Метро маяковская история кратко

Обновлено: 02.07.2024

История станции

В конце ХХ века станция уже имела статус Памятника архитектуры, а в начале ХХІ столетия была внесена в список исторических и культурных памятников местного значения. Несколько лет назад на станции впервые провели комплексную реконструкцию южного вестибюля – заменили эскалаторы и коммуникации, установили современные турникеты. Вместе с тем постарались максимально вернуть станции первоначальный облик.

История названия

Описание станции

Путевые стены сверху облицованы уфалейским мрамором, снизу – диоритом. Рисунок на полу довольно простой – два ряда серо-белых квадратов из мрамора и гранита. Между ними по оси зала вмонтирована гранитная полоса темно-красного цвета. Она как бы ведет к пьедесталу в торце, где установлен бюст Маяковского.

Технические характеристики

Вестибюли и пересадки

Чтобы выйти в город из северного вестибюля, следует подняться по эскалатору, пересечь коридор и еще раз подняться по эскалатору.

Оба павильона отделаны долговечными материалами (мрамор, гранит, родонит). Сориентироваться пассажирам помогают светящиеся указатели.

Достопримечательности

С Концертным залом имени Петра Чайковского соседствует Театр Сатиры, который открылся в 1924 году. Сначала его постановки были не пьесами в прямом смысле этого слова, а небольшими пародийными обозрениями на темы политики и быта. Несколько лет спустя основой репертуара театра стала бытовая комедия, в том числе и по произведениям Владимира Маяковского.

Чуть дальше от Театра Сатиры расположены Музей русской гармоники и музей Михаила Булгакова. Музей русской гармоники создан на основе уникальной коллекции, которую собрал доктор искусствоведения Альфред Мирек. После смерти коллекционера музей назвали его именем.

Наземная инфраструктура

Полезные факты

Интересно

Другая легенда касается вестибюля концертного зала имени Петра Чайковского. Поговаривают, что металлические вставки, использованные в его оформлении, усиливают отзвук классической музыки, раздающейся в здании над станцией.

Самая известная станция Московского метро - Маяковская. Правда ли, что изначально она должна была быть похожей на театр? Почему к проекту привлекли другого архитектора? И зачем при строительстве применили металл, а свод позже украсили мозаиками? Об этом и не только расскажу сегодня?

Почему Маяковская

Маяковская открылась в составе второй очереди Московского метро 11 сентября 1938 года. Линия включала в себя участок от Сокола до Театральной (тогда "Площадь Свердлова") без Тверской. Изначально платформа должна была называться "Триумфальная площадь".

Так до 1935 года именовалась площадь на поверхности, где планировали разместить вестибюль. После её превращения в площадь Маяковского, решили взять это название. Но, в конце концов, посчитали, что лучше будет наименование укоротить. Так появилась "Маяковская".

Интересно, что первоначальный проект станции не имел ничего общего с тем, что мы видим сейчас. Архитектор С.М. Кравец предлагал возвести колонную станции глубокого заложения (до этого в мире такого не делал никто). Украсить платформу планировали продольными аркадами. А стиль оформления напоминал бы итальянский "Ренессанс".

Театр советского абсурда

Идея придать станции несколько "театральный" вид была связана с тем, что в то время на площади Маяковского находилось несколько таких заведений. В том числе строилось здание театра Мейерхольда.

Но уже в 1936 году маэстро стал неугоден. Возведение театра прекратилось. В то же время отстранили и архитектора Кравеца. Связано ли это друг с другом или нет, на 100% сказать нельзя.

Помимо идеологических, были проблемы технические. Из-за того, что грунты в этой местности изучили плохо, конструкция не выдерживала давления. На сводах стали появляться крупные трещины. Если бы так дело пошло и дальше, то будущая станция превратилась бы в аварийный участок.

Гений метростроения

Ситуацию нужно было как-то решать. Для этого пригласили архитектора А.Н. Душкина. Он к тому моменту имел уже большой опыт в строительстве метро.

Родственники архитектора вспоминали, что он был настолько увлечён проектом "Маяковской", что рисовал облик будущей станции постоянно. Достаточно сказать, что Душкин сделал 7 эскизов будущей визитной карточки Московского метро.

Именно Алексей Николаевич предложил использовать в конструкциях станции металл, а точнее сталь. Чтобы сделать опоры крепче. Добыть такой материал в архитектурных целях в те времена было непросто. Всё же тогда металл предназначался в первую очередь для строительства самолетов.

На помощь пришел авиаконструктор КБ им. Туполева, А.И. Путилов. Именно эта мастерская разработала знаменитые металлические ленты. Изготовили конструкции на заводе "Дирижабльстрой" в городе Долгопрудном Московской области.

Памятник архитектуры

Поскольку станция глубокого заложения, то одной из главных задач было сделать её легкой и просторной. Чтобы пассажиры не чувствовали себя под землёй. Для этого Душкин придумал овальные купола в своде, украшенные мозаиками.

Их тема - "Сутки страны Советов". Практически на каждой изображено небо, что также делает конструкцию станции более воздушной. 35 мозаичных панно собрали по эскизам художника А.А. Дейнеки. К сожалению, сейчас их осталось 34. В 1950-х годах одно уничтожили во время установки гермоворот.

Помимо стали для отделки колонн применяли родонит. Путевые стены облицевали серым мрамором с темными вкраплениями. А внизу сделали мрамор рыжеватого оттенка.

Дополнительную красоту станции придают светильники. В центральном зале они расположены по периметру куполов. А вдоль путевых стен находятся подвесные люстры.

Маяковская - единственная станция Московского метро, на которой до сих пор мраморный пол. На остальных платформах он достаточно быстро износился. Поэтому его пришлось менять на гранитный. Но так как Маяковская - это памятник всемирного наследия ЮНЕСКО, то любые манипуляции с покрытием были запрещены.

Реконструкция

В ноябре 1959 года открылся дополнительный выход на другой стороне Тверской улицы, чтобы разделить пассажиропоток. Но это не сильно помогло, ведь эскалаторных ход был всего один. А к 1990-м отсутствие второго выхода стало большой проблемой.

Эскалаторы практически пришли в негодность. Их надо было менять. Но тогда пришлось бы закрыть станцию. Поэтому решили соорудить второй выход с Маяковской.Его закончили в 2005 году.

Полностью реконструкция станции завершилась в 2010. Многие детали заменили на новые, сохранив архитектурный облик. Например, пол. Поэтому реставрацию Маяковской можно назвать удачным проектом.

Визитная карточка Московского метро

Этот вопрос задают себе многие. В столичном метро столько красивых станций. Однако, когда вспоминаешь, первое, что приходит на ум, - это Маяковская.

Скорее всего, дело в архитектуре. Все-таки для 1930-х годов применение металла в отделке станции выглядело просто дико. Для москвичей это чем-то невероятным. И, конечно, производило сильное впечатление. К тому же, станция правда очень красивая.

Немаловажную роль сыграла и всемирное признание. На выставке в 1939 году Маяковская получила гран-при, поразив всех гостей выставки своей сложностью и легкостью архитектуры.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Если вам было интересно, то не забудьте поставить лайк и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram , где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!


Как много скрыто от наших глаз в глубинах истории. И кажется, что невозможно в полной мере осознать те или иные события, ощутить дух эпохи и проникнуться до глубины души важностью, величественностью, загадочностью или противоречивостью событий.

Московское метро – один из многочисленных культурных объектов нашей страны. Этот транспортный узел перевозит ежедневно миллионы людей и в суете столичных будней мы совсем забыли, а многие даже никогда не знали о том, что любая станция метро, подобно человеку, растет и развивается, участвует в конкурсах и принимает гостей, у каждой станции столичной подземки своя история, своя биография.

В своей работе я попыталась изучить историю станции метро Маяковская в период Великой Отечественной войны и потом возникла идея сравнить ее с современным видом станции. После изучения материала я поняла, что не только сейчас, но и 65 лет эта станция играла очень важную роль. И если сейчас пассажирам на станции бывает дискомфортно от большого количества народа, то в военные годы людей заботили куда более серьезные вещи, а именно их жизнь и жизнь их близких.

Я постаралась передать ту связь эпох, которая вызывает самые положительные и яркие эмоции, постаралась чтобы все кто читал мою работу смогли сквозь времена полюбоваться станцией метро Маяковская, увидеть какой она была раньше, и которой москвичи очень многим обязаны.

Цель: Создание образа станции метро Маяковская как носителя эмоциональной и исторической памяти.

Задачи:
1. Изучить историю станции метро Маяковская
2. Соотнести два периода существования станции метро Маяковская
3. Визуализировать полученные результаты

Методы:
1. Работа с литературой
2. Анализ
3. Сравнение
4. Фотосъемка
5. Фотомонтаж

Станция метро "Маяковская"

Почему именно она привлекла мое внимание? Потому что очень много событий в истории нашей Родины происходили на этой станцией. И я хотела показать, что забытые, ушедшие в прошлое моменты нашей истории, можно оживить и придать им новые краски.

В 1938 году уникальный проект станции получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры. А в 2001 году станция была включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

В 17 часов 6 ноября в Москве была объявлена воздушная тревога: 250 самолетов рвались к столице. Летчики и зенитчики не пропустили к городу ни одной вражеской машины. В 18.40 был дан отбой. А к семи часам участники заседания съезжались и сходились к темному подъезду.

Станция также стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авиа налетов она использовалась как бомбоубежище для сотен людей. Именно на этом полу проводили ночи, спали москвичи, спасаясь от бомбежек; здесь рождались дети, справлялись дни рождения, отмечались праздники. На станции Маяковская была организованна кухня и налажено питание, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. По всей длине станции разместились спальные места. Сама фактура камня станции несет в себе глубину исторической памяти.

Вот так одна станция метро за время своего существования смогла побывать госпиталем и убежищем, детским садом и школой, спальней и музыкальным классом, победителем международной выставки и памятником архитектуры, а также залом заседания Московского совета, на котором были произнесены слова, так необходимые москвичам. А небольшие усилия помогли нам воссоздать тот эмоциональный фон и атмосферу, царившую в те далекие времена.

В настоящее время на станции идут ремонтные работы, после реконструкционных работ мозаика "Красное Знамя" будет вновь открыта для обозрения. Реставрационные работы будут закончены в 2010 году, когда московский метрополитен отметит 75-летний юбилей.




Эта статья — о станции метро в Москве. Об одноимённой станции метро в Санкт-Петербурге см. Маяковская (станция метро, Санкт-Петербург).

«Маяко́вская

История



Первоначальный проект (1935 год)

Строительством станции на заключительном этапе руководил Гоциридзе Илларион (Илья) Давидович.

Станция метро Маяковская Замоскворецкой линиии в Москве. История станции.

В наше время метростроевцам намного легче прокладывать туннели, если использовать современный наземный лазерный сканер и другое gps оборудование для геодезии, примеры которого можно посмотреть по ссылкам. Павел Кузьменко

Читайте также: