Монополия и монопсония кратко

Обновлено: 07.07.2024

Идеальные рыночные условия существуют не везде, и бывают ситуации, когда рынок смещен либо в сторону покупателей, либо в сторону продавцов. Монополия относится к рыночным условиям, когда есть только один производитель в конкретной отрасли, и у потребителей действительно нет другого выбора, кроме как покупать его продукты или услуги. Это идеальные условия для игрока, поскольку он может диктовать условия и устанавливать цены по своему усмотрению. Противоположным условием является Монопсония, когда есть много продавцов, но один покупатель, что также является несовершенным рыночным условием. Очевидно, что ни монополия, ни монопсония не идеальны для потребителей. В монополии и монопсонии есть некоторое сходство, но есть и различия, о которых мы поговорим в этой статье.

И монополия, и монопсония - это условия, которые обычно не встречаются в экономике. Это ситуации, которые нежелательны для людей, поскольку они дают развязку одной стороне, которая устанавливает гегемонию на рынке. Возьмем, к примеру, распределение электроэнергии в стране, находящейся под контролем правительства. Поскольку у потребителей нет другого выбора, кроме как пользоваться услугами, предоставляемыми государством, это прекрасный пример монополии, поскольку правительство может устанавливать цены на электроэнергию по своей прихоти (конкуренции нет), а потребители должны нести услуги, даже если они бывают плохого качества и совершенно неудовлетворительны.

С другой стороны, представьте себе бедную страну с большим количеством неграмотных и безработных. Если эти люди работают в качестве рабочей силы, но имеют только одного покупателя их услуг, это считается монопсонией. Людей заставляют работать по ставкам, установленным монопсонистом, и они также должны выполнять установленные им условия. Есть отрасли, где есть несколько поставщиков, но только один покупатель. Прекрасным примером является оборонное оборудование, где есть много компаний, производящих это оборудование, но в конечном итоге им приходится продавать государству, которое является единственным покупателем.

Вкратце:

Монополия против монопсонии

• Монополия и монопсония - несовершенные рыночные условия, которые прямо противоположны друг другу.

• В то время как в монополии есть один производитель или поставщик услуг, контролирующий отрасль, в Monopsony есть несколько производителей, но один покупатель.

• И то, и другое не годится для людей, поскольку допускает гегемонию производителя в монополии и гегемонии покупателя в монопсонии.

• Монопсония обычно наблюдается на рынке труда, где много работников, но только один покупатель пользуется их услугами.

Монополия - тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это - монопсония. Мы уже знаем, что монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Основное внимание мы уделим монополии, так как в условиях монопсонии будут действовать те же самые принципы. Будем рассматривать модель простой монополии, т. е. предположим, что не существует диверсификации цен - продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене.

К основным признакам монополииследует отнести следующие:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

4. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.

5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

В экономической теории различают следующие виды монополии:

Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой монополии: например, фирма, имеющая как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем (когда истечет срок действия патента) может стать открытой.

Цена и предельный доход при монополии. В условиях монополии предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополист увеличивает объем производства, то цена снижается и по этой цене теперь продается вся продукция, включая и ту, которая была выпущена раньше. Следовательно, если производится одна дополнительная единица продукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицы продукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущенной продукции по новой более низкой цене. Рассмотрим конкретный пример (табл. 8.1).

Количество производимой продукции, шт. Цена за единицу продукции, руб. Совокупный доход, руб. Предельный доход, руб.

Цена и предельный доход при монополии

Мы видим, что фирма получила дополнительно 10 руб. за счет продажи третьей единицы продукции, но потеряла 4 руб., так как две первые единицы продукции теперь продаются не по 12 руб., а по 10 руб. Поэтому предельный доход меньше цены (6

Р

TR

Q

Рис. 8.11. Взаимосвязь предельного и совокупного доходов

Монополия - тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это - монопсония. Мы уже знаем, что монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Основное внимание мы уделим монополии, так как в условиях монопсонии будут действовать те же самые принципы. Будем рассматривать модель простой монополии, т. е. предположим, что не существует диверсификации цен - продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене.

К основным признакам монополииследует отнести следующие:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

4. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.

5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

В экономической теории различают следующие виды монополии:

Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой монополии: например, фирма, имеющая как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем (когда истечет срок действия патента) может стать открытой.

Цена и предельный доход при монополии. В условиях монополии предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополист увеличивает объем производства, то цена снижается и по этой цене теперь продается вся продукция, включая и ту, которая была выпущена раньше. Следовательно, если производится одна дополнительная единица продукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицы продукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущенной продукции по новой более низкой цене. Рассмотрим конкретный пример (табл. 8.1).

Количество производимой продукции, шт. Цена за единицу продукции, руб. Совокупный доход, руб. Предельный доход, руб.

Цена и предельный доход при монополии

Мы видим, что фирма получила дополнительно 10 руб. за счет продажи третьей единицы продукции, но потеряла 4 руб., так как две первые единицы продукции теперь продаются не по 12 руб., а по 10 руб. Поэтому предельный доход меньше цены (6

Читайте также: