Миротворческая миссия республики казахстан кратко

Обновлено: 02.07.2024

Помимо классической дипломатии, всегда являются дополнительные формы, в рамках которых осуществляется внешняя политика. Среди них выделяются операции невоенного типа, а уже среди тех ключевую роль играют миротворческие операции. Конечно, у Казахстана пока весьма небольшой опыт, но думаю, будет интересно представить информационный обзор всего, что с ними связано.

В ходе гражданской войны в Таджикистане, согласно решению стран СНГ, в Таджикистан были отправлены силы миротворцев. Участвовали Россия, Казахстан, Узбекистан и Киргизия.

На начальном этапе 10 сентября 1992 года в Таджикистан был направлен один десантно-штурмовой батальон без техники в количестве 300 бойцов от 35-й отдельной десантно-штурмовой бригады, дислоцированной в г. Капчагае.

Позднее, с весны 1993-го, был сформирован сводный батальон из трех стрелковых рот без штатной авто и бронетехники от трёх силовых ведомств — МО, ВВ МВД, погранвойск КНБ. Служба в сводном батальоне осуществлялась на основе регулярной смены состава военнослужащих — сменяемость через три месяца.

Боевая задача казахстанских военных в период гражданской войны в Таджикистане заключалось в усилении блокпостов и застав пограничного отряда России в Калаи-Хумб. В районе данной дислокации сводного батальона Вооруженные силы Казахстана понесли самые тяжёлые потери по итогам одного боя. 7 апреля 1995 года в Пшихаврском ущелье Памира. Рота военнослужащих внутренних войск во время марша попала в засаду и приняла неравный бой с противником. В ходе боя 17 человек погибли, 33 получили ранения. За весь период выполнения миротворческих задач в Таджикистане, в ходе боевых действий сводный казахстанский батальон потерял убитыми и без вести пропавшими 54 бойца. Миссия формально закончилась в 2000 году, а фактически миротворцы вышли оттуда уже в 2001 году.

После миротворческой операции в Таджикистане в 2000 году был создан Казбат. Как написано было в распоряжении президента:

Это на тот момент было единственным специализированным миротворческим подразделением в регионе и до сих пор единственным и остается.

КАЗЦЕНТ был создан в 2008 году на базе Военного института иностранных языков Министерства обороны Казахстана.

Признан 19-м членом Сообщества центров обучения и подготовки Партнерства в декабре 2010 года. Решение о признании принято Политическим комитетом НАТО по результатам серии визитов группы экспертов НАТО и проведенных ими оценок.

Вступил в Международную ассоциацию центров миротворческой подготовки в сентябре 2010 года.

У центра два направления учебных курсов — специализированное и лингвистическое.

Специализированное включает в себя следующие курсы:

военная терминология английского языка в многонациональных операциях;

региональная безопасность Центральной Азии и Афганистана через культурную осведомленность;

введение в миротворческую деятельность ООН;

штабные офицеры ООН;

правовые аспекты миротворческих операций;

офицер полиции ООН.

Лингвистические курсы включают в себя курс интенсивного английского языка по программе международного военного образования и обучения, и курс интенсивного английского языка.

Закон был принят 15 июня 2015 года. В него всего один раз за 5 лет вносили изменения — 11 июля 2017 года.

Он регулирует общественные отношения, связанные с участием национального контингента Республики Казахстан в операциях (миссиях) по поддержанию мира и безопасности, в соответствии с принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами.

Основное понятие, используемое в законе: миротворческая деятельность Республики Казахстан (далее — миротворческая деятельность) — совокупность мер, включающих средства и методы, соответствующие целям и задачам Устава ООН, с использованием военного и (или) гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение вооруженных конфликтов между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности, оказание гуманитарной помощи в соответствии с принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами.

Целями миротворческой деятельности являются содействие международному сообществу и иностранным государствам (иностранному государству) в предотвращении, сдерживании и прекращении вооруженных конфликтов между государствами или в пределах государства, а также оказание гуманитарной помощи в соответствии с принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами.

Основаниями для рассмотрения вопроса об участии национального контингента в миротворческой операции являются решение международной организации и (или) международный договор, ратифицированный Республикой Казахстан.

В миротворческой операции принимают участие только добровольцы.

Стимулами деятельности миротворцев являются следующие факторы:

трехкратная заработная плата;

по возвращению военный персонал направляется на санаторно-курортное лечение за счет средств государства, на срок не менее семи календарных дней, но не более двадцати одних суток;

военному персоналу, участвующему в операциях по принуждению к миру, период нахождения в зоне (районе) миротворческой операции приравнивается к участию в боевых действиях;

военнослужащим, участвовавшим в миротворческих операциях, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью две недели, который добавляется к ежегодному отпуску. Также им период участия в миротворческих операциях военнослужащему засчитывается на льготных условиях один месяц за полтора месяца;

военнослужащим, награжденным орденом (орденами) за участие в миротворческих операциях, размер выходного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.

Надо отметить, что помимо выплат от Казахстана, миротворцы также получают выплаты от ООН согласно их стандартам во время операции и на время санаторно-курортного лечения.

К примеру, вот так описываются выплаты во время миротворческой операции в Ираке, которые шли от Международной коалиции:

«— А как у вас решался денежный вопрос? Сколько вам дали на поездку в Ирак и на какие средства ваши семьи жили в ваше отсутствие?

Современные миротворческие операции Казахстана

В настоящее время миротворческие операции Казахстана идут по 2 направлениям — офицеры-наблюдатели и миротворческие подразделения.

Как отмечается на сайте МО РК, парламентом приняты предложения президенты в 2 документах:

Офицеры-наблюдатели Казахстана сейчас находятся в Западной Сахаре и Кот-д'Ивуаре.

Казахстанская рота миротворцев в составе индо-казахстанского батальона находится с миссией в Ливане. Сейчас туда отправился уже 4 состав из 120 военнослужащих.

В 2018 году был подписан меморандум о совместном развертывании казахстанских и индийских миротворцев в Ливане. Им определены следующие условия:

ротация составляет 6 месяцев;

миротворцы находятся на Базе ООН 4 2;

казахстанская рота состоит из 120 человек, включая 2 офицеров в штабе батальона. Сам батальон состоит из 850 человек;

ООН поддерживает контингент во всех соответствующих категориях, за исключением услуг прачечного обслуживания и уборки, приборов общего и ночного наблюдения, базового медицинского и обеспечения 1-го уровня, стоматологического обеспечения;

индийская сторона предоставляет казахстанскому миротворческому контингенту базовое медицинское и обеспечение 1-го уровня, а также стоматологическое обеспечение;

казахстанский миротворческий контингент самостоятельно обеспечивает себя прачечными услугами и уборки, а также объектами общего и ночного наблюдения для своего личного состава в соответствии с требованиями/инструкциями ООН;

оплата идет от ООН через Постоянное представительство Республики Индия при ООН.

Функции казахстанцев следующие — осуществляют патрулирование местности, организацию наблюдательных постов, оказание помощи гражданскому населению, а также участвует во всех мероприятиях, проводимых штабом миссии.

Надо отметить, что такие совместные миссии очень выгодны для Казахстана — основное финансирование идет за счет ООН, партнеры-индусы имеют огромный опыт миротворческих операций, военнослужащие-казахстанцы получают очень большой опыт операций невоенного типа.

Этот закон определяет организационные, экономические и правовые основы предоставления мер социальной поддержки ветеранам и другим лицам, на которых распространяется действие настоящего закона.

Ветеранами согласно положениям закона признаются:

ветераны Великой Отечественной войны;

ветераны боевых действий на территории других государств;

ветераны, приравненные по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны;

семьи погибших военнослужащих;

ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;

рабочие и служащие, направленные в Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года и другие страны, в которых велись боевые действия.

Отдельно надо упомянуть, кто считается ветераном боевых действий на территории других государств:

военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств;

военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий;

военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий;

военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР;

рабочие и служащие, обслуживавшие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий;

военнослужащие Республики Казахстан, выполнявшие задачи согласно межгосударственным договорам и соглашениям по усилению охраны границы Содружества Независимых Государств на таджикско-афганском участке;

военнослужащие Республики Казахстан, принимавшие участие в качестве миротворцев в международной миротворческой операции в Ираке;

военнослужащие, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, принимавшие участие в урегулировании межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе.

выплата специального государственного пособия согласно законодательству Республики Казахстан;

социальная помощь в денежном или натуральном выражении, оказываемая местным исполнительным органом в пределах своей компетенции;

обеспечение жилищем местными исполнительными органами в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;

единовременное первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

преимущественное обслуживание в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и внеочередная госпитализация;

получение квалифицированной медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;

право пользования при выходе на пенсию поликлиниками, к которым ветераны были прикреплены в период работы;

первоочередное получение гарантированного объема специальных социальных услуг;

преимущественное право в случае равенства баллов при проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с высшим образованием;

при поступлении в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, предусматривается квота приема в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан;

право на внеочередное пользование всеми услугами связи;

льготное налогообложение в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Значение миротворчества для внешней политики Казахстана

Необходимо разделить военный аспект и внешнеполитический аспекты миротворчества для Казахстана.

В Военной Доктрине Казахстана основными мероприятиями в миротворческой деятельности на будущее являются:

повышение потенциала и возможностей миротворческих подразделений государства, приведение их в соответствие со стандартами международных и региональных организаций для обеспечения технической и оперативной совместимости;

расширение участия миротворческих подразделений в совместных учениях и обмене опытом по планированию, проведению и всестороннему обеспечению операций по поддержанию мира в рамках мероприятий, проводимых международными организациями;

участие в совместных учениях с государствами-членами ОДКБ, ШОС, НАТО для обмена опытом в вопросах планирования, проведения и всестороннего обеспечения антитеррористических операций и операций по поддержанию мира;

участие в работе Межправительственной рабочей группы в рамках ООН для разработки международных нормативных правовых актов по вопросам регулирования, мониторинга и осуществления контроля деятельности частных военных и охранных компаний;

развитие регионального миротворческого центра на территории Республики Казахстан;

подготовка штабных офицеров и направление их в качестве военных наблюдателей в миссиях ООН;

направление миротворческих подразделений для выполнения задач в миссиях ООН на основе резолюции Совета Безопасности ООН.

То есть военные собираются не только продолжать, но и расширять миротворческие операции. И это правильно, потому что для военных тут следующие выгоды:

получение опыта операций невоенного типа, которые применимы во всех локальных конфликтах, антитеррористической деятельности и обеспечении режима чрезвычайного положения. К примеру, очень важным сейчас оказался опыт фильтрации трафика на блокпостах при коронавирусной инфекции;

логистические навыки — перемещение военных грузов и контингентов на большие расстояния и их постоянное снабжение;

взаимодействие с иностранными военными и обмен с ними опытом, наблюдение за их тактикой, техникой, вооружением и т. д.;

пребывание в недружественной обстановке, что тренирует психологическую устойчивость и воинскую дисциплину;

в случае боевых действий — непосредственный боевой опыт, который уникален и не может быть приобретен во время учений.

проверка имеющегося снаряжения, вооружения и оборудования в условиях, приближенных к боевым;

отдельным субъективным фактором является мотивация военнослужащих, которым участие дает не только возможность заработать, но и принести отдельные социальные льготы и продвижение по службе. На мой взгляд, именно офицеров с таким опытом необходимо ставить на руководящие посты — это в определенной степени же замена боевого опыта, что нельзя недооценивать.

Для будущего развития армии необходимо уже участие в миротворческой операции соединений на уровне усиленных батальона или бригады, с бронетехникой и инженерной техникой, с самостоятельным руководством операцией в занятом районе.

И, разумеется, есть большие политические выгоды:

конкретные политические обязательства со стороны страны, на территории находятся миротворцы;

политические обязательства со стороны международной организации, которая организовывает операцию. Надо отметить, что многие страны не рискуют отправлять свой контингент, потому что считают неприемлемым возможные риски, так что это ценно;

участие большого количества стран легитимизирует любую миротворческую операцию или операцию по принуждению к миру. Кроме того, это символизирует политическую поддержку непосредственного инициатора операции;

участие в миротворческой операции позволяет детально познакомиться с районом операции, с местными жителями и найти там лояльно настроенных;

отдельная интересная работа дипломатов по оказанию поддержки миротворцам, которая дает уникальный опыт.

Фактически миротворчество приносит Казахстану большие выгоды, от которых нельзя отказываться, а поэтому необходимо объем операций расширять.

Миротворческая миссия страны

Казахстан всегда уделял особое внимание укреплению обороноспособности страны, строительству современной и профессиональной армии. Заслуга в этом, безусловно, Президента страны – Верховного Главнокомандующего Нурсултана Назарбаева. Под его строгим и четким руководством казахстанская армия обрела силу, мощь и стала щитом независимой республики. Ее главная цель – обеспечить безопасность страны и ее народа.

Сегодня Вооруженные силы Республики Казахстан отличаются высоким уровнем боевой подготовки, качественным мобилизационным резервом, сетью национальных военных учебных заведений и необходимым материально-техническим обеспечением. Наши военнослужащие охраняют безопасность границ и спокойствие граждан.

Современная международная обстановка, внутренняя ситуация в стране, необходимость реформирования военной организации государства и модернизации вооруженных сил требуют повышения эффективности военно-технической политики, усиления ее роли в обеспечении национальной безопасности страны.

Тенденции в развитии геополитической и военно-стратегической обстановки в современном мире, развитие средств противоборства и вооруженной борьбы, активизация организованного международного терроризма, появление новых геополитических и военных вызовов и угроз и переход к ведению высокотехнологичных войн выдвигают новые требования к принципам, направлениям, методам и содержанию военного строительства в целом и военно-технической политике в частности.

Казахстан выступает за дальнейшее совершентсвование системы миротворчества ООН и намерен увеличить число своих военных наблюдателей и миротворцев в миссиях ООН по поддержанию мира.

История миротворческой деятельности страны насчитывает более 17 лет. За это время казахстанские военнослужащие участвовали в операциях по поддержанию мира и безопасности в разных уголках мира. В нашей стране приняли важный закон в этой области – "О миротворческой деятельности Республики Казахстан". Отныне законодательно определены конкретные задачи и компетенции государства в регулировании участия национального контингента Вооруженных сил РК в миротворческих операциях в мире.

Целью миротворческой деятельности являются содействие международному сообществу в предотвращении и прекращении вооруженных конфликтов, а также оказание гуманитарной помощи. Основными принципами миротворческой деятельности являются законность, соблюдение норм международного права, беспристрастность и нейтральность, уважение обычаев и традиций местного населения, неучастие в боевых действиях, кроме случаев участия в операциях по принуждению к миру.

Один из основных задач миротворческой деятельности – предупреждение разногласий сторон, недопущение перерастания конфликтов в вооруженные конфликты, содействие к прекращению насильственных действий дипломатическими методами. Это очень важно, поскольку любой конфликт лучше всего предупредить, не дать ему разгореться. Однако если конфликт произошел, необходимо принять все меры для его урегулирования. Поэтому в этом случае миротворцы принимают участие в совместных международных действиях в соответствии с Уставом ООН, защищают территорию и население в зоне проведения миротворческой операции от вооруженного нападения, обеспечивают соблюдение условий прекращения огня. Также миротворческие силы оказывают содействие решению проблем беженцев, доставляют гуманитарную помощь, восстанавливают инфраструктуру, обеспечивают правопорядок, безопасность населения и, самое главное, соблюдение прав человека.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 15 июня 2015 года подписал Закон "О миротворческой деятельности Республики Казахстан". Что очень важно, закон принят вовремя в период неоднозначных сложных международных взаимоотношений. И что также важно, принятый закон работает в унисон с Конституцией страны, направленный на выполнение международных обязательств по поддержанию мира и безопасности на международной арене.

Новым законом устанавливает компетенции Президента Казахстана, Правительства РК, Министерства обороны и других государственных органов в области миротворческой деятельности. Вместе с тем, законом регламентирован порядок принятия решения об участии национального контингента в миротворческой операции.

Решение об участии гражданского персонала национального контингента РК в миротворческой операции принимается Правительством РК. Основаниями для рассмотрения вопроса об участии национального контингента в миротворческой операции являются решение международной организации и международный договор, ратифицированный Республикой Казахстан.

Уполномоченный орган в сфере внешней политики вносит Президенту и в Правительство предложение о целесообразности участия военного персонала в миротворческой операции, проводит переговоры, взаимодействует с международными организациями и государствами-партнерами. В случае поддержания предложения Правительство вносит предложение Президенту с заключением о необходимых расходах, обоснованием решения о выделении дополнительных средств с указанием источников ее финансирования.

В предложении должны содержаться сведения о зоне проведения миротворческой операции, задачах, общей численности, типе и составе вооружений, имуществе, подчиненности, сроке пребывания, порядке замены, условиях вывода, транспортировки к месту проведения миротворческой операции и обратно

Министерство обороны Республики Казахстан на основании принятого на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан решения об использовании Вооруженных Сил Республики Казахстан направляет для участия в миротворческой операции военный персонал.

В миротворческой миссии могут участвовать и гражданский персонал. Для этого уполномоченный орган в сфере внешней политики по согласованию с Министерством обороны вносит в Правительство предложение об участии в миротворческой операции гражданского персонала. Государственные органы на основании принятого Правительством решения направляют для участия в миротворческой операции соответствующий гражданский персонал.

Комплектование военного персонала осуществляется на добровольной основе из числа военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК, проходящих воинскую службу по контракту и прошедших миротворческую подготовку.

В свою очередь комплектование гражданского персонала осуществляется также на добровольной основе из числа лиц, прошедших миротворческую подготовку. С гражданским персоналом государственного органа, в штате которого он состоит, заключается контракт, в котором оговариваются условия и порядок участия в миротворческой операции.

Миротворческая подготовка осуществляется на базе Министерства обороны Республики Казахстан. На специальной базе могут быть проведены учения, курсы, семинары, тренинги и другие мероприятия с привлечением гражданских специалистов и подразделений вооруженных сил иностранных государств. Лицам, проходящим данную подготовку, сохраняются заработная плата и место работы на время подготовки. Оплата труда, выплата командировочных расходов осуществляются государственным органом, в штате которого состоит обучаемое лицо.

Финансирование миротворческой деятельности будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на содержание государственных органов; выделяемых Организацией Объединенных Наций, иными международными организациями, а также государствами-партнерами; резерва правительства РК.

Основаниями для завершения участия национального контингента в миротворческой операции являются: окончание миротворческой операции, окончание срока участия РК в миротворческой операции, досрочный отзыв и экстренная эвакуация национального контингента, а также иные основания, оговоренные международным договором, ратифицированным РК.

Законопроектом также определены меры социальной защиты национального контингента, его права и обязанности.

Так, национальный контингент в период участия в миротворческой операции обеспечивается трехкратной заработной платой. Оплата труда осуществляется государственными органами, в штате которых состоят лица. По возвращении домой военнослужащие направляются на санаторно-курортное лечение за счет средств государства. Кроме того, в период участия в миротворческой операции национальный контингент обеспечивается питанием за счет средств государственного бюджета.

Гражданскому персоналу в течение года после прибытия из миротворческой операции предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью четырнадцать календарных дней. За гражданским персоналом в период участия в миротворческой операции и миротворческой подготовки сохраняется место работы в государственном органе.

В 2003 году Казахстан направил инженерно-саперное подразделение казахстанского миротворческого батальона "Казбат" для участия в миротворческой деятельности в состав стабилизационных сил в Ираке.

За период миротворческой деятельности произведено 9 ротаций, в которых в составе Коалиционных сил участвовало 290 военнослужащих Казахстанской армии. Основными задачами контингента являлись поиск и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов, оборудование пунктов полевого водоснабжения, очистка воды и оказание медицинской помощи.

Политическими лидерами ведущих государств коалиции –неоднократно давалась высокая оценка вклада Казахстана в стабилизацию ситуации, обеспечению безопасности и мирного строительства в Ираке.

Деятельность отечественных миротворцев не стоит на месте. Начиная с 2014 года в миссии ООН по поддержанию мира и безопасности при проведении референдума в Западной Сахаре и в миротворческой миссии ООН в Кот-д’Ивуаре, в течение 12 месяцев проходили службу 11 офицеров Вооруженных Сил Республики Казахстан. На сегодняшний день 4 наблюдателя находятся в миссии ООН в Западной Сахаре и планируется убытие еще 1 офицера.

Всего Министерством обороны было отобрано и подготовлено 35 военнослужащих, проходящих службу в составе Вооруженных Сил Республики Казахстан, в качестве военных наблюдателей в миротворческие миссии ООН в Гаити, Западной Сахаре, Кот-д’Ивуаре и Либерии (до 5 офицеров в каждую миссию) для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

Руководство ООН положительно оценило уровень подготовки наших военнослужащих и заинтересовано в направлении большего их количества в миссии ООН.

Министерство обороны совместно с Министерством иностранных дел проводит плановую работу по подготовке и направлению военных наблюдателей, штабных офицеров (до 40 офицеров) и миротворческой роты (170 военнослужащих) Вооруженных Сил Республики Казахстан для участия в миротворческих миссиях ООН.

Во-вторых, приобретен уникальный для Казахстана ценный опыт взаимодействия в составе многонациональных сил в реальных условиях коалиционной операции; в-третьих, позволила укрепить уровень сотрудничества с министерствами обороны США, Великобритании, Канады и других государств Коалиции; в-четвертых, практический опыт инженерно-саперного отряда подтвердил целесообразность оснащения наших миротворческих подразделений по стандартам НАТО.

Участие Казахстана в миротворческой деятельности, безусловно, послужит огромным потенциалом для развития потенциала Вооруженных Сил страны, а также обеспечения мира и стабильности как в республике, так и в мире.


Депутат,генерал-лейтенант, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан

zakon.kz / Павел Михеев

zakon.kz / Павел Михеев

Обретя независимость, Казахстан взял курс на многовекторную политику. При этом основной упор был сделан в направлении реализации четкой концепции, что в мировой политике всегда нужно действовать не с позиции силы, а с учетом взаимовыгодного диалога. Так, за тридцатилетний период истории страны Казахстан и с высоких трибун ООН, и в других форматах всегда настаивал на мирном урегулировании возникающих споров между государствами. Но не все, к сожалению, в нашем мире сегодня можно решить с помощью классической дипломатии. В этой связи особую роль во внешней политике страны стала занимать миротворческая деятельность, в рамках которой Казахстан зарекомендовал себя как ответственный участник международных усилий по обеспечению глобального мира и безопасности. И самое главное - смог занять передовые позиции в международных миротворческих процессах. Какую роль играет Казахстан в международном миротворчестве и каким образом удается достигать высоких результатов, читайте в материале zakon.kz.

Первые шаги в миротворчестве

Не все вопросы высокого "ранга" можно решить при помощи диалога, в особенности с учетом роста различных локальных конфликтов по всему миру, представляющих угрозу безопасности не только отдельно взятым регионам, но и нашей стране. В Казахстане это осознали одними из первых на постсоветском пространстве.

В этом направлении руководством Казахстана активно стали применяться дополнительные инструменты внешней политики, в числе которых ключевым стало участие в миротворческих операциях.

Как отмечают многие эксперты, несмотря на существующие риски, казахстанская сторона, вероятнее всего, руководствуется принципом - лучше не дать конфликту выйти за рамки определенных территорий, чем потом напрямую столкнуться с его последствиями. А подобных примеров в современной истории уже более чем достаточно.

Первым шагом к миротворческой деятельности для Казахстана стало участие в охране государственных границ Таджикистана с Афганистаном, практически сразу после распада Советского Союза, когда страну раздирала гражданская война.

Тогда власти нашей страны совместно с Россией и другими сопредельными с Таджикистаном государствами Центральной Азии решили, что этот внутренний конфликт может представлять серьезную угрозу для всех. Чтобы не допустить прорыва в Таджикистан афганских боевиков, которые могли воспользоваться слабостью государства, были направлены миротворческие силы для поддержки российских частей, уже находившихся в том регионе.

Казахстан направил в регион свободный батальон, который был сформирован из числа военнослужащих 35-й бригады ВДВ, пограничных и внутренних войск. Зону ответственности казахстанскому батальону определили вблизи Калай-Хумба Горно-Бадахшанской автономной области. Помимо охраны вверенного участка государственной границы, казахстанский сводный батальон имел в своих задачах сопровождение гуманитарных конвоев и защиту жизненно важной инфраструктуры.

К слову, именно казахстанский батальон понес наибольшие потери из-за нахождения в одном из самых нестабильных регионов, который считался в то время наиболее перспективным для прорыва со стороны афганских боевиков. За весь период выполнения миротворческих задач в Таджикистане в ходе боевых действий сводный казахстанский батальон потерял убитыми и без вести пропавшими 54 бойца.

Учитывая сложности задач, объединенные силы в 1993 году запросили у ООН официальный мандат на миротворческие операции в этой стране, но руководство организации, особо не объясняя причин, фактически проигнорировало запрос. Несмотря на это, присутствие объединенных сил в Таджикистане в тот период все равно считалось миротворческой миссией, которая завершилась для Казахстана к 2000 году.

Анализируя сложившуюся ситуацию в Таджикистане, при непосредственном участии Казахстана в 1995 году было принято решение о создании сводного миротворческого батальона "Центразбат".

В его состав должны были входить военнослужащие трех центральноазиатских республик - Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Готовить центральноазиатских миротворцев взялись специалисты НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира". В этом ключе стоит напомнить, что "Центразбат" принимал участие во многих миротворческих учениях, организованных военными НАТО, а его военнослужащие на постоянной основе стали проходить подготовку в США.

Только вот просуществовал "Центразбат" совсем недолго, так как НАТО и ООН спустя некоторое время стали настоятельно рекомендовать каждой из стран участниц этого "проекта" сформировать собственные миротворческие силы, а сводный батальон просто распустить.

И только Казахстан решил продолжить начатое, создав по инициативе Первого Президента Республики Нурсултана Назарбаева на базе сводной роты "Центразбата" собственное миротворческое подразделение, которое впоследствии получило название "Казбат".

Тогда в распоряжении Назарбаева это звучало так:

Создать Казахстанский миротворческий батальон в форме государственного учреждения (далее - Казбат) на базе третьего десантно-штурмового батальона десантно-штурмовой бригады в пределах численности Сил общего назначения Вооруженных сил Республики Казахстан.

Участие в миссиях

Сформировав миротворческое подразделение "Казбат", Казахстан продолжил развиваться в этом направлении. После Таджикистана, в 2003 году, Казахстан отправил инженерно-саперное подразделение своего миротворческого батальона для участия в миссии стабилизационных сил в Ираке под эгидой США и НАТО.

Как отмечал в своих материалах казахстанский политолог и эксперт Марат Шибутов:

Казахстанский миротворческий батальон участвовал в миссии стабилизационных сил в Ираке пять лет, с 2003 по 2008 год. С 2003 года по 2007 год отряд входил в состав Многонациональной дивизии "Центр-Юг" под польским руководством. С осени 2007 года казахстанский отряд саперов являлся единственным из иностранных контингентов и стал напрямую подчиняться американскому командованию Многонациональной дивизии "Центр". Всего приняло участие более 270 военнослужащих. Всего было 9 кадровых ротаций по 6 месяцев. В результате казахстанским подразделением в Ираке было уничтожено более 4,5 млн различных боеприпасов - мин, ракет и снарядов. В ходе операции погиб капитан Кайрат Кудабаев.

Кроме того, казахстанские военнослужащие принимали активное участие и в оказании медицинской помощи пострадавшему мирному населению. Внесенный вклад в эту деятельность со стороны военных медиков республики до сих пор оценивается всеми участниками той миротворческой операции как очень весомый. В итоге медицинская помощь была оказана более 500 мирным гражданам Ирака.

После Ирака акцент стал делаться в сторону необходимости получения постоянной аккредитации казахстанских миротворческих подразделений с дальнейшим прицелом на получение мест в составе миротворческих миссий под эгидой Организации Объединенных Наций.

В итоге с 2007 года свыше 35 казахстанских военнослужащих, в том числе четыре женщины, в качестве штабных офицеров и военных наблюдателей приняли участие в миссиях ООН в Непале, Кот-д’Ивуар, Западной Сахаре и Ливане.

Чтобы регулировать все миротворческие процессы, в Казахстане при прямом содействии Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева 15 июня 2015 года был принят Закон "О миротворческой деятельности РК".

Этот закон регулирует общественные отношения, связанные с участием национального контингента Республики Казахстан в операциях (миссиях) по поддержанию мира и безопасности в соответствии с принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами.

В 2018 году на основании уже принятого Закона "О миротворческой деятельности" Парламент принял постановление, в котором в том числе ратифицировал все предложения Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Нурсултана Назарбаева об участии казахстанских миротворцев в миссиях ООН за рубежом.

1. Офицеров Вооруженных сил Республики Казахстан (до 40 человек) в качестве военных наблюдателей и штабных офицеров для участия в составе:

  • "Миссии ООН на Ближнем Востоке";
  • "Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре";
  • "Группы военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане";
  • "Временных сил ООН в Ливане";
  • "Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре".

2. Миротворческий контингент (до 120 военнослужащих) Вооруженных сил Республики Казахстан для участия в миссии "Временные силы ООН в Ливане" в составе подразделения Вооруженных сил Республики Индия.

Казахстан заметно активизировался в этом направлении, заняв место одного из ведущих участников миротворческих миссий ООН из числа стран региона.

В октябре 2018 года Казахстан впервые направил миротворческую роту в составе 120 военнослужащих и трех штабных офицеров для выполнения миссии по поддержанию мира и безопасности в Ливане. Там в течение шести месяцев казахстанские миротворцы выполняли функции по патрулированию местности, организации наблюдательных постов, наблюдению за соблюдением прекращения огня, оказанию помощи гражданскому населению, а также участвовали в мероприятиях, проводимых штабом миссии.

На смену казахстанским миротворческим первопроходцам в мае 2019 года была отправлена вторая миротворческая рота. Третий состав миротворцев был направлен в Ливан в ноябре 2019 года. В начале августа 2020-го в Ливан отправилась четвертая рота, а в марте 2021-го - пятая. В октябре этого года состоялась очередная ротация, и в состав миссии "Временные силы ООН в Ливане" был направлен шестой состав миротворческого контингента.

Не меньший профессионализм казахстанские военнослужащие продемонстрировали при проведении операции "Жусан", в рамках которой на родину удалось вернуть более 600 казахстанцев. В их числе было немало детей и женщин из зон боевых действий Сирии. Возвращенные граждане выехали из Астаны, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областей еще в 2012-2015 годах. Почти все отцы детей, которые вернулись в Казахстан, погибли во время войны.

Казахстан на передовых ролях

В ходе встречи в июле этого года в Нью-Йорке заместителя министра обороны Республики Казахстан Тимура Дандыбаева с заместителем Генерального секретаря ООН по миротворческим вопросам Жан-Пьером Лакруа и военным советником Генсека Организации Объединенных Наций Карлосом Умберто Лойти обсуждался вопрос расширения участия Казахстана в миротворческих миссиях за рубежом.

В этом плане Казахстан уже достиг того уровня, что может не только увеличивать количество миссий под эгидой ООН или других международных организаций, имеющих мандат на проведение миротворческих операций, но и самостоятельно осуществлять подготовку миротворцев, включая иностранцев.

По состоянию на сегодня в Казахстане из миротворческого батальона был сформирован "Казполк", который в регионе остается единственным специализированным подразделением в этой области. Более того, военнослужащие казахстанского миротворческого полка прошли всю необходимую подготовку, соответствуют всем необходимым международным стандартам и критериям, а также имеют аккредитацию ООН.

В 2008 году был создан Центр миротворческой подготовки "КАЗЦЕНТ", который объединил в себе языковую, теоретическую и практическую подготовку военнослужащих.

Следует отметить, что казахстанский миротворческий центр признан 19-м членом сообщества центров обучения и подготовки партнерства в декабре 2010 года. Решение о признании принято политическим комитетом НАТО по результатам серии визитов группы экспертов альянса и проведенных ими оценок. В сентябре 2010 года "КАЗЦЕНТ" вступил в Международную ассоциацию центров миротворческой подготовки.

Все это позволило проводить обучение миротворцев в едином цикле и готовить сертифицированных ООН специалистов в сфере миротворчества.

Кроме того, в рамках расширения миротворческой деятельности в поселке Тлендиева Алматинской области был образован учебно-тренировочный центр. Такой шаг позволил казахстанским миротворцам практически отрабатывать задачи, которые могут возникнуть в ходе проведения операций по примирению враждующих сторон в различных регионах мира. На его базе проводятся не только подготовка миротворческих подразделений Казахстана, но и международные учения.

В 2019 году в Вооруженных силах страны проведены организационно-штатные мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки казахстанского миротворческого контингента.

Как отмечал в своих выступлениях член Палаты лордов Великобритании лорд Джон Астор:

Сегодня казахстанские вооруженные силы модернизировались и трансформировались по всем направлениям, включая структуру, обучение и оснащение. Мы приветствуем важную роль Казахстана в международных миротворческих усилиях. Казахстан является одной из крупнейших миротворческих сил, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза.

Миротворческая деятельность остается важнейшим элементом внешней политики Казахстана, за годы независимости зарекомендовашего себя в качестве ответственного участника международных усилий по обеспечению глобального мира и безопасности. Подробности о роли Казахстана в обеспечении мира и безопасности на международной арене, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.


зх98.jpg

В целом девять казахстанских миротворческих контингентов в составе 290 человек служили в порядке ротации в Ираке, в том числе военные инженеры и медицинские работники.

ма654.jpg

При этом главные задачи казахстанцев сводились к разминированию, обеспечению безопасности конвоев, защитe территории и базы, регулированию дорожного движения, осуществлению операций по оказанию гуманитарной помощи. Всего военнослужащие Казахстана уничтожили порядка 5 млн взрывоопасных боеприпасов и оказали медицинскую помощь свыше 500 иракским гражданам.

ыфуцч09.jpg

КАЗЦЕНТ был признан 19-м членом Сообщества центров обучения и подготовки Партнерства на основе решения Политического комитета НАТО и вступил в Международную ассоциацию центров миротворческой подготовки в 2010 году.

Особой миссией казахстанских миротворцев представляется участие в операциях ООН по поддержанию мира и безопасности.

Так, с 2014 года представители от Казахстана служили в миссиях в Западной Сахаре и Кот-д'Ивуаре. При этом в миссиях ООН в Западной Сахаре и Ливане в роли штабных офицеров и военных наблюдателей также участвовали казахстанские женщины-военнослужащие.

ячв564ув.jpg

Кроме того, в 2018 году 120 военнослужащих из Казахстана были направлены для содействия Временным силам ООН в Ливане (UNIFIL). Миротворцы проходят службу в составе индийского батальона (INDBATT), задачи которого заключаются в осуществлении пешего и автомобильного патрулирования, штабной работы, дежурстве на наблюдательных пунктах и блокпостах, обеспечении безопасности постов ООН, выполнении операций в Батальоне мобильного резерва (BMR).

Наряду с этим, Казахстан оказал содействие в рамках усилий по оказанию чрезвычайной помощи после взрывов в Бейруте, в частности для этих целей из Актау в Ливан в августе 2020 года вылетела группа военнослужащих, в том числе 29 хирургов, травматологи, нейрохирурги, врачи интенсивной терапии, вспомогательный медицинский персонал и четыре переводчика.

На сегодняшний день Казахстан остается одним из ведущих стран по численности миротворцев, дислоцированных в зарубежных странах, среди стран постсоветского пространства.

В своем выступлении на расширенном заседании Коллегии Министерства обороны РК в ноябре 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил профильному ведомству совместно с заинтересованными органами до 1 августа текущего года подготовить Дорожную карту по расширению участия Вооруженных сил в миротворческих операциях ООН.

Таким образом, в современных условиях изменчивой глобальной обстановки, международной нестабильности и роста межгосударственных конфликтов особое значение имеет деятельность миротворческих миссий ООН. В этой связи, оставаясь приверженным своей миротворческой миссии, Казахстан будет наращивать участие в миротворческих операциях ООН, оказывая практическое содействие усилиям мирового сообщества по обеспечению международного мира и безопасности.

Кымбат Нургалиева, старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК

Проблемы построения глобального энергетически и экологически безопасного развития мира и стран ЕврАзЭС.

В начале XX в. выдающийся российский ученый Владимир Вернадский, выдвинул идею о ноосферном (разумном) развитии общества. Он видел в этом единственную для человечества возможность преодолеть реальные угрозы, связанные с возрастающим влиянием антропогенного фактора на биосферу: истощения невосполнимых минеральных ресурсов, уменьшения биологического разнообразия на планете, глобального потепления климата и, как следствие, роста количества техногенных катастроф. Но лишь в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио – де – Жанейро эта идея была провозглашена как Концепция устойчивого развития. Одной из основных задач цивилизации в этом направлении является эффективное использование энергетических и природных ресурсов всеми государствами, и Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев одним из первых предложил нужные решения.

В монографии предлагаются основы энергоэкологической стратегии устойчивого развития в XXI веке. С использованием методов формирования глобальной энергетики развития, предложенных российскими и казахстанскими учеными, политиками, а также специалистами из разных стран, автор анализирует энергоэкологическую ситуацию в мире и ее изменение в XXI веке, предлагает пути реализации глобальной энергоэкологической стратегии. Эти методы иллюстрируются конкретными схемами и алгоритмами энергоэкологического развития Казахстана и других стран ЕврАзЭС.

Лекция 14. ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

Н.А. Назарбаев – личность в истории

1. Начинания Первого Президента на пути государственного возрождения.

Начинания Первого Президента на пути государственного возрождения.

Одной из важнейших составляющих казахстанской модели государственного управления является роль лидера. Несомненно, что на возрождение казахстанской государственности, общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны в целом оказывает влияние Первый Президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема теоретического осмысления исторической роли Президента как основателя независимого государства.

Биография Президента Республики Казахстан неотделима от современной истории страны и народа. Проводимая им политика стала эффективным инструментом избавления Казахстана от рецидивов советского прошлого, основой созидания казахстанской модели государственности. Став Президентом республики в апреле 1990 года, Нурсултан Назарбаев взял на себя огромную ответственность за республику и ее граждан. Он стал генератором идей, модератором сложных и важных для общества и государства процессов. Поворотным моментом в современной истории Казахстана явилось обретение независимости в результате распада СССР. На политической карте мира в 1991 году появилось новое государство – Республика Казахстан.

В эти годы была принята Конституция страны, введена национальная валюта и другие атрибуты суверенного государства, в том числе такие как Флаг, Герб и Гимн. Создан мощный оплот независимости – Вооруженные силы. по всем периметрам страны законодательно оформлена государственная граница с соседними дружественными государствами.

Отметим еще один важный момент – все главные стратегические решения в РК за годы независимости инициировались и происходили при прямом участии Главы государства – Н.А. Назарбаева. На первом, самом трудном этапе становления государственности естественным шагом было сосредоточение полноты власти в одном ключевом институте. Им закономерно стал институт президентства, учрежденный в апреле 1990 года. Н.А. Назарбаев был первым из руководителей союзных республик, который понял ключевую роль единоличного верховного руководителя в непростую эпоху перемен. Казахстан и его Национальный Лидер проявили завиднуюисторическую мудрость тем, что раньше других республик СССР учредили должность Президента.

Сегодня можно констатировать, что президентская власть в Республике Казахстан блестяще справилась со своей исторической задачей. На протяжении двух десятилетий институт президентства являлся стержневым элементом казахстанской государственности, а также был надежной опорой комплексных реформ в Казахстане. Именно Первый Президент РКН.А. Назарбаев лично обеспечивал системную логику, разумную постепенность и гуманистическую направленность преобразований, от успеха которых критически зависело историческое будущее Казахстана.

Институт сильной президентской власти обеспечивает политическую стабильность и устойчивое экономическое развитие нашей страны. В Казахстане создана весьма эффективная и оптимальная модель административно-государственного управления. Выстроена четкая вертикаль государственной власти. Это ответственное компактное правительство, профессиональный парламент, независимый суд, исполнительные структуры самоуправления в регионах. Все это в комплексе составляет единый системный государственный механизм власти.В стране сформировалась национальная деловая управленческая элита, которая работает в условиях развития демократического, гражданского, правового общества.

Особую роль лидер государства придавал созданию системы национальной безопасности с учетом геополитического и экономического положения Казахстана. Страна, занимающая девятое место в мире по своей территории, должна была проводить взвешенную многовекторную политику, суть которой заключалась в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со странами мирового сообщества. Активно поддерживая и участвуя в позитивных процессах, происходящих в обществе, казахстанский лидер ставил перед собой задачу сделать республику узнаваемой на мировой арене. Внешнеполитический курс был направлен на всемерное сотрудничество с международным сообществом. Последовательная многовекторная внешняя политика Казахстана признана свыше 120 государствами мира. Дипломатическое ведомство Казахстана выстраивало новую систему безопасности, главным вектором которого являлось создание режима нераспространения ядерного оружия. Казахстан закрыл Семипалатинский испытательный полигон и активно вступил на путь ядерного разоружения. Благодаря титаническим усилиям Президента укрепился международный авторитет нашей страны. Казахстан на современном этапе имеет статус крупной региональной державы на евразийском пространстве, играет активную роль в системе международных отношений и занял достойное место на политической карте мира. Наше государство представлено в ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ШОС, ЮНЕСКО, МВФ и во многих других авторитетных международных организациях. В 2010 году Казахстан стал председателем ОБСЕ. Более того, впервые в новейшей истории Казахстана и евразийского пространства 1 декабря 2010 года в Астане состоялся уникальный Саммит глав государств ОБСЕ. Это стало абсолютной исторической победой Лидера нации и народа республики.

Особое место в политике Президента Казахстана занимает сфера межэтнических отношений. Казахстан – полиэтничная страна, где проживают представители 130 этносов. Многонациональный фактор Президент сумел превратить в подлинное достояние республики. В своих регулярных обращениях к населению Казахстана Нурсултан Назарбаев неизменно выступает с призывами беречь стабильность и взаимопонимание, которыми так гордитсяреспублика. За всем этим видится колоссальная и огромная многогранная деятельность Главы государства. История распорядилась так, что Казахстан сегодня – многонациональное государство. Благодаря мудрой, взвешенной и гибкой политике Лидера нации – Нурсултана Назарбаева наша республика преодолела трудности переходного транзитного периода и сумела избежать конфликтов на межэтнической почве. Президентом страны был создан уникальный институт – Ассамблея народа Казахстана, консультативно-совещательного органа при Главе государства, основная цель которой – обеспечение равенства прав и свобод граждан республики, независимо от их национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам. 20-летие которого мы отметим в 2015 году. Ассамблея народа Казахстанасегодня не имеет аналогов в мире.Гармонизация межэтнических отношений, толерантность, согласие – все это стало основой политики Главы государства. Уникальное многообразие – по Нурсултану Назарбаеву – это не слабость, а богатство страны, так как наличие многих этнических групп является яркой палитрой и мозаикой нашего государства.

Казахстан находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения. Поэтому Президент призвал оперативно пересмотреть некоторые позиции, а также внести корректировки в планы. Эту работу, надо заметить, Глава государства ведет все время. За годы независимости в экономику РК было инвестировано около 200 млрд. долларов. В страну пришли зарубежные компании, и вместе с ними – новые и новейшие технологии. В 2000 году в Казахстане был создан Национальный фонд. Развиваются средний и малый бизнес. Создаются новые рабочие места. Повышается уровень жизни населения. Казахстан сегодня – лидер социально-экономических реформ в СНГ и Юго-Восточной Европе. по темпам экономического роста он входит в число ведущих государств мира. Золотовалютные резервы страны составляют более 100 млрд. долларов. Личность Нурсултана Назарбаева сопоставима с такими крупными историческими деятелями прошлого и современности, как Акбар в Индии, Петр Первый в России, Джордж Вашингтон в США, Шарль Де Голь во Франции, Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции, Маргарет Тэтчер в Великобритании, Дэн Сяопин в Китае, Ли Куан Ю в Сингапуре.

Нурсултан Абишевич Назарбаев продолжает политику и традиции наших великих предков, таких как султаны Керей и Жанибек, основавших первое независимое Казахское ханство в 1465 году, и, более всего, – крупного государственного деятеля Казахстана XVIII века Абылай-хана, укрепившего традиционную ханскую власть и казахскую государственность. Этих великих исторических деятелей прошлого и современного мира с Нурсултаном Назарбаевым объединяет глубокая любовь к Родине, Казахстану, к своему народу. И огромное желание вывести свою страну вперед.

Президент Н.А. Назарбаев – главный стратег и архитектор интеграционных процессов на евразийском пространстве. Свидетельством чего является создание по его инициативе Таможенного союза и ЕЭП Казахстана, России, Беларуси и запуск с января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Казахстан сегодня – экономический локомотив Содружества и нового формирующегося ЕАЭС, лидер Евразии и Центральной Азии, динамично развивающаяся региональная держава.Уникальным и стратегическим проектом нашего Лидера нации является программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года: вводятся в строй новые объекты, промышленные предприятия, проводится ремонт дорог, школ, больниц, благоустройство и озеленение городов и сел, создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Все это является основой ускоренного социально-экономического развития нашей страны.

Нурсултан Назарбаев – человек-эпоха. Самое главное достоинство и кредо Главы государства заключается в его профессиональной способности и виртуозном умении доводить до логического завершения фундаментальные базовые реформы и преобразования. Президент обладает уникальным качеством политика: уметь слушать собеседника и впитывать все новое, что есть в мире, и в то же время доводить свою точку зрения и взгляд до каждого гражданина и человека.

Для граждан Казахстана очевидна вся масштабность и глубина личности и многогранной деятельности Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева как великого реформатора и политического лидера современности. Он по праву вошел в историю Казахстана и мира как наиболее авторитетный и гениальный государственный деятель мирового уровня и крупный ученый-мыслитель XXI века. В контексте исторической ретроспективы эпоха многогранной деятельности Первого Президента Нурсултана Назарбаева символизирует собой абсолютный исторический триумф Казахстана.

Глубоко понимая и осознавая генезис и масштаб проведенных реформ, невольно задумываешься над тем, что явилось основой наших исторических побед. Мы с полным основанием и правом можем утверждать, что основой и истоками успехов было то, что в самый ответственный период истории становления казахстанской государственности республику возглавил Лидер нации Нурсултан Назарбаев, имеющий величайший дар предвидения и способный консолидировать нацию в процессе исторических перемен на благо граждан страны и общенационального единства Казахстана.

Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев изначально стоял у самых истоков казахстанского независимого государства. Бесспорно, что Нурсултан Абишевич Назарбаев был и ныне является полноправным творцом политической и судебной системы Казахстана, бессменным инициатором формирования рыночной экономики, а также поступательного развития демократии в стране.

Читайте также: