Мотив это в экономике кратко

Обновлено: 17.05.2024

Одна из важнейших функций менеджера, руководителя любого ранга, это побуждение подчиненных ему работников к эффективному и результативному труду, для достижения целей организации. Для выполнения этой функции менеджер может воспользоваться механизмами мотивации и стимулирования. В тоже время структура мотивов любого человека очень сложна, а выстроить действенную и сбалансированную систему стимулирования не так-то просто. Важно четко понимать, что такое мотив и стимул, чем они различаются, и каких принципов следует придерживаться в мотивации и стимулировании трудового коллектива.

В этой статье рассматриваются обозначенный выше круг вопросов.

Понятие мотива и мотивации

Как уже было сказано, на трудовую деятельность работника (то есть выполнение им определенных целесообразных операций, жестко фиксированных в пространстве и времени) можно воздействовать с помощью мотивации и стимулирования. Рассмотрим эти понятия более подробно и начнем с мотивации.

Мотивация — процесс побуждения человека к какой-либо деятельности, для достижения определенных целей.

Мотив и мотивация — разные понятия! Мотив — побуждение, мотивация — процесс побуждения.

Мотивацию изучают различные теории, которые можно разделить на две большие группы теорий мотивации:

  1. Содержательные теории мотивации — в их основе лежит рассмотрение содержания потребностей человека, его целей (пирамида потребностей Маслоу, теория Альдерфера, двухфакторная теория Герцберга и т. д.). Про содержательные теории читаем здесь →
  2. Процессуальные теории мотивации — изучают поведение индивида, что вызывает то или иное поведение, поддерживает его и прекращает (теория ожиданий Врума, теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера, и пр.). Про процессуальные теории читаем здесь →

Виды мотивов в трудовой деятельности и типы мотивации работников

Мотивы в трудовой деятельности работника многочисленны и разнообразны. Их всегда много. Вместе они образуют мотивационную структуру. Знание мотивационной структуры позволяет руководителю разработать и/или выбрать инструменты (стимулы) для внешнего воздействия на работника.

Мотивы можно классифицировать по разным критериям. Мотивы бывают:

  1. биологические и духовные;
  2. внешние и внутренние;
  3. личностные и общественные;
  4. кратковременные и устойчивые;
  5. осознанные и неосознанные.

Виды мотивов в трудовой деятельности:

  • мотив стадности — потребность работника быть в коллективе, чувствовать принадлежность к чему-то общему;
  • мотив самостоятельности — стремление к инновациям, риску, новым видам деятельности;
  • мотив самоутверждения — выполнение сложной работы, которая под силу только высококвалифицированным работникам или занятие руководящей должности, дающей чувство значительности и важности;
  • мотив стабильности — предпочтение надежной работы, со стабильной зарплатой, социальными льготами и гарантиями;
  • мотив приобретения нового — выбор той работы, что может предоставить возможности расширения опыта, приобретения знаний, связей, карьерного роста и т. д.;
  • мотив состязательности — стремление к соперничеству с другими работниками за статус самого успешного, креативного, трудолюбивого, умного и т. п.

Доска почета

Доска почета — один из инструментов нематериальной мотивации работников, взывающий к мотивам состязательности, самоутверждения, признания.

При этом можно выделить определенные типы мотивации работников.

Тип мотивации — устойчивая направленность работника на удовлетворение определенной группы потребностей.

Основные типы мотивации работников:

  1. Ориентация на нематериальные ценности — общественная значимость труда, интерес к работе, саморазвитию;
  2. Ориентация на материальные ценности — заработная плата, премии, льготы;
  3. Сбалансированная мотивация — работник ориентируется на нематериальные ценности, но не забывает и про зарплату и льготы.

Управлять мотивацией работников, воздействовать на их мотивы — очень сложно. Более простой механизм воздействия на трудовой коллектив кроется в использовании стимулов.

Стимул, стимулирование и виды стимулов

Близким, но все-таки отличным от понятия мотива, является понятие стимула.

Важно понимать, что тогда как мотиввнутренняя побуждающая сила, стимул — всегда внешний побуждающий фактор.

Все работники по-своему реагируют на одни и те же стимулы, в зависимости от своих интересов, возможностей, ожиданий, целей, мотивов. Эффект от воздействия стимула будет тем выше, чем больше он соответствует внутренним мотивам работника.

Стимулирование — процесс воздействия на работника, посредством факторов внешней среды, для повышения его трудовой активности.

Виды стимулов

Классификация основных видов стимулов для работников

Виды стимулов:

  1. Материальные стимулы
    1. денежные:
      • заработная плата;
      • премии и надбавки;
      • компенсации и т. д.
    2. неденежные (бенефиты — пакет социальных льгот):
      • путевки в санатории;
      • медицинская помощь и страхование;
      • оплата обучения;
      • предоставление служебного жилья;
      • оплата транспортных расходов.
    1. социальные:
      • возможность карьерного роста;
      • престижность работы;
      • общение в коллективе.
    2. моральные:
      • уважение за профессионализм;
      • почетные грамоты, дипломы и звания.
    3. творческие:
      • возможность самореализации и саморазвития;
      • креативная и интересная работа.

    Основные принципы стимулирования работников

    Чтобы стимулирование было действенным и эффективным, руководитель должен придерживаться ряда определенных принципов стимулирования:

    1. Доступность — стимулы должны применяться ко всем работникам, все должны иметь к ним доступ.

    2. Постепенность — вознаграждение нужно увеличивать постепенно, плавно, чтобы работник не получил за раз неоправданно большую награду.

    3. Ощутимость — стимул должен быть значим и ощутим для работника.

    4. Сочетание материальных и нематериальных стимулов — нужно не только выдавать премии, но и хвалить работников за трудолюбие и профессионализм.

    5. Минимизация разрыва между результатами труда и вознаграждением — чем быстрее работник получит деньги за свой труд, тем лучше. Так он будет лучше понимать взаимосвязь между результатами своей работы и зарплатой.

    6. Политика кнута и пряника — кроме стимулов, в ряде случаев уместно применять и антистимулы. Не только премии за перевыполнение плана, но и штрафы за его невыполнение.

    Что интересно, стимулы не всегда работают. Бывает так, что несмотря на все усилия руководителя стимулировать сотрудников, эффект от его действий — нулевой. Вот лишь некоторые возможные причины того, почему стимулирование не работает:

    1. Отсутствие мотивации — если работник не мотивирован в достижении результата, никакие стимулы не заставят его работать быстрее и лучше.

    2. Несоответствие стимула потребностям работника — например, работник абсолютно не амбициозен и его не волнует, попадет он на доску почета или нет. В тоже время он был бы рад повышению заработной платы. Но руководитель говорит лишь о конкурсе на лучшего работника месяца и ни слова о премии.

    3. Привыкание — если премии выдаются часто и регулярно, работники скоро к ним привыкают. Премия уже не воспринимается как поощрение, а рассматривается как сама собой разумеющаяся доплата.

    4. Непонятность системы стимулирования — если работники четко не понимают, за какие показатели их стимулируют и как рассчитывается та же премия, толку от стимулирования будет мало. В коллективе начнется недовольство — все будут думать, что работают одинаково или больше чем коллеги, а получают меньше.

    Мотивация и стимулирование трудовой деятельности кратко

    На трудовую деятельность работников влияет множество факторов. Это и климат, и условия работы (влажность в помещении, уровень освещенности, температура и пр.), и размер заработной платы, и отношения в коллективе и с начальством, и многое другое.

    Трудовая деятельность – выполнение работниками предприятия определенных целесообразных операций, жестко фиксированных в пространстве и времени.

    Эффективность трудовой деятельности работников определяется мотивацией и стимулированием.

    Мотив — осознанное внутреннее побуждение человека к чему-либо.

    Мотивация — процесс внутреннего побуждения к чему-либо.

    Все теории мотивации делятся на 2 группы:

    1. Содержательные — рассматривают потребностей человека (например, пирамида потребностей Маслоу);
    2. Процессуальные — изучают поведение индивида (к примеру, теория ожиданий Врума).

    Мотивы бывают: биологические и духовные, внешние и внутренние, личностные и общественные.

    Стимул — внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.

    Стимулирование — процесс внешнего воздействия на работника с целью повышения его трудовой активности.

    1. Материальные стимулы:
      • денежные (зарплата, премии);
      • неденежные (путевки, служебное жилье, льготы).
    2. Нематериальные стимулы:
      • социальные (карьерный рост, общение в коллективе);
      • моральные (уважение, почетные грамоты);
      • творческие (возможность самореализации, креативная работа).

    Основные принципы стимулирования:

    1. Доступность стимулов всем работникам;
    2. Постепенность увеличения вознаграждения;
    3. Ощутимость стимулов;
    4. Сочетание материальных и нематериальных симулов;
    5. Минимизация разрыва между результатами труда и вознаграждением;
    6. Политика кнута и пряника.

    Грамотное стимулирование работников, при учете их мотивов, позволит руководителю достичь высокой эффективности работы трудового коллектива и их заинтересованности в достижении целей организации.

    Вы также можете скачать шпаргалку памятку по мотивации и стимулированию в формате Word

    1. Галяутдинов Р. Р. Обзорные лекции для подготовки к госэкзаменам по специальности "Экономика и управление на предприятии". 2012.

    © Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

    Нашли опечатку? Помогите сделать статью лучше! Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl + Enter.

    МОТИВ — Эта статья о программном продукте, об операторе сотовой связи см.: Сотовая Связь МОТИВ. У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив. МОТИВ Тип Системы автоматизации документооборота Разработчик Мотив Москва ОС … Википедия

    мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия

    МОТИВ — (фр. motif). 1) основная мысль, побудительная причина. 2) в музыке, известная форма сочетания звуков, тема какой либо музыкальной пьесы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОТИВ 1) побуждение, довод;… … Словарь иностранных слов русского языка

    мотив — 1. МОТИВ, а; м. [франц. motif] Побудительная причина, основание, повод к какому л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего л. Изложить свои мотивы. 2.… … Энциклопедический словарь

    мотив — а, м. motif m., > нем. Motiv. 1. Основание, причина, повод (к какому л. действию. БАС 1. Поищи движений <фр. ориг. les motifs >, которыя побудили людей обязанных взаимными их нуждами в великом обществе обязать себя наибольше обществами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    мотив — См. причина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мотив побуждение, повод, причина, основание, стимул, толчок, импульс, довод, объяснение, аргументация, аргумент, мотивация,… … Словарь синонимов

    МОТИВ — МОТИВ, мотива, муж. (франц. motif). 1. Побудительная причина, повод к какому нибудь действию (книжн.). По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались? 2. Довод в пользу чего нибудь (книжн.). Привести мотивы в пользу своего… … Толковый словарь Ушакова

    МОТИВ — на мотив заходит у кого. Сиб. Кто л. теряет способность здраво рассуждать, действовать. ФСС, 114. Мотив не дозволяет [кому] (не подходит у кого). Сиб. Ирон. Об отсутствии музыкального слуха у кого л. СФС, 107; ФСС, 114. Снять мотив. Прикам.… … Большой словарь русских поговорок

    МОТИВ — МОТИВ, в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (например, мотив увоза невесты ); в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное образом)… … Современная энциклопедия

    Мотивация выражается во внутреннем состоянии человека, которое обусловлено его потребностями. Мотивы в свою очередь – это движущая сила, которая отвечает за активацию физических и психических функций индивида. мотивы побуждают человека к действию и целым цепочкам действий, которые помогают достигнуть поставленную цель.

    Мотивы являются сложными и разнородными явлениями, поэтому эксперты и исследователи предпочитают рассматривать мотивы не в совокупности, а разделяя их на подвиды. Таким образом, на сегодняшний день существуют такие мотивы, как:

    1. Внешние;
    2. Внутренние;
    3. Положительные;
    4. Отрицательные;
    5. Устойчивые;
    6. Неустойчивые.

    Внешние мотивы обусловлены внешними составляющими – условия трудовой деятельности, условия жизни человека, экономическое и политическое устройство, культура и идеология. Например, кто-то из сотрудников приобрел новую вещь, и у человека появляется мотивация к тому, чтобы работать и накопить финансы на приобретение подобной вещи. Эта мотивация является внешней экономической.

    Внутренние мотивы возникают уже внутри самого индивида. например, желание уехать, сменить обстановку, поменять стиль и образ жизни. Причем, если индивид делится с кем-то своими планами, и у человека возникает идентичное или похожее желание, то внутреннюю мотивацию одного расценивают как внешний мотив для другого.

    Положительные мотивы основываются на положительных эмоциях и подкреплениях индивида. Например, мотив содержится в установке работать как можно больше, чтобы заработать больше денег, получить опыт, повышение по службе. Также мотив учиться в вузе, чтобы в дальнейшем, обладая достаточными теоретическими знаниями, найти им применение на практике.

    Отрицательные мотивы противоположны положительным. Они отталкивают человека от совершения ошибки. Например, если человек не хочет вставать пораньше, то тут срабатывает отрицательный мотив: поздний подъем грозит опозданием, наказанием со стороны руководства.

    Устойчивые мотивы основываются на потребностях индивидов. Они не требуют подкрепления со стороны, поскольку они просто есть. Индивид должен удовлетворять их, поскольку это могут быть физиологические мотивы.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Неустойчивые мотивы требуют непрерывного подкрепления со стороны и одобрения извне, иначе человек будет постоянно сомневаться, действительно ли ему следует исполнять задуманное, или данный мотив является ошибочным и может нанести вред окружающим.

    Несмотря на то, что мотивы делят на виды и группы, функции они выполняют единые.

    Первая функция – побудительная. Мотивы побуждают индивидов к действия, и на первое место выходят обычно те мотивы, которые действительно являются значимыми для человека. Правда, важна еще степень адекватного восприятия собственной мотивации. Иногда индивид не до конца понимает мотивы, и это заканчивается тем, что он наносит вред не только себе, но и окружающим.

    Вторая функция – направление деятельности. с ее помощью человек определяет, за счет каких средств, механизмов, методов и ресурсов он может добиться цели и удовлетворить собственную потребность.

    Третья и одна из самых важных функций – это контроль и поддержание поведения, направленного на достижения поставленной цели. Когда человек четко сформулировал конечную цель, продумал пути по ее достижению, то он может корректировать свою деятельность с учетом достижения результата. Нередко по мере работы он понимает, что конечный результат на самом деле не полностью удовлетворяет его потребности. Отсюда и умение корректировать поведение, адаптировать имеющиеся силы и ресурсы, чтобы обратить конечный результат в свою пользу.

    Экономическое поведение и мотивация

    Мотивация экономического поведения – это совокупность движущих сил и механизмов, которые побуждают одного или нескольких субъектов к осуществлению хозяйственной деятельности. Силы могут как осознанно, так и неосознанно вынуждать человека совершать те или иные поступки, а связь между силами и действиями опосредована сложной системой взаимодействий.

    Мотивация придает экономической деятельности социальную направленность, ориентированную на достижения определенных целей, задает границы и формы экономического поведения. Понимание социальных механизмов мотивации имеет важное практическое значение для эффективного управления хозяйственной деятельностью умелого использования человеческого фактора в экономике. Любой вид экономической активности может осуществляться для реализации тех или иных потребностей. Потребность выступает в качестве необходимости субъекта хозяйственной деятельности в том, чтобы приобрести и использовать различные блага, а также предпринимать любые действия для организации условий нормального функционирования.

    Таким образом, в структуре мотивации выделяют сам мотив и стимул. Мотив феноменален, он побуждает человека к сознательным и активным поступкам и действиям и служит как раз основанием для осуществления определенной работы. В мировой науке уже разработано более 50 теорий мотивации, теории очень непохожи друг на друга, они по-своему объясняют мотивационную структуру и актуализируют деятельность индивида в отдельных отраслях, в том числе и в экономической сфере.

    Стимул является актуализированной потребностью. При появлении стимула субъект проводит калькуляцию полезности, оценивает, насколько ему важно добиться успеха и результатов, и что это даст ему по итогу. Его экономический интерес в этом случае будет состоять в максимизации полезности при минимизации издержек на пути к достижению данного блага. Таким образом, мотив и стимул являются двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми категориями. Индивид анализирует свою работу, но любые действия так или иначе мотивированы именно потребностями (стимулами) и ресурсами (мотивами). Экономический интерес удовлетворяет материальные интересы индивида, соответственно выражается в основном в приумножении материальных ресурсов.

    мотив 1. м. Побудительная причина, повод к какому-л. действию. 2. м. 1) а) Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трех звуков, объединенных одним логическим акцентом (в музыке). б) Мелодия, напев. 2) Простейшая составная часть сюжета. 3) а) Характерный элемент, постоянно используемый в каком-л. изображении (орнаменте, росписи, вышивке и т.п.). б) Кружевной или вышитый узор, нашиваемый на ткань.

    МОТИВ

    мотив 1. м.1. муз. tune 2. (тема, сюжет произведения искусства) motif 2. м.1. (причина, основание) motive, cause 2. (довод) reason привести мотивы . смотреть

    МОТИВ

    мотив См. побуждение, причина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. мотив побуждение, повод, причина, основание, стимул, толчок, импульс, довод, объяснение, аргументация, аргумент, мотивация, обоснование, пояснение, мотивирование, мотивировка, резон; напев, мелодия, голос, погудка, первопричина, мотивчик, тема, лейтмотив, раппорт Словарь русских синонимов. мотив 1. см. причина. 2. см. довод 3. см. мелодия Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. мотив сущ. 1. • довод • аргумент • резон соображение, приводимое в доказательство) 2. • мелодия • напев • голос Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. мотив сущ., кол-во синонимов: 16 • аргумент (12) • голос (44) • довод (14) • лейтмотив (7) • мелодия (23) • мотивчик (3) • напев (10) • основание (85) • первопричина (23) • побуждение (28) • повод (30) • погудка (7) • причина (39) • раппорт (5) • резон (13) • тема (24) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аргумент, голос, довод, лейтмотив, мелодия, мотивчик, напев, основание, первопричина, побуждение, повод, погудка, причина, раппорт, резон, тема Антонимы: следствие. смотреть

    МОТИВ

    МОТИВ

    (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo - двигаю). 1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и. смотреть

    МОТИВ

    МОТИ́В (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; М. может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.

    М. кочуют во времени и переосмысляются каждой последующей эпохой. Многие литературные М., наравне с мифологическими, навсегда вошли в духовный опыт человеческой культуры.

    Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940;

    Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М.-Л., 1931, с. 134—58;

    Белецкий А. И., Избр. труды по теории литературы, М., 1964, с. 98—102;

    Пропп В. Я., Морфология сказки, М., 1969;

    Викторович В. А., Понятие мотива в литературоведч. исследовании, в сб.: Рус. литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции, [в. 2], Горький, 1975;

    Краснов Г. В., Мотив в структуре прозаич. произв., там же, [в. 4], 1980;

    Л. К. Незванкина, Л. М. Щемелёва.

    МОТИВ

    МОТИВ

    1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация). 2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется. 3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа. В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований - отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания. В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - "предметы потребностей". Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У человека источник развития мотивов - это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования - придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой - центральная проблема психологии личности. Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности - не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив - то, ради чего совершается действие, деятельность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен. Типичный признак мотива - множество, "гнездо" действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее - деятельностью особенной. Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность - типичное явление. По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами. Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые. Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная). Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность - мотив - цель - действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности - вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель. . смотреть

    МОТИВ

    МОТИВ(фр. motif). 1) основная мысль, побудительная причина. 2) в музыке, известная форма сочетания звуков, тема какой-либо музыкальной пьесы.Словарь ин. смотреть

    МОТИВ

    МОТИВ

    МОТИВ а, м. motif m., > нем. Motiv. 1. Основание, причина, повод (к какому-л. действию. БАС-1. Поищи движений <фр. ориг. les motifs >, которы. смотреть

    Люди, домохозяйства и предприятия, вступая в экономические отношения, преследуют в качестве цели реализацию своих экономических интересов. Экономические интересы – это осознанные экономические потребности, форма реализации потребностей.

    Взаимосвязь экономических интересов и экономических потребностей:

    1. Экономические интересы находят выражение в поставленных целях и действиях по удовлетворению потребностей.

    2. Экономические интересы всегда выражают соответствующий уровень и динамику удовлетворения потребностей.

    3. Экономические интересы служат формой проявления потребностей.

    Экономические интересы, с одной стороны, являются объективными, так как отражают место и роль субъекта хозяйствования в системе общественного разделения труда, с другой стороны – они субъективны, так как присущи субъектам экономики (индивид, коллективов, общество в целом).

    Субъекты хозяйствования, в том числе и личность, являются носителями различных интересов, поэтому важно иметь представление о классификации экономических интересов.

    В экономической теории основными вариантами классификации экономических интересов являются следующие.

    А.По субъектам экономики различают: государственные; коллективные; личные; региональные; национальные; интернациональные интересы.

    В обществе каждый индивидуальный интерес органично связан с коллективным и общественным интересом и этим создается объективная основа для сотрудничества людей по разрешению интересов.

    Б.По сферам экономики: производственные; непроизводственные ( в услугах).

    В. По возможности реализации: реальные и утопичные.

    Г. По временной характеристике: текущие и перспективные.

    Д. По территориальному признаку: муниципальные, региональные, национальные, объединения государств, глобальные.

    В системе экономических интересов выделяется основной интерес общества, который отвечает следующим критериям:

    - отражает сущность экономической системы и ее основные черты;

    - является решающей силой экономического развития системы.

    В соответствии с этими критериями основным интересом рыночной экономики является личный интерес, а точнее личный интерес потребителя. В плановой экономической системе основным экономическим интересом является общественный интерес или интерес ассоциации производителей. Этот интерес отражает такую существенную черту плановой экономики как общественная собственность.

    Кроме основного интереса выделяется также на различных этапах развития экономической системы главные интересы в рамках этапов. Признаками главного интереса в рамках этапа являются:

    - отражает специфику и экономические потребности этапа;

    Способы влияния на интересы людей, с помощью которых обеспечивается их участие в производстве:

    а) внеэкономическое принуждение;

    б) экономическое влияние на интересы человека;

    в) моральное и материальное стимулирование.

    В реальной действительности все они взаимосвязаны.

    Средствами реализации экономических интересов выступают мотивы и стимулы. Мотив – побудительная причина действий и поступков людей. Это принуждение, денежное вознаграждение, отождествление своих целей с целями фирмы и др. Мотивы поведения людей чрезвычайно разнообразны, меняются, зависят от многих факторов. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой исследованию мотивации уделяется большое внимание (в том числе мотивации труда).

    В современной экономической науке выделяют три вида мотивации труда: материальную, моральную и административную. При этом может применяться как положительная мотивация в виде стимулирования, так и отрицательная в виде санкций.

    Экономические потребности и интересы являются основой стимулирования - экономического побуждения субъектов хозяйствования к определенным действиям посредством использования экономических стимулов. Стимул – раздражитель, который вызывает ту или иную реакцию, побуждение к действию. Стимул – это какое-либо благо, а мотив – стремление его получить.

    Взаимосвязь рассматриваемых понятий можно представить в виде логичной цепи:




    Потребность – Интерес – Мотив – Стимул - Действие.

    Экономическое противоречие - это объективно необходимое динамическое отношение взаимоисключающих и взаимополагающих противоположностей, имманентных экономическим процессам. Например, спрос и предложение. Экономические противоречия состоят во внутренней противоположности, взаимоисключении, во взаимопроникновении и единстве сторон экономического процесса. Именно поэтому они являются источником самодвижения экономических явлений.

    Экономическое противоречие присуще каждому экономическому процессу. Экономическое противоречие всегда социально и предметно, так как люди вступают в противоречие друг с другом по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг.

    По своему характеру противоречия делятся на два типа:

    - наличие непримиримых интересов между собственниками средств производства;

    - невозможность радикального разрешения без изменения экономической системы;

    - тенденция к выбору острых форм борьбы.

    б) Неантагонистические, которые своевременно разрешаются на основе проведения экономических реформ.

    Противоречия хозяйственной системы в целом обуславливают и противоречивые тенденции в ее развитии. Например, стремление с одной стороны к целостности, с другой - к обособленности, к централизации и к децентрализации, к накоплению и к потреблению, между духовными и материальными потребностями общества. Экономические противоречия определяют тенденции развития хозяйственных систем. В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных систем следующие:

    - тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов (применительно к одному из существующих укладов);

    - сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой экономической системы.

    Люди, домохозяйства и предприятия, вступая в экономические отношения, преследуют в качестве цели реализацию своих экономических интересов. Экономические интересы – это осознанные экономические потребности, форма реализации потребностей.

    Взаимосвязь экономических интересов и экономических потребностей:

    1. Экономические интересы находят выражение в поставленных целях и действиях по удовлетворению потребностей.

    2. Экономические интересы всегда выражают соответствующий уровень и динамику удовлетворения потребностей.

    3. Экономические интересы служат формой проявления потребностей.

    Экономические интересы, с одной стороны, являются объективными, так как отражают место и роль субъекта хозяйствования в системе общественного разделения труда, с другой стороны – они субъективны, так как присущи субъектам экономики (индивид, коллективов, общество в целом).

    Субъекты хозяйствования, в том числе и личность, являются носителями различных интересов, поэтому важно иметь представление о классификации экономических интересов.

    В экономической теории основными вариантами классификации экономических интересов являются следующие.

    А.По субъектам экономики различают: государственные; коллективные; личные; региональные; национальные; интернациональные интересы.

    В обществе каждый индивидуальный интерес органично связан с коллективным и общественным интересом и этим создается объективная основа для сотрудничества людей по разрешению интересов.

    Б.По сферам экономики: производственные; непроизводственные ( в услугах).

    В. По возможности реализации: реальные и утопичные.

    Г. По временной характеристике: текущие и перспективные.

    Д. По территориальному признаку: муниципальные, региональные, национальные, объединения государств, глобальные.

    В системе экономических интересов выделяется основной интерес общества, который отвечает следующим критериям:

    - отражает сущность экономической системы и ее основные черты;

    - является решающей силой экономического развития системы.

    В соответствии с этими критериями основным интересом рыночной экономики является личный интерес, а точнее личный интерес потребителя. В плановой экономической системе основным экономическим интересом является общественный интерес или интерес ассоциации производителей. Этот интерес отражает такую существенную черту плановой экономики как общественная собственность.

    Кроме основного интереса выделяется также на различных этапах развития экономической системы главные интересы в рамках этапов. Признаками главного интереса в рамках этапа являются:

    - отражает специфику и экономические потребности этапа;

    Способы влияния на интересы людей, с помощью которых обеспечивается их участие в производстве:

    а) внеэкономическое принуждение;

    б) экономическое влияние на интересы человека;

    в) моральное и материальное стимулирование.

    В реальной действительности все они взаимосвязаны.

    Средствами реализации экономических интересов выступают мотивы и стимулы. Мотив – побудительная причина действий и поступков людей. Это принуждение, денежное вознаграждение, отождествление своих целей с целями фирмы и др. Мотивы поведения людей чрезвычайно разнообразны, меняются, зависят от многих факторов. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой исследованию мотивации уделяется большое внимание (в том числе мотивации труда).

    В современной экономической науке выделяют три вида мотивации труда: материальную, моральную и административную. При этом может применяться как положительная мотивация в виде стимулирования, так и отрицательная в виде санкций.

    Экономические потребности и интересы являются основой стимулирования - экономического побуждения субъектов хозяйствования к определенным действиям посредством использования экономических стимулов. Стимул – раздражитель, который вызывает ту или иную реакцию, побуждение к действию. Стимул – это какое-либо благо, а мотив – стремление его получить.

    Взаимосвязь рассматриваемых понятий можно представить в виде логичной цепи:

    Потребность – Интерес – Мотив – Стимул - Действие.

    Экономическое противоречие - это объективно необходимое динамическое отношение взаимоисключающих и взаимополагающих противоположностей, имманентных экономическим процессам. Например, спрос и предложение. Экономические противоречия состоят во внутренней противоположности, взаимоисключении, во взаимопроникновении и единстве сторон экономического процесса. Именно поэтому они являются источником самодвижения экономических явлений.

    Экономическое противоречие присуще каждому экономическому процессу. Экономическое противоречие всегда социально и предметно, так как люди вступают в противоречие друг с другом по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ и услуг.

    По своему характеру противоречия делятся на два типа:

    - наличие непримиримых интересов между собственниками средств производства;

    - невозможность радикального разрешения без изменения экономической системы;

    - тенденция к выбору острых форм борьбы.

    б) Неантагонистические, которые своевременно разрешаются на основе проведения экономических реформ.

    Противоречия хозяйственной системы в целом обуславливают и противоречивые тенденции в ее развитии. Например, стремление с одной стороны к целостности, с другой - к обособленности, к централизации и к децентрализации, к накоплению и к потреблению, между духовными и материальными потребностями общества. Экономические противоречия определяют тенденции развития хозяйственных систем. В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных систем следующие:

    - тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов (применительно к одному из существующих укладов);

    - сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой экономической системы.

    Читайте также: