Мореплавание в европейских странах к началу хv в кратко

Обновлено: 02.07.2024

Скованных одной цепью по нескольку сот человек, людей гнали на галеры Средиземного моря, где в ужасающих условиях, абсолютно нагие, прикованные к скамьям, они трудились на веслах пожизненно, не имея за собой никакой вины. Каждая галера нуждалась в 300-400 гребцах, а этих судов были тысячи на Средиземном море, в том числе и арабских, на которых мучились рабы-христиане. (Иван Ефремов. Час Быка)

(Иван Ефремов. Час Быка)

В том же 1481 году Великий Инквизитор Торквемада собирает в Севилье генеральную хунту инквизиторов, где разрабатываются ее, инквизиции, законы. Вопросы финансирования решаются просто, на основе самоокупаемости - жалование инквизиторов выплачивается из кассы трибунала, которая в свою очередь пополняется за счет конфискаций имущества еретиков.

Этот бешенный разгул Инквизиции даже приводит к заговорам против нее. Ибо беспредел. Арагонцы дошли до того, что решились на крайнюю меру - избиение инквизиторов. Но убийство инквизитора Педро Арбуэса в Сарагосе было только использовано инквизицией себе на пользу: сарагосские тюрьмы оказались переполнены узниками, большинство которых было просто оговорено. Главным виновникам и участникам заговора отрубили руки, затем повесили, после чего их трупы проволокли по улицам, а затем, расчленив на части, разложили по площадям. Остальные, как обычно, были отправлены на галеры.

Должность профоса сохранялась и в России. В Морском Уставе Русского Флота 1720 года, являвшимся основополагающим документом, регламентирующем все стороны флотской жизни на протяжении XVIII века мы можем прочитать (Книга 3, глава 21, артикулы 1-3), что на корабле любого ранга имелся один профос, основной обязанностью которого было следить за тем, чтобы нигде не было мусора, нечистот, чтобы все люди оправлялись только в специально отведенных местах (гальюнах), а при обнаружении испражнений немедленно их убирать. Особо он должен быть обращать внимание на то, чтобы веревки и канаты не подвергались бы воздействию нечистот. Второй обязанностью профоса было исполнение обязанностей палача (это значение пришло из голландского profoost - палач).

Cхема использования галер в России. А на боевых галерах гребли сами солдаты. И на расслабленного противника, полагающего, что он будет иметь сражение с тремя десятками абордажников, вдруг вываливалось три сотни озверевших от гребли солдат с тесаками и кремниевыми фузеями.

Еще пару тысяч лет до того, отправляющиеся в поход войска римлян непременно брали с собой квашеную капусту, которую хранили в бочках. Просто христианская цивилизация сожгла все античные книги (или делала из них свистульки***) и об этом позабыла. Причина смерти моряков Магеллана и Васко да Гама - не столько цинга, сколь христианская религиозная нетерпимость, из за которой цивилизация оказалась отброшенной на полторы тысячи лет.

Попытки научиться консервировать пищу тем временем не прекращались. Самоотверженные исследователи даже гибли на этом поприще науки. Так в XVII веке английский философ и лорд-канцлер Англии Фрэнсис Бэкон умер от воспаления легких, простудившись, когда набивал снегом куриную тушку, изучая действие холода как средства для консервирования мяса.

Если ты еще преклонаешься перед западом, считая что именно там зарождение культуры, вспомни вышепрочитанное, дорогой читатель.

Между вольными городами Любеком и Гамбургом в XIII веке было подписано соглашение о создании торгового союза для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратов. Образование Гензейского союза послужило толчком к развитию торгового судоходства в Балтийском и Северном морях.

Суда Ганзы (когги) для повышения мореходности и вместительности имели большую осадку и высокие борта. Они несли две-три мачты, на задней, бизани, поднимался косой латинский парус: Ганзейцы, используя переменные курсы (галсы) , ходили на своих кораблях даже во встречный ветер. А так как штилей в северных морях почти не бывает, на коггах отказались от вёсел, их заменил руль.

Внимание уделялось обтекаемости корпуса , что давало возможность развивать большую скорость. Для отражения нападений пиратов на ранних коггах оборудовали площадки для лучников, потом стали ставить длинноствольные пушки - "шланге"("змей") . Так, разница между гражданским и военным судном стёрлась: когг стал универсальным кораблём.

С середины XVI века ганзейцы начали строить боевые корабли для защиты своего судоходства. Появились специализированные корабли: гукер - одномачтовый быстроходный боевой корабль, вооружённый несколькими лёгкими орудиями; флейт - небольшой вооружённый двух-трёхмачтовый парусник с пушками, расположенными только на верхней палубе; пинасс - трёхмачтовик, вооружённый большим количеством тяжёлых орудий, размещённых под верхней палубой и стрелявших сквозь прямоугольные, закрывающиеся в непогоду крышками, бойницы - порты , и галеон - тяжёлый боевой корабль с тремя-четырьмя мачтами и несколькими десятками орудий на двух-трёх палубах. Все боевые корабли севера Европы имели трюмы и могли возить грузы.

В раннем Средневековье кораблестроители и мореходы Венеции и Генуи достигли больших успехов в судостроении и судовождении. На венецианских грузовых судах (нефах) грузоподъёмностью до 250 тонн и вместимостью до 1500 человек отправлялись крестоносцы в Крестовые походы. Неф имел одну - четыре мачты с прямыми и косыми парусами, а высокая носовая оконечность позволяла преодолевать штормовые волны.

В Испании и Португалии также появились новые типы кораблей. Небольшие двух-трёхмачтовые суда с прямыми и косыми латинскими парусами назывались каравеллами . Благодаря большой площади парусов они могли хорошо маневрировать, отличались остойчивостью и высокой скоростью. На каравеллах стали применять носовую наклонную мачту ( бушприт ) - для подъёма дополнительных косых парусов. Более крупные каракки имели до четырёх палуб и могли вместить несколько сотен человек. Каракки несли очень мощное пушечное вооружение.

Членами Ганзы в разное время было более 200 городов, расположенных в бассейне Северного и Балтийского морей. Для выработки общих правил и законов представители городов регулярно собирались на съезды в Любеке.

Другие статьи на тему "Корабли":

Чем больше подписчиков на канале , тем чаще будут появляться новые публикации.

В Средние века меняются направления морских походов европейцев. Изначально плавания совершали вдоль берегов. Но постепенно суда стали заплывать всё дальше, в ранее не известные районы, покоряя новые моря и океаны.

Это стало происходить благодаря появлению новых кораблей, более точных морских карт и использованию компаса. Также для навигации мореплаватели стали использовать астролябию. Это специальный прибор, предназначенный для определения высоты расположения небесных тел. Имея эти сведения, можно было узнать географическую широту, на которой располагалось судно.

800px-Italia,_astrolabio,_1590_ca.jpg

В \(XV\) веке в Европе возник новый тип парусного судна — каравелла. Оно имело две или три мачты, на корабле использовались прямой и косой паруса вместе. Благодаря этому каравелла могла набирать высокую скорость и обладала хорошей манёвренностью.

800px-Caravela_latina_from_the_Santa_Auta_altarpiece.jpg

Другим типом парусных судов были каракки (начали появляться в \(XV\) веке). Они были более вместительны и устойчивы к непогоде. Каракки использовали для торговых и военных целей.

Возникновение парусных судов, расширение района плавания стали важными причинами, которые привели к началу эпохи Великих географических открытий.

Карта Великих географических открытий

Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.
Условно делится на две части:
испано-португальские открытия конца ХV-го век и весь ХVI век, в перечень которых входит открытие Америки, открытие морского пути в Индию, тихоокеанские экспедиции, первое кругосветное плавание
англо-голландско-русские открытия конца ХVI века до середины XVII века, в который входят английские и французские открытия в Северной Америки, голландские экспедиции в Индийский и Тихий океаны, русские открытия всей Северной Азии

Географическим открытием называется посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши

Почему наступила эпоха великих географических открытий?

  • Рост европейских городов в XV веке
  • Активное развитие торговли
  • Активное развитие ремесел
  • Истощение европейских рудников благородных металлов — золота и серебра
  • Открытие книгопечатания, приведшее к распростарнению новых технических наук и знаний античности
  • Распространение и улучшение огнестрельного оружия
  • Открытия в навигации, появление компаса и астролябии
  • Успехи картографии
  • Завоевание турками-османами Константинополя, что прервало экономические и торговые связи Южной Европы с Индией и Китаем

Географические знания до начала эпохи Великих географических открытий

В средневековье норманами были открыты Исландия и берега Северной Америки, европейскими путешественниками Марко Поло, Рубруком, Андре из Лонжюмо, Вениамином Тудельским, Афанасием Никитиным, Карпини и другими установлены сухопутные связи со странми дальней Азии и Ближнего Востока, арабами исследованы южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берга Индийского океана, определены дороги, связывающие Восточную Европу через Среднюю Азию, Кавказ, Иранское нагорье — с Индией

Начало эпохи Великих географических открытий

Началом эпохи Великих географических открытий можно считать деятельность португальских мореплавателей ХV века и вдохновителя их свершений принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 — 13.11.1460)

В начале ХV века географическая наука христиан находилась в плачевном состоянии. Знания великих учёных античности утрачены. Впечатления от путешествий одиночек: Марко Поло, Карпини, Рубрука – не стали достоянием общественности да и содержали множество преувеличений. Географы и картографы в изготовлении атласов и карт пользовались слухами; открытия, производимые случайно, забывались; найденные в океане земли, терялись снова. То же относилось к искусству мореплавания. У шкиперов не было карт, приборов, знаний навигации, они панически боялись открытого моря, жались к берегам.

В 1415 году принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — могущественной и богатой организации. На её средства на перешейке мыса Сагреш Генрих построил цитадель, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг, создал навигаторскую школу, привлёк лучших математиков, астрономов из арабов и евреев, собирал сведения где и откуда только мог о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, народах и берегах, начал строить более совершенные и крупные корабли. Капитаны выходили на них в море, не только вдохновлённые на поиски новых земель, но и хорошо подготовленные теоретически.

Португальские открытия ХV века

  • остров Мадейра
  • Азорские острова
  • весь западный берг Африки
  • устье реки Конго
  • Острова Зеленого мыса
  • Мыс Доброй Надежды

Мыс Доброй Надежды, крайняя южная точка Африки был открыт экспедицией Барталомеу Диаша в январе 1488 года

Великие географические открытия. Кратко

Корабли эпохи великих географических открытий

Каравелла

Флейт

Читайте также: