Модернизм в культуре 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

История возникновения

К концу XIX века, когда реализм уже прижился и даже успел наскучить, начинает дуть ветер перемен… и экспериментов. На красную ковровую дорожку с гордостью выходят модернисты, заявляющие о новой эпохе. Триумф модернизма приходится на начало ХХ века, именно тогда и начинается кардинально отличающаяся от прошедших времен литература, а вместе с ней и музыка, и изобразительное искусство.

Истоки модернизма вытекают из желания сделать по-новому, поэтому рассказывается история формы, а не содержания. Культура модернизма зарождается в 60-ых годах ХIX века. Тогда в живописи царствуют импрессионисты, а в литературе – немецкие романтики, воспевающие эскапизм и культ иррационального начала. Сюжет закончился еще в античности, не останавливаться же культуре? И благодаря модернизму, культура преображается и становится абсолютно неузнаваемой для тех времен.

Ни для кого не секрет, что все новое не сразу воспринимается с восторгом, модернизм – не исключение. Однако технику представители осваивали разную, ведь данное явление – это совокупность явлений авангардной культуры. Развитие модернизма было стремительным, захватывающим, казалось бы, все вокруг.

История данного культурного явления исходит из желания совершенствовать искусство, ведь мир не стоит на месте. В жизни происходят глобальные изменения: вместо цоканья копыт лошадей на улицах слышны моторы, что говорит о великом прогрессе. Кроме того, одним из главных истоков модернизма служит глобальная переоценка ценностей из-за Первой Мировой войны. Вы говорили о том, что человек прекрасен? Но химическое оружие и война доказывают, что жизнь одного ничего не значит. Вследствие этого и создается новое искусство. Оно априори не могло оставаться таким же, и стремительные перемены нагрянули в лице модернистов. Это и послужило началу развития такого культурного переворота – в жизни творились страшные, неописуемые вещи. Модернисты взялись за задачу не только описать все это, но и доказать, что искусство может быть абсолютно иным, поэтому для этого культурного направления типичен отказ от всех авторитетов.

Наступление эпохи модернизма было настолько громким и ярким, что никто не мог не заметить таких перемен. Это выражалось в искусстве, в жизни и самом человеке. Переставая томить вас, расскажем об идеи модернизма, и почему так много внимания уделяется этой эпохе.

Идея модернизма состояла, как уже было сказано, в желании экспериментировать. Из-за глобальных перемен, происходящих в жизни, искусство так же подверглось серьезным изменениям, и если раньше люди зачитывались Шекспиром и верили его идеалам, то модернисты отворачиваются от ранее сказанного. Что-то делалось все же больше для эпатажа, однако заявления тех же футуристов были достаточно громкими. Главная идея модернизма – сделать не так, как было раньше, поэтому представители новой эры развивали форму произведения искусства.

Вся характеристика модернизма заключается в эстетическом бунте, это некое обновление искусства. Создать что-то такое, чего раньше не было, и что отражало бы ситуацию нового мира.

Любая эпоха воспевала определенные позиции, если в средневековье это – церковь, в сентиментализме – чувства, то концепция модернизма состоит в эксперименте и проявлении таких же глобальных перемен.

Признаки

В литературе XIX века автор вас словно водил за ручку? Забудьте. Отныне вы погружаетесь в модернистский текст, где узнаете героев так, как в жизни. Да, интерес к такой книге может возникнуть не сразу, но, увы, к этому надо привыкнуть: нужно дать шанс раскрепощенному воображению, проявить терпение и толерантность, в таком случае текст вас полностью охватит.

Форма становится главной составляющей: важна не история, а как ее преподносят. Один из главных признаков модернизма – причудливая экспериментальная форма.

Принципы

Мало того, что нам важна форма, а не содержание, так еще и интерес проявляется не к событиям, а к чувствам. Нет, это не сентиментализм, в модернизме иной принцип: практически вскрыть внутренний мир героя. Становится интересно, что чувствует персонаж, оказавшийся в определенной ситуации.

Кроме того, в литературе модернизма вы не часто встретите нормальных героев. На сцену искусства выходят слабоумные, физически неполноценные герои, маньяки. Обостряется внимание к человеческой паталогии. Так же далеко не все модернистские произведения побалуют вас хэппи-эндом, это так же служит некой аллегорией трагедии современного человека.

Модернист – любитель экспериментов. Но также ждите недоговоренность, завуалированность, интеллектуальное чтение и принцип рассеянного смысла. Модернизм, безусловно, ярчайшая эпоха, которой есть, чем похвастаться.

Течения и направления

Не стоит забывать и о другом виде модернизма – символизме. Однако это течение не стоит относить к авангардной культуре, так как это обновление только искусства, а не взглядов потенциальной аудитории.

Каждое направление уникально и ярко, благодаря чему модернизм преображается и становится похож на новогоднюю разноцветную елку, где каждая игрушка – это шедевр эпохи.

Особенности

Если раньше искусство развивалось в определенном направлении, то с наступлением эпохи модернизма оно разошлось по разным тропинкам. В каждом течении свои правила и методы, однако общее все же находится – тяга к эксперименту. Данная особенность проявляется во всех видах искусства модернизма.

Отличительная особенность, к примеру, сюрреализма – это выявление бессознательного, а футуризма – привлечение внимания к новой жизни через эпатаж и отказ от старого. Все это демонстрирует, каково было искусство модернизма, но лучше всего, убедиться в этом на практике.

В литературе

А как могли выражать литературу будущего в эпоху модернизма? Если вы думаете, что место действия всего лишь заменялось на современные города, то этого недостаточно. Футуристы старались максимально преобразить литературу, вводя визуальную поэзию – теперь стихи можно было скорее смотреть, чем читать. Самые смелые представители модернизма отказывались от всего того, что было нам привычно – рифмы, значения слов, союзов и предлогов. Книги преобразились до неузнаваемости и не переставали вызывать интерес, поэтому литературный модернизм выстрелил ярче всего.

Остановимся не на таком радикальном жанре модернизма – символизме. В данном течении ничего не воспринималось буквально, строчки были наполнены шифрованием и образами.

В живописи

На полотнах модернизм вылился в разные цвета – яркие и блеклые, а образы на картинах могли просто поражать. Художественный модернизм пользовался популярностью не меньше литературного. После появления фотографии художникам нужно было доказать, что их дело продолжает жить, поэтому копировать реальность – это не о модернизме.

В культурный мир врываются такие направления живописи, как импрессионизм, где суть картины выражалась во впечатлении художника. Но дальше – больше. Чего стоит только противоположное импрессионизму направление – экспрессионизм. Авторы буквально выливали на полотна все свои переживания и чувства, поэтому каждый цвет – это эмоция.

Модернистская живопись ярко воплощается в таких направлениях, как: кубизм, наполненной фигурами; фовизм, благодаря которому глаза зрителя сразу цепляются за ярчайшие краски; и сюрреализм, где отыскать логику представляется нереальной задачей.

В архитектуре

Для наиболее яркого представления зданий модернизма, вообразите сперва для сравнения образец классицизма – какой-нибудь Исаакиевский собор Петербурга или Большой театр в Москве, а после старайтесь вообразить противоположное творение.

Архитектурный модернизм так же не стесняется нарушать стандартные правила, поэтому отказывается от прямых линий и даже от некого удобства. Главное – необычно!

Именно поэтому, проходя мимо здания архитектуры модерна, вы сразу обратите на него внимание, возможно, даже не догадываясь, к какому стилю оно относится. Но определенно, вы не сможете упустить его из виду. К примеру, таковым является здание Казанского вокзала в Москве.

В музыке

Искусство – необычайная сила, и если оно преображается, то во всех сферах. Музыка – не исключение. Интересно, что в модернизме форма превышается над содержанием, и если в литературе, в живописи можно искать сюжет, то музыка наполнена главной особенностью модернизма. Она не знала сюжета, ее нужно было слушать и уметь насладиться потоком нот, то взволнованно играющих, то плавно переходящих друг за дружкой.

Но и музыка не избегала экспериментов. Современный на тот момент город мог отражаться в мелодии модернизма, ведь композицию теперь можно создать из одного только звука.

Яркий пример – джаз, где основой стала импровизация, благодаря чему каждая мелодия была уникальна.

Основные черты

По сути, каждая эпоха в той или иной степени добивалась внимания в искусстве, но модернизм глядит дальше всех. Это не просто необычное искусство. Жизнь стремительно изменялась, а искусство не отстает. Приоритеты и ценности изменились, философы вот-вот прогремели об отсутствии смысла жизни, поэтому творческим людям ничего не остается, кроме как экспериментировать.

После Первой мировой войны люди читают литературу потерянного поколения, возмущаются спектаклями театра абсурда, ведь это очередное подтверждение того, что жизнь – сплошной хаос.

Впрочем, форма формой, но о чем же писали представители модернизма? Сюжет для них был, конечно, вторичен, однако большинство все-таки от него не отказываются. Лучше всего изучить отдельно актуальные темы эпохи модернизма.

Одна из актуальнейших тем модернизма – это, разумеется, война. Событие, шокирующее всех. Описывалось и психологическое состояние человека на войне, и его жизнь после. Человек вынужден убивать, и это не могло не отразиться на страницах книг. Читатель рассматривает героев как людей потерявшихся, не знающих, как им жить, сомневающихся в главных ценностях жизни – любви и вере.

Так же на контрасте с войной подчеркивался праздник жизни и разрушение американской мечты. Желание жить, потому что неизвестно, когда жизнь оборвется – это и помпезно, и страшно. В литературе понятие потерянного поколения стало ведущей темой модернизма.

Немаловажная проблема в любую эпоху – смысл жизни. Однако вот незадача, модернизм зарождает новую философию, заявляющую, что никакого смысла и вовсе нет. Искусство пытается найти ответы на эти вопросы, пока экзистенциалисты занимают пьедестал.

Эмоции и сумасшествие – еще одна тема модернизма, как для литературы, так и для живописи. В таких стремительных переменах потеряется любой человек, нормальные герои в прошлом. Поднимаются важные вопросы о том, кто есть кто в современном обществе, и о роли каждого человека.

И, конечно, модернизм заявляет и о силе искусства, что именно оно может помочь выжить в таком неординарном мире.

Стиль

У каждого автора свой метод, за счет чего мы и превозносим их творчество. Эстетика модернизма воплощается, прежде всего, в деталях, за которыми скрываются целые истории. Именно так писал, например, писатель-модернист Эрнест Хемингуэй.

Искусство выводит наружу несвязанный лихорадочный бред. Это выражается не только в сюрреалистической живописи, но и в литературе. Представьте, что пока вы спите и с головой погружены в необычный сон, ваша рука бессознательно что-то записывает. В этом и заключался стиль еще одних представителей модернизма.

Представители

Наконец, после того, как мы разобрались, что же это за эпоха, лучше всего остановиться на представителях. В теории модернизм красив и необычен, но на практике он раскрывается гораздо ярче, поэтому, как говорится, этих героев надо знать в лицо.

В литературе

Начнем с писателей модернизма – представителей, которые выразили новую эпоху на страницах.

В живописи

Пробегаясь по основным направлениям эпохи, назовем главных художников модернизма.

  • Сальвадор Дали, записывающий свои сновидения на картинах.
  • Пабло Пикассо – художник, старавшийся проявить себя не в одном направлении.
  • Казимир Малевич – представитель абстрактного искусства.
  • Василий Кандинский – художник-абстракционист.
  • Ван Гог – художник постимпрессионизма, благодаря которому положено начало экспрессионизма
  • Поль Гоген – представитель постимпрессионизма, положивший начало фовизму.
  • Анри Матисс – представитель фовизма.
  • Эдвард Мунк – художник экспрессионизма.

В архитектуре

Модернизм проявил себя во всех направлениях искусства, поэтому настала очередь назвать имена архитекторов модернизма.

  • Вальтер Гропиус
  • Алвар Аалто
  • Гюстав Эйфель
  • Антонио Гауди
  • Ле Корбюзье

В музыке

Остановимся и на композиторах модернизма для наиболее яркой картины.

  • Клод Дебюсси
  • Дмитрий Шостакович
  • Рихард Штраус
  • Ферруччо Бузони
  • Джон Кейдж

Примеры

Наконец, разобравшись с представителями модернизма, мы можем перейти непосредственно к их произведениям, которые стали отражением той самой противоречивой эпохи.


Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Культура модернизма

На рубеже XIX и XX столетий развитие буржуазной культуры вступает в новую фазу, наиболее точным названием которой является модернизм. Модернизм - новый, современный тип культуры XX в. Это понятие фиксирует определяющее духовное направление этого этапа истории буржуазной культуры, которая начала осознаваться уже в конце XVII в., но только в начале XX в. стремление быть "новым", "современным" (modern) стало главным творческим импульсом буржуазной культуры, который стимулировался потребностями доминирующих науки и техники, в которых новизна обладает абсолютной ценностью. В этом же направлении действовала и психология индивидуализма, поскольку именно непохожесть, оригинальность, новизна становятся критериями индивидуальности, независимо от меры общественной ценности и истинности этого нового.

В модернизме все заключенные изначально в буржуазной культуре противоречия доведены до абсурдного предела. Это произошло и под влиянием внутренних движущих сил, и под влиянием социальных катаклизмов, потрясших Европу. Модернизм в культуре совпадает со стадией зрелого индустриального общества, для которого характерны значительная технизация, массовое производство, использование новых видов энергии, стандартизация. Индустриализм порождает собственную систему ценностей - таких, как достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность и труд, потребительство, гедонизм, универсализм, вера в прогресс, сциентизм, техницизм (авторитет естественных наук и открытий техники). Характерной особенностью модернизма является развитие технической культуры, появление новых коммуникаций - масс-медиа. Еще не оценено должным образом влияние войн на развитие культуры, но они оказали сильное стимулирующее влияние на развитие науки и техники - от радио- и телевизионной связи до кибернетических систем управления, космических полетов и атомной энергетики. Культурное значение всех этих великих открытий и изобретений состоит не столько в их собственно научном и техническом содержании, сколько в их влиянии на психологию людей XX столетия.

Это сказалось на сильном влиянии точного знания и технического конструирования на гуманитарную сферу культуры и на художественное творчество - оно проявилось в таких явлениях, как конструктивизм (художественно-образное формообразование), дизайн (организация предметной среды). Возрастание роли науки и техники в жизни общества обостряло возникшую еще в прошлом веке проблему отношений между научно-техническим прогрессом и нравственными ценностями.

Другой аспект влияния на культуру XX века внешних для нее сил - два трагических социальных эксперимента (Россия и Германия). Их суть и объективное историческое значение - в поиске внедемократического способа разрешения тех противоречий, которые принесла с собой буржуазная цивилизация, способа, основанного на рефеодализации социокультурной системы. Тоталитаризм сам доказал свою враждебность подлинной культуре, но одновременно было показано Западу, что за идеей социализма, как бы ни вульгаризировали ее фашисты и большевики, стоит глубинная потребность культуры в социальном единстве, которую буржуазное общество отбросило, абсолютизировав принцип индивидуальной свободы.

В отношения культуры и человека, казалось бы, вообще неотрывных друг от друга, модернизм внес трагический разлад. Существование человека в XX в. все больше принимает форму отчуждения - процесса превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Этот процесс имеет разносторонние проявления: вытеснение человека из эпицентра культуры машиной, и "обесчеловечивание", как точно определил это Х. Ортега-и-Гасет, модернистского искусства, наконец, явление декадентства с его апологией смерти и вызванной этой системой взглядов эпидемией самоубийств.

Таким образом, суть модернизма не в тех или иных формах искусства или сфер человеческой деятельности, а в тотальном разрыве культуры со всей ее бытийной средой - природой, обществом, человеком, что сделало само ее существование трагическим, вызвало апокалипсическое ощущение "заката Европы" и мрачный пессимизм всевозможных антиутопий, предрекавших гибель цивилизации.

Неудивительно, что подобный разлад, конфликтность опредили культуру XX века. Поскольку модернизм сложился в таком обществе, в котором социальная и культурная дифференциация достигла предельной напряженности, он характеризуется противостоянием двух субкультур- массовой и элитарной. Понятию "массовая культура" близко понятие китча. Китч в общем смысле - это подмена художественных ценностей утилитарными, истинной духовности - прагматизмом, красоты - красивостью. Китч становится квинтэссенцией массовой культуры, ее наиболее одиозным, пародийным выражением. Китч может рядиться и в авангардные одежды: значительная часть многих современных произведений искусства - китчи. Однако и элитарное, эстетствующее искусство тоже тяготеет к китчу.

Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры. У истоков модернистской прозы стоит творчество австрийского писателя Ф. Кафки, у которого само мироустройство предстает трагическим и враждебным человеку. В теоретическом плане модернизм смыкается с разными вариантами "философии жизни" и экзистенционализмом, представленным именами Ф. Ницше, Н. Лосского, К. Ясперса.М. Хайдеггера, Н. Бердяева, З. Фрейда, Э. Фромма. Фрейдизм стал динамической концепцией психики человека, теорией психоанализа. Согласно учению З. Фрейда о "бессознательном", всеми поступками человека движут его подсознательные желания, влечения. Человек вынужден сублимировать, то есть перемещать свои влечения, свою энергию - в искусство, политику, религию. Фрейд считал культуру антагонистичной по отношению к природному началу человека, что особенно ярко проявилось в культуре XX в.

Своего рода психоанализом культуры и человека в ней стал экзистенциализм. Экзистенциализм - философское и художественное направление, рассматривающее разные формы и состояния человеческого бытия как главный смысл его существования. В отличие от Ф. Кафки, в романах и повестях экзистенциалистов наличествует попытка довести до своего рода обязательности концепцию человека, который сам себе предписывает нормы поведения и поступает так в силу своего душевного устройства, в силу нравственного выпадения из привычного социума и вынужденного одиночества среди враждебного сущего (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй, М. де Унамуно, У. Голдинги др.).

В XX в. в литературе развиваются романтические традиции (Д. Р. Толкиен, А. де Сент-Экзюпери, Р. Хелязны), реалистические (Я. Гашек, Э. Хемингуэй, Д. Апдайк, Г. Гессе и др.).

Модернизм вошел в историю культуры и искусства прежде всего как отрицание, разрушение, деструкция классических основ европейской культуры, определявших ее развитие от античности до XIX века включительно. В основе эстетики модернизма - представление об абсурдности бытия и необходимости выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами. Эти новые эстетические средства были объединены понятием авангардизм. Авангардизм - условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, течений; тенденция отрицания традиций. К авангардизму относится абстракционизм - тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов.

В этом направлении отразилось стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и "реализма". Искусство становится средством преодоления реальности. Новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и конструирование или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения.

Источником этого нового могут быть самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма, апология техницизма в техноутопии и живописи футуристов, утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенционализма, приобщение к архаическим мифам, связующим человека со стихиями природы, непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях.

К модернизму принято относить самые разные течения в искусстве XX века, зачастую вступающие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм.

Постимпрессионизм стал общим названием различных художественных течений в XX в. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучание света, постимпрессионисты противопоставляли ему поиски материальных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей (П. Гоген, В. Ван Гог, П. Сезанн, А. Тулуз-Лотрек). Творчество П. Пикассо, Ж. Брака развивалось в духе кубизма, течения изобразительного искусства, в котором решаются задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Фовизм - направление постимпрессионизма, отличающееся необычайной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы (А. Матисс, М. Вламинк и др.). Экспрессионизм - это художественное течение, в основе которого лежит столкновение контрастов, дисгармония. Экспрессия, как отмечалось, была свойственна искусству Северного Возрождения и барокко, но сам термин появился в XX в. Предтечи экспрессионизма - В. Ван Гог, О. Редон. Он характерен для творчества художников Э. Мунка, Ф. Ходлера, архитекторов А. Гауди, Ф.-Л. Райта и Ле Корбюзье.

Многие модернистские направления встали на путь как можно большего разрыва с художественной, литературной традицией.Так, дадаизм - течение абстрактного искусства, в основе которого подражание наивному искусству дикарей или детей (Г. Гросс, Ф. Пикабиа, М. Дюшан и др.). Дадаизм в поэзии утверждал алогизм как основу творческого процесса - "мысль формируется во рту" (Л. Арагон). Абстрактным импрессионизмом стал ташизм - направление абстрактного искусства, пренебрегающее традиционными приемами рисования и сводящееся к разбрызгиванию краски (Х. Хартунг, М. Тоби и др.).

Сюрреализм - художественное течение, отражающее сверхреальные, алогичные связи объектов реального мира, которые проявляются в подсознании или состоянии транса, сна, гипноза, болезни (поэты А. Бретон и Г. Аполлинер, художники А. Массон, С. Дали и др.).

Модернизм отвергает принцип систематически организованного философского рассуждения, ставит под сомнение саму способность слова выражать глубинное содержание миросозерцания. Так возникает футуризм - художественное течение, отражающее ускорение темпа жизни, абсолютизирующее идеи движения (поэты Ф. Маринетти и Г. Аполлинер, В. Маяковский, художники К. Kappa, Дж. Северини и др.), атакже имажинизм - особое нелогическое художественное соединение метафор и образов (А. Мариенгоф, С. Есенин).

Аналогичный процесс протекает в сфере пространственных искусств: модернизм признает безнадежно устаревшим сам принцип изображения реального мира, который сохранялся на протяжении тысячелетий, при всех исторических изменениях изобразительных средств и стилевых систем, - тот способ формообразования, который позволял рассматривать живопись как "немую поэзию", - и заменяет его неизобразительным - "беспредметным" - способом конструирования абстрактных цвето-пластических композиций (Р. Делоне и П. Мондриан на Западе, В. Кандинский и К. Малевич в России). Это направление модернизма получило название супрематизма - течения абстракционизма, методу которого свойственно выражение структуры мироздания в наипростейших геометрических формах.

Абсолютизировав ценность "современного", модернизм противопоставлял себя "классическому", как "живое" - "мертвому". Опора на прошлое оказывалась оправданной лишь в тех случаях, когда оно само было "антиклассичным", как в обращении к буддизму, йоге, восточной мистике или даже в возвращении к первобытной культуре, остатки которой сохранялись в Африке и на островах Тихого океана и потому оказывались психологически близкими иррационализму "современного" европейского духа - таковы мотивы творческих исканий П. Гогена и П. Пикассо, а также "изобретателей" джаза и новых бытовых танцев.

Такая интеллектуальная парадигма получила универсальное значение - разрушение, гибель, исчезновение предрекались всему сущему и в природе, и в человеческом бытии, и в культуре. Теоретики модернизма говорят о "конце философии", о "смерти искусства", об исчерпанности возможностей "классической" науки, об абсолютной относительности и потому архаичности всех ценностных критериев - нравственных, религиозных, эстетических - и об иллюзорности всех идеалов.

Хотя XX в. проходит под знаком модернизма, он характеризуется разнообразием жанров и стилей в каждом виде искусства и литературы.

В архитектуре на смену стилю модерн, создающему необычные символические здания (А. Гауди, Й. Ольбрих) приходят новые теории, согласно которым эстетическое решение должно соответствовать фунциональным задачам сооружения - "эстетика комфорта"- в условиях городов (Ле Корбюзье), пригорода (Э. Хоуард). В духе теории функционализма создается новый тип здания - небоскреб. Против этого выступал Ф. Л. Райт, развивший "стиль прерий". На протяжении XX в. теория урбанизма и противоположная ей варьируются и даже переплетаются.

В XX в. продолжает развиваться классическая музыка (Б. Бриттен, Г. Малер), легкая, песенная музыка; синтез джаза с классикой порождает симфоджаз (Дж. Гершвин). Возникает рок-музыка.

Появление кинематографа, а затем и телевидения подрывает монопольное господство театра как ведущего зрелищного искусства. Но он выдерживает конкуренцию. Пути развития театра в XX в. предопределены драматургией Г. Ибсена, А. П. Чехова, Б. Шоу. Эксперименты Б. Брехта по созданию эпического театра и театр "драмы абсурда" (С. Бекет, Э. Ионеско) - таковы направления театральных поисков в XX в.

В XX в. кино выделилось в самостоятельный вид искусства. В нем нашли отражение все характерные для XX в. творческие методы: романтические (А. Корда, Кристиан-Жак), реалистические (М. Карне, П. Джереми), модернистские (Ф. Ланг, Ф. Леже). Философскими размышлениями наполнены фильмы Ф. Феллини, Л. Висконти, И. Бергмана и др.

На протяжении XX в. многие культурологи писали о кризисе современной культуры. Этот кризис показывает дезинтеграцию определенной формы культуры. В мироощущении эпохи все явственнее отражается не просто мотив фиксации кризиса, а поиска путей выхода.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модернизм и постмодернизм в культуре ХХ века

Термином модернизм (от фран. – новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Субъективность миропонимания – в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты? элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом, именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе, поэтому человек обязан жить согласно тем нормам поведения и поступкам, которые соответствуют его душевному устройству, не создающими дискомфорта с самим собой и если для этого требуется вынужденное одиночество, то он должен выпасть из привычного социума. Сартр (Франция), Камю, Кафка (Австрия) – литераторы. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.

Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью.

От дадизма до порт-арта.

Кубизм – это течение связано с именем Пабло Пикассо (Испания). К этому течению Пикассо пришел не сразу.

3. 1906-1907 (1,5 мес.). Художник приходит к выводу, что решение человеческих проблем через живопись невозможною живопись может лишь только создавать пластические формы. Большой интерес к негритянской культуре.

5. Вторая фаза – аналитический кубизм, когда картина превращается в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный элемент (портрет Валлара).

6. Третья фаза: синтетический кубизм (1912-1913). Это живописные композиции, которые образуются плоскими фрагментами предметов (в основном музыкальных инструментов).

7. 1913-1915. Композиции на тему музыкальных инструментов, которые представляли объемно-предметные изделия из различных материалов, подвешенных к вертикальной плоскости.

Постмодернизм.

Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

Модернизм — это больше , чем художественное направление. Это целый комплекс изменений и процессов , происходивших в культуре , изобразительном искусстве , литературе , архитектуре во второй половине XIX — первой половине XX века. Среди главных исторических предпосылок этой революции в искусстве были развитие городов , индустриализация и две мировые войны — процессы и события , затронувшие весь мир.

Модернизм

Место и время

Когда говорят о модернизме или современном искусстве ( modern art), всегда подразумевают множество художественных движений и стилей , объединений и направлений , которые существовали часто одновременно и во многом оказывались противниками и оппонентами. На первый взгляд , сложно отыскать общие черты в искусстве сюрреалистов и экспрессионистов, кубистов и конструктивистов. Но начиная с французского импрессионизма и заканчивая американским абстрактным экспрессионизмом, художники забрались в ту систему координат , ту область поисков , которая резко отделила их от всех предыдущих поколений. С началом модернизма закончилась эпоха изобразительных традиций Возрождения.

Ключевые моменты

1. Есть спорная , но достаточно веская причина начинать модернизм именно с реализма Гюстава Курбе. Пока он не начал писать крестьянок с грязными пятками, набор мотивов и сюжетов , достойных высокого искусства , едва ли значительно расширялся со времен Рафаэля. Библейские события , античная мифология , героические батальные сцены , пасторальные или драматические пейзажи — все эти сюжеты заведомо могли рассчитывать на гриф парижского Салона , а их создатели — на безбедную сытую жизнь салонного художника. 350 лет методичного служения идеалам Рафаэля привели к тому , что Венер и римских патрициев на салонных стенах ежегодно оказывалось больше , чем изображений современной жизни. И за дерзость написать обнаженную натуру на скандально большом холсте , не наделяя ее божественным именем , нужно благодарить как раз Курбе.

Эдуар Мане. Завтрак в мастерской

2. Но , конечно , самым очевидным и гораздо более смелым пророком современного искусства стал Эдуар Мане. Мало того , что он поневоле предводительствовал в целой группе художников , которых позже назовут импрессионистами , он заложил основы нового восприятия живописи. Он сместил фокус с содержания картины на методы и процесс изображения: формы , линии , цвет , умышленно искаженная перспектива. Возмущенные критики ему первому ставили в укор , что продукты на столе он пишет рядом не потому , что они сочетаются для конкретного приема пищи , а потому , что их цвета отлично гармонируют.

5. И все же та часть художественных движений , которая при всей страсти к экспериментам держалась за фигуративную живопись , не уходя в абстракцию , легализовала в искусстве множество сюжетов , до сих пор запретных и недостойных священных стен галерей. Это были и импрессионисты , и фовисты , и набиды , и экспрессионисты , и лондонская школа. В городских пейзажах , например , стали появляться железнодорожные мосты , инженерные конструкции и даже ремонтные работы. Более того , пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Читайте также: