Модель личности журналиста кратко
Обновлено: 08.07.2024
-развитая память, внимание, умение найти главное, воображение, ассоциатив мышление, интуиция, чувство меры, стрессоустойчивость. Широкий кругозор, эрудиция, интеллигентность, артистизм, лидерство, самоконтроль, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, развитость аналитического и образного мышления, креативность.
Социально-гражданские качества журналиста.
Жур. ответственен за выработку своей гражд.позиции,системы соц.-политич.ориентированности. Вопрос в том, какой будет эта позиция: макс.приближающейся к объективности или субъективистски "обслуживающей" частные эгоистич.интересы какой либо группировки. В условиях плюрализма ж-ст вправе занимать любую позицию, но ответственный выбор предполагает обдумывание позиции с точки зрения того, насколько она отвечает интересам народа, требованиям соц.разв., насколько защита нужд "ч." сочетается с требованием "ц".\ Для ж-ки и ж-та на первое место выдвигается ответственность перед общ-вом, за полноту осведомления аудитории, за систему даваемых оценок и выводов. Поскольку в различных СМИ "картины мира"различны, то они несут отв-ть и за то, как и что сообщается об иных подходах и суждениях. Гражд.долгом ж-та явл.и необходимость выступить против СМИ, в котором обнаружено отступление от правды, но важно при этом не возводить мелкие ошибки в ранг принцип.заблуждений.\ К своему личн.поведению ж-ст также обязан относиться с гражд.ответственностью.
Стремление помочь, восст-ть справедливость, уважение к коллегам, людям, чужой т.зрения, соц активность, смелость, неподкупность, принципиальность, готовность идти до конца, наличие идеала, коррекность, деловитость, зажигательность, выносливость.
Юшков Роман - активный общдеятель Перми. Журналист. руководитель общ организации «Зеленая Эйкумена.
инициировал несколько крупных кампаний по защите общественных интересов, организовал десятки митингов, пикетов, демонстраций, общественных экологических экспертиз, судебных процессов против местной власти и крупного бизнеса.
За свои действия неоднократно был задержан правоохранительными органами и подвергался жестокому обращению, несколько раз отбывал незаконный административный арест, за что впоследствии согласно решению суда получил материальную компенсацию.
В рамках общественной деятельности активно пишет статьи в местные газеты.
Репортер: профессиональная модель.
Проф.навыки: находить интересную читателям инф-ю, видеть факты, улавливать связи между данными, вызывать людей на разговор. Дисциплинина, уметь быстро переключаться с одного задания на другое или даже одновременно работать над несколькими.
Беспристрастность, ловкость, мобильность, оперативность, система источников, обширная база данных, обходительность, решимость, чувство справедливости, энтузиазм, честность, любознательность и аккуратность.
Средства: Записные книжки, Стенография, Диктофон, Адресная книга, Фотоаппарат, Компьютерная грамотность, Иностранные языки, Чтение вверх ногами, Чтение по губам. Вовремя сдавать мат-л и не превышать объем.
Выставка "Из нашего города", посвященная памяти Ильи Зимина открылась во Владивостоке.
«Илья очень любил людей. Каждый человек был для него важен. Рядом с Ильёй люди раскрывались, "расцветали", чувствовали свою нужность.
Журналист-аналитик: профессиональная модель.
Аналитик- глубокие знания. компетентность, умение мыслить логически, способность к прогнозированию, образованность, возраст- зрелый и старший, объективность.
Исследовательские задатки, логика, глубина и нестандартность мышления.
Выдающийся журналист - аналитик Никита Кириченко, в честь него даже премия организованна:
Ведущий ТВ – передач: профессиональная модель.
ведущий тв - внешность, телегиеничность, специфичность, харизма, богатый словарный запас, правильная красивая речь, актерское качество, мобильность реакции, организаторские способности.
Коммуникабельность, обаяние, артистизм.
Журналистская этика.
Области этических норм:
- недопустимо в качестве персонажа выбирать родных и близких, друзей.
- уважать как личность
- уважать право человека на неприкосновенность частной жизни
- не искажать в материале жизнь
- не унижать человека
· уважать общность интересов и целей
· заботиться о престиже профессии
· приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду;
· уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания
· уважение к власти
· осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом;
· отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;
· отстаивать право журналистики на независимость от власти
· опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков.
А теперь про этику.
- не прибегать к незаконным и недостойным способам получения информации. Жур признает и уважает право физ и юрид лиц не пред-ть инфо и не отвечать на вопросы - за искл случаев, когда обяз-ть предоставлять инфо оговорена законом.
- профессиональн тайна в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Право на анонимность может быть нарушено лишь в искл случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину
- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
- Журналист должен использовать только честные методы для получения информации, фотографий и документов, не злоупотребляя чьим-либо расположением. Представляться людям, с которыми он общается.
- уважать право граждан на частную жизнь. Функция: формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста
Принцип: осознанные, сформулированные теорет и методолог основы деятельности.
Жур-т – представитель человечества в целом. Защита интересов человека. Космополитизм.
-гражданин своей страны. Патриот
- защитник национ интересов. Интернацион интересов.
- представитель корпорации\группы\соцгруппы\неполит партии\обществ группировок
Норма – понятие устойчивое\подвижное. Обстоятельства меняют норму.
1й кодекс жур этики принят во Фр в 1918г.
-свобода и честное распростр новостей
- общекульт, нравств нормы поведения
- соблюд законы своей страны
- заменять личностн ценности на коллективные
- не распространять слухи
ФАКТ = видел сам
Правовое поле журналиста – подчиняться Конст своей страны
- закон о Рекламе
- законы мест самоуправления
- нравств регулятор – проф этический кодекс
Российский кодекс этики – 1994г. (Союз Журн)
Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы.
Журналистские кодексы – отражения этики журналиста как своего рода сводов норм и правил профессиональной морали.
Международная организация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии и не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации.
Совет по профессиональной этике и праву (1988 год, СССР)
Свод этических правил (1989 год) – Кодекс профессиональной этики советского журналиста
Московская Хартия журналистов подписана группой известных редакторов (1994 год, февраль)
руководители СЖ России составили Кодекс профессиональной этики (июнь 1994 года)
В Кодексе 10 статей. Основное: журналист распространяет только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, признаёт юрисдикцию только своих коллег, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие.
19.История и система журналистского образования.
1860е – школы в США, Англии, Германии. высшее Ж. о. получило развитие также во Франции, Италии, Великобритании, Японии, Китае и др. странах.
1902г. – высш шк журки в Колумбийском универс США (Пулицер). Высш школы в Фр. Появление двух направлений – прикладное (сша) и теорет (европа)
1904(5) – 1е курсы жур-в в Мск.
1930г – сложилась устойч система: кружки, газет школы, техникумы.
1921 - Московский институт журналистики à
1930г. - КИЖ (комм. инст.ж)
Н30х – 1е учебное пособие
1941г. - УрГУ – 1й факльтет жур-ки
1952 – МГУ журфак
В СССР, в России широко известна т.н. уральская школа журналистики. Многие годы именно так именовали факультет журналистики Уральского университета.
По данным на 2006 год, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140—150 тысяч человек. Как минимум 50 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные — высшее, как правило, негуманитарное.
В России по состоянию на 2006 год, было более сотни высших учебных заведений, обучающих профессии журналиста.
Профессиональная деятельность в области журналистики никогда не предполагала обязательного наличия диплома о высшем журналистском образовании.
Университеты выступают гарантом сохранения важнейших традиций отечественной школы журналистики. Руководствуясь этими мотивами, факультет журналистики Петербургского госуниверситета счел целесообразным и современным организацию такой структуры, как Масс Медиа Центр, призванной сформировать систему дополнительных видов и форм журналистского образования.
Структура профессиональной подготовки журналистов на сегодняшний день выглядит следующим образом (по возрастанию):
- школьное образование (довузовское - спецклассы, кружки, студии юнкоров);
- корпоративное образование (курсы, студии при Союзе журналистов, при редакциях, информационных агентствах, других медиасообществах);
- высшее образование (в университетах, государственных и коммерческих вузах по программам специалистов, бакалавров и магистров);
- постдипломное образование (второе высшее; курсы переподготовки, повышения квалификации)
В апреле Лениздат.ру объявил об открытии "Музея журналистских ляпов". Журналист должен быть образованным!
Журналистские организации.
Ж-ты как профес. группа, имеющая специфич. соц. институты и законные права, будучи заинтересов-ми в творч. общ-ии, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворении нужд, связанных с исполнением своих профес.обязанностей, везде стремились к созданию своих объединений. В каждой стране есть журналистские организации, создаваемые по разным основаниям: положению в ж-ке (редакторы,издатели), политическим ориентациям, интересам и тд.
В 1957г. был создан Союз Ж-тов СССР, просуществовавший до 91. после распада СССР - Конфедерация журналистских союзов. СЖ- творческая, професс., независимая, самоуправляемая орг-ция, действуящая на федеративных основах. Члены СЖ равноправны и суверенны, имеют равное представительство в Федерат-ном совете СЖ. Гл.задачи:содействие утверждению и реализации принципов свободы слова и печати; участие в созд-ии необходимых условий функ-ния СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы; защита интересов и прав ж-тов,их интеллект.собственности;объединение и координацию усилий по юридич.обслуживанию субъектов СЖ и ж-тов; заботу о росте мат.благосост. ж-тов ; участие в выборах в органы гос.власти в целях реализации положений устава СЖ России. 80 отделений. Более 100 тыс.чел.
ЮНЕСКО – спец орг-я ООН по вопросам образования, культуры и коммуникаций.
Пермское отделение СЖ. Председатель – Василий Масеев .
21.Социологические исследования личности журналиста.
Пол. Преимущ мужская профессия (сложная,напряж, требует выносливости). По соц исслед-м, профессия феминизир-ся. %мужч в 1,5 раза больше чем женщ.
До революции среди 460 членов СЖ была 1 женщина. Публицист Конради. В 20х – 10%, 60е – 25%, 70е – 35%, 90е- 37%.
Публ: Татьяна Тэсс, Инна Руденко
Расследователи: Наталья Геворкян, Анна Политковская
Репртер Елена Масюк (чечня, афганистан, была в плену)
ТВ: Светлана Сорокина, Татьяна Митюкова, Юлия Меньшова, Оксана Пушкина.
В жур-ке остаются те, кто отказался от личной жизни (15% рос журналисток незамужем)
Лев полушарие (рац, лог мышление) – муж – экономика (70%)
Прав полуш (эмоц-интуит) – жен- культура (65%)
Возраст.Средний возраст – 41 год (Россия), 38 - США.
В перестройку возраст жур-в помолодел.
Журналы (47 лет), Р-он газеты (45,5), Инф агенства (34,8), Ежеднев газеты (38). Репортеры – молодые, аналитики – опытные, зрелые.
Образование.95,2% - сотрудники с полным или неок высшим обр.
Жур диплом имеют в основном корреспонденты, репортеры; работники ежедневников; Остальные вакансии занимают выпускники филфака, истфака.
Технари: Св Сорокина – лесотехн академия, Вл.Познер – Биофак МГУ.
Журфак: Вл. Листьев, Елена Масюк, Парфенов, Малахов, Чурикова, Тутта Ларсен
Стаж и опыт работы.
Средний журн стаж – 17 лет. Стаж работы в данной редакции – у 60% не более 4х лет.
75% не работали нигде, кроме редакций. 90% не намерены изменять журналистике.
Охренительный вопрос. Я думаю, что журналистом может быть любой: подонок, панк, извращенец, заключенный, гений, злодей, инвалид, альфонс, курильщик, некурящий, атлет, интеллигент, женщина. Но меня же никто не спрашивает. Ибо есть некий идеал, о котором написано в учебнике. Итак.
Мир личности журналиста:
· Склонности, способности, социально-мировоззренческая позиция.
· Личные черты и возможности.
Условно можно выделить две группы мотивов:
- стремление к максимально эффективной работе в массово-информационной сфере;
- желание принести реальную пользу;
- забота о реализации представляемой журналистом социальной позиции,
- соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь;
2. Способности- это особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Особенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способностей однонаправленны.
Но все способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенствования и шлифовки.
- быть осмотрительным в суждениях,
- открытым для поправок и дополнений,
- уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,
- владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики.
- владеть образным мышлением и видением явлений действительности.
- стремление понять даже противника,
- умение работать в трудных условиях,
* Физические данные:
Охренительный вопрос. Я думаю, что журналистом может быть любой: подонок, панк, извращенец, заключенный, гений, злодей, инвалид, альфонс, курильщик, некурящий, атлет, интеллигент, женщина. Но меня же никто не спрашивает. Ибо есть некий идеал, о котором написано в учебнике. Итак.
Мир личности журналиста:
· Склонности, способности, социально-мировоззренческая позиция.
· Личные черты и возможности.
Условно можно выделить две группы мотивов:
- стремление к максимально эффективной работе в массово-информационной сфере;
- желание принести реальную пользу;
- забота о реализации представляемой журналистом социальной позиции,
- соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь;
2. Способности- это особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Особенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способностей однонаправленны.
Но все способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенствования и шлифовки.
- быть осмотрительным в суждениях,
- открытым для поправок и дополнений,
- уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,
- владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики.
- владеть образным мышлением и видением явлений действительности.
- стремление понять даже противника,
- умение работать в трудных условиях,
* Физические данные:
Читайте также: