Международные связи алан византия арабы хазария кратко

Обновлено: 03.07.2024

В 939 г. Русская земля оказалась вовлечена в византийско-хазарский конфликт в Северном Причерноморье.

Антиболгарская коалиция, впрочем, так и не состоялась, но угроза подействовала, и Симеон пошел на мировую.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Хазарский каганат 685

2. Хазарский каганат 685 Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ?

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея — найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Глава 6 Как жил Хазарский каганат?

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея — найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева — а он специально изучил вопрос Хазары

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя — прямая наследница византийско-римской империи

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя — прямая наследница византийско-римской империи Грубое сравнение династических потоков Англии и Рима-Византии Как мы уже знаем, древние английские хроники утверждают, что

Хазарский каганат

Хазарский каганат Хазарский каганат возник в 650 году и пал только в 969 году под ударом войска варяжско-русского князя Свендослава-Святослава. Это было гигантское государство, занимавшее все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее

Хазарский каганат

Хазарский каганат Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:

Хазарский каганат и печенеги

Хазарский каганат и печенеги В 967 году Хазарский каганат пал под ударами войска князя Святослава. И оказалось — каганат сдерживал движение в южнорусские степи кочевников-печенегов. Печенеги уже в 915 и 920 годах воевали с князем Игорем. В 943 году Игорь заключил с ними союз

II. Русь и Хазарский каганат

II. Русь и Хазарский каганат Выше обрисованы, конечно, только самые общие (и к тому же далеко не полные) контуры явления, вошедшего в историю под именем Хазарского каганата. Но нам пора перейти к роли каганата в истории Руси. Мы видели, что уже Карамзин подверг сомнению тот

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ Еще в 70-е годы VI в. тюркюты достигли Кавказа и берегов Черного моря. Именно от них хазары заимствовали многие политические институты своего Хазарского каганата. В описаниях хазар упоминаются привычные тюркские титулы вождей и старейшин. Однако

6. Конфликт Кортеса с властями императора Карла V — это конфликт атамана Ермака с властями царя Ивана Грозного Однако власти заигрывают с Ермаком-Кортесом, приглашают его на службу и объявляют великий поход

6. Конфликт Кортеса с властями императора Карла V — это конфликт атамана Ермака с властями царя Ивана Грозного Однако власти заигрывают с Ермаком-Кортесом, приглашают его на службу и объявляют великий поход 6.1. Романовская версия Из романовской версии известно, что

Византийско-болгарские отношения

Византийско-болгарские отношения За несколько лет Никифор Фока очистил от арабов Малую Азию, Кипр, Крит, тем самым вернув Византийской империи свободу действий в Европе.Главным стратегическим противником Византии здесь была Болгария. Ко времени прихода Никифора к

Византийско-сербский брак Ивана III

Византийско-сербский брак Ивана III Особенно укрепились связи двух народов после того, как в 1472 году Зораида Палеолог, внучка Елены Деянович[4], которая, в свою очередь, была праправнучкой короля Сербии Стефана Дечанского, вышла замуж за великого князя Московского Ивана III

Хазарский каганат

Хазарский каганат Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена

Византийско-православные конфессиональные традиции – основа восточнохристианской модели религиозно-культурного плюрализма?[533]

Византийско-православные конфессиональные традиции – основа восточнохристианской модели религиозно-культурного плюрализма?[533] Накопленный историками православных культур европейского Востока опыт позволяет утверждать, что терпимое или сравнительно

Глава III Хазарский период

Глава III Хазарский период Положительная история северян начинается со времени подчинения их хазарам, которые вошли в сношения с соседними арабскими странами, откуда мы и получаем первые известия, которые можно считать достоверными. Предшествующий период покрыт мраком,




Среди окружавших Византию варваров находились и аланы, вместе с гуннами-савирами нависшие над восточным флангом империи (в Закавказье) и контролировавшие два важнейших пути через Крестовый и Мамисонский перевалы. В ходе ирано-византийских войн проявилась как сила этих варваров, так и их потенциальная возможность противостоять двигавшимся с востока степным номадам: гуннам, аварам, хазарам, печенегам, часто угрожавшим Византии. Безусловно, аланский потенциал был оценен византийской дипломатией, что и показали ирано-византийские войны. С этих пор (начала VI в.) аланы Северного Кавказа постоянно находятся и поле зрения Византии. Между аланами и Византией устанавливаются разносторонние связи. Роль этих связей настолько значительна, что некоторые процессы и конкретные факты аланской истории и культуры не осмысливаются вне их контекста.

В 431 г. Аспар возглавил большую византийскую армию, направленную императором Феодосием в Северную Африку против вандалов по просьбе Западной империи. Приближение армии Аспара заставило короля вандалов и алан (об этом см. в главе IV) Гейзериха снять осаду с города Гиппон, но через некоторое время Аспар потерпел жестокое поражение (5, с. 35). В 435 г. он заключил мирный договор с Гейзерихом, и тогда же Валентиниан произвел Аспара в консулы (6, с. 44). Аспар становится во главе византийских войск (7, с. 201), положив начало весьма влиятельному военному клану Аспаридов (9, с. 26). В 447 г. сын Аспара — Ардабур, названный так в честь деда, стал консулом. В 450 г. после смерти императора Феодосия II Аспар, опираясь на свою военную силу, возвел на трон сестру Феодосия II — Пульхерию, сделав ее мужем своего офицера Маркиа-на, который и стал фактическим правителем (7, с. 196). Маркиан назначил Ардабура-младшего командующим византийскими войсками на востоке и возвел его в патриции. Аспарид Патрикий, по свидетельству Миня, был провозглашен цезарем (9, с. 30).



Независимо от этого возникает вопрос: почему византийцы решили Бухлоон передать аланам, а не мисимианам, на чьей территории находилась крепость? Бухлоон занимал чрезвычайно выгодное стратегическое положение на стыке Алании, Лазики и Сванетии и мог иметь влияние на византийские коммуникации на севере Кавказа. Значение Бухлоона выросло, когда в 552 г. Сванетия подчинилась Ирану. Взяв Бухлоон, персы могли легко перерезать коммуникации на Северный Кавказ (в первую очередь, путь на Клухорский перевал) и оторвать аланских союзников от Византии. С учетом сказанного передача Бухлоона аланам может быть истолкована как выражение политического недоверия мисимианам и напротив — доверия к аланам как более надежным союзникам. Это не удивительно, ибо передача Бухлоона аланам состоялась во время правления верного союзника Византии — аланского царя Саросия (22, с. 41).

Важнейшей услугой Саросия империи было его посредничество в переговорах 558 г. между аварами и Византией. Мы касались этого сюжета в предыдущей главе. В результате основные северокавказские союзники Ирана были разгромлены аварами, а аланское племенное объединение после ухода аваров на запад стало наиболее могущественным на Северном Кавказе. Это обстоятельство должно было еще более стимулировать византийские интересы в Алании.

Нет сомнения в том, что во всех описанных эпизодах фигурирует та часть алан, которая жила в Верхнем Прикубанье, в верховьях и предгорьях рек Кубань, Теберда, Аксаут, Маруха, Большой Зеленчук, Большая и Малая Лаба, Уруп. Саросий возглавлял именно этих, кубанских алан, имевших прямые выходы в Абхазию и Лазику. Последняя же находилась под византийским протекторатом до середины XI в. (25, с. 47, рис. 3). В сношениях алан с Византией Абхазия и Лазика играли роль промежуточной территории или исходного плацдарма.

Установив к середине VI в. прочные союзнические отношения с аланами Кубани, Константинополь приступил к идеологическому оформлению этих отношений через насаждение христианства. Армянский историк Р.А. Габриелян считает, что первыми алан с христианством познакомили армяне в V—VI вв. и пишет: «Христианская миссия армян не Северном


В период хазарской доминации упоминания алан в византийских источниках исчезают, что следует объяснить зависимостью алан от хазар (А, с. 49; 29, с. 136, прим. 387; 30, с. 85). В это время алано-византийские отношения нужно рассматривать сквозь призму хазаро-византийских союзнических отношений. В целом в ходе антиарабской войны VIII в. аланы предстают как последовательные сторонники Византии и Хазарии. На фоне совместной борьбы с арабской экспансией алано-византийские связи в VIII — IX вв. упрочились и расширились. Если раньше сторонниками Византии выступали только кубанские аланы, то антиарабская война сделала союзниками ромеев и восточных алан. С этих пор — VIII в.— мы можем предполагать начало процесса политической консолидации внутри Алании и усиления объединяющих, центростремительных тенденций, что в недалеком будущем приведет к глубоким позитивным переменам во внутреннем и внешнеполитическом положении Алании.

В наставлениях Константина Багрянородного звучит не только оценка политической роли алан в интересах империи, но и концепция византийской политики по отношению к аланам в первой половине X в. Теперь аланы нужны империи как сила, способная противостоять Хазарии и не допустить хазарских набегов на византийские владения в Крыму. Поэтому византийская дипломатия на этом этапе была кровно заинтересована в сильной Алании и, можно допускать, использовала все свое влияние для достижения данной цели. Алано-византийский союз не только сохранился, пройдя через суровые испытания, но с конца IX— начала X в. получил новые стимулы.

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров "Осетинскя лира", по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

ПРЕДИСЛОВИЕ

С конца XIV в. аланское духовенство обосновывается в Тра-пезунде и остается здесь вплоть до падения Трапезундской империи. С 1460-х годов и по 1590 г. (под этим годом упоминается последний аланский архиепископ) местопребыванием аланских архиереев был, скорее всего, город Севастия (Малая Азия). Перемещение церковно-административного центра Аланской епархии в малоазийские пределы Византии было вызвано, по С. Н. Малахову, комплексом факторов социально-экономического и политического порядка, приведших к упадку и децентрализации раннефеодального государственного образования в Алании. Отдаленность конфессионального центра от территории епархии явилась одной из причин замедленной христианизации населения Северо-Западного и Центрального Кавказа. К статье С. Н. Малахова прилагается обстоятельный список аланских митрополитов, известных по византийским источникам.

Bulgary i hazary

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата .

vsadnik hazar

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен — Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

hazary2

Территория Хазарского каганата

В конце VII — начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII—VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII — VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю — Арабский халифат, простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени — Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

itil

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи — синагоги, а язычники — языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем .

itil2

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

torgovcy

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад (Великий шелковый путь) и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока — пряности, драгоценные камни, с запада — оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

sarkel2

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники — болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII—IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

iudei

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья — противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники — печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

pechenegi

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

Потомками алан — ираноязычного племени, жившего на территории Кавказа тысячу лет назад, — сегодня называют себя несколько народов, и это неудивительно: ведь аланы имели славную историю. Они воевали во Франции и Испании, дружили с Византией, первыми на Северном Кавказе приняли христианство, оставили после себя полуразрушенные города и уцелевшие храмы и даже жили в Африке. История аланского царства до сих пор будоражит умы исследователей и вызывает много дискуссий.

Откуда пришли аланы, когда Аланское царство достигло своего расцвета и кто его сокрушил, рассказал специалист по аланской истории Владимир Кузнецов. Впервые он попал на аланское городище в Нижнем Архызе еще 22-летним студентом и с тех пор посвятил истории этого народа всю жизнь. Сейчас знаменитому ученому 92 года.

Народ с Востока


Фото: Платонова Юлия

Доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов

— Аланы пришли на Кавказ в конце первого века нашей эры. Откуда мы точно установить до сих пор не можем: письменных источников нет, документов нет, архивов никаких нет. Письменности у них не было — никаких летописей, хроник, в которых они бы о себе рассказали. Только археология.

В общем, мы знаем, конечно, что они пришли откуда-то с Востока, может быть из Средней Азии. И скорее всего, из нынешнего Узбекистана. В те времена он назывался Хорезм — было такое государство в Средней Азии. Сейчас там господствуют тюркоязычные узбеки, а в те времена — иранцы. Аланы — ираноязычный народ. Они относятся по языку к северной группе иранских племен.

Правда, что аланы — потомки легендарных скифов?

Скифы — древний народ, населявший территории от Дуная до Дона еще в 8 веке до н.э. (в частности, территории современной Украины и Крыма). Известны своим культом золота: скифы не жалели драгоценный металл и широко применяли его в быту, одежде и даже покрывали им амуницию. В советское время найденные в Скифии сокровища распределялись по разным музеям, часть хранится в Эрмитаже.


Фото: В. Маркевич /ТАСС

Каменное надгробное изваяние скифского вождя, обнаруженное в одном из древних курганов в нижнем течении реки Днестр

К сарматам относились три основных племени: сираки, аорсы и аланы. Все они были кочевниками, очень воинственными — настоящие варвары. Затем они объединились. Скорее всего, это произошло в результате войны между сираками и аорсами в 49 году н.э.

Это были варварские времена, ни законов, ни прав человека — родственные племена легко могли воевать между собой. Но после того столкновения они, наоборот, объединились, а во главе объединения стали аланы. Вот тогда из трех сарматских племен возникло мощное военно-политическое образование.

— В первые века нашей эры древние иранцы господствовали на большой территории, аланы тоже: Юг Украины (степная и приморская часть, вплоть до нынешней Молдавии), Крым, Боспор, Подонье, Нижнее Поволжье, Северное Предкавказье, Северный Кавказ (но только равнины, не горы).

Наша топонимика до сих пор пестрит словами аланского происхождения. Например, название реки Дон — аланское. А в Румынии есть город Яссы — это один из этнонимов алан, их самоназвание.


Фото: Антон Подгайко

Аланское наследие: Средний аланский храм на территории Нижне-Архызского городища, датированный IX веком. Был восстановлен монахами в 1897 году, Карачаево-Черкесия

Потом наступила эпоха великого переселения народов: конец IV — начало V века н.э. С востока пришли орды кочевников — гуннов, еще больших дикарей и варваров, чем аланы. Гунны легко побили алан. Аланы разбежались: одна часть присоединилась к гуннам и вместе с ними ушла в Западную Европу. Аланы жили в Германии, во Франции, в Испании, в Португалии. Часть переправилась через Гибралтарский пролив и поселилась в Северной Африке. Там они даже создали небольшое государство, но оно было слабым и существовало недолго. Дольше всего аланы жили во Франции. Нам известны места, где они селились, есть карта. Со временем они ассимилировались — растворились. Западным историкам этот факт хорошо известен.

Большая же часть алан отхлынула с Подонья и Поволжья в Предкавказье — поближе к горам. Там, на равнинах около гор, население было редким и не аланским, это были местные кавказцы. Мы их называем кобанцами. Аланы разгромили эти племена и заняли всю территорию, а народы постепенно ассимилировали.

Территория им досталась громадная, особенно по тем временам, больше 500 километров в длину. На Центральном Кавказе от реки большая Лаба (в Краснодарском крае) и до реки Сунжа на Востоке (это в Чечне). Аланы господствовали здесь тысячу лет. Вначале сложился союз аланских ираноязычных племен, а потом, уже ближе к VI−VII векам, на их основе выросла и раннефеодальная государственность.

Читайте также: