Морские коммуникации атлантики и арктики в годы второй мировой войны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ Борьба на коммуникациях в Атлантике прошла через 3 основных периода, обусловленных коренными изменениями в расстановке." — Транскрипт:

1 БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ

2 Борьба на коммуникациях в Атлантике прошла через 3 основных периода, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом сентябрь июнь характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы июль март характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. апрель май отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско- германском фронте

3 Гросс-адмирал Эрих Рёдер (Erich Raeder) главнокомандующий военно-морским флотом Германии в гг

14 Торпедированный немецкой подводной лодкой танкер союзников идет ко дну, 1942 г.

15 Вице-адмирал Карл Дёниц, командующий подводным флотом в гг., главнокомандующий военно-морским флотом Германии в гг.

19 Немецкая подводная лодка обстреливает торговое судно, которое было торпедировано, но осталось на плаву

Весной 1942 г. резко активизировалась борьба за Атлантику. Вступив в войну, США столкнулись с крайней уязвимостью своих морских коммуникаций у восточного побережья. Судоходство в районах от Панамского канала до Ньюфаундленда было интенсивным, а противолодочная оборона полностью отсутствовала. Лишь в апреле, после потери 23 потопленных судов, была создана примитивная первичная система конвоирования грузопотоков у побережья. К маю немцы перенесли основной удар в Мексиканский залив, где все пришлось начинать заново. К июлю 1942 г. у берегов США погибло более 350 судов.

Началась борьба на истощение, в значительной степени связанная с совершенствованием технических средств. Проигрывая научно-техническую борьбу, нацисты чаще прибегали к перемене стратегических акваторий. Помимо прибрежной полосы США, они активно действовали в Центральной Атлантике, где существовала зона, недоступная для контроля союзной авиации, и у южных берегов Африки, где вообще не имелось механизмов противодействия угрозе из-под воды. Интенсивные бои развернулись в Бискайском заливе.



Летом 1942 г. действия кригсмарине достигли пика эффективности, но союзники смогли обеспечить быстрый количественный и качественный рост сил противолодочной обороны (далее ПЛО) и готовились перехватить инициативу.

Битва за Атлантику – борьба Америки и Великобритании против нацистской Германии и Италии за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях в ходе Второй мировой войны. Не имея возможностей уничтожить ВМС (военно-морские силы) союзников в прямом столкновении, немцы сосредоточились на их коммуникациях, как самом слабом звене.

Намереваясь прервать жизненно важные для Англии коммуникации в Атлантике и заставить ее выйти из войны, нацисты развернули ускоренное строительство подводных лодок в больших количествах и превратили их в главное средство борьбы с транспортными судами и военными кораблями Великобритании и Америки.

Предыстория

Битва за Атлантику 1939—1945 (1)

Подводная война. Тактика

Три основных этапа Битвы за Атлантику

Борьба на коммуникациях в Атлантике проходила через три основных периода, обусловленных кардинальными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Первый период

• 1939 год, сентябрь — июнь 1941 года: характеризуется тем, что поначалу на атлантических коммуникациях с обеих сторон были задействованы незначительные силы. Со второй половины 1940 года Германия ввела в действие кроме подлодок и надводных кораблей также авиацию. Как результат было уничтожено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подлодок приходилось 53,4%, авиации — 18,7%, надводных кораблей — около 12%, мины — 11,8%, по невыясненным причинам — 4,1%. Немцы за это время потеряли 43 субмарины.

Битва за Атлантику 1939—1945 (2)

Второй период

• 1941 год, июль — март 1943 года: характерен тем, что главные силы фашистской авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против Советского Союза. Это дало возможность союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с вражескими подлодками.

К концу периода против 100–130 немецких подлодок, находившихся в океане, действовало около 3 000 кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя в отдельные этапы этого периода нацистам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 г. — 7,8 млн. т), относительная эффективность подводных лодок немцев (в расчете на 1 действующую подводную лодку в море) снизилась в 3–4 раза по сравнению с 1-м периодом.

За время Второго периода союзные и нейтральные государства потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80% от подводных лодок. За этот же период немецкий флот потерял 155 подлодок.

Третий период

• 1943 год, апрель — май 1945 года: отмечается коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями Третьего рейха на советско-германских фронтах. Эти обстоятельства, а также высадка союзных войск в июне 1944 года в Сев. Франции, лишение неприятеля важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подлодок и блокада их в базах в резкой степени снизили эффективность действий немецких субмарин, их потери продолжали катастрофически расти.

За 25 месяцев немцы потопили корабли союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подлодок 73%), потеряв при этом более 600 подводных лодок, в среднем по 19 подлодок в месяц, в то время как в Первый период среднемесячные потери были меньше 2-х субмарин.

Участие Италии

1940 год, август – Италия направила в помощь немецким союзникам 27 субмарин, которые были размещены на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Техническая характеристика итальянских подлодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 г. итальянским подводным лодкам удалось потопить 109 кораблей общим водоизмещением 593 864 тонны.

Потери сторон

Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг.

Битва за Атлантику 1939—1945 (4)

Потери американского торгового флота

Битва за Атлантику 1939—1945 (5)

С конца 1941 года после вступления Америки во Вторую мировую войну подводный флот немцев переключил основные усилия на борьбу с американскими ВМС и американским торговым флотом. Причем значительная часть немецких подлодок начала действовать непосредственно у атлантического побережья США. Как результат, в январе 1942 года потери англо-американских кораблей в Атлантике превысили 500 000 рег. тонн, а в мае-июне 1942 года составили соответственно 704,673 000 и 823,656 000 рег. тонн.

Карл Дениц

1938 год — Карлу Деницу понадобились подлодки океанского типа для действий на коммуникациях противника…

Но со временем, потери союзников благодаря усовершенствованию системы противолодочной обороны, стали снижаться. Тем не менее, до октября 1942 года нацистам удалось потопить суда общим водоизмещением более 14 млн. рег. тонн.

Результат

Быстро расширялось судостроение в Великобритании и США. С лета 1943 г. ежемесячно в строй возвращалось больше судов, чем немцам удавалось потопить в море. В результате план Германии сорвать англо-американское судоходство в Атлантике потерпел крах. Господство в океане полностью перешло к Америке и Англии. И хотя до конца войны фашистам удалось потопить суда общим водоизмещением около 21 млн. рег. тонн, суммарные потери их подлодок превышали 800 единиц.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

О некоторых операциях германских ВМС в Советской Арктике в 1941-1945гг

Тема военных операций Кригсмарине в Советской Арктике стала одной из наиболее мифологизированных в истории Войны 1941-1945гг..

Необходимо отметить, что задолго до начала войны немцы имели виды на Советские арктические воды

. Еще до прихода к власти Гитлера, во времена Веймарской республики, л етом 1931 г. в Советскую Арктику отправилась воздушная международная экспедиция на лучшем тогда в мире германском дирижабле LZ-127 "Граф Цеппелин".
Она была организована по иницитиве Ф. Нансена.
Ее возглавил немецкий ученый доктор Гуго Эккенер.
Официально полет преследовал сугубо научные цели. На дирижабле были и русские. Научным руководителем экспедиции был профессор Р.Самойлович, а одним из радистов -Э. Кренкель.

На всем маршруте перелета: Берлин, Ленинград, Архангельск, Баренцево море, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Таймыр, Новая 3емля-Архангельск, Ленинград, Берлин немецкие специалисты с помощью самой современной аппаратуры фирмы "Карл Цейс" производили аэрофотосъемку.
А результатами этой фотосъемки впоследствии воспользовался Абвер для подготовки действий в Арктике.

После того, как к власти в Германии пришёл Гитлер, вся совместная деятельность в Советской Арктике была свёрнута по инициативе Берлина и только после заключения между странами 28 сентября 1939 года Договора о дружбе и границе между СССР и Германией сотрудничество в Арктике возобновилось.

С началом Второй мировой войны перед германским флотом стояла важная задача - осуществление морской блокады Великобритании. Германский флот не имел военно-морских баз с выходами непосредственно в Атлантику.

Однако, никакой немецкой базы ни в Западной Лице ни в Йоканьге не существовало.
В апреле 1940 года СССР отозвал свои предложения по базе. Кроме того, у Германии отпала сама необходимость в этой базе в связи с их вторжением в Норвегию, где они получили возможность базирования своих подводных лодок.

Но вот тема о созданных немцами секретных базах в Арктике до сих пор окутана мифами и легендами.
Во время войны немцы действительно организовывали в Арктике секретные базы для обеспечения действия подводных лодок. Некоторые из них были найдены после войны.

Станция представляла из себя щитовой домик, с несколькими палатками для запасов и провианта и оборонительные позиции, с минными полями, прикрывающие эту станцию.

С ноября 1943 до июля 1944 станция передала более 700 синоптических метеосводок. В июле 1944 года станция была срочно эвакуирована из-за заражения персонала трихинеллезом в результате употребления мяса белого медведя.

С 1952 года там жили наши полярники, ожидая открытие новой метеостанции. 1952 году открыли третью по счету в архипелаге полярную станцию — Нагурскую.

Никакого аэродрома для больших самолетов на полуострове Полярных летчиков (Земля Александры) не было.

При обследовании, проведенном в 2012 и 2017 году, обнаружена только временная взлетно-посадочная полоса. Никаких следов якобы построенной немцами подскальной базы подводных лодок, капитальных строений и пр. также не было найдено.
.
Но подскальная база для подводных лодок на Земле Александры, все еще остается легендой и не единственной загадкой архипелага Земли Франца-Иосифа, как и другие возможные немецкие базы в Арктике.

Так называемые секретные немецкие базы в Арктике и их поиски - это отдельная большая тема.

Немцы продолжили подготовку к использованию и разведке Арктической коммуникации Советского Союза - Северного морского пути.
Они намеревалось перевести на запад 35 своих судов, застрявших в начале Второй мировой войны в портах Юго-Восточной Азии. Их можно было спасти от уничтожения или захвата военными кораблями стран антигитлеровской коалиции только путем перевода через советские арктические моря в европейские воды.

С этим они опять обратились к СССР и получили согласие.

Результатами гидрографических исследований, проведенными крейсером по маршруту перехода, уже в годы войны с СССР успешно пользовались немецкие подводники, действовавшие в Арктике, и рейд линейного крейсера “Адмирал Шеер” в Арктику стал во многом возможен благодаря походу “Комета”.

Немцы действовали, расставляя с подводных лодок мины на створах в Югорском Шаре и Карских Воротах и проводя различные разведывательные операции.

Но прежде всего немцами была развернута активная деятельность по организации точек наблюдения за погодой и размещению метеостанций для обеспечения действия своих сил в Арктике.

Сейчас стало известно, что на западных берегах Южного и Северного островов архипелага Новая Земля немцами организовали метеостанции, работающие в автономном, автоматическом режиме.

Самая первая, из ставших известными, немецкая АМС (автоматическая метеостанция), появилась в средней части острова Междушарского ( остров Архипелага Новая Земля в Баренцовом море).

Наступившая затем в этих широтах полярная ночь до конца весны 1943 г. прервала попытки немцев установить станции слежения за погодой в этой районе Арктики.

Они были возобновлены лишь в конце лета – начале осени 1943 г., но проводились уже силами кригсмарине Германии.

В августе 1942 года метеорологам удалось отразить атаку немецкой подводной лодки .
25 августа 1942 года со станции “Мыс Желания” была получена радиотелеграмма: “В 5 утра станция была подвержена обстрелу с немецкой подводной лодки. Ведём огонь из всего имеющегося орудия".
Подводная лодка U-255 , подошла к метеостанции на мысе Желания в надводном положении и обстреляла станцию из пушки и пулемётов. Немецкие моряки разрушили здание станции с оборудованием и архивом. :Жертв среди метеорологов не было.

В 1942- 1944 годах Кригсмарине был предпринят целый ряд операций в Арктике:
”Крестоносец”, “Арктический волк”, “Виолончелист”, “Перелетные птицы”.

К началу 40-х годов сеть полярных станций в Арктической России насчитывала 75 единиц, в том числе в Баренцевом и Карском морях — 32, в море Лаптевых — 16, в Восточно-Сибирском море — 14, в Чукотском море и Беринговом проливе — 13 станций.

Немецкие подводные лодки пытались нарушить транспортные операции путем уничтожения советских полярных станций, которые выдавали штабам морской проводки информацию о ледовой обстановке и погодных условиях на важнейших участках Западного сектора Арктики:

- 6 сентября 1942 года подлодка U-251 разрушила полярную метеостанцию на острове Уединения в центральной части Карского моря;

- 16 июля1942г. немецкая подводная лодка U-601 уничтожила полярную станцию Малые Кармакулы на южном острове архипелага Новая Земля;

- 24 сентября 1943 года была разрушена немецкой подводной лодкой U-711 полярная станция в заливе Благополучия (на восточном берегу Северного острова Новой Земли);

- 18 сентября 1943 года подлодка U-711 разрушила выносную полярную станцию на острове Правды в архипелаге Норденшельда.

. - В сентябре 1944 года была захвачена Полярная станции на мысе Стерлигова (западное побережье полуострова Таймыр).

К мысу подошли две немецкие подлодки U-711 и U-957, на берег высадился десант, который и захватил полярную станцию. Караульные просто спали. Полярную станцию немцы разрушили и сожгли, полярников и охрану забрали с собой, и они потом оказались в концлагерях. Избежать пленения удалось только двум человекам.

Факт невыхода на связь полярников вызвал естественное беспокойство, и с Диксона был направлен самолет летчика И. Черевичного, который и взял на борт двух оставшихся полярников.

В арктических районах и по маршруту Севморпути мы потеряли не менее 30 боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов, погибло более 1500 военных и гражданских моряков, полярников.
Вот краткая хронология наших потерь в Арктике:

- 1 октября 1943 года тральщик ТЩ-42 из охранения каравана ВА-18 торпедирован у островов Арктического института немецкой подводной лодкой U-960. Экипаж тральщика погиб.

Для борьбы с немецкими подводными лодками, в Арктике, летом 1942 года было принято решение о направлении с Тихоокеанского флота отряда военных кораблей.

Надо отметить, что войну наш Северный флот встретил, имея из всех флотов самый малочисленный корабельный состав. Он имел эскадренных миноносцев – 8 единиц, подводных лодок – 15, авиации всех типов - 115.
Например, Черноморский флот имел - 17, 44, 656 единиц соответственно. Балтийский флот имел -10, 71, 620 единиц соответственно.

18 июня 1942 г. Нарком Военно-морского флота Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 00192 о передаче ряда кораблей из состава Тихоокеанского флота в состав Северного.

Петсамо-Киркинесская операция, проведенная в октябре 1944 года, лишила немцев портов и баз в Северной Норвегии. Советская Арктика стала для них крайне труднодоступной, и немцы были вынуждены отказаться от своих полярных авантюрюр

Читайте также: