Миф о пак хеккосе кратко
Обновлено: 05.07.2024
П. Х. правил 61 год, а потом вознёсся на небо. Спустя семь дней его тело, расчленённое на части, упало на землю. Люди царства хотели собрать вместе части тела П. Х. и похоронить, но этому помешала большая змея.
Эта запись, видимо, является контаминацией мифа о Ким Суро, основателе государства Карак. П. Х. приписывали культурные деяния приобщение силласких общинников к полеводству, шелководству и т. д.
Литература :
The folk treasury of Korea , Seoul, 1970, p. 4042;
Чан Сугын, Хангугый синхва (Мифы Кореи), Сеул, 1977.
См. также литературу к статье Ким Альджи.
Смотреть значение Пак Хеккосе в других словарях
Пак — пака, мн. нет, м. (спец.). Толстый и плотный многолетний лед в полярных водах, трудно проходимый для судов. Полярный пак.
Толковый словарь Ушакова
Пак — зап. южн. частица или привеска: де, деи, ста, скать, мол.
Толковый словарь Даля
Пак М. — 1. Многолетний морской дрейфующий лед в полярных бассейнах.
Толковый словарь Ефремовой
Пак — -а; м. [англ. pack] Многолетний дрейфующий морской лёд в полярных водах.
◁ Па́ковый, -ая, -ое. П-ое поле. П. лёд.
Толковый словарь Кузнецова
Пак — (англ. pack) (паковый лед) - морской лед толщиной не менее 3 м,просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В видеобширных ледяных полей наблюдается преимущественно.
Большой энциклопедический словарь
Пак Инно (1561-1643) — корейский поэт. Писал на корейском языке и ханмуне.Сиджо и поэмы-каса ("Ода о великом спокойствии", 1598) проникнутыпатриотическим пафосом. В "Стансах о глухом переулке".
Большой энциклопедический словарь
Пак Чивон (1737-1805) — корейский писатель и мыслитель, крупнейшийпредставитель течения сирхакпха. Сатирические новеллы на ханмуне, путевыезаписки "Жэхэйский дневник" (26 кн., 80-е гг. 18 в.), пейзажная.
Большой энциклопедический словарь
Пак Ынсик (1859-1926) — корейский историк, философ. С установлением в 1910японского господства в стране эмигрировал в Китай. Принадлежал к левомукрылу корейского национального движения в эмиграции.
Большой энциклопедический словарь
Пак Си Хен — (р. 1910) - кор. историк. Действит. чл. АН (с 1963 Академии обществ. наук) КНДР, проф. Пхеньянского ун-та. Образование получил в Сеульском ун-те. После освобождения страны Сов.
Советская историческая энциклопедия
Пак Чи Вон — (псевд. - Ёнам) (5.III.1737 - 10.XII.1805) - кор. писатель и мыслитель, крупнейший представитель движения Сирхакпха. В богатом литературном наследии П. Ч. В. наиболее значит. произведением.
Советская историческая энциклопедия
Пак Ын Сик — (1856-1926) - кор. историк, философ, деятель нац.-освободит. движения. Выходец из незнатных дворян и конфуцианский ученый, стал одним из зачинателей бурж.-нац. просветительного.
Советская историческая энциклопедия
Пак, Альфонс Павлович — Помощник генерального директора ОАО "ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева"; родился 12 января 1933 г. в г. Декастрия Хабаровского края; окончил гидротехнический факультет Ленинградского.
Большая биографическая энциклопедия
Пак, Борис Дмитриевич — Заведующий кафедрой всемирной истории Иркутского государственного университета; родился 4 января 1931 г. в г. Владивостоке; окончил восточный факультет Среднеазиатского.
Большая биографическая энциклопедия
Пак, Витольд Степанович — [р. 10 (22) авг. 1888] — сов. ученый в области горной механики, акад. АН УССР (с 1951). Чл. КПСС с 1937. После окончания в 1911 Томского технологич. ин-та работал на Сучанских угольных.
Большая биографическая энциклопедия
Пак, Галина Станиславовна — (р. 14.06.1955) — спец. в обл. филос. истории и социол. соц. изменений; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Копейск Челябинской обл. Окончила филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1977). Канд.
Большая биографическая энциклопедия
Пак, Ендин — род. 7 ноября 1909 в с. Нижне-Корсаковка Суйфунского р-на Дальневосточного края, ум. 7 июня 1978 в Ташкенте. Композитор. В 1945 окончил Ташкентскую конс. по кл. композиции Б. Б.
Большая биографическая энциклопедия
Пак, Зиновий Петрович — Бывший генеральный директор Российского агентства по боеприпасам (1999—2003); родился 29 марта 1939 г. в с. Ланы Соколовские Дрогобычского района Львовской области; окончил.
Большая биографическая энциклопедия
Пак, Михаил Николаевич — Профессор Института стран Азии и Африки при МГУ, директор Международного центра краеведения МГУ; родился 21 июня 1918 г. в с. Янчихе Приморского края; окончил исторический.
Большая биографическая энциклопедия
Пак, Николай Васильевич — Народный депутат РФ (1990—1993), был членом Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, членом Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам.
Большая биографическая энциклопедия
ПАК — геофиз., нефт. псевдоакустический каротаж
seismic log manufacture, conversion of seismic attributes to petrophysical parameters
Словарь русских технических сокращений
ПАК — ПАК, -а, м. (спец.). Многолетний полярный лед. || прил. паковый, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ: КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА В I - IV ВЕКАХ
Когурё, Пэкче и Силла — первые три государства Корейского полуострова, с истории которых начинается непрерывная история корейской культуры. Образовавшись почти одновременно, Три государства боролись за гегемонию. В результате победило Силла, объединив страну под своей властью. Все последующие корейские династии были непосредственными преемницами Трех государств.
§ 1. Когурё
Когурё было особым государством среди Трех государств, поскольку в его состав вошли территория, а вместе с ней была воспринята и культура китайского округа Наннан ( 313 г .), а затем про-тогосударства Пуё ( 494 г .). Округ Наннан с китайским населением и высокоразвитой культурой сыграл огромную роль в становлении культуры Когурё [2] .
До начала IV в. не только в культурном, но и территориальном плане Когурё было небольшим протогосударственным образованием в среднем течении реки Амноккан. С севера оно было ограничено прото-государством Пуё, а с юга — китайским округом Наннан. Этнической основой Когурё были племена мэк. В дальнейшем были присоединены племена окчо, пуё и др.
Представим краткое изложение мифа об основателе Когурё [3] .
У Кымва было еще семеро сыновей, которые испытывали зависть к Чумону и даже боялись его. Они всячески упрашивали отца избавиться от Чумона. Кымва не хотел расставаться с ним. Тогда сыновья и придворные сановники задумали убить Чумона. Об этом узнала мать — Юхва и тайно известила сына. Чумон бежал с тремя друзьями. Погоня не смогла догнать беглецов. Чумон кормил лошадей так, что хорошие лошади выглядели хилыми (они то и достались Чумону), а плохие — упитанными (на них ездил ван и его приближенные). Ко всему прочему, все живое в природе помогало беглецам. Например, рыбы и черепахи всплыли и выстроились так, что получился мост через реку Ом-хосу, которую пересекал Чумон. Так он достиг местности Чольбончхон, встретив по дороге трех мудрецов, которые стали его сопровождать. Местность ему понравилась, и он решил основать государство, дав ему название Когурё и взяв фамилию Ко. Это было в 37 г . до и. э. Тогда Чумону исполнилось 22 года. Его слава росла, и правители пограничных с Когурё территорий изъявляли желание подчиниться его власти.
Современные исследователи считают, что миф о Чумоне отражает процессы переселения части племен, населявших протогосударство Пуё, и образования таким образом Когурё — сначала как союза племен, а затем — государства.
Основой формирования государства Когурё послужили пять родовых объединений — бу: Сонобу (возможен вариант прочтения как Еннобу), Чоллобу, Суннобу, Кваннобу и Керубу. Упоминания о бу встречаются в исторических источниках, начиная со II в. до н.э., а именно со 107 г . до н. э. Тогда в среднем течении реки Амноккан, после падения Древнего Чосона, появилась небольшая область Когурё, в которой проживали пять бу. Доминирующее положение занимал род Суннобу, а его глава признавался за вана.
С первых веков своего существования Когурё не избежало столкновений с ближайшими соседями — Китаем и Пуё. Например, в 28 г . ханьский (китайский) наместник Ляодуна напал на Когурё. В 121 г . когурёский Тхэчжо-ван напал на Ляодун и китайский округ Хёнтхо. В 172 г . в правление государя Синдэ-вана имело место вторжение китайских войск в Когурё и т. д.
Однако более всего Когурё конфликтовало со своим северным соседом Пуё. И Пуё, и Когурё, очевидно, находились на соотносимом уровне развития. Поэтому каждое из двух протогосударств могло быть поглощено другим, что и случилось впоследствии. В 6 г . до н. э. из Пуё был снаряжен военный поход в Когурё, в который отправилось 50 000 человек. Во многом из-за зимней непогоды нападавшей стороне пришлось отказаться от продолжения похода. В 13 г . н.э. в правление Юри-вана было успешно отражено очередное нападение пуёсцев. В 21 г . Тэмусин-ван сам отправил войско в поход на Пуё. В 56 г . король [4] Тхэчжо-ван напал на земли племен окчо и присоединил их.
Однако, на наш взгляд, именно присоединение в 313 г . китайского округа Наннан (образованного в свое время на месте Древнего Чосона) послужило поворотным моментом в формировании государственности Когурё как в территориальном, так и в культурном плане. Говоря о культурном влиянии, основное внимание хотелось бы обратить на значение китайской письменности, которая стала быстрее распространяться с присоединением округа. На протяжении полутора тысяч лет корейскую культуру и корейскую государственность обслуживала исключительно иероглифическая письменность, заимствованная из Китая. Роль письменности в процессе формирования государства — тема для специальных исследований, и мы не будем останавливаться на ней подробно. В любом случае, новый этап распространения иероглифической письменности подготовил почву для принятия буддизма из Китая. В Серединном государстве к тому времени все основные буддийские каноны были переведены на китайский язык. Считается, что буддизм проник в Когурё в 372 г . [7] и вскоре стал государственной религией.
Именно в IV в. в Когурё окончательно утвердилось конфуцианство и была основана придворная конфуцианская академия. Конфуцианство служило идейной основой теории государственного управления в Корее.
К V в. Когурё не только окончательно оформилось как государство, занимавшее весь север Корейского полуострова, но и имело развитый аппарат власти, армию, сложившиеся классовые отношения. Описанию этих процессов как в Когурё, так и в двух других корейских королевствах будет специально посвящена глава 5 первой части книги.
§ 2. Пэкче
Государство Пэкче формировалось в бассейне реки Ханган [8] . Сначала Пэкче было одним из сильных протогосударственных объединений гук в составе протогосударства Махан. Правда, тогда первый слог названия — Пэк записывался другим иероглифом, но это совсем не означает, что речь идет о каком-то другом Пэкче. На ранних этапах использования китайских иероглифов для записи корейских слов иероглифы могли употребляться для передачи фонетического звучания корейского слова независимо от значения.
Затем объединение Пэкчегук покоряло другие соседние гук, входившие в состав Махана. Процесс подчинения окружающих Пэкче территорий шел до III в. н. э. Поэтому вряд ли можно считать 18 г . до н. э. временем формирования государства Пэкче. Именно эта дата зафиксирована в легенде о возникновении Пэкче.
Отцом Пирю и Ончжо был представитель королевского рода Пуё — Утхэ. Через некоторое время после рождения сыновей отец умер, и они остались с матерью, которая была родом из Чольбона. Ее звали Сосоно. В это время ( 37 г . до н. э.) из Пуё в Чольбон бежал Чумон. По прибытии в Чольбон он основал новую столицу и дал название государству — Когурё. Сосоно стала женой Чумона, и он относился к Пирю и Ончжо как к родным сыновьям. Через некоторое время в Когурё прибыл сын Чумона Юри, родившийся ранее еще в Пуё. Поскольку он должен был стать наследником, то Пирю и Ончжо отправились вместе с матерью на юг в местность Мичхухоль [где и было основано государство Пэкче].
Существуют и другие версии легенд об основании Пэкче, дошедшие до нас в текстах китайских исторических источников. Но у них всех есть общий момент: основатель Пэкче имеет родственную связь с Когурё и Пуё — государствами севера Корейского полуострова. Поэтому считается, что большую часть населения Пэкче составляли выходцы из северной части Кореи, и этнические корни у Пуё, Когурё и Пэкче схожи. С другой стороны, учитывая то, что Пэкче при формировании включало в себя и культуру Махана, имевшую в том числе южные корни, можно говорить о двух разных по значимости составляющих культуры Пэкче с доминированием северной ветви.
На раннем этапе формирования государства Пэкче (Пэкчегук), согласно легендам, в нем, очевидно, сначала главенствовало родоплеменное объединение Мичхухоль (Пирю), а затем Вире (Ончжо).
Пик или завершение процесса формирования государственности Пэкче большинство ученых относят к III в. При этом особую роль в становлении государственности они отводят противостоянию с находившимися на севере китайскими округами Наннан и Тэбан. Для того чтобы защитить себя от возможной агрессии с севера, нужно было обладать сильным войском, подобным войскам этих округов. Требовалось активно перенимать не только систему организации войск, но и государственное устройство в целом. Кроме того, у Пэкче, очевидно, были торговые и культурные контакты с округами Наннан и Тэбан.
Окончательное формирование государственности в Пэкче связывают с правлением короля Кои-вана (234-286). При нем пэкческая армия усилилась настолько, что сама атаковала китайские округа Наннан и Тэбан. В 246 г . в результате очередного похода в Тэбан был убит китайский губернатор этого округа.
В 262 г . в Пэкче были изданы законы о наказании чиновников за взяточничество и воровство. В 280 г . Кои-ван отправил в китайское государство Западное Цзинь послов с целью установления дипломатических отношений.
Расцвет Пэкче приходится на IV в., когда в правление короля Кынчхого-вана (346-375) Пэкче завершило процесс подчинения окружающих территорий (бывшего Махана) и даже начинало снаряжать военные походы против соседних корейских государств. Например, в 370 г . в ходе очередного похода Пэкче против Когурё погиб когурёский король Когугвон-ван. В IV в. территория Пэкче простиралась на юг вплоть до корейского Южного моря [12] , а на севере — до границ с современной провинцией Хванхэ.
§ 3. Силла
Согласно легенде о Хёккосе, основателе Силла, это королевство образовалось еще в 57 г . до н.э., т.е. даже раньше, чем Когурё и Пэкче. Однако процесс становления государственности на Корейском полуострове тесно связан с процессом усвоения континентальной китайской культуры (что совсем не отрицает своеобразия всех трех корейских государств). Технологии производства изделий из бронзы и железа пришли в Корею из Китая. То же можно сказать об иероглифической письменности, особую роль которой в становлении государственности мы уже отмечали. Территории будущего королевства Силла были наиболее отдалены от Китая в сравнении с двумя другими государствами. Кроме того, на пути к Китаю значительными препятствиями выступали горные хребты Собэк и Тхэбэк. Поэтому можно говорить о том, что на Силла китайское влияние распространилось позднее. Средневековые хроники представляют королевство Силла самым древним из Трех государств. Современные историки объясняют это тем, что Силла являлось государством, объединившим Корейский полуостров, и, видимо, в средневековых корейских хрониках требовалось доказать право быть лидером: главенствующим может быть только то государство, чья история древнее.
Таким образом, и в легенде об основателе Силла Хёккосе, подобно легенде об основателе Когурё Чумоне, мы видим мотивы чудесного рождения первого государя из яйца, что дает основание делать предположения об общих корнях культур Когурё, Пэкче (родственная связь основателей Пэкче с Чумоном) и Силла. Считается, что легенда о Хёккосе появилась в Силла позднее, чем легенды об основателях двух других государств, и испытала на себе воздействие первых двух.
Название государства Сораболь, или Сара, Саро, происходит от названия одного из 12 протогосударственных объединений гук, находившихся на территории протогосударства Чинхан, одного из Трех Хан. В течение нескольких столетий Саро подчиняло окружающие гук, пока на территории бывшего Чинхан не образовалось единое государство, которое с начала VI в. стали называть Силла. В самом Саро и подчиненных ему территориях на протяжении нескольких столетий происходили изменения, свидетельствовавшие о постепенном становлении и усложнении институтов государственности.
В южнокорейской историографии, с которой автор настоящей монографии в принципе согласен, историю формирования королевства Силла принято делить на три основных периода, которые связывают с изменением названия, а вместе с ним и функций главы государства.
Первый период, длившийся до конца I в. до н. э. (начало точно определить пока не представляется возможным), называется периодом косоган и чхачхаун. Первые правители Силла — Хёккосе (57-3 гг. до н.э.), Намхэ (4-23 гг. н.э.) именовались не ванами. а косоганами. В дальнейшем всем силласким государям, за исключением Хёккосе, средневековая корейская историография приписала титул еан, что должно было указывать на легитимность и высокий статус их власти. Однако первые правители Силла не были ванами.
Следует отметить, что и в современной Корее, как в Южной, так и Северной, ежегодные церемониалы жертвоприношений духам предков в семейном и общегосударственном масштабах не потеряли своей актуальности.
В первый период социально-экономической формой организации населения была сельская община.
Второй период формирования Силла именуется периодом нисагым. Он начался в конце I в. до н. э. и продолжался до IV в. н. э. Нисагым [14] — новое название правителей союза Саро, указывавшее на его особый статус как главы союза родоплеменных протогосударственных объединений. Наряду с новым титулом нисагым, правители остальных протогосударств союза Саро продолжали называться косоганами.
Власть нисагымов не всегда была наследственной. На собрании косоганов, согласно общему мнению, принималось решение либо о передаче власти по наследству, либо об избрании нового нисагыма. Чаще всего нисагымами становились главы родов Пак, Сок и Ким. Таким образом, отчасти выборная власть в Саро указывала на незавершенность процесса формирования государственности на этом этапе. Для установившейся монархической власти в Корее (как и на всем Дальнем Востоке) было характерно представление о небесном происхождении рода государя или его особой близости к Небу, что автоматически подразумевало передачу власти по наследству.
Второй этап в формировании королевства Силла (Саро) связан не только с изменением характера верховной власти. В это время население покоренного Китаем Древнего Чосона в большом количестве переселялось на юг Корейского полуострова, в том числе и в Кёнчжускую равнину — центр формирования королевства Силла. Вместе с переселенцами в Силла (Саро) была принесена более развитая технология производства железных орудий труда. Это способствовало как экономическому, так и военному усилению района Кёнчжу.
При этом основой союза Саро были шесть бу — родоплеменных объединений самого Саро, ставших впоследствии основой административной системы государства.
Этот период истории Силла характеризуется переходом власти к роду Ким в правление Нэмуль-вана (356-402) и окончательным закреплением передачи власти от отца к сыну, произошедшим в правление Нульчжи-вана (417-458). В столицу Силла (нынешний город Кёнчжу) со всей территории страны поставлялись продовольствие, самые разнообразные материальные ценности, рабы. Силлаские правители все более и более богатели, что очень хорошо можно проследить по королевским гробницам в Кёнчжу: чем позже построена гробница, тем больше она по размеру и тем богаче погребальная утварь.
В начале VI в. в Силла были установлены 17 должностных рангов, что свидетельствовало о создании более сложного государственного аппарата. Тогда же в Силла стал проникать буддизм. Что касается конфуцианства и его влияния в раннем Силла, то в исторической литературе этой проблеме почти не уделяется специального внимания. Однако поскольку и в самом Китае, и в сопредельных странах, например в Когурё и Пэкче, конфуцианство служило идейной основой формирования идеологии государственного управления, можно предположить, что и Силла, воспринявшее китайскую иероглифическую письменность, в известной степени также не избежало влияния конфуцианства.
[1] Сочинение переведено на русский язык выдающимся отечественным корееведом, историком М. Н. Паком и его учениками и коллегами (см.: Ким Бусик. 1) Самгук саги. Летописи Силла. М., 1959; 2) Самгук Саги. Летописи Когурё. Летописи Пэкче. Хронологические таблицы. М., 1995).
[2] В Центральном государственном (историческом) музее Южной Кореи в одном зале, буквально на соседних витринах, в конце 1990-х годов были представлены золотые украшения, изготовленные в Наннане и соседних протогосударствах Когурё, Пэкче и Силла, Различие между изделиями было таково, что у посетителя музея возникало ощущение, будто украшения эти не были созданы в одно время, а их отделяет друг от друга, по меньшей мере, несколько столетий.
[5] Желтый цвет на Дальнем Востоке соотносится с государственной властью.
[6] В современном (изначально европейском) представлении о сторонах света север находится сверху, юг — снизу, запад — слева, а восток — справа. На Дальнем Востоке юг находился сверху, север — снизу, запад — справа, а восток — слева.
[7] Подробнее об этом см.: Часть 1, глава 6, § 1.
[8] На реке Ханган находится столица Республики Корея - Сеул.
[9] Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Когурё. Летописи Пэкче. Хронологические таблицы. С. 133-134.
[11] Имеется в виду тот самый Чумон, который, согласно легенде об основании Когурё, бежал из Пуё и стал первым правителем Когурё.
[13] Корейские предания и легенды из средневековых книг / Пер. с ханмуна. М., 1980. С. 44-46.
[14] В научной литературе можно встретить и другие варианты передачи термина нисагым по-русски: исагым, и даже нисигым, что связано с проблемой древнего корейского прочтения китайских иероглифов, с помощью которых на письме передавались те или иные корейские реалии. (См., напр.: Ким Сугён. Когурё, Пэкче, Силла оно ёнгу (Изучение языка Когурё, Пэкче, Силла). Сеул, 1995.
Читайте также: