Мировые религии орксэ 4 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ konspekt_uroka_po_kursu_orkse.docx

Если б нам соединиться,
Всем ребятам подружиться,
Если бы объединились
Все деревни, города,
Не лились бы больше слезы
На планете никогда!
В небе, на воде, на суше
Голубь мира бы парил,
Каждый бы на белом свете
Нам о мире говорил.

На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии?
Кто является основоположником этих религий?

Назовите, какие мировые религии вам известны?

Давайте еще раз убедимся в этом.
Поработаем в парах.
Как нужно работать в паре?
У вас будет таблица с названиями религий и их основоположниками. Вам нужно расположить все на свои места.

Как у вас получилось? (называют и прикрепляют к доске)
Давайте проверим, верно?
Скажите, что у нас за пустые рамки около каждой религии? Что у нас может там быть?
Хорошо, я немного вам помогу (прикрепляю фото церкви)
Что это?
Верно, а как называется это строение?
Верно. Какая тема нашего урока?
Давайте сформулируем цель?
Давайте составим план наших действий? (Сооружения-Общее у религий)

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю вам посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.

(Фотографии на слайде различных священных сооружений)

Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться). Не простая задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю работать будем в группе. По алгоритму. Что нужно сделать?
Верно. Нужно распределить вопросы между собой. Полностью прочитать текст и рассмотреть иллюстрации. Ответить на свой вопрос.

Священные сооружения христианства.

Храмы называют по-разному: соборы, церкви, часовни. Этими словами определяются разные виды храмов:

Соборы - это те храмы, где богослужение совершается священниками нескольких храмов.

Часовни - небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря.

Есть кафедральные храмы города, которые имеют особое значение. Там служит правящий архиерей.

Большое внимание уделялось при строительстве церкви купалам. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя - шлемовидная форма купола.
Как вы думаете, почему она носит такое название?
Древняя Русь довольно часто подвергалась нападениям со стороны различных племён, кочевых народов, с которыми вынуждена была воевать. Поэтому шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества. Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи. Такие луковичные главки напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам.

Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов - Христа и четырёх евангелистов, семь глав - семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати.

Священные сооружения иудаизма.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет . Такой шкаф называется синагогальным ковчегом ( арон кодеш ). В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги. В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар . С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар . С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Что такое тора?
Что такое парохет?
Что можно увидеть на куполе или на стене синагоги?

Буддийские священные сооружения.

Буддийский храм внутри - это обычно большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы.

Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета. Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор. В храме можно сидеть на скамейках или на полу. Считается, что лучше всего во время службы совершать обход храма по ходу солнца, т.е. слева направо, стараясь при этом не поворачиваться спиной к алтарю.

Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились?

В чём особенность каждого из сооружений?

(Два ученика работают у доски, чтобы можно было, потом сверить работу ребят)

У православного храма много куполов? – нет

Ступа это место для молитвы? – нет

Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет

Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да

В синагоге прихожане сидят на полу? – нет

В православном храме мы увидим иконы? – да

Синагога – это здание где молятся иудеи? – да

Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да

Предлагаю поработать в паре и попробовать распределить изображения и названия религий в паре.

Подведение итогов урока.

1.Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (мечеть, церковь, синагога, ступа)

2.Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные и т.д.)

3. Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей)

4.Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять и т.д.)

5.Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

6.Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)

Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях? (Ответы детей)

На этом наш урок подошёл к концу, вы были внимательны, активны и заинтересованы. Спасибо за внимание.

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:



ислам иудаизм буддизм христианство

ислам иудаизм буддизм христианство


Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основополож.

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников Буддизм Авраам и Моисей Ислам Иисус Иудаизм Мухаммад Христианство Будда



Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word (2).docx

hello_html_m4c31fa6c.jpg
hello_html_618b8154.jpg

hello_html_208a60e4.jpg
hello_html_m3720b360.jpg

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников

Авраам и Моисей

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников

Авраам и Моисей

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников

Авраам и Моисей

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников

Авраам и Моисей

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников

Авраам и Моисей

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников

Авраам и Моисей

Посовещайтесь в паре и соотнесите стрелками названия религий и их основоположников

Авраам и Моисей

Выбранный для просмотра документ гр.docx

Алгоритм работы в группе

1. Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрации
2. Распределите вопросы 1-4 между собой
3. Сформулируйте ответы на свои вопросы
4. Посовещайтесь и ответьте на вопрос № 5
5. Занесите ответ на вопрос № 5 в таблицу

1. Что стало центром религиозной жизни еврейского народа?
2. В чем отличие синагоги от православной церкви и мусульманской мечети?
3. Куда должен быть обращен фасад синагоги? Почему?
4. Что такое бима? Для чего оно?
5. Как называется священное сооружение иудаизма?

hello_html_m2800c903.jpg
hello_html_4f9ad104.jpg

hello_html_37ddc6e3.jpg
hello_html_78cecaa.jpg

В середине 10 века до н.э., на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос, был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). И в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к Храму.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет . Такой шкаф называется синагогальным ковчегом ( арон кодеш ). В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар . С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Предлагаю сегодня рассмотреть их подробнее и дать им краткую характеристику, чтобы иметь небольшое представление, чем дышит верующий народ. Постараюсь писать простыми словами, чтобы всем все было понятно. Ну а если все равно будет не понятно, то вы всегда можете задать вопрос в комментариях.

Что есть религия?

Если почитать про обыденную жизнь древних племён, которые существовали тысячелетия назад, то легко можно найти признаки того, что люди верили в божества.

деревянные-идолы

Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.

  • К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь.
  • К другим – чтобы помог в борьбе с врагами.
  • Третьих просили о помощи в беде и болезни.

Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв.

люди-поклоняются-идолам

Время шло, верования людей менялись, зрели и объединялись в группы. Сегодня существует много религиозных движений, сторонниками которых могут быть сотни, а могут быть и миллиарды человек.

Каждое религиозное верование включает в себя:

  • нормы морали и этики;
  • правила поведения;
  • набор ритуалов и обрядов, при помощи которых обращаются к святыням, прося помощи в делах насущных.

На сегодняшний день в мире есть три основные религии. Все остальные верования – лишь ответвления от них с небольшими своими тонкостями. Самые важные жизненные постулаты сохраняются в любой религии.

Самая древняя религия — буддизм

Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.

История возникновение буддизма связывает с именем Сиддхартха Гаутамы.

сидтхартха-гаутама

  • старость в виде попавшегося на глаза дряхлого старика;
  • болезнь через повстречавшегося тяжело больного;
  • смерть из столкновения с похоронной процессией.

В поисках истины он размышлял и медитировал, осознавая неизбежность мириться с обязательными в жизни моментами. В результате он нашёл смысл существования всего, что нас окружает, и как говорят буддисты, стал просветлённым, поэтому был назван Буддой.

Найденной в глубине своего сознания истиной о судьбе человека, Будда стал делиться с окружающими – так возникла священная книга Типитака.

типитака-в-руках-у-буддийского-монаха

В ней перечислены все основные религиозные идеи буддизма:

  • страдания в жизни неизбежны; чтобы от них избавиться, нужно отречься от земных желаний, стремясь достичь нирваны – высшего состояния души;
  • человек сам определяет свою дальнейшую судьбу своими поступками, перерождаясь в другой жизни в новое живое существо, кем вы будете потом – зависит от того, как вы ведёте себя в этой жизни;
  • правильное поведение – это доброта и способность сострадать другим;
  • правильный жизненный путь – это честность;
  • правильная речь – это отсутствие лжи;
  • правильное действие – не вредить ничему живому, не воровать и не иметь вредных привычек;
  • правильное обучение – осознание, что всего можно добиться, если приложить усилия.

Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек.

буддисты-молятся-будде

Буддисты Азии, Дальнего Востока, Лаоса, Тайланда, Шри-Ланки и Камбоджи всё своё свободное время посвящают медитации в монастырях, пытаясь достичь этого самого высшего состояния и освободиться от жизненных оков.

Буддистская штаб-квартира располагается в Бангкоке. Представители этой религии в качестве святынь выбирают божественные статуи, к которым возлагают цветы.

буддистский-храм

Учёные-культурологи считают, что, не поняв буддизма, нельзя понять и великую культуру восточных народов Индии, Китая, Тибета и Монголии. Присутствует буддизм и в России, вы можете пообщаться с его поклонниками в Калмыкии или Бурятии.

Христианская религия

Родиной христианства является Палестина- бывший восток Римской империи.

Появившееся в 1 веке религиозное движение обращалось ко всем униженным, которые искали справедливости, с предложением обратиться за помощью к Богу в надежде избавиться от всего плохого. Возникновение христианской религии связывают с проповедями Иисуса Христа, рождение которого было предсказано деве Марии.

рождение-иисуса-христа

иисус-христос

Основа христианской религии – вера в ангелов и демонов, загробную жизнь, страшный суд и конец Света.

Святая книга христианской религии – Библия, в которой записаны все основные десять правил — заповедей, соблюдение их для каждого верующего христианина – цель в жизни.

книга-библия

Самая главная из них – любить Бога как самого себя. Есть здесь и правила не воровать и не лгать, трудиться и почитать родителей.

В 1054 году христианская церковь раскололась на православных (восток) и католиков (запад), а позже, в 16 веке, появились протестанты.

служба-в-христианском-храме

Больше всего православных проживает в России, Белоруссии, Греции, Молдавии, есть они среди канадцев и американцев. Католицизм распространён в Португалии, Франции, Испании, Италии, Германии.

Сегодня в христианской религии около 2 миллиардов верующих.

Это самая крупная религия в мире по количеству последователей и по географии – в каждой стране есть, пусть даже маленькая, христианская община.

христианский-храм

Все христиане, и православные, и католики, посещают церковные храмы, проходят процедуру крещения и искупляют свои грехи через молитвы и соблюдение постов.

Самая молодая религия — ислам

Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5 миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в жизнь.

пророк-мухаммед

Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и вошли все проповеди Мухаммеда.

страницы-корана

Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день. Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.

По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство, а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя проценты).

мусульмане-на-фоне-мечети

А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки еды.

Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых районах исламских государств.

Что объединяет три мировые религии

объединение-мировых-религий

Как бы ни были названы три религии, характеристику которым мы дали сегодня, чем бы они не отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману, вести себя неуважительно по отношению к окружающим.

Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с добром.

Делясь добром, никто не станет нищим,

Сторицей возвратится всё назад.

Кто делает наш мир светлей и чище,

Тот станет сам от доброты богат.

Если говорить о том, сколько религий в мире, то на этот вопрос довольно сложно ответить. Дело в том, что каждый день появляются все новые конфессии. Не говоря уже о сектах. Но основные течения можно выделить.

Христианство было основано Иисусом Христом. Ученые считают, что вера была заложена в далеком І веке до нашей эры. Она появилась в Палестине. Но некоторые утверждаю следующий факт: люди знали о христианстве еще раньше, еще за тысячу лет до официально признанной даты.

Христиане делятся на православных католиков и протестантов. Постулаты веры обуславливают существование Бога в трех обличиях — Отца, Сына и Святого Духа. Она проповедует веру в спасительную гибель, в явление реинкарнации, зло и добро, которое представлено обличиями ангелов и дьявола. Протестанты и католики верят, что после смерти душа человека предстает перед судом в чистилище. Здесь решается, куда попадет человек: в ад или рай. Обряды проводятся с пышностью и красотой. Протестанты, наоборот, в это не верят. Они считают, что сама по себе вера в спасение души гарантирует попадание в рай. Их обряды не так пышны, как у католиков или православных. Они верят в искренность, что намного важнее напыщенности.

Данная религиозная конфессия является самой древней. История этой религии насчитывает больше 2,5 тысячелетий. Родиной буддизма считается Индия, а его основателем Сиддхартха Гуатама. Он самостоятельно постиг веру и стал делиться ней с другими. Его учение является основой священной книги Трипитака. Буддисты считают, что главное в жизни человека – это хорошая карма, состояние которой улучшается совершением добрых дел. Каждый должен пройти свой путь к очищению самостоятельно через боль и лишения.

Это самая молодая мировая религия, она появилась только в VII столетии до нашей эры. Ее родиной является Аравийский полуостров, населяемый греками и турками. В исламе есть священная книга Коран. В ней собраны основные законы конфессии. Как и в христианстве, здесь выделяют такие направления: шиитизм, сунитизм и хариджитизм. Сунниты верят в четырех халифов пророка Мохаммеда и помимо Корана считают священной книгой наставления пророка. Шииты и хариджиты верят, что продолжать пророческую миссию могут кровные наследники Мохаммеда или его приближенные лица.

Ислам признает существование Аллаха, пророка Мохаммеда и жизни после смерти. Мусульмане уверены, что после смерти человек может переродиться во что угодно. Они в обязательном порядке молятся по утрам и вечерам, повторяя молитвы по 5 раз.

Данная религиозная конфессия возникла в середине I тысячелетия до нашей эры в Китае. Ее основателем является Конфуций. Конфуцианство представляло собой социально-этическое учение, и на протяжении многих веков было государственной идеологией.

Индуизм это не просто религия, это образ жизни, который включает кастовое разделение, жизненные принципы, нормы поведения, этические и социальные ценности, верования, обряды и культы. Данное верование принесли на территорию Индии арийские племена в середине II тысячелетия до нашей эры.

Доклад о религии 4 класс (буддизм)

В этом докладе расскажем о буддизме.

Буддизм — четвертая по величине религия в мире. Примерно 360 миллионов человек в мире сегодня следуют буддизму. Буддизм популярен во всем Китае, Юго-Восточной Азии и Японии, а также становится все более популярным в западном обществе.

Когда Будда рискнул выйти за стены дворца, он увидел четыре достопримечательности: старика, больного, бедного человека и труп.
Четыре видения встревожили Будду, и он ушел из дома в поисках просветления через духовные поиски.
Духовные поиски Будды начались с изучения медитации, затем он попробовал длительное голодание, задерживая дыхание и подвергаясь боли, но это не положило конец страданиям в мире, как он надеялся.

Когда Будде было 35 лет, он несколько дней медитировал под фиговым деревом, деревом Бодхи, пока не достиг просветления.

Будда провел остаток своей жизни, обучая своих последователей (на северо-востоке Индийского субконтинента).
Будда дожил до 80 лет. Он умер в Кушинагаре, Индия, в 483 году до нашей эры.

Факты о буддизме:

Доклад о религии 4 класс (ислам)

Ислам – одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Сейчас в мире 1млрд. 800 млн. сторонников ислама. В 28 странах он является государственной религией. Исламская культура оказывает большое влияние на современный мир.

Последователей ислама называют мусульманами. Мусульмане верят, что Бог открыл Адаму, Ною, Аврааму, Моисею и Иисусу откровения и послания, которые со временем были изменены или неправильно истолкованы. Мусульмане верят, что Коран был последним откровением Бога.

Богом ислама является Аллах. Основатель ислама — Мухаммед, пророк, посланник Аллаха.

Священная книга ислама — Коран. Она разделена на 114 глав (сур). Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда

Главные города ислама -Мекка и Ясриб.

Основные направления ислама: Суннизм, Шиизм, Хариджизм

Главные обязанности мусульман:

  • Верить в то, что нет бога, кроме Аллаха.
  • Совершать молитву 5 раз в день.
  • Ежегодно уплачивать налог в пользу бедных единоверцев.
  • В течение месяца рамадан в светлое время дня воздерживаться от питья, еды, курения, наркотиков, разного рода наслаждений и пр..
  • Совершить хотя бы один раз в жизни паломничество (хадж) в священный для мусульман город – Мекку.

Интересно: Согласно исламу, к женщинам следует относиться достойно. Их не следует угнетать. Мусульманские женщины могут зарабатывать деньги, владеть имуществом, получать образование, унаследовать от семьи, поклоняться Аллаху в мечети, развестись, если они захотят, сохранить девичью фамилию при вступлении в брак. Женщины, исповедующие ислам, носят хиджабы, покрывающие голову, чтобы скромно одеваться, следуя указу Аллаха. Девственница Мая, Мать Тереза ​​и католические монахини также носили такой же хиджаб с головным убором.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Четвёртый урок модуля "Основы мировых религиозных культур".

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Возникновение религий.

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Соловьева Светлана Егоровна, учитель начальных классов

Москва 2017 год

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Тип урока - комбинированный

Формирование первоначальных знаний о возникновении религий мира и их основателях.

Задачи урока:

дать представление об истории возникновения мировых религий;

познакомить учащихся с основателями мировых религий, их жизнью и первоначальными учениями;

активизировать познавательную активность учащихся;

расширять кругозор, обогащать словарь учащихся;

продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации

развивать коммуникативные навыки работы;

воспитывающие:

воспитывать уважительное отношение к традициям религиозных культур народов мира.

Планируемые результаты:

формирование уважительного отношения к разным религиям мира;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

обретение мотивации к изучению нового материала;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, установления аналогий и причинно-следственных связей;

обучение умению слушать собеседника и вести диалог;

умение искать информацию для выполнения учебных заданий;

развитие способности определять собственное отношение к услышанному, прочитанному и формулировать свою точку зрения;

обучению работать с таблицей;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях;

осознание ценности человеческой жизни, умение видеть причины явлений и событий.

Оборудование:

проектор, доска, экран, презентация,

подготовленная на доске таблица для заполнения;

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

Проверка домашнего задания.

(Ответы учащихся)

- Можете ли вы теперь объяснить, какую роль религия играет в культурной жизни людей?

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся)

- Какие вопросы вы приготовили дома для своих одноклассников?

(Учащиеся задают вопросы друг другу, подготовленные на основе изученного материала).

3. Актуализация ранее полученных знаний.

(Учитель читает утверждение, а дети показывают одну из карточек: ДА/НЕТ).

Религия существовала с глубокой древности (да).

Первобытные верования - вера в духов (да).

Первобытные люди верили, что души умерших предков продолжают участвовать в жизни семьи, рода (да).

В древних государствах – Индии, Китае, Японии, Египте, Греции, Риме – люди верили в единого Бога (нет).

Религия, почитающая много богов, называется единобожием (нет).

Первым народом, поверившим в Единого Бога, были евреи (да).

Традиционными называют религии, которые существуют с глубокой древности (нет).

4. Работа по теме урока.

- В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Люди верили, что природа живая, что всё, окружающее человека – живые существа, имеющие свою силу, влияющие на жизнь и смерть людей.

- Как вы думаете, по какой причине это происходило?)

- Действительно, человек многое не мог объяснить, и он был тесно связан с природой.

- Проходило время, и постепенно на смену вере в духов возникала вера в богов. Между людьми, имеющими разные религиозные представления, часто возникали противоречия, приводящие даже к войнам. Долго люди не могли понять, что различия в вероисповедании не разделяют людей, что каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать религии совсем.

- Мы с вами сейчас заглянем в мир религий. Религия – это вера в сверхъестественное, чудо, с набором определенных правил поведения в жизни.

- Мировые религии вобрали в себя множество разнообразных традиций народов разных стран, определили образ жизни и мыслей миллионов людей.

- Как вы считаете, какая из тем будет заголовком нашего урока?

(Ответы детей)

- Вы правы, сегодня мы поговорим об основных мировых религиях, как они возникли и кто был их основателями.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим четыре мировых религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм. Узнаем, кто основал каждую из этих религий.

- Но для того, чтобы хорошо понимать, о чём мы будем говорить сегодня, давайте уточним несколько понятий, которые встретятся нам на уроке

1. Религия – вера в сверхъестественное, божественное, включающее в себя набор определённых правил поведения людей.

2. Пророк - человек, имеющий дело со сверхъестественными, божественными силами и служащий посредником между ними и человечеством.

3. Бог - название могущественного сверхъестественного высшего существа.

4. Молитва - обращение человека к Высшему Существу – богу, или его посредникам.

5. Ангел - духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога.

- Мы будем знакомиться с религиями в той последовательности, в которой они возникали в мире.

- Это одна из самых древних религий. Основателем её считается Авраам. Он жил на территории Израиля и помогал еврейскому народу соблюдать свои традиции. Потом наступил голод, и последователи Авраама переселились в Египет. Тяжёлые испытания ждали людей: рабство, голод, непосильная работа. Вот в такое тяжёлое время в обычной еврейской семье родился мальчик – Моисей. Когда он вырос, он услышал слова Бога, который повелел ему спасти еврейский народ от тяжёлого рабства. И он повёл людей назад в родные земли. Они странствовали так 40 лет. На горе Синай Моисей получил таблички от Бога – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу.

Только при соблюдении этого нового закона – завета, Бог мог оказать помощь еврейскому народу.

Христианство

Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле.

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

Основатель ислама Мухаммад — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеаа умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и животных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала. (Работа по заполнению таблицы).

- Ребята, давайте теперь закрепим наши знания по мировым религиям и их основателям. Перед вами таблица с названиями религий. Постарайтесь правильно ответить на вопросы.

Читайте также: