Мировые судьи правоохранительные органы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Судебная система – это разветвленная структура органов, занимающихся правосудием. В нее входят суды различной иерархии (мировые, районные, субъектов, высшие) и направленности (общей юрисдикции, арбитражные, конституционные, военные, апелляционные, кассационные).
Что такое мировой суд, из кого он состоит, какие вопросы входят в его компетенцию, как и в какие сроки следует туда обращаться, а также обжаловать его решения – рассмотрим ниже.

Суть и назначение мирового суда

Это первая из ступеней судов. Рассматривает дела общей юрисдикции, небольшой сложности, через упрощенный порядок. На рассмотрение иска выделяется один месяц (а для вынесения судебного приказа – всего пять дней).

Мировой суд рассматривает иски только в качестве первой инстанции. При этом понятие мировой суд и мировой судья равнозначны, так как в этом суде существует только единоличное рассмотрение вопроса одним человеком. Также судья рассматривает дела по новым обстоятельствам, открывшимся позже, если не изменились размеры иска или наказание не превышает предыдущего.

Мировые судьи

Мировой суд состоит из одного судьи, поэтому в данном случае это идентичные понятия

Есть одно интересное правило, которое помогает четко выделить этот орган из общей структуры системы. Если задаться вопросом – какие мировые судьи рассматривают дела общего обвинения (то есть от поступившего запроса государственного органа), то ответ будет простой – никакие. В этом суде рассматриваются только дела частного обвинения, то есть запросы о нарушениях прав лиц, самостоятельно подавших заявление.

Какие дела рассматриваются в мировом суде?

Какие вопросы решает мировой судья? Его компетенция закреплена в ст. 3 Закона о МС:

  • гражданские: вопросы пользования имуществом, выдача судебных приказов, требования о взыскании долгов по ЖКХ, имущественные споры до 50 000 руб., за исключением наследственных вопросов и интеллектуальных правонарушений;
  • уголовные: о тех преступлениях, наказание за которые не превышает трех лет, за исключением составов, указанных в ст. 31 УПК РФ (например, угрозы, оскорбления);
  • административные: посягающие на права граждан, трудовые вопросы, неуплата алиментов, связанные со штрафами ГИБДД, налоговые и кредитные обязательства и другие, имеющие ограничения по ответственности;
  • семейные: судебные приказы на алименты, установление алиментных обязательств, развод без спора о детях, раздел совместного имущества до 50 000 руб.;
  • вопросы защиты прав потребителей до 100 000 руб.

Какие дела рассматриваются в мировом суде

Какие дела рассматриваются в мировом суде

Какие дела не могут быть рассмотрены в мировом суде?

Конечно, существуют дела, которые не рассматриваются мировыми судьями. Это те вопросы, которые относятся к ведению других органов судебной системы. Сюда входят иски с более высокой ответственностью, суммами требований. Кроме того, ими не рассматриваются иски, требующие участия нескольких людей – судей или присяжных – то есть более сложные с точки зрения психологической и законной оценки. К таким делам относятся:

  • вопросы имущественного характера, превышающие 50 000 рублей или 100 000 по делам о защите прав покупателей;
  • уголовные дела со сроком наказания более 3 лет;
  • некоторые трудовые споры (в том числе о восстановлении в должности);
  • вопросы установления или отмены отцовства, материнства, усыновления, опеки, споры о проживании детей;
  • апелляционные, кассационные рассмотрения.

Для этих исков предусмотрены другие суды. Гражданские дела свыше 100 000 рассматривают районные суды, уголовные – они же и суды субъектов РФ, для арбитражных вопросов выделены специальные органы.

Мировой судья

Сложные дела рассматриваются в других судах

Порядок подачи обращения в мировой суд

Для обращения в судебную инстанцию этого уровня следует выполнить несколько действий:

  1. Оплатить государственную пошлину. От ее уплаты освобождаются лица, обратившиеся в суд за защитой своих прав по следующим вопросам:
  • права потребителей;
  • затребование алиментов;
  • защита прав ребенка;
  • возмещение вреда от совершенного преступления;
  • а также инвалиды 1 и 2 группы, их объединения, участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и РФ.
  1. Грамотно составить исковое заявление. Указать все необходимые сведения, название и суть иска, требования, предоставить доказательства по делу.
  2. Приложить необходимые документы и ждать вызова по иску.

Исковое заявление мировому судье

Взыскание алиментов – один из вопросов, входящих в компетенцию мирового суда

После подачи иска решение по нему должно быть принято в течение 10 дней. Это может быть оставление иска без движения, отказ в принятии либо решение о рассмотрении дела мировым судьей, которое должно быть проведено в течение месяца с момента подачи иска.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Вопросы о выдаче судебного приказа рассматриваются судом в течение 5 дней и не требуют присутствия сторон на судебном заседании. Особенно это важно при вопросе изыскания алиментов с работающего родителя. Процедура очень проста и не требует временных и финансовых затрат (отсутствует госпошлина).

Заявление о выдаче судебного приказа

Сроки и правила обжалования решения мирового судьи

Решение мирового судьи, не устраивающее истца, ответчика, их законных представителей или третье лицо, права которого были затронуты определением мирового судьи, возможно опротестовать. Это можно сделать с помощью апелляционной жалобы. Также подобное ходатайство, называемое апелляционным представлением, может внести прокурор, участвующий в первом деле, и считающий что закон или права сторон были нарушены.

Уже говорилось, чем занимается мировой суд в пределах своей компетенции – он рассматривает дела только впервые либо по открывшимся обстоятельствам. А жалобы на него рассматривают районные суды.

Подать заявление можно в течение 30 дней, до вступления в законную силу. Если дело было рассмотрено в упрощенном порядке, жалобу можно подать в течение 15 дней.

ВАЖНО! При пропуске срока по уважительной причине возможно его продление при предоставлении доказательств уважительности.

Обжалование решения мирового судьи

При несогласии с решением мирового судьи его можно обжаловать в районном суде

Низшей инстанцией судебной системы является мировой суд. Это не значит, что его дела не важны для государства и общества. Это просто споры, которые возможно решить в упрощенном порядке, в короткие сроки. Причем количество таких исков является самым наибольшим в массе рассматриваемых судебных дел, таким образом, мировые судьи одни из самых загруженных судебных органов.

Главная Правоохранительные органы Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности. IV - 1. Мировые судьи.

IV - 1. Мировые судьи.

1. Понятие и место в судебной системе мировых судей.

2. Компетенция мировых судей.

- уголовные дела, максимальное наказание за совершение которых не превышает 3 лет лишения свободы (более подробно - статья 31 «Уголовно-процессуального кодекса РФ)

- дело о выдаче судебного приказа.

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает 50 тысяч рублей.

- иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.

- судебные разбирательства по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.

- судебные разбирательства об определении порядка пользования имуществом.

- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

- дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Порядок формирования аппарата мировых судей.

- достижение 25-летнего возраста.

- наличие высшего юридического образования

- стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

- не совершивший поступка, порочащего кандидата в мировые судьи.

- не может быть депутатом представительных органов власти, органов местного самоуправления.

- не может принадлежать к каким-либо политическим партиям и движениям.

- не может осуществлять предпринимательскую деятельность.

В соответствии с законодательством каждого конкретного субъекта, мировой судья может либо назначаться на должность законодательным органом субъекта Российской Федерации, либо быть избранным населением по месту нахождения судебного участка.

Современные мировые судьи:

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Процессуальное законодательство не знает никакого специального или упрощенного порядка рассмотрения дел у мировых судей. Они рассматривают гражданские и уголовные дела по тем же правилам, что и федеральные судьи.

Мировая юстиция – это институт, позволяющий обеспечить приближение правосудия к населению (эта задача у нас вроде бы решена).

Статья 4. Судебные участки

1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

В частности в Петербурге территория города разделена на 211 судебных участков.

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

- назначается органами власти субъектов,

- иной срок полномочий (т.е. на мирового судью не распространяются гарантии несменяемости).

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Вопрос об учреждении дополнительного звена судебной системы, которое позволило бы освободить суды основного звена судов общей юрисдикции от рассмотрения не отличающихся большой сложностью уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, — предмет дискуссий, длившихся значительное время с различной степенью интенсивности. Ему уделялось много внимания еще в дореволюционные годы. К нему вернулись во второй половине 80-х годов XX столетия.

На этом этапе дискуссия завершилась принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ноябрь 1989 г.), предусмотревших учреждение при народных судах судей по административному и исполнительному производству. Предполагалось, что на них будет возложено в основном две функции — разбирательство материалов об административных правонарушениях, подведомственных судам, и решение вопросов, касающихся исполнения приговоров и иных судебных решений.

Но в дальнейшем от этого замысла отказались. Начались поиски иных путей, и они привели к идее возрождения существовавших до 1917 г. института мировых судей и института судебных приставов, которые обеспечивали бы выполнение двух названных функций.

В наши дни усилия по возрождению мировых судей начинают обретать все более реальные очертания:

  • сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в общих чертах обозначил "контуры" этого института;
  • два года спустя появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, — Закон о мировых судьях (17 декабря 1998 г.);
  • затем еще год спустя издан Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах Российской Федерации" от 29 декабря 1999 г., положивший начало конкретным практическим усилиям по введению реальных мировых судей.

Завершением создания федеральной законодательной основы для возрождения в российской судебной системе существенно модифицированных мировых судей можно считать подписание Президентом РФ 7 августа 2000 г. двух законов, которыми внесены дополнения и изменения в действовавшие тогда ГПК и УПК. Наконец, эта линия была продолжена в принятых в 2001 и 2002 гг. существенно обновленных УПК, КоАП и ГПК.

В соответствии с перечисленными федеральными законами мировые суды (мировые судьи) учреждаются во всех субъектах РФ. Они наделяются своеобразным статусом — отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции (гражданских), входят в их подсистему, но при этом, как отмечалось выше, не являются судами федеральными.

Они — суды субъектов РФ, хотя их финансирование должно осуществляться частично (расходы по заработной плате и социальной защите судей) из средств федерального бюджета, а частично — из средств бюджетов субъектов РФ (заработная плата аппаратов вспомогательных работников, аренда, охрана и эксплуатация помещений, связь, транспорт, канцелярские расходы и т. п.).

При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Свои решения они должны выносить именем Российской Федерации, и эти решения имеют то же общеобязательное значение, что и акты правосудия федеральных судов. Их принудительное исполнение осуществляется федеральными служащими — судебными приставами — на основании соответствующих федеральных законов.

В компетенцию федерального законодателя входит также определение по представлению субъектов РФ количества участков, а следовательно, и числа должностей мировых судей. На последних распространяются установленные для судей Законом о статусе судей и иными федеральными законами гарантии независимости, неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

К ведению законодательных органов субъектов РФ отнесены вопросы менее существенные — установление порядка наделения полномочиями мировых судей (их избрания или назначения при соблюдении предусмотренных федеральными законами требований к кандидатам), определение границ участков, на которые должна распространяться деятельность конкретных мировых судей, выделение помещений для размещения таких судей и т. д.

По Закону о мировых судьях (ч. 4 ст. 4) общее количество мировых судей и судебных участков определяется из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек; в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Решение о количестве участков в конкретном субъекте РФ должно оформляться специальным федеральным законом, издаваемым по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Основным таким законом стал упомянутый выше Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах Российской Федерации" от 29 декабря 1999 г. (с рядом дополнений, внесенных законами от 12 февраля 2001 г., 9 июля 2002 г., 27 мая 2003 г. и 17 марта 2004 г.).

В нем определено количество судебных участков и должностей мировых судей для большинства субъектов Федерации, в частности, для г. Москвы (384 участка), Московской области (292 участка), г. Санкт-Петербурга (211 участков), Новосибирской области (122 участка), Тюменской области (60 участков), Краснодарского края (226 участков), Республики Калмыкии (14 участков), Республики Татарстан (168 участков), Республики Алтай (9 участков), Агинского Бурятского автономного округа (3 участка), Чукотского автономного округа (4 участка), Эвенкийского автономного округа (2 участка) и т. д. В целом по стране участков такого рода должно быть образовано более 6500.

Важной составной частью законодательной базы, обеспечивающей реальное создание и функционирование мировых судов, являются также упомянутые выше федеральные законы от 7 августа 2000 г. и принятые в 2001 и 2002 гг. УПК и ГПК в той их части, в которой они регламентируют компетенцию мировых судей и порядок разбирательства ими соответственно уголовных и гражданских дел, а также порядок осуществления районными судами контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей. Заметную роль в регламентации их компетенции и основ деятельности призван играть и КоАП, вступивший в действие с 1 июля 2002 г.

Для надлежащей организации мировых судов существенное значение имеют также законы и иные нормативные акты, принимаемые в субъектах РФ. В актах такого рода конкретизируется решение многих вопросов, связанных с налаживанием работы рассматриваемого звена российской судебной системы. К настоящему времени практически повсеместно состоялось принятие законов, в которых определяются порядок наделения полномочиями мировых судей, правила финансирования их деятельности, уточняются расположение и границы участков, излагаются требования, которым должны отвечать выделяемые им помещения, и т. д.

К числу таких законов можно было бы отнести, к примеру, Закон "О мировых судьях Новосибирской области" от 7 февраля 2000 г., Закон "О мировых судьях Республики Татарстан" от 17 ноября 1999 г., Закон "О мировых судьях в Нижегородской области" от 5 ноября 1999 г., Закон о мировых судьях в городе Москве" от 31 мая 2000 г., Закон "О мировых судьях в Томской области" от 24 февраля 2000 г.

Насколько они конкретны, можно судить, скажем, по тому, что говорится в ч. 3 ст. 4 Закона, изданного Законодательным Собранием Нижегородской области: "Судебные участки и должности мировых судей в Нижегородской области создаются и упраздняются законами Нижегородской области. Перечень судебных участков, в котором указываются их границы, населенные пункты (улицы, дома), входящие в каждый судебный участок, и номер каждого судебного участка, разрабатывается и представляется в Законодательное Собрание Нижегородской области управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Нижегородской области на основе предложений органов местного самоуправления городов и районов области".

Не обойден в законах субъектов РФ и вопрос о том, какими должны быть служебные помещения мировых судов и какие органы обязаны выделять их. В этом отношении может представить интерес ст. 9 Закона "О мировых судьях в Калужской области" от 27 июня 2000 г., где предусмотрено:

  1. "Мировой судья и аппарат мирового судьи обеспечивается на судебном участке специально отведенными служебными помещениями, оборудованными необходимыми современными средствами делопроизводства и связи для осуществления судопроизводства.
  2. Служебные помещения должны иметь зал судебного заседания, кабинет судьи, помещение для аппарата мирового судьи, архива и размещения участников судебного заседания, соответствующие санитарным нормам и правилам.
  3. Служебные помещения для мирового судьи и аппарата мирового судьи предоставляются соответствующими органами местного самоуправления при условии компенсации дополнительных расходов, возникших в результате принятия закона Калужской области о создании судебного участка".

Компетенция мировых судей определена довольно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых, как сказано в ч. 1 ст. 31 УПК, может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

Всего в перечне преступлений, за которые может быть назначено менее строгое наказание, чем три года лишения свободы, но которые изъяты из ведения мировых судей, содержится более ста видов (составов) преступлений.

Среди них указаны, к примеру, такие преступления, как убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, умышленное причинение вреда здоровью в состоянии аффекта (внезапно возникшего сильного душевного волнения), нарушение равноправия граждан, установление монопольно высоких или монопольно низких цен, коммерческий подкуп, незаконное владение радиоактивными материалами или использование их, подкуп свидетелей или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, отказ от дачи показаний в ходе предварительного расследования уголовных дел либо во время судебного разбирательства.

Изъятие из подсудности мировых судей значительного количества видов (составов) преступлений не означает, однако, что мировые судьи, когда они начнут повсеместно и в полной мере выполнять свои функции, будут мало заниматься разбирательством уголовных дел. В их ведение переданы дела о весьма распространенных преступлениях, например, о кражах и о незаконном изготовлении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ, которые в некоторых регионах страны составляют до 70% от общего числа уголовных дел.

  • дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
  • иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
  • дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
  • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • дела об административных правонарушениях, отнесенных КоАП к компетенции судов. Из числа этих дел, как было показано выше, в ведении мировых судей фактически оказалось подавляющее большинство.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого находится участок мирового судьи. Он, как отмечено выше, наделен полномочием проверять в апелляционном порядке законность, обоснованность и справедливость приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями, корректировать их с целью исправления судебных ошибок.

В целом, когда процесс учреждения мировых судей завершится полностью (реально они начали действовать еще не во всех субъектах РФ) и они повсеместно приступят к выполнению своих функций, должно произойти определенное сокращение нагрузки, которая в наши дни приходится на долю районных судов. Это даст последним возможность внимательнее относиться к более сложным делам, что, естественно, будет способствовать повышению эффективности и качества их деятельности.

Читайте также: