Миф об этане кратко

Обновлено: 04.07.2024

Миф об Этане — семито-аккадская поэма, датируемая началом 2-го тысячелетия до н. э.. Шумерский прототип данной поэмы пока не найден, хотя должен существовать.

Этот миф пользовался большой популярностью среди резчиков печатей, поскольку было найдено очень много печатей, изображавших смертного, поднимающегося наверх на орле. Миф демонстрирует незаурядность фигуры Этаны, ибо доказывает то, что жизнь и действия Этаны привлекали внимание древних поэтов и певцов.

Сюжет

Толкование

В поэме присутствует мысль об ограниченности человеческих сил. Она заявляет о тщетности попыток смертного достигнуть неба, что его удел — смерть и преисподняя.

По мнению Всеволода Авдиева, в поэме описывается мысль о том, что царскую власть можно получить только при благословлении богов на это. Тем самым произведение является частью жреческой пропаганды, которая через религиозную литературу и живопись пыталась обосновать и оправдать царскую власть, таким образом укрепив рабовладельчество.

Когда дело доходит до мифов и историй из глубокой древности, одним из самых увлекательных является рассказ об Этане - правителя Шумера.

Эта история, написанная около 4 тысяч лет назад клинописью на глиняной табличке, повествует о том, как царь Этана вознесся на небеса для того, чтобы решить проблему, требующую немедленного рассмотрения.

Царь Этана, правивший в начале 3-го тысячелетия до нашей эры, был лично избран Богами в качестве правителя города Киша и был первым царем из Киша в длинном списке шумерских царей. Боги же наделили его властью и полномочиями устанавливать правила и порядок на Земле среди людей.

У Этаны было прозвище "Тот, кто собрал земли" и делал он это под наблюдением и с санкции Богов, которые в целом сформулировали и утвердили концепции королевской власти и правления для человеческой цивилизации.


История о царе Этане начинается со строк о том, как боги основали и возвели город Киш. Как только город был построен, боги начали поиск достойного правителя, который мог бы эффективно управлять Кишем. В конце концов Инана/Иштар - богиня любви, плодородия и войны выбрала Этану в качестве правителя.

У Этаны все было хорошо в качестве царя, лишь одно тревожило его, был он бездетным и никак не мог решить эту проблему. Откуда-то он знал, что ему может помочь некое "растение рождения", которое растет наверху у богов, но как попасть на небеса, он не знал.

Однажды Этана гулял и увидел яму, на дне которой сидел орел. Орел не мог выбраться из ямы, потому что был брошен туда богами в качестве наказания за то, что он съел детенышей священной змеи. Этана решил спасти орла, после чего орел подсказал ему, что может помочь в его проблеме и доставить Этану на небеса.

Король Этана согласился и сел верхом на орла. Но когда он оказался очень высоко, то не выдержал открывшегося перед ним зрелища и очень напугался. Он стал молить орла спуститься обратно вниз:

"Я посмотрел на Землю, но не увидел ее! Моих глаз было недостаточно, чтобы созерцать необъятное море! Я не пойду на небеса, я вернусь в свой город!", - причитал Этана.

Вернувшись на Землю, Этана и его жена снова начали мечтать о ребенке и тогда орел сказал, что боги решили дать им второй шанс. И Этана решился все-таки добраться до небес, несмотря на свой страх.


Согласно фрагменту текста, это произошло, когда Этана отправился в свое путешествие на небеса:

"Король Киша глубоко вздохнул, чтобы сосредоточиться, и шагнул через Врата, и знакомые облака вовлекли его, чтобы нести его во Внутренние Царства.

Он позволил себе пару минут приспособиться и двинулся дальше. Вскоре облака рассеялись, и он увидел себя в большой, хорошо освещенной комнате, чьи застекленные окна (застекленные окна более 4000 лет назад!) впускали волшебство времени заката, цвета радуги меняющегося неба.

Комната была длинной, подходящей для царского зала, и на возвышении он увидел Су (Иштар). Его сердце знало, кто она такая, поэтому он продолжил."

К сожалению, на этом история обрывается и даже несмотря на то, что историкам известны три отрывочных варианта этой легенды на разных языках (старовавилонская, среднеассирийская и версия из Ниневии), что дальше увидел Этана на небесах, неизвестно.

Однако из другого шумерского источника известно, что у Этаны был сын по имени Балих, так что можно предположить, что Этана удачно достал "растение рождения" и осуществил свою мечту о наследнике.


Некоторые уфологи, особенно сторонники идеи палеоконтакта (контакта людей с пришельцами тысячи лет назад) считают, что в сказке про Этану зашифрован космический полет с Земли на околоземный корабль или дальше в космос, где находились корабли богов-инопланетян.

Очень похоже на то, что и сам Этана был не просто человеком, а искусственно созданным гибридом. Именно поэтому боги выбрали его царем, который должен был ознакомить людей с некоторыми важными правилами, и именно этим можно объяснить его проблему с потомством. Как правило животные, чьи родители были из сходных, но разных видов, к примеру лев и тигр или осел и лошадь, часто являются стерильными.

"Боги" помогли Этане, возможно создав ему сына путем клонирования, генетического вмешательства в организм Этаны или иных технологий.

К слову, Этана, как и некоторые знаменитые библейские пророки, прожил необычно много лет - 1560 лет. А его сын Балих правил в течении 400 лет (слегка разбавленные инопланетные гены дали ему меньше годов жизни?)



Все началось в Месопотамии примерно в 3500-3000 годах до нашей эры. Древний Шумер был первой городской цивилизацией, населявшей этот регион 6000 лет назад. В древних шумерских текстах есть много легенд и историй, описывающих богов, спустившихся с небес. Одна из них действительно захватывающая: легенда о царе Этане, который путешествовал на небеса вместе с богами.

Шумерский список царей до потопа:

После того как цари спустились с небес, царство было в Эридуге. В Эридуге царем стал Алулим; он правил 28800 лет. Алалджар правил 36000 лет. 2 царя; они правили 64800 лет. Затем Эридуг пал, и царство перешло к Бад-тибиру . После потопа царская власть снова спустилась с небес. На этот раз местом царствования стал Киш.

Игиги, боги творения, создали город, заложили его основание и назвали Киш. Но народ остался без царя, и ворота были закрыты от всего мира. Тогда Иштар искала по земле царя, Иннинна искала по земле царя, Эллиль искал по земле царя, и нашли они пастуха Этану, и привели его в город. И построили ему трон, и дали ему скипетр, и сделали его царем над всей землей


Фрагмент эпоса Этаны, аккадский язык, Месопотамия, Первая династия Вавилона, ок. 1895-1595 гг. до н. э., глина - Библиотека и музей Моргана - Нью-Йорк

Этана, пастух, который вознесся на небо и объединил все чужие страны, стал царем; он правил 1560 лет

В шумерской традиции Этана - первый царь, правивший шумерским городом Киш. Этана изображается как правитель, избранный богами, которые правили в начале III тысячелетия до нашей эры. Боги наделили его силой и властью устанавливать правила и порядок на Земле среди людей.
На аккадской глиняной табличке, найденной в Ниневии (ассирийский город в Верхней Месопотамии, сейчас на территории современного Ирака), в библиотеке Ашшурбанипала (датируется 1900-1600 гг. до н.э.), клинописью записана легенда о царе Этане.

Согласно тексту, Этана, тринадцатый царь первой династии Киша, попытался взлететь на орле на небо, чтобы встретиться с богом неба Ану и найти волшебное растение для лечения бесплодия своей жены, что позволило бы Этане стать отцом. Утверждается, что он правил 1560 лет (или 635), после чего его сменил сын Балих, правивший 400 лет.


"Орел приготовился говорить, обращаясь к Этане:

"Друг мой. этот бог.

"Мы прошли через врата Ану, Энлиля и Эа,

Мы прошли через врата Сина, Шамаша, Адада и Иштар,

Мы поклонились вместе, ты и я,

Я увидел дом с окнами, у него не было печати.

I. и вошел внутрь.

В нем сидела замечательная молодая женщина,

Она была внушительна. красива лицом.

Был поставлен трон, земля была вытоптана,

Под троном сидели львы,

Когда я вошел, львы бросились на меня.

Я проснулся и вздрогнул [ ]".

Орел сказал ему, Этане:

" Друг мой, [ ] очевидны,

Пойдем, позволь мне поднять тебя на небо,

Прижмись грудью к моей груди,

Прижми руки к перьям моих крыльев,

Прижми руки к моим бокам".

Он прижал свою грудь к его груди,

Он прижал руки к перьям крыльев,

Он прижал руки к бокам,

Велика была ноша его.

Когда он пронес его на высоте одной лиги,

Орел сказал ему, Этане:

"Посмотри, друг мой, какова теперь земля.

Осмотри море, поищи его границы.

Море стало потоком".

Когда он поднял его на высоту второй лиги,

Орел сказал ему, сказал Этане,

"Посмотри, друг мой, какова теперь земля!

Земля - это холм".

Когда он поднял его на третью лигу,

Орел сказал ему, сказал Этане,

"Посмотри, друг мой, какова теперь земля!"

"Море стало канавой садовника".

После того как они поднялись на небо Ану,

они прошли через ворота Ану, Энлиля и Эа,

Орел и Этана поклонились вместе,

Орел и Этана поклонились вместе".

Итальянский историк Альберто Фенолио хорошо описал историю Этаны:

Царь Этана жил около 5000 лет назад, его называли Богом-царем, и он был принят в качестве почетного гостя на летающем корабле в форме щита, который приземлился за королевским дворцом, окруженный вихрем пламени.

Из этого Летающего корабля вышли высокие светлокожие темнокожие мужчины, одетые в белые одежды, о которых говорили, что они прекрасны, как боги. Они пригласили короля Этану пойти с ними, советники короля Этаны пытались отговорить короля войти внутрь летающего объекта.

Король Этана полетел на Луну, Марс и Венеру вместе с кораблем и пропал на две недели. Когда его царство было готово к замене новым королем, он вернулся в свое королевство с одним из блондинов, который остался с королем.


В наши дни история царя Этаны привлекла к себе много внимания из-за своей исторической и культурной ценности. Интересно, что легенды о человеке, летящем на небо на спине орла, можно найти в греческом мифе о Ганимеде, а также в истории о том, как Александра Македонского унесли на небо орлы. Название Этана до сих пор широко распространено среди наших современников.

Между поздневавилонской версией (700 г. до н.э.) и ее более ранними вариантами есть своеобразное отличие. В клинописи в качестве префиксов к именам используются два символа, один из которых обозначает смертного, а другой - божество. В ранних версиях легенды Этана определяется как смертный. Позже она была заменена на приставку, обозначающую божество.

До нас дошел аккадский вариант поэмы. Согласно этому мифу в Кише, ставшем после потопа столицей Шумера, правил царь Этана. Был он богобоязненным правителем, добросовестно отправлял все культы, и не было в округе более могучего и смелого царя. Всем был одарен Этана, кроме одного — не было у него детей, чтобы продолжить славу рода. Сильно горевал царь, что не оставит он никого на земле после себя, что некому будет справлять по нему заупокойные обряды. Обратился он с мольбами к лучезарному богу солнца Шамашу (аккадский аналог шумерского бога Уту).

Шамаш внял мольбам несчастного царя и открыл ему, что на небесах произрастает чудодейственная "трава рождения", которая дает людям многочисленное потомство. Этана очень удивился, как же он сможет добраться до неба. Шамаш рассказал ему, где найти глубокую яму, в которую он в наказание низверг орла. Теперь срок его заключения подходит к концу, и солнечный бог разрешает Этане освободить его.

Царь нашел эту яму. Вытащил из нее истерзанную птицу со сломанными крыльями и вырванными когтями и вылечил ее. Поправившись, орел рассказал Этане свою печальную историю. Долгое время обитал он в гнезде на вершине огромного дерева, а у его корней нашла себе приют змея. Жили они дружно и друг друга не трогали. Но однажды в сердце орла поселилось зло, и он сожрал детенышей змеи. Вернувшись домой, змея обнаружила, что дети ее пропали, она все поняла и обратилась с мольбой к справедливому богу Шамашу. Тот сжалился над безутешной матерью и покарал преступную птицу.

Когда Этана поведал орлу свой замысел добраться до небес, тот, испытывая благодарность к своему спасителю, согласился помочь. Долго летели они, и каждый раз, глядя вниз, царь видел удаляющуюся землю. То она была размером с гору, то с мельничный жернов, а затем сделалась размером с садовую лейку. Так достигли они престола Ана, и Этана добыл желаемую траву.

Читайте также: