Международные финансовые институты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Международные валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения. Общая цель — развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства. К таким организациям в первую очередь относятся: Международный валютный фонд (МВБ); группа Всемирного банка, включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк международных расчетов и Всемирная торговая организация (ВТО).

Международный валютный фонд(МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей 1—22 июля 1944г. в Бреттон-Вудсе (США). Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих. Исполнительный орган — директорат. Штаб-квартира МВФ находится в Нью-Йорке.

МВФ предназначен для:

  • содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
  • поддержания устойчивости валютных паритетов и устранения валютных ограничений;
  • оказания финансовой помощи странам-участницам при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.

Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в Международный банк реконструкции и развития и другие, близкие ему валютно-кредитные организации.

Группа Всемирного банка (ВБ) — специализированное финансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне. В состав ВБ входят: МФРР, MAP, МФК и МАГИ. У каждого института, входящего в группу Всемирного банка, свои функции, но их деятельность подчинена единой стратегии.

Основными функциями ВБ являются:

  • инвестиционная деятельность в развивающихся странах;
  • аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
  • систематическая корректировка состава и содержания оказываемых услуг и деталей реализуемых программ;
  • посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Международный банк реконструкции и развития(МБРР) начал свою деятельность с июня 1946 г., МБРР — головной институт в группе Всемирного банка. Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15—17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. В МБРР действует в рамках следующих программ:

  • борьба с бедностью и экономическое управление;
  • социальное развитие и экология;
  • финансы, частный сектор, инфраструктура;
  • развитие человеческого потенциала.

Международная ассоциация развития(MAP) была образована в 1960г. Кредиты MAP выдаются развивающимся странам на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет. Ссуды — беспроцентные, плата взимается только на покрытие административных издержек в размере 0,5% годовых. Льготные кредиты могут получить только те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения. Все страны, являющиеся членами МБРР могут вступить в MAP.

Международная финансовая корпорация(МФК) образована в 1956г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора без получения правительственных гарантий.

МФК инвестирует средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку, финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание МФК уделяет развитию малого бизнеса и охране окружающей среды.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)было создано в 1988г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относятся:

МАГИ могут быть гарантированы следующие инвестиции:

  • взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  • ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами;
  • некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. МАГИ, как правило, предоставляют гарантии сроком на 15 лет, а иногда и до 20 лет. При этом гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. Деятельность МАГИ координируется с национальными страховыми компаниями.

Банк международных расчетов(БМР) — это первый международный банк, созданный в 1930г. с целью содействия сотрудничеству центральных банков Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии и обеспечения между ними международных расчетов. В настоящее время членами БМП являются более 30 государств. Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров. Основными функциями БМР являются:

  • обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
  • выполнение роли доверенного лица, при проведении межгосударственных расчетов участников;
  • проведение депозитно-ссудных, фондовых и других операций, в том числе с золотом;
  • осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений.

БМР также является крупным мировым экономическим информационно-исследовательским центром. При этом БМР активно сотрудничает с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

Всемирная торговая организация(ВТО) — это международная межправительственная организация, созданная в 1994г. в соответствии с заключительным актом Уругвайского раунда и призванная заменить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Международные финансовые институты

В мировой экономике большую роль играют международные финансовые институты. Они занимаются финансированием и кредитованием разных государств, содействуют развитию мировой торговли, оказывают помощь в стабилизации финансовой системы.

Международные финансовые институты (МФИ) - институты, создаваемые на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов.

Участниками МФИ являются:

  • государства;
  • негосударственные институты.

Какие функции выполняют МФИ для мирового экономического развития?

  • анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;
  • операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
  • инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);
  • кредитование государственных проектов;
  • финансирование программ международной помощи;
  • финансирование научных исследований;
  • благотворительная деятельность.

03ru

Какие МФИ функционируют сегодня?

Международный валютный фонд, созданный в 1945 году, способствует развитию международной валютной системы, а также экономической и финансовой политики 189 стран-членов. МВФ предоставляет кредиты странам-членам, испытывающим текущие или потенциальные трудности с платежным балансом, чтобы помочь им восстановить свои международные резервы, стабилизировать курсы национальных валют, продолжать оплачивать импорт и восстанавливать условия для сильного экономического роста, устраняя при этом основные проблемы.

Группа Всемирного банка включает в себя 5 организаций, которые были созданы в разное время по мере расширения задач и объединённых функционально, организационно и территориально, такие как:

  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • Международная ассоциация развития (МАР);
  • Международная финансовая корпорация (МФК);
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Основной целью Группы Всемирного Банка является оказание финансовой поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Каждый из входящих в группу институтов самостоятельно из своих ресурсов и на своих условиях осуществляет деятельность по финансированию инвестиционных проектов, содействуя выполнению программ экономического развития указанных стран.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан в соответствии с решением Бреттон-Вудской конференции в 1944 году. Является организацией глобального развития, крупнейшим банком, поддерживающим миссию Группы Всемирного банка, предоставляя займы, гарантии, продукты управления рисками и консультационные услуги странам со средним уровнем дохода, а также наиболее кредитоспособным странам с низким уровнем дохода.

Международная ассоциация развития (МАР), созданная в 1956 году является организацией, которая предоставляет беспроцентные займы и гранты правительствам беднейших стран мира. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более 835 долл. МАР предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. в дополнение к МБРР для содействия направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхования от политических рисков и предоставления гарантий частным инвесторам, а также оказания консультационных и информационных услуг. Гарантии МАГИ защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 году международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами (международный инвестиционный арбитраж).

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), функционирующий с 1991 года, содействует переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Делая упор на взаимодействие с частным сектором, инвестирует средства в проекты, ведет диалог по вопросам государственной политики и предоставляет техническое содействие, способствующее развитию инноваций, построению устойчивой и открытой рыночной экономики.

Азиатский банк развития (АБР) основанный в 1966 году, призван стимулировать рост экономики в Азии, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие. АБР оказывает прямую помощь частным предприятиям развивающихся стран-членов посредством инвестиций в акционерный капитал и займов. АБР обеспечивает финансирование проектов, которые будут эффективно способствовать экономическому и социальному развитию соответствующей страны и оказывают самое сильное воздействие на сокращение бедности в соответствии со стратегией страны.

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) является многосторонним финансовым учреждением, созданным для объединения стран с целью решения сложных инфраструктурных потребностей в Азии. Он начал свою деятельность в 2014 году и в настоящее время вырос до 57 утвержденных членов со всего мира. АБИИ предлагает государственное и муниципальное финансирование для надежных и устойчивых проектов в области электроэнергии и энергетики, транспорта и телекоммуникаций, развития сельской инфраструктуры и сельского хозяйства, водоснабжения и санитарии, охраны окружающей среды, развития городов и логистики.

Целью деятельности Альянса за финансовую доступность (АФД), учрежденного в 2008 году, является повышение доступа, использования и качества соответствующих финансовых услуг для тех, кто не имеет доступа к ним, посредством реализации эффективной политики по финансовой доступности. Объединяет регулирующие финансовые органы 95 развивающихся стран мира. Альянс предоставляет гранты и техническую поддержку странам-членам по ключевым политическим направлениям, способствуя экономическому развитию финансовой системы государства.

Исламский банк развития (ИБР) - многосторонний банк развития, учрежденный в 1975 году, ориентированный на исламское финансирование. Финансирует проекты экономического и социального развития в странах-членах. Банк осуществляет свою деятельность, основываясь на законах и принципах шариата, путем содействия социально-экономическому развитию в странах-членах и мусульманских общинах во всем мире.

В группу Исламского банка развития входят:

Исламская корпорация по развитию частного сектора (ИКРЧС) была создана в 1999 году и занимается предоставлением финансовых услуг частному сектору. Предоставляет стратегическое сотрудничество на платформе глобального партнерства по предоставлению кредитных линий, консультации, управление активами, инвестиционные сделки и другие операции. Методы финансирования включают, в частности, участие в капитале и прибыли, лизинг, частичную перепродажу и т.д.

Международная Исламская Торгово-финансовая корпорация (МИТФК) также была учреждена в 1999 году и является автономным подразделением группы Исламского банка развития. Она была создана с целью продвижения торговли для улучшения экономического состояния и средств к существованию людей во всем исламском мире.

Основной целью Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР), созданного в 1977 году по решению Всемирной продовольственной конференции, является мобилизация финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах. Фонд мобилизует ресурсы, делая возможным для бедных сельских домохозяйств улучшить свое питание, увеличить сельскохозяйственное производство и доходы.

Информация о сотрудничестве ЦБ Узбекистана с международными финансовыми институтами в рамках совершенствования денежно-кредитной политики, фискальной политики и улучшения системы статистики финансовых показателей представлена на официальном веб-сайте ЦБ.

Институциональная структура международных финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно- финансовой политике.

Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные финансовые организации преследуют следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Все международные финансовые организации можно классифицировать по следующим признакам.

1. По уровню влияния:

- организации, имеющие всемирное значение: МВФ, МБРР и др.;

- организации регионального уровня: МБЭС, МИБ и др.;

- организации, объединяющие группу стран: ЕБРР, БМР.

2. По видам основных операций:

- клиринговые центры – МБЭС;

- инвестиционные – ЕБРР, МАГИ, МФК;

- обеспечивающие проекты развития – МАР.

3. По обеспечению помощи группам стран, различных по уровню развития:

- развивающимся странам – МАР;

- странам с переходной экономикой - ЕБРР.

Международные финансовые организации выполняют следующие функции:

1. Регулирующая, которая заключается в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовые норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс.

2. Контрольная функция предполагает осуществление контроля над соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям.

3. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

4. Оперативная функция международных организаций заключается в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают финансовую, экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международный валютный фонд и его функции

Наиболее авторитетной международной финансовой организацией является МВФ – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса. Эта помощь осуществляется путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

МВФ создан в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе, в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. В момент создания в него входили 29 стран, в настоящее время – более 180. В 1992 г. членом МВФ стала Россия.

Основными задачами МВФ являются:

- содействие развитию международной торговли валютно-финансовому сотрудничеству;

- кредитование своих членов;

- поддержание платежных балансов стран-членов МВФ и регулирование курсов их валют;

- разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира.

Универсальность МВФ по сравнению с другими организациями определяется тем, что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции.

Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в эту организацию. В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов.

Контроль над политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как правило, ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего долга страны.

Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной-членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в ее ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом.

МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей, во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка. Во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит – для финансирования бюджетных расходов правительства.

Средства для этих целей формируются за счет взносов государств-членов. Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиком на СКВ.

В функции МВФ входит также межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

- их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;

- официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводит временные ограничения операций в этой валюте.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой и других видов помощи развивающимся странам. В эту группу входят следующие международные финансовые организации.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), был создан в 1944 г. с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран в послевоенный период. С середины 50-х г. после восстановления положения в этих странах основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости.

МБРР выполняет следующие функции:

- предоставляет развивающимся странам финансовую помощь;

- выступает в роли советника в разработке программ их экономического развития;

- координирует действия промышленно развитых стран, оказывающих техническое и прочее содействие этим государствам.

МБРР предоставляет кредиты на одобренные им проекты. Причем получение этих кредитов обусловливается выполнением заемщиком ряда рекомендаций Банка как экономического, так и социального порядка. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным заемщикам и исключительно на высокорентабельные проекты.

Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а также частные фирмы и организации. Имеющие гарантию правительства или центрального банка.

Кредиты МБРР – долгосрочные, обычно предоставляются на 15-20 лет с льготным периодом 5 лет. Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов направляется на развитие инфраструктуры, на поддержание сельского хозяйства и рыболовства и меньше на развитие промышленности.

В кредитной деятельности Банка в начале 80-х г. произошли значительные изменения: если ранее Банк предоставлял только целевые кредиты на какие-то конкретные объекты производственного характера, то с этого времени МБРР стал выделять средства на осуществление программ структурной перестройки и на урегулирование обострившихся валютно-финансовых проблем развивающихся стран и стран с переходной экономкой.

В связи с тем, что ресурсы МБРР оказались недостаточными для удовлетворения возросших потребностей в кредитах в дополнение к МБРР на правах дочерних организаций были созданы МФК (1956 г.) и МАР (1960 г.).

2. Международная ассоциация развития (МАР) призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет.

Специфическими функциями МАР являются:

- кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях из экономического развития;

- проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективности использования финансовой помощи;

- оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ.

МАР располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Сюда добавляется возврат ранее предоставленных кредитов.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

3. Международная финансовая корпорация (МФК) выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям.

Это ограждает частные компании от государственного контроля над их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. МФК имеет также особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.

МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК кредитует также государственные предприятия, работающие

как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных проектов в наиболее развитых развивающихся страна, что связано с высокой стоимостью кредитов.

МФК выполняет следующие специфические функции:

- содействует развитию предпринимательства в малом и среднем бизнесе;

- оказывает содействие в управлении рисками;

- оказывает техническую помощь частным фирмам;

- осуществляет информационную деятельность.

Источниками финансирования МФК являются взносы членов в уставной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.

4. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков.

Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

МАИГ выполняет следующие функции:

- предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков;

- консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций;

- устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций;

- предоставляет необходимые информационные услуги.

Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности других институтов группы Всемирного банка.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран.

ВВЕДЕНИЕ………………. ……………. ……………. 3
1 Общая характеристика международных финансовых институтов…. 4
2 Международный валютный фонд……………. ……………. …… 6
3 Международные финансовые институты, входящие во Всемирный банк……………. ……………. …………….
3.1 Международный банк реконструкции и развития……………. …… 11
3.2 Международная ассоциация развития……………. ……………. 13
3.3 Международная финансовая корпорация……………. …………….. 15
3.4 Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям………. 17
4 Прочие финансовые институты ………………………………………. 20
4.1. Банк международных расчетов ………………………………………. 20
4.2 Европейский банк реконструкции и развития……………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………. ……………. ……………. ………… 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………. ……………. …………….. 26

Содержимое работы - 1 файл

мировой финансовый рынок.docx

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Кафедра международных отношений

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Международные финансовые институты и их роль в формировании мировой финансовой системы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………. . ……………. ……………. 3
1 Общая характеристика международных финансовых институтов…. 4
2 Международный валютный фонд……………. ……………. …… 6
3 Международные финансовые институты, входящие во Всемирный банк……………. ……………. ……………. .……………. ………
10
3.1 Международный банк реконструкции и развития……………. . …… 11
3.2 Международная ассоциация развития……………. ……………. 13
3.3 Международная финансовая корпорация……………. …………….. 15
3.4 Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям………. 17
4 Прочие финансовые институты ………………………………………. 20
4.1. Банк международных расчетов ………………………………………. 20
4.2 Европейский банк реконструкции и развития……………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………. ……………. …… ………. ………… 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………. ………… …. …………….. 26

В данной работе речь пойдет о международных финансовых институтах и их роли в формировании мировой финансовой системы.

В работе будет рассказано о таких международных финансовых институтах как Международный валютный фонд, группа финансовых институтов Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям), Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов.

При подготовке контрольной работы была использована специальная и научная литература, а также материалы официальных интернет сайтов международных организаций.

Целью данной работы является исследование международных финансовых институтов, их правового статуса на мировой арене, а также их роли в формировании мировой финансовой системы. Для этого необходимо изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых институтов.

Контрольная работа состоит из четырех разделов. В первом разделе будет дана общая характеристика международных финансовых институтов. Второй раздел посвящен Международному валютному фонду. Выделение этого финансового института в особый раздел обусловлено его обособленностью от остальных финансовых институтов. В третьем разделе речь пойдет о группе финансовых институтов Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Четвертый раздел будет посвящен некоторым другим финансовым институтам, в частности Европейскому банку реконструкции и развития и Банку международных расчетов.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Международные финансовые институты — это международные валютно-кредитные и финансовые организации, которые объединяет общая официальная цель — развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные финансовые институты. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно- кредитных и финансовых отношений. 1

Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

  1. Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
  2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
  3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота. 2

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

  • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
  • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Среди международных финансовых организаций центральное положение занимает Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund). Статьи соглашения Международного Валютного Фонда приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции 44 стран Объединенных наций. И вступили в силу 27 декабря 1945 года. МВФ начал проводить операции в марте 1947года. В 1947 в него входило 49 стран. Основной капитал составлял 7,7 млрд. долларов. В середине 1973 года МВФ насчитывал уже 125 стран-членов. Сейчас МВФ насчитывает более 180 стран-членов. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В соответствии с соглашениями ООН МВФ стал ее специализированным учреждением. Членами фонда являются почти все государства, включая Республику Беларусь и другие страны СНГ. Республика Беларусь является членом Международного валютного фонда с 1992 года.

Международный валютный фонд – это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов. МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.

Целями МВФ (согласно ст. I Соглашения МВФ) являются:

  • поощрение сотрудничества в области валютной политики;
  • содействие сбалансированному росту мировой торговли;
  • поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
  • участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;
  • предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей государств-членов. Каждый член МВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тысяч долларов квоты страны. Это обеспечивает решающее большинство голосов экономически развитым странам. Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам, связанным с контролем за мировой валютной системой и ее адаптацией к происходящим переменам. Среди ряда специальных механизмов Фонда можно отметить Фонд преобразования систем, оказывающий финансовую помощь странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике.

Исполнительным органом МВФ является исполнительный совет. Он ведет повседневные дела Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами с наибольшими вкладами (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания). Его председателем является Директор-распорядитель.

Основной капитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квот устанавливаются с учётом экономического значения страны в мировой торговле.

Задачей фонда с момента его образования является установление твёрдых паритетов валют. Страны - члены МВФ согласились установить паритеты своих валют в золоте или долларах США и не изменять их без согласия фонда больше чем на 10 %.

В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты предоставляются в форме купли-продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальной валюты других стран-членов.

Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов.

Валютно-финансовая система, основы которой были разработаны на Бреттонвудской конференции, в качестве международных ликвидных средств использует золото и доллар как ключевую валюту. С февраля 1973 года за основу этой системы принято равенство: 44,22 доллара за 1 тройскую унцию золота (31,0035 г.).

В целях повышения уровня международной ликвидности на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро (1967) была разработана и с 1 января 1970 введена система "специальных прав заимствования" (система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах - СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам - членам МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда.

Читайте также: