Мировоззрение пушкина кратко самое главное

Обновлено: 08.07.2024

Потапурченко З.Н. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб.пособие / З.Н. Потапурченко. – М.: Дрофа, 2005

Философская лирика А.С. Пушкина

Русская поэзия знает немало поэтов-философов со своей выработанной философской концепцией. Однако Пушкин никогда не относился к ним. Он был прежде всего поэтом, а не философом, у него нет разработанной философской концепции. Философия Пушкина – это его миропонимание, его мировоззрение, нашедшее воплощение в стихах. Однако можно выделить ряд стихотворений, в которых отразились общефилософские темы добра и зла, жизни и смерти, мига и вечности, времени, памяти и тема человека.

Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений.

Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.

Философская лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20‑е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, —

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, —

пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

А. С. Пушкин – философская лирика

Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия — в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина — 1820‑е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Поэзия для Пушкина — не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

Истинно талантливый поэт не будет молчать, он должен нести свои идеи в народ. Он связующее звено между людьми и Богом. Поэт готов пожертвовать жизнью ради свободы и поэзии:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Именно о своем призвании пишет великий поэт. Он старается научить людей быть свободными. Такая цель появилась у Пушкина в раннем возрасте. Все его стихи пронизаны добром, светом и правдой, и в этом его сила.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

Читайте Пророк Пушкин стихотворение — полный и краткий анализ.

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

а протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.

Своим своеобразием всех поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл.

В середине 20‑х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.

Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.

Лариса Леонидовна Телегина

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

Выполнила: Камалова Катя,

Ученица 9А класса МОСШ №8

Научный руководитель: Телегина Лариса

Леонидовна, учитель русского языка и

литературы МОСШ №8

Еще при жизни А.С.Пушкина Гоголь писал о нём:

В Пушкине часто выставляли то, что было для него нехарактерно, временно, а узловая черта пушкинского характера почему-то замалчивалась, хотя именно она наложила отпечаток на всю его личность, умудрила его взгляды. В любом человеке есть – по крайней мере, должен быть – нравственный стержень, проясняющий его мысли и дела. В Пушкине такой сердцевиной, без сомнения, была православная вера, глубокая и искренняя. Господь всегда был в его душе. Да и что доброго способен совершить человек без Бога в душе? Некоторые произведения поэт открывал словом > и заканчивал им. [3] По Пушкину, без Бога жизнь была бы лишена согласия, гармонии, все дороги обрывались бы и вели в хаос…

Православная вера наполнила ум, сердце, душу поэта, она была его мировоззрением, стержнем его поэзии и мыслей. Даже в ребячливых проказах и художествах увлекающейся юности, в которых Пушкин потом горько раскаивался, чувствовалось, что в душе он оставался верующим православным человеком, и его крайности были мимолетным возрастным явлением.

Пушкин обладал мощным аналитическим умом. В его творчестве чувствуется особый христианской, православный дух. При всех вообразимых превратностях его судьбы Пушкин, даже если бы сбился с дороги, то обязательно отыскал бы правильный путь в жизни. Ведь его путеводным маяками были Православие, от которого он никогда не отрекался, и, конечно, родной русский народ, с которым он жил душа в душу и никогда не приложил бы не то что руку, но даже палец к его поруганию. [4]

Изучение взглядов великого русского поэта на истины православного христианства крайне необходимо для понимания смысла его творчества. [5]

На чем же все–таки зиждется пушкинское вольнолюбие?

Пушкин не только признавал историческую обусловленность русского самодержавия и наличие серьёзной основы для его существование, раз оно продержалось в стране столько веков, но и осмысливал его необходимость исходя из нравственного чувства. Общественная и государственная жизнь, полагает Пушкин, должны строится прежде всего по Божией правде, но формальное право далеко не всегда обеспечивает свободу и правду в общественных отношениях. Только совесть, главный руководитель людей как в личной, так и в общественной жизни, может решить эту задачу. Но кто же явится олицетворением совести для целого народа? Не кто иной, как Государь, помазанник Божий, через которого действует Промысл, творя историю. Пушкин был решительным противником ограничения самодержавного проявления. В России > и, вспоминая неоднократные дворянские покушения подробного рода на страницах истории 18 века, с удовлетворением отмечал, что, >. Если бы самодержавие не устояло и в стране установился чудовищный феодализм, т.е. власть >, то, по мысли Пушкина, >( >). Не мешает заметить, что строки эти были написаны ещё в 1822 году, т. е. в тот самый период > молодости, когда поэт > и из рук в руки передавались его > стихи. [9]

С волей у Пушкина всегда ассоциировался идеал личной свободы. Поэт откровенно мечтает об апофеозе свободы - вольной жизни на лоне природы без контроля разума, разъедающего счастье:

Я пел бы в пламенном бреду;

Я забывался бы в чаду

Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,

И я глядел бы, счастья полн,

В пустые небеса:

И силен, волен был бы я,

Как вихорь, роющий поля,

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Очень важно, что теперь уже рядом с волей назван и покой:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит….

Но вот уже в другом стихотворении А.С.Пушкин пишет:

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне.

[1] Н.В.Гоголь. Собр. Соч. в семи томах, т.6. М.: Художественная литература, 1967, с 68.

[7] М. Г. Бройде. Читая Пушкина. – М.: Русский Вестник, 1999 г., с.31.

[8] М.Г .Бройде. Там же, с.33..

[9] М.Г.Бройде. Читая Пушкина. – М.: Русский Вестник, 1999 г., с.36.

[10] Русская литература XIX века. Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений под ред. Ю. И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2004 г., с.53.

Среди творчества А. С. Пушкина философская лирика всегда занимала особое место. Главным отличительным признаком его произведений стал глубоко личный характер каждого из них — все актуальные вопросы поэт пропускал через призму собственных чувств и взглядов. Список тем его стихотворений богат: писатель размышлял о любви, дружбе, гражданском долге, смысле жизни, вере и безбожности, зле и добре.

Анализ философской лирики Александра Сергеевича Пушкина

Направление лирики

Особенности тем и мотивов его произведений на разных этапах жизни поэта

Основные философские мотивы в лирике Пушкина постоянно менялись — видна чёткая периодизация. В начале своих писательских лет поэт имел мировоззрение романтика, больше всего заботившегося о развлечениях и весёлых днях с друзьями. Позже, во времена революции, ссылок и цензуры, он пережил несколько духовных и личностных кризисов. Тяга к геройским начинаниям и романтизм постепенно сменяются жёстким реализмом и цинизмом.

Под конец своей жизни писатель приходит к гармонии с собой. В своих произведения он начинает рассматривать глубокие вопросы природы человеческого бытия, жизни и смерти. Одновременно с этим явно выражены нотки ностальгии по былым весёлым временам.

Философия поэта, а вместе с ней и мотивы стихов, кардинально поменялись к началу двадцатых годов. Культурная революция и политические события того времени склонили его на сторону романтизма. Он больше не находил удовлетворения в бессмысленном прожигании времени за весельем, вместо этого стремясь к героическим поступкам. Кумирами писателя в те года были Байрон и Наполеон.

Мотивы в лирике Пушкина

В середине двадцатых годов Пушкин переживает очередной личностный кризис. Романтизм в его стихотворениях сменяется холодным реализмом. Появляются раздумья о проблемах и трудностях, жестокости правды, бессмысленности жизни. Причиной такой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог друзьям в свержении царского режима.

Поздняя поэзия Александра Сергеевича пропитана грустью и одиночеством, которые он тогда испытывал. Частыми в ней становятся размышления о природе жизни и смерти, раскрытие религиозных тем. Поэт старался не описать традиции и внешние атрибуты церкви, а проникнуть глубже и разобраться в непростых вопросах веры.

Анализ произведений

Чтобы лучше понять природу размышлений и жизненных ценностей писателя, стоит провести анализ философской лирики Пушкина по стихам. Немаловажно рассматривать произведения в контексте жизненной ситуации поэта, чтобы полностью проникнуться идеями и чувствами Александра Сергеевича на разных этапах его жизни и творчества.

Ода Пушкина Пророк

Литература Пушкина

Главной темой произведения стал поиск поэтом места в мире, осознание своего предназначения и роли в обществе. Именно он является метафорическим пророком — Пушкин использует религиозную тематику, чтобы скрыть истинное значение стиха. В стихотворении поэт приходит к выводу, что главное для него — нести народу свет и направлять на правильный путь, а не искать людское признание.

Стих написан в возвышенном стиле, но Пушкин не идеализирует пророка и не считает его путь единственно правильным. Он подчёркивает, что стать настоящим поэтом можно только через упорную работу, страдания и развитие талантов, а это выдержит не каждый. Только пройдя через испытания, человек сможет возвыситься духовно и нести свои идеи другим. Кроме того, тяжёлую работу вряд ли вознаградят при жизни, что Александр Сергеевич хочет донести до молодых коллег.

Стихотворение Узник

  • Александр Сергеевич намекает на вседозволенность самодержавного правительства, при котором каждый человек свободен только мнимо и может в любой момент попасть за решётку из-за неправильного слова.
  • Поэт попал в заключение в очень молодом возрасте, при котором личность только формируется, а потому подобное насилие над ним может серьёзно повлиять на характер и судьбу.

 Разбор отдельных работ писателя

Свободный орёл предлагает запертому собрату улететь в далёкие земли, избавленные от насилия и гонений. Это отражает стремление писателя к свободе. Возможно, в стихотворении автор намекает на его подготовку к побегу за границу, который он планировал в середине двадцатых годов.

Произведение Цветок

Сюжет незатейлив — лирический герой находит среди страниц книги давно забытый цветок и размышляет о его судьбе. В лирике прослеживается параллель жизненного цикла растения с жизнью самого поэта:

Философская лирика Пушкина

  • цветение — беззаботная молодость, во время которой человек преисполнен радостных надежд и думает, что перед ним открыт весь мир;
  • момент, когда кто-то срывает красивый цветок, не задумываясь о том, что тем самым лишает его жизни — это метафора для внезапной ссылки Пушкина, не подозревающего ничего о надвигающейся опасности;
  • зажатый в страницах книги, цветок лишается возможности благоухать и радовать людей своей красотой — как и поэт иссыхает в заточении, неспособный нести народу своё творчество.

В коротком стихе также чувствуется сопротивление поэта попыткам власти сделать его произведения личной собственностью — как сорвавшие цветок хотели оставить его красоту только для себя. Но прямо высказать свои мысли он не мог из-за страха разгневать Николая I, который освободил его.

Размышления о судьбе увядшего растения остаются туманными, без намёков на конкретных личностей. Поэт упоминает, что оно было сорвано и подарено как символ памяти, а затем стало свидетелем любовных историй и страстей людей, которых уже может и не быть в живых. В стихотворении рассматривается тема быстротечности жизни, раскрывается проблема людей, неспособных ценить её лучшие годы, а затем разочаровывающихся.

Если жизнь тебя обманет

Стихотворение было написано во времена михайловской ссылки Пушкина в 1825 году. Оно было посвящено Е. Вульф — женщине, в которую писатель некоторое время был влюблён, но потом отношения переросли в крепкую дружбу. Много дней он проводил в доме её семьи, скрашивая своё одиночество.

Анализ произведений Пушкина

Александр Сергеевич не хотел, чтобы девушка, отличающаяся добротой и жизнерадостностью, слишком рано разочаровалась в жизни и познала её жестокости. Потому он написал стихотворение в оптимистичном, жизнеутверждающем ключе. Он говорит, что даже если настоящее кажется тусклым и безрадостным, человек всегда может изменить ситуацию к лучшему в будущем. Раскрывается проблематика поиска счастья — нужно не ждать, пока оно наступит, а самому создавать его путём тяжёлой работы.

Погасло дневное светило

Это стихотворение Пушкин написал в 1820 году, когда на корабле направлялся из Феодосии в Гурзуф. Это философское произведение с элементами пейзажной лирикой отражает контрасты и противоречивость в эмоциях поэта: с одной стороны, он был опечален и взволновал вечной ссылкой, с другой — не мог не восхищаться красотой южной природы. В строках стихотворения можно найти отголоски многих чувств:

Произведение Цветок

  • уныние и неопределённость — Пушкин не знал, что его ждёт впереди и не представлял, вернётся ли он когда-нибудь на родину, потому воспоминания о прошлой любви, друзьях, надеждах и желаниях вызывают у него грусть и слёзы;
  • покорность — поэт сравнивает несправедливую власть с непреклонным морем, подчёркивая её неприступность и бессилие обычного человека, являющегося всего лишь песчинкой;
  • разочарование — писатель в некоторой степени рад своему изгнанию с родины, ведь именно на ней он лишился былых наивных иллюзий о свободе и справедливости, понял лицемерную натуру современников, к которым теперь чувствовал презрение.

Лирический герой этого произведения соответствует классическому определению одинокого морского путешественника. Интересным его делает глубокая личная связь с Пушкиным, который не только видел море впервые, но и был настоящим изгнанником со своей родины, что сделало его впечатление очень реальными и глубокими.

Телега жизни

Телега жизни произведение Пушкина

Это произведение литературы было написано в 1823 году, когда Пушкин перебывал в южной ссылке. Он был вынужден заниматься скучной канцелярской работой, вгоняющей в депрессивные размышления. Это отразилось на настроении стихотворения, в котором автор символически описывает разные этапы своего жизненного пути.

Герои в стихотворении представлены обобщённо. В нём Пушкин описывает психологию взросления обычного человека, а не делится личным опытом. Себя поэт считает частью общей народной массы, подчиняющейся законам вселенной.

Читайте также: