Менеджмент в строительстве кратко

Обновлено: 16.05.2024

Есть распространённый миф — будто знания и опыт в области управления проектами важнее, чем отраслевые компетенции, и квалифицированный проджект может возглавить проект в любой сфере. Но в управлении проектами в строительстве всё работает иначе.

Строительство как проект

Строительство — это тот же проект, но с другими вводными. Чтобы убедиться в этом, сначала сравним классическое определение проекта с тем, как его понимают в строительстве.

Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата, в соответствии с заданными ресурсами и требованиями.

Если перенести это определение в сферу строительства, то получится вот что:

Проект застройки микрорайона — это временное предприятие, направленное на создание уникальных зданий и сооружений, которое происходит согласно проектной документации по нормам строительства.

Теперь посмотрим, применима ли к сфере строительства известная модель — треугольник проектного управления.

Классический проектный треугольник состоит из трёх ограничивающих проект факторов: это содержание, время и бюджет. Каждый из них влияет на качество продукта и друг на друга.

Снова перенесём концепт в сферу строительства:

роль содержания выполняет проектная документация (техническое задание на проектирование, планы, разрезы, пояснительная записка);

роль времени — график выполнения строительно-монтажных работ;

роль бюджета — сметная документация.

Все они должны входить в проект организации строительства.

Теперь, когда мы убедились, что строительство — это проект, разберёмся, кто может управлять им.

Руководитель проекта в строительстве

Чем занимается руководитель проекта в строительстве?

С этим всё довольно определённо — ответственность руководителя проектов в строительстве зафиксирована в ГОСТ Р 57363-2016:

Управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта (project manager)): ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.

Как стать руководителем проекта в строительстве

Часто руководителем проекта становится линейный специалист, например тот, кто ранее работал в проектно-техническом отделе. Загвоздка в том, что линейный специалист хорошо разбирается только в своей области. Поэтому, насколько бы квалифицированным он ни был, не сможет быстро научиться грамотно выстраивать процессы на уровне всего проекта. Помимо работы с процессами, на плечи руководителя проектов в строительстве ложится поиск специалистов и ответственность за успешность проекта и сдачу объекта заказчику.

Чтобы линейному специалисту из строительной отрасли стать грамотным руководителем проекта, ему нужно повысить квалификацию. Например, на факультете по управлению проектами в строительстве от GeekBrains.

В программу курса входят все необходимые знания для ведения проекта, включая его инициирование, закупки в строительстве, финансовое и юридическое сопровождение проекта и даже особенности технического языка в этой сфере.

Soft skills управляющего проектами в строительстве

Коммуникабельность — нужно говорить на одном языке с бизнесом и инженерами.

Способность нести ответственность — строительство само по себе сфера с повышенной ответственностью. Но руководителю придётся отвечать не только за свои решения и ошибки, но и его команды в соответствии с трудовым, административным, гражданским и уголовным законодательством.

Работа с возражениями — с бизнесом не всегда легко договориться, нужно уметь грамотно аргументировать и отстаивать свою позицию.

Командная работа — руководителю часто приходится работать с командой, где у каждого есть своё мнение, и от взаимодействия людей может зависеть судьба проекта.

Исследовательские навыки — нужно отвечать на все вопросы команды или инвесторов, а значит, уметь самостоятельно находить информацию и доводы.

Стрессоустойчивость — в сфере повышенной ответственности всегда будет много стресса, нужно уметь с ним справляться.

Многозадачность — нужно удерживать в голове задачи по бюджетам, закупкам, проектной документации и срокам сдачи одновременно.

Hard skills управляющего проектами в строительстве

Работа с технической документацией — не обязательно знать все СП и ГОСТы наизусть, но уметь читать проектную документацию нужно.

Определение состава работ — предпроектные проработки, предварительный выбор земельного участка.

Планирование проекта в строительстве — сроков, бюджета, закупок, кадровых ресурсов, коммуникаций, рисков, возможной работы с изменениями.

Документооборот — работа с документацией о приёмке объекта в эксплуатацию, заключением авторского надзора, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию и многое другое.

Уже по этому перечню понятно, почему управлять проектами в строительстве может не каждый проджект. А вот у тех, кто справится, хорошие перспективы.

Перспективы руководителя проектов в строительстве

Как повлияла пандемия COVID-19 на строительную отрасль

Кем ещё можно работать

Главным инженером проекта

Директором по строительству

Главой отдела снабжения

Менеджером по привлечению инвестиций

В административном аппарате саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве и пр.

В каких компаниях можно работать

Это могут быть как частные, так и государственные компании.

Сколько можно зарабатывать


Есть распространённый миф — будто знания и опыт в области управления проектами важнее, чем отраслевые компетенции, и квалифицированный проджект может возглавить проект в любой сфере. Но в управлении проектами в строительстве всё работает иначе.

Строительство как проект

Строительство — это тот же проект, но с другими вводными. Чтобы убедиться в этом, сначала сравним классическое определение проекта с тем, как его понимают в строительстве.

Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата, в соответствии с заданными ресурсами и требованиями.

Если перенести это определение в сферу строительства, то получится вот что:

Проект застройки микрорайона — это временное предприятие, направленное на создание уникальных зданий и сооружений, которое происходит согласно проектной документации по нормам строительства.

Теперь посмотрим, применима ли к сфере строительства известная модель — треугольник проектного управления.

Классический проектный треугольник состоит из трёх ограничивающих проект факторов: это содержание, время и бюджет. Каждый из них влияет на качество продукта и друг на друга.

Снова перенесём концепт в сферу строительства:

роль содержания выполняет проектная документация (техническое задание на проектирование, планы, разрезы, пояснительная записка);

роль времени — график выполнения строительно-монтажных работ;

роль бюджета — сметная документация.

Все они должны входить в проект организации строительства.

Теперь, когда мы убедились, что строительство — это проект, разберёмся, кто может управлять им.

Руководитель проекта в строительстве

Чем занимается руководитель проекта в строительстве?

С этим всё довольно определённо — ответственность руководителя проектов в строительстве зафиксирована в ГОСТ Р 57363-2016:

Управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта (project manager)): ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.

Как стать руководителем проекта в строительстве

Часто руководителем проекта становится линейный специалист, например тот, кто ранее работал в проектно-техническом отделе. Загвоздка в том, что линейный специалист хорошо разбирается только в своей области. Поэтому, насколько бы квалифицированным он ни был, не сможет быстро научиться грамотно выстраивать процессы на уровне всего проекта. Помимо работы с процессами, на плечи руководителя проектов в строительстве ложится поиск специалистов и ответственность за успешность проекта и сдачу объекта заказчику.

Чтобы линейному специалисту из строительной отрасли стать грамотным руководителем проекта, ему нужно повысить квалификацию. Например, на факультете по управлению проектами в строительстве от GeekBrains.

В программу курса входят все необходимые знания для ведения проекта, включая его инициирование, закупки в строительстве, финансовое и юридическое сопровождение проекта и даже особенности технического языка в этой сфере.

Soft skills управляющего проектами в строительстве

Коммуникабельность — нужно говорить на одном языке с бизнесом и инженерами.

Способность нести ответственность — строительство само по себе сфера с повышенной ответственностью. Но руководителю придётся отвечать не только за свои решения и ошибки, но и его команды в соответствии с трудовым, административным, гражданским и уголовным законодательством.

Работа с возражениями — с бизнесом не всегда легко договориться, нужно уметь грамотно аргументировать и отстаивать свою позицию.

Командная работа — руководителю часто приходится работать с командой, где у каждого есть своё мнение, и от взаимодействия людей может зависеть судьба проекта.

Исследовательские навыки — нужно отвечать на все вопросы команды или инвесторов, а значит, уметь самостоятельно находить информацию и доводы.

Стрессоустойчивость — в сфере повышенной ответственности всегда будет много стресса, нужно уметь с ним справляться.

Многозадачность — нужно удерживать в голове задачи по бюджетам, закупкам, проектной документации и срокам сдачи одновременно.

Hard skills управляющего проектами в строительстве

Работа с технической документацией — не обязательно знать все СП и ГОСТы наизусть, но уметь читать проектную документацию нужно.

Определение состава работ — предпроектные проработки, предварительный выбор земельного участка.

Планирование проекта в строительстве — сроков, бюджета, закупок, кадровых ресурсов, коммуникаций, рисков, возможной работы с изменениями.

Документооборот — работа с документацией о приёмке объекта в эксплуатацию, заключением авторского надзора, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию и многое другое.

Уже по этому перечню понятно, почему управлять проектами в строительстве может не каждый проджект. А вот у тех, кто справится, хорошие перспективы.

Перспективы руководителя проектов в строительстве

Как повлияла пандемия COVID-19 на строительную отрасль

Кем ещё можно работать

Главным инженером проекта

Директором по строительству

Главой отдела снабжения

Менеджером по привлечению инвестиций

В административном аппарате саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве и пр.

В каких компаниях можно работать

Это могут быть как частные, так и государственные компании.

Сколько можно зарабатывать

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение, в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы действующей в рыночных условиях, определение намеченных целей путем рационального использования трудовых и материальных ресурсов, что означает:
а) Ориентацию фирмы на спрос и потребление рынка, на запросы конкретных потребителей;
б) Организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;
в) Хозяйственную самостоятельность;
г) Свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты фирмы.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

конечная курсовая работа.docx

По нашему мнению, для компаний, функционирующих в строительной отрасли, крайне важно постоянно отслеживать деятельность конкурентов. Это обуславливается в основном двумя причинами:

– первое – это недолговечность и отсутствие устойчивости большинства конкурентных преимуществ;

– второе – нарастание скорости формирования соперниками новых конкурентных преимуществ.

Сравнительный анализ конкурентоспособности необходим для выявления направлений деятельности, в которых необходимы существенные изменения и модернизация, а также для нахождения способов укрепления существующих преимуществ и поиска новых.

Такой анализ конкурентоспособности мы будет называть внешним. Помимо внешнего анализа, следует проводить также внутренний анализ. Его целью является формирование потенциальных конкурентных преимуществ и сравнение потенциальной конкурентоспособности и конкурентоспособности реализованной. Детальность и точность этих двух анализов во многом определяют правильность и объективность выбора действий, направленных на повышение конкурентоспособности строительной организации.

Рассмотрим внутренний анализ конкурентоспособности компаний, применяющих стратегии лидерства в издержках или дифференциации в определенном строительном сегменте (сегментах). Здесь необходимо проводить анализ всех видов деятельности строительной организации, направленный на поиск нереализованных конкурентных преимуществ. Особое внимание следует уделять видам деятельности, на основе которых можно получить сокращение уровня затрат либо дополнительную дифференциацию продукции соответственно. [8, стр. 176-190]

Руководство многих строительных компаний не всегда принимают во внимание весь спектр видов деятельности, на основе которых можно получить конкурентные преимущества, а также и взаимосвязи между различными видами деятельности. Решением данной проблемы может стать системный подход, примененный к анализу факторов конкурентоспособности строительных предпринимательских структур.

Для выявления потенциальных конкурентных преимуществ целесообразно использовать следующие методы:

1) детальный анализ экономических основ строительной деятельности, свойств строительной продукции, особенностей ее продвижения;

2) анализ спроса на строительную продукцию;

3) анализ опыта работы компании;

4) опрос экспертов;

5) сравнение бизнес-процессов компании с бизнес-процессами конкурентов;

6) поиск эффективных взаимосвязей с поставщиками, покупателями и смежными строительными организациями.

На основе выделенных потенциальных конкурентных преимуществ может быть сформирован набор инструментов (тактических и стратегических действий) для повышения существующего уровня конкурентоспособности строительной организации.

Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы кадрового обеспечения являются ключевым моментом в оценке строительной организации в целом на предмет ее возможности выполнения определенного вида работ, целесообразности инвестирования, выбора надежного партнера и т.п. И действительно именно от квалификации и опыта персонала организации, социально-психологического климата в коллективе, изобретательности отдельных сотрудников зависит качество выполненных работ, эффективность принимаемых управленческих решений, а следовательно и конечные результаты деятельности предприятия.

Анализ исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опираются такие ученые, как С. Адамс, М. Армстронг, В. Врум, А. Маслоу, М. Портер, Т. Стивенс, Ф. Уайтли, Ф. Херцберг, В. А. Абчук, Е. А. Алпатова, Г. А. Антонова, В. Б. Бокарева, А. А. Борисова, Ю. В. Грызенкова, М. С. Гусарова, Ю. Н. Илларионов, Л. В. Клейменова, С. В. Кульков, Н. В. Лазарева, Г. В. Ларионов, Ю. В. Морозюк, В. С. Половинко, П. И. Разиньков, Н. А. Савельева, Д. П. Соловьев, А. И. Турчинов, Ю. К. Чернова, С. А. Шапиро и др.

Выделение нерешенных прежде частей общей проблемы, которым посвящается статья.Имеющиеся работы не учитывают специфики строительства, которая должна быть принята во внимание при решении задач по оценке, мотивации, подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в строительной отрасли.

Формулирование целей (постановка задачи). Таким образом, целью является освещение особенностей управления персоналом в строительной сфере.

Изложение основного материала исследования и полученных научных результатов. Система управления персоналом строительных предприятий должна соответствовать особенностям строительной отрасли.

К основным особенностям строительства, которые влияют на процесс управления персоналом, производством следует отнести:

– уникальность подавляющего большинства объектов строительства, что определяет потребность в разработке новой проектной документации, применении новых организационно- технических решений;

– разнообразие выполняемых видов строительных работ;

– зависимость значительной части работ от погодных условий;

– значительная продолжительность строительства (как правило, свыше 1 года);

– оценка экономической эффективности принимаемых организационно-технических и управленческих решений осложняется значительной продолжительностью реализации строительных проектов;

– наличие значительных, объективно обусловленных перерывов в загрузке специализированных строительных организаций или отдельных специализированных бригад в составе строительных организаций, вызванных окончанием строительства объекта в целом или окончанием выполнения отдельных видов работ;

– длительный жизненный цикл продукции строительства (может быть больше 100 лет) в совокупности с необходимостью обеспечения безопасности эксплуатации объектов строительства на протяжении всего цикла;

– квалификация персонала как управленческого (на стадии подготовки и реализации) так и производственного (в процессе выполнения строительно-монтажных работ) в значительной степени влияет на безопасность дальнейшей эксплуатации объекта строительства;

– многостадийность реализации строительных проектов, большое количество участников, в сочетании со сложным процессом организации документооборота, следствием чего является сложность определения субъекта и уровня ответственности за неоднозначные или ложные решения.

– территориальная разобщенность администрации строительного предприятия и производства: офис строительной компании находится в одном постоянном месте, в то время как строительные работы осуществляются в разных местах, регионах, иногда даже странах.

В последние десятилетия заметна тенденция снижения качества строительно-монтажных работ, широкого привлечения к выполнению работ малоквалифицированных рабочих кадров, снижения качества подготовки инженерно-технических работников.

Структура строительно-производственного персонала во многих случаях формируется стихийно, потребность в численности рабочих для выполнения вспомогательных работ не обосновывается соответствующими нормативами, недостаточно внедряется система оперативного нормирования труда рабочих-повременщиков. Такая ситуация негативно отражается на уровне производительности труда в строительных организациях.

Организация всего инвестиционно- строительного процесса значительно отличается от производственного процесса в других отраслях. Так, организации, функционирующие в строительстве специализируются по:

– характеру работ (например, проектно-изыскательские, строительные);

– видам работ (работы нулевого цикла, монтаж каркаса здания, отделочные работы, специальные работы и т.п.);

– функциями в инвестиционно- строительном процессе (инвестор, заказчик, подрядчик);

– отраслью строительства (общественное, жилое, промышленное, сельское и т.п.).

Специализация работ обычно прямо влияет на структуру организации, на состав функциональных обязанностей работников, предъявляемых квалификационных требований. Так, инженер-сметчик, который работает в проектной организации, составляет инвесторскую сметную документацию, исходными данными для которой являются чертежи и объемы работ, выдаваемые инженерами-проектировщиками, и информация, предоставляемая заказчиком: цены на материальные ресурсы, уровень заработной платы рабочих, уровень общепроизводственных и административных расходов, прибыли и т.п.

Основными функциональными обязанностями инженера-сметчика, работающего в подрядной строительной организации, является составление актов выполненных работ, подготовка ценовых предложений для участия в тендерах. Исходными данными для него являются: объемы выполненных работ, предоставляемые прорабами, цены на строительные материалы, изделия и конструкции, предоставляемые отделом снабжения, стоимость эксплуатации машин и механизмов, уровень заработной платы рабочих, уровень общепроизводственных и административных расходов, данные о которых предоставляются планово-экономическим отделом.

Инженер-сметчик службы заказчика проверяет акты выполненных подрядных строительных организаций, участвует в согласовании сметной документации, разрабатываемой проектной организацией.

Таким образом, конкретные функциональные обязанности инженера-сметчика зависят от функций в инвестиционно- строительном процессе организации, в которой он работает.

Среди других отраслей экономики, строительство выделяется развитой нормативной базой. Нормативную и законодательную базу строительства по вопросам управления персоналом можно тематически разделить на следующие группы:

– документы, определяющие необходимый квалификационный уровень работников;

– нормы затрат труда и расчет заработной платы;

– документы, регламентирующие порядок, организацию и технологию строительства объекта;

– документы, регламентирующие порядок выполнения отдельных операций, работ и включающие требования по последовательности выполнения операций, оснащенности рабочего места, качества выполненных работ, способов и порядка ее контроля;

– документы по охране и безопасности труда;

– документы по пожарной безопасности строительства и эксплуатации объектов;

– документы по оценке воздействия строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду и разработке соответствующих предупредительных мероприятий.

Осуществление строительной деятельности в РФ лицензируется. Лицензионными условиями, в числе прочих, предъявляются требования по укомплектованности предприятия инженерно-техническими работниками и рабочими необходимых профессий и квалификаций. Так, руководители и исполнители работ, в зависимости от видов выполняемых работ, должны иметь соответствующие образовательные и образовательно- квалификационные уровни; квалификационный состав должен соответствовать организационной структуре предприятия, руководитель предприятия или его заместитель, главный инженер должны иметь полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки, стаж работы. Руководители, профессионалы и специалисты должны своевременно проходить специальное обучение, в том числе для территорий с повышенной сейсмичностью и со сложными инженерно-геологическими условиями, с периодичностью и в сроки, определенные в программах обучения.

Среди нормативной базы строительства в части управления персоналом особое место занимают документы относительно норм затрат труда на выполнение строительных работ, поскольку на их основе определяется продолжительность выполнения строительно-монтажных работ, сметная и фактическая заработная плата.

В строительстве документы общегосударственного уровня по нормированию труда составляют ресурсные элементные сметные нормы на строительные, ремонтно-строительные и другие работы, Отраслевые нормы времени на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, единые нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ЕНиР).

За последние десятилетия появились новые материалы, технологии выполнения строительных работ, новое оборудование, не учтенные действующей нормативной базой.

Во всех перечисленных документах приводятся нормы времени в человеко- часах по видам работ. Строительные предприятия могут разрабатывать собственные нормы времени (местные нормы времени), например, в случае если на определенный вид работ отсутствуют соответствующие отраслевые и ведомственные нормы, или когда организационно- технические условия производства в этих организациях существенно отличаются от тех, которые предусмотрены в отраслевых или ведомственных нормах.

Строительство – это сложный многофункциональный процесс, который требует исключительно ответственного подхода. Управлять таким глобальным процессом должен высококвалифицированный работник.

Управление строительством – это комплекс действий, направленный на оптимизацию процесса проектирования и возведение объекта строительства.

Управление занимается распределением человеческих и финансовых ресурсов, обеспечением взаимодействия между всеми задействованными в процессе, а также учетом всех факторов, которые могут повлиять на сроки или качество постройки.

Особенно большую важность управление играет при строительстве высотных зданий, где применяются особые нормы и требуется соблюдение строгого регламента.

Люди, осуществляющие управление процессом строительства, еще на проектном этапе занимается расчетами предварительной сметы, сбором разрешительных бумаг и подбором проектной организации.

Этапы управления строительством

Этапы управления строительством:

  1. Приятие решений для минимизации бюджета,
  2. Распределение работ,
  3. Согласование проекта,
  4. Заключение договоров с подрядчиком,
  5. Управление текущей деятельностью,
  6. Обеспечение стройки необходимой техникой и транспортом,
  7. Надзор за проведением каждого этапа строительства,
  8. Оценка и прием качества работ,
  9. Контроль за финансами и их использованием,
  10. Ввод объекта в эксплуатацию.

В ходе всего процесса управленцами создаются финансовые отчеты, фотоотчеты, отчеты о проделанной работе, выписки и другие документы.

Планирование строительных работ на всех этапах проводится на основании опыта, знания технологий с использованием современных компьютерных средств.

В процесс управления включены такие организации как, генподрядные организации, подрядные организации для выполнения особых работ. Выбор квалифицированных специалистов одна из важнейших ступеней управления.

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе строительства могут происходить различные изменения, установленные госорганами, в подобных случаях очень важна скорость принятия решений.

В строительстве есть два вида управления: управление людьми и управление средствами производства. Органы строительного управления занимаются руководством организаторов производства, а те в свою очередь управляют непосредственно рабочими и средствами производства (машинами, механизмами, укладкой и монтажом строительных конструкций).

Стоит отметить, что управление строительством охватывает не только строительные операции. Управление строительством, это еще и обширная нормативная база.

Цели и задачи управления

С точки зрения управления, строительство относится к динамичным, вероятностным, открытым и развивающимся системам.

Динамичная система – это система в которой происходят постоянные переходы из одного состояния в другое. В строительстве, это изменение используемых материалов, изменение местоположения рабочих.

Само по себе строительство относится к вариантной системе, так как абсолютно невозможно предугадать все, что может произойти в процессе. Будут ли соблюдены все договора подрядчиком, все ли машины будут в исправности, будут ли в работе транспорта сбои.

Строительство также является открытой системой управления, так как активно взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда предоставляет строительству материалы, конструкции, машины, энергию, транспорт, кадры и т.п.

В управлении строительством есть свои закономерности. К ним можно отнести: целенаправленность управления, оптимальность, управляемость, соотношение управленческого персонала и рабочих и др.

Для целенаправленного управления необходимо:

  1. Определить цель управления, средства и методы ее достижения,
  2. Четко сформулировать цель управления, для ее понимания персоналом,
  3. Мотивировать рабочих на желание активно работать для достижения цели.

Классификация целей управления строительством:

  1. По времени достижения цели (перспективные, текущие, оперативные),
  2. По важности (стратегические, второстепенные),
  3. По отношению к объекту (общие и частные),
  4. По степени достижения результата (конечные и промежуточные).

В процессе управления строительством всегда пытаются достичь оптимального варианта. То есть достижение результата должно быть осуществлено с минимальными издержками материальных и трудовых ресурсов. Но, как известно, нельзя добиваться цели любыми средствами, тем более что найти идеальный вариант в этом деле практически невозможно.

Управляемость – это характеристика процесса управления строительством. Она выражает отношение между управляющей способностью органов управления и сложностью самого объекта управления. Соответственно, чем сложнее объект, тем выше должна быть управляющая способность органа управления.

Принципы управления

Основными принципами управления строительством служат принцип материальной заинтересованности строительной компании, правильный подбор и расстановка рабочей силы, научность управления, сосредоточение сил на наиболее важных участках строительства, контроль за выполнением процесса.

Управление строительным процессом невозможно без заблаговременного планирования. Планированием хода строительства называется функция управления, которая направленна на разработку планов строительства объекта. Данная функция предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения строительных и монтажных работ.

Управленческая деятельность руководителей строится на следующих принципах:

Нередко строительные компании применяют передовые технологии, испытывая их прямо на строительных площадках. Все это еще на этапе планирования требует привлечения квалифицированных кадров, где среди ключевых игроков выступает менеджер строительного проекта.

Менеджер строительного проекта

Российская строительная отрасль развивается очень быстро. Ежегодно в эксплуатацию сдается сотни жилых и коммерческих объектов. Потребители стали глубже разбираться в технологиях строительства и выдвигать больше требований к строительным фирмам. Последние, в свою очередь, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции и соответствовать современным стандартам качества, регулярно совершенствуют проекты, тщательно продумывая дизайны и используя только высококачественные материалы и оборудование.

Нередко строительные компании применяют передовые технологии, испытывая их прямо на строительных площадках совместно с учеными. Все это еще на этапе планирования требует привлечения квалифицированных кадров, где среди ключевых игроков выступает менеджер строительного проекта. Широкий круг обязанностей, возлагаемый на этого специалиста, а также требования к наличию у кандидата ряда навыков и умений отражает его высокую значимость в реализации проекта на надлежащем уровне.


Кто такой менеджер строительного проекта?

Менеджер строительного проекта – специалист, отвечающий за успешную реализацию вверенного ему участка строительства. Он управляет всем процессом от этапа планирования и согласования проектной документации до ввода здания в эксплуатацию, а иногда выполняет и послепроектное сопровождение.

Хотя название профессии относительно молодое (менеджер от англ. “to manage” – руководить, управлять), специальность как таковая возникла много столетий назад. Различного рода управленцы и руководители существовали во всех поселениях, селах, городах и государствах. Человечество всегда нуждалось в лидере, который сможет организовать слаженную работу, распределить обязанности между вверенной ему командой. Под началом, так называемых, менеджеров строительных проектов создавались великие архитектурные шедевры.

Сегодня они руководят строительством самых комфортных и уютных жилых комплексов, работают над возведением производственных помещений для малых и больших предприятий. По статистике 11,6% строительных компаний находятся в поиске менеджеров строительных проектов, что свидетельствует о высокой востребованности этой строительной профессии на рынке труда.

Круг обязанностей этих специалистов варьируется в зависимости от поставленных задач к проекту и внутренней кадровой политики компании. Но в большинстве случаев менеджеры приступают к работе еще на этапе проектирования, и несут ответственность за все этапы строительства и своевременную сдачу заказа. К основным обязанностям относят:

  • составление плана строительства;
  • подготовка и оформление соответствующей документации: получение разрешений в уполномоченных органах, согласование строительных и проверочных работ и т.д.;
  • участие в тендерах для получения земельного участка под строительство;
  • подготовка строительной площадки и составление сметы на закупку необходимых материалов и оборудования, а также ведение переговоров с компаниями, реализующими материалы, с целью получения наиболее выгодной стоимости;
  • контроль над распределением и расходованием денежных средств;
  • подбор кадров, распределение обязанностей между ними;
  • контроль над размещением и сохранностью всех строительных ресурсов на вверенном участке, а также над своевременным выполнением каждого этапа строительства;
  • взаимодействие с коммунальными предприятиями для обеспечения строительного участка подводом к внешним инженерным сетям.

Помимо знания всех особенностей проведения строительных работ, менеджер строительного проекта должен хорошо разбираться в законодательстве, чтобы избежать неблагоприятных последствий при сдаче объекта.


Какими личностными качествами должен обладать менеджер строительного проекта?

Менеджер строительного проекта – управленец и строитель в одном лице. Помимо большого багажа практических знаний, он должен обладать рядом личностных качеств, которые позволят ему успешно реализовывать поставленные задачи и быть востребованным на рынке труда.

Ключевыми для него являются лидерские качества. Он должен обладать организаторскими способностями и уметь вести за собой всю строительную бригаду, находить решения даже самых мелких проблем, способных повлиять на процесс выполнения работ. Не лишними будут коммуникативные навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать и с простыми рабочими, и с органами власти, регулирующими и контролирующими строительные проекты.

Внимательность и аккуратность позволят не оставить без внимания ни одну, даже самую незначительную деталь. Своевременное обнаружение недостатка материалов или организация ремонта оборудования позволят избежать простоя на площадке. Кроме того, эти качества являются залогом поддержания порядка в документации и контроля над расходованием материальных ресурсов.

Работа менеджера строительного проекта очень напряженная, поэтому ему не обойтись без стрессоустойчивости, умения быстро реагировать на ситуацию, и высокого уровня ответственности. Ему также свойственны аналитические способности, стремление к саморазвитию, поиску новых идей. Настоящий профессионал умеет найти творческий подход к решению самых сложных задач, и имеет широкий кругозор.

Преимущества профессии менеджер строительного проекта

Строительная отрасль испытывает острый недостаток квалифицированных кадров. В особенности это касается менеджеров строительных проектов. Дефицит руководителей строительных специальностей обуславливает высокую востребованность менеджеров строительных проектов. Соответственно, и преимущества в трудоустройстве у них большие.

Нередко эти специалисты выступают в качестве вольнонаемных сотрудников, которые после завершения проекта переходят работать в другую компанию. Поэтому, чтобы заполучить хорошего менеджера, компании готовы платить ему большие деньги, торговаться и перебивать предложения конкурентов. Однако, даже работая на штатной позиции, специалисты получают достаточно высокий оклад. В среднем менеджер строительного проекта, в зависимости от рентабельности проекта и размеров компании, на которую он трудиться, а также от региона проживания может получать от 40 до 350 тысяч рублей.

Помимо этого у него есть возможность постоянно углублять свои знания, налаживать деловые отношения с поставщиками и органами власти, приобретать бесценный опыт, что в дальнейшем может вылиться в открытие собственного строительного бизнеса.

Работа менеджера строительного проекта позволяет ему самостоятельно планировать свой день. То есть, у него есть выбор, чем он будет заниматься, и где он будет находиться в определенное время. Он ведет активный образ жизни и часто находиться в разъездах, что означает отсутствие привязанности к одному месту.


Недостатки профессии менеджер строительного проекта

Высокие доходы и другие преимущества профессии – это безусловно хорошо. Но финансовая независимость и востребованность на рынке труда еще никому не давались просто так. Нагрузка на менеджера строительного проекта, полностью отвечающего за весь строительный процесс, соответствует размеру его вознаграждению. Он несет большую ответственность за все происходящее на объекте, и, в случае любой непредвиденной ситуации, именно на него будут возложены обязательства по возмещению убытков. Здесь не имеет значения, по чьей вине были нарушены сроки сдачи или технология строительства из-за чего возникли дефекты – отвечать будет менеджер строительного проекта.

Большая загруженность, плотные графики сдачи объектов, давление со стороны заказчиков и инвесторов, бюрократическая волокита с документацией, ненормированный рабочий день оставляет негативный отпечаток на состоянии здоровья. Постоянные стрессы и недостаток отдыха приводит к развитию нервных заболеваний. Кроме того, на строительных площадках иногда происходят несчастные случаи, результатом которых являются серьезные травмы. Если руководитель строительного проекта не пострадает сам в результате несчастного случая, то, все равно, он несет ответственность за работников, на вверенном ему объекте.

Еще одним недостатком выступает сезонность работы. Так как строительство набирает максимальные обороты только в теплое время года, менеджер строительного проекта не может планировать отпуск летом, а в зимний период часто сидит без работы.

Где можно получить профессию менеджер строительного проекта?


МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки по программе строительство. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.


Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение программы Строительство, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Получить должность менеджера строительного проекта, можно только после получения диплома о высшем образовании и приобретения необходимого опыта и практических знаний в сфере строительства. Особенность освоения профессии заключается в возможности прохождения подготовки в ВУЗе без отрыва от производства.

Многие, добившиеся успеха, менеджеры в строительной сфере начинали карьерный путь, работая подсобниками на малых строительных объектах. Некоторые после школы поступали в учреждения среднего профессионального образования на строительные специальности, и по их окончанию работали в строительных бригадах, а лишь затем шли повышать свою квалификацию в университетах.

Управление проектами в строительстве – это то, без чего не сдался бы ни один строящийся объект. Стройка – двигатель мировой экономики. Вокруг каждого объекта крутятся сотни компаний, где одни отвечают за проектирование, другие за поставку материалов, третьи за укладку фундамента, четвертые за инженерные сети и т. д.

В каждом проекте задействованы прорабы, мастера, подрядчики, сантехники и др. Каждый из них выполняет важную часть строительства. Чтобы из работников и специалистов собрать слаженную команду, потребуется немало сил. Поэтому до начала стройки нужно проштудировать про управление проектами в строительстве от А до Я.

Традиционное управление проектами в строительстве

Традиционное управление проектами в строительстве

Процесс управления проектом жилищного строительства сложный. И если качественно будет продуман, тогда сроки проекта и безопасность будут в норме, а время эксплуатации не станет вызывать опасений.

Есть люди, которые считают стратегическое или оперативное планирование строительства слишком простым. Однозначно, для них будет открытие, что мало проконтролировать, нужно учесть все особенности.

Сегодня на практике доказано, что начальник, который прошёл все этапы развития от самого начала до высокого поста, является лучшим в своём деле. Так как он максимально много знает о своей работе. Поэтому преимущество в вопросе организации строительства будет у той компании, которая отлично разбирается в этой теме.

Сложно обеспечить логистику при реализации проекта и многоплановость производимых рабочих процессов, поэтому необходима организационная модель управления в строительстве. Для достижения поставленных задач нужен тот, кто станет во главе и будет контролировать не только участников проекта, но и грамотно распределять ресурсы. И система управления строительством с этим справится.

Оптимизировав весь рабочий период на каждом уровне, координация станет миссией управляющей структуры. Необходимо быть готовым в любой момент скорректировать финансовые затраты, сократить роль факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на весь процесс, а также скорректировать тактики производства строительно-монтажных работ, если это потребуется.

Современная система управления проектами в строительстве

Современная система управления проектами в строительстве

Сегодня значительно изменились запросы в организации строительных процессов, так как произошли существенные перемены в сфере управления проектами. Иные формы управления продиктованы необходимостью оптимизировать и ускорить рабочие процессы, а также появились новые достижения в мире вычислительной техники.

В настоящее время использование в управлении строительством информационных систем необходимо. При этом модель управления кардинально не изменилась. В прежнем виде сохранился весь список мероприятии в рабочем процессе.

Комплекс работ в управляющей инфраструктуре выглядит так:

  • Технико-экономическое обоснование инженерных поисков для реализации проекта.
  • Создание проектно-сметной документации.
  • Подготовка к работам нулевого цикла.
  • Возведение объекта.
  • Обеспечение контроля качества.
  • Обследование здания перед сдачей.

Проектирование зданий: виды, этапы

Современные системы строительства жилого дома стали более эффективны в настоящее время. Произошли существенные изменения в коммуникационной системе. Теперь в них больше надёжности, благодаря тому, что функциональность повысилась. Именно поэтому легко координировать отдельные группы, участвующие в проекте.

Общая инфраструктура управления может обеспечить большой диапазон технических процедур, связанных с логистикой, оборотом документов, обработкой данных инженерных исследований, расчётами конструкций и прочее. Системы настолько мощные, что могут выполнять множество операций, а у оператора появляется возможность генерировать оценки по различным параметрам на основе анализа.

Основные цели управления проектами в строительстве

Основные цели управления проектами в строительстве

Строительство представляет собой вариантную систему. Так как в процессе постоянно происходят изменения, и каким будет конечный результат неизвестно. На это влияет насколько будут исполнены договоры с подрядчиком, не будет ли проблем с машинами и оборудованием, а также отсутствие перебоев в работе транспорта.

Внешняя среда и строительство активно взаимодействуют. Таким образом, строительство получает от внешнего мира всё необходимое: материалы, конструкции, машины, энергию, транспорт, кадры и т. п.

В управлении строительством есть свои особенности: целенаправленность управления, оптимальность, управляемость, соотношение управленческого персонала и рабочих и другие.

Для целенаправленного управления нужно:

  • Поставить цель управления, средства и методы достижения,
  • Понятная цель для персонала,
  • Мотивация сотрудников для достижения результата.

Классификация целей управления строительством:

  • По времени достижения цели: перспективные, текущие, оперативные,
  • По важности: стратегические, второстепенные,
  • По отношению к объекту: общие и частные,
  • По степени достижения результата: конечные и промежуточные.

Чтобы в процессе управления был достигнут оптимальный вариант, необходимо учитывать все особенности. Отличным вариантом будут минимальные финансовые затраты и трудовые ресурсы. Но нельзя забывать о качестве, поэтому в каждом отдельном случае будет свой ориентир для результата.

10 этапов управления проектом

10 этапов управления проектом

Этапы управления строительством представляют собой следующий порядок:

  1. Принять решение и расписать бюджет,
  2. Работы распределить,
  3. Согласовать проект,
  4. Выбрать подрядчиков и подписать договор,
  5. Управлять деятельностью весь период,
  6. Предоставить технику и транспорт в необходимом количестве,
  7. Контроль на каждом этапе стройки,
  8. Принимать работы только после оценки качества,
  9. Финансовый контроль,
  10. Ввод объекта в эксплуатацию.

Различные виды отчетов ведутся во время всей стройки. Управляющий персонал собирает данные о выполненной работе, подкрепляя их фотографиями. Речь идет про различные финансовые документы, а также выписки.

На каждом этапе планирования строительных работ необходимо использовать не только опыт, но и знания технологий, чтобы использовать современные компьютерные средства.

В процессе управления участвуют генеральные подрядные организации – те, кто выполняет отдельные виды работ. Первоочередная задача для качественного управления – это высококвалифицированные кадры.

Скорость принятия решений необходимо демонстрировать в постоянных изменениях, которые вносятся государственными органами управления.

Техника и технология управления проектами в строительстве

Техника и технология управления проектами в строительстве

Управление производством разделяют на три функциональных процесса: сбор информации, аналитика собранных данных и выбор ответа на основе анализа. Планирование осуществляется на основании проведенных работ. Составить адекватную математическую модель и выбрать идеальный вариант возможно только полностью изучив состояние объекта.

Технологический процесс управления не прерывается и состоит из ряда управленческих работ. Информация бывает и внутренней, и внешней на основе источников. Состав и сроки ее поступления зависят от уровня управления. Технология выполнения этих работ - это система, устанавливающая необходимую последовательность и способы выполнения определенных работ. Это трудовые затраты и состав исполнителей, комплект документов и маршрут их движения, выбор организационных и вычислительных средств и другие.

Справочно-нормативная информация берется за основу, которая составляет в общем объеме потока информации больше половины необходимой для управления. В состав информации также входят: статистическая и бухгалтерская отчетность, плановая документация, проектно-сметные материалы, результаты специальных наблюдений, запросы с мест. Весь пакет собранных документов не должен вызывать вопросы из-за своей неточности или ограниченности.

5 видов проектных работ в строительстве

Система управления и система информации на любом уровне управления тесно взаимосвязаны, но они различны по своему назначению и структуре.

В сферах деятельности: производства, снабжения, обслуживания и других - необходимо проводить комплекс работ для правильного принятие решений. А вот уже после того, как определены решения, идет влияние на процесс производства.

Техника и технология управления проектами в строительстве

Нескольких этапов и действий и верное решение принято. В процессе разработки рассматривают ряд возможных вариантов с последующей их оценкой по принятому критерию и выбором оптимального решения. В этом вопросе отлично помогает программирование и моделирование возможных результатов.

В строительстве как специфичной отрасли глобальным критерием является ввод в действие основных фондов в назначенный срок для обеспечения роста производства и удовлетворения растущих потребностей общества.

Общие решения определяют коренные изменения, происходящие в строительной организации, направленные на дальнейшее развитие строительства. Нужно выполнить работу в отношении улучшения организации производства и труда, повышение производительности труда, снижение себестоимости и другие насущные проблемы. Частные решения касаются только отдельных текущих вопросов, возникающих в строительной компании.

Путь развития принимается руководителем, в котором определены действия управляющей системы или её подразделений, направленных на достижение поставленных целей.

Решения в процессе управления принимают на всех уровнях, но круг вопросов, по которым принимают решения мастера, прорабы, руководители организаций, у каждого руководителя свой. За принятые решения полную ответственность несёт руководитель, принявший такое решение. В виде приказа или распоряжения должны оформляться все распоряжения руководителя. В этом документе должны быть указаны пути организации и контроля выполнения принятых решений.

Техника и технология управления проектами в строительстве

После того как решение принято, необходимо сделать все для его выполнения. Разработать план, выбрать ответственных, которые будут осуществлять поставленные задачи, и конечно определить руководителей этого процесса. Специалисты, которые будут работать над этой темой, должны быть не только профессионалами, но и экспертами в этих вопросах.

Стоит организовать обучение сотрудников прогрессивным методам работы. А также провести разъяснение о выбранном решении, чтобы стал понятен смысл и ожидаемые результаты. А дальше необходимо четко отслеживать любые изменения, которые могут повлиять на принятое решение. И конечно устранять проблемы, которые влекут отклонения от намеченного пути.

Читайте также: