Межпредметная интеграция в начальной школе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.

Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.

2. Интеграция предметов в начальной школе

Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.

В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

  • внутрипредметная– интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная– синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).

Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

Вертикальная тема на уроке занимает от пяти минут и более, ее реализация различна: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию вертикальной темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение.

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).


Рис. 1. Пластообразная форма организации интегрированного урока

Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.


Рис. 2. Спиралевидная форма организации интегрированного урока

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. (рис. 3).


Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.


Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.


Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока

Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция.

Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого разнообразные задания по целям воздействия и использования на различных уроках. (Приложение 1)

3. Обобщение

Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:

  • в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
  • в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Межпредметная интеграция на уроках в начальной школе

учитель начальных классов,

МОУ СШ № 101 Дзержинского района

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Межпредметная интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В основе интегрированных уроков должна быть близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Например, русский — чтение, математика — окружающий мир, технология, литература — окружающий мир и др. Такие уроки нельзя проводить часто, т. к. они теряют новизну и снижают интерес учащихся к такого рода урокам. Да и не все темы и разделы учебной программы надо интегрировать. Наиболее благоприятны для интеграции уроки литературы, ИЗО, музыки. Именно на таких уроках у детей развивается образное мышление, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Интеграция в образовании необходима, т. к. у современных школьников из-за множества учебных дисциплин формируется фрагментарность мировоззрения и трудности с адаптацией в современном интегрированном мире. Интеграция должна быть постепенной, от внутрипредметной к межпредметной.

Подготовка к такого рода урокам кропотлива. Что требуется от преподавателя?

1. Он должен в полной мере владеть содержанием своего предмета.

2. Хорошо знать содержание учебного предмета, с которым будет интеграция.

3. Уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство.

4. Если урок проводят несколько учителей-предметников, то между ними важна психология, должно быть взаимопонимание с полуслова.

Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта. Интегрированный урок должен быть построен таким образом, чтобы 60–80 % учебного времени занимало творчество учащихся .
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Принимая во внимание вышесказанное, мною были разработаны интегрированные уроки по следующим предметам:

Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.)

Подбор объектов, т.е. источников информации, которые отвечали бы целям урока.

Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это – идея, явление, понятие или предмет).

Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Структура интегрированного урока обучения грамоте (1 класс)

Виды работ на уроке

Вычленение из устной речи нового звука. Упражнения на дифференциацию звуков. Знакомство с буквой нового звука. Упражнения, обучающие чтению слогов, слов с новой буквой.

Рисование, раскрашивание, штриховка (подготовка руки ребёнка к письму). Знакомство с письменным эквивалентом новой буквы, упражнения в написании новой буквы, слогов и слов с новой буквой.

Раскрашивание. Составление рассказов по иллюстрации. Письмо предложений с изученными буквами и новой буквой.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Этот метод обучения очень привлекателен: помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для учителей, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!

Нажмите, чтобы узнать подробности

С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретёнными детьми, мало связанны между собой.

Современные социокультурные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном уровне. Этого можно достичь, если в восприятии ребёнка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира.

Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире.

В данной статье хочу рассказать о вертикальном тематизме как нравственном ориентире в процессе обучения. Предлагаю развитие у ребёнка широкого гуманитарно-экологического мышления, восприятия им целостной картины мира через нравственно-эстетическое воспитание.

При разработке этого принципа необходимо опираться на следующие положения:

  • все виды духовной деятельности отражают единый мир в многообразии различных видов, форм искусства и науки;
  • воспитательное значение искусства и науки как общечеловеческих ценностей в процессе передачи духовного опыта новым поколениям;
  • человек должен находиться в гармонии с окружающим миром.

Что даёт ученику вертикальный тематизм.

Воспитание духовной культуры учащихся на основе единых вертикальных тем как нравственно-эстетических ориентиров в межпредметной интеграции помогает в развитии целостного мышления, целостного познания мира. При этом развивается образное, конкретное и отвлечённое мышление. Активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий. Для младшего школьного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость длительного восприятия. Поэтому обращение к одной теме 3 – 4 раза в течение недели на разных уроках будет способствовать развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса к одной теме.

Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение под музыку на данную тему, сценический этюд.

Комплекс предметов: окружающий мир и эстетический цикл.

Комплекс может быть представлен разными предметами, по желанию педагога. Но присутствие окружающего мира, чтения – обязательно. В комплексе все предметы равноправны, при этом в каждой конкретной теме тот или иной предмет может оказаться ведущим в силу объёма и значимости материала.

Если окружающий мир даёт детям естественно-научную, объективную картину мира, то эстетические предметы раскрывают видение мира, отношение к нему в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Комплекс эстетических предметов и окружающего мира приобретает экологическую направленность. Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании, развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывая у них такие чувства и состояния как любовь, волнение совести, высокий подъём переживаний от общения с природой как высшего счастья. Ребёнок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром.

Структура, принцип построения тематического планирования.

Темы имеют широкое общечеловеческое значение. Интеграция совершается на основе широкого охвата жизненных явлений. Точками соприкосновения разных учебных предметов становятся важные нравственные положения, которые помогают формированию мировоззрения ученика, его отношения к окружающему миру, природе, обществу, самому себе.

Тематизм развёрнут в нравственно-экологическом ракурсе, на воспитании любви, внимания, бережного отношения к окружающему миру и осознанию себя в этом мире. Поэтому в тематизме ребёнку предлагается целостный взгляд на природу, на окружающий мир, бережное, ответственное отношение к тому дому, к тому миру, в котором он живёт.

Таким образом, принцип образования тем – вариативный трёхступенчатый. Пять основных тематических групп как варианты - аспекты тематического ядра образуют вторую ступень. И третью ступень вариативного образования составляют темы одной – двух недель, каждая из которых является вариантом одной из пяти больших тем.

Логика последовательности тем.

В развитии тематизма от класса к классу, от одной возрастной группы к другой присутствует принцип последовательного усложнения тематизма и принцип концентрического построения – повторения наиболее важных тем на более высоком уровне.

Последовательность тем определяется календарём, временами года, праздниками. Между этими опорными пунктами помещаются различные нравственные и экологические темы.

Акцент в той или иной группе тем в каждом классе зависит от возрастных особенностей учащихся, их отношения к природе, к окружающим людям, к себе, от их готовности к познанию, умению абстрагироваться, от преобладания в данном возрасте конкретного или обобщенного мышления.

Обобщение.

В обучение закладывается единая эколого-воспитательная задача: осознать главные этические законы – Любви, Добра, Красоты, Справедливости, по которым должен жить человек.

Представляя межпредметную интеграцию, вертикальный тематизм может быть рассмотрен и как подготовка к курсу мировой художественной культуры, где предшествующие знания по эстетическим предметам сливаются в одном предмете.

О необходимости того, чтобы ребёнок с раннего детства постигал культуру своего народа, написано много, так как обращение к отечественному наследию воспитывает в ребёнке уважение, любовь и гордость за ту землю, на которой он живёт. Ему нужно знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Знание родной культуры, её истоков поможет учащимся с большим вниманием и уважением отнестись к культуре других народов.


На современном этапе происходит обновление системы образования. Одной из задач начальной школы является творческое, интеллектуальное развитие личности, которая сможет творчески мыслить, выражать свое мнение, самостоятельно принимать решения. Введение интегрированной системы обучения может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать такому развитию детей.

Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Идеи межпредметных связей и их переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками педагогов различных эпох: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др.

Большое внимание установлению межпредметных связей уделялось в

В начале 30-х годов новаторские педагогические поиски были прерваны, и советская школа надолго вернулась к традиционной предметной системе образования. В 30–40-е годы интеграция осуществлялась лишь во внеклассной работе – в кружках, технических станциях и юннатов. Знания из различных учебных дисциплин стихийно интегрировались в процессе детского творчества. В 70-е годы межпредметные связи стали пониматься как принцип дидактики. С конца 80-х – начала 90-х годов XX века процессы реформирования различных сфер общества способствовали тому, что заговорили и об интеграции в образовании.

Межпредметная интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления, интеллекта. Особенность отбора содержания учебного материала при межпредметной интеграции в начальной школе заключается в интеграции материала из традиционных предметов с включением нового содержательного материала. Такой подход способствует: а) введению новых предметов (курсов); б) появлению новых специальных курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; в) появлению циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования; г) проведению интегрированных уроков разного уровня и характера; д) введению новых форм учебного процесса: учебный день, учебная неделя и др.

- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

В начальной школе основными формами межпредметной интеграции являются интегрированный урок и интегрированный курс, которые предполагают интеграцию материала двух и более школьных предметов. Поэтому их может вести не только один учитель, но и два, и три педагога.

В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Механизмом интеграции в системе начального обучения является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности. В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, метафоры, сравнения, ритм); в природе – объект (понятие, форма, причинно-следственные отношения в природе и др.); в изобразительном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм); в трудовом обучении – изделие (лепка, объем пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация и др.); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика, интонация и др.).

При интеграции разных видов искусств, предметной деятельности все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала других предметов предполагает его рассмотрение характерными методическими приемами. Например, интегрированный урок, в котором синтезируется материал уроков чтения и изобразительного искусства, требует от учителя использования методики работы с текстом и методики работы над рисованием отдельных объектов (или природы).

Чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников, необходимо выяснить, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков положена близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса [74].

Наиболее продуктивным для межпредметной интеграции является объединение следующих предметов: русский язык – чтение, чтение – ознакомление с окружающим миром; чтение – русский язык – ознакомление с окружающим миром; чтение – изобразительное искусство, чтение – ознакомление с окружающим миром – изобразительное искусство, чтение – культура общения – музыка, русский язык – чтение – изобразительное искусство, природоведение – технология чтения – история, история – изобразительное искусство – музыка, иностранный язык – русский язык – музыка и др.

Особое внимание при обучении учащихся I класса уделяется интеграции уроков обучения грамоте и письма. Они интегрируются с уроками музыки, изобразительного искусства. Уроки математики чаще всего объединяются с уроками труда, окружающим миром и природоведением.

Во II – III классах четырехлетней начальной школы в условиях пятидневной учебной недели сохраняется 45-минутный урок и предусматривается от двух интегрированных уроков в наделю для вторых классов и до четырех – для учащихся 3-4 классов.[17].

На современном этапе структура интегрированных уроков требует

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1) Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2) Подбор объектов, т.е. источников информации, которые отвечали бы целям урока.

3) Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это – идея, явление, понятие или предмет).

4) Создание новой структуры урока, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5) Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых

связей между отдельными элементами системы).

В зависимости от целей и задач интегрирования в начальной школе выделяют следующие виды интегрированных уроков:

- концептуальные (в основе заложены общие идеи, принципы, теории разных предметов);

- уроки прикладного характера (содержание интегрирования таких уроков направлено на решение практических задач);

- исследовательские (исходят из единства методов изучения различных научных направлений или научного явления, изучаемого различными методами);

- интегрированный экзамен (контрольная работа) и др.

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки в начальной школе могут иметь самые различные формы, в том числе и нестандартные, например:

- Урок обмена знаниями. (На таком уроке детей можно разделить по группам и каждая из них сообщит другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов).

- Урок взаимопроверки. (Здесь работу можно организовать в группах и парах. Эта работа требует большой подготовки учащихся, так как при всех видах их деятельности необходим объективный и точный критерий оценки. При проверки знаний своих одноклассников нужно, чтобы каждый школьник имел удобную и понятную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы).

- Урок творческого поиска. (Он предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы, но методы поиска должны предварительно хорошо быть продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях).

- Урок-беседа; урок-спор; урок-мозговой штурм; урок-издание газеты,

журнала, книжки-малышки и др.

Контрольные работы могут быть в виде интегрированных проверочных работ, которые фиксируют сформированность интеллектуальных умений. Такие работы могут быть не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и в форме собеседования по теме, решения задач проблемного характера, творческой работы, конкурса, аукциона знаний и т.п.

Методика проведения интегрированного урока существенно отличается от методики проведения обычного урока в начальной школе. К структуре интегрированного урока предъявляются следующие требования: четкость, компактность, сжатость учебного материала; продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом уроке; систематичность и доступность изложения материала.

Интегрированные уроки в начальной школе предполагают совместную деятельность учителя и учащихся, но содержание их деятельности на разных этапах урока имеет различия:

2. На мотивационном этапе учитель стимулирует учащихся к приобретению знаний, к обобщению понятий из различных предметов, а учащиеся мобилизуют свои волевые усилия, направляют их на появление познавательного интереса к обобщенным знаниям.

3. На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, используя опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, явлений, понятий, проблем, а учащиеся усваивают эти общепредметные понятия, явления, решают поставленные проблемы на уровне обобщенных знаний.

4. При выборе средств обучения учитель определяет, какие необходимы учебники, наглядные пособия, таблицы, схемы, ТСО, вопросы, задания, способствующие обобщению знаний. Учащиеся осуществляют перенос знаний, синтез, обобщение при решении интеграционных задач с помощью наглядности.

5. На результативном этапе учитель применяет свои педагогические умения осуществлять интеграцию в образовательных целях, а обучащиеся применяют их на практике.

6. При мониторинге учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учащихся по интегрируемым предметам,

оценивает качество усвоения, понимания материала [86, с. 54].

В интегрированном курсе предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

1. Проведение анализа учебных программ.

2. Определение тем с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Конкретизация задач обучения по интегрируемым предметам.

4. Определение условий реализации интегрированного курса при проведении учебных занятий разных видов.

6. Осуществление анализа содержания учебного материала каждого

урока с целью выявления возможностей реализации межпредметной интеграции на каждом уроке.

7. Разработка уроков и их отдельных этапов, которые способствуют активизации познавательной деятельности.

8. Определение требований к интегрированным урокам.

Интегрированный блок. В начальной школе часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2–3 урока подряд, объединяя три и более предмета: обучение грамоте – письмо – математика; чтение – музыка – рисование; ознакомление с окружающим миром – музыка – рисование – труд и др. Интегрированный блок образуется в результате объединения тематики занятий внутри каждого учебного предмета при совпадении отдельных тем разных учебных дисциплин в блоки.

Интегрированный учебный день предполагает реализацию интегрированного блока в течение дня. Такая форма предполагает на протяжении целого учебного дня проведение в одном классе серии уроков, раскрывающих общую комплексную идею или проблему. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих уроках.

Межпредметная интеграция обладает следующими педагогическими возможностями:

- формирование у младших школьников целостного представления об

окружающем мире на основе комплексного, взаимосвязанного изучения различных явлений. Младшие школьники, сравнивая, строя умозаключения, могут видеть изучаемый объект в разных сферах, благодаря разностороннему восприятию данного предмета;

- расширение образовательного кругозора младших школьников за счет включения в интегрированные уроки нового содержательного материала. Младшие школьники получают на стыке имеющихся традиционных предметных знаний новые представления о явлениях окружающего мира;

- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности. Изучение учебных предметов не ограничивается рамками уроков, имеет логичное продолжение во внеурочное время. Такая взаимосвязь носит системный характер, способствует целостному восприятию мира, эффективно способствует интеллектуальному развитию школьников;

- увеличение свободного времени младших школьников за счет меньшей затраты времени на выполнение интегрированных заданий и более рациональное его использование. Учащиеся в свободное время могут посещать школы дополнительного образования, спортивные секции, кружки по интересам и др.;

- возможность широкого изучения произведений искусства, природы, человека, общества благодаря взаимодополнению основных и второстепенных предметов (музыка, рисование, художественный труд и др.);

- повышение творческого, интеллектуального потенциала учащихся в результате приобретения умений и навыков интеллектуальной деятельности. В результате у младших школьников более эффективно развивается самостоятельность, креативность мышления, инициатива. Способности находят свое отражение в практической реализации в виде различных творческих работ (стихотворения, рисунки, панно, поделки и др.).

Соблюдение комплекса взаимосвязанных педагогических условий:

- учет психологических особенностей младших школьников;

- включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность;

- интеграция материала традиционных предметов в начальной школе с новым содержательным материалом;

- использование инновационных технологий обучения на основе ИКТ;

- мониторинг интеллектуального развития младших школьников;

готовность учителя начальных классов к организации межпредметной интеграции.


-75%

Читайте также: