Международная защита прав и свобод человека и гражданина в рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Лекция 7. Международная защита прав и свобод человека включает в себя следующие учебные вопросы: понятие международной защиты прав и свобод человека; правовой статус и полномочия Европейского суда по правам человека; понятие института петиции. Основной целью лекции является изучение правового статуса международных органов по защите прав и свобод человека.

В ходе изучения данной темы студенты должны овладеть следующей профессиональной компетенцией: ПК-9-способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Понятие международной защиты прав и свобод человека

Международная защита прав и свобод человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами.

Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов международной защиты прав и свобод человека являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

  1. Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;
  3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;
  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
  5. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;
  7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
  8. другие соглашения.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

Ведущим органом, осуществляющим международную защиту прав и свобод человека, является Европейский суд по правам человека.

1. Суд рассматривает петиции, направленные в его адрес, от любого лица, неправительственной организации или других лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Конвенцией или Протоколами к ней (ст. 34 Конвенции). При этом не имеет значения, называется ли обращение в Суд заявлением, петицией или жалобой.

2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направле­ны против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию, и которые относятся к событиям после ратифика­ции Конвенции этим государством. Ни один индивид, группа лиц или неправительственная организация не имеют права на­стаивать на удовлетворении самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ра­тификации страной Конвенции.




3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Прото­колами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. При этом, как уже отмечалось, большинство социально-экономиче­ских прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются главным образом гражданские и политические права.

4. Конвенция, а вслед за ней и Протокол № 11 в качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению фор­мулируют требование об исчерпании всех внутригосударствен­ных правовых средств защиты (ст. 35 Конвенции).

6. Суд не рассматривает жалобы, которые являются:

· по существу теми же, которые уже были рассмотрены Су­дом ранее или уже составляют предмет другой процедуры меж­дународного разбирательства или урегулирования и не содер­жат относящейся к делу новой информации;

· несовместимыми с положениями Конвенции или Прото­колами к ней;

· по сути, злоупотреблением правом подачи петиции (ст. 35 Конвенции).

7. Суд рассматривает жалобы только против дей­ствий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные против частных лиц или не­государственных учреждений.

По указанным выше критериям Суд ежегодно отвергает по­давляющее большинство жалоб. Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т. е. оп­ределить ее как неприемлемую, если обстоятельства приводят его к выводу о том, что: жалоба не соответствует указанным правилам и потому является неприемлемой для рассмотре­ния; заявитель более не намерен добиваться рассмотрения сво­ей жалобы; вопрос был решен — или по любой другой причине, если Суд посчитает неоправданным продолжать рассмотрение петиции. Суд может принять решение восстановить жалобу в списке дел, если он сочтет, что обстоятельства оправдывают та­кой шаг. Решения Суда относительно приемлемости жалоб яв­ляются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства.

Вынося решение в пользу заявителя, суд, как правило, пред­ставляет справедливое удовлетворение потерпевшей стороне, возмещая ущерб, нанесенный ей государством.

Государства — участники Конвенции обязаны выполнять окончательные решения Суда, а надзор за исполнением осуще­ствляет Комитет министров Совета Европы.

Институт петиции.

Право ЕС предусматривает также в качестве средства защиты прав граждан институт петиции.

В этом проявляются, в частности, контрольные полномочия Европейского пар­ламента. Индивидуальные или кол­лективные петицииподлежат его обязательному рассмотрению, при условии, что эта петиция каса­ется вопросов, относящихся к ведению Сообществ.

К концу 2012 года в Европейский Суд поступило уже почти 60 тыс. обращений из России. По этому показателю страна занимает третье место среди всех государств - членов Совета Европы. Отчасти такое положение можно, по-видимому, рассматривать как свидетельство неудовлетворенности наших граждан эффективностью российского правосудия.

Заключение

Международная защита прав и свобод человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами.

Ведущим органом, осуществляющим международную защиту прав и свобод человека, является Европейский суд по правам человека. Право ЕС предусматривает также в качестве средства защиты прав граждан институт петиции.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года. (любое издание).

2. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 12 июля 1994 года // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; изменения 8 февраля 2001, 15 декабря 2001 года)

3. Федеральный конституционный закон "О Референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 года

4. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 12 февраля 1997 года // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

5. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 года // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

8. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года // ВВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

9. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года (РГ, 5 июня 2002)

12. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской федерации" от 25 июня 1993 года // ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

13. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года с послед, изм. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 1998. № 30. Ст. 3606; 1999. № 26. Ст. 3175.

14. Закон РФ "О языках народов РФ" от 25 октября 1991 года с изм. от 24 июля 1998 года // ВВС РСФСР. 1991 № 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст 3804.

16. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года // ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913; СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613.

17. Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" от 22 декабря 1992 года // ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62.

20. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

21. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

22. Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124- // ВВС РФ. 1992. № 7. ст. 300; СЗ РФ, 2002, № 12 ст. 1093)

23. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 .года с послед, изм. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30. Ст. 3608.

28. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11 ноября 1994 года // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

29. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года в ред. от 16 ноября 1997 года // ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5341.

30. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 19 июля 1996 года // СЗ РФ. 1996. № 35.' Ст. 4135.

31. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 24 ноября 1995 года // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; 1998. № 30. Ст. 3613; № 31. Ст. 3812; 1999. № 29. Ст. 3692.

33. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475. с дополнениями и изменениями)

36. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года

37. Закон РФ "О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года в редакции от 14 декабря 1995 года // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

38. Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 года с изм. от 22 июня 1998 года // СЗ РФ. 1996. № 49 Ст 5497; 1998 № 26 Ст.3505.

41. Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации" от 18 октября 1996 года с изм. от 12 февраля 1998 года и 30 января 1999 года // СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4886; РГ. 1998. 14 февраля; РГ. 1999. 4 февраля.

42. Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" от 21 июля 1997 года // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601.

46. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 года в связи с запросом Тульского областного суда от 3 ноября 1997 года // РГ. 1997.12 ноября.

Основная литература

1. Права человека Учебник. \Отв. ред. Лукашева Е.А. -2-е изд., перераб. -М. Норма: ИНФРА-М,2010. -560 с.

Дополнительная литература

1. Чиркин .Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Рек. УМО. -7-е изд., перераб. и доп. - М., Норма ИНФРА-М,2012. - 608 с.




Все вышесказанное обуславливает необходимость в знаниях о международной политике в области прав и свобод человека, об основных средствах международной защиты прав и свобод человека, в умении использовать эти механизмы. Надо сказать, что мысль об универсальности основных прав и свобод человека, о необходимости международно-правовой их охраны далеко не сразу утвердилась в правосознании политиков и ученых.




Принцип уважения основных прав и свобод человека, их международной защиты окончательно утвердился только в 20-м веке.

Первым таким документом, содержащим подобные международные стандарты прав и свобод, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. С этого времени 10 декабря отмечается во всех странах как Международный день прав человека.

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН принимает два важнейших международных документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также два Факультативных протокола к последнему из них. Эти документы образовали основу современного международного гуманитарного права. Сегодня это бурно развивающаяся отрасль международного права, в основе которой лежат более пятидесяти универсальных всемирных договора.

Действующие международные документы определили и механизмы международного контроля над выполнением государствами соглашений по правам человека, защиты этих прав.

Он осуществляется по трем направлениям:

- во-первых, государства периодически отчитываются о выполнении подписанных ими соглашений в соответствующих международных организациях;

Такой контроль предусмотрен, в частности, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года.

В настоящий период функционируют множество международных учреждений в области прав человека, как межправительственного, такт и неправительственного характера. К первой группе относятся Верховный Комиссар ООН по правам человека, Комиссия ООН по правам человека, Комиссия по положению женщин, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.

К неправительственным учреждениям относятся Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и др. Большое значение в области международной защиты прав человека имеют международные судебные органы, в частности, Европейский суд по правам человека (Франция, г. Страсбург), куда сегодня могут обращаться с частными жалобами и жители России.

С 1998 года по 2003 год в Европейский суд поступило более 12 тысяч жалоб от российских граждан, однако их подавляющая часть была признана неприемлемой, либо оставлена без удовлетворения. Это свидетельствует о низком уровне знаний о правилах обращения в Европейский Суд не только у рядовых граждан, но и отечественных юристов.

Следует помнить, что Суд рассматривает жалобы, связанные с наруше­нием только тех прав, которые гарантированы Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г и Протоколами к ней. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению является требование об исчерпа­нии всех внутригосударственных правовых средств защиты. Суд может принять дело к рассмот­рению после исчерпания всех внутренних средств пра­вовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на нацио­нальном уровне. Суд не рассматривает жалобы, которые явля­ются: анонимными; по существу теми же, которые уже был рассмот­рены Судом ранее или уже составляют предмет дру­гой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации; несовместимыми с положениями Конвенции или Протоколами к ней; необоснованными. Поскольку Суд рассматривает жалобы только про­тив действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные про­тив частных лиц или негосударственных учреждений.

По указанным выше критериям Суд ежегодно от­вергает подавляющее большинство жалоб.

В случае принятия дела к рассмотрению Суд про­водит расследование по фактам нарушений прав че­ловека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора.

Заявитель, если его жалоба принята, может выра­зить желание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Суде. Если необходимо, а это случается весьма часто, заявитель может быть представлен ад­вокатом.

Государства — участники Конвенции обязаны вы­полнять окончательные решения Суда, а надзор за их исполнением осуществляет Комитет министров Сове­та Европы.

Несмотря на то, что официальными языками Суда являются английский и французский, заявителю пре­доставляется право подать жалобу на своем родном языке, который с разрешения Суда может быть ис­пользован и при дальнейшем рассмотрении дела. Жа­лобы направляются в Суд непосредственно заявите­лем.

После получения жалобы секретариат Суда направляет заявителю специальный формуляр, который необходимо правильно заполнить, иначе Суд не примет эту петицию.

В заявлении надо обязательно сослаться на статьи Конвенции, которые были наруше­ны, а также указать, с какими конкретными притя­заниями лицо обращалось в национальные органы.

Адрес Европейского Суда:

Council of Europe European Court of Human Rights 67075 Strasbourg Cedex France.

Все вышесказанное обуславливает необходимость в знаниях о международной политике в области прав и свобод человека, об основных средствах международной защиты прав и свобод человека, в умении использовать эти механизмы. Надо сказать, что мысль об универсальности основных прав и свобод человека, о необходимости международно-правовой их охраны далеко не сразу утвердилась в правосознании политиков и ученых.

Принцип уважения основных прав и свобод человека, их международной защиты окончательно утвердился только в 20-м веке.

Первым таким документом, содержащим подобные международные стандарты прав и свобод, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. С этого времени 10 декабря отмечается во всех странах как Международный день прав человека.

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН принимает два важнейших международных документа: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также два Факультативных протокола к последнему из них. Эти документы образовали основу современного международного гуманитарного права. Сегодня это бурно развивающаяся отрасль международного права, в основе которой лежат более пятидесяти универсальных всемирных договора.

Действующие международные документы определили и механизмы международного контроля над выполнением государствами соглашений по правам человека, защиты этих прав.

Он осуществляется по трем направлениям:

- во-первых, государства периодически отчитываются о выполнении подписанных ими соглашений в соответствующих международных организациях;

Такой контроль предусмотрен, в частности, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года.

В настоящий период функционируют множество международных учреждений в области прав человека, как межправительственного, такт и неправительственного характера. К первой группе относятся Верховный Комиссар ООН по правам человека, Комиссия ООН по правам человека, Комиссия по положению женщин, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.

К неправительственным учреждениям относятся Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и др. Большое значение в области международной защиты прав человека имеют международные судебные органы, в частности, Европейский суд по правам человека (Франция, г. Страсбург), куда сегодня могут обращаться с частными жалобами и жители России.

С 1998 года по 2003 год в Европейский суд поступило более 12 тысяч жалоб от российских граждан, однако их подавляющая часть была признана неприемлемой, либо оставлена без удовлетворения. Это свидетельствует о низком уровне знаний о правилах обращения в Европейский Суд не только у рядовых граждан, но и отечественных юристов.

Следует помнить, что Суд рассматривает жалобы, связанные с наруше­нием только тех прав, которые гарантированы Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г и Протоколами к ней. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению является требование об исчерпа­нии всех внутригосударственных правовых средств защиты. Суд может принять дело к рассмот­рению после исчерпания всех внутренних средств пра­вовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на нацио­нальном уровне. Суд не рассматривает жалобы, которые явля­ются: анонимными; по существу теми же, которые уже был рассмот­рены Судом ранее или уже составляют предмет дру­гой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации; несовместимыми с положениями Конвенции или Протоколами к ней; необоснованными. Поскольку Суд рассматривает жалобы только про­тив действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные про­тив частных лиц или негосударственных учреждений.

По указанным выше критериям Суд ежегодно от­вергает подавляющее большинство жалоб.

В случае принятия дела к рассмотрению Суд про­водит расследование по фактам нарушений прав че­ловека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора.

Заявитель, если его жалоба принята, может выра­зить желание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Суде. Если необходимо, а это случается весьма часто, заявитель может быть представлен ад­вокатом.

Государства — участники Конвенции обязаны вы­полнять окончательные решения Суда, а надзор за их исполнением осуществляет Комитет министров Сове­та Европы.

Несмотря на то, что официальными языками Суда являются английский и французский, заявителю пре­доставляется право подать жалобу на своем родном языке, который с разрешения Суда может быть ис­пользован и при дальнейшем рассмотрении дела. Жа­лобы направляются в Суд непосредственно заявите­лем.

После получения жалобы секретариат Суда направляет заявителю специальный формуляр, который необходимо правильно заполнить, иначе Суд не примет эту петицию.

В заявлении надо обязательно сослаться на статьи Конвенции, которые были наруше­ны, а также указать, с какими конкретными притя­заниями лицо обращалось в национальные органы.

Адрес Европейского Суда:

Council of Europe European Court of Human Rights 67075 Strasbourg Cedex France.

Права человека (англ. Human rights) по-разному определяются в правовых теориях (доктринах), системах права и национальном законодательстве разных стран. Это многогранное понятие. Основные (базовые) права человека закреплены на международном уровне, в частности, во Всеобщей декларации прав человека ООН и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

права и свободы человека и гражданина

Что такое права человека?

В международной системе права, основанной на концепциях демократии и правового государства, различают следующие понятия:

  1. Свобода человека – способность и возможность выбора человеком своего поведения независимо от внешних условий.
  2. Право человека – частично ограниченная свобода человека, где ограничением выступает свобода каждого другого человека.
  3. Права и свободы гражданина – права и свободы человека, присущие ему в силу принадлежности к определенной стране (гражданство, подданство) и защищаемые законодательством этого конкретного государства, а также действующим в нем международным правом.

Кроме того, выделяется несколько категорий прав и свобод человека и гражданина исходя из их особенностей и сферы реализации. Права человека бывают личными, политическими, социальными, экономическими, культурными и экологическими. Правда, такая классификация считается в значительной степени условной, поскольку часто трудно провести четкую грань между правами разных категорий.

Система прав человека – достаточно динамичная. Под влиянием множества факторов со временем появляются новые права человека – общечеловеческие ценности, которые должны признаваться на государственном и межгосударственном уровне.

Если выделить ключевые принципы (свойства, особенности) всех прав человека, то они сводятся к следующему:

  1. Равноправие и универсальность – права человека равнозначны для всех людей и присуще каждому независимо от его индивидуальных особенностей.
  2. Комплексность – права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют единую систему, являющуюся основой правового статуса личности.
  3. Естественность – права человека нельзя навязать, подарить или отобрать, они неотъемлемо связаны с личностью человека, принадлежат ему независимо от внешних факторов.
  4. Социальный характер – говорить о существовании прав человека, как неких ценностей и правил, их реализации и защите можно лишь в условиях социума.
  5. Независимость от законодательства страны пребывания или гражданства – права человека признаны на общемировом уровне, они принадлежат каждому человеку независимо от того, где, в каком государстве и в каком статусе он находится.
  6. Права человека, наряду с другими категориями, определяют уровень развития цивилизации в целом.

Где закрепляются и чем регулируются права человека

Права человека ничем не регулируются, потому что их нельзя регулировать в принципе. Одна из ключевых характеристик прав человека – существование независимо от признания в каком-либо государстве и, соответственно, закрепления и регулирования на законодательном уровне. Но в то же время пределы прав одного человека – права каждого другого человека.

Все мы живем в определенном социуме и в определенном государстве, поэтому соблюдение прав человека – не такая уж и безусловная категория. Можно сколь угодно заявлять о своих правах, но пока они не закреплены, не признаны на государственном уровне и, главное, пока государство не предоставит действенные инструменты реализации и защиты прав человека, они не будут соблюдаться. И останется только одно – либо смириться, либо уехать в другую страну, либо обратиться в международные институты защиты прав человека, что, правда, зачастую все равно влечет необходимость отъезда.

В демократических странах, придерживающихся концепции правового государства, основные права человека установлены государством – признаны и закреплены на уровне национального законодательства каждой отдельно взятой страны. Как правило, они находят отражение в Конституции или иных законах.

Помимо национального законодательства права человека закрепляются на международном уровне. Основополагающим актом является Международный билль о правах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. На уровне Совета Европы действует Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В отличие от всех других международных актов, Конвенция предусматривает высокоэффективный механизм защиты – принятие обращений и рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека.

К сожалению, далеко не все страны миры придерживаются концепций демократии и правового государства, а во многих государствах положение с соблюдением прав человека находится на катастрофически низком уровне. Но даже в такой ситуации любой вправе воспользоваться своими неотъемлемыми правами человека – свободой передвижения и выбора места жительства, а равно правом на убежище.

Права человека в России

Россия – демократическое и правовое государство. В постсоветский период немало сделано для того, чтобы права человека не были пустым звуком. В нашей стране на уровне законодательства признаются и защищаются все основные права человека, гарантированные на международном уровне.

Основным способом защиты нарушенных прав является обращение в суд, в том числе Конституционный суд РФ. Кроме того, любой человек вправе обратиться в международные инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что основной и самой эффективной инстанцией является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Практика ЕСЧП по делам в отношении России способна многое сказать о реальном положении дел с соблюдением прав человека:

Права человека – неотъемлемые свойства каждого индивида, существенные признаки его бытия и правового статуса, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Эти права есть у каждого с рождения. Государство не может ими наделять, но его обязанность – закрепить права человека в законе, признавать их и соблюдать, а также обеспечить реализацию и защиту. Если государство не может или не хочет этого сделать, каждый вправе обратиться в международные инстанции. Для россиян самой авторитетной и, главное, эффективной в этом плане инстанцией является Европейский суд.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Читайте также: