Методология познания политической реальности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. - М., 1993.

Гаджиев К. С. Политическая наука. - М., 1994.

Гаджиев К. С. Сравнительная политология //Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки, 1996. № 2.

Глухова А. В. Типология политических конфликтов. - Воронеж, 1997.

Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

Голосов Г. В. Сравнительная политология. - Новосибирск, 1995.

Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. - М., 1994.

Матвеев Р. Ф. Теорретическая и практическая политология. - М., 1993.

Общая и прикладная политология /Под общ. Ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. - М., 1997.

Политическая наука в России (История, современность, модели будущего). - М., 1994.

Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. - М., 1992.

Шабров О. Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании //Общественные науки и современность, 1996. № 1996.

натуралистическая (географическая, биологическая и психологизаторская)

В политологии используются различные методы анализа: системный, структурно-функциональный, сравнительный и т. д.

Важную роль играет прогнозирование и моделирование политических процессов. Прогноз опирается на знание реальных взаимосвязей (прежде всего, закономерностей), не может претендовать на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность, то есть это вероятностное знание, и степень достоверности которого зависит от ряда факторов:

а) от срока предполагаемого события (чем отдаленнее прогнозируемая ситуация, тем меньше степень достоверности знания)

б) обоснованность прогнозируемого явления знанием соответствующих закономерностей, традиций, менталитета и т. п.

в) насколько оно системно и учитывает всю сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Политическое прогнозирование – процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

Принято выделять два типа прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предвидение) и целеполагание: поисковый и нормативный .

Поисковый прогноз описывает возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий. Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

Нормативный прогноз связан с постановкой целей, описывает желаемой состояние, пути и средства его достижения. Имеется в виду прогнозирование достижения желаемых состояний объекта политического прогнозирования на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.

Возможны и другие классификации: по срокам упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз (оперативный – наиболее распространенный – 1 – 3 месяца, краткосрочные – до 1 года, среднесрочные – 5 – 7 лет, долгосрочные – до 20 лет и дальнесрочные – далекая перспектива и речь идет лишь об общих контурах политики); по роли – например, прогнозы-предупреждения.

Политология- наука о политике. Термин "политика" впервые ввел древнегреческий философ Аристотель. Политика-это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни".

Подходы к определению понятия "политика"

функциональный(политика-деятельность по управлению обществом. Основоположник-Платон); коммуникативный(политика-средство обеспечения целостности общества и механизм регулирования социальных конфликтов. Аристотель); директивный(политика-деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. М. Вебер)

Политика- деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и функционирования политической власти.

Причины происхождения политики: социальная неоднородность человеческого общества (классовая, этническая, религиозная)

Признаки политики:

1)политика является сферой властных отношений; 2)политика-способ организации общественной жизни(интеграция разнородных интересов в один интерес); 3)политика-деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях.

Формирование и развитие политологии:

1 период(5-4 в.до н. э.-16 в. н. э.) предыстория политической науки. В Древнем мире появляются политические теории.

2 период(17в-до сер. 19 в.) начало становления политической науки. Под влиянием буржуазной революции происходит активизация общественно-политической жизни: демократические институты, политические партии.

3 период(сер.19 в.-начало 20 в.) формирование политологии как науки и учебной дисциплины. В это время завершается переход к индустриальному обществу(развивается представительная демократия, формируются партийные системы, повышается роль СМИ, более широкое участие в политике масс)

4 период(сер.20-до настоящего времени) современный период развития политической науки. 1949г.-создана международная ассоциация политических наук.

Развитие политологии в России:

в 1955г. создана Советская ассоциация политической науки; в 1989г. политология определена как научная дисциплина в ВУЗах; в 1989г. открыта первая кафедра политологии в России; 2008г. создан факультет политологии МГУ; 2009г.-факультет политологии СПбГУ.

Вопрос. Объект, предмет, структура и функции политологии.

Объект политологии-политика, политическая сфера жизни общества.

Предмет политологии- закономерности становления, функционирования и изменения политической власти.

Структурные компоненты политологии:

1)политическая теория; 2) политические институты и их функционирование; 3) политическая деятельность граждан; 4) международные отношения.

Политология : теоретическая(формирование фундаментального знания о политической сфере); прикладная( преобразование политической действительности)

Теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, дескриптивная, социализация, аксиологическая.

вопрос. Методология и методы познания политической реальности.

Методы политологии- приемы, способы изучения политики.

Общелогические методы: 1)диалектический метод(рассмотрение политических явлений в развитии); 2) и другие(абстрагирование, моделирование, анализ, синтез и т.п.)

Теоретические методы: 1) социологический(зависимость политики от общества); 2)антропологический(обусловленность политики природой человека); 3)исторический(политические явления в их временном развитии); 4)сравнительный(сопоставляет политические события); 5)системный(политика как целостный механизм); 6)бихевиористский( исследует политические явления через анализ поведения индивидов при исполнении ими политических ролей) и другие.

Методы эмпирических исследований( наблюдение, анализ документов, анкетный опрос и др.)

Основные парадигмы политологии (теории познания):

1)теологическая (божественное объяснение политики); 2)психологическая (объяснение политики через психические свойства людей); 3) биополитическая (объяснение политики поведением людей); 4)натуралистическая (влияние окружающей среды); 5)экономический детерминизм (обусловленность политики способом производства материальной жизни)

Тема 2. Методологические основания современной политической науки

    Методология познания политической реальности

Политология, как и любая научная дисциплина, имеет свою собственную методологию (греч. μεθοδολογία – учение о способах), которая представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. С ее помощью ученые изучают политическую реальность. При этом они используют различные теории и применяют разные подходы.

Теория (греч. θεωρία – наблюдение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях различных элементов действительности.

Теория – это утверждение о характере воздействия одних феноменов на другие. Их принято называть переменными. Эти феномены могут быть зависимыми или независимыми, причем независимая переменная влияет на зависимую. Теория содержит в себе также спектр гипотез (греч. uπόθεσις – предположение) - предположений о том, как возникает определенный тип отношений между зависимыми и независимыми переменными. Гипотеза включает различные способы подтверждения выдвинутых на основе теории утверждений.

Теория строит гипотетическую картину мира и доказывает свои утверждения через серию индуктивных (восхождение от частного к общему) или дедуктивных (от общего к частному) построений.

Основные расхождения различных теорий в сфере изучения политики касаются природы мира политического (онтология) и характеристик знания об этом мире (эпистемология).

К области онтологии относятся основополагающие вопросы, например: обладает ли политическая реальность собственной сущностью или она является субъективным по своей сути созданием людей.

Наиболее радикальные сторонники первого подхода трактуют политику как абсолютно объективную и независимую от человеческих представлений сферу социального бытия, фактически ставя знак равенства между нею и природной средой. К сторонникам другого взгляда относятся идеалисты, утверждающие, что внутренняя политика и международные отношения являются преимущественно идеями или концепциями, которые создаются и разделяются людьми.

Эпистемология рассматривает вопросы, касающиеся способов получения знаний человеком. Одна из крайних точек зрения на эту проблему заключается в стремлении достичь сугубо научного объяснения политики путем создания универсальной социальной теории на базе эмпирически проверяемых предположений. Другой крайностью являются представления, отвергающие путь объяснения и отстаивающие принцип понимания мира политического. Представители этого подхода видят свою задачу в том, чтобы понять и интерпретировать главные вопросы, которые служат предметом изучения. Они полагают, что исторические, правовые или моральные проблемы мира политического нельзя перевести в термины науки без того, чтобы не исказить их содержание.

В процессе изучения политической реальности в науке используются разнообразные подходы. Рассмотрим некоторые из них.

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Одним из широко распространенных, более частных проявлений социологического подхода выступает культурологический подход, ориентирующий на установление зависимости политических процессов от политической культуры.

Традиционно с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном подходе. Он предполагает определение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.

В отличие от нормативного, функциональный подход предусматривает изучение зависимостей между политическими явлениями, например, между уровнем экономического развития и политического строя, степенью урбанизации населения и его политической активностью, избирательной системой и количеством партий.

К нему примыкает структурно-функциональный подход. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции.

Психологический подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера. Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр психологических исследований бессознательные психические процессы и мотивации. На его основе возможно объяснение различных типов политического поведения, в частности, авторитарного типа личности, стремящегося с помощью приобретения власти преодолеть чувство собственной неполноценности, различного рода комплексы, внутреннее напряжение.

Динамическую картину политики дает деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение ее как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль над реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Рассмотренная под этим углом зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений.

С давних пор в политологии и других науках используется исторический подход. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего.

Вплоть до начала XX в. в политической науке господствовал институциональный подход. Он направлен на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Институционализм рассматривают и как политическую теорию, и как метод исследования политических институтов, являющихся центральной проблемой политической науки. Институциональный подход использует три основных ме­тода исследования: описательно-индуктивный; формально-легальный и историко-компаративистский.

Отличительной чертой описательно-индуктивного подхода является наблюдение. С точки зрения представителей этого под­хода, политические институты являются реальными и это их главное достоинство. Они вполне конкретны, за ними можно наблюдать, можно изучить, как они функционируют. Иными словами, нет ничего более естественного, чем обращение к их конкре­тике, к самому факту их существования, характеру его дейст­вий и способу осуществления власти. Именно так об этом ме­тоде исследования писал, например, Дэвид Истон. Этот подход считается индуктивным, поскольку строится на основе повторяющихся наблюдений. Самым важным здесь является то, что изучение политических институтов позволяет фактам говорить самим за себя.

Формально-легальный подход включает в себя два направ­ления. С одной стороны, он предполагает исследование пуб­личного права, отсюда термин — легальный. С другой сторо­ны, он занимается изучением официальных правительствен­ных организаций, отсюда определение формальный. На прак­тике оба направления тесно переплетены между собой. Пред­ставители этого подхода, главным образом, занимаются изу­чением конституций. Яркий представитель данного подхода – Морис Дюверже.

Историко-компаративистский подход сочетает в себе исторический взгляд на изучаемые феномены с методом их сравнительного исследования. Иными словами, речь не идет об изучении институтов в каждой из стран последова­тельно, а в сравнении институтов разных стран, минуя грани­цы. Одним из лучших примеров такого подхода является Гер­ман Файнер.

Таким образом, институционализм включает: изу­чение правил, процедур и формальных организаций прави­тельства, которые играют роль инструментов для юриста и историка, позволяющие им объяснить ограничения как поли­тического поведения, так и эффективности демократии, а также выражает поддержку либеральной демократии.

По мнению Г. Питерса, следует выделять шесть вариантов неоинституционализма:

Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики нередко используется понятие парадигмы. Парадигма (греч. παράδειγμα – пример, образец) - это мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Современные политологические парадигмы характеризуются не просто различным пониманием связи между явлениями, но принципиальными подходами к формированию научного знания. Это можно наглядно проиллюстрировать, сравнив две парадигмы современной политологии – теории рационального выбора и бихевиоризма.

Теория рационального выбора (или, как ее иначе называют, позитивная политическая теория) стремится выстроить здание политической науки на основе совокупности простых аксиоматических утверждений, которые затем развиваются в теоремы, эволюционирующие, в свою очередь, в сложные теоретические конструкции. Даже на уровне понятий просматривается явная аналогия с математикой: действительно, теория рационального выбора использует присущий математике дедуктивный подход (от общего к частному) к формированию теории.

Отправным пунктом дедуктивного подхода является теория. На основе определенных теоретических положений дедуктивным путем формируются предположения относительно фактов реальной действительности. Затем предположения сопоставляются с этими фактами. В случае их соответствия теория получает дополнительное подтверждение, в противном случае - отвергается, ее место занимает другая теория, скорректированная в соответствии с фактами.

Чтобы решение, принятое индивидом в соответствии со своими предпочтениями, считалось рациональным, необходимо соблюдение двух дополнительных условий. Первое - условие сопоставимости, или полноты, гласит, что для любой пары альтернатив должно быть возможно установление отношения предпочтения или индифферентности. В соответствии со вторым условием – транзитивности – отношения предпочтения транзитивны в случае, если мы, например, знаем, что А предпочитает альтернативу х альтернативе у, а альтернативу у – альтернативе z, и можем однозначно заключить, что х для А предпочтительнее, чем z.

Бихевиористский подход (англ. behavior – поведение) предполагает принципиально иную логику построения научного знания, диктуемую индуктивным (от частного к общему) подходом. Вместо того чтобы строить теорию на основе простейших аксиоматических (следовательно, непроверяемых) утверждений, бихевиоризм основывается на обобщении эмпирических фактов.

Бихевиорализм — политическая теория, изучающая полити­ку через поведение актеров (действующих лиц), многое взявшее из психологической теории бихевиоризма.

Впервые бихевиорализм к политической науке попытались применить в 20—30 гг. XX века группа ученых Чикагского университета во главе с Чарльзом Мерриамом. Эстафету под­хватил его учение Гарольд Лассулл, внесший очень большой вклад в разработку этого подхода к политической теории. В 1950-х — начале 1960-х гг. бихевиоралистский подход занял доминирующие позиции в политической науке.

Основные различия между теорией рационального выбора и бихевиористским подходом

Соловьев, А. И. Политология : Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 226.

Сторонники ______________ считают, что при изучении политики важно учитывать не только организационные и процедурные факторы, но и символические, неформальные аспекты деятельности политических институтов.

нового институционализма
культурологического подхода
структурно-функционального подхода
коммуникативного подхода

Решение:Д. Марч, Д. Олсен полагают, что, взаимодействуя и дополняя друг друга, формальные и неформальные нормы и правила политической игры создают сложные, многоуровневые отношения, организующие и стабилизирующие политические порядки в обществе.

Соловьев, А. И. Политология : Политическая теория, политические технологии : учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 229.

Основным предметом исследований бихевиористов изначально были …

выборы и политические партии
политические теории и концепции
развивающиеся страны
международные отношения

Решение:Основным предметом исследований бихевиористов изначально были выборы и политические партии или, в более широком смысле индивидуальное и групповое поведение участников политического процесса. Основатель бихевиоризма Чарльз Мерриам сам участвовал в выборах мэра Нью-Йорка, но не одержал победу.

Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 22.

Сторонники ______________ считают, что при изучении политики важно учитывать не только организационные и процедурные факторы, но и символические, неформальные аспекты деятельности политических институтов.

нового институционализма
культурологического подхода
структурно-функционального подхода
коммуникативного подхода

Решение:
Сторонники нового институционализма считают, что при изучении политики важно учитывать не только организационные и процедурные факторы, но и символические, неформальные аспекты деятельности политических институтов. Д. Марч, Д. Олсен полагают, что, взаимодействуя и дополняя друг друга, формальные и неформальные нормы и правила политической игры создают сложные, многоуровневые отношения, организующие и стабилизирующие политические порядки в обществе.

Соловьев, А. И. Политология : Политическая теория, политические технологии : учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 229.

Логико-диалектический анализпредполагает нахождение ___________ частей, тенденций как факторов развития политического явления или процесса.

противоречивых
сходных
отличных
скрытых

Решение:
Логико-диалектический анализ предполагает нахождение противоречивых частей, тенденций как факторов развития политического явления или процесса. Таким образом, явления или процессы изучаются во всей их противоречивости.

Теория политики : учеб. пособие / под ред. Б. Д. Исаева. – СПб. : Питер, 2008. – С. 51.

Метод, предполагающий соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), называется …

синтезом
анализом
индукцией
дедукцией

Тенденция эволюции современных методов исследования политических явлений предполагает …

синтез исследовательских методик и техник
отход от теоретической политологии в пользу прикладного анализа
приоритет американской традиции политологических исследований
приоритет европейской традиции изучения политики

Решение:
Тенденция эволюции современных методов исследования политических явлений предполагает синтез исследовательских методик и техник. Большинство ученых уже не спорят о том, что первично – рациональность или иррациональность. Примером такого синтеза является новый институционализм, сочетающий традиционные методы исследования политических институтов с изучением социальных, культурных и иных факторов.

Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 26.

Постмодернистский подход в политологии предполагает особое внимание к возрастанию значения …

культурного и политического многообразия
процесса глобализации
социальных и экономических оснований политики
поведения индивида и деятельности социальных групп

При использовании метода ________ на основании сходства политических явлений и процессов в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

аналогии
классификации
анализа
противопоставления

Теория политики : учеб. пособие/ Под ред. Б. Д. Исаева. – СПб. : Питер, 2008. – С. 51.

Рассмотрение политики как некой целостности, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определенным закономерностям развития и функционирования, предполагает …

структурно-функциональный анализ
системный подход
институциональный подход
бихевиористский анализ

Решение:
Рассмотрение политики как некой целостности, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определенным закономерностям развития и функционирования, предполагает структурно-функциональный анализ. Это один из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в политологическом знании. Согласно данному подходу, каждый из элементов целостности (системы) выполняет определенную функцию для поддержания системы.

Читайте также: