Методическое объединение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Школьное методическое объединение (ШМО) учителей – одна из важнейших структур, необходимая для качественного управления работой школы.В задачи методобъединения входит изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, оперативное решение учебно-воспитательных и методических вопросов, организация мониторинга качества образования, работа с педагогическими кадрами.

Как правило, в школе функционирует несколько методических объединений, которые обеспечивают планомерную методическую работу с учителями, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной деятельности. Таким образом, на практике реализовывается принцип педагогической поддержки в деятельности каждого члена коллектива.

В компетенции ШМО - выбор системы промежуточной аттестации учащихся, определение критериев оценок, подбор аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, подготовка к ЕГЭ. Руководители методобъединений совместно с заместителями директора по учебно-воспитательной работе разрабатывают систему взаимопосещения уроков с целью повышения теоретического уровня и педагогического мастерства учителей, организуют мероприятия, направленные на оказание помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством

В условиях модернизации образования одним из приоритетных направлений в работе ШМО стала предпрофильная подготовка учащихся. Этому способствует внедрение личностно ориентированных методов обучения, а также активное сотрудничество учителей-предметников, классных руководителей, родителей и школьного психолога.

В течение последнего десятилетия идёт активное формирование новой педагогической культуры, а значит, требуется и обновление содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса. Это обновление невозможно без использования компьютерных средств и информационных технологий, значительно влияющих на дидактический процесс и повышающих его эффективность. Руководители ШМО и администрация школы координируют работу по апробации и внедрению инновационных технологий. Наряду с этим необходимо уделять внимание пополнению дидактической библиотеки, анализу существующих программ.

Важное направление работы ШМО – это определение методической темы и путей её реализация. Практическим выходом работы над выбранной методической темой школьных ШМО можно считать
и организацию внеучебной деятельности детей, в частности - подготовку и проведение конкурсов, коллективных творческих дел, выставок, творческих отчётов. С этой точки зрения особое место занимает организация предметных недель – традиционное направление в работе ШМО. Мероприятия, проведённые в рамках предметных недель, способствуют развитию познавательного интереса школьников и помогают реализовать на практике общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействуют мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.

Таким образом, тщательно продуманная, хорошо организованная работа школьных методических объединений позволяет определить оптимальный выбор реальных задач и обеспечить единство целеполагания и целеосуществления, а значит, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Кратко содержание работы школьных методических объединений можно представить следующим образом:

1. Проведение заседаний ШМО.
2. Выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций ШМО.
3. Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей ШМО.
4. Подготовка и проведение предметных недель.
5. Подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т. д.
6. Проведение и подготовка учащихся к олимпиадам, научным конференциям, интеллектуальным конкурсам и т. п.
7. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам ШМО.
8. Посещение учебных, факультативных, кружковых занятий по предметам ШМО.
9. Работа по реализации темы самообразования.

Школьное методическое объединение учителей, являясь основным структурным подразделением методической службы образовательной организации, осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической, опытно экспериментальной
и внеклассной работы, по одному или нескольким смежным предметам. ШМО учителей в своей деятельности соблюдает Конвенцию
о правах ребенка, руководствуется Конституцией РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, Законами РФ, Приказами министерств и ведомств субъектов РФ, органов управления образования, уставом и локальными правовыми актами школы, приказами
и распоряжениями директора.

Цель ШМО учителей - способствовать росту профессиональной компетенции учителей, их творческого потенциала, развитию личности, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной
и профессиональной мобильности.

Задачи ШМО учителей:

-ознакомление членов ШМО с научно-методическими идеями;

-способствование научно-методическому росту учителя, развитие его творческой инициативы, ключевых предметных компетенций: коммуникативной, дидактической и рефлексивной и др.

- определение путей обновления содержания предметного образования, форм и методов работы учителя на всех уровнях образовательной модели, с учетом современной парадигмы образования.

Содержание работы ШМО учителей определяется законодательными актами в области образования, идеями развития национальной модели школы РФ, методической темой школы, содержанием инноваций в области психолого-педагогической науки и преподавании учебных предметов с учетом требований, предъявляемых к различным уровням предметной компетенции учителей.

ШМО учителей организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав ШМО могут входить учителя смежных дисциплин.

ШМО работает в соответствии с утвержденным директором планом работы школы, и строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета интересов всех членов ШМО. Проводит свои заседания один раз в четверть (триместр).

Члены ШМО учителей имеют право:

- анализировать результаты своей работы и работы коллег;

- изучать и определять потенциальные возможности членов ШМО;

- разрабатывать и публиковать новые технологии, формы
и методы работы;

- рекомендовать кандидатуры учителей, заслуживающие различного поощрения;

- выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе.

Члены ШМО учителей обязаны:

-совершенствовать предметную педагогическую компетентность с учетом политики и тактики общественного сознания
и современной парадигмы образования;

- участвовать и самостоятельно способствовать обновлению содержания форм и методов обучения иностранным языкам, реализуя принципы учебно-познавательной компетенции учителя современной школы.

Руководитель ШМО назначается и освобождается от должности директором ОО. Он должен иметь высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее 5 лет. Руководитель ШМО подчиняется заместителям директора и директору школы.

Основные направления деятельности руководителя ШМО являются:

- планирование работы ШМО на учебный год;

- координация работы учителей по составлению рабочих программ и выполнению программного материала;

- организация мониторинга качества профессиональной деятельности учителей ШМО и создание информационного банка данных по учителям — членам ШМО;

- организация повышения квалификации учителей ШМО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы и т. д.)

- проведение предметных олимпиад, недель. Конкурсов, участие в проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей;

- изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для членов ШМО;

- анализ результатов образовательной деятельности по предметам;

- организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями.

Руководитель ШМО выполняет следующие должностные обязанности:

- составление, реализация и координация плана работы ШМО на учебный год;

- создание и ведение банка данных учителей (членов ШМО) по установленной форме;

- посещение уроков и других мероприятий, проводимых учителями - членами ШМО, их анализ и доведение результатов до сведения учителей ШМО;

- отслеживание своевременной подготовки и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, конкурсов, обобщение и анализ результатов;

- обобщение информационно-аналитических материалов по вопросам деятельности ШМО по итогам учебного года (в мае-июне);

- обеспечение методического сопровождения учителей-членов ШМО в освоении инновационных программ
и технологий, технологий проведения общешкольных мероприятий (олимпиад, конкурсов и т. д.), консультирование по вопросам организации учебно-методической работы;

- обеспечение своевременности повышения профессионального мастерства и квалификации учителей-членов ШМО на школьном уровне и оказание помощи заместителю директора по УВР по подбору материала и пропаганде профессионального опыта учителей - членов ШМО;

- участие в работе Методических совещаний заместителя директора по УВР и информирование об итогах деятельности учителей - членов ШМО.

Методическая работа в школе на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма учителя зависит решение задач, стоящих перед школой. Методическое объединение имеет большие возможности для повышения профессионального уровня и результатов труда учителя.

Направления и формы работы методического объединения учителей могут быть самыми разнообразными. Предлагаемые материалы помогут будущему председателю ШМО в составлении плана и анализа работы, а также в оформлении документации, которую должен иметь руководитель ШМО.

План работы должен иметь следующие разделы:

1.Задачи МО на новый учебный год.

2.Методическая тема, над которой работает МО (постановка проблемы ШМО вытекает из проблемы школы).

3.Программно - методическое сопровождение предмета.

4.Знакомство учителей с новыми педагогическими технологиями.

5.Проведение открытых уроков, творческих отчётов.

6. Изучение передового педагогического опыта учителей.

7. Изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся.

8.Диагностика и мониторинг качества методической работы.

10.Тематическое консультирование членов методического объединения.

11.Участие в разработке авторизованных, авторских программ, методических рекомендаций.

12.Участие в районных мероприятиях.

13.График или текстовой вариант системы повышения квалификации учителей МО.

14.Самообразование учителей (отчёты учителей по теме самообразования)

15.Заседания ШМО с указанием тематики.

16.Графики взаимопосещения уроков.

17.Графики открытых уроков.

18.Теорию и методику преподавания предмета (выступления).

19.Обзор методической и педагогической литературы.

20.Изучение нормативных документов.

21.Изучение новых программ и учебников.

22.Разработку рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

23.Проверку словарей и тетрадей.

24.Организацию наставничества в работе с молодыми специалистами.

25.Подготовку экзаменационного материала.

27.Внеклассные мероприятия по предмету (предметные олимпиады, олимпиады, конкурсы).

28.Материальная база кабинетов:

Кабинет Состояние кабинета План пополнения
ТСО методическая литература дидактический материал

Основные задачи ШМО

Совершенствование: 1) педагогического мастерства; 2) качества образования обучающихся; 3) воспитательного процесса (гражданское, патриотическое и др. воспитание обучающихся).

Важнейшую роль в организации и реализации методической работы в школе играли и играют школьные методические кабинеты. Содержание методического кабинеташколы можно представить в виде отдельных блоков:

Таблица 1. Блоковое содержание методического кабинета

Вопросы и задания

1. Проанализируйте план работы ШМО начальных классов на учебный год школы, в которой вы были на практике.

2. Составьте таблицу содержания методического кабинеташколы, в которой вы были на практике, в виде блоков.


Методическое объединение - это группа педагогов, которые совместными усилиями пытаются решать воспитательные и развивающие задачи. Оно включает учителей-предметников гуманитарных, математических, естественных, художественных дисциплин. Отдельно в каждой школе функционирует и методическое объединение учителей начальных классов.

объединения педагогов

Состав

В зависимости от специфики образовательного учреждения (числа педагогов) в каждой группе может быть 4-7 учителей одного направления деятельности. В рамках малокомплектных сельских школ формируется кустовое учебно-методическое объединение. В нем в очной либо дистанционной форме работают коллеги из нескольких школ.

мыслительный процесс

Содержание деятельности

Работа методического объединения учителей достаточно многогранна и разнообразна. Учители анализируют вопросы, касающиеся повышения уровня учебной и воспитательной работы, качества навыков и знаний школьников, внедрения в практику инновационных педагогических методик. В ходе заседаний педагоги обсуждают учебники и образовательные комплекты (учебники, рабочие тетради), знакомятся с результатами апробации инноваций.

Работа методического объединения связана с составлением разнообразных проверочных тестов и контрольных работ для школьников, а также детальной проработкой результатов их проведения.

совещание коллег

Характер деятельности

Методическое объединение - это группа творческих и ярких коллег. Их работа осуществляется по четкому плану. В нем формулируются особенности педагогической работы педагогов данного профиля, ставятся цели и задачи на новый учебный год, выявляются основные педагогические и организационные мероприятия:

  • экспертиза материалов;
  • оформление кабинетов;
  • определение тем для самообразования;
  • создание графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • определение тем для проведения заседаний.

кадры решают все

Руководство МО

Кто возглавляет методическое объединение? Начальные классы в основном курирует заместитель директора по УВР, а руководитель группы назначается один из педагогов, который пользуется заслуженным уважением и доверием у своих коллег. В конце каждого полугодия составляется отчет по работе МО, в котором отмечаются направления деятельности, полученные результаты.

К примеру, методическое объединение воспитателей создается на базе детского дошкольного учреждения. Оно включает творческих и ярких людей, которые ищут оптимальные воспитательные приемы при работе с подрастающим поколением.

Методическое объединение - это совокупность единомышленников, заинтересованных в повышении собственного интеллектуального и профессионального уровня.

передача опыта

План работы МО

Предлагаем вариант планирования методической работы учителей ЕНЦ на полугодие.

  1. Работа над методическими темами.
  2. Обобщение опыта работы: публикации, выступления, мастер-классы.
  3. Повышение мотивации у обучающихся к предметам ЕНЦ путем вовлечения их во внеурочную проектную и исследовательскую деятельность. Работа с одаренными и талантливыми детьми.
  4. Повышение квалификации: курсы повышения квалификации, аттестация.
  5. Повышения внимания к профильному обучению: элективные и факультативные курсы.

Вопросы, рассматриваемые в 1 четверти:

  1. Планирование мероприятий в рамках декады экологии.
  2. Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по математике, экономике, физике, информатике, химии, биологии, экологии географии.
  3. Планирование участия педагогов МО во Всероссийском конкурсе методических разработок.
  4. Разное (вопросы о выдвижении кандидатур на награждение ведомственными наградами, анализ проблем).
  5. Отчеты по темам самообразования по графику.

Заседания МО во 2 четверти:

  1. Планирование декады математики, информатики.
  2. Отчеты по темам самообразования по графику.
  3. Разное.

команда единомышленников

Отчетность

Так как методическое объединение - это группа, которая создается по приказу директора образовательной организации, ее руководитель составляет отчет о работе по форме, выбранной в школе (детском саду). Что должно быть включено в отчетность? В первую очередь отмечается собственное образование. Методические объединения – форма работы, позволяющая повышать профессионализм современного педагога. Предлагаем вариант отчета по работе МО ЕНЦ за полугодие.

  • формирование у обучающихся основных компетенций путем вовлечения их в практическую деятельность;
  • выявление оптимальных методических приемов и образовательных программ по техническим и естественным дисциплинам;
  • систематизация лучшего опыта работы учителей-предметников;
  • создание комфортного климата в педагогическом коллективе

Задачи творческой группы учителей ЕНЦ

Работа педагогов направлена на решение следующих задач:

  • формирование позитивной ситуации, повышение мотивации школьников для мотивации их на приобретение новых умений и навыков;
  • модернизация методики проведения разнообразных мониторингов, направленных на выявление проблем;
  • подбор способов решения конфликтных ситуаций;
  • развитие одаренных детей посредством включения в профессиональную деятельность современных педагогических методик воспитания и обучения;
  • совершенствование работы с одаренными учащимися;
  • повышение значимости внеурочной деятельности;
  • работа по обобщению и обмену опытом между преподавателями

Работа МО осуществляется по трем направлениям:

  • преподавание предметов в соответствии с современными требованиями к уроку;
  • внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения математике, физике, информатике, химии;
  • внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предметов.

Темы по самообразованию

Для повышения своего профессионального уровня каждый педагог работает над конкретной проблемой. Темы для самообразования:

  • системно-деятельностный подход в обучении математики в рамках ФГОС;
  • методы формирования у обучающихся математических знаний;
  • развитие УДД на уроках математики;
  • инновационные подходы в преподавании химии

Педагоги принимали участие в следующих семинарах и профессиональных конкурсах:

За анализируемый период учителями-предметниками МО были проведены мастер-классы, оформлены публикации:

Для повышения уровня преподавания педагоги систематически проходят курсовую подготовку. За рассматриваемый период учителя ЕНЦ освоили следующие курсы:

В рамках заседаний МО учителей ЕНЦ коллеги делились опытом работы над темой по самообразованию, анализировали проведенные ими открытие уроки и внеурочные мероприятия.

передовые педагогические технологии

Работа с талантливыми детьми

Отдельное внимание в любом методическом объединении уделяется организации работы с одаренными и талантливыми детьми. В рамках заседаний учителя проговаривают методики раннего выявления талантливых детей, что позитивно отражается на формировании познавательного интереса у школьников к преподаваемым дисциплинам. Результатом такой работы является наличие призером и победителей районного, областного этапов всероссийской предметной олимпиады.

В рамках внедрения образовательных стандартов нового поколения обязательным элементом является вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность. На заседаниях методического объединения учителя ЕНЦ делятся опытом проектной и исследовательской работы со своими подопечными. За анализируемый период ребята стали победителями и призерами престижных конференций и творческих конкурсов разного уровня:

Заключение

В любой образовательной организации осуществляется планомерная и систематическая работа, направленная на продвижение инновационного педагогического опыта, обсуждение спорных вопросов, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения.

Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности определенного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения.

ВложениеРазмер
rekomendatsii_po_metodicheskoy_rabote.docx 65.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Совет: Для быстрого перехода на нужный раздел, нажмите CTRL и щелкните ссылку.

Настоящие методические рекомендации по организации методической работы в структурных подразделениях (далее Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи в организации и планирования методической работы в структурных подразделениях МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района (далее ДДЮТ).

Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам ДДЮТ. Они адаптированы к деятельности данного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения. В методических рекомендациях представлены шаблоны плана и анализа работы, протоколов заседаний и т.д. Материал структурирован по разделам и имеет содержание с гиперссылками для удобства работы с данным документом в электронном виде.

Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниженазванных нормативно-правовых документов.

Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации методической работы в структурных объединениях и методических объединений педагогических работников ДДЮТ в целях приведения документации к единообразию.

Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:

Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Цель методической работы – это оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации процесса обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов. Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности, гуманитаризации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности.

Методическое объединение педагогических работников (МО) - это объединение педагогических работников одного структурного подразделения и направленности, а так же близких профилей деятельности. МО организуется при наличии не менее 3 педагогических работников (по Положению о МО) по одному или нескольким видам деятельности; осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной, инновационной работы. Педагогические работники дополнительного образования в МО занимаются методической работой: разработкой частной методики по своему направлению, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Работа МО организуется на основе планирования, методической темы, принятой к реализации педагогическим коллективом, индивидуальных планов профессионального самообразования педагогов.

Методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала. Деятельность МО является частью методической работы учреждения.

В своей деятельности руководитель МО для организации работы учитывает следующие документы:

Руководитель МО ведет следующую документацию:

  1. план работы МО на текущий учебный год (включая сведения о МО);
  2. протоколы заседаний МО;
  3. анализ работы МО за учебный год;
  4. информационные и аналитические справки;
  5. методические разработки участников МО.

Из Положения о МО педагогических работников ДДЮТ:

«4.1. План работы методического объединения составляет руководитель МО не позднее 1 октября. Методическое объединение проводит не менее 4-х заседаний за учебный год; практические семинары с организацией тематических занятий, массовые мероприятия.

4.2. Заседания МО педагогических работников оформляются в виде протоколов.

Планирование работы методического объединения заключается в разработке мероприятий по различным направлениям деятельности с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль исполнения.

Последовательность разработки плана работы включает:

• определение цели деятельности и задач для ее достижения;

• составление перечня мероприятий, подбор исполнителей и ответственных за их выполнение;

• сбор и анализ исходных данных, необходимых для планирования;

• определение ограничений, т.е. условий, требований и запретов, которые следует учитывать при планировании;

• анализ различных вариантов плана и выбор наиболее рационального;

• документирование плана и доведение его до исполнителей.

При планировании деятельности методического объединения следует руководствоваться:

  1. Нормативными документами и локальными актами, рекомендациями (Федеральных, региональных, муниципальных органов управления, внутренних актов образовательного учреждения).
  2. Планом работы ДДЮТ на текущий учебный год.
  3. Программой развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
  4. Санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения.
  5. Графиками проведения основных мероприятий.
  6. Результатами анализа работы методического объединения за истекший учебный год.

Тему, цель и основные задачи деятельности МО руководитель формирует, исходя из основных задач с учетом специфики работы. Цель и задачи деятельности МО должны отражать основные цели и задачи образовательного учреждения на текущий год, учитывать Программу развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.

Поставленные цели должны быть конкретны и измеряемы. Это облегчает выработку критериев для оптимизации решаемых задач и позволяет оценивать эффективность функционирования МО.

Цели могут быть такими:

В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

  • обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
  • организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках воспитательной работы по направленности;
  • обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы образовательного учреждения;
  • выявление, поддержка и развитие творческих способностей детей;
  • формирование навыков здорового образа жизни через творческие объединения дополнительного образования;
  • создание условий для самореализации личности и социализации;
  • воспитание высоких нравственных и гражданских качеств;
  • создание условий для реализации творческого потенциала педагогов;
  • совершенствование научно-методического обеспечения методического объединения;
  • активизация творческого потенциала педагогических работников.

По форме представления план работы МО состоит из двух частей:

Сведения предоставляют информацию о МО в данном учебном году: название МО, цель работы, задачи, основные виды деятельности, руководитель, состав МО. Сведения о МО представляются в виде таблицы:

1. Сведения о МО

Полное наименование методического объединения педагогических работников

Сформулировать цель деятельности МО в данном учебном году

Сформулировать задачи деятельности МО

Основные виды деятельности

Перечислить основные виды деятельности, осуществляющиеся МО.

Ф.И.О. руководителя МО, должность

В состав методического объединения входят __ педагогических работников: (п еречислить педагогических работников, участников МО с указанием должности и структурного объединения)

В плане обязательные разделы:

  1. Методические заседания (указывается тема заседания, форма, краткая информация);
  2. Консультации;
  3. Открытые занятия;
  4. Организационная и аналитическая деятельность;

Остальные разделы будут исходить из выбранных видов деятельности, на усмотрение руководителя МО.

1.1.Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения (ОУ), осуществляющим организацию и проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким учебным предметам.

1.2.Методическое объединение (МО) организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или такого же количества педагогов по нескольким предметам смежных и обеспечивающих дисциплин. В ОУ могут быть созданы МО классных руководителей, воспитателей и других специалистов. Количество МО и их численность определяется исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед образовательным учреждением задач и утверждается приказом директора ОУ.

1.3.МО создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора ОУ по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе. МО непосредственно подчиняются заместителю директора по учебно-воспитательной (научно-методической) работе.

1.4.МО в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами РФ и РК, нормативными актами Министерства образования РФ, Министерства образования и высшей школы РК, органов отдела образования, а также уставом, локальнымиактами ОУ, приказами и распоряжениями его директора и настоящим Положением.

1.5.По вопросам внутреннего распорядка МО руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (контрактами).

II. Задачи методического объединения

В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

- организовывать и проводить на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментальную работу по одной или нескольким родственным дисциплинам;

- осваивать новое содержание, технологии и методы педагогической деятельности;

- обобщать передовой педагогический опыта, пропагандировать и внедрять его в практику работы школы;

- обеспечивать профессиональный и творческий рост педагогов;

- создавать атмосферу ответственности за конечные результаты труда;

- содействовать в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания и др.

III. Основные направления и содержания деятельности методического объединения

3.1. Аналитическая деятельность:

  • изучение и анализ состояния преподавания предмета;
  • выявление профессиональных запросов педагогов, а также затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
  • анализ работы РМО за учебный год;

3.2. Информационная деятельность:

  • изучение нормативной и методической документации с целью ознакомления педагогов с новыми направлениями в развитии общего (специального) образования детей;
  • ознакомление педагогов с анализом состояния преподавания предмета или группы предметов по итогам внутришкольного контроля;
  • ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической литературы на бумажных и электронных носителях;
    • отбор содержания и составление учебных (рабочих) программ по предметам с учётом вариативности; анализ авторских программ и методик учителей;
    • выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися учебных программ;
    • утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов);
    • разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, зачётная и т.д.);
    • совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического обеспечения;
    • организация взаимопосещения уроковс целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета; проведение открытых уроков по определённой тематике с последующим самоанализом;
    • организация и проведение предметных недель (декад) в ОУ;
    • обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в МО;
    • отчёты о профессиональном самообразовании учителей, о работе на курсах повышения квалификации;

    3.3. Организационно-методическая деятельность:

    3.4. Научно-исследовательская деятельность:

    IV. Организация деятельности методического объединения

    4.1. Методическое объединение учителей ежегодно избирает руководителя;

    4.2. Руководитель МО:

    - составляет план МО, который рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной (методической) работе и утверждается директором;

    - участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков учащихся;

    - оказывает методическую помощь молодым специалистам;

    - участвует в работе школьной аттестационной комиссии;

    - ведёт протоколы заседаний МО;

    4.3. Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель МО обязан сообщить заместителю директора по УВР, курирующего методическую работу.

    4.4. По каждому из обсуждаемыхна заседании вопросов принимаются решения, которые фиксируются в журнале протоколов.

    4.5. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителем по УВР в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемого директором ОУ.

    V. Права и обязанности методического объединения

    5.1. Методическое объединение имеет право:

    - выражать пожелания руководству ОУ при распределении учебной нагрузки;

    - требовать от администрации своевременного обеспечения членов МО всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией;

    - выдвигать предложения по улучшению учебного процесса в школе;

    - ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей МО за активное участие в экспериментальной деятельности;

    - ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в МО;

    - готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационной категории;

    5.2. Каждый участник МО обязан:

    - участвовать в заседаниях МО;

    - стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

    - знать тенденции развития методики преподавания предмета;

    - владеть основами самоанализа педагогической деятельности;

    - своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения, преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;

    - активно участвовать в проведении открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету и др.);

    VI. Документация методического объединения



    Учитель живет до тех пор, пока учится;

    как только он перестает учиться, в

    нем умирает учитель.

    К.Д. Ушинский

    Методическое объединение – это коллектив учителей, объединенных системой взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, развитие и рост его творческого потенциала, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Методическое объединение в школе играет важную роль в совершенствовании методического мастерства педагога. Круг тем, выносимых на заседания МО, проблемы, обсуждаемые на этих заседаниях, работа с молодыми специалистами, тематика самообразования педвагогов и их творческие самоотчёты – это важные, но не единственные направления работы МО.
    Все аспекты работы методического объединения педагогов отражены в документации, ответственность за ведение которой, возлагается на руководителя МО.
    Руководитель МО педагогов МОУ Кладовицкой ООШ: Малютина Ольга Владимировна, учитель математики, первая квалификационная категория

    Документация МО

    План заседаний ШМО на 2021 – 2022 учебный год

    Тема заседания методического объединения, содержание

    Заседание № 1

    Организационное

    1. Корректировка и согласование методической темы и плана работы ШМО учителей на 2021-2022 учебный год.

    2. Нормативно-правовая поддержка преподавания учебных предметов (Методические письма)

    3. Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.

    4. Согласование рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности.

    Читайте также: