Монашеский обет это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Обет монаха состоял в непрерывном соблюдении всех библейских заповедей и полном послушании. То есть монах отрекался от любых проявлений собственной воли. Также монах давал обет безбрачия, он не мог иметь свою семью. Еще один монашеский обет - это отказ от личного имущества. Монах должен был прожить всю жизнь в нищете.

Монашество представляет собой отдельное духовное сословие. Монахи отличаются от священников, послушников. Это особая форма служения Богу. Общеизвестно, что монахи постоянно живут при монастырях и крайне редко их покидают.

Чтобы стать монахом, необходимо пройти обряд пострижения. При этом перед постригом, человек называется послушников. Данный статус послушника может сохраняться много лет и только после испытаний, послушник становится монахом.

Что такое монашеский обет

Как указано выше, монахи должны постоянно жить при монастыре. Они обязаны во всем подчиняться настоятелю монастыря. Отказ от прежней жизни и посвящение себя Богу, это серьезное решение.

Поэтому, каждый монах давал обет. Это означает обещание исполнять все требования, которым должен соответствовать монах. Его жизнь будет заключаться в исполнении поручений настоятеля и молитвах.

Обет состоит из нескольких обещаний и дается при совершении обряда пострига.

Что включает монашеский обет

Монашеский обет заключается в отрешении от мирских забот. Монах должен жить только духовными помыслами. Соответственно, содержание обета составляют обещания разорвать все основные связи с мирскими заботами и страстями. Для лучшего понимания, следует привести наиболее важные части обета:

  • монах должен отказаться от имущества. У него не должно быть денежных средств или иных ценностей. Он имеет право только на одежду и ограниченное число личных вещей, предметов гигиены. Конечно же, у монаха не может быть собственного жилья или счета в банке;
  • отказ от семьи имеет принципиальное значение. У монаха не может быть жены, он не должен быть привязан к женщине. Ведь монах не должен испытывать чувство привязанности к женщине и иметь детей;
  • отдельно следует отметить, что наличие жены или детей не препятствует тому, чтобы стать монахом. Однако он обязан разорвать семейные отношения. Но видеться с детьми разрешается.

Многое зависит от правил монастыря. Есть обители с более жестким уставом или с менее суровым. Но обет отказа от имущества и от брака, является обязательным.

Монашество. Зачастую странный и не понятный подвиг для мирян. Почему, зачем и как человек уходит в монашество. Как устроена жизнь в монастыре, всем ли можно принять постриг монашество и какие запреты существуют для них, а самое главное, какой обет дают монахи при постриге, эти вопросы волнуют многих интересующихся православием христиан.

Итак, какие же три обета принимают монахи, а дальнейшем уж более никогда их не нарушают.

1. Обет послушания. Иными словами монах добровольно отказывается от жизни по своему хотению. При этом обете вся жизнь в монастыре укладывается в послушании. Монах или монахиня подчиняется воле не только настоятелей монастыря, но и воле других монастырской братии. Гордыня, лень и иное греховное своеволие полностью стремиться к изживанию при этом обете.

2. Обет нестяжания. Главная цель - это полный отказ от собственности. Человек только принимающий послушничество в монастыре должен отказаться от всего нажитого из имущества в пользу монастыря, близких или родственников или просто раздать нуждающимся. Все имущество в монастыре является общей собственностью монастыря и живущих там.

3. Обет безбрачия. Дав этот обет человек уже более никогда не может вступить в брак, а перед тем как дать обед, у человека не должно остаться мирских обязанностей перед супругом или супругой.

В идеале подобная оторванность от мира должна помочь человеку оторваться и от житейских мыслей и попечений. Его более не должны заботить вопросы о мирских заботах. Все свои мысли и действия должны быть направлены на служение Богу и его окружению.

Храни Всех Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а на моей страничке в инстаграм @pravoslavnyi_bloger много полезных православных советов, приходите в гости:) .

Что такое обет Обет — это обещание Богу или обещание, данное перед Богом. Человек может давать обет соблюдать строгий пост и молитву, обет совершать дела милосердия во имя Господне, обет освободиться от власти греха или пагубной страсти. Перед Богом даются и другие обеты. Например, отказ от мирской жизни и посвящение себя служению Господу — монашеский […]

Что такое обет Обет — это обещание Богу или обещание, данное перед Богом. Человек может давать обет соблюдать строгий пост и молитву, обет совершать дела милосердия во имя Господне, обет освободиться от власти греха или пагубной страсти. Перед Богом даются и другие обеты. Например, отказ от мирской жизни и посвящение себя служению Господу — монашеский […]


Что такое обет

Обет — это обещание Богу или обещание, данное перед Богом. Человек может давать обет соблюдать строгий пост и молитву, обет совершать дела милосердия во имя Господне, обет освободиться от власти греха или пагубной страсти.

Перед Богом даются и другие обеты. Например, отказ от мирской жизни и посвящение себя служению Господу — монашеский обет или брачный обет — обещание верности мужу или жене.

Обеты в христианстве

В Библии есть слова о том, что человек не должен произносить клятвы.

Человек не может клясться в чем-то, так как его жизнь и события, которые в ней происходят, зависят не только от него, но от воли Бога. Тем более, мы не можем клясться тем, что нам совершенно не принадлежит — жизнью и здоровьем близких.

Примеры клятв, правда, встречаются в Писании.

Но — это пример того, как Господа можно призвать в свидетели в сложной ситуации, а не уверенность в том, что человек может ручаться за все, что происходит в его жизни или в жизни других людей.

Обет — это обещание, а значит, — твердое намерение. Мы осознаем, что не все зависит от нас, в то же время, обещаем сделать все от нас зависящее.

Обеты давали многие библейские персонажи:

  • Обеты Иакова ,
  • Обеты Иеффая ,
  • Обеты Анны,
  • Обеты Авессалома .

Какие бывают обеты?

Большинство упоминаний об обетах, данных Богу, существуют в Ветхом Завете. Но и в христианстве существуют разные обеты. Иисус не запрещал обеты, которые давались Богу свободно, от полноты сердца:

  • Обет безбрачия — отказ от супружества. Его могут принимать не только монашествующие. По своей доброй воле человек может отказаться от супружества и посвятить себя другим делам милосердия и служению Богу;
  • Брачный обет — брачный обет наоборот говорит о том, что супруги вместе будут стремиться к Господу. Муж и жена становятся единой плотью. Одна из целей брака — вместе возрастать в вере. Муж и жена должны хранить друг другу верность, защищать и заботиться друг о друге.
  • Монашеские обеты — обеты о добровольном согласии отречься от мира.
  • Обет молчания и другие аскетические обеты, которые часто давали святые в качестве жертвы в благодарность Богу.
  • Крещальный обет — обет следовать за Христом, который дается во время Таинства Крещения.

Монашеские обеты

  • Обет нестяжания;
  • Обет целомудрия;
  • Обет послушания.

Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.

Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.

Монашеские обеты в древних монастырских уставах

Монашеские обеты в уставе преподобного Пахомия Великого

Изначально, сам устав преподобного Пахомия в его главных постулатах был получен от Ангела, который на медной дощечке начертал правила. В них-то видны и основные причины и предпосылки к формированию обетов. Интересно отметить, что здесь впервые устанавливается трехлетний срок перед вступлением на монашеское поприще [6], которое естественно подразумевало принятие обетов.

Из наставлений преемников преподобного Пахомия можно четко увидеть не только важность данных трех обетов, но и то, что о них говорят вместе. В одном из поучений преподобного аввы Орсисия последовательно говорится о том, чтобы иноки подчинялись отцам со всею покорностью, хранили целомудрие тела, и чтобы ни во что вменяли все заботы о мирских вещах, будучи без всякого предлога иметь какую-либо собственность [24].

Монашеские обеты в уставе святителя Василия Великого

Следующие два обета – послушание и нестяжание – были в уставе святителя Василия такими же фундаментальными, как и у преподобного Пахомия [38].

В завершение рассмотрения обетов в уставе святителя Василия Великого следует отметить и несколько моментов касательно самого процесса их принятия. Из устава видно [45], что принятие обетов совершалось:

· через особое действие или чин;

· с предварительным вопрошанием о твердости намерения принять обеты;

· с изменением имени;

· с облачением в иноческие одежды;

Монашеские обеты в уставе преподобного Иоанна Кассиана

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин был основателем общежительных монастырей на Западе. Но как было в случае со святителем Василием Великим, образец устава он взял на Востоке, изучая монашескую жизнь в Египте. Весь общежительный устав преподобного Иоанна Кассиана изложен в четырех книгах. Однако то, что в нем говорится об обетах, можно найти более-менее четко лишь в 4-й книге.

Как выше отмечалось, устав Иоанна Кассиана родственен уставу преподобного Пахомия. В последнем же уделялось особое внимание обетам послушания и нестяжания. Именно поэтому тот же самый подход находится и здесь.

Монашеские обеты в уставе преподобного Венедикта

Итак, подводя итоги, следует сказать, что первые древние монастырские уставы преподобного Пахомия Великого, святителя Василия Великого, преподобных Иоанна Кассиана и Венедикта появились и были написаны не в одно и то же время и не в одном и том же месте. Однако их дух совершенно одинаков, и все они своими корнями уходят в Евангелие.

Рассмотрение обетов в древних монастырских уставах показало, что они ложились в основу монашеской жизни, а значит и спасения. Поэтому чин их принятия предварялся определенным испытательным сроком. Однако о самом чине в уставах говорится по-разному. Если в уставах преподобного Пахомия и преподобного Иоанна Кассиана упоминается лишь о перемене одежды новопоступившего настоятелем среди братии, то у святителя Василия Великого говорится уже о предварительном вопрошании решительности намерения, об изменении имени и о вручении нового инока опытному духовнику. Преподобный Венедикт добавляет у себя в уставе ту особенность, что инок свои обеты должен был изложить письменно на имя святых, мощи которых почивают в обители. Обеты во всех уставах должны были приниматься в зрелом возрасте и с ясным рассудком. Однако преподобный Венедикт допускал посвящение малых детей, за которых письменно расписывались родители.

[1] Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. – М.: Артос-Медиа, 2009. С. 29.

[3] См. Древние иноческие уставы прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана и прп. Венедикта, собранные еп. Феофаном. – М.: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (далее – Древние иноческие уставы). С. VII.

[6] См. Древние иноческие уставы. С. 16.

[8] Древние иноческие уставы. С. 49.

[10] См. Древние иноческие уставы. С. 155.

[11] См. Древние иноческие уставы. С. 43.

[12] Там же. С. 109.

[13] Там же. С. 140.

[15] Там же. С. 106.

[17] См. Древние иноческие уставы. С. 84.

[18] Там же. С. 134.

[19] Там же. С. 103

[20] Там же. С. 104

[22] Там же. С. 136.

[23] См. Древние иноческие уставы. С. 137.

[24] См. Древние иноческие уставы. С.166–168.

[25] Там же. С. 216.

[26] См. Древние иноческие уставы. С. 221.

[27] Там же. С. 244.

[28] Там же. С. 245.

[31] Там же. С. 304.

[32] Там же. С. 264, 306.

[33] Там же. С. 300.

[34] См. Древние иноческие уставы. С. 304.

[35] Примогенов Н. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия // Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых: Святитель Василий Великий. Сборник статей. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 177.

[36] Цит. по: Примогенов Н. Устав иноческой жизни Василия Великого С. 178.

Читайте также: