Модели массовой коммуникации кратко

Обновлено: 18.05.2024

Схема:Источник сообщ-ия- передатчик сообщ-ия- шумы- приёмник-пункт назначения.

Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал

Источник (значение 1)-передатчик сообщ-ия -канал- приемник- пункт назначения(значение 2)

Целью американского исследователя массовой коммуникации Г.ГЕРБНЕРА было создание модели с широкой сферой применения. Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла:

11. Теории массовой коммуникации

Коммуникация сложный процесс, который изучается различными научными направлениями. В настоящее время формируется новая отрасль научного знания – Теория коммуникации. Маркетологам необходимо иметь представление о моделях коммуникации, поскольку планирование маркетинговых коммуникаций включает постановку целей и анализ. В зависимости от точки зрения, возможно выделение для детального анализа различных элементов процесса коммуникации.

Выделяя цель коммуникации, и рассматривая различные характеристики, присущие элементам системы коммуникации возможно построение схемы анализа системы с целью максимально эффективного достижения поставленной цели. Для анализа коммуникации как системы используются модели коммуникации, предложенные авторами в различное время.

Базовые модели массовой коммуникации

В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования.

Моделирование может быть определено как представление объекта моделью, которая подобна структуре данного объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительно самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте.

В рамках изучения коммуникации возможно построе­ние разного рода моделей, которые соответствуют пос­тавленным перед исследователем или практиком задачам. Процессы коммуникации являются ключевыми в челове­ческой цивилизации, что обуславливает множественность возможных моделей коммуникации.

В некоторых из статей даны ссылки на первоисточники.

В статьях показано развитие классических моделей массовой коммуникации, оказавших наибольшее влияние на развитие теории коммуникации.

Модели коммуникации, отражают лишь наиболее характерные черты реального процесса коммуникации, и отражают лишь наиболее существенные ее элементы. В то же время, эта упрощенность, отражает те цели, которые ставил перед собой исследователь, создавая ту или иную модель. Каждая модель отражает то состояние теории коммуникации как науки, которое существовало на момент создания модели. Поэтому, рассматривая развитие моделей по мере их создании и опубликования, можно проследить взгляды ученых на процесс коммуникации, а так же наиболее актуальные проблемы, теории коммуникации, которые привлекали их внимание в этот период.

Модель Лассуэла

Модель коммуникации Лассуэлла

Развивая и уточняя модель Г. Лассуэла, Р. Брэддок ввел в модель элементы, которые являются существенными, а именно: цель, которую преследует коммуникатор и влияющие на процесс убеждения факторы. В то же время основное внимание так же осталось на процессе убеждения, а процесс коммуникации, рассматривался, как односторонний процесс: цель -> результат.

Модель Шеннона — Уивера

Модель коммуникации Шеннона-Уивера

Модель коммуникации Шеннона-Уивера

Модель Шрамма

Модель В. Шрамма, в отличие от существовавших до него моделей, сконцентрировал внимание на установлении взаимоотношения между коммуникантами. Кроме того, он первым включил в свою модель опыт, который имеют коммуниканты и который влияет на результаты процесса коммуникации. Логичным развитием модели, стал переход к модели коммуникации, как циркулярному процессу. В отличие от всех предыдущих моделей, Шрамм и Осгуд обратили внимание в своей модели на то, что коммуникация является циркулярным процессом, а внимание было сосредоточено на взаимодействии двух субъектов коммуникации: коммуникатор -> реципиент.

Модель коммуникации Шрамма

Модель коммуникации Шрамма

Модель Гербнера

Модель коммуникации Гербнера

Модель коммуникации Гербнера

Модель Ньюкомба

Модель Т. Ньюкомба относят к социально-психологическим моделям и внимание в ней сосредоточено на взаимодействии коммуникантов в зависимости от отношения каждого из них к какому-то объекту (или событию). Она представляет интерес, поскольку, с одной стороны, является одной из первых моделей, в которой коммуникация рассмотрена под данным углом зрения, с другой, поскольку предлагает рассматривать процесс коммуникации с учетом не только информационных, но и психологических аспектов: (психологические аспекты) коммуникатор -> реципиент (психологические аспекты).

Модель коммуникации Ньюкомба

Модель коммуникации Ньюкомба

Модель Уэстли — Маклейн

Модель коммуникации Уэстли и Маклейн

Модель коммуникации Уэстли и Маклейн

Модель Д. Берло

Модель коммуникации Берло

Модель коммуникации Берло

Модель ДеФлера

Модель коммуникации ДеФлера DeFleur-1970

Модель коммуникации ДеФлера

Модель Малецке

Модель Малецке, фактически обобщает накопленный опыт и предлагает системную модель коммуникации, в области массовой коммуникации. Если взглянуть на модель, которую предлагает Малецке, то, очевидно, что процесс коммуникации рассматривается с точки зрения взаимодействия систем коммуникатора и реципиента. При этом, в рамки той или иной системы, могут быть включены любые элементы, которые исследователь сочтен необходимым рассмотреть в рамках анализа коммуникации. Таким образом, данную модель можно отразить в паре: система коммуникатор -> система реципиент.

Модель коммуникации Малецке

Модель коммуникации Малецке

Модели коммуникации: автор и год создания

Рассматривая годы создания моделей коммуникации, можно сказать, что основной период созданию моделей пришелся на пятидесятые годы прошлого века, как наиболее активный начальный период развития теории коммуникации.

Модели коммуникации - автор и год создания

Модели коммуникации — автор и год создания

В последующие годы модели коммуникации продолжали создаваться, различными авторами, например, системная модель коммуникации (1972 г.) голографическая модель Броуна (1987 г.), фрактальная модель коммуникации и другие, ссылки на которые встречаются в литературе. Это говорит об актуальности данного метода для изучения процесса коммуникации.

Схема:Источник сообщ-ия- передатчик сообщ-ия- шумы- приёмник-пункт назначения.

Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал

Источник (значение 1)-передатчик сообщ-ия -канал- приемник- пункт назначения(значение 2)

Целью американского исследователя массовой коммуникации Г.ГЕРБНЕРА было создание модели с широкой сферой применения. Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла:

11. Теории массовой коммуникации

В процессе коммуникации осуществляются два процесса: кодирование и декодирование информации.

Структура коммуникации

Лидерами мнений становятся не только представители культурной элиты, но и известные ученые, профессионалы, общественные деятели, спортсмены. Таким образом, кредит доверия, символический капитал и репутация приобретенные в одной сфере лидеров мнений, могут быть с известным успехом конвертированы в другую: популярный актер может порекомендовать определенный вид дорогого виски, ученый – новый бытовой прибор и т. п.

Для выявления лидеров мнений необходимым является знание их характеристик, а именно:

1. Гораздо больший интерес к СМИ, чем у обычных людей.

2. Использование гораздо большего числа источников информации, особенно в той области, где они и признаны как лидеры мнений.

3. Принадлежность к тому же или более высокому социо-экономическому классу, что и те, на кого они воздействуют.

4. Возрастное совпадение между теми, кто воздействует и на кого воздействует. Так, исследования показали, что неформальная информация в отношении кинофильмов в 66% случаев идет в одном возрастном потоке.

Однако знание характеристик еще не дает нам способ определения конкретного объекта. Для этого в мире широко используются следующие методы определения лидеров мнений:

• метод самоопределения, когда людей спрашивают, как часто они сами влияют на других людей. Однако этот метод в сильной степени зависит от того, насколько сам респондент в состоянии реально оценить свое личное влияние;

• социометрический метод, когда в группе опрашивают всех, пытаясь установить, к кому чаще обращаются за советом. Это дорогой анализ, который, к тому же, нельзя применять, если работать только с частичкой какой-то социальной системы;

• метод ключевых информантов, когда опрашиваются тщательно отобранные информанты для определения самых влиятельных людей в группе. Здесь сложностью является достоверность самих этих информантов;

Диффузная модель

В 1930-х годах Эверет Роджерс обосновал диффузную теорию распространения идей, в рамках которой говорится о существовании следующих пяти ролей, характерных для коммуникативной передачи:

• сознающий – это человек, открывающий для себя идею;

• интересующийся – человек, который старается получить как можно больше информации о ней;

• пытающийся – человек, который старается проверить идею на других;

• оценивающий – человек, проверяющий, соответствует ли идея его интересам;

• усвоивший – человек, который интегрирует идею в свое собственное мнение.

С развитием данной теории пришло понимание механизма разделения аудитории: пассивная аудитория находится на первом, активная – на втором этапе диффузного распространения.

Позднее Э. Роджерс предложил разделение всей аудитории на пять типов: инноваторы (их около 2 – 3% аудитории), ранние усвоившие (13 – 14%, и как оказалось, среди них большинство лидеров мнений), раннее большинство (34%), позднее большинство (34%), поздние усвоившие (16%).

Читайте также: