Миф о пак хеккосе кратко

Обновлено: 05.07.2024

П. Х. правил 61 год, а потом вознёсся на небо. Спустя семь дней его тело, расчленённое на части, упало на землю. Люди царства хотели собрать вместе части тела П. Х. и похоронить, но этому помешала большая змея.

Эта запись, видимо, является контаминацией мифа о Ким Суро, основателе государства Карак. П. Х. приписывали культурные деяния — приобщение силласких общинников к полеводству, шелководству и т. д.

Литература :
The folk treasury of Korea , Seoul, 1970, p. 40—42;
Чан Сугын, Хангугый синхва (Мифы Кореи), Сеул, 1977.
См. также литературу к статье Ким Альджи.

Смотреть значение Пак Хеккосе в других словарях

Пак — пака, мн. нет, м. (спец.). Толстый и плотный многолетний лед в полярных водах, трудно проходимый для судов. Полярный пак.
Толковый словарь Ушакова

Пак — зап. южн. частица или привеска: де, деи, ста, скать, мол.
Толковый словарь Даля

Пак М. — 1. Многолетний морской дрейфующий лед в полярных бассейнах.
Толковый словарь Ефремовой

Пак — -а; м. [англ. pack] Многолетний дрейфующий морской лёд в полярных водах.
◁ Па́ковый, -ая, -ое. П-ое поле. П. лёд.
Толковый словарь Кузнецова

Пак — (англ. pack) (паковый лед) - морской лед толщиной не менее 3 м,просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В видеобширных ледяных полей наблюдается преимущественно.
Большой энциклопедический словарь

Пак Инно (1561-1643) — корейский поэт. Писал на корейском языке и ханмуне.Сиджо и поэмы-каса ("Ода о великом спокойствии", 1598) проникнутыпатриотическим пафосом. В "Стансах о глухом переулке".
Большой энциклопедический словарь

Пак Чивон (1737-1805) — корейский писатель и мыслитель, крупнейшийпредставитель течения сирхакпха. Сатирические новеллы на ханмуне, путевыезаписки "Жэхэйский дневник" (26 кн., 80-е гг. 18 в.), пейзажная.
Большой энциклопедический словарь

Пак Ынсик (1859-1926) — корейский историк, философ. С установлением в 1910японского господства в стране эмигрировал в Китай. Принадлежал к левомукрылу корейского национального движения в эмиграции.
Большой энциклопедический словарь

Пак Си Хен — (р. 1910) - кор. историк. Действит. чл. АН (с 1963 Академии обществ. наук) КНДР, проф. Пхеньянского ун-та. Образование получил в Сеульском ун-те. После освобождения страны Сов.
Советская историческая энциклопедия

Пак Чи Вон — (псевд. - Ёнам) (5.III.1737 - 10.XII.1805) - кор. писатель и мыслитель, крупнейший представитель движения Сирхакпха. В богатом литературном наследии П. Ч. В. наиболее значит. произведением.
Советская историческая энциклопедия

Пак Ын Сик — (1856-1926) - кор. историк, философ, деятель нац.-освободит. движения. Выходец из незнатных дворян и конфуцианский ученый, стал одним из зачинателей бурж.-нац. просветительного.
Советская историческая энциклопедия

Пак, Альфонс Павлович — Помощник генерального директора ОАО "ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева"; родился 12 января 1933 г. в г. Декастрия Хабаровского края; окончил гидротехнический факультет Ленинградского.
Большая биографическая энциклопедия

Пак, Борис Дмитриевич — Заведующий кафедрой всемирной истории Иркутского государственного университета; родился 4 января 1931 г. в г. Владивостоке; окончил восточный факультет Среднеазиатского.
Большая биографическая энциклопедия

Пак, Витольд Степанович — [р. 10 (22) авг. 1888] — сов. ученый в области горной механики, акад. АН УССР (с 1951). Чл. КПСС с 1937. После окончания в 1911 Томского технологич. ин-та работал на Сучанских угольных.
Большая биографическая энциклопедия

Пак, Галина Станиславовна — (р. 14.06.1955) — спец. в обл. филос. истории и социол. соц. изменений; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Копейск Челябинской обл. Окончила филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1977). Канд.
Большая биографическая энциклопедия

Пак, Ендин — род. 7 ноября 1909 в с. Нижне-Корсаковка Суйфунского р-на Дальневосточного края, ум. 7 июня 1978 в Ташкенте. Композитор. В 1945 окончил Ташкентскую конс. по кл. композиции Б. Б.
Большая биографическая энциклопедия

Пак, Зиновий Петрович — Бывший генеральный директор Российского агентства по боеприпасам (1999—2003); родился 29 марта 1939 г. в с. Ланы Соколовские Дрогобычского района Львовской области; окончил.
Большая биографическая энциклопедия

Пак, Михаил Николаевич — Профессор Института стран Азии и Африки при МГУ, директор Международного центра краеведения МГУ; родился 21 июня 1918 г. в с. Янчихе Приморского края; окончил исторический.
Большая биографическая энциклопедия

Пак, Николай Васильевич — Народный депутат РФ (1990—1993), был членом Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, членом Комиссии Совета Республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам.
Большая биографическая энциклопедия

ПАК — геофиз., нефт. псевдоакустический каротаж
seismic log manufacture, conversion of seismic attributes to petrophysical parameters
Словарь русских технических сокращений

ПАК — ПАК, -а, м. (спец.). Многолетний полярный лед. || прил. паковый, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ: КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА В I - IV ВЕКАХ

Когурё, Пэкче и Силла — первые три государства Корейского по­луострова, с истории которых начинается непрерывная история ко­рейской культуры. Образовавшись почти одновременно, Три государ­ства боролись за гегемонию. В результате победило Силла, объединив страну под своей властью. Все последующие корейские династии были непосредственными преемницами Трех государств.

§ 1. Когурё

Когурё было особым государством среди Трех государств, по­скольку в его состав вошли территория, а вместе с ней была вос­принята и культура китайского округа Наннан ( 313 г .), а затем про-тогосударства Пуё ( 494 г .). Округ Наннан с китайским населением и высокоразвитой культурой сыграл огромную роль в становлении культуры Когурё [2] .

До начала IV в. не только в культурном, но и территориальном плане Когурё было небольшим протогосударственным образованием в среднем течении реки Амноккан. С севера оно было ограничено прото-государством Пуё, а с юга — китайским округом Наннан. Этнической основой Когурё были племена мэк. В дальнейшем были присоединены племена окчо, пуё и др.

Представим краткое изложение мифа об основателе Когурё [3] .

У Кымва было еще семеро сыновей, которые испытывали зависть к Чумону и даже боялись его. Они всячески упрашивали отца избавиться от Чумона. Кымва не хотел расставаться с ним. Тогда сыновья и при­дворные сановники задумали убить Чумона. Об этом узнала мать — Юхва и тайно известила сына. Чумон бежал с тремя друзьями. Погоня не смогла догнать беглецов. Чумон кормил лошадей так, что хорошие лошади выглядели хилыми (они то и достались Чумону), а плохие — упитанными (на них ездил ван и его приближенные). Ко всему проче­му, все живое в природе помогало беглецам. Например, рыбы и чере­пахи всплыли и выстроились так, что получился мост через реку Ом-хосу, которую пересекал Чумон. Так он достиг местности Чольбончхон, встретив по дороге трех мудрецов, которые стали его сопровождать. Местность ему понравилась, и он решил основать государство, дав ему название Когурё и взяв фамилию Ко. Это было в 37 г . до и. э. Тогда Чу­мону исполнилось 22 года. Его слава росла, и правители пограничных с Когурё территорий изъявляли желание подчиниться его власти.

Современные исследователи считают, что миф о Чумоне отража­ет процессы переселения части племен, населявших протогосударство Пуё, и образования таким образом Когурё — сначала как союза пле­мен, а затем — государства.

Основой формирования государства Когурё послужили пять ро­довых объединений — бу: Сонобу (возможен вариант прочтения как Еннобу), Чоллобу, Суннобу, Кваннобу и Керубу. Упоминания о бу встречаются в исторических источниках, начиная со II в. до н.э., а именно со 107 г . до н. э. Тогда в среднем течении реки Амноккан, после падения Древнего Чосона, появилась небольшая область Когурё, в которой проживали пять бу. Доминирующее положение занимал род Суннобу, а его глава признавался за вана.

С первых веков своего существования Когурё не избежало столк­новений с ближайшими соседями — Китаем и Пуё. Например, в 28 г . ханьский (китайский) наместник Ляодуна напал на Когурё. В 121 г . когурёский Тхэчжо-ван напал на Ляодун и китайский округ Хёнтхо. В 172 г . в правление государя Синдэ-вана имело место вторжение ки­тайских войск в Когурё и т. д.

Однако более всего Когурё конфликтовало со своим северным со­седом Пуё. И Пуё, и Когурё, очевидно, находились на соотносимом уровне развития. Поэтому каждое из двух протогосударств могло быть поглощено другим, что и случилось впоследствии. В 6 г . до н. э. из Пуё был снаряжен военный поход в Когурё, в который отправилось 50 000 человек. Во многом из-за зимней непогоды нападавшей стороне пришлось отказаться от продолжения похода. В 13 г . н.э. в правле­ние Юри-вана было успешно отражено очередное нападение пуёсцев. В 21 г . Тэмусин-ван сам отправил войско в поход на Пуё. В 56 г . ко­роль [4] Тхэчжо-ван напал на земли племен окчо и присоединил их.

Однако, на наш взгляд, именно присоединение в 313 г . китайского округа Наннан (образованного в свое время на месте Древнего Чосона) послужило поворотным моментом в формировании государствен­ности Когурё как в территориальном, так и в культурном плане. Гово­ря о культурном влиянии, основное внимание хотелось бы обратить на значение китайской письменности, которая стала быстрее распростра­няться с присоединением округа. На протяжении полутора тысяч лет корейскую культуру и корейскую государственность обслуживала исключительно иероглифическая письменность, заимствованная из Ки­тая. Роль письменности в процессе формирования государства — те­ма для специальных исследований, и мы не будем останавливаться на ней подробно. В любом случае, новый этап распространения иеро­глифической письменности подготовил почву для принятия буддизма из Китая. В Серединном государстве к тому времени все основные буддийские каноны были переведены на китайский язык. Считается, что буддизм проник в Когурё в 372 г . [7] и вскоре стал государственной религией.

Именно в IV в. в Когурё окончательно утвердилось конфуцианство и была основана придворная конфуцианская академия. Конфуциан­ство служило идейной основой теории государственного управления в Корее.

К V в. Когурё не только окончательно оформилось как государ­ство, занимавшее весь север Корейского полуострова, но и имело раз­витый аппарат власти, армию, сложившиеся классовые отношения. Описанию этих процессов как в Когурё, так и в двух других корей­ских королевствах будет специально посвящена глава 5 первой части книги.

§ 2. Пэкче

Государство Пэкче формировалось в бассейне реки Ханган [8] . Сна­чала Пэкче было одним из сильных протогосударственных объеди­нений гук в составе протогосударства Махан. Правда, тогда первый слог названия — Пэк записывался другим иероглифом, но это совсем не означает, что речь идет о каком-то другом Пэкче. На ранних эта­пах использования китайских иероглифов для записи корейских слов иероглифы могли употребляться для передачи фонетического звуча­ния корейского слова независимо от значения.

Затем объединение Пэкчегук покоряло другие соседние гук, вхо­дившие в состав Махана. Процесс подчинения окружающих Пэкче территорий шел до III в. н. э. Поэтому вряд ли можно считать 18 г . до н. э. временем формирования государства Пэкче. Именно эта дата зафиксирована в легенде о возникновении Пэкче.

Отцом Пирю и Ончжо был представитель королевского рода Пуё — Утхэ. Через некоторое время после рождения сыновей отец умер, и они остались с матерью, которая была родом из Чольбона. Ее звали Сосоно. В это время ( 37 г . до н. э.) из Пуё в Чольбон бежал Чумон. По прибы­тии в Чольбон он основал новую столицу и дал название государству — Когурё. Сосоно стала женой Чумона, и он относился к Пирю и Ончжо как к родным сыновьям. Через некоторое время в Когурё прибыл сын Чумона Юри, родившийся ранее еще в Пуё. Поскольку он должен был стать наследником, то Пирю и Ончжо отправились вместе с матерью на юг в местность Мичхухоль [где и было основано государство Пэкче].

Существуют и другие версии легенд об основании Пэкче, дошед­шие до нас в текстах китайских исторических источников. Но у них всех есть общий момент: основатель Пэкче имеет родственную связь с Когурё и Пуё — государствами севера Корейского полуострова. По­этому считается, что большую часть населения Пэкче составляли вы­ходцы из северной части Кореи, и этнические корни у Пуё, Когурё и Пэкче схожи. С другой стороны, учитывая то, что Пэкче при форми­ровании включало в себя и культуру Махана, имевшую в том числе южные корни, можно говорить о двух разных по значимости состав­ляющих культуры Пэкче с доминированием северной ветви.

На раннем этапе формирования государства Пэкче (Пэкчегук), со­гласно легендам, в нем, очевидно, сначала главенствовало родоплеменное объединение Мичхухоль (Пирю), а затем Вире (Ончжо).

Пик или завершение процесса формирования государственности Пэкче большинство ученых относят к III в. При этом особую роль в становлении государственности они отводят противостоянию с нахо­дившимися на севере китайскими округами Наннан и Тэбан. Для того чтобы защитить себя от возможной агрессии с севера, нужно было об­ладать сильным войском, подобным войскам этих округов. Требова­лось активно перенимать не только систему организации войск, но и государственное устройство в целом. Кроме того, у Пэкче, очевидно, были торговые и культурные контакты с округами Наннан и Тэбан.

Окончательное формирование государственности в Пэкче связы­вают с правлением короля Кои-вана (234-286). При нем пэкческая ар­мия усилилась настолько, что сама атаковала китайские округа Нан­нан и Тэбан. В 246 г . в результате очередного похода в Тэбан был убит китайский губернатор этого округа.

В 262 г . в Пэкче были изданы законы о наказании чиновников за взяточничество и воровство. В 280 г . Кои-ван отправил в китайское государство Западное Цзинь послов с целью установления диплома­тических отношений.

Расцвет Пэкче приходится на IV в., когда в правление короля Кынчхого-вана (346-375) Пэкче завершило процесс подчинения окружа­ющих территорий (бывшего Махана) и даже начинало снаряжать во­енные походы против соседних корейских государств. Например, в 370 г . в ходе очередного похода Пэкче против Когурё погиб когурёский король Когугвон-ван. В IV в. территория Пэкче простиралась на юг вплоть до корейского Южного моря [12] , а на севере — до границ с современной провинцией Хванхэ.

§ 3. Силла

Согласно легенде о Хёккосе, основателе Силла, это королевство образовалось еще в 57 г . до н.э., т.е. даже раньше, чем Когурё и Пэкче. Однако процесс становления государственности на Корейском полуострове тесно связан с процессом усвоения континентальной ки­тайской культуры (что совсем не отрицает своеобразия всех трех ко­рейских государств). Технологии производства изделий из бронзы и железа пришли в Корею из Китая. То же можно сказать об иеро­глифической письменности, особую роль которой в становлении госу­дарственности мы уже отмечали. Территории будущего королевства Силла были наиболее отдалены от Китая в сравнении с двумя дру­гими государствами. Кроме того, на пути к Китаю значительными препятствиями выступали горные хребты Собэк и Тхэбэк. Поэтому можно говорить о том, что на Силла китайское влияние распростра­нилось позднее. Средневековые хроники представляют королевство Силла самым древним из Трех государств. Современные историки объясняют это тем, что Силла являлось государством, объединившим Корейский полуостров, и, видимо, в средневековых корейских хрони­ках требовалось доказать право быть лидером: главенствующим мо­жет быть только то государство, чья история древнее.

Таким образом, и в легенде об основателе Силла Хёккосе, подоб­но легенде об основателе Когурё Чумоне, мы видим мотивы чудес­ного рождения первого государя из яйца, что дает основание делать предположения об общих корнях культур Когурё, Пэкче (родственная связь основателей Пэкче с Чумоном) и Силла. Считается, что леген­да о Хёккосе появилась в Силла позднее, чем легенды об основателях двух других государств, и испытала на себе воздействие первых двух.

Название государства Сораболь, или Сара, Саро, происходит от названия одного из 12 протогосударственных объединений гук, нахо­дившихся на территории протогосударства Чинхан, одного из Трех Хан. В течение нескольких столетий Саро подчиняло окружающие гук, пока на территории бывшего Чинхан не образовалось единое госу­дарство, которое с начала VI в. стали называть Силла. В самом Саро и подчиненных ему территориях на протяжении нескольких столетий происходили изменения, свидетельствовавшие о постепенном станов­лении и усложнении институтов государственности.

В южнокорейской историографии, с которой автор настоящей мо­нографии в принципе согласен, историю формирования королевства Силла принято делить на три основных периода, которые связывают с изменением названия, а вместе с ним и функций главы государства.

Первый период, длившийся до конца I в. до н. э. (начало точно определить пока не представляется возможным), называется перио­дом косоган и чхачхаун. Первые правители Силла — Хёккосе (57-3 гг. до н.э.), Намхэ (4-23 гг. н.э.) именовались не ванами. а косоганами. В дальнейшем всем силласким государям, за исключением Хёккосе, средневековая корейская историография приписала титул еан, что должно было указывать на легитимность и высокий статус их вла­сти. Однако первые правители Силла не были ванами.

Следует отметить, что и в современной Корее, как в Южной, так и Северной, ежегодные церемониалы жертвоприношений духам пред­ков в семейном и общегосударственном масштабах не потеряли своей актуальности.

В первый период социально-экономической формой организации населения была сельская община.

Второй период формирования Силла именуется периодом ниса­гым. Он начался в конце I в. до н. э. и продолжался до IV в. н. э. Ниса­гым [14] — новое название правителей союза Саро, указывавшее на его особый статус как главы союза родоплеменных протогосударственных объединений. Наряду с новым титулом нисагым, правители осталь­ных протогосударств союза Саро продолжали называться косоганами.

Власть нисагымов не всегда была наследственной. На собрании косоганов, согласно общему мнению, принималось решение либо о пере­даче власти по наследству, либо об избрании нового нисагыма. Чаще всего нисагымами становились главы родов Пак, Сок и Ким. Таким образом, отчасти выборная власть в Саро указывала на незавершен­ность процесса формирования государственности на этом этапе. Для установившейся монархической власти в Корее (как и на всем Даль­нем Востоке) было характерно представление о небесном происхожде­нии рода государя или его особой близости к Небу, что автоматически подразумевало передачу власти по наследству.

Второй этап в формировании королевства Силла (Саро) связан не только с изменением характера верховной власти. В это время насе­ление покоренного Китаем Древнего Чосона в большом количестве переселялось на юг Корейского полуострова, в том числе и в Кёнчжускую равнину — центр формирования королевства Силла. Вместе с переселенцами в Силла (Саро) была принесена более развитая тех­нология производства железных орудий труда. Это способствовало как экономическому, так и военному усилению района Кёнчжу.

При этом основой союза Саро были шесть бу — родоплеменных объединений самого Саро, ставших впоследствии основой админи­стративной системы государства.

Этот период истории Силла характеризуется переходом власти к роду Ким в правление Нэмуль-вана (356-402) и окончательным за­креплением передачи власти от отца к сыну, произошедшим в правле­ние Нульчжи-вана (417-458). В столицу Силла (нынешний город Кёнчжу) со всей территории страны поставлялись продовольствие, самые разнообразные материальные ценности, рабы. Силлаские правители все более и более богатели, что очень хорошо можно проследить по ко­ролевским гробницам в Кёнчжу: чем позже построена гробница, тем больше она по размеру и тем богаче погребальная утварь.

В начале VI в. в Силла были установлены 17 должностных рангов, что свидетельствовало о создании более сложного государственного аппарата. Тогда же в Силла стал проникать буддизм. Что касается конфуцианства и его влияния в раннем Силла, то в исторической ли­тературе этой проблеме почти не уделяется специального внимания. Однако поскольку и в самом Китае, и в сопредельных странах, на­пример в Когурё и Пэкче, конфуцианство служило идейной основой формирования идеологии государственного управления, можно пред­положить, что и Силла, воспринявшее китайскую иероглифическую письменность, в известной степени также не избежало влияния кон­фуцианства.

[1] Сочинение переведено на русский язык выдающимся отечественным корееведом, историком М. Н. Паком и его учениками и коллегами (см.: Ким Бусик. 1) Самгук саги. Летописи Силла. М., 1959; 2) Самгук Саги. Летописи Когурё. Лето­писи Пэкче. Хронологические таблицы. М., 1995).

[2] В Центральном государственном (историческом) музее Южной Кореи в одном зале, буквально на соседних витринах, в конце 1990-х годов были представлены золотые украшения, изготовленные в Наннане и соседних протогосударствах Ко­гурё, Пэкче и Силла, Различие между изделиями было таково, что у посетителя музея возникало ощущение, будто украшения эти не были созданы в одно время, а их отделяет друг от друга, по меньшей мере, несколько столетий.

[5] Желтый цвет на Дальнем Востоке соотносится с государственной властью.

[6] В современном (изначально европейском) представлении о сторонах света се­вер находится сверху, юг — снизу, запад — слева, а восток — справа. На Дальнем Востоке юг находился сверху, север — снизу, запад — справа, а восток — слева.

[7] Подробнее об этом см.: Часть 1, глава 6, § 1.

[8] На реке Ханган находится столица Республики Корея - Сеул.

[9] Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Когурё. Летописи Пэкче. Хронологиче­ские таблицы. С. 133-134.

[11] Имеется в виду тот самый Чумон, который, согласно легенде об основании Когурё, бежал из Пуё и стал первым правителем Когурё.

[13] Корейские предания и легенды из средневековых книг / Пер. с ханмуна. М., 1980. С. 44-46.

[14] В научной литературе можно встретить и другие варианты передачи термина нисагым по-русски: исагым, и даже нисигым, что связано с проблемой древнего корейского прочтения китайских иероглифов, с помощью которых на письме пере­давались те или иные корейские реалии. (См., напр.: Ким Сугён. Когурё, Пэкче, Силла оно ёнгу (Изучение языка Когурё, Пэкче, Силла). Сеул, 1995.

Читайте также: