, стремящиеся избегать неудач, имеют завышенную или заниженную самооценку. Их цель – не проиграть. Поэтому они выбирают либо очень легкие, либо очень сложные задачи, и объясняют успех - случайным совпадением ( в случае легкой задачи), а неуспех - отсутствием способностей ( когда задача заведомо сложна). Общим для обоих является желание сохранить высокую самооценку и положительное отношение к себе. Стремление человека к успеху в конкретном деле зависит от значимости для него поставленной задачи и от того, как он определяет шансы на успех. Психологически, одни предпочитают считать себя главной причиной как успеха, так и неудачи, другие всегда на первое место ставят обстоятельства.

На первый взгляд человек, ориентированный на успех, риск, борьбу, кажется более привлекательным. Но такое сознание и поведение имеет свои издержки. Еще в 70- годы американские кардиологи М.Фридман и Р.Роузман обосновали наличие прямой связи между поведением, ориентированным на успех и возрастанием риска сердечно-сосудистых заболеваний. Еще ранее К.Хорни писала о том, что общество ХХ века порождает невротическую личность, поскольку отличительной чертой его культуры является соревнование, то есть соперничество, конкуренция, агрессия и постоянный страх перед неудачей. Психологи выделяют поведение А-типа и поведение Б-типа как формы организационного поведения. Поведение А-типа – это постоянное соревнование с реальным или воображаемым соперником; это стремление делать несколько дел одновременно, неумение ждать и терпеть, жажда успехов, похвал и постоянных изменений. Поведение Б-типа – это осознанное отношение к жизни, как совокупности успехов и неудач, работы и досуга. Поведение Б-типа предполагает невысокий уровень соревновательной потребности, терпение и основательность в делах.

В зхависимости от доминирующих мотивации и характера находится желание или нежелание личности делать карьеру. Карьера представляет собой продвижение человека в организационной или профессиональной иерархии или последовательность рода занятий в течение жизни.

Внешняя объективная сторона карьеры - последовательность занимаемых личностью профессиональных и социальных позиций.

Внутренняя сторона карьеры – установка на успех и активность в профессиональной и служебной деятельности.

Закономерности: чем больше личность соответствует профессии, тем больше вероятность, что она сделает в ней карьеру. Решение о карьере принимается личностью дважды. В первый раз, это иногда незаметное для человека формирование характера и мотиваций, обусловливающих саму возможность достижения служебной или профессиональной карьеры. Во второй, это осознанное организационное поведение, направленное либо на сохранение существующего статуса, либо на его повышение.

Модель принятия карьерных решений:

2. Достижение членства в организации. Человек создает свой значимый образ как члена организации и профессионала.

3. Решение организации о своем работнике. Вопрос о том, может ли он рассчитывать на карьеру, решается в течение первых 5 лет.

4. Кризис карьеры, связанный либо с возрастными причинами, либо с достижением пределов профессионального и служебного роста..

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

5. Прощание с профессиональным Я.

Движение в области карьеры оценивается по двум базовым параметрам: движению внутри организации и движению внутри профессии.

Степень личного успеха определяется как претензиями личности, так и общественной оценкой ее деятельности. Индивидуальный критерий успеха зависит от референтной группы, в которой находится индивид.

Карьера личности оценивается и по степени власти или влияния личности в организации, однозначно не связанной с занимаемой должностью или степенью профессионализма.

Люди с якорем автономии. Это психологические типы, испытывающие потребность в индивидуальной работе, связанной исключительно с личной ответственностью, отрицательно относящиеся как к начальникам, так и к необходимости работать в команде. Следовательно, такие люди не заинтересованы в служебной карьере, что касается карьеры профессиональной, то она их интересует только в той мере, в какой не затрагивает или не уменьшает их свободу деятельности.

Люди с якорем технико-функциональной компетентности. Такие люди ценят успех в профессии и стремятся сделать профессиональную карьеру. Для них важно признание профессионального сообщества в тех формах, в которых оно существует: научные степени, премии, патенты за изобретения, известность и так далее.

Якорь безопасности и стабильности означает, что человек воспринимает организацию, как защищающую и поддерживающую его структуру. Он не стремится делать карьеру, для него характерен конформизм и психологическая совместимость с группой.

Якорь менеджерской компетентности. Эти люди идентифицируют себя с организацией, следовательно стремятся к служебной карьере. Это как правило. Социально одаренные личности, то есть способные организовывать, руководить и управлять. Они коммуникабельны и ответственны. И стремление к власти у них часто совпадает с интересами организации.

Якорь предпринимательской креативности. Потребность создавать новое не связана напрямую с потребностью во власти или влиянии. Такие люди воспринимают продвижение по служебной или профессиональной лестнице как необходимое условие творчества, но не цель.

Якорь соревновательной потребности Личности, для которых в любой деятельности главное – успех, их не пугают риск, ответственность и неопределенность, зато раздражают рутина, правила и нормы.

Якорь стиля жизни Оценка профессиональной деятельности с позиции обеспечения соответствующего уровня и образа жизни. В этом случае. Стремление к карьере подчинено стремлению к высокому материальному положению, престижным связям, известности. Такие люди при наличии высокого материального стимулирования их деятельности не испытывают потребности во власти или профессиональном признании.

В деловом общении крайне важно понимать реальные мотивы поведения в организации начальника, подчиненного, коллеги и партнера, для того чтобы выработать эффективную систему поведения. Мотивационная сфера делового человека характеризуется широтой, то есть качественным разнообразием мотивационных факторов, (я работаю ради удовольствия, славы, денег, любви окружающих), гибкостью, то есть качественным разнообразием средств удовлетворения определенной потребности (я получаю удовольствие от самой работы или от уровня ее оплаты), иерархией, то есть силой и частотой мотивов ( мне больше всего нужны деньги, а потом слава и любовь или наоборот.)

Типичными мотивационными потребностями, обусловливающими осознанное стремление сделать карьеру, являются следующие:

Статус и чувство принадлежности, - такие люди стремятся сделать карьеру, хотят соответствовать корпоративным ценностям организации, гордятся своей работой, для них важно иметь символы своего положения в обществе (офис, титул и пр.);

Признание – это люди, работающие ради того, чтобы их любили, обращали на них внимание, награждали и хвалили;

Власть – индивиды, стремящиеся сделать карьеру, чтобы иметь авторитет и влияние, получающие удовольствие от распоряжения другими людьми, от принятия решения, от ответственности и риска;

В соответствии с теорией Маслоу необходимо помнить, что люди, имеющие разную мотивацию, ожидают разного вознаграждения за свою работу и вкладывают в нее больше или меньше усилий в зависимости от того, насколько оправдываются их ожидания. Те, кто имеют потребность в статусе и принадлежности, будут ценить отношение к ним руководства и радоваться успехам фирмы, организации, команды. Те, кому необходимо признание, нуждаются в постоянной обратной связи с начальниками, коллегами и подчиненными , в похвалах и поощрениях, причем публичных. Независимые люди хотят большей свободы, властные – больше власти, а субъекты, ценящие успех, предпочитают иметь возможности для профессионального роста, проявления личной инициативы, право на творческие новации.

Таким образом, в деловой жизни люди руководствуются определенными мотивами, в которых отражаются их цели, интересы и идеалы, и вознаграждение за работу должно соответствовать содержанию мотивационных потребностей. В деловой жизни целесообразно не скрывать свои мотивы от себя и от других. “Я люблю преподавать”, “мне нравится брать на себя ответственность.”, ”Я хочу рискнуть.”, чем точнее Вы определите, ради чего Вы работаете, тем легче будет Вам и комфортнее с Вами.

Если Ваш партнер, начальник, коллега, подчиненный скрывает свои мотивы, понаблюдайте за ним. Люди, стремящиеся к определенному статусу, ценящие принадлежность, заботливо следят за правильным написанием их должности, начальники хотят иметь соответствующие таблички и вешают расписание приемных часов, все любят говорить о “нашей” организации, фирме, команде. Властные типы, как правило, громогласно отрицают любовь к руководству и распоряжению людьми. Те, кому нужно признание, крайне обидчивы и ранимы, их нужно много хвалить. Личности, ориентированные на достижения, так же нуждаются в похвале. Но по конкретному поводу: “Вы это сделали!” Ценящие независимость выделяются сразу своим раздражением по поводу “работы в упряжке”. Для части работников мотивом любо деятельности является распоряжение начальника. Таких людей нельзя оставлять без конкретного задания и контроля над ходом его выполнения.

Особое значение в мотивации деятельности имеет представление человека о том, в какой степени он контролирует ситуацию. То есть, в ситуации выбора в целях сохранения высокой самооценки человек придает большее значение принятому решению или полученному результату. Например, можно получить высокооплачиваемую, но неинтересную и непрестижную работу. Субъект, выбирающий работу, подчеркивает значимость заработка, а тот, кто откажется – значимость принципа. В любом случае человеку важно сознание того, что он понимает, почему ситуация такова, какова она есть, и что другие готовы согласиться с его оценками.

Итак, мотивация –сфера жизненных смыслов. Существует система потребностей, интересов и идеалов, которая реализуется в конкретной деятельности каждого человека. Важно, что деятельность, приносящая удовлетворение, способствует психическому здоровью. В деловом общении по модели поведения Вашего начальника, партнера, коллеги, подчиненного следует определить: ради чего он готов работать и ради чего он будет работать больше и лучше. Мотивам должно соответствовать вознаграждение.

жизнедеятельности лю дей, по стоянным ро сто м их лично стных притязаний.

Совершенствов ание социально-псих о логиче ск ог о клима т а к оллек тива – это зада ча

развер тывания социального и псих о логиче ск ого потенциала обще ства и лично сти,

создания наиболее полнокровног о образа жизни лю дей. Формиров ание

б лаг оприятног о социально-псих ологическ ого климата тру довог о к оллект ива

является о дним из в ажнейших условий борьбы за рост произв о ди тельно сти тру да

и ка че ство выпускаемой про дукции. Вме сте с тем, социально-псих ологический

клима т является показа телем уровня социального развития к оллектив а и ег о

псих ологиче ских резервов, спо собных к более полной ре ализации. А это, в свою

о чере дь, связано с перспектив ой возрастания социальных факт оров в струк т уре

произво дства, с совершенствованием к ак организации, т ак и условий тру да. От

уровня оптимально сти социально-псих ологическ ого клима т а каждог о от дельног о

тру довог о к оллек тив а во мног ом зависит и общая социально-по литиче ская,

идеологическая а тмос фера обще ства, ст раны в цело м.

Эффек тивнос ть совме стной деятельно сти во м ног о м зависит от оптимальной

реа лизации личностных и групповых возмо жно ст ей. Б лаг оприятная атмос фера в

группе не то льк о про дуктивно влияет на резу ль та ты ее, но и пере ст раивает

человека, ф ор миру е т его новые воз мо жности и прояв ляет потенциальные. В связи

Читайте также: