Меры по охране недр кратко

Обновлено: 05.07.2024

Недра простираются от поверхности Земли до ее центра. Внешнюю сферу твердой Земли принято называть литосферой. Это наиболее разведанная часть недр. Строение литосферы неоднородно на материках и под океаном.

Недра Земли являются кладовой по добыче полезных ископаемых. В конце 20 века из недр извлекалось более 100млрд. т полезных ископаемых, т.е. около 20 т. на каждого жителя планеты. При этом 90% добываемых из недр пород остается в отвалах. Большое количество пород рассеивается по поверхности земли при перевозках полезных ископаемых к местам их переработки.

Безопасность пользования недрами достигается мероприятиями, которые не допускают нарушения равновесия и баланса круговорота веществ и энергии в природной среде. Процесс добычи полезных ископаемых из недр Земли требует все больше материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применения новых технологий и оборудования.

¾ предупреждение истощения запасов полезных ископаемых за счет их рационального использования, разведка новых месторождений;

¾ предупреждение загрязнения недр и в первую очередь подземных питьевых и минеральных вод вредными отходами, промышленными стоками, химическими

соединениями от ливневых стоков;

¾ не допущение вредного воздействия недр на среду обитания людей и живой природы из-за нарушения и разрушения верхнего слоя при разработке полезных ископаемых;

¾ охрана уникальных объектов недр, подземных минеральных лечебных и питьевых вод.

Правовые меры по охране недр включают:

¾ обеспечение полного и комплексного изучения недр, наиболее полной добычи из них полезных ископаемых, их рациональное использование и извлечение всех компонентов;

¾ предотвращение вредного влияния работ по использованию недр на сохранность полезных ископаемых, качество подземных вод;

¾ предотвращение вредного воздействия добычи полезных ископаемых на природные комплексы (атмосферный воздух, почвы, водные объекты, животный и растительный мир);

¾ обеспечение сохранности памятников природы и истории.

Одна из функций охраны недр – учет природных богатств, который предусматривает установление месторождений и запасов полезных ископаемых, их качественных и количественных характеристик, сбор основных данных о природопользователях и их длительности. Учет ведется как на государственном, так и на местном уровнях. Общераспространенные полезные ископаемые (песок, гравий, щебень, глина, известняк) учитывают местные органы власти, которые дают так же разрешение на их использование.

Полезные ископаемые не общераспространенного характера (нефть, уголь, газ, различные руды) учитываются на федеральном уровне. На основании данных учета составляется Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, в который включают сведения о количественном и качественном состоянии полезных ископаемых страны, их геолого-экономическую оценку, условия их разработки.

С предприятий-пользователей недрами взимаются следующие виды платежей:

¾ за право пользования недрами;

¾ отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;

¾ за выдачу лицензий;

¾ акцизный сбор по отдельным видам сырья.

Кроме того, пользователи недр платят налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством.

Конкретные виды платы устанавливаются органами, которые выдают лицензии, и зависят от размера участка недр, их полезных свойств, степени экологической

опасности. Платежи включаются в себестоимость продукции.

Основными задачами охраны применяемых на производстве природных ресурсов являются:

¾ проведение геологической разведки с целью создания потенциальных запасов полезных ископаемых;

¾ полное и комплексное извлечение из месторождений всех входящих в него компонентов;

¾ вторичное использование всех видов отходов;

¾ предотвращение вредного влияния добычи полезных ископаемых на окружающую среду и людей;

¾ разработка технологий по улавливанию и переработке ценных веществ в выбросах, стоках и отходах производства;

¾ разработка заменителей природного сырья и их широкое применение.

Весьма актуально повышение коэффициента полезного использования минерального сырья. Миллиарды тонн угля и других полезных ископаемых оставлены в заброшенных шахтах и рудниках. При шахтной разработке угля его потери достигают 25% и более.

Полезность минерального сырья составляют не только основные, но и сопутствующими элементы. Например, в медно руде содержатся золото, серебро, кобальт, теллур и другие элементы. Медноколчеданные руды содержат до 5% цинка, до 46% серы, до 35% железа. В этих рудах содержатся также свинец, сурьма, золото, серебро и другие металлы.

Максимально полное использование минерального сырья – важнейшее условие сбережения природных ресурсов и сокращения загрязнения окружающей среды. За прошедшее столетие на земной поверхности скопилось более 20 млрд. т шлака, 3млрд. т золы, 1,5 млрд. т мышьяка, более 1 млрд. т никеля, около 900 тыс. т кобальта, до 600 тыс. т цинка и сурьмы и тысячи тонн других металлов, полезных ископаемых, чем за всю предыдущую историю человечества. В 20в. бурно развивались топливно-энергетическая, металлургическая, машиностроительная, агрохимическая, а также получили широкое развитие новые отрасли промышленного производства: автомобильная, авиационная, космическая и др. В промышленный оборот были вовлечены практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева, включая лантаноиды и актиноиды.

Вся выпускаемая новая техника содержит компоненты, в состав которых входят те или иные редкие и рассеянные элементы.

С распадом Советского Союза, Россия лишилась источников ряда дефицитных видов минерального сырья: месторождения марганца оказались на территории Украины, Грузии и Казахстана, хрома – в Казахстане, урана – на Украине, в Средней Азии и Казахстане, титана и каолина – на Украине, ртути в Киргизии. Кроме того, были сокращены геологоразведочные работы, а также были ликвидированы многие не выдержавшие конкуренции горнодобывающие предприятия.

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть вторая утратила силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 30.04.2021 N 123-ФЗ.




23. Правовая охрана вод

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.
Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ­ленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз­нением или засорением водное законодательство признает ухудшение качест­ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча­стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).
В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, эко­логический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра*. Особо охраняемые водные объекты. Эффективное средство охраны водных объектов — установление режима особо охраняемых водных объектов (ст. 66ВК). Особо охраняемые водные объекты — природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью особо охраняемой природной территории, определенной законодательством РФ.
Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:
участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
водно-болотные угодья;
водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
зоны охраны истока или устья водных объектов;
места нереста ценных видов рыб;
иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
Кроме перечисленных, могут быть предусмотрены и иные категории особо охраняемых водных объектов. Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом. Охрана и использование особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых территориях.
Могут выделяться также особо охраняемые водные объекты международного значения. Так, особо охраняемые водные объекты международного значения (трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря РФ, водно-болотные угодья) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов международного значения определяется международными договорами РФ и законодательством РФ.


23. Правовая охрана вод

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.
Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ­ленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз­нением или засорением водное законодательство признает ухудшение качест­ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча­стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).
В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, эко­логический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра*. Особо охраняемые водные объекты. Эффективное средство охраны водных объектов — установление режима особо охраняемых водных объектов (ст. 66ВК). Особо охраняемые водные объекты — природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью особо охраняемой природной территории, определенной законодательством РФ.
Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:
участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
водно-болотные угодья;
водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
зоны охраны истока или устья водных объектов;
места нереста ценных видов рыб;
иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
Кроме перечисленных, могут быть предусмотрены и иные категории особо охраняемых водных объектов. Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом. Охрана и использование особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых территориях.
Могут выделяться также особо охраняемые водные объекты международного значения. Так, особо охраняемые водные объекты международного значения (трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря РФ, водно-болотные угодья) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов международного значения определяется международными договорами РФ и законодательством РФ.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 123-ФЗ

2) обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 505-ФЗ

4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 123-ФЗ

8) предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 123-ФЗ

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 8 января 2020 г. - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 505-ФЗ

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

Часть 2 утратила силу с 1 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 123-ФЗ

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, в том числе при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение вредного влияния предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на объекты промышленного и жилищного строительства;

12) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Читайте также: