Мировоззрение первобытного человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Характер и обычаи (как и природные условия, обстоятельства жизни) древнейшего человека в различных регионах земного шара проявляют такое однообразие и постоянство явлений, что невольно хочется повторить высказанную неким исследователем мысль: "Весь мир есть одна страна". Это проиллюстрировано в первую очередь экспонаты этнографических музеев. В каждом из них - независимо от места расположения - мы видим топоры, молоты, долота, ножи, пилы, скребки, шилья, иглы, копья и наконечники стрел. Различные лишь отдельные детали. То же самое наблюдаем и по занятий: столярные изделия, рыбацкие сети или удочки, охотничьи стрелы или копья, способы добывания огня, приготовления пищи на огне, плетение корзин и т.п повторяются во всех коллекциях, которые иллюстрируют быт отсталых обществ от Камчатки до Огненной Земли.

Такие совпадения характерны и для духовных процессов.

Что является источником знания о духовной жизни наших первобытных предков? Легенды, первобытные верования и мифы, которые дошли до нас, обычаи и предрассудки, которые сохранились, пословицы, поговорки и загадки, другие виды фольклора, наскальный живопись, открытый в XX ст., а также образ жизни отдельных племен, не тронутых цивилизацией и до сих пор. И все это так похоже, что есть основания рассматривать общие тенденции и явления духовной жизни первобытных людей.

Первобытнообщинный строй (период от появления первых людей - питекантропов до возникновения классового общества) имеет своей главной структурной осью кровнородинні отношения (племена, роды). И мир, который окружает человека - небо, земля, солнце, деревья, воды, животные, - в ее представлении (за А.В. Лосевым) - тоже одна большая община, связана родственными отношениями. Мир - как семья, двор. Поэтому ведущая идея первобытного сознания такова: действительность - живой организм, а человек - часть его. Мир в целом и все, что его населяет, соответственно одухотворенное, живет по тем же законам и обычаям, что и род человеческий.

И хотя синкретизм сознания (невыделение прекрасного и безобразного, истинного и ложного, добра и зла), свойственный члену первоначальной человеческой стаи, с расцветом родового строя и психофизического развития самого человека будет преодолен, мышление еще долго будет оставаться конкретным, будет опираться только на приобретенный родом опыт. В записках М.М. Миклухо-Маклая есть рассказ о том, как туземцы, которые встретили его, увидели в нем пришельца из Месяца (хотя он уверял их, что является жителем Земли), потому что неспособны были выйти из своих мировоззренческих координат.

Одухотворение природы, анимизм (от лат. anima - душа, дух) означал веру в существование душ и духов, которые господствуют над предметами и явлениями мира. По мнению человека эпохи дикости, вода в реках, что течет спокойно или прорывается через горное ущелье, приходит летом грозит ли наводнениями весной, управляется не законами природы, а волей духа. При этом водяные или лесные духи первоначальной мифологии были духами, способными влиять не только на жизнь водоемов и дубрав, но и дружественно или враждебно относиться к человеку. Тем-то человек и старалась ублажить их жертвой. У перуанцев, к примеру, сохранился обычай, придя на берег реки, выпить глоток воды, зачерпнутий рукой, и просить речного бога послать счастливую переправу или щедрый улов. На юге Африки туземцы приносят в жертву духу реки во время засухи домашних животных. В прошлом веке остяки, населявших берега Оби, когда не ловилась рыба, бросали в речные волны оленя с привязанным на шее камнем. Эти предрассудки остались и в новейшие времена: когда некий немецкий землевладелец осмелился построить мельницу и тем самым обесчестить "священные воды", на долгие годы "наступали плохие времена", пока крестьяне не сжигали дотла проклятую сооружение.

Поверья и обряды самой варварской культуры сохраняли свое влияние и в античные времена: на Олимпе в чертогах Зевса собирались все водяные божества, кроме Океана; даже нимфы, которые живут в рощах у истоков рек и на зеленых лугах, получили место среди олимпийцев. И хотя с развитием христианства в Европе был наложен запрет на обожания источников и офірування им, размеренной чествования осталось, и под прикрытием христианства (а порой с подстановкой имени некоего святого поклонения воде сохранилось до наших дней. Есть, например, поверье: если не выплеснуть из ведра с водой, набранной в колодца, несколько капель на землю, избавляясь от некоего духа, что мог плавать на поверхности воды, то он может поселиться в доме или войдет в тело того, кто выпьет из ведра.

На долгие века уже цивилизованного мира сохранился обычай жертвоприношения при закладке домов. В Шотландии пикты, которым местная легенда приписывает сооружения доисторической древности, орошали закладки своих зданий человеческой кровью, чтобы умилостивить духов земли, которые разрушали ночью то, что строилось в течение дня.

Мнение, будто церковь, стена или городов нуждаются в человеческой крови или замурованного стоя жертвы для прочности фундамента, была очень распространена в европейских легендах и воплощалась в практику. Такая тюрінзька легенда о замок Лібенштейн, при постройке которого купили за большие деньги у матери ребенка и замуровали. Итальянская легенда рассказывает о мост через Арта, который время от времени разрушался, пока не заложили в него жену строителя. Славянские князья, закладывая детинец, по старым языческим обычаем отправляли людей, чтобы они схватили первого попавшегося мальчика, которого встретят, и замуровали.

Впоследствии человеческие жертвы начали заменять другими. В современной Греции очевидным реликтом таких взглядов есть поверье: первый, кто пройдет мимо новое сооружение после того, как положен камень, умрет в течение того же года. Каменщики вместо человеческой жертвы забивают на первом камне ягненка или черного петуха. О том же говорит и немецкая легенда. Злому духу, который препятствовал строительству моста, пообещали душу, но обманули, пустив первым по мосту петуха. Современное немецкое народное поверье говорит, что перед тем, как войти в новый дом, надо пустить туда кошку или собаку.

Умилостивление жертвой духов земли и воды лежит в основе поверье о том, что нельзя спасать утопающих - потому что они причинят страшной вреда спасителю (об этом сказано В. Скотта в "Піраті"). Такие же предрассудки есть и у шотландцев, и в дунайских лодочников, и в английских матросов, и даже за пределами европейского континента. Так, индейцы не спасают утопающих в Ганге.

Нельзя не упомянуть и духов деревьев и дубрав, неразрывно связанных с первоначальной анімістичною теорией природы. В дереве время видят сознательную существо и поэтому поклоняются ему. Когда, скажем, миссионер, который прибыл на остров Борнео, срубил дерево, то первая смерть, что скоїлася после того, приписывается этому преступлению. В основе верований некоторых малайских племен на острове Суматра лежит мысль, что время старые деревья - это помещение или, вернее, материальная оболочка лесных духов. В Южной Азии приносят дереву пироги и рис, улещуючи дерево, из которого хотят строить лодку. Много остатков культа растительного мира сохранилось в Северной Европе. В России лешего считали покровителем птиц и зверей. Это он вроде перегонял полевок и белков из одного леса в другой, когда люди наблюдали их миграции. Крестьяне связывали с лесным духом удачу в охоте и, чтобы ублажить его, оставляли ему в жертву первую убитую дичь или кусочек хлеба на пеньке. Если кто заболел, вернувшись из леса, то был уверен, что это деяние лешего. Тогда он относил к леса корку хлеба и щепотку соли в чистой тряпке и, оставив там все это, с молитвой возвращался домой здоровым.

С верой в духов связаны распространены во всех народов обряды чествования покойников. Анимизм проявляется в культе предков, в первобытных обрядах похорон. По верованиям первобытных людей, душа, или дух, который оставлял тело после смерти, волов на собственное усмотрение оставаться возле могилы, путешествовать по земле, парить в воздухе или улетать в настоящую обитель духов - загробный мир. Людям мало убеждение, что смерть возвращает душу к свободному и деятельного существования, они жаждут помочь природе и убивают людей, чтобы вызволить их души для служения духам. Так возник один из самых распространенных и самых жестоких анимистических обрядов - погребальные человеческие жертвоприношения на пользу умершего: когда умирал чиновник и душа его, согласно первоначальной философией, улетала, души его слуг, рабов, жены должны были идти за душой своего господина, чтобы продолжить служение ему в загробной жизни. Такие рассуждения и заставляли приносить в жертву близких к умершего людей. Этот обряд утверждается в основном не в период дикости, а сутки варварства.

Так же серьезно дикарь относился к душ животных. Он приносил животным подарки и извинялся перед ними, когда имел их забивать или охотиться на них. Североамериканский индеец, например, разговаривал с лошадью, как с разумным существом. Некоторые из них не трогал гремучей змеи, опасаясь мести ее духа. Когда забивали медведя, то перед ним извинялись и даже розкурювали с ним трубку мира.

Примитивные общества, как видим, не делали принципиальной разницы между человеком и животным. Так же первоначальной человеку была присуща вера в переселение душ и уверенность в том, что душа животного могла жить некогда в человеческом существе, а следовательно, животное, возможно, - предок или давний любимый друг. А гренландцы, например, думали, что душу больного человека колдун может заменить свежей, здоровой душой зайца, оленя или ребенка.

На низших ступенях культуры идея кровнородинних связей отражается в тотемізмі - отождествлении рода с животным, от которой род происходит. Социальная жизнь в основном определялось тотемістичними представлениями. Племя делилось на кланы, члены которых были связаны между собой именем какой животные, растения или предмета, но чаще всего животные (все из рода "лягушки" - родственники). Они не только называют себя этим именем, но и ведут от данного животного свой мистический родословную. Эти тотемные кланы были екзогамними, т.е. браки между членами одного клана были запрещены. Человек не ела мяса своей тотемної животные и не носила ее шкуры, а если вынуждена была убить льва, например, для самозащиты, то всегда просила у него прощения и правила обряд очищения после такого святотатства.

С принадлежностью к определенному роду были связаны и некоторые табу - запреты, которые не подлежали ни сомнения, ни осмыслению. Они регулировали внешние признаки члена рода (амулет, окраска), запрещали определенную пищу и т.д. П. Лафарг, который длительное время изучал первобытное общество, связывал библейскую запрет Адаму есть плоды с дерева добра и зла с табу на некую пищу (". и стал одним из нас" может означать, что, приняв определенную пищу, человек становится представителем другого клана). Почему Адам и Ева "покраснели", увидев свою наготу? Видимо, это тоже связано с принадлежностью родовые определенного наряд.

Если одухотворенный мир и все в нем живет, то, естественно, влиять на него можно колдовством, волшебством, волхвуванням. Так возникает магия. Это вера в способы, с помощью которых можно на расстоянии воздействовать на человека, действуя на ее вещи. Некоторые первобытные народы живут в смертельном страхе перед этим коварным искусством. Они тщательно следят, чтобы их ногти, волосы, объедки не попали в руки врага. Колдуны негров могут гадать по грязной одежде или шапке отсутствующего человека. В Австралии врач-туземец завязывает шнурок к больному и "отсасывает" недуг.

Колдовских искусств, основанных на простом аналогичном или символической связи, было у древнего человечества множество. В основе магических приемов лежало представление о том, что определенные действия вызывают подобные последствия, а именно: поливание водой из кувшина - дождь, удар копьем по изображению животные - хорошо охоты, а врага - его гибель. Из записок американского служащего XVII ст., который общался с североамериканскими индейцами, известный факт: символическое умерщвление врага привело к тому, что "враг", который узнал об этом, и действительно вскоре умер естественной смертью. Настолько сильна была вера в магические силы. Это гомеопатический магия ("по подобию"). Есть и хозяйственная магия (заклинания, танцы, ритуалы), лечебная и т.д.

Объяснение событий здесь - с позиций первобытного человека - логично: если на кого упало дерево, то его некто "наслал"! Дикарь отражает состояние детского ума. Дикий туземец Бразилии готов укусить камень, о который споткнулся, или стрелу, которая ранила его. В законах одного из племен Южной Африки предусмотрена месть даже тигру, если он убивает кого из своего рода: надо убить и съесть этого самого или другого тигра. Если человек падал с дерева, то родственники рубили дерево в щепки. А впрочем, даже в классической древности случались ордалії такого сорта: в Афинах, например, камень или кусок дерева подвергали осуждения за то, что они причинили кому смерть, и торжественно выбрасывали за пределы города. Дух такого судопроизводства проявляется в древнем английском законе, по которому не только животное, которая убила человека, но и колесо, что переехало через нее, или дерево, которое убило ее при падении, "отдаются Богу", то есть конфискуются и продаются на пользу бедных.

Неизменный элемент дикарского быта - колдовство, хотя вера в колдовство душила общественное мнение и в XIII - XVII вв. н.э. Выдающийся деятель Реформации Мартин Лютер говорил о ведьмах, которые якобы воровали кур и масло у крестьян: "Я ничуть не жалел бы их, а сжег бы всех вместе". Австралийцы изучают следы насекомые возле могилы, чтобы знать, в каком направлении искать колдуна, от колдовства которого человек умер. Зулус жует кусок дерева, чтобы этим символическим действием смягчить сердце человека, в которой должен приобрести быков, или сердце женщины, с которой он хочет жениться. Житель Восточной Африки завязывает в узелок могильный прах, кровь и кости, чтобы этим свести в могилу врага. В Австралии и Южной Америке еще в прошлом веке жили примитивные племена, которые так верили в колдовство, что считали: люди никогда бы не умирали, если бы их не очаровывали и не убивали насильно. В Восточной Африке, как писал путешественник капитан Бертон, он через каждые несколько миль спотыкался на кучи пепла - это вследствие веры в черную магию сжигали колдунов. Эти древние верования, как мы знаем, "оживали" в культурах: сжигание и испытания колдунов и ведьм в средние века.

На той же закономерности, что связывает разные вещи простым аналогичным или символической связью, основываются искусство гадания и предсказания на основании встреч с животными, толкование снов, гаруспікапія (гадание на внутренностях животных), гадания на костях, хиромантия (гадание на ладони), которая переплетается с гаданием на звездах.

Чтобы как-то реконструировать первобытные верования и восстановить их мировоззрения ученые используют материал, накопленные при наблюдении за так называемыми традиционными обществами – племенами, которые до сих пор живут в отдаленных уголках планеты родо-племенным строем. Однако не ясно, находились ли эти племена с самого начала на столь примитивной стадии развития, или они постепенно деградировали, оказавшись в относительной или полной изоляции.

Считается, что люди каменного века жили в полной гармонии с природой. Они являлись часть экологической системы, которую составляла кормовая территория племени. Человек на прямую зависел от природных условий и количества пище в регионе, где он жил, и поневоле вынужден был подчиняться биологическим законам. Так, племя регулировало рождаемость, убивая часть младенцев в голодные годы.

То, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, определяло его восприятие окружающего мира и особенности мышления. Древние люди не обладали логикой в современном понимании этого слова, им было чудно понятие четкого анализа причин и следствий каких-либо явлений, а их мировоззрение было проникнуто эмоциями, которые затмевали разум. В результате первобытное сознание порождало мифы, которые должны были объяснить происходившее вокруг. Люди переносили на окружающий мир свои свойства и чувства, т.е. очеловечивали его. Природные стихии, предки, болезни принимали облик зверей или людей, наделенных сверхъестесвенными качествами. Впрочем, в создании первобытного человека границы между естественным и сверхъестественным не существовало, его мозг не воспринимал очевидные противоречия, ему были чужды сложные абстрактные понятия, поскольку любое явление в его понимании имело конкретные человеческие качества и свойства. Сам мир представал как набор символом, где реальность и вымысел переплетались настолько, что всякая грань между ними просто растворялась в бушующем мире эмоций.

Первобытные люди обладали совершенно особым восприятием времени. В их сознании оно было разделено на две части – мифологическое и настоящее. Мифологическое время не было прошлым в нашем понимании этого слова. Оно вообще не было временем, поскольку происходившие в нем событии не закончились и вообще не могли закончиться – они длились вечно, постоянно повторялись и имитировались в ритуалах племени. Все происшедшее моментально превращалось в миф, который существовал параллельно с обычной жизнью и не был отделен от нее.

Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, который были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считались добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу - священные запреты на определенные действия, подкрепленные мифами и авторитетом традиции.

Презентация на тему: " Мировоззрение первобытного человека. Особенностью культуры эпохи первобытности было то, что человек жил в гармонии с природой. Человек был частью всего." — Транскрипт:

1 Мировоззрение первобытного человека

2 Особенностью культуры эпохи первобытности было то, что человек жил в гармонии с природой. Человек был частью всего живого, он еще пока не отделился от животного мира. Эта связь между природой и первобытным обществом отразилась в первобытной культуре, а также повлияла на мировоззрения людей того времени. Мировоззрение первобытных людей отразились в мифологии. При этом мифы первобытный человек принимал за действительность. Опыт поколений, различные обычаи, традиции и предания - все это было той основой, которую человек принимал как самый надежный источник знаний. Анализируя мифы, можно много узнать об эпохе первобытности, мировоззрении первобытного человека, о его жизни, как он воспринимал окружающий мир, что он чувствовал, какой образ жизни он вел. Исходя из всего этого, в первобытной культуре можно выделить несколько особенностей.

3 1. Синкретизм. Подразумевает единство природы человека и общества, культура связана с бытовой повседневной жизнью. Первобытные люди считали, что боги играют большую роль в их жизни, поэтому у первобытных обществ было множество ритуалов и обычаев, которые могли бы задобрить высшие силы. Танцы на поляне у костра – считалось, что это привлекает богов плодородия и охоты, также первобытные люди считали, что этим способом можно вызвать дождь или же наоборот прогнать тучи.

4 2. Анимизм (от лат. слова anima – душа). Верование в духов (душу) как причину жизни и явлений природы. В первобытном обществе люди одушевляли предметы живой и неживой природы. Жизненный цикл человека был подобен периодам жизни природы. Весной природа пробуждается, открывает свои лепестки жизни, осенью природа угасает, засыпает. Также и человек: рождается, живет, умирает, а затем возрождается для новой жизни. Каждое явление в природной среде очеловечивалось. Человек приписывал природе свои собственные чувства, он считал, что вся природа это совокупность явлений, каждое из которых было живым духовным существом. Таким образом, человек создавал вокруг себя причудливый фантастический мир. Все природные явления объяснялись действиями высших сил, которые неподвластны человеку. Именно эти силы и создали мир вокруг. Космос – это одно большое существо, из частей которого можно собрать целый мир, подобный нашему. Считалось, что предками людей были животные, они умели разговаривать на человеческом языке, могли принимать различные облики. Также считалось, что боги и духи связаны между собой родовыми связями.

5 3. Фетишизм - обожествление, наделение силой кого- либо предмета. Поскольку человек считал, что мир вокруг одушевлен и имеет разум, то он чувствовал себя беззащитным перед этими высшими всемогущими силами, поэтому человек пытался найти для себя защитников, среди тех, кто был равен по силе миру вокруг. Фетишизм говорит о том, что боги или духи могут заключать свою силу в каком-либо предмете, для людей это могли быть бубен шамана, крест, чучело человека. Первобытные люди изготавливали различные обереги, которые, по их мнению, защищали от болезней и бед.

6 4. Тотемизм. Это мировоззрение предполагало, что люди, животные и природа находятся в кровном родстве. Каждое племя произошло от какого-либо животного или растения. Таким образом, племя поклоняется этому существу, считает его своим покровителем. Ему приносили жертвы, просили помощи. В связи с этим в племени было принято табу, которое подразумевало под собой запрет на поедание животного-тотема, несмотря на это, табу очень часто нарушалось, даже проходили особые ритуалы по поеданию тотема.

Культура первобытного общества — самый длительный период по становлению и развитию. Все имеющиеся у людей научные знания, мифология, религия и искусство находились в тесном взаимодействии друг с другом, отдельно они не существовали. Каждый член общества был носителем сразу всех составляющих элементов культуры.

Культура первобытной эпохи

Особенности первобытной культуры

Теория, дающая объяснения процессу возникновения первобытной художественной культуры — антропосоциокультурогенез. В настоящее время имеется сразу несколько теорий её становления. Различие во взглядах не мешает ближе познакомиться с основными моментами жизни предков.

Согласно археологическим данным, первобытные люди впервые появились в юго-восточной Африке. Эту версию нельзя считать окончательной, так как существует ещё одно предположение — история первого человека начинается с земель северной Индии.

Процесс формирования

Культура первобытного общества

Процесс формирования современного типа человека начался около 3−3,5 млн лет назад. Первые следы жизни были найдены на территории Африки, во время проведения олдувайских раскопок. В последующие тысячелетия люди начали осваивать ранее не обжитые территории: вначале это были благоприятные и тёплые районы, а после стали перебираться жить стадом в более суровые климатические и географические зоны.

Расселение по разным территориям способствовало появлению заметных расовых различий между людьми. Освоение новых земель связано с долгой изоляцией определённой группы, а это уже приводило к возникновению первобытно-общинных культурных различий. В новой среде обитания пришлось столкнуться с неизведанными природными явлениями, вместе с этим менялась и пища. Так были заложены основы первобытной культуры.

Главным приспособлением к разнообразным жизненным условиям стал труд. Примерно 2,5 млн лет назад люди начали делать орудия из камня, шкур убитых животных, дерева и даже из некоторых растений. Все люди занимались охотой, собирательством, рыболовством и созданием предметов для дома. Параллельно с этим развитие получили и духовные отношения — начали возникать обряды, обычаи, игры и т. д.

Первичные знаковые системы

В занятиях формировались первичные знаковые системы (например, средства счёта). С развитием языка произошёл переход от невербального взаимодействия жестами к разговорному. Основной их целью было соединение определённых групп людей. В культуре первобытности были замечены и элементы творчества. Люди учились ориентироваться на местности по различным предметам, расширяли свой рацион, выбирали новые материалы для изготовления орудия, научились добывать и использовать огонь.

Особенно стремительно культура начала развиваться после того, как у человека появилось желание покорить себе всю планету, так родились мифология и магия. Все эти творения того времени легли в основу формирования современной цивилизации.

Первобытная культура кратко

Процесс развития

Эпоха развития первобытной культуры считается самой длительной в истории жизни людей. Историки делят её на несколько периодов, в зависимости от того, из какого материала изготавливались орудия труда. Периодизация:

  • Каменный век (начался около 40 тыс. лет назад и продлился до 4 тыс. лет до нашей эры).
  • Бронзовый (3−2 тыс. до н. э.).
  • Железный век (I тысячелетие до нашей эры).

Следует дать краткую характеристику основных этапов культуры древнего общества.

Характеристика этапов

В каменный век (палеолит, мезолит, неолит) изобретались простые орудия труда из камня. Люди начали строить лодки и рисовать на скалах. Со временем приручили животных и стали разводить домашний скот.

Культура первобытного общества кратко

Были изобретены лук и стрелы. В 9−4 тыс. до н. э. окончательно сформировалось скотоводство и земледелие и была усовершенствована техника обработки камня.

В бронзовый век произошло отделение ремёсел от других занятий и возникли первые первобытные государства.

С наступлением железного века развитие мировой человеческой культуры заметно ускорилось.

В первобытном обществе доминировали кровная связь и естественное разделение труда. Родство определялось по женской или по мужской линии. Большую эволюцию пережили брачно-семейные отношения — были запрещены браки между близкими родственниками.

Древние люди научились изобретать материалы — ткань, керамику и пряжу. Появились и средства передвижения — лыжи, санки, повозки.

Важную роль в зарождении и развитии культуры сыграла неолитическая революция — процесс перехода от присваивающего труда к производящему. С возникновением земледелия заметно улучшился общий уровень жизни людей. Начала расти численность населения, стали возводиться культовые строения и памятники. Возникали первые городища — крупные поселения, просуществовавшие несколько веков.

Духовная сторона

Первые её зачатки произошли в эпоху палеолита. Духовную культуру первобытного общества кратко можно описать, назвав её характерные черты. К ним относят:

Духовная культура первобытного общества

  • Медленный темп развития. Люди придерживались определённых традиций.
  • Сознание человека было полностью погружено в материальную жизнь. Всё было привязано к конкретным вещам. Преобладало чувственное восприятие реальности.
  • Соединение с природой. Человек неразрывно был связан с происходящими вокруг него природными явлениями.
  • Первобытные люди не умели писать. Этим объясняется отставание в культурном развитии.

Много веков назад начало появляться искусство, оно помогало освоить мир в символической форме. Практически все виды творчества зародились именно в древнем обществе.

У первобытных людей того времени образовались предпосылки для формирования всех сфер духовности. Культура первобытной эпохи и её развитие изучается на школьных уроках культурологии и истории. Чтобы лучше понять материал, рекомендуется составить таблицу или сделать доклад. Кроме того, о первобытной культуре кратко можно написать конспект, указав в тексте хронологические границы и основное содержание конкретного этапа.

Читайте также: