Морская авиация вмф россии история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Морская авиация род Военно-Морских сил РФ, выполняющий обязанности по обнаружению и ликвидации надводных и подводных целей, защите кораблей ВМФ, гражданских судов, объектов прибрежной инфраструктуры от воздушного нападения, охраны морских границ, особых экономических зон, а так же патрулирования и разведке.

В силу особого географического положения и агрессивной военной доктрины, морская авиация ВМФ США преимущественно базируется на авианосцах, барражирующих в водах всех океанов, кроме Северного Ледовитого. В Америке несколько мощных авианосных групп, быстро дислоцирующихся в любые зоны мирового океана и к любым континентам, туда, где появляется угроза доминированию и диктату США. В отличие от этого, у России нет стремления, подавлять своей военной мощью заморские государства, но в противостоянии со Штатами, Вооруженные силы РФ должны быть готовы на симметричный ответ. Поэтому, в нашей оборонной доктрине стратегический упор делается на ядерную триаду, в которой Военно-Морские силы один из самых автономных, самодостаточных и опасных родов войск.

Возникновение морской авиации

Изображение аэростата

Первые авианесуще суда России

Реальные практические результаты появились в 1913 году, когда приступили к комплектованию авиаотрядов флотов и устройству их инфраструктуры. Наращивание сил всех родов войск, было вызвано нарастанием напряженности в Европе и союзническими обязательствами на пороге Первой мировой войной.

Первый Российский авианосец

Начавшиеся военные действия внесли коррективы в деятельность молодых воздушных сил. Если до этого, Морской авиации предписывалось заниматься поиском вражеских военных судов и подводных лодок, корректировкой огня корабельного вооружения, то с началом войны круг обязанностей значительно расширился. На гидропланы ставились станковые пулеметы, 37 миллиметровые пушки и устройства для подвешивания бомб, позволяющие производить бомбометание и вступать в сражение с вражескими летчиками.

Создание Морской Авиации Красного флота

Смена существующей власти, изменение строя и начавшееся гражданское противостояние привело к разрушению Российской армии, ВМФ и всех оборонных структур. Отдельные оставшиеся в строю гидросамолеты были переброшены с акваторий морей на реки и большие озера для поддержки наземных операций противостоящих сторон. Разруха того времени добила остатки могучего воздушного флота и Советской власти нужно было начинать все сначала. Реввоенсовет Советской России пытался восстановить отдельные гидроавиаотряды, и к 1920 году удалось сохранить всего 75 гидропланов и колесных аэропланов. Пришли в негодность авианесущие корабли, авиастроительные и ремонтные предприятия, не пополнялся личный состав, а самое важное, то, что ВМА перестала быть отдельной силой в структуре РКВМФ.

Аэростатоносец

После кровопролитных войн страна пребывала в страшной разрухе, и ее восстановление требовало огромного напряжения ресурсов и средств. Поэтому на восстановление морской авиации не хватало денег, современных материалов, специалистов. Ее не считали важным элементом в укреплении обороноспособности и парк пополнялся минимумом гидросамолетов, которые фактически были пригодны только для разведывательных операций на морях.

В 30-е годы, с ростом промышленного потенциала, авиация стала символом развития страны, каждый мальчишка мечтал стать военлетом, а специальные операции в полярных льдах сделали морских летчиков национальными героями и примером для подражания. Было создано общество ОСОАВИАХИМ, позже переименованное в ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флоту). Это было время лучшей конструкторской мысли, активного развития авиастроения, технического обновления армии и флота. Утверждение Наркомата ВМФ и включение морской авиации в состав флота, утвердило ее как важнейший род Военно-Морских сил СССР. Конструкторы разработали, а заводы запустили в производство тяжелые гидросамолеты, оснащенные минно-торпедным и бомбардировочным вооружением.

Период второй мировой войны

Спуск гибросамолета с корабля

На европейском театре война продолжалась по своему сценарию и после вторжения фашистских орд все силы страны были брошены на отражение агрессии. Участвуя в Великой Отечественной войне, морские летчики наносили фашистам серьезный урон в акваториях Балтики, южных и северных морей. Кроме уничтожения кораблей и других судов, военная обстановка требовала нанесения урона врагу на земле и в небе. В летопись Морской авиации ВМФ России вписано огромное количество страниц об успешных сражениях и беспримерных подвигах морских летчиков.

Мировым признанием и неувядаемой славой покрыла себя морская авиация Балтийского флота, когда в начале августа 1941 года, первыми во Второй Мировой войны, нанесли бомбовый удар по столице третьего рейха. За годы Отечественной войны авиация ВМФ сделала свыше 350 тысяч боевых вылетов, сбила более 5.5 тысяч машин врага в воздушных боях и разбомбила на аэродромах. В морских операциях и при защите Северных конвоев уничтожила 407 военных кораблей и 371 транспортное судно Германии и флотов ее союзников. Обо всех подвигах можно узнать, посмотрев экспозицию музея Морской Авиации Военно-морского флота России, а память о них хранится в сердцах благодарных внуков.

Гонка вооружений и противостоянии с США

Боевой опыт, преимущества советского оружия, военной техники и их недостатки были учтены и стали основой дальнейшего развития всех родов Вооруженных сил СССР. Забыв об общих целях в дни борьбы с фашизмом, Соединенные Штаты Америки развязали гонку вооружений. Для демонстрации силы и шантажа Советского Союза в Хиросиме и Нагасаки было применено ядерное оружие. Более активно строился авианосный флот, который стал оказывать давление на непокорные страны по всему миру. Создавались новые все более разрушительные ракеты с ядерными боеголовками, которые размещались на мощных подводных лодках с атомными реакторами.

Рисунок авианосца

Перед флотами встали вопросы эффективного противодействия угрозам, исходящим из глубин океана. В последующие годы морская авиация пополнялась новыми самолетами, которые оснащались радиолокационными средствами, крылатыми ракетами способными уничтожать плавсредства противника. Прорывом стало формирование дальней морской авиацией, в функции которой входила разведка, поиск подводных судов, ракетные, минные, торпедные удары и патрулирование мирового океана на дальних подступах. В состав ВМФ РФ входили авианосные группы, а так же крейсера с палубной авиацией, в виде современных военных вертолетов. Кроме того укреплялись базы ВМФ в Североморске, Кронштадте, Балтийске, Севастополе, на Камчатке и Тихом океане.

На момент развала страны в авиацию ВМФ СССР входили авиаполки, включающие 1702 самолет и вертолет. Необратимые процессы распада Союза разорвали на части единые многонациональные Вооруженные силы, а новые власти не сделали ничего, чтобы поддержать боеспособность сохранившихся войсковых подразделений.

Морская авиация современной России

В 90-х годах материальная база и численный состав армии неуклонно сокращался из-за масштабного недофинансирования и пораженческой политики руководства страны. Особенно сильно пострадала морская авиация Черноморского флота, после его раздела с Украиной, так как России запрещалось иметь в Крыму ударные стратегические силы. Сохранившиеся эскадрильи объединялись, авиаполки переформировывались, и продолжалась бесконечная череда переименований управленческих и командных структур этого рода военно-морских сил. Такая ситуация продолжалась практически двадцать лет, но дестабилизация положения во многих точках мира, объективно входивших в интересы страны и внешние угрозы исходящие от блока НАТО и США заставили обратить внимание на обороноспособность страны.

Адмирал Кузнецов

Возвращение Крыма изменило карту мира и потребовало от России изменения стратегии на Юго-Западе государства. В строй морской авиации Черноморского флота возвращаются ударные воздушные силы. Флотская авиация начала получать многоцелевые истребители, задача которых обеспечивать полную поддержку боевым кораблям в акваториях Балтийского, Черного морей, Тихого и С. Л. океанов.

Оценивая ситуацию, сложившуюся в процессе модернизации Морской Авиации, можно уверенно сказать, что с главной задачей, которая выражается в защите рубежей и интересов государства в экономических зонах и мировом океане, этот род Военно-Морских сил успешно справляется.


Подлодки
Корабли
Карта присутствия ВМФ
Рейтинг ВМФ России и США
Военная ипотека условия

КМЗ как многопрофильное предприятие

Как новое оборудование
увеличивает выручку
оборонного предприятия

лейтенант флота Станислав Фаддеевич Дорожинский

В 1902 г. Главный морской штаб, проанализировав опыт, накопленный флотскими воздухоплавателями, принял решение о создании в течение трёх лет в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте морских воздухоплавательных парков для обслуживания эскадр и отрядов, плавающих на соответствующих морях. С этой целью в Учебный воздухоплавательный парк Военного ведомства были откомандированы морские офицеры под руководством лейтенанта М.И. Лаврова, которому было поручено комплектовать будущие морские воздухоплавательные парки. Этим офицерам предстояло освоить воздухоплавательное дело и изготовление шаров для флота.

После катастрофического поражения России в русско-японской войне встала задача возрождения морской мощи страны. Среди различных предложений по возрождению традиционных сил флота — линкоров, крейсеров, миноносцев, появлялись также идеи по активному применению на море воздухоплавательных частей.

Но, в целом, воздухоплавание на флоте не прижилось, в первую очередь, из-за недооценки его значения как средства разведки, наблюдения и связи, а во-вторых, из-за недостаточного финансирования.

Лев Макарович Мациевич

11 ноября 1910 г. в Севастополе открылась офицерская школа отдела воздушного флота, председателем совета которой стал капитан 2 ранга В.Н.Кедрин. Моряки начали использовать школу для выяснения практической пользы от авиации для нужд флота. Оказалось, что аэропланы могут вести разведку, искать мины и подводные лодки, наводить силы флота на цель и даже быть ударной силой.

Однако по-настоящему Морская Авиация смогла утвердиться в составе Российского Императорского флота только спустя полтора года, когда 4 мая 1912 г. начальник Морского Генерального штаба (МГШ) вице-адмирал А.Ливен подал письменный доклад №127 о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот документ, утверждённый с некоторыми оговорками морским министром вице-адмиралом И.К.Григоровичем, приобрёл характер приказа по Морскому министерству. Логическим продолжением доклада стало письмо МГШ № 1706/272 от 02.06.1912 г. начальнику ГМШ о формировании инфраструктуры авиационных частей в 1913 г.

В первый авиационный отряд вошли лётчики: лейтенанты С.Ф.Дорожинский, В.В.Дыбовский; мичманы Б.Н.Лучанинов, В.Р.Качинский, Е.Е.Коведяев, В.В.Утгоф, Г.А.Фриде и Р.Ф.фон Эссен.

Доклад Ливена послужил также основанием для учреждения Опытной авиационной станции (ОАС) Балтийского флота. Некоторые историки полагают, что датой рождения Морской Авиации следует считать 6 августа 1912 г., а местом рождения — Гребной порт на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здесь в этот день был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду первого гидроплана, что послужило началом функционирования Опытной авиационной станции. На дамбе Гутуевского острова в Петербурге были устроены временные деревянные спуски, поставлены парусиновые ангары, и при ней состоял быстроходный катер, для спасения лётчиков при падениях аэропланов в воду (впоследствии эта авиастанция была переведена на о. Эзель).

Она стала первой войсковой частью Морской Авиации, официально сформированной в соответствии с решением правительства России.

Но, несмотря на это, говорить о реальном создании авиации на морях было ещё рано. Так, к 1 января 1913 г. на Балтике имелся только один гидроаэроплан и два колёсных аэроплана, а на Чёрном море — пять гидроаэропланов.

Весной 1913 г. на Опытную станцию, для освоения гидропланов, из Качинской школы были откомандированы офицеры: лейтенант Б.А.Щербачёв, мичманы П.Ваксмут, И.И.Кульнев, П.Э.Липгарт, В.А.Литвинов и инженер-механик мичман В.Е.Зверев.

Процесс формирования Морской Авиации стал набирать обороты, особенно в свете нарастания угрозы возникновения войны с Германией. Весной 1914 г. решением морского министра в штат Морского генерального штаба было введено отделение авиации, в составе трёх человек. В его ведении находились организационно-тактические вопросы. Решение технических вопросов Морской Авиации находилось в ведении главного управления кораблестроения, в штате которого было сформировано соответствующее отделение, тоже в составе трёх человек. Делопроизводство по авиации в Морском генеральном штабе было поручено лейтенанту А.А.Тучкову. Позже он возглавил Авиационное отделение. Таким образом, Тучков может по праву считаться первым начальником Морской Авиации России.

16 апреля 1914г. морской министр своим приказом разрешил командующим морскими силами создать авиационные комитеты для организации материально-технического обеспечения авиачастей, разработки тактико-технических требований к вооружению самолётов, полётной документации, учебных программ и т.п. Такие комитеты создавались на каждом флоте в подчинении командующего. В состав комитета входили: начальник воздушного района, один из начальников авиастанции, два офицера-лётчика, техник, электрик.

Гидроаэроплан Черноморского флота в Севастопольской бухте

Состав Авиации Российского Императорского флота в 1912-1915 гг.

  • Петроградская Офицерская школа морской авиации (с 1915 г.);
  • Авиационная команда службы связи Балтийского моря;
  • Авиационная команда службы связи Чёрного моря.

Семь фактов из истории морской авиации России

17 июля морские летчики России отмечают свой профессиональный праздник в честь первой победы русской военно-морской авиации в годы Первой мировой войны. Праздничный день назначен приказом главнокомандующего ВМФ России еще в 1996 году, и с тех пор дата уже стала привычной. Но в действительности знаменитый воздушный бой состоялся на 13 дней раньше, да и обстоятельства его были несколько иными, чем принято упоминать.

1. Тринадцать лишних дней

Капитан-майор ВМС Эстонии Борис Щепотьев, начало 1930-х годов. К этому времени он один остался в живых из участников воздушного боя над Балтикой 21 июня 1916 года

Капитан-майор ВМС Эстонии Борис Щепотьев, начало 1930-х годов. К этому времени он один остался в живых из участников воздушного боя над Балтикой 21 июня 1916 года

На таких гидропланах французского производства FBA русские морские летчики приняли свои первые воздушные бои в 1915 году

На таких гидропланах французского производства FBA русские морские летчики приняли свои первые воздушные бои в 1915 году

3. Первый полет морской авиации

Лейтенант Станислав Дорожинский — моряк, совершивший первый полет в истории морской авиации русского военного флота

Лейтенант Станислав Дорожинский — моряк, совершивший первый полет в истории морской авиации русского военного флота

4. Первый командующий морской авиацией России

Весной 1914 года в структуре Морского генерального штаба России появилось авиационное отделение, задачей которого стала координация всех вопросов, связанных с развитием морской авиации. Начальником отделения был назначен лейтенант Александр Тучков, один из энтузиастов и сторонников развития авиации ВМФ. Выпускник Морского кадетского корпуса, который он окончил в 1904 году, он уже в 1911 году стал одним из слушателей Севастопольской офицерской авиационной школы, через которую прошли многие первые морские летчики России. Авиационный опыт и выдающиеся штабные способности и явились причиной того, что лейтенант Тучков стал первым в истории России начальником ее военно-морской авиации. На этом посту он находился до самой Октябрьской революции, успев дослужиться до звания капитана второго ранга и стать начальником первого в России специализированного учебного заведения для морских летчиков — Офицерской школы морской авиации в Петрограде.

Лейтенант Александр Тучков, ставший первым командующим русской морской авиацией, был курсантом Севастопольской офицерской школы летчиков

Лейтенант Александр Тучков, ставший первым командующим русской морской авиацией, был курсантом Севастопольской офицерской школы летчиков

5. Где учились морские летчики Российской империи

Вид на пристань, ангар и учебные самолеты бакинской Офицерской школы морской авиации, 1916 год

Вид на пристань, ангар и учебные самолеты бакинской Офицерской школы морской авиации, 1916 год

6. Бакинцы в небе над Балтикой

Выпускниками Бакинской школы были все четверо летчиков — участников воздушного боя 21 июня 1916 года: подпоручик Александр Извеков, мичман Геннадий Карцов, лейтенант Сергей Петров и мичман Борис Щепотьев. Александр Извеков погиб в этом бою, так и не успев дослужиться до высоких чинов и наград. На полтора года пережил его Сергей Петров: он дослужился до звания старшего лейтенанта, командовал отдельным корабельным отрядом воздушной дивизии Балтийского флота и погиб от случайного выстрела в начале 1918 года в Баку, куда вернулся на должность начальника своей альма-матер. 20 апреля 1921 года был расстрелян участник Кронштадтского восстания лейтенант Геннадий Карцов, который после революции решил пойти на службу в РККФ. А мичман Борис Щепотьев дожил до начала 1960-х, успев послужить в Красной и Белой армиях, дослужившись до чина капитан-майора (капитан 3-го ранга) морской авиации ВМФ Эстонии и отсидев десять лет в Ныроблаге в Пензенской области.

Семь фактов из истории морской авиации России

Воздушный бой 21 июня 1916 года русские морские летчики приняли на таких же летающих лодках М-9 конструкции Дмитрия Григоровича с единственным курсовым пулеметом

7. Первый русский авианосец

Читайте также: