Мнение о достоевском кратко

Обновлено: 06.07.2024

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский оставил после себя огромное литературное наследие: выдающиеся романы и повести, рассказы, статьи и т.д. Критика о произведениях Достоевского так же обширна и разнообразна.

В этой статье представлена критика о романах Достоевского: отзывы современников писателя и критиков XX вв., как например, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, Д. П. Святополк-Мирский, Вячеслав Иванов, М. М. Бахтин, Ю. И. Айхенвальд.

Смотрите: Вся критика о Достоевском

Критика о романах Достоевского: отзывы современников и критиков XIX-XX вв.


". Достоевский прежде всего психолог, раскрывавший подпольную психологию. . русскую идею видел Достоевский во “всечеловечности” русского человека, в его бесконечной шири и бесконечных возможностях. Достоевский весь состоит из противоречий, как и душа России. Он — художник не той безликой бездны, в которой нет образа человека, а бездны человеческой, человеческой бездонности. В этом он величайший в мире писатель, мировой гений, каких было всего несколько в истории, величайший ум.

. Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он — самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира. Достоевский — самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Он весь — откровение сердца бытия человеческого, сердца Иисусова. "

(Н. А. Бердяев, "Откровение о человеке в творчестве Достоевского", 1918 г.)

". Достоевский имел определяющее значение в моей духовной жизни, еще мальчиком получил я прививку от Достоевского. Он потряс мою душу более, чем кто-либо из писателей и мыслителей. Я всегда делил людей на людей Достоевского и людей, чуждых его духу. Каждый раз, когда я перечитывал Достоевского, он открывался мне все с новых и новых сторон.

. Достоевский был до глубины русский человек и русский писатель. Его нельзя себе представить вне России. По нему можно разгадывать русскую душу. И сам он был загадкой русской природы. Он совмещал в себе всю противоречивость этой природы. По Достоевскому люди Запада узнают Россию. "
(Н. А. Бердяев, "Миросозерцание Достоевского" (1923 г.):

". хотя Достоевский и гениальный писатель, но это не значит, что мы должны забывать о наших насущных нуждах. Ночь имеет свои права, а день — свои. То, что пишет Достоевский в последние годы своей жизни (не только “Дневник писателя”, но и “Братья Карамазовы”), имеет ценность лишь постольку, поскольку там отражается прошлое Достоевского. Нового дальнейшего шага он уже не сделал. Как был, так и остался накануне великой истины. Все, что было у него рассказать, Достоевский рассказал нам в своих романах, которые и теперь, через двадцать пять лет после его смерти, притягивают к себе всех тех, кому нужно выпытывать от жизни ее тайны. "


"Атмосфера напряжения, которое вот-вот закончится взрывом, достигается всякими мелкими приемами, знакомыми каждому читателю каждого романа Достоевского, которые легко могут быть сведены к единому принципу. С литературной точки зрения, комбинация идеологического и сенсационного элемента является самой поразительной чертой ”зрелой манеры” Достоевского.

Несмотря на то, что он был влиятельным публицистом и всегда считался выдающимся писателем. , Достоевский при жизни не нашел настоящего признания. Он был первым и величайшим симптомом духовного разложения русской души на высочайших ее уровнях, которое предшествовало окончательному распаду царской России.

Литературное его влияние при жизни и в восьмидесятые годы было незначительным. В чисто литературном смысле его влияние не было особенно велико и впоследствии. Но влияние Достоевского в целом, как феномен, невозможно переоценить. Величие его не подвергается сомнению, да и читают его не меньше. Но наш организм выработал иммунитет к его ядам — мы их усвоили и исторгли. Самое типическое отношение к Достоевскому наших современников — его принимают как захватывающе-интересного автора приключенческих романов. . реальный Достоевский — пища, которую легко усваивает только глубоко больной духовный организм. "
(Д. П. Святополк-Мирский, "История русской литературы с древнейших времен до 1925 года", 1926 г.)

". Достоевский кажется мне наиболее живым из всех от нас ушедших вождей и богатырей духа. Тридцать лет тому назад умер Достоевский, а образы его искусства, эти живые призраки, которыми он населил нашу среду, ни на пядь не отстают от нас.

Каждой судороге нашего сердца он отвечает: "знаю, и дальше, и больше знаю. До него все в русской жизни, в русской мысли было просто. Он сделал сложными нашу душу, нашу веру, наше искусство поставил будущему вопросы, которых до него никто не ставил, и нашептал ответы на еще не понятые вопросы. "
(Вяч. И. Иванов, "Достоевский и роман-трагедия", 1911 г.)

". Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев. "

Ю. И. Айхенвальд:

". романы Достоевского являют зрелище, которому нет равного во всей мировой литературе. Они до такой степени исполнены страдания и недуга, что как-то совестно было бы прилагать к ним чисто эстетическое мерило, хотя он и редкий мастер изобразительности.

. искусно и ловко сплетает он все тонкие петли своего сложного повествования, сам нигде не запутается, ничего не забудет и уверенно сведет одно к одному, все многочисленные концы с концами; он — страстный, но он и хитрый, он себе на уме, на безумном уме. Большой он художник, но причудливый.

У него - не обычное течение жизни, не мирные встречи людей, а почти исключительно сцены и часто ссоры; он не боится писательских трудностей и нарочно создает такие коллизии, перед которыми у другого автора замерло бы в бессилии перо. . вы чувствуете, что это уже предел человеческой напряженности, что большего душа не могла бы уже вынести. Он, при всем романтизме иных его страниц, ничего не стесняется, не боится никаких низин. . его трудно читать, как трудно жить. Он воплощает собою ночь русской литературы, полную тягостных призраков и сумбурных видений.

. Достоевский, помимо всего прочего, — замечательный карикатурист; он очень способен к остроумию и шутке, и порою они вспыхивают у него радостными, сверкающими искорками; он умеет быть ласковым и шутливым. "

Это была критика о романах Достоевского: отзывы современников и критиков XIX-XX вв. о произведениях писателя.

Отзыв о Писатель Федор Михайлович Достоевский

Неожиданно нашла здесь, на этом ресурсе отзывы о писателях. Я даже не знала, что можно написать о людях пишущих. Думала, что только об их произведениях пишут и такое чудесное открытие. Решила я пробелы немного в.

Почему Достоевский великий писатель

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) известен всем, потому что его "Преступление и наказание" входит в школьную программу. Не знаю, чем руководствовался человек, который когда-то совершил подобную нелепость, но этот наивный формализм, позволивший предположить, что школьник в.

Выдающийся писатель

Посмотрев фильм "Идиот", захотелось мне прочитать это произведение. А прочитав, захотелось прочитать всё собрание произведений Достоевского. До того я была в восторге от написанного, что не останавливаясь прочитала все 12 томов. Затем захотелось поближе узнать.

Глубокий писательи хороший психолог по совместительству.

Глубокий психологизм произведений. Поднятие острых социальных проблем. Прекрасно прописанные и сильные образы героев произведений.

Достоевский- заслуженный писатель- классик произведения которого включены в школьную программу. Однако думаю для школьного возраста его произведения сложноваты и подростки могут и не постичь всю глубину и психологизм его произведений. Мне лично в школьном возрасте.

Достоевский не умер, а растворился в будущем

Федор Михайлович Достоевский является уникальным писателем всех времени и народов. Достоевский оставил богатое культурное наследие, чем обессмертил свое имя. Такие произведения как "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Бесы", "Униженные и оскорбленные", "Записки из мертвого.

Исследователь глубин души человеческой

Достоевский - это безусловно величайшее явление в русской культуре позапрошлого века, определившее многие тенденции в умах того общества. Непростые времена, предвестники революционной бури начала 20-го века, отразились на творчестве писателя, захватывали его, выплескивались в его.

Лучший писатель своего времени!

Добрый вечер, всем любителям русской прозы и поэзии! Не секрет, что Федор Михайлович Достоевский являлся и является великим писателем! Его произведения были актуальны не только в его время, но и остаются таковыми и в современное.

Один из любимейших писателей.

Я проникла миром Достоевского впервые с 17 лет. Прочла практически все его произведения. Возможно, начала бы читать его и ранее, если бы не было его в школьной программе и строгий учительский наказ читать "Преступление и.

Великий классик и этим всё сказано

Один из любимых писателей, талант мирового масштаба Фёдор Михайлович Достоевский. Умение излагать мысли как он не мог никто, уникальный творец и гений. Великое наследие русской литературы. Прочесть произведение, а затем пойти на театральную постановку- огромное.

Великий

Лучший психолог и учитель для многих поколений

Hello. Его считают сложным/непонятным/странным/депрессивным писателем, но он остаётся лучшим из лучших не смотря ни на что, а те люди, ( по моему мнению) которые не знакомы с его творчеством лично и осознанно ( не учитывая.

Хотите прочувствовать всю силу бытия - читайте Достоевского.

Очень приятно, что на данном сайте можно написать отзыв о такой легендарной личности как Федор Михайлович Достоевский. Человек который распахивает сердца и заставляет их биться сильнее. Я уверена такой личности подвласно время. потому как все.

Лучший классик всех времен

Достоевский - один из первых классиков, познакомивших меня с русской литературой, еще со школьных времен является моим любимым писателем. Сюжеты его произведений уникальны, его герои настолько живы, что их образы рисуются в голове как образы.

лучший писатель века

С личностью Достоевского я познакомилась, как и многие из нас, еще в школе, в старших классах - взахлеб прочитала еще на каникулах его творение "Преступление и наказание". После этого были "Братья Карамазовы", "Идиот", "Бесы", "Игрок".

Гений классической литературы

Писатель, оказавший своим творчеством огромное влияние на своих современников и потомков.

Книги Достоевского имеют высокий индекс цитирования. Его творчеством "прошито" как нитью не одно поколение.

Жизнь ускоряется, а такие книги требуют времени на обдумывание. Восприятие такой литературы усложняется.

Обожаю Ф. М. Достоевского. Вот, на чьём творчестве следует закалять душу и развивать мозг. Вот, какие книги следует читать, чтобы научиться видеть между чёрным и белым, между "стаканом" и "тарелкой". Современная молодёжь очень многое потеряет.

Мой любимый писатель!

Ф. М. Достоевский, очень талантливый писатель. Из моих любимых произведений данного автора является роман "Преступление и наказание ". Это произведение тронуло меня до глубины души. Он раскрыл ценности жизни, показал, что такое любовь. Конец был.

Лучший .

Лучший в мире. Топ 1 в списке советских авторов. Одно его " Преступление и наказание " чего стоит. Производит невероятное впечатление на автора после прочтения. Ставлю его в один ряд с Толстым. В его романах.

Лучший русский писатель по моему мнению.

Федор Михайлович Достоевский один из тех писателей, который знаменит как у нас так и во всем мире. Но чем он отличился от остальных писателей девятнадцатого века? почему его так любят? Начнем по порядку. Достоевский мастер.

Мы всегда рады честным и конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей книг.

Люблю Достоевского с 13 лет, с прочитанного романа "Униженные и оскорбленные". Люблю его речевые, очень тяжёлые для меня обороты, особенно в самом начале, когда начинаешь только читать книгу и к концу уже не можешь без этих то самых оборотов жить. Так выворачивать душу наизнанку может только Достоевский.
Когда при мне оскорбляют Достоевского, или Толстого, или Пушкина, всегда хочется услышать поэзию или прозу оскорбляющего, смог ли он их переплюнуть или стать частичкой мировой литературы, войти в историю под своей фамилией и прославить свою Родину, как это сделали они.
Ни в коем случае, нельзя Достоевского вычеркивать из школьной программы, дети в зрелом возрасте вряд ли будут знакомиться с его творчеством, а ведь его романы очень актуальны в наше время, поэтому они бессмертны.

Не понимаю откровенных шутов, желающих убрать Федю Достоевского из школьной программы из-за огромного количества грязи.
Достоевскому подрожали все - от Буковски до Селина, и никто не смог повторить его одаренность. Это Федька, круче него нет.

Многие скажут, что читать Достоевского нудно и скучно. Но для меня это не так. Преступление и наказание я проглотила за три дня ещё в школьные времена. Братья Карамазовы я читала чуть дольше, но роман был не менее интересен. Прогуливаясь по каталогу Книжного клуба, на глаза мне попался роман Бесы.

Не удивительно, что Достоевский мало интересен русским современникам, если посмотреть, как издаются его книги: 700-800 страниц мелким шрифтом с мизерным междустрочным интервалом в одном томе, без иллюстраций, чаще всего на газетной бумаге; том тяжеленный, глаза устают. Не очень-то захочешь читать классику в таком исполнении. С грустью вспоминаю серию русских классиков в издательстве "Художественная литература" с прекрасными иллюстрациями, только когда это было. После чтения современных книг приходится мыть руки с мылом -типографская краска вся на руках, опечаток море, слова переносятся вопреки всем правилам орфографии. Где уж тут полюбить чтение вообще, а классиков в особенности.

Русский- да и любой человек- если не прочитает хоть одно произведение Достоевского- не человек, а чёрт знает что! Достоевский стремился, создавал всё более гениальных персонажей- человека с мёртвой душой- Свидригайлова, уничтоженного самим собой Ставрогина, чистейшего душой Мышкина, пытающегося разобраться "что к чему" Долгорукого, ищущих первопричины бытия человеческого- братьев Карамазовых. Я не стану долго писать- просто скажу- Достоевский сможет воскресить любого.

Вообще-то у нас с Ф. М. Д. "слишком" много общего: общая болезнь (эпилепсия, она же - "падучая"), общий порок (игромания), общее отношение к атеизму. На основании этого я приобрёл собрание сочинений Ф. М. Д. (20 томов по 384 страницы, включая научно-справочный аппарат), в котором (собрании) многие из романов "поделены" на два-три тома. (Например: начало "Братьев Карамазовых" - 13-й том этого собрания, продолжение - 14-й, окончание + примыкающие материалы, скажем, речь от 30 декабря 1879 года, - 15-й том). Но даже мне оказалось сложно прочитать именно все включённые в то с/с произведения Ф. М. Д. - примерно половина романов у меня "не пошли". Что уж говорить о тех, кто "падучей" не болел. А у Ф. М. Д. в каждом или почти в каждом романе есть один-три персонажа, больные "падучей": в "Идиоте" - князь Мышкин, в "Братьях Карамазовых" - Лизавета Смердящая и Смердяков.
Нам (больным эпилепсией) свойственно зацикливаться на какой-либо детали в ущерб другим деталям (можем что-то не "прорисовать", а что-то описать слишком подробно). Может быть, и поэтому Достоевский труден для понимания.

Удивительно, что самый читаемый в мире русский писатель, судя по отсутствию рецензий, мало интересен соотечественникам. Может быть, именно потому, что Достоевский внёс в мировую литературу то, что должен был кто-то внести. Как сказал М.Горький (кстати, не разделявший идеологию Ф.М.): "Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память, - этот человек Достоевский".
Написать эту рецензию меня подвигли книги издательства Пан-Пресс, когда классические произведения издаются на дизайнерской бумаге, в отличной полиграфии и, самое главное, с многочисленными иллюстрациями. У меня нет таких книг Достоевского, весь Ф.М. достался мне от деда. Это книги, изданные в 30-е годы, не серийные, разномастные, некоторые с предисловием Троцкого, Луначарского. И я долгое время была уверена, что рисовать по мотивам Достоевского практически невозможно, разве что по "Дядюшкину сну" или "Белым ночам". Все остальное - такое смешение трагедии, богоискательства, душевной патологии, иногда даже чрезмерной противоречивости его персонажей, и в тоже время манерности и пространного до занудности изложения мелких треволнений и театральных монологов. Как это все передать в иллюстрации, чтобы не возникло отторжения иллюстрации от текста? Не знаю, как получилось у "Пан-Пресса" с Достоевским. Но одна книга, купленная моими родителями лет 30 назад, кажется мне превосходным образцом попадания иллюстраций в суть произведения. Это повесть (кто-то считает ее неоконченным романом) "Неточка Незванова", оформленная Ильёй Глазуновым. Книга издана "Художественной литературой" в 1978 году. Большой формат и глянцевая бумага позволяют достойно представить работы художника в книге.
Кстати, Глазунов - единственный художник, проиллюстрировавший ВСЕ произведения Достоевского. Такие издания сейчас стали библиографической редкостью. Но ведь, наверное, можно их переиздать? Посмотрите, пожалуйста, на портрет Ф.М. кисти Глазунова, на портреты Ефимова и капельмейстера, оставившего Ефимову скрипку, на страдалицу матушку Неточки, на саму Неточку (на обложке). А с каким ужасом смотрит Неточка на нас, сжавшись в комочек
в темной нищей каморке возле умершей матери. Крошечная фигурка девочки, протягивающая руки к скрипачу, которого она считает убийцей отчима. Как хороша княжна Катенька, в которую влюбилась восьмилетняя Неточка. Вот она стоит у постели маленькой княжны в слабом свете ночной лампы. А вот Неточка лежит на полу, всеми забытая, наказанная арестом в огромной пустой комнате, за то, что взяла на себя провинность княжны. И портрет Аннеты-девушки, и тонкая фигурка Неточки с найденным письмом у окна, и портрет мучителя Петра Александровича в очках с круглыми стеклами. Как склоняется, словно увядший цветок, прекрасная головка Александры, когда ее муж обвиняет Неточку в недостойном поведении.
Моя дочь полюбила Достоевского именно после этой книги, к 16-ти годам перечитала все им написанное, включая "Дневник писателя".
Так что вдруг кто-то из издателей нечаянно увидит мою рецензию, и случится выпуск книг с иллюстрациями Глазунова, и подрастающие дети откроют для себя мир великой русской литературы не в комиксах и кратком изложении, лишь бы ЕГЭ сдать, а впустят ее в свои души. Право слово, с ТАКИМИ книгами это получается!

Желательно аргументировать свой ответ , причём аргументы вроде "ФМ РУУУУУУУУУУУУЛЛЛИИТТТ " и пр. не принимаются.
Лично я однозначно оценить его творчество не могу - с одной стороны , только его "Преступление и наказание" при прочтении вызвало у меня спицифическое чувство погружения (чемто сходное с болезьнью) и только героям его "Братьев Карамазовых" я действительно сопереживал.
С другой стороны я всё таки не могу принять ультрамрачную картину мира , им нарисованную .

Достоевский. . это целый мир! он и пророк, он и та лакмусовая бумажка, показывающая все пороки общества его времени, да и нашего, в принципе. Просто однозначно читать его произведения невозможно. . писатель ставит глобальнейшие проблемы нравственности в своих произведениях. .
однозначно стоит почитать его "дневник писателя" - там все его мысли, идеи о будущем человечества, о Боге, о правде, о детях и детскости. . В романе "Идиот" кроме очевидных сравнений главного героя князя Мышкина прослеживается эта идея детскости - самых лучших свох героев автор наделяет детскими качествами - наивностью, отрытостью, простодушием и незамутненностью сознания. . Одна из мыслей Достоевского - будтье как дети, в каждом из нас живет чистый, добрый ребенок, нужно только его выпустить наружу. . детскость как путь человечества к гармонии. .
ой, что-то я разглагольстовалась. . не могу коротко и тезисно о Достоевском. . очень, очень много еще у него поразительных (поражающих! ) идей и в "Братьях карамазовых" , и в "униженных и оскорбленных", и в "бесах".
но самым емким произведением Федора Михайловича считаю "Сон смешного человека" - это просто квинтэссенция всего его творчества. . кстати, мульт сняли в советские времена на этот шедевр, и весьма неплохой (правда, удивляюсь, как это цензура его пропустила) .

Я ещё не читал Достоевского, кроме "Приступления и наказания" , но у меня есть друг который в хороших впечатлениях о его творчестве, он говорит что Достоевский описывает все чувства и переживания человека как это делает Шекспир, ну а как мы все знаем Шекспир Очень хорошо описывает всё начиная от описания вкуса еды до переживаний души, Так что моё мнение . Я советую тебе почитать ещё Достоевского и ты оценишь его по достоенству ))

Я прочитал полное собрание сочинений Достоевского - остаётся только перечитывать (с возрастом от каждого перечитывания всё равно новые впечатления)

maybedi Гуру (2764) кстати, согласна, что в школе читается одно, через несколько лет перечитываешь - совершенно другое. наверное, находишь что-то актуальное для тебя нынешнего, плюс жизненный опыт какой-то свой, вот и получается, что перечитывать даже интересней..

О достоинствах произведений Достоевского можно говорить бесконечно. Скажу о другом. В его книгах монологи отдельных персонажей столь длинны, что диву даёшься, как персонажи-собеседники способны выдерживать столь пространные мыслеизлияния, не давая даже реплик. А ведь это касается и сцен и где общаются только два человека, и сцен, где присутствует множество людей.
Что касается мрачной картины мира, то её немешало бы и сегодня правдиво отображать на страницах современных книг. Мрака и сегодня немало. Жаль Достоевского больше нет. Да и публика избалована, - подавай ей книги занимательные, да ещё и со счастливым концом. Думаете, если для нас с Вами жизнь хороша, то она плоха только для алкоголиков. Вот уж нет!

я перечитала практически все большие романы Достоевского в университете (училась на филфаке) , самое большое впечатление на меня произвели "Братья Карамазовы" и "Бесы".

Ученые Института русской литературы РАН в год 200-летия Федора Михайловича Достоевского опросили лидеров мнений в 15 странах об их отношении к русскому классику. На конференции, которая прошла 12‒13 июля в онлайн-формате на ютьюб-канале Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), этот срез сопоставили с результатами работы исследователей творчества Достоевского из России, Италии, Польши, Китая, Венгрии, Словении, Аргентины, Бразилии

Где и за что любят Достоевского

БАГНО.jpg

Всеволод Евгеньевич Багно, научный руководитель ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), литературовед-испанист, переводчик, член-корреспондент РАН

Ни одного совпадения по героям

На юбилейной конференции Всеволод Багно привел наиболее яркие высказывания о героях Достоевского.

Итальянский писатель Джанрико Карофильо, всемирно известный мастер триллера и детектива, полагает, что герой, способный лучше всего рассказать нам сегодня о сложностях и неразрешимых противоречиях человеческой души, — это Дмитрий, старший из братьев Карамазовых.

Итальянский писатель Джанрико Карофильо, всемирно известный мастер триллера и детектива, полагает, что герой, способный лучше всего рассказать нам сегодня о сложностях и неразрешимых противоречиях человеческой души, — это Дмитрий, старший из братьев Карамазовых

ИДИОТ ИСП.jpg

Правда о человеке

«Книгой, которая меня действительно потрясла, оказались “Бесы”, а самый близкий нам и нашей эпохе персонаж романа — Степан Трофимович, отец одного из “бесов” романа, который блестяще персонифицирует крах, с одной стороны, либеральных чаяний, а с другой — многочисленных грядущих “бесовских”

Читайте также: