Монархия и парламент в 15 16 веках кратко

Обновлено: 30.06.2024

Развитие городской промышленности и торговли, увеличение роста городов способствовало оформлению сословий: 1. Духовенство – имело право на получение церковной десятины, право на получение пожертвований, было освобождено от гос. службы и повинностей. 2. Дворянство – объединяло всех светских феодалов, которые рассматривались как слуги короля. Было наследственным сословием. Освобождались от гос. Налогов. За ними сохранялось исключительное право на землю. 3. Неблагородное (третье сословие) – в него входило городское население и свободное крестьянство. К концу 14 в. На большей территории Франции исчезает серват – личная зависимость крестьян. Таким образом основная масса крестьян – свободные держатели земельного надела (цензива, держатели этого надела – цензитарии). Цензитарий выплачивал своему господину твердо фиксируемый ежегодный платеж (ценз) и выполнял определенные повинности. при соблюдении этих условий он мог передавать цензиву по наследству, передать её с согласия сеньора другому лицу и уйти в город.

Переход к совловно-представительной монархии был осуществлен в 14 веке Филиппом IV, который в 1302 г. Созвал Генеральные штаты – представительный орган. Каждое сословие было представлено в генеральных штатах одним голосом. Периодичность созыва не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство, а также крупные светские феодалы приглашались лично. Вопросы, выносимые на рассмотрение и продолжительность заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам.: борьба с орденом тамплиеров, религиозные войны и т.д. Король запрашивал мнение Ген. штатов по ряду законопроектов. Ген.штаты обращались к корлю с просьбами, жалобами, протестами, имели право вносить предложения и критиковать деятельность королевской администрации. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали. В Ген.штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно.

1. Гос.совет. По указанию короля осуществлял контроль за управлением.

2. Счетная палата – финансововое управление страной.

3. Канцлер – текущее управление за должностными лицами.

Королевский домен был разделена почти равные территориальные единицы – бальяжи. Ими управляли чиновники (бальи), назначаемые королем.


В истории России и некоторых других европейских стран был период, который вошел в политическую историю, как сословно-представительная монархия. Суть данной формы правления в том, что в составлении законов государства принимают участие представители разных сословий – аристократия, горожане, духовенство, крестьяне.

Особенности системы в разных странах

Данная форма правления характерна только для Европы, она появилась в феодальный период. По мере упадка феодального строя, в Англии, Франции, Германии и других странах, в XIII-XV веках стали появляться представительские органы – парламент, Генеральные штаты.


Рис. 1. Парламент Англии Средние Века.

Примерами органов власти сословно-представительной монархии служат:

  • Хорватия – Сабор.
  • Речь Посполитая – Сейм.
  • Нидерланды – Генеральные Штаты (как и во Франции).

Английский парламент интересен тем, что существует с 1215 года и перешел из Средних веков в Новое время, поэтому в его деятельности можно проследить как договорной феодальный принцип превратился в конституционное право современности.

В ряде государств Европы сословно-представительная монархия была вытеснена абсолютизмом в XVI-XVII веке. Исключением можно считать Речь Посполитую, где королевская власть осталась слабой. Сейм даже в XVIII веке провозглашал правителем государства, например, князя Саксонии Августа III в 1736 году.

В российской истории

В летописях есть упоминание о совете князя Всеволода Большое Гнездо и представителей различных сословий в 1211 году. Однако, определение сословно-представительной монархии подходит для периода с 1549 по 1684 год. Первый Земский собор был созван в 1549 году при молодом царе Иване IV. За довольно краткий период его деятельности был проведен ряд реформ – законодательная, церковная, налоговая, военная.

В Земских соборах XVI-XVII века принимали участие представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Повод для созыва Земских соборов мог быть таким:

  • 1566 год – вопрос о продолжении Ливонской войны.
  • 1649 год – принятие нового свода законов, его назвали “Соборное Уложение”.
  • 1653 год – вопрос об объединении с Украиной.
  • 1684 год – вопрос о вечном мире с Польшей.

Таким образом, последний созванный Земский собор пришелся на период регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I. В годы его самостоятельного царствования, с 1689 по 1725, на смену сословно-представительной монархии пришел абсолютизм и новые органы власти – Синод, Сенат, коллегии.

Земский собор дважды избирал кандидата на царский престол. В 1598 им стал боярин Борис Годунов, а в 1613 году – Михаил Романов.

Что мы узнали?

Необходимо знать что такое сословно-представительная монархия. Это понятие связано с историей ряда крупных европейских стран и с хронологическим промежутком в несколько столетий.

Монархия наряду с республикой является наиболее древней формой осуществления власти. Ее многогранность и гибкость, умение приспосабливаться к конкретным историческим условиям обусловило ей преобладание в качестве формы правления во всем мире вплоть до ХХ века. Даже на сегодняшний день количество монархических государств остается весьма значительным.

С точки зрения истории принято выделять следующие виды монархии:

5)Конституционные, которые делятся в свою очередь на дуалистические и парламентарные

Конституционная (или ограниченная) монархия – это разновидность монархической формы правления, в которой власть правителя ограничивается конституцией и присутствует законодательный представительный орган (парламент). Конституционные монархии делятся на два вида:

• представительные, или дуалистические монархии

Впервые такая форма правления появляется в конце ХVII в. в результате английской буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются, так называемые, цивильный лист и контрассигнатура.

Цивильный лист представляет собой определенную часть государственного бюджета, выделяемую для личных потребностей монарха. Его размеры устанавливаются законом и не могут быть сокращены во время правления.

Контрасигнатура (или контрасигнация) – это определённая процедура, суть которой заключается в обязательном подтверждении законов монарха премьер-министром. Смысл данного порядка содержится в сложении ответственности монарха за принимаемые действия и ее возложение на должностное лицо, которое подписало нормативный правовой акт.

Дуалистическая монархия, которая является изначальной формой ограниченной монархии, характеризуется наличием уже некоторого разделения ветвей власти. Англичанин Дж.Локк, один из основоположников теории разделения властей, подразумевал в своей концепции именно данную форму правления. Он утверждал, что вся полнота исполнительной власти должна принадлежать монарху, а законодательная – парламенту.[15] Если более подробно рассмотреть порядок взаимодействия высших государственных органов и их компетенцию, становиться очевидным тот факт, что разделение властей при данной форме правления достаточно ограниченно. Правительство если и существует как таковое, тот несет ответственность исключительно перед монархом. Судебная власть также осуществляется монархом. Монарх обладает правом абсолютного вето на решения парламента. Без его одобрения ни один закон не может вступить в силу. Также у него имеется право чрезвычайного законодательства. Политический режим можно охарактеризовать как авторитарный. Дуалистическая монархия существовала в Российской империи в 1905-1917 годах, а также в кайзеровской Германии в 1871-1918 годах. В России в тот период времени органами, которые в определённой степени ограничивали царскую власть являлись Государственный Совет и Государственная Дума. Исполнительная власть осуществлялась Советом министров через ответственных перед императором министров. В целом форма правления в России соответствовала остальным европейским монархиям, за исключением некоторых положений:

· Только император обладал правом внесения законопроекта об изменении Основных государственных законов, а в других ограниченных монархиях этот процесс мог быть инициирован как монархом, так и парламентом.

· К исключительным полномочиям императора относилось определение внешней политики, в то время как в других монархиях этот вопрос решался совместно с парламентом.

· Император обладал правом объявления военного или чрезвычайного положения в отдельных местностях. (кроме Германии и Японии)[16]

Парламентарная или парламентская монархия возникала, как правило, в развитых государствах, в которых не было резкой и принудительной перемены общественного строя, все изменения происходили постепенно путем эволюции и своевременных реформ, направленных на приспособление к существующим условиям. Главное различие между дуалистической и парламентской монархиями, по мнению Калиновича А. Э., заключается в том, кому принадлежит исполнительная власть и перед кем несут ответственность должностные лица.[17] В первом случае ее осуществляет монарх, а во втором – правительство. Также при дуалистической форме правления министры ответственны перед монархом, а при парламентарной – перед представительным органом. Здесь можно наблюдать развитую систему разделения властей, исполнительная власть признает главенство парламента. Его верховенство заключается в том, что правительство, которое назначается монархом, должно пользоваться его доверием. Монарх при такой форме правления играет очень незначительную роль в управлении государством. У него имеется право вето, однако, на практике оно фактически не используется. Его полномочия номинальны, все его действия нуждаются в одобрении правительства. Примечательно, что нередко полномочие парламента на вотум недоверия правительству сочетается с возможностью правительства внести предложение о роспуске парламента. Таким образом, народу предоставляется право разрешить конфликт между данными ветвями власти.

Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.

soslovno-predstavitelnaya-monarhiya-opredelenie

Экономические и политические предпосылки возникновения

В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.

Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.

Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.

Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.

Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;

Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.

Характерные черты сословно-представительной монархии в России

soslovno-predstavitelnaya-monarhiya-v-rossii

Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.

Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;

Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;

Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;

Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;

Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.

Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.

Земский собор 1549 г.

Характерные особенности Земских соборов:

Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;

Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;

Отсутствие законодательной инициативы;

Земские соборы не ограничивали самодержавие.

На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:

  • Царь;
  • Боярская дума;
  • Представители духовенства;
  • Помещики.

Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:

  • Необходимость проведения судебной реформы;
  • Решение о формировании местного самоуправления;
  • Подготовка к военным действиям с Казанским ханством.

Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии

В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.

В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.

Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:

  • 1550 г. – неполная отмена местного самоуправления;
  • 1555–1556 гг. – неполная отмена уложения о службе и кормления.

После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.

Потеря значения, переход к абсолютной монархии

Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.

Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.

На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.

Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.

Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.

Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).

Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).

Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.

Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.

Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.

Итоги

Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.

Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.

Историческое значение

Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.

За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:

Читайте также: