Младограмматизм в языкознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Отличительной чертой младограмматизма был историзм, который рассматривался как основа методологии науки о языке. Однако и в сравнительно-исторических исследованиях, и в описаниях развития конкретных языков историзм сторонников младограмматизма ограничивался обычно констатацией фонетических и морфологических изменений.

В практике исследовательской работы младограмматизм достиг больших результатов и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие науки. В результате постоянного интереса к живому произношению и к изучению физиологии и акустики звуков речи младограмматизм выделил фонетику как самостоятельный раздел языкознания. Фонетическое осмысление орфографии памятников древней письменности помогло преодолеть фетишизм письма и выявить реальное звуковое значение букв. Большой вклад младограмматизм внёс также в грамматику, выделив наряду с флексией ряд других морфологических явлений, которые определили историю развития строя индоевропейских языков. Младограмматизм уточнил также понятие корня, показав, что его структура исторически менялась. Установив строгие фонетические соответствия между индоевропейскими языками, младограмматизм поднял этимологию и сравнительно-историческую грамматику (см. Сравнительно-историческое языкознание) индоевропейских языков до уровня точной науки. Лингвистические реконструкции стали достоверными, и наука получила ясное представление о звуковом составе и морфологической структуре индоевропейского праязыка, а также о закономерностях изменений языков в историческую эпоху.

К началу 20 в. обнаружились слабые стороны младограмматизма: несостоятельность субъективно-психологического понимания природы языка и недооценка изучения его связей с обществом, поверхностный характер историзма, ограничивающегося констатацией изменения звуков и форм без учёта реальных общественных условий, в которых эти изменения происходили, неумение выявить общую направленность процессов развития языка. С течением времени всё более становился неприемлемым также так называемый атомизм младограмматизма, т. е. изучение отдельных явления языка независимо от других, вне истории других явлений, без учёта его системных связей в структуре языка. С критикой младограмматизма с разных позиций выступали А. Мейе и другие представители социологического направления, Г. Шухардт, И. А. Бодуэн де Куртенэ и другие.

  • Дельбрюк Б., Введение в изучение языка, в кн.: Булич С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1. СПБ, 1904;
  • Томсен В., История языковедения до конца 19 в., пер. с дат., М., 1938;
  • Пауль Г., Принципы истории языка, вступ. ст. С. Д. Кацнельсона, пер. с нем., М., 1960;
  • Амирова Т. А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975;
  • Osthoff H., Brugmann K., Morphologische Untersuchungen auf dem Gebiete der indogermanischen Sprachen, Bd 1, Einleitung, Lpz., 1878;
  • Jankowsky K. R., The Neogrammarians. A re-evaluation of their place in the development of linguistic science, The Hague, 1972.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

революционерами в науке, предложившими принципиально новый подход к исследованию языка, и с удовлетворением приняли изначально ироническое название младограмматики, это было третье поколение компаративистов.

Возникает в Германии: Карл Бругман (1849—1919), Герман Остгоф / Остхоф (1847—1909), Бертольд Дельбрюк (1842—1922), Герман Пауль (1846—1921), Йоханнес Шмидт (1843—1901), Вильгельм Шульце (1863—1935). Программные идеи младограмматиков изложены в предисловии к первому тому "Морфологических исследований" Г. Остхофа и К. Бругмана (1878), и в книге Г. Пауля "Принципы истории языка "(1880).

Новое направление было реакцией на достижения двух предшествовавших периодов развития исторического языкознания. Младограмматики отказались от многих идей первой половины 19 в. (от идеи В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка, обусловленной национальным "духом" народа; от учения А. Шлайхера о языке как природном организме).

Особенности младограмматической школы.

2. Тщательное исследование живых современных языков (раньше этим во многом пренебрегали) — «говорящего человека. В частности, младограмматики обращают внимание на исторические изменения морфологической структуры слова (опрощение - окно, народ). Они считают, что утрата флексий (которую Шлейхер считал признаком старения) не есть результат регрессивного развития, поскольку на смену флексиям приходят другие средства выражения грамматических значений.

Герман Пауль (глава Лейпцигской школы) относит к моментам физического порядка процесс передачи языковых форм другим индивидам. Эти физические моменты дают возможность человеку выйти за пределы внутренней жизни одного человека. Звуки языка - это побочный физический продукт, который возникает, если душе необходимо сообщить, что в ней происходит.

Практическая работа младограмматиков была связана с изучением истории языка, и, прежде всего исторической фонетики индоевропейских языков. Младограмматики начали изучать реальное звуковое значение букв в древних текстах. Они проявляли интерес к живому произношению и к изучению физиологических и акустических аспектов звуков речи, что стало стимулом для выделения фонетики в самостоятельную языковедческую дисциплину. Представители младограмматической школы считали, что фонетические законы не имеют исключений, действуют со слепой необходимостью (как в природе), кажущиеся исключения всегда объясняются действием других законов. Им удалось установить новые закономерности в звуковых изменениях внутри каждой группы родственных языков (в частности, закон открытого слога в славянских языках (*голва -голова). Это прояснило хронологию в пределах ветвей.

Благодаря их интересу к живой народной речи и жизни диалектов возникла диалектография, фиксирующая на географических картах распространение звуковых явлений.

Младограмматизм был вершиной достижений лингвистического компаративизма конца 19 — начала 20 вв.




В 70-х годах 19 в. внутри психологического направления возникла новая школа сравнительно-исторического языкознания. Ее представители считали себя

революционерами в науке, предложившими принципиально новый подход к исследованию языка, и с удовлетворением приняли изначально ироническое название младограмматики, это было третье поколение компаративистов.

Возникает в Германии: Карл Бругман (1849—1919), Герман Остгоф / Остхоф (1847—1909), Бертольд Дельбрюк (1842—1922), Герман Пауль (1846—1921), Йоханнес Шмидт (1843—1901), Вильгельм Шульце (1863—1935). Программные идеи младограмматиков изложены в предисловии к первому тому "Морфологических исследований" Г. Остхофа и К. Бругмана (1878), и в книге Г. Пауля "Принципы истории языка "(1880).

Новое направление было реакцией на достижения двух предшествовавших периодов развития исторического языкознания. Младограмматики отказались от многих идей первой половины 19 в. (от идеи В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка, обусловленной национальным "духом" народа; от учения А. Шлайхера о языке как природном организме).

Особенности младограмматической школы.

2. Тщательное исследование живых современных языков (раньше этим во многом пренебрегали) — «говорящего человека. В частности, младограмматики обращают внимание на исторические изменения морфологической структуры слова (опрощение - окно, народ). Они считают, что утрата флексий (которую Шлейхер считал признаком старения) не есть результат регрессивного развития, поскольку на смену флексиям приходят другие средства выражения грамматических значений.

Герман Пауль (глава Лейпцигской школы) относит к моментам физического порядка процесс передачи языковых форм другим индивидам. Эти физические моменты дают возможность человеку выйти за пределы внутренней жизни одного человека. Звуки языка - это побочный физический продукт, который возникает, если душе необходимо сообщить, что в ней происходит.

Практическая работа младограмматиков была связана с изучением истории языка, и, прежде всего исторической фонетики индоевропейских языков. Младограмматики начали изучать реальное звуковое значение букв в древних текстах. Они проявляли интерес к живому произношению и к изучению физиологических и акустических аспектов звуков речи, что стало стимулом для выделения фонетики в самостоятельную языковедческую дисциплину. Представители младограмматической школы считали, что фонетические законы не имеют исключений, действуют со слепой необходимостью (как в природе), кажущиеся исключения всегда объясняются действием других законов. Им удалось установить новые закономерности в звуковых изменениях внутри каждой группы родственных языков (в частности, закон открытого слога в славянских языках (*голва -голова). Это прояснило хронологию в пределах ветвей.

Благодаря их интересу к живой народной речи и жизни диалектов возникла диалектография, фиксирующая на географических картах распространение звуковых явлений.

Младограмматизм был вершиной достижений лингвистического компаративизма конца 19 — начала 20 вв.

Если понимать младограмматизм более широко, то к нему можно отнести многих ученых, современных школе младограмматиков и близких к ним по идеям: В.Томсена (1842–1927) и К.Вернера (1846–1896) в Дании, Г.И.Асколи (1829–1907) в Италии, А.А.Шахматова (1864–1920) и А.И.Соболевского (1856–1929) в России и некоторых других. Частично разделяли взгляды младограмматиков, но расходились с ними по некоторым вопросам У.Д.Уитни (1827–1894) в США, Ф.Ф.Фортунатов (1848–1914) в России, А.Мейе (1866–1936) во Франции и др.

Оставаясь в русле доминировавшей в 19 в. историцистской познавательной установки, младограмматики сохранили присущие лингвистике 19 в. представления о языкознании как исторической науке и о сравнении родственных языков как главной задаче лингвистических исследований. По основной специализации все ведущие младограмматики были индоевропеистами, хотя некоторые их современники пытались применить младограмматическую методику к сравнительно-историческому изучению и других языковых семей, в частности семитской, тюркской, уральской. В то же время младограмматики были позитивистами по своему мировоззрению и отказывались от каких-либо обобщений, непосредственно не опирающихся на факты, к которым были склонны их предшественники, прежде всего А.Шлейхер. Они отказались, в частности, от изучения происхождения языка, общих закономерностей языкового строя, единственной научной классификацией языков признавали генетическую.

Конечной целью исследований младограмматиков, как и их предшественников, была реконструкция праязыка для индоевропейской семьи, от которого через ряд промежуточных состояний произошли современные индоевропейские языки. Однако, в отличие от А.Шлейхера, они уже не претендовали на восстановление реально существовавшего языка, понимая, что многое в нем воссозданию не поддается. Наиболее четко позитивистскую точку зрения на праязык выразил А.Мейе: праязык – лишь совокупность соответствий между языками, которые признаются родственными; эти соответствия как-то отражают реальность, однако лингвистика не может ничего сказать об этом отражении.

Как и другие языковеды 19 в., младограмматики стремились проследить путь исторического развития тех или иных корней и форм языка от праязыкового состояния до современности. Основное внимание при этом обращалось на изучение звукового развития, выявление правил звуковых изменений, а также объяснение исключений из этих правил. В связи с этим младограмматики сохранили введенное А.Шлейхером понятие языкового закона. Согласно их представлениям, каждое звуковое изменение происходит механически, по законам, не знающим исключений, во всех словах, в которых имеется данный звук (исключения из действия законов возможны либо при действии какого-то другого закона, ограничивающего данный закон, либо при изменении слов по аналогии: в числительном девять в славянских языках начальный звук не закономерен; ср. романские и германские языки, где соответствующие числительные начинаются с носового; по-видимому, в славянских языках числительное изменилось по аналогии с десять).

Младограмматики пытались устанавливать определенные закономерности и в развитии грамматики, и в развитии значений слов. Однако здесь им не удалось установить столь же строгие законы, как в области исторической фонетики. Младограмматики принципиально ограничивались выяснением звуковых переходов в истории языков, отказываясь от попыток объяснения причин этих переходов. Звуковые и другие изменения они рассматривали изолированно друг от друга, не стремясь рассмотреть систему языка в целом.

К началу 20 в. обозначился кризис младограмматизма, слишком сужавшего объект лингвистики, отказывавшегося от объяснения многих фиксировавшихся им фактов. Идеи младограмматиков критиковали с разных позиций: одни ученые (К.Фосслер и др.) развивали игнорировавшиеся младограмматиками идеи В. фон Гумбольдта, другие (в частности, Г.Шухардт) стремились преодолеть кризис сближением лингвистики с историей, археологией, этнографией и другими науками. Наиболее научно плодотворной оказалась критика младограмматизма, с которой еще в 80-х годах 19 в. выступили Н.В.Крушевский и (менее последовательно) И.А.Бодуэн де Куртенэ, а в начале 20 в. – Ф. де Соссюр. Эти ученые, в частности, выдвинули идеи об изучении закономерностей языка, не связанных с его историческим развитием, о системном исследовании языка. Идеи этих лингвистов, прежде всего Ф. де Соссюра, стали основой лингвистического структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ). Выход в свет в 1916 Курса общей лингвистики Соссюра стал концом эпохи младограмматизма в языкознании. Однако в области реконструкции праязыков и изучения исторического развития конкретных языков методика младограмматиков, а зачастую и их теоретические идеи имеют распространение вплоть до нашего времени.

Томсен В. История языкознания до конца XIX века. М., 1938
Кацнельсон С.Д. Вступительная статья. – В кн.: Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960
Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. 1–2. М., 1964–1965
Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998

С деятельностью ученых психологического направления связано формирование младограмматической школы в языкознании. Основным для концепции младограмматизма является представление о языке как об индивидуальной психофизической деятельности. Все языковые изменения совершаются в обычной речевой деятельности индивида. Отсюда их особый интерес к живым языкам, которые легче, чем мертвые языки, поддаются наблюдению. Понимание языка как постоянно изменяющегося явления обусловило их требование исторического подхода к его изучению. Внимание исследователей было направлено на установление новообразований по аналогии, на формулирование языковых законов. К этому направлению следует отнести таких ученых, как А. Лескин, К. Бругман, Г. Пауль, Б. Дельбрюк и другие. Близки младограмматикам по отдельным положением были представители Московской и Казанской школы языкознания – Ф.Ф. Фортунатов, И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Богородицкий.

В широком понимании под младограмматиками понимают три лингвистические школы:
1) лейпцигская школа во главе с Г. Паулем,
2) московская школа во главе с Ф.Ф. Фортунатовым,
3) казанская школа во главе с И.А. Бодуэном де Куртенэ.
Перечисленные школы объединяются по двум основным свойствам: психологизм и историзм.

В рамках младограмматической концепции работали и многие ученые за пределами Германии. Среди них следует назвать выдающегося датского ученого В. Томсена (1842 -1927), знаменитого своей дешифровкой древнетюркской письменности, автора очерка по истории лингвистики. Были близки младограмматизму и другие видные ученые: К. Вернер (1846-1896), итальянский языковед Г.И. Асколи (1827-1907), разработавший концепцию субстрата.

В России двумя крупнейшими учеными, следовавшими младограмматической традиции, были академик Ф.Ф. Фортунатов и его ученик Алексей Александрович Шахматов (1864-1920). Ф.Ф. Фортунатов стажировался в Германии у крупнейших компаративистов того времени, а затем с 1876 по 1902 год занимал кафедру сравнительной грамматики индоевропейских языков Московском университете, которую он оставил лишь потому, что был избран в академики и переехал в Петербург. Он, как и Ф. де Соссюр, мало публиковался и выражал свои научные взгляды в лекционных курсах для студентов. Именно поэтому многие работы ученого до сих пор не изданы.

В зависимости от наличия у полных слов форм словоизменения и словообразования Фортунатов различает грамматические и неграмматические классы слов. Под грамматическими классами он понимает разряды (группы) слов, имеющих одну общую форму или формы, соотносительные между собой по значению. Грамматическим классам слов противопоставляются неграмматические, основывающиеся на классах значений слов…

Ф.Ф. Фортунатов воспитал целую плеяду известных лингвистов, которые разрабатывали различные вопросы общего и частного языкознания. Среди них такие исследователи, как, В.К. Поржезинский, Н.Н. Дурново, Д.Н. Ушаков, Н.Ф. Яковлев, П.С. Кузнецов и другие.

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – глава казанской лингвистической школы. Он был ученым с мировым именем и высказал ряд положений, которые обычно в истории языкознании связаны с именем Ф. де Соссюра. Первое, о чем писал И.А. Бодуэн де Куртенэ, о разграничении синхронии и диахронии при описании языка, второе – о разграничении внутренней и внешней лингвистики, к внутренней лингвистике он относил описание внутреннего устройства языка, к внешней – изучение истории языка в связи с культурой и историей народа, говорящего на этом языке. Именно И.А. Бодуэну де Куртенэ принадлежит идея системного устройства языка; членение языка он предлагал вести от единиц большей протяженности к единицам меньшей протяженности. Помимо этого ученый создал и обосновал теорию фонемы, которая в дальнейшем легла в основу Московской и Ленинградской фонологических школ.

Одной из главных заслуг И.А. Бодуэна де Куртенэ в лингвистике стали введенные им еще в казанский период понятия фонемы и морфемы, всегда занимавшие важнейшее место в его концепции. Определения двух данных единиц со временем несколько менялись, однако всегда сохранялась психологическая трактовка этих единиц, которая в значительной степени отвергалась применительно к слову.

Языковые изменения И.А. Бодуэн де Куртенэ понимал как системные, связанные с проявлением той или иной общей тенденции. Этим его подход отличался от подхода Ф. де Соссюра, отрицавшего системность диахронии.

Трудно перечислить все идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ, которые получили то или иное развитие в лингвистике XX века, например, его гипотеза о развитии русской системы гласных и согласных звуков, концепция языковых союзов и под. Некоторые лингвисты, в том числе Л.В. Щерба, считали, что концепция Ф. де Соссюра не содержала ничего принципиально нового по сравнению с тем, о чем И.А. Бодуэн де Куртенэ писал намного раньше.

Наиболее талантливыми представителями казанской лингвистической школы считают Н. Крушевского (1851-1887) и В.А. Богородицкого (1857-1941).

Младограмматизм представляет историко-сравнительное психологическое языкознание. Историзм и психологизм – два основных принципа, которые определяют младограмматическую систему взглядов на природу языка, предмет языкознания и методику научного исследования.

Распространение младограмматических воззрений способствовала развитию диалектологии. Принципиальное значение исследования говоров состоит, по мнению младограмматиков, в том, что, во-первых, народные говоры являются живыми языками, они естественнее и закономернее представляют жизнь языка.

В конце ХIХ в. получают развитие не только диалектология, но и лингвистическая география, представившие новые данные о диалекте и диалектных знаках, а также выработавшие новые приемы лингвистического исследования.

Младограмматики не только изучали языки по преимуществу исторически, но и считали принципы историзма важнейшим теоретическим требованием научного изучения языка. Они обращали внимание на изучение конкретной истории отдельных явлений и на разработку принципов исторического развития и истории языка + фонетические законы и законы аналогии, как два основных типа внутренних законов развития языка.

Понятие фонетического закона менялось, уточнялось и включалось несколько моментов. Первый признак фонетического закона – его материальный звуковой характер. Второй признак фонетического закона – его регулярность, единообразие звуковых применений. Младограмматики не только установили и описали ряд звуковых законов (закон открытого слова, первую и вторую палатализацию, воздействие j на гласные и согласные), но и создали чрезвычайно стройную и удобную систему для нахождения звуковых соответствий, как между отдельными языками, так и в пределах каждого изучаемого языка. Введение понятия звукового закона, изучение звуковых законов разных индоевропейских языков помогли определить третий признак звукового закона – его социальную обусловленность.

Младограмматики также создали изучение об аналогии и изменении значений слов. Закон аналогии исходит из признания активного характера речевой деятельности говорящего. Она есть не воспроизведение готовых форм, не мнонемическая деятельность (напоминающая решение пропорциональных уравнений), в результате которой новые формы образуются по аналогии, по сходству с группами фактов, обычных в языке.

Язык содержит правила и образы (парадигмы), причем конкретные образы обладают большим воздействием, чем абстрактные правила. Язык образует систему пропорциональных групп. Пропорциональные группы бывают двух типов – вещественные и нормальные. Вещественные группы пропорции имеют частичное соответствие значения и звучания, например, различные падежи одного существительного. Формальные группыпропорций основаны на функциональном сходстве, например: сумма всех форм именительного падежа. Действие аналогии распространяются на разные области языка – флексии, словообразовательные типы и даже чередование звуков.

Младограмматики также уделяли большое внимание изучению изменения значений слов, разнообразию этих значений, различным соотношениям значения слова с предметом и понятием. Изменение значений происходит потому, что индивидуальное употребление и значение слова в узусе (языке) не совпадают. Поэтому принципиально различаются два типа значений – узуальное и окказиальное. Их отличие выявляются по четырем линиям: а) узуальное значение известно всем членам данной языковой общности, окказиальное значение – это значение в акте речи; б) окказиальное значение богаче узуального; в) окказиальное слово называют нечто конкретное, предмет, тогда как узуально оно обозначает нечто абстрактное понятие; г) узуальное слово многозначно, окказиально – всегда однозначно.

Таким образом, психологическое направление и особенно младограмматики ответили на многие вопросы, стоящие перед языкознанием в середине XIX в. Была уточнена методика сравнительно-исторического языкознания, поставлены основные проблемы функционально-семантической грамматики, проанализировано взаимоотношение языка и речи , язык определен не только как индивидуально-психологическое, но и как культурно-историческое явление.

Читайте также: