Международное сотрудничество в сфере туризма кратко

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время международный туризм оказывает значительное влияние не только на национальные экономики принимающих и генерирующих стран, но и на развитие мирового хозяйства в целом, а также на межгосударственные отношения. Вследствие этого возникает необходимость управления международным туристским обменом как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Для международного управления туристской деятельностью и ее регулирования на межгосударственном уровне создаются международные туристские организации различного профиля. В настоящее время их существует более 200. Это ассоциации, группы ассоциаций, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы и т.д.

Современное состояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года , в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.

Вместе с тем, с каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 миллионов человек . Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап становления качественного.

Целью настоящей работы является исследование международного сотрудничества в сфере туризма, а так же правовое регулирование и организации международного сотрудничества в туристической сфере. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

1. Провести анализ мировых тенденций в развитии туризма;

2. Изучить правовое регулирование и организацию международного сотрудничества в сфере туризма.

3. Определить правовое и государственное регулирование международной туристической деятельности в России;

4. Определить состояние и перспективы российского туристского рынка в структуре мирового рынка;

Объектом исследования в курсовой работе является мировые тенденции в развитии туризма, его состояние и перспективы.

Предметом исследования в курсовой работе являются международное сотрудничество в туристической сфере.

При написании курсовой были применены такие методы исследования как сравнительно-правовой, т.е. на протяжении всей курсовой ведется сопоставление нормативно-правовых актов и кодексов, действующих в мировой практике туризма; и системный (структурный) метод.

Глава I. Значение и сущность международного сотрудничества в сфере туризма

Как показывает практика международных отношений, международный туризм на всех этапах своего развития является фактором, который способствует улучшению взаимопонимания между государствами и народами, важным средством укрепления мира и дружбы, активным стимулятором развития внешнеэкономических, торговых и культурных отношений. В этом плане туризм всегда был, есть и будет благоприятной подпочвой развития международного сотрудничества. Поэтому большинство стран, заинтересованных в развитии собственных туристских связей, проявляют беспокойство относительно установления и развития широкого международного сотрудничества в этой сфере.

За годы эволюции массового международного туризма были разработаны и широко применяются разнообразные и эффективные формы сотрудничества в этой сфере. Основными целями такого сотрудничества является:

- использование туристских связей для укрепления взаимопонимания и доверия между странами;

- использование туризма для развития взаимовыгодных экономических и торговых отношений;

- расширения связей и контактов по линии научно-технических и культурных организаций и отдельных личностей;

- создание на взаимных принципах более благоприятных условий для туристского обмена между заинтересованными странами, организация технического сотрудничества путем обмена туристской информацией, разработка общих стандартов и технологий обслуживания туристов, упрощения туристских формальностей.

Международное сотрудничество в сфере туризма развивается в двух формах:

1) сотрудничество на двусторонней основе;

2) сотрудничество на многосторонней основе.

Двустороннее сотрудничество возникает тогда, когда две стороны договариваются между собой относительно долгосрочных действий относительно развития взаимных туристских связей. Цели, формы и методы сотрудничества закрепляются в специальных договорах, которые обычно имеют название межгосударственных (межправительственных) соглашений о сотрудничестве в сфере туризма. Такие соглашения являют собой наиболее доступную и эффективную форму международного сотрудничества, потому что для их согласования и реализации не нужно создавать какие-то сложные организационные структуры. Поэтому практика двусторонних соглашений широко применяется многими странами, в частности и Украиной. В настоящее время наша страна заключила больше тридцати двусторонних международных соглашений со странами СНГ, Западной Европы, Азии (Индией, Республикой Корея, Китаем, Вьетнамом), Африкой (Египтом, Тунисом), Кубой, Ливаном, Сирией и Израилем [3].

Практика подписания подобных международных соглашений продолжается и сегодня. Преимущество предоставляется установлению договорных отношений со странами, которые являются перспективными для Украины туристскими рынками. Изучается международный прогрессивный опыт относительно внедрения практики создания нормативно правовой базы туризма, организации функционирования высокорентабельной туристской индустрии, государственной регуляции и стимулирования отрасли. Конкретные мероприятия этого сотрудничества предусматривают широкую поддержку деятельности и сотрудничества туристских организаций обеих стран, упрощения (по возможности) пограничные, таможенных и других туристских формальностей и содействия росту групповых и индивидуальных путешествий между двумя странами. Значительное внимание обращается на обмен туристской информацией, предоставление помощи в подготовке профессиональных кадров для сферы туризма и координации сотрудничества туристских администраций в рамках ЮНВТО и других международных туристских организаций.

Контроль за выполнением таких соглашений, как правило, полагается на национальные туристские администрации, делегации которых регулярно встречаются для подведения итоги? выполненной работы и ее планирования на следующий период.

Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию общих действий относительно развития международного туризма между несколькими странами. Такое сотрудничество осуществляется на основе регулярного созыва международных совещаний, форумов по вопросам туризма и путешествий, а также созданию и работе разных международных туристских организаций.

Главным координатором многостороннего сотрудничества в сфере туризма выступает ООН. С первых дней создания ООН туризм стал объектом придирчивого внимания как этой организации, так и многих ее специализированных учреждений. Особенно важную роль в развитии международного туризма сыграли целый ряд документов ООН. Прежде всего это:

- Всесоюзная декларация прав человека, который был принят в 1948 г., в 24-й Статье которой объявляется, что каждый человек имеет право на отдых и свободное время, включая умное ограничение рабочего времени и периодически оплаченный отпуск;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 г., в 7-й Статье которого определенно, что государства обязываются обеспечивать каждому человеку право на отдых, свободное время, умное ограничение рабочего времени и периодически оплаченный отпуск;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 г., в Статье 12-й которого говорится, что каждый человек свободен покидать любую страну, включая свою собственную.

Главные учреждения ООН, которая занимается вопросами международного туризма, - это Генеральная ассамблея, Экономический и социальный совет, Секретариат; вспомогательными учреждениями по решению этих вопросов являются региональные экономические комиссии для Европы, Азии, Африки, Америки, которые также регулируют проблемы регионального туризма.

Некоторые вопросы туризма находятся в компетенции специализированных учреждений, которые входят в систему ООН. Наиболее активно занимаются проблемами туризма:

- Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая разрабатывает и осуществляет проекты по сохранению мирового культурно-исторического наследства и развитию туризма.

- Международная организация труда (МОП). Занимается вопросами улучшения условий труда, профессиональной учебы, социального обеспечения, практики найма на работу и взаимоотношений между служащими и работодателями, в том числе в сфере туризма.

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), которая оказывает помощь туристским администрациям отдельных стран по вопросам разработки проектов по использованию в туризме лесов, рыбных ресурсов, национальных парков и других естественных объектов.

- Всемирная организация здравоохранения (ВООЗ), которое регулирует в сфере туризма международные санитарные нормы, направленные на борьбу с распространением инфекционных заболеваний и обеспечения максимума безопасности в этом отношении для международных туристов и путешествующих.

Успешно действуют также Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Конференция ООН из торговли и развития (ЮНКТАД).

Деятельность ООН в сфере международного туризма широкомасштабна, охватывает большую часть стран и приносит достаточно весомые результаты.

Большое значение в развитии международного сотрудничества в сфере туризма имеют международные совещания-форумы, на которых собираются представители туристских администраций многих стран. Назовем основные из этих совещаний.

Конференция ООН по вопросам международного туризма и путешествий, которая проходила в 1993 г. в м. Риме. В ее работе принимали участие представители 87 стран-членов ООН. На конференции были рассмотрены важнейшие на том этапе такие вопросы, как условия развития сотрудничества в международном туризме, в том числе об участии стран в реализации общих проектов, предоставления консультативной помощи, подготовке специалистов, обмен информацией, правовое обеспечение иностранных туристов и предоставление рекомендации для всех стран относительно упрощения формальностей для иностранных туристов.

Всемирная конференция по вопросам туризма состоялась по инициативе ЮНВТО в 1980 г. в столице Филипин м. Маниле. В ее работе принимали участие представители 107 стран, которые приняли Манильскую декларацию туризма. В Декларации внимание всех стран обращалось на проблемы развития международного туризма и пути устранения этих проблем, в частности:

- на регуляцию предложений туристского продукта и туристских услуг и улучшения их качества с учетом интересов потребителей и местных производителей, организацию с этой целью профессиональной подготовки работников туристских предприятий, защиту и сохранение культурно-исторического наследства и охрану окружающей среды;

- на техническое сотрудничество в сфере туризма, включая обмен туристской информацией, создание общемировой системы туристской информации;

- на вопрос человеческих ресурсов в туристской отрасли, включая повышение имиджа профессии и социального статуса лиц, которые работают в туристской индустрии, а также на усиление внимания к их профессиональной подготовке и повышению технической компетентности;

Международный туризм — сложная, комплексна сфера мирового хозяйства, существенно влияющая как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира.
Туризм занимает значительное место в международных отноше¬ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………. 3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………..……………. 5
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА…………………..………………………………………………27
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44

Работа содержит 1 файл

. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.doc

Цель международного регулирования:

1. Выработка единых стандартов качества туристических услуг;

2. Создание единых нормативных и технологических документов;

3. Упрощение туристических формальностей;

4. Обмен культурой и традициями между странами;

5. Ликвидация большой экономической разницы между государствоми.

Передача туристского опыта развивающимся странам является одной из основных задач Всемирной туристской организации. В качестве исполнительного агентства Программы развития Организации Объединенных наций, ЮНВТО использует накопленный в течение десятилетий опыт туристской деятельности в целях устойчивого развития народов во всем мире.

Выполняя пожелания стран-членов, ЮНВТО обеспечивает финансирование, привлекает ведущих мировых экспертов, а также реализует многочисленные проекты развития - большие и малые. К числу долгосрочных проектов относятся:

- Генеральный план развития туризма в Пакистане (2001 г.);

- Генеральный план развития туризма в восьми провинциях Китая (2000-2002 гг.);

- Развитие национальных парков в Руанде (1999 г.);

- Стратегия развития туризма в Молдове (с 1999 г. по настоящее время );

- Объединенная программа развития для Палестинской администрации (2000 г.);

- Мероприятия по развитию примерно в 70 странах на сумму 2,5 млн. долл. США (2001 - 2002 гг.);

Проекты могут носить краткосрочный характер и решать текущие задачи, например:

- Туристское законодательство в Сирии;

- План развития экотуризма в Литве;

- Развитие статистической системы в Ботсване;

- Исследование социального воздействия туризма на Мальдивских о-вах;

- Управление объектами культурного наследия в Эквадоре;

- Классификация гостиниц в Боливии;

- План по повышению роли женщин в Намибии;

- Учебный курс по повышению качества обслуживания в сфере туризма в Перу. [17]

Туризм зарекомендовал себя в качестве мощного инструмента искоренения нищеты. Он стал экономической основой для многих наименее развитых стран мира, обеспечив им возможность развития и создания рабочих мест. Совместная программа ВТО/ЮНКТАД под названием "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты (STEP)" направлен на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран. Программа STEP была одобрена на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге в августе 2002 г.

Деятельность ВТО в области технического сотрудничества:

1. Стратегия развития туризма (туристская политика; планирование туризма как национального, так и иностранного, в том числе с учетом особенностей региона; связь отрасли туризма с национальной экономикой; оценка перспектив развития).

2. Политика материально-технического и кадрового обеспечения (развитие и диверсификация туристского продукта и обслуживания; взаимосвязь с транспортным обеспечением; политика капиталовложения в туризм; введение классификаций и стандартов обслуживания на уровне международных; использование новых технологий; управление и организация работы административных служб и отдельных предприятий).

3. Маркетинг или разработка туристских проектов (учет и развитие сезонности и географии туризма; разработка программ по маркетингу и реклама; проведение социологических исследований; подготовка многоцелевых комбинированных программ и туристских проектов, в том числе с учетом экологических факторов) .

4. Обучение и профессиональная подготовка кадров (обмен опытом на уровне правительственных служб; техническая помощь при обучении кадров массовых профессий; специальная подготовка кадров исходя из национальных программ и особенностей туризма; организация учебных центров в отдельных странах).

5. Статистика (обмен опытом и специалистами на всех уровнях; обучение сбору, анализу и распространению статистических данных о туризме; подготовка методологии и программ для организации национальных статистических служб; помощь в проведении опросов и их обработке).

6. Роль и функции правительственных служб (помощь в формировании национальных туристских администраций с точки зрения правового обеспечения, структурных связей с другими службами, административного функционирования; организация центров документации, архивов и библиотек; компьютеризация; проведение учебно-воспитательной работы).

7. Упрощение туристского обмена и формальностей (подготовка соответствующих договоров и соглашений; определение и согласование законодательного порядка и статуса, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемия, стихия и т. д.); проблемы защиты прав клиентов; туристское страхование; взаимодействие между гостиничным сектором, клиентом и административно- государственными службами; помощь в разработке государственной политики в области упрощения формальностей) .

Очередной программой ВТО предусматривается создание экспертной группы по оценке контроля за качеством обучения и установлению квалификационных нормативов. В перспективе планируются утверждение соответствующей квалификационной программы и присвоение со стороны ВТО общественным и частным учебным заведениям знака качества за организацию учебного процесса.

Важным этапом признается разработка учебных пособий и учебников (в первую очередь для преподавательского состава) по социально-культурным, экономическим, юридическим, экологическим и другим аспектам туризма.

Появляются предпосылки для создания профессиональной международной организации университетских преподавателей в области туризма. В этой связи ВТО активно выступает за открытие специализированных отделений и факультетов по туризму в существующих высших учебных заведениях стран-членов.

Первоочередные задачи ВТО в настоящее время следующие:

- сотрудничество во имя развития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития стран и регионов мира;

- развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;

- планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды;

- повышение качества туристского обслуживания и безопасности туристских услуг;

- изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;

- обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации. [6]

Будучи уверенной в том, что туризм может быть эффективно использован в борьбе с бедностью, ЮНВТО приняла на себя обязательство участвовать в претворении в жизнь Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, посредством внедрения новой инициативы по развитию устойчивого туризма как средства искоренения нищеты. Программа, известная как ST-EP (Устойчивый туризм - искоренение нищеты), включает в себя многолетнюю работу обеих организаций по продвижению устойчивого туризма в целях искорения нищеты. Эта программа была внедрена в 2003 году.

ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации, правительственными учреждениями стран — членов ВТО, национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованными организациями разных стран; участвуя в международных, региональных и национальных конференциях, семинарах и проектах.

Философией, лежащей в основе деятельности отдела устойчивого развития туризма, является обеспечение устойчивого развития и управления туризмом для того, чтобы грядущие поколения могли пользоваться его преимуществами. ЮНВТО разрабатывает практические инструменты, позволяющие туристским менеджерам, как в государственном, так и в частном секторе применять принципы устойчивости в конкретных ситуациях. Отдел выпустил целый ряд публикаций, пособий, отчетов, аналитических исследований наиболее удачных примеров, которые получили широкое распространение, он также провел семинары в разных регионах мира.

Туризм является одной из самых эффективных и самых перспективных отраслей народного хозяйства, которая по экономическим показателям опередила даже автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной. Поступления от туризма в мире выросли в 300 раз за 50 лет - из 2 млрд. долл. США в 1950 году до 600 млрд. долл. США в 2000 году.

Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%. Самыми посещаемыми странами мира до 2020 года станут, по прогнозам специалистов, Китай, США, Франция, Испания.

Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую.

Постоянное расширение международного туристического обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки правовых институтов и создание специализированных международных туристических организаций. Несмотря на то, что характерными чертами международного туризма в последние десятилетия является его активное развитие, постоянно возрастающее влияние на мировую экономику и международные отношения, правовая регламентация международных туристических связей до сих пор отстает от требований жизни. Это можно объяснить тем что:

- иностранный туризм охватывает в каждой стране охватывает различные сферы: политику, экономику, социальные аспекты, культуру, быт и традиции;

- развитие международного туризма в разных странах находится на различных уровнях, в силу чего имеющиеся там национальные органы управления туризмом обладают разными правами и полномочиями;

- медлительность различных государств в решении практических вопросов развития и стимулирования иностранного туризма;

Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется, прежде всего, в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. В рамках же отдельных государств регулирование туристической деятельности должно сочетать в себе саморегулирование, основанное на законах свободного рынка, и детальное и полное законотворчество. Однако слишком жесткое государственное регулирование и большое количество законов могут привести к повешению цен, ограничению ассортимента, снижению конкуренции в международном туризме.

Невесенкова Екатерина Геннадьевна

Во второй половине XX ст. началось бурное развитие международного туризма. За шесть десятилетий (1950-2010 гг.) количество путешествующих в мире постоянно росли. Если в 1950 г. международных туристов в мире было 25 млн. чел., то в 2012 г. их уже был 1 млрд. Количество занятых в индустрии туризма составляет около 234 млн. чел., или 8,2% от общей численности занятых

Рост роли туризма как отрасли хозяйства в условиях глобализации нуждается в разработке вопросов согласования туристской деятельности с естественными, социокультурными , эколого-экономическими, информационно технологическими возможностями как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом. Все это свидетельствует о том, что роль многостороннего сотрудничества приобретает все более актуальное значение

В развитии международного сотрудничества в сфере туризма значительную роль играют многочисленные международные организации, которые работают на постоянных принципах. Особенное значение имеют Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированы учреждения, Всемирная торговая организация ВТО.

Целью ВТО является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека. Особенностью ВТО является членство в этой организации. Члены ВТО разделены на три категории. Действительными членами являются государства. Статус ассоциированного члена предоставляется территориям, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений. Присоединившимися членами является широкий круг организаций и компаний, непосредственно занятых в сфере туризма: авиакомпании и транспортные компании, гостиницы и рестораны, туроператоры, турагентства и т.д. Органами ВТО являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет, Секретариат. Также в ее рамках активно работают региональные комиссии и различные комитеты. Штаб-квартира ВТО расположена в Мадриде, Испания. ВТО

ВТО устанавливает международные стандарты измерения и отчетности в туристской деятельности. Ее рекомендации по туристской статистике были приняты Организацией Объединенных Наций в 1993 г., что привело к созданию единого языка туристской статистики и позволило туристским центрам сравнивать свои успехи с достижениями конкурен­тов. В 2000 г. ООН одобрила методологию вспомогательного счета в туризме, что сделало туризм первым в мире сектором экономики, располагающим международными стандартами, позволяющими достоверно измерять его экономическое воздействие.

В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области туризма 1993 г. Стороны обязались содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, фирм и предприятий, формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, классификации туристских услуг, восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов. Стороны будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туризмом, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания. Решением Совета глав государств от 9 сентября 1994 г. создан Совет по туризму.

Совет по туризму

В настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом.

Стороны таких соглашений обязуются укреплять и развивать сотрудничество в области туризма на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, поощрять как индивидуальный, так и групповой туризм, поддерживать обмен статистическими, справочно-информационными, рекламными и другими материалами, включая информацию о законодательстве государств в области туризма, о гостиницах и других средствах размещения туристов. Нередко такими соглашениями предусматривается открытие представительств государств по делам туризма.

Конференция ООН по международному туризму и путешествиям состоялась 1963 г в Риме В ее работе участвовали представители 87 государств - членов ООН На Конференции рассматривались такие важные вопросы: развитие сотрудничества в международном туризме, в том числе участие стран в реализации совместных проектов, оказании консультативной помощи, подготовке специалистов, обмене информацией; правовой статус иностранных туристов; определение понятий \"турист\", \"временный посетитель\"; рекомендации для всех государств по упрощению формальностей для иностранных туристов

Всемирная конференция по туризму состоялась по инициативе UNWTO 1980 г. в Маниле (Филиппины). В ее работе приняли участие представители 107 государств На Конференции было четко очерченный политическое значение международного туризма, который может развиваться только при международной безопасности, что в свою очередь, становится существенным фактором обеспечения мира во всем м мире и, моральной и интеллектуальной основой для международного взаимодействия и сотрудничества. На этой конференции были также рассмотрены важные социально-экономические вопросы развития туризма и приняты соответствующие рекомендации и решения, которые вошли в текст документа, получившего название Манильской декларации по туризму Декларация привлекала внимание всех стран к проблемам развития международного туризма и путей их решения, в частности таких, как:

регулирование предложения туристического продукта и туристических услуг и улучшение их качества с учетом интересов потребителей и местных производителей, организация профессиональной подготовки работников в туристических предприятий, защита и сохранение культурно-исторического наследия и охраны окружающей среды техническом сотрудничестве в области туризма, включая обмен информацией, создание общемировой системы туристической информации; вопрос человеческих ресурсов в туристической отрасли, включая повышение имиджа профессии и социального статуса лиц, работающих в туристической индустрии, а также большего внимания к их профессиональной подготовки и повышение технической компетентности обеспечение свободы передвижения туристов - упрощение визовых, пограничных, таможенных и других туристических формальностей, а также соответствующая подготовка сотрудников служб, отвечающих за соблюдение этих формальностей.

Ряд международных туристских организаций носит региональный характер. Так, например, Арабский союз по туризму, созданный в 1954г., объединяет национальные туристические организации ряда арабских государств. Отдельные международные организации имеют профессиональную направленность, как, например, Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), основанная в1951г., Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме, основанная в 1969г. под эгидой ВТО. Некоторые международные организации носят коммерческий характер - Международный туристский альянс, специализирующийся на страховании при поездках за границу на автомобилях, Международная ассоциация профессиональных организаторов конгрессов.

Довольно близко по характеру своей деятельности к международным организациям примыкают некоторые национальные организации, такие, как Американское общество туристских агентств (АСТА), имеющее большое количество зарубежных членов, Ассоциация британских туристских агентств (АБТА), Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ). Все они активно работают на широкой международной основе. Необходимо отметить деятельность Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), созданной в 1966г. в результате объединения Международной ассоциации туристских агентств (ФИАВ), существовавшей с 1919г., и образованной в 1964г. Всемирной организации ассоциаций туристских агентств (УОТАА). ФУААВ объединяет свыше 70 национальных и региональных ассоциаций, в которых представлено свыше 20 тыс. индивидуальных туристских агентств и фирм. Основной целью этой организации является защита профессиональных интересов туристских агентств и оказание им необходимой технической, профессиональной и правовой поддержки

Таким образом, создана и активно развивается довольно широкая сеть международных туристских организаций, которые призваны обеспечить функционирование туризма - важной сферы международных отношений. Разнообразие и разветвленность международных организаций по туризму подчеркивают его возрастающую роль в связях между народами и государствами, а также тот интерес, который к нему проявляют многочисленные правительственные и неправительственные, национальные и международные организации.

В настоящее время международный туризм оказывает значительное влияние не только на национальные экономики принимающих и генерирующих стран, но и на развитие мирового хозяйства в целом, а также на межгосударственные отношения. Вследствие этого возникает необходимость управления международным туристским обменом, как в рамках отдельных государств, так и на международном уровне. Для международного управления туристской деятельностью и ее регулирования на межгосударственном уровне создаются международные туристские организации различного профиля. В настоящее время их существует более 200. Это ассоциации, группы ассоциаций, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы и т.д.

Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.

Главная мировая туристская организация общего характера – Всемирная туристская организация (ВТО). В 2003 г. в нее входили 141 страна, 7 территорий – постоянных и ассоциированных членов, а также свыше 350 присоединившихся членов, среди которых: национальные правительственные организации, туристские ассоциации, частные компании (в том числе авиакомпании, туроператоры, гостиничные и ресторанные ассоциации), учебные заведения туристского профиля. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).

Высшим органом управления ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. В состав руководящих органов входит Исполнительный совет, Генеральный секретариат, Комитет присоединившихся членов. Генеральная ассамблея учреждает шесть региональных комиссий: для Африки; Северной и Южной Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона; Европы; Ближнего Востока и Южной Азии. Перед комиссиями поставлена задача реализации рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующих регионов. Комиссии проводят свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех действительных и ассоциированных членов из соответствующего региона.

Двадцать второго декабря 2003 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла на своей 50-й сессии резолюцию, ознаменовавшую преобразование Всемирной туристской организации в полноправное специализированное учреждение ООН. Этот статус дает ВТО право участвовать в качестве полноправного члена в работе Административного комитета по координации (АКК), который разрабатывает стратегии в масштабах всей системы в ответ на общие межправительственные директивы в области экономического сотрудничества и развития. ВТО также будет приглашаться участвовать в работе Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и Совета Безопасности ООН. Имея право вносить предложения, ВТО получает возможность подчеркнуть роль туризма в социально-экономическом развитии и в достижении целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Всемирная туристская организация стремится, развивая туризм, стимулировать экономическое развитие, создавать рабочие места, поощрять меры по защите окружающей среды и памятников культурного наследия, а также способствовать установлению мира, повышению благосостояния и уважению гражданских прав.

Первоочередные задачи ВТО в настоящее время следующие:

•сотрудничество во имя развития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития стран и регионов мира;

•развитие гуманитарных ресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кадров;

•планирование, разработка и реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды,

•повышение качества туристского обслуживания и безопасности туристских услуг;

•изучение туристского рынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозирование развития туризма в мире;

• обеспечение связей между странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.

ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, с ЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией гражданской авиации, правительственными учреждениями стран – членов ВТО, национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованными организациями разных стран; участвуя в международных, региональных и национальных конференциях, семинарах и проектах.

ВТО стремится всячески способствовать сотрудничеству в области туризма, в рамках Совета по туризму СНГ, т. к. убеждена, что страны со схожими проблемами и задачами в области развития туризма могут лучше решать их совместными усилиями. По этой причине ВТО принимала участие в заседаниях Совета по туризму стран – участниц СНГ, которые проходили в 1996-1999 гг. в Ташкенте, Москве, Ашхабаде, Тбилиси и Киеве. На прошедших заседаниях представители ВТО поддержали деятельность Совета и заявили о необходимости усиления его координирующей роли. Учитывая активную и динамичную роль Совета в координации туристской политики стран СНГ, в Киевском (2000 г.) и Бишкекском (2001 г.) заседаниях Совета принял участие Генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли.

ВТО оказала методическую помощь при разработке туристского законодательства ряда стран СНГ. Секретариат и эксперты ВТО регулярно консультируют национальные туристские администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма.

Из ведущих мировых организаций общего характера следует отметить также Всемирный совет по путешествиям и туризму (ВТТС) и Международную ассоциацию мирового туризма (МТ). В области туристского бизнеса и предпринимательства действуют такие организации, как Всемирная федерация туристских агентств (ВАТА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и др.

К мировым туристским организациям отраслевого характера относятся: Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (ИПСА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международный союз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (Хо-ре-Ка), Международная ассоциация конгрессных центров (АИПК).

Наиболее известные региональные туристские организации общего характера – Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА), Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА), Карибская ассоциация по туризму (КТА), Арабский туристский союз (ЮАТ), Панафриканская туристская организация (ПАТО), Ассоциация по развитию и координации европейских туристских обменов (АДСЕТЕ), а из региональных туристских организаций отраслевого характера – Азиатско-Австралазийская гостиничная и ресторанная ассоциация (ААХРА), Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА), Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА), Арабский гостиничный союз (ЮАХ), Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА), Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА), Европейская федерация мотелей (ЕМФ), Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском союзе и Европейской экономической зоне (ХОТРЕК).

В группу специализированных международных туристских организаций входят организации по различным видам туризма: социальному, молодежному, деловому, конгрессному и пр. К их числу относятся, в частности, Международное бюро по социальному туризму (БИТС), Международная федерация социального туризма (ФИТС), Международное бюро по молодежному туризму и обменам (БИТЕЖ), Федерация международных молодежных туристских организаций (ФИЮТО), Международная ассоциация по туризму с деловыми целями (ИБТА), Международная ассоциация конгрессных и гостевых бюро (ИАКВБ), Ассоциация по организации специализированных конференций (ПКМА).

К группе особых организаций туристской сферы разного профиля, выполняющих специфические функции, относятся: отвечающие за сотрудничество в области туристской информации; регулирующие профессиональное туристское образование; управляющие научными исследованиями в туристской сфере; содействующие развитию международного туризма. Данная группа включает, в частности, Международную федерацию журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ), Международную ассоциацию по документации и информации в области культуры и туризма (АДИКТ), Всемирную ассоциацию по профессиональному обучению в области туризма (АМФОРТ), Ассоциацию по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРА), Международный клуб гидов (ИГК) и Международный союз охраны природы и ресурсов (ИЮКН).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 252 с.

2. Горбылева З.М. Экономика туризма. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 478 с.

4. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. Ч.1. – Мн., 2000

5. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. – Мн., 1985.

Читайте также: