Монашество в 18 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Русские монастыри в первые века после Крещения (а расположенные на окраинах страны — и в последующие века) являлись центрами христианского просвещения, а также главными очагами духовной жизни. По своему устройству они не отличались от монастырей православного Востока. Всесторонняя регламентация монастырской жизни была предпринята Стоглавым Собором.

По Указу 1723 г. прекращен был постриг и при наличии убылых мест; на открывавшиеся вакансии стали принимать исключительно инвалидов — старых солдат. Это могло привести к полному уничтожению монашества, поэтому Указ был отменен. Однако вместо этого Синодом издано было предписание: постриг в епархиях мог совершаться исключительно с его разрешения. Для того, чтобы заставить монашество служить утилитарным общественным делам, Петр распорядился устроить при монастырях школы, воспитательные дома, приюты, дома сумасшедших, учебные мастерские. Ученые монахи, предназначавшиеся для занятия высших церковных должностей, стали пользоваться рядом привилегий в сравнении с монахами неучеными. Простую братию использовали на разного рода ручных работах, инокинь — в качестве прях, вышивальщиц.

При императрице Елизавете (1741-1761 гг.) отменены были: прежние строгости. Набожная царица щедро одаривала монастыри. По Указу 1760 г. позволено было постригать всех желающих посвятить себя иноческому подвигу.

Новым, после реформ Петра I, радикальным переворотом в жизни монастырей явился Указ Екатерины II о секуляризации церковных земель (1764 г.). Этот Указ положил конец монастырскому землевладению в России, Все населенные церковные земли, большая часть которых принадлежала монастырям, переходили в казну. Государство, однако, принимало на себя обязательство часть средств, поступавших от секуляризованных земель, выделять на церковные нужды, в том числе и на содержание монастырей.

Для этой цели заново составили монастырские штаты, а монастыри в этих штатах распределили по 3 классам. В 1-й класс вошли Лавры (в середине XIX в. их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская и Успенская Почаевская), ставропигиальные и крупнейшие, особенно знаменитые монастыри. Оклад монастырей зависел от их класса. Большая часть монастырей осталась, однако, за штатами, и лишь некоторые из них дозволено было сохранить, с тем, чтобы они содержались на доброхотные приношения православных людей. Все заштатные монастыри, в отличие от штатных, жили по общежительному уставу. Таким образом, основная часть монастырей была закрыта.

Однако на протяжении всего XIX и в начале XX вв. происходил неуклонный рост числа православных обителей. При Екатерине II вновь открыто было только 3 монастыря, в царствование Александра I (1801-1825 гг.) — 4, при Николае I (1825-1855 гг.) — 15, а при Александре II (1855-1881 гг.) — уже 31 монастырь. Множество монастырей, особенно женских, было открыто в два последних царствования. Определением Синода от 9 мая 1881 г. учреждение новых монастырей предоставлялось власти епархиальных архиереев. С 1865 г. существовал порядок, согласно которому жизнь всех новых монастырей строилась на началах общежития.




В начале XX столетия число православных монастырей приблизилось к тысяче, что составило почти столько же, сколько их было при Петре Великом; но теперь они представляли собой не малобратственные, а зачастую весьма многочисленные обители.

Издание Декрета об отделении Церкви от государства в январе 1918 г. и ряд позднейших мероприятий поставили монастыри в совершенно новые условия. Содержание монастырей за счет средств из государственной казны прекратилось. Подавляющее число монастырей в первые два десятилетия после издания упомянутого Декрета прекратили свое существование. Большинство монахов погибло во время репрессий.

Всем монастырским насельникам Собор предписал нести трудовое послушание. Духовно-просветительное служение монастырей миру должно, согласно Определению Собора 1917-1918 гг., выражаться в уставном богослужении, духовничестве, старчестве и проповедничестве.

В последние годы в нашей стране начали восстанавливаться монастыри. Возобновлено более ста обителей. Из четырех Лавр, которые Русская Церковь имела в синодальную эпоху, три Лавры — Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Успенская Почаевская — существуют и сегодня.

Русские монастыри в первые века после Крещения (а расположенные на окраинах страны — и в последующие века) являлись центрами христианского просвещения, а также главными очагами духовной жизни. По своему устройству они не отличались от монастырей православного Востока. Всесторонняя регламентация монастырской жизни была предпринята Стоглавым Собором.

По Указу 1723 г. прекращен был постриг и при наличии убылых мест; на открывавшиеся вакансии стали принимать исключительно инвалидов — старых солдат. Это могло привести к полному уничтожению монашества, поэтому Указ был отменен. Однако вместо этого Синодом издано было предписание: постриг в епархиях мог совершаться исключительно с его разрешения. Для того, чтобы заставить монашество служить утилитарным общественным делам, Петр распорядился устроить при монастырях школы, воспитательные дома, приюты, дома сумасшедших, учебные мастерские. Ученые монахи, предназначавшиеся для занятия высших церковных должностей, стали пользоваться рядом привилегий в сравнении с монахами неучеными. Простую братию использовали на разного рода ручных работах, инокинь — в качестве прях, вышивальщиц.

При императрице Елизавете (1741-1761 гг.) отменены были: прежние строгости. Набожная царица щедро одаривала монастыри. По Указу 1760 г. позволено было постригать всех желающих посвятить себя иноческому подвигу.

Новым, после реформ Петра I, радикальным переворотом в жизни монастырей явился Указ Екатерины II о секуляризации церковных земель (1764 г.). Этот Указ положил конец монастырскому землевладению в России, Все населенные церковные земли, большая часть которых принадлежала монастырям, переходили в казну. Государство, однако, принимало на себя обязательство часть средств, поступавших от секуляризованных земель, выделять на церковные нужды, в том числе и на содержание монастырей.

Для этой цели заново составили монастырские штаты, а монастыри в этих штатах распределили по 3 классам. В 1-й класс вошли Лавры (в середине XIX в. их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская и Успенская Почаевская), ставропигиальные и крупнейшие, особенно знаменитые монастыри. Оклад монастырей зависел от их класса. Большая часть монастырей осталась, однако, за штатами, и лишь некоторые из них дозволено было сохранить, с тем, чтобы они содержались на доброхотные приношения православных людей. Все заштатные монастыри, в отличие от штатных, жили по общежительному уставу. Таким образом, основная часть монастырей была закрыта.

Однако на протяжении всего XIX и в начале XX вв. происходил неуклонный рост числа православных обителей. При Екатерине II вновь открыто было только 3 монастыря, в царствование Александра I (1801-1825 гг.) — 4, при Николае I (1825-1855 гг.) — 15, а при Александре II (1855-1881 гг.) — уже 31 монастырь. Множество монастырей, особенно женских, было открыто в два последних царствования. Определением Синода от 9 мая 1881 г. учреждение новых монастырей предоставлялось власти епархиальных архиереев. С 1865 г. существовал порядок, согласно которому жизнь всех новых монастырей строилась на началах общежития.

В начале XX столетия число православных монастырей приблизилось к тысяче, что составило почти столько же, сколько их было при Петре Великом; но теперь они представляли собой не малобратственные, а зачастую весьма многочисленные обители.

Издание Декрета об отделении Церкви от государства в январе 1918 г. и ряд позднейших мероприятий поставили монастыри в совершенно новые условия. Содержание монастырей за счет средств из государственной казны прекратилось. Подавляющее число монастырей в первые два десятилетия после издания упомянутого Декрета прекратили свое существование. Большинство монахов погибло во время репрессий.

Всем монастырским насельникам Собор предписал нести трудовое послушание. Духовно-просветительное служение монастырей миру должно, согласно Определению Собора 1917-1918 гг., выражаться в уставном богослужении, духовничестве, старчестве и проповедничестве.

В последние годы в нашей стране начали восстанавливаться монастыри. Возобновлено более ста обителей. Из четырех Лавр, которые Русская Церковь имела в синодальную эпоху, три Лавры — Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Успенская Почаевская — существуют и сегодня.

Максим Древний

Максим Древний

Правление Анны Иоанновны

При Анне Иоанновне был возобновлён закон об уменьшении числа монахов. Было запрещено постригать кого бы то ни было, кроме вдовых священников и отставных солдат; наличных монахов велено было переписать. Перепись эта, произведённая в 1732 г., открыла массу постригшихся вопреки указам: их велено было расстригать и отдавать в солдаты. По свидетельству Синода, в 1740 г. в монастырях оставались только дряхлые и старики, ни к какому богослужению не способные. Синод опасался, как бы М. и вовсе не прекратилось на Руси.

Правление Елизаветы Петровны

Законы Петра I были несколько смягчены при Елизавете Петровне. В 1760 г. было разрешено постригаться в М. лицам всех сословий. К началу царствования Екатерины II в России насчитывалось до 1072 монастырей. В 1764 г. были введены штаты, и число монастырей значительно уменьшилось (см. Монастырские вотчины). Здания закрытых монастырей обращались в казармы, госпитали и т. п. Новые монастыри строились только с высочайшего разрешения. Число монахов во многих монастырях вследствие скудности их средств не увеличивалось и даже уменьшалось, часто не достигая цифры, положенной по штатам. Во всех монастырях Синод старался вводить общежитие с целью способствовать поднятию монастырской нравственности. Из среды монашествующих начинает теперь выделяться учёное М., пользующееся известными льготами и составляющее как бы привилегированный класс М. Для него в 1766 г. были отменены указы Петра I, запрещавшие при монастырском общежитии иметь частную собственность и распоряжаться ею, между прочим, посредством духовных завещаний. Кроме содержания от монастырей, учёные монахи получали также жалованье от школ, в которых состояли преподавателями. В 1799 г. издано повеление причислять их, по заслугам, в качестве соборных иеромонахов к соборам богатых монастырей с правом пользования кружечными доходами.

Правление Александра I

Максим Древний

Максим Древний

Ввиду многочисленности вновь возникающих общин и м-рей Св. синоду в 1881 г. предоставлено окончательно решать дела об учреждении женских общин и м-рей, без назначения окладов содержания от казны, не повергая вопроса о том на высоч. усмотрение. Всех м-рей, пустыней, скитов и женских общин (не считая немногочисленных приписных м-рей, в которых живёт только несколько монахов для отправления богослужения) в России к 1 июля 1896 г. существовало 789 [В это общее число входит и 15 единоверческих м-рей (8 мужских и 7 женских), именно: 3 иргизских, 3 керженских, 2 в Новозыбковском уезде Черниговской губернии (Покровский мужской I кл. и Малино-Островский женский заштат.) и по одному в губерниях: Костромской (Высоковский-Успенский мужской III кл.), Могилевской (Чонско-Макарьев-Успенский мужской III кл., к нему один м-рь приписан), Уфимской (Воскресенский мужск. в Златоустовском уезде). Таврической (Корсунский мужской), Владимирской (Всехсвятский женский общежительный в Шуе), Московской (Кладбищенский женский общежительный в Москве) и области Уральской (Покровский женский общежительный в Уральске). Первые 11 (кроме Воскресенского) обращены в единоверческие м-ри в первой половине текущего столетия из раскольничьих скитов, последние три возникли самостоятельно во второй половине столетия.], из них 495 мужских, в том числе 4 лавры, 64 архиерейских дома, 7 ставропигиальных, 54 первоклассных, 67 второклассных, 115 третьеклассных и 184 неклассных. Из 294 женских м-рей 19 первоклассных, 33 второкл., 76 третьеклассных и 166 неклассных.

Максим Древний

В конце XIX века монастыри (не считая архиерейских домов) находятся почти во всех губерниях и областях империи.

Их нет вовсе в Привислянском крае, кроме губ. Седлецкой и Сувалкской, а также в губ. Бакинской, Елизаветпольской, Эриванской и обл. Карсской и Дагестанской.

В прибалтийских губерниях существуют: с 1816 г. Рождество-Богородицкий женский III класса м-рь в местечке Иллуксте Курляндской губернии, с приписным к нему заштатным Якобштадским Духовым м-рем; с 1891 г. Пюхтицкий Успенский женский общежительный м-рь в Везенбергском уезде Эстляндской губернии; с 189 2 г. Свято-Троицкая женская община в г. Риге, с 1896 г. Алексеевский муж. II кл. м-рь там же.

В Финляндской епархии, в Выборгской губернии, существуют мужские м-ри Валаамский-Преображенский и Коневский, с 5-ю приписанными к ним скитами, а с 1895 г. ещё Свято-Троицкая Линтульская женская община.

Из сибирских губерний и областей нет м-рей только в Амурской области.

В Степном генерал-губернаторстве открыт в 1885 г. Троицкий Иссык-Кульский мужской миссионерский монастырь (Семиреченская обл.), а в Туркестанском крае существует с 1894 г женская община близ Ташкента.

Из 725 м-рей на Европейскую Россию приходится 653, или 90 %, на Кавказ 36, или 5 %, на Царство Польское 3, или 0,4 %, на Финляндию 3, или 0,4, на азиатские владения 30, или 4,1 %.

Наибольшее число м-рей находится в губ.: Московской (54 м-ря), Новгородской (39), Владимирской (30), Тверской (27), Нижегородской (26), Ярославской (24), Вологодской (20), Киевской (20), Тамбовской (20), Костромской (16). Приблизительно 37 % всех м-рей расположено в городах (свыше 28 % всех мужских и свыше 51 % всех женских м-рей). На Кавказе почти все м-ри расположены в стороне от городов, в Сибири — преимущественно в городах.

Население м-рей распадается на 2 класса: на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют своё светское звание и составляют особое сословие (см. Духовенство чёрное), и на послушников и послушниц (бельцы, белицы), большей частью молодых, которые только готовятся к принятию иночества, составляют главную рабочую силу м-рей и в случае изменения своего намерения свободно могут покинуть м-рь. В 1892 г. все население м-рей составляло 42940 чел. (7464 монаха, 6152 послушника, 7566 монахинь и 21758 послушниц), а так как число всех православных жителей в России в отчёте обер-прокурора Св. синода за тот же 1892 г. определяется в 73888641 чел. (36671068 мжч. и 37217583 жнщ.), то м-ри составляют 0,06 % всего православного населения России (0,04 % мжск. и 0,08 % жён. населения).

Максим Древний

История русского монашества к этому времени насчитывала уже восемь столетий. По всей Руси были основаны сотни монастырей, в которых просияли подвигами добродетельной жизни тысячи известных и безвестных подвижников. Святая киевская земля не только хранит память о крещении русского народа, но также является и колыбелью русского монашества.

В XVIII веке административное устройство Российской империи было весьма неоднородным. Малороссия почти на протяжении всего XVIII столетия имела особенности в управлении, хозяйстве, культурной и церковной жизни. Если в государственном отношении левобережная Украина вошла в Московское царство в 1654 году, то в церковном отношении воссоединение Киевской митрополии с Москвой произошло несколькими десятилетиями позже – в 1687 году. Однако еще целое столетие уже внутри Российского государства церковная жизнь Малороссии определялась не только культурными, но и законодательными особенностями.

В данной статье будет рассмотрено законодательное регулирование монашества в Малороссии по сравнению с Великороссией, освещены вопросы поступления в монастырь и принятия пострига.

Историография вопроса

В последние годы опубликовано много работ и исследований, посвященных отдельным монастырям или епархиям Малороссии XVIII века на украинском языке. В современной украинской историографии можно встретить диаметрально противоположные оценки состояния Православной Церкви на Украине в XVIII столетии [5] . Однако, по замечанию М.В. Яременко, на хорошем фактографическом уровне не исследована ни внутренняя, ни внешняя церковная история [6] . Украинские исследователи пишут в основном в границах национальной плоскости, не обращая внимания на процессы, происходившие именно в плоскости церковной – прежде всего, на создание синодальной Церкви.

Существуют также интересные работы, посвященные пастырской деятельности киевских монахов [7] , проблемам образования и ученого монашества в XVIII веке [8] .

Законодательное регулирование монашества в Российской империи

Исторически монашество возникло как внеинституциональное движение. Первые дошедшие до нашего времени правила, регламентирующие жизнь монахов и монашеских общин, составил святитель Василий Великий в середине IV века. Начиная с этого времени жизнь монашеских общин регламентировалась многочисленными уставами и правилами, издаваемыми как самими общинами, так и церковной и государственной властью. По-разному сложились судьбы монашеского движения на Востоке и Западе Римской империи. Русская Церковь в полноте восприняла от Константинопольской Патриархии традиции и правила Восточной Церкви.

Законодательные постановления, регламентирующие монашескую жизнь в Российской империи в XVIII веке, изданы и доступны в следующих законодательных сборниках:

– Полное собрание законов Российской империи [11] (далее – ПСЗРИ);

– Свод законов Российской империи [12] (далее – СЗРИ);

– Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания (далее – ПСПиР).

О вступлении в монашество

В петровское время, как уже было упомянуто выше, было издано несколько регламентировавших монашество указов. Прибавление к Духовному регламенту, принятое в мае 1722 года [13] , запрещало постригать мужчин, не достигших 30 лет. Для женщин возраст пострига составлял от 50 до 60 лет (исключения допускались лишь с позволения Синода). Для военнослужащих и чиновников постриг был и вовсе запрещен.

28 января 1723 года был дан указ, который требовал в Синодальной области (с 1742 года – Московская епархия) и архиерейских епархиях в обители никого не постригать, а на освобождающиеся места назначать отставных солдат.

31 января 1724 года было позволено принимать в обители семинаристов после трехгодичного искуса, но и то только по достижении 30 лет [14] .

После смерти Петра I его политика по отношению к монашеству была продолжена. При Екатерине I были подтверждены все указы Петра.

Период царствования Анны Иоанновны (1730–1740) – самый тяжкий для русского монашества. Указом 10 июня 1734 года во всех монастырях Российской империи был запрещен постриг, кроме священников, диаконов-вдовцов и отставных солдат. К нарушителям указа применялись суровые санкции (архиерею – штраф 500 рублей; с настоятелей – снятие сана и ссылка). Все постриги могли осуществляться только с разрешения Синода. Уже в 1740 году планировалось введение монастырских штатов, которые были введены позднее (в Великороссии – в 1764 году, в Малороссии – с 1786 года).

За сухими формулировками аннинских указов скрываются сотни разоренных обителей, сотни осужденных и сосланных в Сибирь настоятелей, кровь, пот и муки тысяч простых монахов. За десять лет репрессий число монахов и монахинь сократилось более чем на 10 тысяч человек: с более чем 25 тысяч (в 1724 году) до 14 тысяч монахов и монахинь в конце правления Анны [17] .

Для того чтобы сделать вывод об исполнении и действенности ограничительных указов и распоряжений в отношении Малороссии, нужно ознакомиться с документами, отражающими численность братии различных монастырей.

М.В. Яременко, проанализировав документы киевских неставропигиальных мужских монастырей, делает вывод, что суровость постановлений петровского времени и начала правления Анны Иоанновны (до 1732 года) для Киевской епархии не была ощутима. С 1723 по 1732 год в Софийской обители приняли монашество 31 послушник, в Николаевской – 20, в Золотоверхо-Михайловской – 29, в Братской – 12, в Выдубицкой – 15, в Кирилловской – 12 [18] .

Интересно было бы сравнить эти данные с подобными данными в различных епархиях Великороссии.

После 1734 года ситуация резко изменилась. Во всех перечисленных монастырях за два года – в 1734–1735 годах – не было пострижено ни одного послушника. Из чего можно сделать вывод, что репрессии аннинской поры держали в страхе и киевское монашество. Тем не менее, к 1740 году в Малороссии оказались сотни иноков, постриженных вопреки указам [19] .

Смена политики по отношению к монашеству произошла при воцарении Елизаветы Петровны. Особенно это коснулось малороссийского монашества. Вот текст именного указа императрицы Елизаветы Петровны 1749 года:

«Марта 22-го. Именный, данный Синоду.

В этом указе наглядно противопоставлены льготы малороссиянам строгому запрету постригов великороссов.

Благодаря постоянно совершавшимся постригам численность братии в киевских монастырях в целом оставалась стабильной на протяжении XVIII века, несмотря на многочисленные переводы в Великороссию [22] и эпидемию чумы в Киеве в начале 1770 года [23] . Особенно пострадал от чумы Софийский кафедральный монастырь, где только в 1770 году умерли 49 человек.

Изменение численности братии в киевских мужских неставропигиальных монастырях с 1741 по 1784 годы представлено в приведенной ниже таблице (чел.) [24] .

Монастырь в первой половине XVIII века

К сожалению, в описи 1741 г. не указаны наименования храмов. Вероятно, один храм был посвящен Святой Троице, а другой – прп. Макарию. Однако, возможны и иные комбинации, например, что престол одного храма посвящался Святой Троице и прп. Макарию, а другой – святой Екатерине. В 1741 г.

в монастыре проживало всего трое монашествующих – строитель иеромонах Павел и два монаха 8.

Секуляризационная реформа 1764 года

КАК известно, в 1764 г. в России прошла широкомасштабная секуляризационная реформа, в ходе которой упразднению подверглось огромное количество малобратственных и бедных обителей, обращенных в приходские храмы. Казалось, у Решемского монастыря не имелось никаких шансов уцелеть: у него не было ни мощей почитаемого угодника, ни чудотворной иконы, его насельников можно было пересчитать на пальцах одной руки, то есть он по всем статьям должен был подвергнуться закрытию одним из первых в Суздальской епархии. Однако монастырь в Решме благополучно пережил грозу 1764 г. Что спасло его тогда от обычной участи малобратственных и бедных обителей? Почему его не обратили в приходскую церковь? Обстоятельства спасения обители нам, конечно, неизвестны, но можно высказать уверенное предположение, что на защиту своего Макариевского монастыря встала вся дворцовая Юмахонская волость. Возможно, у монастыря нашлись богатые и влиятельные защитники. Вероятно, свою роль в сохранении обители сыграло то, что она не обладала никакими угодьями и содержалась жителями Решмы.

Пережившие реформу 1764 г. монастыри делились на обители 1-го, 2-го и 3-го классов. В обмен за отобранные у них имения они получали из казны определённое содержание. Монастыри, не попавшие в число штатных обителей, переходили в разряд заштатных, которые не получали из казны ни копейки денег.

С 1764 г. Макариев-Решемский монастырь числился заштатной обителью.

Впрочем, если для других монастырей перевод в число заштатных означал едва ли не катастрофу, то для Решемской пустыни заштатный статус не менял её жизнь никак: она и до 1764 г. и после находилась на содержании местных жителей.

С 1764 г. настоятелем Решемской пустыни в звании строителя состоял игумен Игнатий. Известен и состав монастырской общины на 1 сентября 1765 г.

У нас есть краткие биографические данные по всем членам общины на 1765 г. Об игумене Игнатии мы скажем чуть ниже. Казначей иеромонах Гавриил был пострижен в монашество в марте 1745 г. в Суздале в Васильевском монастыре архимандритом Варлаамом. В Решемской пустыни проживал с 1761 г. (в подушном окладе и он и его родители не состояли). Иеромонах Мелхиседек пострижен 3 марта 1751 г. в Золотниковской пустыни** игуменом Сергием. В Решме проживал с 1758 г. Иеромонах Дионисий был пострижен в 1759 г. в г. Шуе в Троице-Шуйском монастыре архимандритом Семионом.

Он происходил из духовного сословия, в Решме проживал с начала 60-х годов.

Ближайшими к Решме монастырями, также благополучно пережившими реформу 1764 г., являлись: Макариево-Унженский (г. Макарьев) – в 85 верстах от Решмы, Троицкий Кривоезерский (Макарьевский уезд, напротив г. Юрьевца, на левом берегу Волги) – в 45 верстах, Никольский Тихоново-Лухский (Юрьевецкий уезд) – в 50 верстах. Позднее, в конце XIX в., появился Кинешемский Успенский женский монастырь – в 26 верстах.

** Золотниковская Успенская пустынь основана в 1624 г., находилась в Суздальском уезде (совр.

Тейковский район Ивановской обл.) 13.

*** Борковская Троицкая пустынь основана около 1650 г., находилась в Суздальском уезде, в 1 версте от с. Холуй на р. Тезе (совр. Южский район Ивановский обл.). Упразднена в 1764 г., но позднее вновь возобновлена 14.

Возведение в монастыре каменного Троицкого собора

В СЕРЕДИНЕ 60-х годов XVIII в. в Решемской пустыни началось строительство каменного Троицкого собора. Что послужило поводом к его строительству, мы не знаем.

Троицкий собор Решемской пустыни. Вид с востока. Фото начала XX в.

Таким образом, о. Игнатий (его мирское имя неизвестно) происходил из духовного сословия, монашеский постриг с именем Игнатий принял в Суздале, в Спасо-Евфимиевском монастыре. Где он проживал до Решмы, мы не знаем.

Учитывая, что освящение Троицкого собора состоялось в 1767 г., то, видимо, вопрос о строительстве в пустыни каменного храма о. Игнатий поднял сразу по прибытии в Решму.

В середине 60-х годов XVIII в. в монастыре был возведен каменный Троицкий собор – одноглавый, трехабсидный, с небольшой шатровой колокольней. Освящение его состоялось в 1767 г. Храм построен из тяжеловесного кирпича весом в 18 фунтов (7,2 кг) 17.

Собор имел три престола. Главный престол был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, престол правого придела – во имя прп. Макария Унженского и Желтоводского, престол левого придела – во имя святой вмц. Екатерины. По традиции, основной четверик храма был холодным, в нем богослужения совершались в теплое время года, а двухстолпная трапезная с приделами отапливалась, и здесь служили в зимние месяцы 18.

Троицкий собор. Вид с юга. Фото И.И. Ситкова 1928 г.

Двусветный четверик храма украшал по карнизу декоративный пояс, состоящий из двух рядов поребрика и ряда ступенчатых зубчиков. Две пары верхних окон на северной и южной сторонах четверика выделяли затейливые наличники в барочном стиле.

Храм завершала по-барочному изогнутая кровля, увенчанная одной главой. Барабан главы украшал утонченный аркатурно-колончатый пояс.

* Автор смог ознакомиться с опубликованной в 2009 г. статьей Н.А. Мерзлютиной только в 2019 г., незадолго до начала верстки книги.

** В 1764 г. Сретенский монастырь в Юрьевце со своим только что построенным Сретенским храмом был упразднен и обращен в приходскую церковь 22.

Вероятно, уже в 1767 г. в Троицком соборе был установлен четырехярусный иконостас. По описанию начала XX в. он выглядел так: «Иконостас в четыре яруса, с большими карнизами, посредине с резными колоннами во всех ярусах и с резьбой по золотому фону. Резьба изображает цветы и листья.

Иконостас украшали «резные Царские врата, представляющие рельефное изображение явления Св. Троицы патриарху Аврааму, устроенные в 1786 г.

Отметим время освящения Троицкого собора – 1767 г. Проведенная в 1764 г. реформа на несколько десятилетий подрезала экономические возможности российских монастырей. В подавляющем их большинстве во второй половине XVIII в. не только не возводилось новых строений, но и не было средств на поддержание уже существующих. Но – нищим пожар не страшен.

Как мы писали выше, реформа 1764 г. при всем желании не могла подкосить хозяйство небольшой Решемской пустыни, с которой взять было нечего.

На чьи средства возведен каменный храм, мы не знаем. Скорее всего, он строился на пожертвования местных жителей – в первую очередь, решемских купцов, всех жителей Решмы и местной округи. На сооружение храма могли пожертвовать купцы из Кинешмы и Юрьевца. Неимущие местные жители наверняка могли участвовать в строительстве храма в роли подсобных рабочих.

День освящения Троицкого собора в 1767 г. неизвестен. Его могли освятить, например, на Троицу, или Макарьев день (25 июля), или еще в какой-нибудь праздник.

Храм, конечно, освятил правящий архиерей – епископ Суздальский и Юрьевский Геннадий (Драницын)*, управлявший епархией с 1761 г.

Скорее всего, в освящении Троицкого собора приняли участие настоятели других монастырей Суздальской епархии. Вне всякого сомнения, освящение архиерейским чином главного храма обители привлекло огромное количество местных жителей – крестьян Решмы-Нагорного и окрестных деревень.

С 1767 г. изысканный силуэт Троицкого собора, возносившийся над высоким берегом Волги, стал одним из главных символов Решемской пустыни.

* Епископ Суздальский и Юрьевский Геннадий (Драницын; ? – 1775 гг.) управлял епархией с 1771 г. Умер в Москве, похоронен в Суздальском кафедральном соборе 26.

17 мая 1767 года: мимо Решмы проезжает императрица Екатерина II

Путешествие императрицы по Волге готовилась давно. В феврале 1767 г.

Екатерина II с двором и иностранными послами переехала из Петербурга в Москву, а затем – в Тверь. Здесь императрица и сопровождающие её лица сели на специально построенную флотилию, которая тронулась вниз по Волге 2 мая. По дороге царица останавливалась в Рыбной слободе (Рыбинске), Ярославле, Костроме, в усадьбе Борщевке Кинешемского уезда.

Царицу Екатерину Алексеевну сопровождала большая свита. Всего на судах флотилии вместе с матросами и солдатами находилось около двух тысяч человек.

Ниже Решмы Екатерина II останавливалась в Городце, Нижнем Новгороде, Макарьево-Желтоводском монастыре, Чебоксарах, Казани и Симбирске, где и завершила своё путешествие.

Переход монастыря и Решмы из Суздальской епархии в Костромскую епархию

ПО указу императрицы Екатерины II от 5 сентября 1788 г. было образовано Костромское наместничество с центром в г. Костроме*. При этом часть территории Суздальского уезда, включая и слободу Решму, была включена в состав Кинешемского уезда, который вошел в Костромское наместничество. В том же 1778 г. Кинешемский, Лухский и Юрьевецкий уезды вошли и в состав Костромской епархии.

По указу императора Павла I от 12 декабря 1796 г. Костромское наместничество было преобразовано в Костромскую губернию**.

В период с конца XVIII в. и до начала XX в. Макариево-Решемский монастырь являлся одним из главных центров духовной жизни юго-восточной части Костромской губернии. Вплоть до создания (или, точнее, воссоздания) в конце XIX в. в Кинешме Успенского женского монастыря, обитель в Решме являлась единственным монастырем в Кинешемском уезде***.

* Костромское наместничество состояло из двух провинций – Костромской и Унженской.

В Костромскую провинцию входили уезды: Костромской, Нерехтский, Лухский, Юрьевецкий, Кинешемский, Плёсский, Кадыйский, Буйский, Галичский, Чухломской и Солигаличский.

В Унженскую провинцию входили уезды: Макарьевский, Ветлужский, Варнавинский и Кологривский 28.

** В 1796 г. при образовании губернии подверглись упразднению Лухский, Плёсский, Кадыйский и Буйский уезды и в губернию вошли 11 уездов: Костромской, Нерехтский, Юрьевецкий, Кинешемский, Галичский, Солигаличский, Чухломской, Кологривский, Ветлужский, Варнавинский и Макарьевский. В 1802 г. Буйский уезд был восстановлен. В этом составе из 12 уездов Костромская губерния дожила вплоть до 1918 г.

*** Напомним, что в состав Кинешемского уезда в XVIII – начале XX вв. входили территории современных Островского района Костромской области, Заволжского, Кинешемского и Вичугского районов Ивановской области.

Приписка к Решемскому монастырю Рождественской пустыни на Нодоге

В 1796 г. к Решемскому монастырю была приписана небольшая Рождественская мужская пустынь на р. Нодоге*. Она находилась за Волгой, на левом берегу, в 25 верстах от Решмы.

пустынь была упразднена и предназначена под приходскую церковь.

* Речка Нодога – правый приток р. Желваты, впадающей в Волгу.

** Фрагмент ведомости 1769 г. автору любезно предоставил настоятель Покровской церкви в д. Дъячево Кинешемского района священноинок о. Александр (Завьялов).

Вскоре после приписки к Решемской обители главную святыню Нодогской пустыни – Казанскую икону Божией Матери – перенесли в Решемский монастырь 39.

С 1796 г. и вплоть до начала XX в. богослужения в пустыни совершались только раз в году, 8 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери.

Объективно приписка пустыни на Нодоге мало что дала монастырю в Решме, только вызвала новые хлопоты и затраты на её содержание.

Конец XVIII века: у Решемского монастыря появляются угодья

ИМПЕРАТОР Павел I частично скорректировал политику своей матери Екатерины II по отношению к монастырям. Взамен отобранного в 1764 г.

он обеспечил монастыри определенным минимумом земель и угодий.

По-видимому, в конце 1797 г. монастырю была пожертвована водяная мельница в урочище Пылиха на р. Мере в Кинешемском уезде, в 60 верстах от обители (вплоть до начала XX в. её обычно сдавали в аренду) 43. Мельница находилась вблизи д. Заозерица 44 *.

Жизнь монастыря в XVIII веке

ПО-ВИДИМОМУ, с самого основания монастыря в Решме его насельники жили по особножительному уставу, то есть, в частности, в обители не было общих трапез.

* Деревня Заозерица лежала в 3-х верстах от с. Семеновское-Лапотное (совр. п. Островское). Во второй половине XIX – начале XX вв. она входила в состав Семеновской волости 45.

В Решемской пустыни в это время было только три человека братии, считая и самого о. строителя 49.

Как видим, в 1787 г. почти весь церковный причт в монастыре – священник, дьячок и пономарь – относились к белому, то есть женатому духовенству.

Таким образом, в конце XVIII в. Решемская пустынь жила, как и в первые годы своего существования. Монастырь содержала слобода Решма, члены общины жили по особножительному уставу.

Читайте также: