Местное самоуправление в городах федерального значения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В городах федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2012 N 96-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 30.03.2015 N 63-ФЗ, от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2012 N 96-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

Особенности муниципального управления в городах федерального значения - это специфический порядок организации местного самоуправления, обусловленный особенностями статуса городов федерального значения.

Характеристика городов федерального значения

Одним из видов муниципальных образований являются города. Однако среди городов есть такие, которые наделяются особым статусом - города федерального значения, которые в силу ряда причин приравниваются к субъектам государства.

Статус города федерального значения определяется в соответствии с таким критерием как особый порядок организации местного самоуправления в них. Города федерального значения не приравниваются к муниципальным образованием, а выступают в качестве объектов территориального деления страны и могут включать в свой состав несколько муниципальных образований. По правовому статусу города федерального значения занимают тот же уровень, что и субъекты Российской Федерации.

Статус города федерального значения присваивается на уровне законодательства. Основным документом, закрепляющим статус города федерального значения, является российская Конституция. В статье этого документа устанавливается право городов федерального значения на издание собственных нормативно-правовых актов посредством формирования органов управления представительного характера.

Статус города федерального значения присваивается городам, наделенным важнейшим политическим, стратегическим, экономическим значением для государства в целом.

К числу городов федерального значения относятся Москва, которая выполняет роль столицы государства, экономического и политического центра страны; Санкт-Петербург, бывший в свое время столицей государства, сохраняющий статус культурной столицы мирового уровня и сегодня; Севастополь, выступающий главной военной базой Черноморского флота.

Специфические особенности муниципального управления в городах федерального значения

Готовые работы на аналогичную тему

Также особой характеристикой муниципального управления в городах федерального значения является частичная централизация муниципальной власти за счет перехода ряда ее полномочий в ведение субъекта Российской федерации, которым является город федерального значения. По отношению к городам федерального значения применяются специальные нормы российского права. В частности, в соответствии с Бюджетным кодексом города федерального значения как субъекты Российской Федерации наделяются правом определение источников бюджетных средств внутригородских территорий, выступающих в роли муниципальных образований. Помимо этого, города федерального значения регулируют объем и порядок получения безвозмездных денежных отчислений в виде субсидий, дотаций муниципальными бюджетами внутригородских территорий. Порядок территориального планирования внутренних территорий городов федерального значения устанавливается Градостроительным кодексом, который также допускает переход решения вопросов градостроительства во власть субъекта Российской Федерации при отсутствии местных нормативных документов, регулирующих эту сферу. На территории городов федерального значения действуют особые нормы в сфере уголовного, гражданского и налогового законодательства.

В соответствии с положениями этой статьи внутригородские территории городов федерального значения выступают в качестве субъектов местного самоуправления.

Особый статус внутригородских территорий города федерального значения сказывается на определении перечня вопросов, имеющих местную значимость, источников формирования доходов муниципальных бюджетов. Правовую базу этих аспектов муниципального управления внутригородских территорий формирует законодательства городов федерального значения.

Решение вопросов, имеющих местную значимость, во внутригородских территориях городов федерального значения осуществляется органами муниципального управления. При необходимости сохранения единства хозяйства города федерального значения допускается отказ от формирования местной администрации на внутригородских территориях.

При необходимости власти городов федерального значения могут наделять государственными полномочиями внутригородские территории при наличии соответствующего финансирования.

Практика организации муниципального управления в городах федерального значения позволяют выделить следующие особенности:

  • во-первых, осуществление муниципального управления в рамках внутригородских территорий, выступающих частью города федерального значения;
  • во-вторых, отнесение вопросов образования, изменения границ или упразднения внутригородских территорий к ведению субъекта Российской Федерации;
  • в-третьих, установление перечня вопросов, имеющих местную значимость, властями города федерального значения;
  • в-четвертых, установление источников формирования муниципального бюджетов внутригородских территорий властями города федерального значения;
  • в-пятых, определение состава муниципального имущества внутригородских территорий законами городов федерального значения.

Необходимость выделения внутригородских территорий города федерального значения и введения в них местного самоуправления обусловлена значительными размерами этих городов и потребностях приближения власти к населению в рамках менее значимых территориальных единиц.

В отношении г. Москвы и г. Санкт-Петербурга в Конституции РФ содержатся нормы, устанавливающие положение о том, что государственную власть в субъектах РФ (к которым Конституцией отнесены города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11)

Согласно Конституции РФ МСУ осуществляется в городских и сельских поселениях.

Статья 79 Федеральный закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает особенности организации МСУ в городах федерального значения:

· муниципальными образованиями в городах федерального значения являются внутригородские (городов федерального значения) территории;

· перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. При этом установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в государственные бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из перечня вопросов местного значения, установленного для этих муниципальных образований законами соответствующих городов федерального значения.

Вопросы общегородского значения в отношении городов федерального значения являются вопросами не местного (муниципального), а государственного значения специфических субъектов РФ, которые одновременно являются и городскими поселениями.

Поэтому вопросы обеспечения сохранности единой инфраструктуры городов федерального значения решают и органы государственной власти этих субъектов РФ, и органы МСУ внутригородских муниципальных образований.

Часть вопросов местного значения, изложенных в ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ", потребует совместной деятельности органов власти города и внутригородских муниципальных образований. Например, проблема транспортного обслуживания населения, безусловно, общегородская, но вопрос расположения остановок автобусов и троллейбусов целесообразно передать в ведение внутригородских муниципалитетов.

Санкт-Петербург делится на 18 районов: В границах районов располагаются 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов (Зеленогорск, Колпино, Красное Село, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк) и 21 посёлок(данные 2012 года)

(Тоже самое, но подробно и взято с закона):

Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения:

1. В городах федерального значения в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

2. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов определяются законами городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов федерального значения.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами городов федерального значения.

В соответствии с законами городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться.

Законами городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий городов, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.

4. Состав муниципального имущества определяется законами городов федерального значения.

Иллюстрация

30 января 2020 г. Президент России Владимир Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления, посвящённое роли местного самоуправления в реализации национальных проектов. Владимир Путин поручил начать разработку проекта новых Основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года и улучшить координацию во всём, что касается местного самоуправления.

Рассмотрим особенности реализации полномочий в нашей столице на примере муниципального округа Молжаниновский. Полагаю, что проблемные вопросы нашего округа актуальны и для других московских муниципальных округов.

Особенности местного самоуправления в городах федерального значения связаны с территориальным делением городов и разграничением полномочий между муниципальными образованиями и органами исполнительной власти на местах.

Постараюсь изложить материал простым и понятным языком, чтобы он был понятен как чиновнику, так и простому жителю района. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что население района не понимает разницу между Советом депутатов, администрацией муниципального округа и управой района. Как правило, для жителей района администрация муниципального округа и управа района одно и тоже.

Итак, территориально город Москва делится на административные округа, районы и поселения. Для нас это Северный административный округ, в который входит Молжаниновский район. Границы муниципального округа Молжаниновский совпадают с границами Молжаниновского района.

По-простому, если речь идет об исполнении полномочий муниципалитетами (депутатами и их администрациями), то употребляют термин муниципальный округ. Если говорят об органах исполнительной власти (управа района), то исполнение полномочий на территории районов.

На основании Устава города Москвы источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправлении.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума. То есть Устав города Москвы определяет, что власть народа может осуществляться и через органы государственной власти.

Начиная с 2002 года по настоящее время государственная власть города Москвы основываясь на положениях Устава города Москвы и посредством Московской городской Думы проделала большую работу по наделению префектур административных округов и управ районов полномочиями органов местного самоуправления.

Справочно: к вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования.

Таким образом, в границах муниципального округа находятся две ветви власти: представительная (Совет депутатов муниципального округа) и исполнительная (управа района), которые делят между собою полномочия, относящиеся к вопросам местного значения.

Конечно же, управы наделены полномочиями, присущими государственной власти, так как являются территориальным представительствами Правительства Москвы на районе. Вместе с тем при наличии двух ветвей власти в районе возникают противоречия и недопонимания как со стороны исполнительной, так и представительной власти.

Часто решаемые вопросы тесно взаимоувязаны между собою и законодательно не в полной мере урегулированы.

Управы районов для исполнения своих полномочий регулярно обращаются к Совету депутатов муниципальных округов по согласованию различных вопросов благоустройства в районе, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и другим. В свою очередь у управ районов стоит задача по содействию местному самоуправлению в реализации их полномочий (по обеспечению заседаний Совета депутатов, по работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по работе комиссии по опеке, попечительству и патронажу, по выполнению отдельных полномочий города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением и др.)

В своем выступлении Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Виктор Кидяев обратил внимание на то, что глав и служащих муниципальных образований надо учить проектной деятельности и современным управленческим технологиям.

Все это правильно, но и депутатов муниципальных образований, исполняющих полномочия на непостоянной основе также нужно учить. Их же никто не обучал быть депутатами, основам государственного управления и местного самоуправления, а в тем более проектной деятельности и современным управленческим технологиям. Наше законодательство предоставляет возможность обучить за счет местного бюджета только депутата, который избран главой Совета депутатов на постоянной основе.

Полагаю, что вопрос обучения депутатского корпуса должен быть рассмотрен в Совете муниципальных образований города Москвы для внесения законодательной инициативы в Московскую городскую Думу. При этом должны быть урегулированы отношения депутата и работодателя.

Кроме того, государственных служащих префектур административных округов и управ районов помимо государственного управления необходимо обучать основам местного самоуправления по направлениям их деятельности и карьерного роста. Непонимание вопросом местного значения государственными служащими также негативно сказывается на взаимодействии ветвей власти.

С учетом сказанного президентом страны Владимиром Путиным о том, что полномочия и реальные возможности местного самоуправления будут расширены и укреплены необходимо рассмотреть возможность работы всех муниципальных депутатов на постоянной основе. Убежден, что депутат от народа должен быть полностью не зависим от материальных проблем и решать вопросы местного значения в интересах общества и развития государства.

Также вызывает непонимание, когда муниципальными депутатами от ведущих партий страны становятся директора крупных предприятий и государственных бюджетных учреждений. Никто не говорит об их низкой компетенции, но разве у таких крупных руководителей есть возможность заниматься вопросами местного значения, когда они занимают столь ответственные должности?

К примеру, если взять Зеленоградский административный округ, из 50 депутатов порядка 30 являются руководителями (категория директор, заведующий, главный врач, заместитель директора), что составляет не менее 60% от общей численности депутатов. Насколько эффективно осуществляется местное самоуправление в ЗелАО может показать только опрос среди жителей города Зеленограда.

Сейчас вопросами муниципальных образований в Правительстве Москвы занимаются различные структурные подразделения начиная от префектуры административного округа и заканчивая Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

За период прохождения службы в органах исполнительной и муниципальной службы говорить о тесном взаимодействии с указанными структурами Правительства Москвы к сожалению, не приходится.

Предполагаю, что причины могут заключаться в следующем. Бюджет муниципального округа формируется из доходов налогоплательщиков, штрафов, субвенций и дотаций. Условно возьмем общий объем налогов от 800 тыс. руб. до 1 млрд рублей в год. Соответственно если взять нормативные правовые документы, то на реализацию вопросов местного значения в бюджет муниципального округа должно возвращаться не менее 400 млн. руб.

В настоящее время бюджет округа составляет порядка 35 млн руб. Управа района по штатной численности сотрудников соответствует примерно численности администрации муниципального округа и с учетом средств стимулирования управ районов на 2019 год получила к реализации, предполагаю не более 50 млн. руб.

Таким образом на вопросы местного значения в муниципальном округе распределяется не более 100 млн. руб. То есть муниципальный округ по вопросам местного значения не дополучает (не может отследить) не менее 300 млн. руб. в год.

Согласно подпункта 1.7. пункта 1 постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года № 157-ПП префектура выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы. Сложность и непрозрачность системы распределения и реализации бюджетных средств, разграничение доступа к информации о проводимых мероприятиях естественно негативно сказываются на взаимодействии двух ветвей власти.

При проектировании микроквартала Минобороны России не предусмотрело строительство объектов социальной инфраструктуры, что создало определенную напряженность, особенно в части касающейся, школ и дошкольных учреждений, поликлиник, многофункциональных центров и т.п. Поэтому при распределении бюджетных средств города Москвы необходимо учитывать данный факт и рассмотреть возможность увеличения финансирования.

Обнадеживает то, что в конце 2019 г. на публичных слушаниях в округе был рассмотрен проект планировки территории района, где учтены все пожелания жителей и депутатов муниципального округа, но сроки реализации проекта растянуты во времени до 15 лет. А самые острые вопросы для муниципального округа – строительство школы и дошкольных учреждений, поликлиники спланировано не ранее чем через 2 года.

Недофинансирование мероприятий по организации досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в муниципальном округе сказывается на объеме и качестве оказываемых услуг населению. И опять же это связано с количеством населения в районе, когда расчетный норматив берется чуть больше 40 руб. на человека в год.

Отсутствие помещений и спортивных сооружений в муниципальной собственности также сказывается на выполнение администрациями муниципального округа отдельных полномочий города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства (Закон города Москвы от 25.10.2006 г. № 53).

Такая же функция есть и у депутатов района. Фактически общественные советники непосредственно участвуют в организации местного самоуправления в районе. Главное, чтобы данный институт не был использован в манипуляции общественным мнением в чьих-либо интересах.

Что касается системы контроля за исполнением полномочий муниципальным образованием, то взаимодействие с населением и надзорными органами в рамках их компетенции осуществляется постоянно. Если перечислять все надзорные органы не хватит пальцев на руках. Конечно же, основные из них это межрайонная прокуратура округа, ФАС России, УФК по г. Москве, КСП Москвы, департамент финансов города Москвы, префектура административного округа и др.

Как видно, взаимодействие идет со всеми структурными элементами системы государственной власти и надзорной деятельности города Москвы, что требует наличие огромного багажа знаний, опыта и компетенции. Система управления будет более эффективна, когда число звеньев в системе управления будет менее шести.

И в рамках оптимизации местного самоуправления было бы наиболее эффективным организовать работу муниципалитетов через Департамент территориальных органов города Москвы с расширением его полномочий.

24 декабря 2019 г. президент России Владимир Путин заявил, что основные элементы Конституции России менять не надо, но можно подумать над изменениями, направленными на совершенствование системы взаимодействия между муниципальными и государственными органами для создания единой системы публичной власти.

Вместе с тем Устав города Москвы как раз и объединяет понятия реализации власти непосредственно народом либо через органы государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в Москве фактически осуществляется публичная власть.

При рассмотрении перспектив развития полагается целесообразным учесть весь опыт, современные проблемы и особенности местного самоуправления в городах федерального значения, в состав рабочей группы по разработке проекта новых Основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года, определения роли и места местного самоуправления в системе публичной власти включить представителей муниципальных образований от городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Совета муниципальных образований города Москвы и аналогичных структур городов федерального значения.

Самойлин Сергей - специалист в области информационной безопасности

Комментарии читателей (6):

"МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
И его роль и место в системе публичной власти"

О каком САМОУПРАВЛЕНИИ идет речь, если прирезку земельного участка в 200 М2 решить не могут с 1996 года до настоящего времени, а если и решат в ближайшее время, то передадут в аренду на пять лет, а не в собственность, как положено, родив тем самым проблемы владельцам земучастков и себе, любимым еще лет на 10. И так дела обстоят почти повсеместно: примеры ещё привести или как?

Продолжим тему для полноты картины: не далее, как 03.03.2020 мне понадобилась справка об отсутствии прописанных граждан в моем домике постройки столетней давности в селе в 40 км от города, за коей прибыл в городское УВД. Как водиться, соответствующий отдел начинал работать в 14:00, но другие работники разъяснили мне, что таких справок здесь не выдают. Позвонил в дежурную часть УВД, где меня внимательно выслушали и предложили написать заявление на предмет проблемы. В городском жилье сел за комп и выяснил, что сайт Госуслуг по теме временно недоступен, но все-таки всеми правдами и не правдами получил от сайта ссылку, по которой выяснил, что данной проблемой занимается городская администрация. Т.к. в последней работал только факс, созвонился с региональной администрацией и выяснил, что у них, в центре, такие справки дает полиция. Полдня пролетело мгновенно, но тут вспомнил, что у меня знакомая работает в ЖКХ, разыскал её и после долгих разговоров мне посоветовали обратиться в сельскую администрацию. Обратился, обнадежили, что справку выдадут. Вопрос: домовая книга заполняется в полиции, за выдачу справок отвечают городские власти согласно ссылки с сайта госуслуг, по факту справка выдается сельсоветом, который подчиняется районной администрации. Вывод: система забюрократизирована до того, что начинает "съедать" сам себя, так вы о каком "САМОУПРАВЛЕНИИ" граждане хорошие и граждане полупочтенные?

Не только у нас, вот результаты управления на госуровне: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/rzhd-zafiksir "РЖД зафиксировали обвальное падение грузоперевозок по всей России" и https://www.rbc.ru/economics/04/02/2020/5e39b1499a "Аналитики заявили о снижении в России спроса на бензин"

"Я вообще-то имел ввиду ваши мытарства по конторам/чиновникам :)"
И я о том же, Вам такой принцип не знаком: что наверху, то и внизу, что в низу, то и наверху

Средства массовой информаций "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна признаны иностранными агентами в России.

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

© 2009-2022 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Читайте также: