Международные отношения таджикистана кратко

Обновлено: 08.07.2024

Борьба против угрозы распространения экстремизма и международного терроризма, незаконного оборота наркотических средств и других организованных транснациональных международных преступлений занимает важное место во внутренней и внешней политики Республики Таджикистан. Республика Таджикистан всячески стремится усилить борьбу против этих негативных явлений, приводящих к дестабилизации нормальной системы международных отношений. Участие в работе политической конференции ООН по подписанию Конвенции ООН о борьбе против организованной международной преступности, которая состоялась в декабре 2000 года в Италии, говорит о твердой позиции Правительства Республики Таджикистан и его политического руководства в борьбе против любых подобных проявленный.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------
Глава 1. Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан и международных организаций.
I.I. Участие Республики Таджикистан в региональных и мировых организациях ООН, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, НАТО, ЕС, ШОС. --
I.II. Место Республики Таджикистан в разрешении региональных проблем Центральной Азии (водно-энергетические проблемы, проблемы наркотрафика, терроризма и т.д.)
Глава 2. Место Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств.
II.I Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан со странами-участницами СНГ.
Заключение. ---------------------------------------------------------------------
Список литературы. ----------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ (2).doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Профессор МИРЗОЕВ Н.

4-го курса, специальности 23010100 – Международные отношения (дипломат)

Глава 1. Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан и международных организаций.

I.I. Участие Республики Таджикистан в региональных и мировых организациях ООН, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, НАТО, ЕС, ШОС. -----------------

I.II. Место Республики Таджикистан в разрешении региональных проблем Центральной Азии (водно-энергетические проблемы, проблемы наркотрафика, терроризма и т.д.)

Глава 2. Место Республики Таджикистан в Содружестве Независимых Государств.

II.I Взаимное сотрудничество Республики Таджикистан со странами-участницами СНГ.

Становление рыночной системы в Республике Таджикистан, переход к новым методам государственного управления, формирование адекватной законодательной и институциональной базы, а также стремление Республики Таджикистан укрепить свое положение в качестве полноправного субъекта международных отношений, обусловили необходимость решения задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и международном плане. Преодолеть внутренний кризис, имевший место после распада СССР, а также обеспечить полноценную интеграцию Республики Таджикистан в систему мирохозяйственных связей возможно было только при реализации концепции международных связей и участия в международном разделении труда посредством механизма развития экономической и политической интеграции. На наш взгляд, в новом тысячелетии интеграция и интеграционные процессы станут определяющей тенденцией мировых процессов.

После обретения независимости, Республика Таджикистан в рамках международных отношениях представила себя в качестве самостоятельного субъекта в международной арене и заявила, что в своих действиях, как суверенное независимое государство, будет стремиться к достижению прочного мира, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, недопущению использования силы в решении споров и противоречий между суверенными государствами. “…Республика Таджикистан, как самостоятельный субъект международного права, устанавливает с зарубежными государствами дипломатические, консульские, торговые и другие связи, обменивается с ними полномочными представителями и заключает международные соглашения”.

Плодотворное сотрудничество с авторитетными международными организациями - Организацией объединенных наций (ООН), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацией Исламской конференции (ОИК), Содружеством Независимых Государств (СНГ), Евразийским экономическим сообществом, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), - занимает важное место во внешней политике Республики Таджикистан. Следует отметить, что плодотворное сотрудничество Республики Таджикистан с этими организациями позволило мировому сообществу ближе узнать Республику Таджикистан как демократическое, светское, унитарное и правовое государство, в том числе ее внешнюю политику. Указанные организации одними из первых установили плодотворное сотрудничество с Правительством Республики Таджикистан и направили свои усилия не только на достижение мира и подписания Соглашения о мире в Республике Таджикистан, но и на разработку проектов постконфликтного восстановления и поддержки развития экономики страны.

Важным направлением внешней политики Республики Таджикистан является ее участие в деятельности Содружества Независимых Государств. Образование Содружества Независимых Государств бывшими союзными республиками свидетельствует об их взаимосвязанности, готовности к совместному решению внешних и внутренних проблем, а также об их желании решать качественно новые задачи на основе 70-летней исторической общности. Основной целью СНГ является осуществление политических, экономических, экологических, гуманитарных, культурных взаимоотношений, организация единого экономического пространства, обеспечение основных прав и свобод человека, сотрудничество между государствами Содружества по обеспечению мира и международной безопасности, осуществление разоружения, содействие гражданам государств-членов СНГ в свободном взаимоотношении, оказание взаимной правовой помощи, решение споров и внутригосударственных конфликтов членов-государств Содружества мирным путем. Следует отметить, что не все эти цели СНГ в настоящее время реализовываются в полном объеме. Но независимо от этого, Содружество, как уже было отмечено, является выразителем общности и отвечает интересам миллионов людей бывшего Советского союза.

В рамках СНГ Республика Таджикистан придает важное значение проблемам региона, в том числе вопросу бассейна Аральского моря. Республика Таджикистан является одним из учредителей Международного фонда спасения Арала и наряду с другими государствами Средней Азии направляет свои усилия на решение этой проблемы. В процессе переговоров глав Государств Центральной Азии и Казахстана вопрос эффективного использования водных ресурсов, как важнейшая проблема региона, становится предметом рассмотрения. Республика Таджикистан придает важное значение не только проблеме спасения Арала, но и проблеме обеспечения населения планеты питьевой водой и эффективного использования запасов воды. Принятие Решения Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении 2003 года Международным годом чистой воды, единодушно поддержанная всеми государствами мира, является еще одним свидетельством возрастания авторитета Республика Таджикистана на международной арене.

Борьба против угрозы распространения экстремизма и международного терроризма, незаконного оборота наркотических средств и других организованных транснациональных международных преступлений занимает важное место во внутренней и внешней политики Республики Таджикистан. Республика Таджикистан всячески стремится усилить борьбу против этих негативных явлений, приводящих к дестабилизации нормальной системы международных отношений. Участие в работе политической конференции ООН по подписанию Конвенции ООН о борьбе против организованной международной преступности, которая состоялась в декабре 2000 года в Италии, говорит о твердой позиции Правительства Республики Таджикистан и его политического руководства в борьбе против любых подобных проявленный. Таким образом, Республика Таджикистан имеет значимое место в мировой арене и международных отношениях.

Глава I. ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

I.I. Участие Республики Республика Таджикистан в региональных и мировых организациях ООН, ОБСЕ, ОИК, ЭКО, НАТО, ЕС, ШОС.

Республика Таджикистан стала членом ООН 2 марта 1992 года. В этом году история взаимоотношений Республики Таджикистан и ООН перешагнет свой двадцатилетний рубеж. За этот недолгий, по историческим меркам, период членства в Организации, характер взаимоотношений Республики Таджикистан с ООН претерпел несколько периодов развития. Как известно, в самом начале в результате внутренней ситуации в стране приоритет во взаимоотношениях Республика Таджикистана и ООН был направлен на достижении мира и стабильности в стране. В середине 90-х годах XX века начался новый этап сотрудничества с ООН, основной целью которого была постконфликтная реабилитация и закрепление мирных договоренностей. ООН был представлен в Республике Таджикистан Бюро по миростроительству в Республике Таджикистан, которое занималось политической составляющей сотрудничества. Необходимо отметить, что после подписания Общего Соглашения об установлении мира и национального согласия в Республике Таджикистан в июне 1997 года, эту часть можно кратко охарактеризовать как следующие:

  • Содействие официальным властям страны в обеспечении мира посредством укрепления демократических институтов, поддержки диалога и национального согласия;
  • Взаимодействие в усилении потенциала таджикского общества по предотвращению конфликтов;
  • Построение потенциала в политической и правовой сферах Республики Таджикистан с целью укрепления стабильности и национального единства.

В качестве конкретных шагов в этом направлении, можно отметить предпринимаемые меры по обучению в области прав человека посредством деятельности Центра по правам человека в Республике Таджикистан и внесения в учебную программу средних школ отдельного предмета, укреплению СМИ, повышению профессионализма сотрудников МВД и их привлечению в миротворческие операции ООН, созданию Национального пресс-центра; созданию форума для поддержки национального диалога на основе Общественного Совета.

  • Рост устойчивости миротворческих процессов в Республике Таджикистан посредством расширенного участия Парламента Республики Таджикистан в создании миротворческого потенциала.

В августе 2007 года Бюро ООН по содействию миростроительства в Республике Таджикистан успешно завершило свою деятельность в республике. Эта миссия была направлена на достижение национального согласия, мира и обеспечении последующего устойчивого развития в Республике Таджикистан в годы тяжелого внутреннего конфликта.

Представительство Программы развития ООН (ПРООН) в Республика Таджикистане является другим основным органом, занимающимся реализацией экономической и гуманитарной составляющей сотрудничества с Правительством Республики Таджикистан. Первоначально, учитывая сложную и нестабильную политическую, социальную ситуацию в стране деятельность ПРООН в основном была сконцентрирована на оказание гуманитарной помощи, что являлось откликом на немедленные нужды страны. Также осуществлялась деятельность в сфере укрепления мира и доверия, содействие развитию малых предприятий и управление ими.

Другим важным направлением сотрудничества Республики Таджикистан с ООН в современных условиях должно стать развитие транспортных коммуникаций. В этой связи, представляется уместным всесторонне воспользоваться возможностями, предоставляемыми в формате взаимоотношений с ЭСКАТО и, в частности, участия в программе СПЕКА. Республика Таджикистан намерена и в дальнейшем добиваться скорейшей реализации своих проектов по строительству и реконструкции железнодорожных и автодорожных маршрутов, начинающихся или пересекающих его территорию с назначением в Европу и страны Юго-Восточной Азии.

После подписания Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в 1997 году и становление страны на путь стабильности и процветания, ПРООН удалось сосредоточиться на реалиях постконфликтного времени и пересмотреть основные проекты и программы. Исходя из реалий создавшейся ситуации и по рекомендации Правительства Республики Таджикистан, главный акцент был сделан на долгосрочные проекты, направленные на устойчивое развитие и восстановление национальной экономики Республика Таджикистана.

Республика Таджикистан активно развивает сотрудничество со специализированными учреждениями системы ООН. Принимая во внимание устойчивое экономическое развитие последних лет страны, ООН всё больше придаёт значение Республике Таджикистан как субъекту, оказывающему позитивное воздействие на экономическую и социальную ситуацию в регионе Центральной Азии.

По мере успешной реализации целей, определяемых нашими приоритетами в вопросах сотрудничества Республики Таджикистан с ООН, Правительство Республики Таджикистана прилагает всё более активные усилия по укреплению своих позиций в этом направлении. В качестве члена Организации Республика Таджикистан стремится играть активную роль в мировых политических и экономических процессах, проявляя, тем самым, свою непоколебимую приверженность целям и принципам Устава ООН и международного права. Подтверждением этого аргумента, может служить тот факт, что Республика Таджикистан является соавтором различных международных инициатив в области укрепления мира и стабильности, а также развития. Здесь в качестве примера можно привести поддержку Республики Таджикистан инициатив по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии, предложения Кыргызстана по объявлению Года Гор и т.п. Важной вехой в истории сотрудничества Республики Таджикистан и ООН явилось принятие резолюции, предложенной по инициативе нашей страны о провозглашении 2003 года Международным годом пресной воды. В настоящее время, этот компонент является наиболее важным направлением в системе взаимоотношений с ООН.

Республика Таджикистан определила свои цели и задачи по реализации своих приоритетов в рамках этой инициативы, которые можно свести к следующим аспектам:

  1. Мобилизация усилий для достижения более значительной политической приверженности действиям, направленным на выполнение резолюции ГА ООН;
  2. Организация более активных кампаний по освещению проблемы с привлечением широких кругов общественности, а также просветительские кампании о ценности пресной воды;
  3. Способствование обмену успешного опыта и практикой на местном, национальном, региональном и международном уровнях;
  4. Укрепление партнерства между государственным и частным секторами, а также между населением, местными органами власти и органами управления;
  5. Усиление международного сотрудничества с акцентом на укрепление роли международных организаций, особенно системы институтов ООН.

Учитывая озабоченность мирового сообщества данной проблеме и его осознания взаимосвязи между доступом к чистой воде, повышением уровня здоровья и ростом благосостояния, Республика Таджикистану необходимо продолжать уделять особое внимание взаимоотношениям с ООН по созданию инфраструктуры для эффективной общенациональной системы водоснабжения и канализации. Естественно это потребует масштабных поэтапных инвестиций и крупных амортизационных издержек в более долгосрочном плане для бюджета нашей страны. Наряду с более активным вовлечением доноров в реализацию проектов в этой области, было бы приемлемым формирование и внедрение инновационных финансовых механизмов, целью которых является массированная мобилизация финансовых ресурсов не только для целей обеспечения воды, но и других задач, определяемых Целями Развития Тысячелетия. Одним из примеров является Международный финансовый механизм (МФМ). Идея создания МФМ заключается в мобилизации ресурсов на международных рынках капитала посредством выпуска долгосрочных ценных бумаг, проценты по которым затем оплачиваются странами донорами на протяжении 20-30 лет. Таким образом, критическая масса ресурсов, необходимая для инвестиций в развитие, может быть получена немедленно, тогда как возврат этой суммы растягивается на длительный период и осуществляется из бюджетов помощи развитых стран.

Дипломатические отношения США — Соединённые Штаты Америки устанавливали дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН В настоящее время США поддерживают дипломатические отношения со 188 государствами членами ООН, а также с наблюдателем при ООН:… … Википедия

Экономика Таджикистана — Экономические показатели Валюта Сомони Статистика ВВП (номинальный) 5,6 млрд. долларов (2010) Внешняя торговля Государственные финансы … Википедия

Таджикистан — Республика Таджикистан Ҷумҳурии Тоҷиқистон … Википедия

Республика Таджикистан — Координаты: 38°35′00″ с. ш. 71°22′00″ в. д. / 38.583333° с. ш. 71.366667° в. д. … Википедия

СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

Внешняя политика России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Таджикистан является членом около 30 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ОИК, ОБСЕ, ОЭС, ЕБРР, ЭСКАТО, МБРР, МВФ, САСС.

Приоритетными для Республики являются отношения с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Таджикистан выступает за углубление интеграционных процессов в политической, военной, экономической и других областях, активизацию коллективных усилий в борьбе с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Республика подписала все многосторонние соглашения, заключённые в рамках СНГ.

В начале 1992 года Таджикистан установил дипломатические отношения с рядом зарубежных стран. 21 декабря 1991 года Таджикистан вступил в СНГ, в 1992 году присоединился к ОБСЕ и ООН, в апреле 1993 года стал членом Всемирного банка. Таджикистан также вступил в Организацию Исламская конференция. В феврале 2002 года.

В декабре 1992 года СБ ООН санкционировал создание в Таджикистане небольшой Миссии наблюдателей ООН, в задачу которой входило отслеживать соблюдение соглашения о прекращении огня от 1994 года. Миссия обновлялась каждые 6 месяцев, несмотря на непрекращающиеся военные столкновения и убийство 4 сотрудников миссии 20 июля 1998 года в Центральном Таджикистане. Деятельность Миссии была временно прервана вплоть до полного расследования события. Три боевика ОТО признали свою вину несмотря на то, что некоторые члены ОТО утверждали, что признания были выбиты силой. Обвиняемые были приговорены к смертной казни в марте 1999 года.

15 мая 2000 года решением СБ ООН в марте 2000 года мандат Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане был прекращён. Для содействия постконфликтному урегулированию в Таджикистане начало работать Бюро ООН для политического обеспечения деятельности органов системы ООН в интересах реализации программ социально-экономического восстановления страны.

На саммите в Тегеране 16–17 сентября 1992 года Таджикистан вступил в Организацию экономического сотрудничества, основанную Ираном, Турцией и Пакистаном в 1993 году. 26 марта 1998 года Таджикистан стал кандидатом в члены Центральноазиатского союза (с июля 1998 года — Центральноазиатское экономическое сотрудничество), основанного в 1994 году Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Месяц спустя, 28 апреля 1998 года Таджикистан получил согласие стран-основательниц на своё вступление в Таможенный союз (теперь Евразийское экономическое сообщество), основанный Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кыргызстаном. Официальное присоединение произошло в феврале 1999 года.

Отношения между Таджикистаном и Узбекистаном после обретения ими независимости осложнялись преследованием этнических таджиков в Узбекистане, проживающих в приграничных с Таджикистаном районах (в Узбекистане проживает около 1 миллиона таджиков) и противодействием продвижению этнических узбеков по социальной лестнице в Таджикистане (большое количество узбеков проживает в граничащей с Узбекистаном Согдийской области). Некоторые таджики, несмотря на то что правительство официально не поддержало эти требования, также отказывались признать принадлежность Узбекистану городов Самарканд и Бухара. Между тем Таджикистан продолжает зависеть в транспортном отношении от Узбекистана. Оба государства также опасались проникновения на их территории исламских фундаменталистов с территории Афганистана. В 1999 году, президенты обеих стран вместе со своими коллегами из Казахстана и Кыргызстана подписали соглашение о безопасности, направленное на борьбу с терроризмом, экстремизмом и связанными с ними угрозами безопасности.

В июне 2000 году Таджикистан и Узбекистан достигли соглашения по делимитации общей границы и подписали соглашение о дружбе. Однако вслед за этим возник конфликт, связанный с минированием Узбекистаном границы с Таджикистаном противопехотными минами с целью предупредить вторжение исламских боевиков. На минах часто подрывались мирные жители, постоянно переходящие границу, чтобы навестить своих родственников или в торговых целях.

Президент Рахмонов совершил официальные визиты в Индию и ряд ближневосточных государств в декабре 1995 года, в Турцию — в мае 1995 года. Правительство Рахмонова стремится развивать отношения с остальными азиатскими и мусульманскими государствами. В декабре 1998 года Рахмонов совершил визит в Иран, в ходе которого он поблагодарил президента Ирана Хатами за помощь его страны в урегулировании межтаджикского военного конфликта. Правительства обоих государств также подписали соглашения по ряду экономических и культурных вопросов.

Экономическая помощь от США составляет 67 миллионов долларов (2005 год). После 11 сентября 2001 года отношения Таджикистана с США стали более тесными. Аэропорт Душанбе использовался США и Францией как база для дозаправки топливом на разных этапах военной операции в Афганистане. Таджикистан стремился присоединиться к усилиям Америки по изгнанию талибов, так как это избавляло его от неприятного соседа. Рахмонов, как и другие центральноазиатские лидеры, надеялся, что прямое военное сотрудничество могло бы трансформироваться в гарантии безопасности его всё менее популярному режиму со стороны Вашингтона. Президент Таджикистана в рамках своих усилий по поиску стратегических противовесов длительному военному присутствию России стремился продвинуть свои отношения с Вашингтоном все дальше. Рахмонов также стремился к расширению сотрудничества с США, полагая, что богатые нефтью и газом Казахстан и Узбекистан затмевают для США остальные государства региона. США поставили большое количество оборудования и провели обучение таджикских пограничников.

С 1993 года до 16 сентября 2000 года на территории Таджикистана находились Коллективные миротворческие силы СНГ, представленные в основном силами 201-й МСД.

В рамках Договора о коллективной безопасности по двустороннему соглашению 1993 года пограничным войскам России (ПВР) поручалась защита протяжённой границы с Афганистаном и Китаем. Граждане Таджикистана составляли 71 % из 11 700 солдат-контрактников, но только 7 % офицерского состава погранвойск. Таджикско-афганская граница служит источником проникновения из Афганистана в Таджикистан и далее через страны Центральной Азии в Россию опиатов и героина, а также исламских экстремистов, угрожающих развитию ситуации в Центральной Азии и, соответственно, в России. Интенсивные переговоры о режиме границы начались после истечения мандата ПВР 25 мая 2003 года. По итогам встречи было принято решение об изменении формата пограничного присутствия России в Таджикистане — по взаимной договорённости там будет создаваться оперативная группа российских пограничных войск. В рамках соглашения от 16 октября 2004 года вся таджикоафганская граница перешла под контроль таджикских пограничников в 2005 году.

Стремясь заменить российских пограничников на таджикских, Таджикистан руководствовался идеями суверенитета и снижения своей зависимости от России, но можно опасаться, что это решение лоббируют те должностные лица, которые намерены лично выиграть от передела рынка наркотиков. Судя по всему, определённое давление на Таджикистан оказывали и США, обещавшие выделить средства на модернизацию таджикской пограничной службы.

Изменения вдоль границ Таджикистана также вызывают беспокойство в Китае. После отвода российских пограничников от таджикско-китайской границы из Афганистана через Таджикистан и Пакистан растущий поток наркотиков хлынул в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.

Авторы: Е. В. Баранчиков (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), С. В. Дмитриев (Исторический очерк, археология при участии В .С. Соловьёва), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. А. Абдуманнонов и Х. О. Хушкадамова (Литература), В. А. Погадаев (Театр, Кино) Авторы: Е. В. Баранчиков (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), С. В. Дмитриев (Исторический очерк; >>

ТАДЖИКИСТА́Н (То­ ҷ и­ки­стон), Рес­пуб­ли­ка Тад­жи­ки­стан ( Ҷ у­м ҳ у­рии То­ ҷ и­кистон).

Читайте также: