Модель личности журналиста кратко

Обновлено: 08.07.2024

-развитая память, внимание, умение найти главное, воображение, ассоциатив мышление, интуиция, чувство меры, стрессоустойчивость. Широкий кругозор, эрудиция, интеллигентность, артистизм, лидерство, самоконтроль, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, развитость аналитического и образного мышления, креативность.

Социально-гражданские качества журналиста.

Жур. ответственен за выработку своей гражд.позиции,системы соц.-политич.ориентированности. Вопрос в том, какой будет эта позиция: макс.приближающейся к объективности или субъективистски "обслуживающей" частные эгоистич.интересы какой либо группировки. В условиях плюрализма ж-ст вправе занимать любую позицию, но ответственный выбор предполагает обдумывание позиции с точки зрения того, насколько она отвечает интересам народа, требованиям соц.разв., насколько защита нужд "ч." сочетается с требованием "ц".\ Для ж-ки и ж-та на первое место выдвигается ответственность перед общ-вом, за полноту осведомления аудитории, за систему даваемых оценок и выводов. Поскольку в различных СМИ "картины мира"различны, то они несут отв-ть и за то, как и что сообщается об иных подходах и суждениях. Гражд.долгом ж-та явл.и необходимость выступить против СМИ, в котором обнаружено отступление от правды, но важно при этом не возводить мелкие ошибки в ранг принцип.заблуждений.\ К своему личн.поведению ж-ст также обязан относиться с гражд.ответственностью.

Стремление помочь, восст-ть справедливость, уважение к коллегам, людям, чужой т.зрения, соц активность, смелость, неподкупность, принципиальность, готовность идти до конца, наличие идеала, коррекность, деловитость, зажигательность, выносливость.

Юшков Роман - активный общдеятель Перми. Журналист. руководитель общ организации «Зеленая Эйкумена.

инициировал несколько крупных кампаний по защите общественных интересов, организовал десятки митингов, пикетов, демонстраций, общественных экологических экспертиз, судебных процессов против местной власти и крупного бизнеса.

За свои действия неоднократно был задержан правоохранительными органами и подвергался жестокому обращению, несколько раз отбывал незаконный административный арест, за что впоследствии согласно решению суда получил материальную компенсацию.

В рамках общественной деятельности активно пишет статьи в местные газеты.

Репортер: профессиональная модель.

Проф.навыки: находить интересную читателям инф-ю, видеть факты, улавливать связи между данными, вызывать людей на разговор. Дисциплинина, уметь быстро переключаться с одного задания на другое или даже одновременно работать над несколькими.

Беспристрастность, ловкость, мобильность, оперативность, система источников, обширная база данных, обходительность, решимость, чувство справедливости, энтузиазм, честность, любознательность и аккуратность.

Средства: Записные книжки, Стенография, Диктофон, Адресная книга, Фотоаппарат, Компьютерная грамотность, Иностранные языки, Чтение вверх ногами, Чтение по губам. Вовремя сдавать мат-л и не превышать объем.

Выставка "Из нашего города", посвященная памяти Ильи Зимина открылась во Владивостоке.

«Илья очень любил людей. Каждый человек был для него важен. Рядом с Ильёй люди раскрывались, "расцветали", чувствовали свою нужность.

Журналист-аналитик: профессиональная модель.

Аналитик- глубокие знания. компетентность, умение мыслить логически, способность к прогнозированию, образованность, возраст- зрелый и старший, объективность.

Исследовательские задатки, логика, глубина и нестандартность мышления.
Выдающийся журналист - аналитик Никита Кириченко, в честь него даже премия организованна:

Ведущий ТВ – передач: профессиональная модель.

ведущий тв - внешность, телегиеничность, специфичность, харизма, богатый словарный запас, правильная красивая речь, актерское качество, мобильность реакции, организаторские способности.

Коммуникабельность, обаяние, артистизм.

Журналистская этика.

Области этических норм:

- недопустимо в каче­стве персонажа выбирать родных и близких, друзей.

- уважать как личность

- уважать право человека на неприкосновенность частной жизни

- не искажать в материале жизнь

- не унижать человека

· уважать общность интересов и целей

· заботиться о престиже профессии

· приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду;

· уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания

· уважение к власти

· осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом;

· отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;

· отстаивать право журналистики на независимость от власти

· опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков.

А теперь про этику.

- не прибегать к незаконным и недостойным способам получения информации. Жур признает и уважает право физ и юрид лиц не пред-ть инфо и не отвечать на вопросы - за искл случаев, когда обяз-ть предоставлять инфо оговорена законом.

- профессиональн тайна в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Право на анонимность может быть нарушено лишь в искл случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину

- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

- Журналист должен использовать только честные методы для получения информации, фотографий и документов, не злоупотребляя чьим-либо расположением. Представляться людям, с которыми он общается.

- уважать право граждан на частную жизнь. Функция: формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста

Принцип: осознанные, сформулированные теорет и методолог основы деятельности.

Жур-т – представитель человечества в целом. Защита интересов человека. Космополитизм.

-гражданин своей страны. Патриот

- защитник национ интересов. Интернацион интересов.

- представитель корпорации\группы\соцгруппы\неполит партии\обществ группировок

Норма – понятие устойчивое\подвижное. Обстоятельства меняют норму.

1й кодекс жур этики принят во Фр в 1918г.

-свобода и честное распростр новостей

- общекульт, нравств нормы поведения

- соблюд законы своей страны

- заменять личностн ценности на коллективные

- не распространять слухи

ФАКТ = видел сам

Правовое поле журналиста – подчиняться Конст своей страны

- закон о Рекламе

- законы мест самоуправления

- нравств регулятор – проф этический кодекс

Российский кодекс этики – 1994г. (Союз Журн)

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы.

Журналистские кодексы – отражения этики журналиста как своего рода сводов норм и правил профессиональной морали.

Международная организация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии и не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации.

Совет по профессиональной этике и праву (1988 год, СССР)

Свод этических правил (1989 год) – Кодекс профессиональной этики советского журналиста

Московская Хартия журналистов подписана группой известных редакторов (1994 год, февраль)

руководители СЖ России составили Кодекс профессиональной этики (июнь 1994 года)

В Кодексе 10 статей. Основное: журналист распространяет только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, признаёт юрисдикцию только своих коллег, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие.

19.История и система журналистского образования.

1860е – школы в США, Англии, Германии. высшее Ж. о. получило развитие также во Франции, Италии, Великобритании, Японии, Китае и др. странах.

1902г. – высш шк журки в Колумбийском универс США (Пулицер). Высш школы в Фр. Появление двух направлений – прикладное (сша) и теорет (европа)

1904(5) – 1е курсы жур-в в Мск.

1930г – сложилась устойч система: кружки, газет школы, техникумы.

1921 - Московский институт журналистики à

1930г. - КИЖ (комм. инст.ж)

Н30х – 1е учебное пособие

1941г. - УрГУ – 1й факльтет жур-ки

1952 – МГУ журфак

В СССР, в России широко известна т.н. уральская школа журналистики. Многие годы именно так именовали факультет журналистики Уральского университета.

По данным на 2006 год, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140—150 тысяч человек. Как минимум 50 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные — высшее, как правило, негуманитарное.

В России по состоянию на 2006 год, было более сотни высших учебных заведений, обучающих профессии журналиста.

Профессиональная деятельность в области журналистики никогда не предполагала обязательного наличия диплома о высшем журналистском образовании.

Университеты выступают гарантом сохранения важнейших традиций отечественной школы журналистики. Руководствуясь этими мотивами, факультет журналистики Петербургского госуниверситета счел целесообразным и современным организацию такой структуры, как Масс Медиа Центр, призванной сформировать систему дополнительных видов и форм журналистского образования.

Структура профессиональной подготовки журналистов на сегодняшний день выглядит следующим образом (по возрастанию):

- школьное образование (довузовское - спецклассы, кружки, студии юнкоров);

- корпоративное образование (курсы, студии при Союзе журналистов, при редакциях, информационных агентствах, других медиасообществах);

- высшее образование (в университетах, государственных и коммерческих вузах по программам специалистов, бакалавров и магистров);

- постдипломное образование (второе высшее; курсы переподготовки, повышения квалификации)

В апреле Лениздат.ру объявил об открытии "Музея журналистских ляпов". Журналист должен быть образованным!

Журналистские организации.

Ж-ты как профес. группа, имеющая специфич. соц. институты и законные права, будучи заинтересов-ми в творч. общ-ии, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворении нужд, связанных с исполнением своих профес.обязанностей, везде стремились к созданию своих объединений. В каждой стране есть журналистские организации, создаваемые по разным основаниям: положению в ж-ке (редакторы,издатели), политическим ориентациям, интересам и тд.

В 1957г. был создан Союз Ж-тов СССР, просуществовавший до 91. после распада СССР - Конфедерация журналистских союзов. СЖ- творческая, професс., независимая, самоуправляемая орг-ция, действуящая на федеративных основах. Члены СЖ равноправны и суверенны, имеют равное представительство в Федерат-ном совете СЖ. Гл.задачи:содействие утверждению и реализации принципов свободы слова и печати; участие в созд-ии необходимых условий функ-ния СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы; защита интересов и прав ж-тов,их интеллект.собственности;объединение и координацию усилий по юридич.обслуживанию субъектов СЖ и ж-тов; заботу о росте мат.благосост. ж-тов ; участие в выборах в органы гос.власти в целях реализации положений устава СЖ России. 80 отделений. Более 100 тыс.чел.

ЮНЕСКО – спец орг-я ООН по вопросам образования, культуры и коммуникаций.

Пермское отделение СЖ. Председатель – Василий Масеев .


21.Социологические исследования личности журналиста.

Пол. Преимущ мужская профессия (сложная,напряж, требует выносливости). По соц исслед-м, профессия феминизир-ся. %мужч в 1,5 раза больше чем женщ.

До революции среди 460 членов СЖ была 1 женщина. Публицист Конради. В 20х – 10%, 60е – 25%, 70е – 35%, 90е- 37%.

Публ: Татьяна Тэсс, Инна Руденко

Расследователи: Наталья Геворкян, Анна Политковская

Репртер Елена Масюк (чечня, афганистан, была в плену)

ТВ: Светлана Сорокина, Татьяна Митюкова, Юлия Меньшова, Оксана Пушкина.

В жур-ке остаются те, кто отказался от личной жизни (15% рос журналисток незамужем)

Лев полушарие (рац, лог мышление) – муж – экономика (70%)

Прав полуш (эмоц-интуит) – жен- культура (65%)

Возраст.Средний возраст – 41 год (Россия), 38 - США.

В перестройку возраст жур-в помолодел.

Журналы (47 лет), Р-он газеты (45,5), Инф агенства (34,8), Ежеднев газеты (38). Репортеры – молодые, аналитики – опытные, зрелые.

Образование.95,2% - сотрудники с полным или неок высшим обр.

Жур диплом имеют в основном корреспонденты, репортеры; работники ежедневников; Остальные вакансии занимают выпускники филфака, истфака.

Технари: Св Сорокина – лесотехн академия, Вл.Познер – Биофак МГУ.

Журфак: Вл. Листьев, Елена Масюк, Парфенов, Малахов, Чурикова, Тутта Ларсен

Стаж и опыт работы.

Средний журн стаж – 17 лет. Стаж работы в данной редакции – у 60% не более 4х лет.

75% не работали нигде, кроме редакций. 90% не намерены изменять журналистике.

Охренительный вопрос. Я думаю, что журналистом может быть любой: подонок, панк, извращенец, заключенный, гений, злодей, инвалид, альфонс, курильщик, некурящий, атлет, интеллигент, женщина. Но меня же никто не спрашивает. Ибо есть некий идеал, о котором написано в учебнике. Итак.

Мир личности журналиста:

· Склонности, способности, социально-мировоззренческая позиция.

· Личные черты и возможности.

Условно можно выделить две группы мотивов:

- стремление к максимально эффективной работе в массово-информа­ционной сфере;

- желание принести реальную пользу;

- забота о реализации представляемой журналистом соци­альной позиции,

- соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь;

2. Способности- это особенности личности, которые являются субъек­тивными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Осо­бенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способнос­тей однонаправленны.

Но все способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенство­вания и шлифовки.




- быть осмотрительным в суждениях,

- открытым для поправок и дополнений,

- уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,

- владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики.

- владеть образным мыш­лением и видением явлений действительности.

- стремление понять даже противника,

- умение работать в трудных условиях,

* Физические данные:

Охренительный вопрос. Я думаю, что журналистом может быть любой: подонок, панк, извращенец, заключенный, гений, злодей, инвалид, альфонс, курильщик, некурящий, атлет, интеллигент, женщина. Но меня же никто не спрашивает. Ибо есть некий идеал, о котором написано в учебнике. Итак.

Мир личности журналиста:

· Склонности, способности, социально-мировоззренческая позиция.

· Личные черты и возможности.

Условно можно выделить две группы мотивов:

- стремление к максимально эффективной работе в массово-информа­ционной сфере;

- желание принести реальную пользу;

- забота о реализации представляемой журналистом соци­альной позиции,

- соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь;

2. Способности- это особенности личности, которые являются субъек­тивными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Осо­бенно благоприятна ситуация, когда векторы склонностей и способнос­тей однонаправленны.

Но все способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенство­вания и шлифовки.

- быть осмотрительным в суждениях,

- открытым для поправок и дополнений,

- уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,

- владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики.

- владеть образным мыш­лением и видением явлений действительности.

- стремление понять даже противника,

- умение работать в трудных условиях,

* Физические данные:

Читайте также: