Молодежь на рынке труда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Выход на рынок труда поколения Z и пандемия существенно меняют правила игры между работодателями и работниками. Меняются приоритеты молодежи в выборе профессии и условия труда, появляются новые сферы занятости. Какие отрасли экономики наиболее популярные среди студентов и выпускников? По каким критериям молодежь выбирает работодателей? Опрошенные эксперты рассказали об основных тенденциях на молодежном рынке труда.

Согласно опросу, проведенному платформой ко карьерному развитию Changellenge среди студентов и выпускников вузов, молодежь предпочитает профессии в области информационных технологий, консалтинга, ритейла и банкинга. Культура и развлечения, инвестиции, образование и производство развлекательного контента также стали больше интересовать молодых специалистов, чем в 2020 году. Заработная плата остается самым важным критерием при выборе места работы для 71 % респондентов. Другими наиболее значимыми для молодых респондентов ценностями стали комфортные условия труда и ценный опыт для построения карьеры. Для 41 % респондентов не менее важно менторство и наставничество. 36 % студентов и выпускников считают главным возможность быстрого карьерного роста. Корпоративные образовательные программы в качестве основного критерия отметили 33 % опрошенных.

Какие приоритеты ставят для себя молодые люди?

По словам управляющего партнера компании DIS Group Александра Тарасова, самореализация и интерес для зумеров зачастую важнее стабильности. Если проекты не увлекают, для молодых людей это серьезный повод начать искать другую работу. У тех, кто родился в конце 90-х – начале нулевых, детство и взросление пришлись на цифровую эпоху, когда информации вокруг очень много и ее можно получить почти мгновенно. Они быстро усваивают новое, способны мгновенно переключаться, и именно поэтому работа должна постоянно бросать им вызов, подогревать интерес. С этим связана еще одна важная черта зумеров – осознанность. Им важно чувствовать, что они делают именно то, на что хотят потратить свое время.

Елена Лимонова, управляющий партнер кадрового агентства Стафф-АП, предлагает разделять молодых россиян, выходящих на рынок труда, на две большие группы.

Первый тип молодых выпускников – лидеры по своему характеру. Для них важно, насколько круг профессиональных обязанностей повысит их квалификацию, ценна амбициозность задач, возможность самореализации. Наиболее дальновидные из них готовы поступиться уровнем дохода, если на предлагаемой должности они получат бесценный и востребованный в будущем опыт.

Второй тип молодых соискателей ищет комфортную работу, дающую ощущение стабильности. Для этого типа работника важен баланс между работой и личной жизнью, стабильный доход, социальный пакет. Из таких выпускников вырастают хорошие исполнители. Но причиной для смены работы молодого специалиста может послужить незначительный, с точки зрения работодателя фактор: смена офиса на менее удобный, отсутствие ожидаемой премии, снижение соцпакета.


Молодежь демотивируют рутинные, неинтересные задачи и многочисленные ограничения в компании – будь то строгий дресс-код или невозможность отпроситься в течение рабочего дня. Выбирая компанию, они отдадут предпочтение тому работодателю, который предложит им участие в амбициозных проектах, будет прислушиваться к их предложениям по улучшениям и предоставит четкие планы карьерного развития.

Какие сферы наиболее популярны среди студентов и выпускников?

По статистике молодых специалистов также чаще можно встретить в сферах туризма и питания, финансах и страховании, торговле, ремонте, военной и социальных сферах. Но не всегда в этих отраслях высокий процент занятости молодежи связан именно с популярностью – это в том числе может быть опосредовано как большим количеством стартовых позиций (например, много кто из молодежи подрабатывает в торговле), так и структурными особенностями самой отрасли. Также стоит отметить развивающуюся сферу креативных индустрий, где часто именно молодое поколение является двигателем развития отрасли (например, гейминг, в том числе киберспорт, создание сетевого контента и блогерство и пр.).

Кроме того, за время пандемии кратно вырос сегмент онлайн-торговли, что повысило интерес молодых специалистов к работе на крупные маркетплейсы. По-прежнему привлекательна работа в нефтехимических и энергодобывающих компаниях. Эти работодатели могут заинтересовать кандидатов стабильностью, достойной оплатой труда и большими перспективами развития.

Как будет развиваться молодежный рынок труда?

Молодые люди будут чаще искать и менять работу в поисках самосовершенствования. Поэтому работодатель должен быть гибким. Разумеется, одна из наиболее привлекательных сфер – IT, где большое внимание уделяется развитию HR-бренда, создаются гибкие условия для соискателей, предлагаются достойные заработные платы и есть возможности неограниченного развития.


В пандемию увеличилось число вакансий для молодых специалистов без опыта работы. В основном этот рост объяснялся высоким спросом на курьеров, официантов, сборщиков заказов, операторов колл-центра, продавцов-консультантов. Из этих вакансий молодежь больше всего привлекает позиция курьера: этот вариант подходит для подработки. Службы доставки могут предложить индивидуальный график, чтобы сотрудник мог совмещать работу с учебой.

В целом молодые специалисты высоко востребованы во всех сферах. Отложенный старт карьеры часто объясняется не отсутствием работы, а высокими ожиданиями зумера от первого работодателя – как в части размера зарплаты, так и в части других условий труда.

Вместе с тем есть и негативные тенденции в сфере молодежной занятости. По словам Виталия Алтухова, ситуация на молодежном рынке труда выглядит неоднозначной. С одной стороны, согласно демографическим прогнозам, к 2030 году можно ожидать сильного сжатия численности занятых среди молодых специалистов, что может привести к дефициту кадров и достаточно высокому спросу на молодых специалистов. С другой стороны, сейчас активно обсуждается тематика безработицы среди молодежи, которая традиционно является высокой.

Отчасти в настоящее время это немного балансируется развитием удаленной занятости, когда талантливые молодые специалисты могут работать с привлекательными компаниями из своих родных городов или просто там, где стоимость жизни ниже и условия труда комфортнее, а при этом получать все преимущества сотрудника из развитого региона и города. При любых кризисах опять же страдают в первую очередь наиболее уязвимые категории участников рынка труда, куда в том числе относятся и молодые специалисты. И стоит отметить отдельно наиболее проблемную категорию нетрудоустроенных и не обучающихся молодых людей в возрасте 15-24 лет. В России этот показатель составляет 13,2 %, что выше, чем в ряде развитых стран, и эта категория молодежи нуждается в особой поддержке социальными программами карьерного сопровождения и трудоустройства, заключает эксперт.

Выход на рынок труда поколения Z и пандемия существенно меняют правила игры между работодателями и работниками. Меняются приоритеты молодежи в выборе профессии и условия труда, появляются новые сферы занятости. Какие отрасли экономики наиболее популярные среди студентов и выпускников? По каким критериям молодежь выбирает работодателей? Опрошенные эксперты рассказали об основных тенденциях на молодежном рынке труда.

Согласно опросу, проведенному платформой ко карьерному развитию Changellenge среди студентов и выпускников вузов, молодежь предпочитает профессии в области информационных технологий, консалтинга, ритейла и банкинга. Культура и развлечения, инвестиции, образование и производство развлекательного контента также стали больше интересовать молодых специалистов, чем в 2020 году. Заработная плата остается самым важным критерием при выборе места работы для 71 % респондентов. Другими наиболее значимыми для молодых респондентов ценностями стали комфортные условия труда и ценный опыт для построения карьеры. Для 41 % респондентов не менее важно менторство и наставничество. 36 % студентов и выпускников считают главным возможность быстрого карьерного роста. Корпоративные образовательные программы в качестве основного критерия отметили 33 % опрошенных.

Какие приоритеты ставят для себя молодые люди?

По словам управляющего партнера компании DIS Group Александра Тарасова, самореализация и интерес для зумеров зачастую важнее стабильности. Если проекты не увлекают, для молодых людей это серьезный повод начать искать другую работу. У тех, кто родился в конце 90-х – начале нулевых, детство и взросление пришлись на цифровую эпоху, когда информации вокруг очень много и ее можно получить почти мгновенно. Они быстро усваивают новое, способны мгновенно переключаться, и именно поэтому работа должна постоянно бросать им вызов, подогревать интерес. С этим связана еще одна важная черта зумеров – осознанность. Им важно чувствовать, что они делают именно то, на что хотят потратить свое время.

Елена Лимонова, управляющий партнер кадрового агентства Стафф-АП, предлагает разделять молодых россиян, выходящих на рынок труда, на две большие группы.

Первый тип молодых выпускников – лидеры по своему характеру. Для них важно, насколько круг профессиональных обязанностей повысит их квалификацию, ценна амбициозность задач, возможность самореализации. Наиболее дальновидные из них готовы поступиться уровнем дохода, если на предлагаемой должности они получат бесценный и востребованный в будущем опыт.

Второй тип молодых соискателей ищет комфортную работу, дающую ощущение стабильности. Для этого типа работника важен баланс между работой и личной жизнью, стабильный доход, социальный пакет. Из таких выпускников вырастают хорошие исполнители. Но причиной для смены работы молодого специалиста может послужить незначительный, с точки зрения работодателя фактор: смена офиса на менее удобный, отсутствие ожидаемой премии, снижение соцпакета.


Молодежь демотивируют рутинные, неинтересные задачи и многочисленные ограничения в компании – будь то строгий дресс-код или невозможность отпроситься в течение рабочего дня. Выбирая компанию, они отдадут предпочтение тому работодателю, который предложит им участие в амбициозных проектах, будет прислушиваться к их предложениям по улучшениям и предоставит четкие планы карьерного развития.

Какие сферы наиболее популярны среди студентов и выпускников?

По статистике молодых специалистов также чаще можно встретить в сферах туризма и питания, финансах и страховании, торговле, ремонте, военной и социальных сферах. Но не всегда в этих отраслях высокий процент занятости молодежи связан именно с популярностью – это в том числе может быть опосредовано как большим количеством стартовых позиций (например, много кто из молодежи подрабатывает в торговле), так и структурными особенностями самой отрасли. Также стоит отметить развивающуюся сферу креативных индустрий, где часто именно молодое поколение является двигателем развития отрасли (например, гейминг, в том числе киберспорт, создание сетевого контента и блогерство и пр.).

Кроме того, за время пандемии кратно вырос сегмент онлайн-торговли, что повысило интерес молодых специалистов к работе на крупные маркетплейсы. По-прежнему привлекательна работа в нефтехимических и энергодобывающих компаниях. Эти работодатели могут заинтересовать кандидатов стабильностью, достойной оплатой труда и большими перспективами развития.

Как будет развиваться молодежный рынок труда?

Молодые люди будут чаще искать и менять работу в поисках самосовершенствования. Поэтому работодатель должен быть гибким. Разумеется, одна из наиболее привлекательных сфер – IT, где большое внимание уделяется развитию HR-бренда, создаются гибкие условия для соискателей, предлагаются достойные заработные платы и есть возможности неограниченного развития.


В пандемию увеличилось число вакансий для молодых специалистов без опыта работы. В основном этот рост объяснялся высоким спросом на курьеров, официантов, сборщиков заказов, операторов колл-центра, продавцов-консультантов. Из этих вакансий молодежь больше всего привлекает позиция курьера: этот вариант подходит для подработки. Службы доставки могут предложить индивидуальный график, чтобы сотрудник мог совмещать работу с учебой.

В целом молодые специалисты высоко востребованы во всех сферах. Отложенный старт карьеры часто объясняется не отсутствием работы, а высокими ожиданиями зумера от первого работодателя – как в части размера зарплаты, так и в части других условий труда.

Вместе с тем есть и негативные тенденции в сфере молодежной занятости. По словам Виталия Алтухова, ситуация на молодежном рынке труда выглядит неоднозначной. С одной стороны, согласно демографическим прогнозам, к 2030 году можно ожидать сильного сжатия численности занятых среди молодых специалистов, что может привести к дефициту кадров и достаточно высокому спросу на молодых специалистов. С другой стороны, сейчас активно обсуждается тематика безработицы среди молодежи, которая традиционно является высокой.

Отчасти в настоящее время это немного балансируется развитием удаленной занятости, когда талантливые молодые специалисты могут работать с привлекательными компаниями из своих родных городов или просто там, где стоимость жизни ниже и условия труда комфортнее, а при этом получать все преимущества сотрудника из развитого региона и города. При любых кризисах опять же страдают в первую очередь наиболее уязвимые категории участников рынка труда, куда в том числе относятся и молодые специалисты. И стоит отметить отдельно наиболее проблемную категорию нетрудоустроенных и не обучающихся молодых людей в возрасте 15-24 лет. В России этот показатель составляет 13,2 %, что выше, чем в ряде развитых стран, и эта категория молодежи нуждается в особой поддержке социальными программами карьерного сопровождения и трудоустройства, заключает эксперт.

Молодёжь на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодёжи.

Содержание

Тенденции в занятости молодёжи

Вторая тенденция прямо противоположна первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве молодым специалистам, не выдерживающим конкуренцию в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодёжь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам страших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке. На слушаниях в Совете Федерации в 2004 году приводились такие данные: В 1999 году в госсекторе работало 68,4 %, а в негосударственном — 8,3 %, спустя три года значения этих показателей составили 71,9 % и 7,4 % . [2]

См. также

Источники

  1. ↑ Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М,:Машмир-ЮНЕСКО, 2005.
  2. ↑ Ю. А. Зубок, В. И. Чупров Тенденции социального развития молодежи в современном Российском обществе//Аналитический вестник Совета Федерации № 31 (251), М., 2004.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Молодежь на рынке труда России" в других словарях:

Молодежь — Молодёжь в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. социально демографическая группа, выделяемая… … Википедия

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия

Молодые люди — Молодёжь в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. социально демографическая группа, выделяемая… … Википедия

Молодёжь — Молодёжь это особая социально возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей,… … Википедия

Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Личные доходы — (Personal income) Личные доходы это денежные средства, полученные физическим лицом Что такое личный располагаемый доход, его источники, распределение, расчет и учет Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

ГРУЗИЯ — Республика Грузия, государство в Центральном и Западном Закавказье. В состав Грузии входят две автономные республики Аджария и Абхазия. Грузия. Столица Тбилиси. Население: 5431 тыс. человек (1998). Плотность населения 78 человек на 1 кв. км.… … Энциклопедия Кольера

Молодёжь на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодёжи.

Содержание

Тенденции в занятости молодёжи

Вторая тенденция прямо противоположна первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве молодым специалистам, не выдерживающим конкуренцию в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодёжь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам страших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке. На слушаниях в Совете Федерации в 2004 году приводились такие данные: В 1999 году в госсекторе работало 68,4 %, а в негосударственном — 8,3 %, спустя три года значения этих показателей составили 71,9 % и 7,4 % . [2]

См. также

Источники

  1. ↑ Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М,:Машмир-ЮНЕСКО, 2005.
  2. ↑ Ю. А. Зубок, В. И. Чупров Тенденции социального развития молодежи в современном Российском обществе//Аналитический вестник Совета Федерации № 31 (251), М., 2004.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Молодежь на рынке труда России" в других словарях:

Молодежь — Молодёжь в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. социально демографическая группа, выделяемая… … Википедия

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия

Молодые люди — Молодёжь в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. социально демографическая группа, выделяемая… … Википедия

Молодёжь — Молодёжь это особая социально возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей,… … Википедия

Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Личные доходы — (Personal income) Личные доходы это денежные средства, полученные физическим лицом Что такое личный располагаемый доход, его источники, распределение, расчет и учет Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

ГРУЗИЯ — Республика Грузия, государство в Центральном и Западном Закавказье. В состав Грузии входят две автономные республики Аджария и Абхазия. Грузия. Столица Тбилиси. Население: 5431 тыс. человек (1998). Плотность населения 78 человек на 1 кв. км.… … Энциклопедия Кольера

Читайте также: