Многообразие синтаксических конструкций правильное построение предложений кратко
Обновлено: 03.07.2024
В классе происходит следующая беседа:
Учитель. К кому обращается автор?
Ученик. Он обращается к лесу, как будто бы лес живой, он спрашивает у леса.
Учитель. Что поэт говорит о лесе?
Ученик. Лес дремучий. Он полон сказок и чудес.
Учитель. Каким тоном надо прочитать это предложение?
Ученик. Его надо прочитать радостно, с восклицанием. Веселым голосом.
Учитель. Где должны быть паузы?
Затем учитель предлагает объяснить слово дремучий; дети объясняют его на основе словообразовательного анализа: деревья-великаны стоят и будто бы дремлют.
Затем учитель предлагает детям составить свои предложения по этому разобранному образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу (темы предыдущих, ранее прочитанных текстов). Дети составляют предложения: Здравствуй, утро, здравствуй, солнце Здравствуй, луг золотой, здравствуйте, одуванчики Точное копирование структуры образца совсем не обязательно, нужно давать детям простор для проявления творческой самостоятельности.
Образцы желательно брать из художественной литературы даже в простых случаях, когда, казалось бы, можно воспользоваться примером, составленным учителем.
Наряду с общим фронтом практического знакомства с разнообразными синтаксическими конструкциями, в системе работы над предложениями могут быть предусмотрены для каждого класса также конкретные синтаксические конструкции. Например, приводится образец предложения с однородными подлежащими для I класса: Уже прилетели из теплых стран ласточки и скворцы. Дается задание составить по этому образцу свое предложение, чтобы в нем говорилось не об одном предмете, а о двух. Первоклассники составляют: Уже появились первые одуванчики и лютики. Мальчики и девочки играли на зеленой лужайке.
В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи. Одним из основных показателей грамотной речи является правильное построение предложений. В статье описаны правила построения фраз в русском языке, а также приводятся примеры (делается анализ) распространенных ошибок при составлении и употреблении фраз в родном языке.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pravilnoe_postroenie_predlozheniy.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
(о синтаксических ошибках в речи учащихся).
Сведения об авторе: Гуц Татьяна Николаевна
Место работы: г. Москва, Центр патологии
речи и нейрореабилитации
- ЦЕЛЬ СТАТЬИ – РАЗБОР РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК В РЕЧИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ФРАЗ.
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ФРАЗ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
- виды связи слов в предложениях;
-причастные и деепричастные обороты
ПРИМЕРЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ :
- нарушение правил управления
- нарушение правил при согласовании
- об ошибках при употреблении деепричастных оборотов
- об ошибках при употреблении подчинительной связи
- нарушение порядка слов во фразе
- неверное употребление союзов
- ошибки в построении предложений с прямой и косвенной речью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: О забытой работе в школах.
В этой связи можно выделить важнейшие задачи для всех общеобразовательных учреждений: 1)формирование и поднятие культурного уровня учащихся, развитие их мышления, познавательных способностей; 2) необходимость междисциплинарной связи на всех уроках и во внеурочное время (работа с родителями); 3) всем преподавателям, особенно, негуманитарных предметов, необходимо иметь соответствующую подготовку и располагать нужными пособиями; 4) систематическая работа над речью учащихся (а при необходимости, и над речью отдельных педагогов) всего педагогического коллектива.
Одним из важнейших показателей грамотной речи является правильное постро ение предложений . Правила построения предложений изучаются в синтаксисе. К числу синтаксических ошибок относятся: нарушение порядка слов в предложении, правил согласования и управления, неверное употребление причастных и деепричастных оборотов, ошибки в использовании прямой и косвенной речи и др.
Слова составляют речь тогда, когда они связаны между собой. Основными видами связи между словами являются согласование, управление и примыкание.
Согласование — способ связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Напри мер, в словосочетании справедливое замечание прилагательное справедливое, как и существительное замечание , стоят в среднем роде, единствен ном числе, именительном падеже; при склонении главного слова замечание так же изменяется зависимое слово справедливое: справедливого замечания, о справедливом замечании.
Управление — способ связи, при котором главное слово управляет зависимым, т. е. требует, чтобы зависимое слово стоя ло в определенном падеже. Например, в словосочетании читать книгу, глагол читать требует, чтобы существительное книга стояло в винительном падеже.
беспокоиться о ком-либо — тревожиться за кого-либо
игнорировать что-либо — пренебрегать чем-либо
отчитываться в чем-либо — отчет о чем-либо
превосходство над чем-либо — преимущество перед чем-либо
примириться с чем-либо — смириться перед чем-либо
тормозить что-либо — препятствовать чему-либо
удивляться чему-либо — удивлен чем-либо
уделять внимание чему-либо — обращать внимание на что-либо — быть внимательным к кому-либо
характеристика кого-либо или кому-либо — жалоба на кого-либо.
Деепричастный оборот синонимичен некоторым придаточным предложениям (времени, причины, уступки и некоторых др.). Как и причастный оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям, но отличается большей краткостью и выразительностью.
Если же сказуемые главного и придаточного предложений относятся к разным лицам или предметам, то замена придаточ ного предложения деепричастным оборотом невозможна. Например: Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. Здесь в главном предложении действующее лицо — подлежащее я, а в придаточном — комната. Употреблять деепричастный оборот вместо придаточного (когда я открыл окно) в этом случае нельзя.
Вместо придаточного определительного предложения может быть употреблен причастный оборот. В этом случае глагол-сказуе мое заменяется причастием, а слово который опускается; напри мер, в приведенном выше предложении вместо слов которое раз ливается и волнует можно сказать разливающимся и волнующим.
Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960г.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников радио и телевидения). Сост. Ф. Л. Агеенко, В.М. Зарва, под ред. Д.Э. Розенталя4-е изд. М., 1971г.
Синтаксис учит правильному построению предложения. От этого зависит понятность высказывания адресату.
Характерная для русского языка структура предложения впервые была описана Н. М. Карамзиным. Ученый и историк выделил две традиционные формулы конструкции основы:
- Солнце встало. Птицы защебетали. — Препозитивное подлежащее. Модель свойственна повествованию, передает динамику действия.
- Сверкнула молния. Прекрасна летняя гроза! — Препозитивное сказуемое. Встречается в описательных текстах. Характерно для вопросительных и восклицательных конструкций.
Обе конструкции иллюстрируют прямой порядок слов в русском языке.
Что такое прямой порядок слов в русском языке?
Правила построения предложений в русском языке предполагают расположение синтагм, обусловленное законами синтаксиса, семантики и условиями функционального стиля.
Порядок слов несет стилистическую нагрузку. Слово, поставленное в несвойственную позицию в предложении, приобретает особый смысл.
Прямой порядок слов — это традиционное для русского синтаксиса расположение элементов фразы.
Как правильно составлять предложения в русском языке? Структура предложения
Правильное построение предложений в русском языке состоит в следующем:
- Подлежащее стоит перед сказуемым: Лес зашумел.
- Управляемый элемент следует за управляющим: Ученик ответит на вопрос.
- Согласованное определение препозитивно: Солнечный лучосветил комнату.
- Несогласованное определение стоит в постпозиции: Дом справаказался необитаемым.
- Обстоятельства образа действия, времени и места стоят перед сказуемым: Как быстро пролетело время!
- Обстоятельства других значений имеют свободное место в конструкции.
Рекомендации, как правильно составлять предложения в русском языке, относятся и к словосочетаниям, входящим в состав высказывания:
- В словосочетаниях со схемой сущ. + сущ. зависимое, как правило, в постпозиции: вопрос учителя, слезы ребенка.
- При опорном прилагательном наречие предшествует: абсолютно невозможный, слегка кривой.
- В модели глагол + наречие зависимое слово стоит за главным, если наречие акцентируется: пела она замечательно.
Как строится предложение в русском языке, если в нем есть однородные члены? При включении в конструкцию ряда однородных определений на первое место ставится наименование более важного признака: По расхлябанной осенней лесной дороге передвигался рессорный экипаж.
Структура предложения с инфинитивом в русском языке предполагает его постпозицию: Поедем учиться в Москву.
Что такое обратный порядок слов в предложении?
Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.
Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.
Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.
Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.
Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.
Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.
О богатстве русского синтаксиса можно судить по множеству вариантов для выражения одной и той же мысли. К примеру, такое эмоциональное высказывание: Учитель должен учить! Оно стилистически окрашено, потому что тавтологическое сочетание и интонация (в устной речи) придают этому предложению особую выразительность. Однако ее можно усилить, выбрав более эмоциональные синтаксические конструкции:
1. Обязанность учителя — учить.
2. Учитель должен быть у-чи-те-лем.
3. Учителю надо учить.
4. Ты учитель — и будь учителем.
5. Ты учитель — ты и учи!
6. Что же учителю и делать, как не учить!
7. Кому и учить, как не учителю?!
Все они выражают отношение говорящего к содержанию фразы: степень их интенсивности от первого предложения к последующим нарастает. Примеры 1—3 могут быть употреблены в книжных стилях; в 4—7-м предложениях выделяется яркая экспрессия, придающая им подчеркнуто разговорный характер.
Для русского языка характерна синонимия односоставных и двусоставных предложений. Покажем это на примерах.
Односоставные предложения Двусоставные предложения
1. Знаю, выйдешь к вечеру за коль- Я знаю, ты выйдешь. Мы сядем в
цо дорог, сядем в копны свежие. копны свежие.
2. Что новенького в газетах пи- Что новенького пишут газеты?
3. Жила я радостно, по-детски — . Я, бывало, просыпалась утром
проснешься утром и запоешь (Ч.) и пела.
4. Мне вздумалось сорвать этот Я вздумал сорвать этот репей.
5. Все мне видится Павловск хол- Все я вижу Павловск холмистый.
6. Мне не жить без России (Пр.) Я не могу жить без России.
7. Вот эта синяя тетрадь с мои- Вот передо мной лежит эта синяя
ми детскими стихами (А.А.) тетрадь с моими детскими стихами.
8. Не спится, няня. (П.) Я не могу уснуть, няня.
Нередко синонимичны и разные типы односоставных предложений, например определенно-личные — безличные: Дыши последней свободой (А. А.). — Надо дышать последней свободой; неопределенно-личные — безличные: Близким говорят правду. — Близким принято говорить правду; обобщенно-личные — безличные: Говори, да не заговаривайся (пословица). — Говорить можно, да не надо заговариваться; номинативные — безличные: Тишина. — Тихо; Озноб, лихорадка. — Знобит, лихорадит; инфинитивные — безличные: Не нагнать тебе бешеной тройки (Н.). — Невозможно нагнать тебе бешеную тройку.
Богатство вариантов создает широкие возможности для творческого отбора синтаксических конструкций. Причем синтаксические синонимы далеко не равноценны в стилистическом отношении.
Рассмотрим односоставные предложения.
Определенно-личные предложения (в сравнении с двусоставными) придают речи лаконизм, динамичность, не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты: Люблю тебя, Петра творенье! (П.); Всюду родимую Русь узнаю (Н.).
Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-го лица множественного числа, используются и в научном стиле: Проведем прямую и обозначим на ней точку; Умножим это уравнение на х. В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы (ср. безличную конструкцию: если провести прямую. ).
Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделили их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций — разговорная речь; Стучат!; Продают клубнику; Говорят, говорят. — Ну и пусть говорят!
В неопределенно-личных предложениях подчеркивается действие: Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (Л.Т.); Сейчас за вами придут (Сим.). Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет.
Безличные предложения нередко трансформируются в двусоставные или односоставные неопределенно- или определенно-личные. Ср.: Сегодня тает. — Снег тает; Следы засыпало снегом. — Следы засыпал снег; Метет. — Метет пурга; Хочется есть. — Я хочу есть; Где тебя носило? — Где ты был?; Следует уступать места старшим. — Уступайте места старшим; Полагается принимать лекарство.— Принимайте лекарство; Меня там не было. — Я там не был.
При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности.
Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать (пословица); Кого любить, кому же верить? (Л.); Так держать! От судьбы не уйти. Они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов: Работать без брака! Однако основная сфера их функционирования — разговорная речь: Сказать бы об этом сразу! А не вернуться ли нам? Берега не видать. Последняя конструкция, распространенная дополнением, имеет просторечную окраску. Экспрессивность препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях.
Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя. (Ес.); Черный вечер, белый снег (Бл.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.). Однако подобные описания указывают лишь на бытие и не способны нарисовать развитие действия. Даже если номинативы — отглагольные существительные и с помощью их рисуется живая картина, то и в этом случае они позволяют запечатлеть одно мгновение, один кадр: Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон. (П.); Смятенье! обморок! поспешность! гнев испуга. (Гр.) Линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Стилистические возможности русского синтаксиса расширяются и благодаря тому, что с полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску. Их стилистическое использование в речи определяет грамматическая природа этих предложений.
Неполные предложения, образующие диалогические единства, создаются непосредственно в процессе живого общения: — Когда ты придешь? — Завтра. — Одна или с Виктором? — Конечно с Виктором. Из разговорной речи они проникают в художественную и публицистическую как характерная особенность диалога: — Прекрасный вечер, — начал он, — так тепло! Вы давно гуляете? — Нет, недавно (Т.).
Неполные предложения, представляющие собой части сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, употребляются в книжных стилях, и прежде всего в научном: Считалось, что геометрия изучает величины сложные (непрерывные), а арифметика — дискретные числа.
Как видим, русский синтаксис предоставляет в наше распоряжение самые различные конструкции. Их нужно умело и уместно использовать в речи. И тогда она будет яркой, богатой.
Вспомните виды связи в сложном предложении, которые были изучены вами ранее, составьте предложения по схемам ( устно):
В русском языке существует большое количество синтаксических конструкций, но сфера их применения одна – передача письменной или устной речи. Они звучат и в обычном разговорном, и в деловом, и в научном языке, их применяют в поэзии и прозе. Это могут быть как простые, так и сложные синтаксические конструкции, главная цель которых – правильно передать мысль и смысл сказанного.
Читайте также: