Место характера в структуре индивидуальности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда мы говорим о характере человека, предполагаем, что речь идет о чем-то достаточно устойчивом, свойственном (характерном) только для конкретного человека. Иными словами, если человек имеет характер, то он, во-первых, проявляется у него почти всегда и почти во всем, во-вторых, человека всегда можно узнать по его характеру. Если нам опишут поступки, которые совершает некоторый человек, и если перед нами стоит задача узнать его по поступкам, то мы сможем это сделать.

Характер человека всегда проявляется в человеческих отношениях. Вряд ли кто-либо будет демонстрировать свой характер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает. Напротив, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у него желания показать свой характер. Демонстрация человеком своего характера часто преследует цель произвести на других людей определенное впечатление, добиться в общении с ними вполне определенного результата.

1. Понятие о характере

Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности (волевые качества) [6].

Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него.

Среди свойств характера следует различать общие (глобальные) и частные. Первые воздействуют на целый ряд поведенческих проявлений. Выделяют 5 глобальных черт характера:
1) самоуверенность - неуверенность;
2) согласие, дружелюбие - враждебность;
3) сознательность - импульсивность;
4) эмоциональная стабильность - тревожность;
5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

Среди частных свойств характера, влияющих на локальные ситуации, можно выделить следующие:
1) общительность - замкнутость;
2) доминантность (лидерство) - подчиненность;
3) оптимизм - уныние;
4) совестливость - бессовестность;
5) смелость - осторожность;
6) впечатлительность - толстокожесть;
7) доверчивость - подозрительность;
8) мечтательность - практицизм;
9) тревожная ранимость - спокойная безмятежность;
10) деликатность - грубость;
11) самостоятельность - конформизм (зависимость от группы);
12) самоконтроль - импульсивность;
13) страстная увлеченность - апатичная вялость;
14) миролюбивость - агрессивность;
15) деятельная активность - пассивность;
16) гибкость - ригидность;
17) демонстративность - скромность;
18) честолюбие - непритязательность;
19) оригинальность - стереотипность [6].

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.

У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, их называют глубинными. Они связаны с наиболее важными стержневыми отношениями личности. Так, например, к ним относятся добросовестное отношение к труду, уважение к людям, взаимопомощь, взаимовыручка, дисциплинированность [5].

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Формирование характера происходит в различных группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности наиболее важной, и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера [3].

Характер подчинен личности, входит в нее и зависит от того, какие цели и позиции выражаются в личности. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят свои важнейшие задачи. Каждый человек посильно участвует в них. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости и упорства, а направленность на общественную значимость. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действий [5].

Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.




Типология 3.
Приспособляющиеся
(Приспособление среды к собственным запросам и стремлениям)
2 Приспособившиеся
(Взаимное влияние среды и человека)
1 Недостаточно приспособившиеся
(Пассивное приспособление к среде)
Таблица 9 характера по А.Ф. Лазурскому
Деление по экзопсихическим категориям (идеалам)
1. Альтруизм
2. Знание
а) индуктивное
б) дедуктивное
3. Красота
4. Религия
5. Общество, государство
6. Внешняя деятельность, инициатива
7. Система, организация
8. Власть, борьба
Деление по психосоциальным комплексам, объединяющим эндо- и экзоособенности Непрактичные, теоретики-идеалисты
1. Ученые
2. Художники
3. Религиозные созерцатели
4. Практики-реалисты
5. Человеколюбцы (альтруисты)
6. Общественники
7. Властные
8. Хозяйственные
Деление по преобладанию
психофизиологических функций
(эндопсихических категорий)
1. Рассудочные
2. Аффективные
а) подвижные (сангвиники)
б) чувственные
в) мечтатели
3. Активные
а) энергичные низшего порядка (импульсивные)
б) покорно-деятельные
в) упрямые

Практичный, покладистый и оптимистичный тип, легко адаптируется и хорошо перестраивается. Он мало возбудим, смел, спокоен. Ответствен и основателен. Слабые места — невысокая чувствительность к состоянию других людей, способность легко отгораживаться от чужих проблем, что может производить на близких впечатление равнодушия.

6. Э-А+В
Флегматик
Холодный и спокойный, предпочитает одиночество, неразговорчив и обычно сводит беседу к разговору о главном. Методичен, верен своему кругу. Эмоциональное воздействие на флегматика бесполезно — убедить его можно только доводами. Медленный, надежный ум флегматика, его спокойствие и уравновешенность исключительно ценны на стадии разработки любых проектов.

7. Э—А—П
Аморфный
Очень инертный, никогда не делающий больше того, что требуется в настоящий момент, человек. Ум его незатейлив, он охотно откладывает на завтра все, что можно делать не сразу. Пунктуальность отсутствует, он не честолюбив и привязан к отдельным эпизодам своей жизни. Подобно апатичному типу, рассматриваемому ниже, аморфный нечасто встречается в реальной жизни и является скорее теоретическим конструктом.

8. Э—А—В
Апатичный
Тоже безразличен к тому, что делает и как живет. Способен справляться с повседневной работой, но не честолюбив, не старается как-то изменить свою судьбу. Он получает удовлетворение от одиночества, но это бедное одиночество, не заполненное ни планами, ни переживаниями, ни каким-то иным духовным содержанием. Обычно вполне равнодушен к другим.

Если нарисовать гипотетическую личность, абсолютно лишенную особенностей, в виде пяти концентрических окружностей, обозначающих задатки, способности, темперамент, характер и направленность, то можно так представить место акцентуаций в клинике и психологии (по 13).

При скрытой акцентуации особенности задатков или способностей смягчаются правильным воспитанием, акцентуация не проявляет себя во внешнем поведении, но тем не менее личность испытывает определенные трудности, при столкновении с которыми компенсация ослабляется, и признаки акцентуации могут выйти наружу. ,

При явной акцентуации особенности личности проявляются в тех ситуациях, которые относятся к области уязвимости.

В неблагоприятных обстоятельствах может произойти деформация личности, напоминающая психопатию, которая называется патохарактерологическим раз-витием.

Наконец, в случае тотальной деформации, которая приводит к нарушению социального поведения человека (способности работать или иметь семью), говорят о психопатии.

Педантичный (сверхпунктуальный) (X) тип имеет склонность долго переживать мелкие обиды, придавать сверхважное значение незначительным событиям. Он склонен придерживаться образца поведения, традиционен, с ограниченной креативностью и сверхответственностью.
Застревающий (X) тип имеет сложности с переключением от одного состояния к другому, а наиболее выраженная его черта - - это формирование так называемых сверхценных идей, которым он придает исключительное значение и на службу которым он готов поставить собственную жизнь и жизнь других людей. Поскольку положительные эмоции могут легче разрешаться в повседневности, чем отрицательные, застревающие склонны подолгу фиксироваться на неотреагированных чувствах обиды, ненависти, вины.
Возбудимый (неуправляемый, эпилептоидный) (X) тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведение в целом. Склонен неожиданно взрываться и отвечать неадекватно сильной реакцией на незначительный раз-дражитель. Склонен возвращаться к обидам и мстить спустя большой промежуток времени.
Гипертимический (Т) тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние. Ребенок - - будущий гипертим, просыпаясь, начинает улыбаться, и положительное мироотношение не всегда обусловлено объективными
достижениями.
Дистимический (Т) тип, напротив, характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает плакать, а во взрослом возрасте редко осознает и признает светлые стороны жизни, вызывая у окружающих неадекватное чувство вины, в связи с чем имеет не очень высокий статус в группе (зануд
никто не любит).
Тревожно-боязливый (Т) тип склонен к страхам, испытывает тревогу даже в связи с несложными жизненными задачами.
Циклотимический (Т) тип, объединяя недостатки двух вышеперечисленных, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка. В случае патологического развития личности обнаруживается маниакально-депрессивный
психоз.
Эмотивный (Т) тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей и испытывая влияние произведений искусства.
И, наконец, аффективно-экзальтированный (Т) тип -включает в себя людей тонких и впечатлительных, которым иллюзорный мир нередко заменяет реальность.
Признаки, которые мы перечислили, присутствуют при значительной выраженности обсуждаемых акцентуаций, при небольших же значениях они могут быть весьма полезны-ми — так, наличие истероидной акцентуации является необходимой предпосылкой для любой публичной профессии, шизоидная акцентуация способствует творческому мышлению и продуцированию оригинальных решений, параноидная - - целенаправленности поведения.
Очевидно, что данная типология не вполне отвечает требованиям, предъявляемым к составлению научной классификации. К. Леонгард стремился обозначить лишь те черты характера, которые приносят людям сложности в жизни.
В отечественной психологии подход К. Леонгарда развивается известным исследователем из С.-Петербурга А.Е. Личко, который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К. Леонгардом (15, 17). Чаще всего классификацию К. Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще не устоялся.
И, наконец, С. Хатуэй и Дж. Маккинли, создатели известного клинического теста MMPI, часто используемого для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы так называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады (3, 17). Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б. Ганнушкину). Во-первых, они тотальны (т.е. затрагивают и эмоционально-аффективную, и когнитивную сферы, и поведение человека), в то время как невроз имеет локальный характер (например, энурез, заикание, тики). Во-вторых, психопатии относительно стабильны во времени и дольше лечатся (в то время как при неврозах наблюдаются и случаи самоизлечения — так называемая спонтанная ремиссия). В-третьих, психопатии сопровождаются социальной дезадаптацией, т.е. выражаются в нарушении принятых норм поведения, нарушении критичности по отношению к себе (в то время как у невротиков обычно чрезмерно выражено чув-ство вины). Поэтому иногда говорят, что психопат — это человек, с которым трудно другим, а невротик — человек, которому трудно с самим собой. Неудивительно, что клиентами психотерапевта в основном оказываются невротики, а психопаты преимущественно приходят с жалобой на других людей (5).
Придерживаясь классификации Ф.Б. Березина, основанной на типичном способе освобождения от тревожности, можно выделить три невротических расстройства (3).

1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 172—178.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
3. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова ЕД. Методика многостороннего исследования личности. — М.: Фолиум, 1994. — 173 с.
4. Волков П. Разнообразие человеческих миров. — М.: Аграф, 2000. — 512 с.
5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 262 — 269.
6. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. — 325 с.
8. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 167—171.
9. Краткий психологический словарь. — М., 1985.
К). Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 179—198.
11. Левитов НД. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 69-73.
12.Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. 530 с.
13. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. -- М.: Смысл, 1999. — 534 с.
14. Липгвак М.Е. Предисловие // К. Леонгард. Акцентуированные личности. — Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. — С. 3—26.
15. Лично А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: ЭКСМО, 1999. — 407 с.
16. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. — 132 с.
17. Мельников В.М., Ямполъский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985.
18. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. — М., 1992.
19. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — 330 с.
20. Робер М.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. -М., 1988.
21. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: Инфра-f, 2000.
22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.

Типология 3.
Приспособляющиеся
(Приспособление среды к собственным запросам и стремлениям)
2 Приспособившиеся
(Взаимное влияние среды и человека)
1 Недостаточно приспособившиеся
(Пассивное приспособление к среде)
Таблица 9 характера по А.Ф. Лазурскому
Деление по экзопсихическим категориям (идеалам)
1. Альтруизм
2. Знание
а) индуктивное
б) дедуктивное
3. Красота
4. Религия
5. Общество, государство
6. Внешняя деятельность, инициатива
7. Система, организация
8. Власть, борьба
Деление по психосоциальным комплексам, объединяющим эндо- и экзоособенности Непрактичные, теоретики-идеалисты
1. Ученые
2. Художники
3. Религиозные созерцатели
4. Практики-реалисты
5. Человеколюбцы (альтруисты)
6. Общественники
7. Властные
8. Хозяйственные
Деление по преобладанию
психофизиологических функций
(эндопсихических категорий)
1. Рассудочные
2. Аффективные
а) подвижные (сангвиники)
б) чувственные
в) мечтатели
3. Активные
а) энергичные низшего порядка (импульсивные)
б) покорно-деятельные
в) упрямые

Практичный, покладистый и оптимистичный тип, легко адаптируется и хорошо перестраивается. Он мало возбудим, смел, спокоен. Ответствен и основателен. Слабые места — невысокая чувствительность к состоянию других людей, способность легко отгораживаться от чужих проблем, что может производить на близких впечатление равнодушия.

6. Э-А+В
Флегматик
Холодный и спокойный, предпочитает одиночество, неразговорчив и обычно сводит беседу к разговору о главном. Методичен, верен своему кругу. Эмоциональное воздействие на флегматика бесполезно — убедить его можно только доводами. Медленный, надежный ум флегматика, его спокойствие и уравновешенность исключительно ценны на стадии разработки любых проектов.

7. Э—А—П
Аморфный
Очень инертный, никогда не делающий больше того, что требуется в настоящий момент, человек. Ум его незатейлив, он охотно откладывает на завтра все, что можно делать не сразу. Пунктуальность отсутствует, он не честолюбив и привязан к отдельным эпизодам своей жизни. Подобно апатичному типу, рассматриваемому ниже, аморфный нечасто встречается в реальной жизни и является скорее теоретическим конструктом.

8. Э—А—В
Апатичный
Тоже безразличен к тому, что делает и как живет. Способен справляться с повседневной работой, но не честолюбив, не старается как-то изменить свою судьбу. Он получает удовлетворение от одиночества, но это бедное одиночество, не заполненное ни планами, ни переживаниями, ни каким-то иным духовным содержанием. Обычно вполне равнодушен к другим.

Если нарисовать гипотетическую личность, абсолютно лишенную особенностей, в виде пяти концентрических окружностей, обозначающих задатки, способности, темперамент, характер и направленность, то можно так представить место акцентуаций в клинике и психологии (по 13).

При скрытой акцентуации особенности задатков или способностей смягчаются правильным воспитанием, акцентуация не проявляет себя во внешнем поведении, но тем не менее личность испытывает определенные трудности, при столкновении с которыми компенсация ослабляется, и признаки акцентуации могут выйти наружу. ,

При явной акцентуации особенности личности проявляются в тех ситуациях, которые относятся к области уязвимости.

В неблагоприятных обстоятельствах может произойти деформация личности, напоминающая психопатию, которая называется патохарактерологическим раз-витием.

Наконец, в случае тотальной деформации, которая приводит к нарушению социального поведения человека (способности работать или иметь семью), говорят о психопатии.

Педантичный (сверхпунктуальный) (X) тип имеет склонность долго переживать мелкие обиды, придавать сверхважное значение незначительным событиям. Он склонен придерживаться образца поведения, традиционен, с ограниченной креативностью и сверхответственностью.
Застревающий (X) тип имеет сложности с переключением от одного состояния к другому, а наиболее выраженная его черта - - это формирование так называемых сверхценных идей, которым он придает исключительное значение и на службу которым он готов поставить собственную жизнь и жизнь других людей. Поскольку положительные эмоции могут легче разрешаться в повседневности, чем отрицательные, застревающие склонны подолгу фиксироваться на неотреагированных чувствах обиды, ненависти, вины.
Возбудимый (неуправляемый, эпилептоидный) (X) тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведение в целом. Склонен неожиданно взрываться и отвечать неадекватно сильной реакцией на незначительный раз-дражитель. Склонен возвращаться к обидам и мстить спустя большой промежуток времени.
Гипертимический (Т) тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние. Ребенок - - будущий гипертим, просыпаясь, начинает улыбаться, и положительное мироотношение не всегда обусловлено объективными
достижениями.
Дистимический (Т) тип, напротив, характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает плакать, а во взрослом возрасте редко осознает и признает светлые стороны жизни, вызывая у окружающих неадекватное чувство вины, в связи с чем имеет не очень высокий статус в группе (зануд
никто не любит).
Тревожно-боязливый (Т) тип склонен к страхам, испытывает тревогу даже в связи с несложными жизненными задачами.
Циклотимический (Т) тип, объединяя недостатки двух вышеперечисленных, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка. В случае патологического развития личности обнаруживается маниакально-депрессивный
психоз.
Эмотивный (Т) тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей и испытывая влияние произведений искусства.
И, наконец, аффективно-экзальтированный (Т) тип -включает в себя людей тонких и впечатлительных, которым иллюзорный мир нередко заменяет реальность.
Признаки, которые мы перечислили, присутствуют при значительной выраженности обсуждаемых акцентуаций, при небольших же значениях они могут быть весьма полезны-ми — так, наличие истероидной акцентуации является необходимой предпосылкой для любой публичной профессии, шизоидная акцентуация способствует творческому мышлению и продуцированию оригинальных решений, параноидная - - целенаправленности поведения.
Очевидно, что данная типология не вполне отвечает требованиям, предъявляемым к составлению научной классификации. К. Леонгард стремился обозначить лишь те черты характера, которые приносят людям сложности в жизни.
В отечественной психологии подход К. Леонгарда развивается известным исследователем из С.-Петербурга А.Е. Личко, который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К. Леонгардом (15, 17). Чаще всего классификацию К. Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще не устоялся.
И, наконец, С. Хатуэй и Дж. Маккинли, создатели известного клинического теста MMPI, часто используемого для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы так называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады (3, 17). Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б. Ганнушкину). Во-первых, они тотальны (т.е. затрагивают и эмоционально-аффективную, и когнитивную сферы, и поведение человека), в то время как невроз имеет локальный характер (например, энурез, заикание, тики). Во-вторых, психопатии относительно стабильны во времени и дольше лечатся (в то время как при неврозах наблюдаются и случаи самоизлечения — так называемая спонтанная ремиссия). В-третьих, психопатии сопровождаются социальной дезадаптацией, т.е. выражаются в нарушении принятых норм поведения, нарушении критичности по отношению к себе (в то время как у невротиков обычно чрезмерно выражено чув-ство вины). Поэтому иногда говорят, что психопат — это человек, с которым трудно другим, а невротик — человек, которому трудно с самим собой. Неудивительно, что клиентами психотерапевта в основном оказываются невротики, а психопаты преимущественно приходят с жалобой на других людей (5).
Придерживаясь классификации Ф.Б. Березина, основанной на типичном способе освобождения от тревожности, можно выделить три невротических расстройства (3).

Характер и его место в структуре личности. Типология характера. Методы изучения характера.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты.

Личность — это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.

Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии отменяет характер. Личность преодолевает те черты характера, которые неприемлемы для ее развития. Описание зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Характер определяет, как

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела п профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Характеристика особенностей поведе­ния в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперакгивный)

8)

– чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно­го, отсутствует самокритичность;
2) дистимичный
– постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще­ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту­пает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3) цикло­идный
– общительность циклически меняется (высокая в пе­риод повышенного настроения и низкая в период подавлен­ности);
4) эмотивный (эмоциональный)
– чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не­приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5) демонстратив­ный
– выражено стремление быть в центревнимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6) возбуди­мый
–повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льсти­вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе­де. Активно и часто конфликтует;
7) застревающий
– “за­стревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склон­ность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, актив­ной стороной;
педантичный
– выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен заму­чить посетителей формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью;
9) тревожный (психас­тенический)
– пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель­ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей­ствиях;
10) экзальтированный (лабильный)
– очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчи­вость;
11) интровертированный (шизоидный, аутистический)
– малая общительность, замкнут, в стороне от всех, об­щение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой­ственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относит­ся к другим людям, даже к близким;
12) экстравертированный (конформный)
– высокая общительность, словоохотли­вость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не само­стоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочи­тает подчиняться.

Методы изучения характера:

Виды наблюдения

(по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко)

несистематическое и систематическое. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, здесь важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану;

сплошное и выборочное. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов(нужна схема протокола и предварительная подготовка;

включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс.

непроизвольное, вынужденное – отсутствует предварительная подготовка. При наблюдении появляется какой-то факт, который производит эффект неожиданности;

непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера);

естественное (полевое) и лабораторное;

открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают).

2. Эксперимент — метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

4 особенности по Рубинштейну:

— в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;

— экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

— возможно попеременное исключение отдельных условий;

— эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.

Лабораторный эксперимент

– эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.

Естественный эксперимент

, или полевой эксперимент, – вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

3. Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: Терапевтическая беседа; Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез); Автобиографическая беседа; Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта); Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

5. Тесты — ряд заданий различного характера, выполнение которых испытуемым оценивается в количественных показателях; при этом устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам.

Относительно новые методики:

Типология Майерс-Бриггс – направление развития типологии Юнга, основанное на серии тестов, известных как Myers-Briggs Type Indicator (MBTI), широко распространенное в США.

Типология основывается на делении всех людей без исключения на четыре дихотомических признака: экстраверсия и интроверсия; ощущение и интуиция; мышление и чувство; оценка и восприятие; итого по четырем дихотомиям получается 16 типов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии

Выполнил студент гр.
Проверил к.п.н., доцент

Альметьевск г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА
1.1. Черты и свойства характера………………………………………………. 4
1.2. Типологии характера …………………………………………………. 7
2. ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характер и личность……………………..………………………………. 10
2.1. Характер и темперамент……………..…………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
2. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984 г.
3. Практическая психология в тестах. Блюм Г.
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Academia, 1996. - 464 с.

Читайте также: