Менеджмент в древней греции кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вершиной управленческой мысли древнего мира считается древнегреческая наука, в рамках которой возникли и оформились основные идеи, связанные, в первую очередь, с политическим управлением. Зародившаяся в Греции политология сосредоточилась на наиболее актуальных проблемах в области управления, раскрыв всю сложность этого процесса, объединяющего в себе науку и искусство.

Гомер
Гесиод
Древнегреческое государство представляло собой совокупность независимых полисов (городов–государств). Полис контролировал население города и прилежащих к нему сельскохозяйственных поселений. Полисная территория обладала экономическим и политическим суверенитетом, который предполагал возможность, а часто и обязанность каждого гражданина принимать участие в решении государственных вопросов.

Большое значение для развития управленческой мысли имела деятельность известнейшего политического деятеля Солона (ок.638 – 559 гг. до н.э).

Расцвет греческого государства, связанный с периодом наивысшего развития философской мысли, науки, литературы, изобразительного искусства приходится на V-IV века до н.э.

Одним из виднейших представителей этого периода был Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он принципиально не записывал свои мысли, предпочитая делиться ими при непосредственном общении, поэтому сегодня мы можем судить о его взглядах только на основании свидетельств его учеников, и в первую очередь, Платона, который в течение нескольких лет ходил за учителем буквально по пятам и записывал каждое его слово.

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа
Сократ полагал, что проблемы в управлении порождаются не столько человеческими пороками, сколько ошибочными взглядами. Следовательно, преодоление проблем невозможно без познания правды, справедливости и добра. По мнению античного философа, управление должно быть уделом интеллектуально зрелых людей, специально подготовленных к этому виду деятельности. Неграмотный человек, допущенный к власти становиться источником многочисленных бед. Не жребий должен определять выбор политических лидеров, и не принцип большинства, а то, насколько человек владеет искусством и наукой управления, что должно также подкрепляться честностью, мудростью и правдивостью.

Основу государственного порядка Сократ видел в законе и праве. Справедливость невозможна там, где нет верховенства закона и права. При этом важно, чтобы соблюдение законов было не результатом внешнего принуждения, а становилось следствием присущих человеку моральных убеждений.




Идеальное государство Платона подверглось критике со стороны его ученика - Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). В отличие от предшественника, он ставил на первое место не наилучшую форму государства, а устройство, приемлемое для большинства граждан. Основной упрек учителю заключался в том, что тот стремиться устранить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступал убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

В 4 в.д.н.э. начинается период эллинизма, ставший началом заката древнегреческой государственности, что было связано с господством над греческими полисами сначала Македонии, а затем могущественного Рима. В рамках Древнеримской империи продолжалось развитие политико-правовой и управленческой мысли, но если у греков на первый план выходил социально-политический аспект, то римляне акцентировали внимание на правовой стороне вопроса.

Марк Туллий Цицерон
Из наиболее значимых произведений Древнего Рима, в которых развиваются идеи политики и управления, прежде всего, обращают на себя внимание такие работы Марка Туллия Цицерона (106-43 гг.д.н.э.) как “О государстве” и “О законах”. Развивая идеи Аристотеля, Цицерон утверждал, что людям от природы дана врожденная тяга к общению, без которой невозможно представить человека. Эта склонность и лежит в основе социального поведения. Государство также возникает природным путем – на основе семьи, и власть в нем должна быть отдана мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. В противовес Платону и Аристотелю, считавшим, что государство неотделимо от естественного права, древнеримский мыслитель утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом – государство и писаный закон. Как и его предшественники, Цицерон предложил свою классификацию форм государственного устройства, выделив монархию, аристократию и демократию. Каждую из них он полагал несовершенной, имеющей свои сильные и слабые стороны, но приемлемой. При этом, подобно Платону, он ставил демократию в этом перечне на последнее место. Позитивным качеством монархии Цицерон считал благодеяния, аристократию восхвалял за мудрость, а демократии отдавал должное за свободу, отмечая, что данные положительные характеристики могут быть утеряны и государство выродиться в неправильную форму. Во избежание этого необходимо смешивать позитивные качества различных форм, результатом чего должна стать аристократическая сенатская республика, в которой монархические черты представлены в виде власти консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и властью трибунов.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что античный мир рассматривал процесс управления в первую очередь применительно к сфере политики и социальных отношений, но не в ракурсе управления хозяйствующими субъектами и организациями. Осознание необходимости осмысления специфики управления в области экономики связано с более поздними периодами в истории человечества, однако без пути, пройденного древними греками и римлянами, дальнейшее движение вперед было бы невозможно. Все, что сделала античность, и в первую очередь античная философия, для понимания власти вообще и политической власти в частности станет основанием для дальнейшего изучения управленческих механизмов и создания отдельной отрасли науки, занимающейся проблемами управления, ибо в основе понимания любого процесса лежит его философский анализ, задающий основные векторы дальнейшего исследования.

Вершиной управленческой мысли древнего мира считается древнегреческая наука, в рамках которой возникли и оформились основные идеи, связанные, в первую очередь, с политическим управлением. Зародившаяся в Греции политология сосредоточилась на наиболее актуальных проблемах в области управления, раскрыв всю сложность этого процесса, объединяющего в себе науку и искусство.

Гомер
Гесиод
Древнегреческое государство представляло собой совокупность независимых полисов (городов–государств). Полис контролировал население города и прилежащих к нему сельскохозяйственных поселений. Полисная территория обладала экономическим и политическим суверенитетом, который предполагал возможность, а часто и обязанность каждого гражданина принимать участие в решении государственных вопросов.

Большое значение для развития управленческой мысли имела деятельность известнейшего политического деятеля Солона (ок.638 – 559 гг. до н.э).

Расцвет греческого государства, связанный с периодом наивысшего развития философской мысли, науки, литературы, изобразительного искусства приходится на V-IV века до н.э.

Одним из виднейших представителей этого периода был Сократ (469–399 гг. до н.э.). Он принципиально не записывал свои мысли, предпочитая делиться ими при непосредственном общении, поэтому сегодня мы можем судить о его взглядах только на основании свидетельств его учеников, и в первую очередь, Платона, который в течение нескольких лет ходил за учителем буквально по пятам и записывал каждое его слово.

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа
Сократ полагал, что проблемы в управлении порождаются не столько человеческими пороками, сколько ошибочными взглядами. Следовательно, преодоление проблем невозможно без познания правды, справедливости и добра. По мнению античного философа, управление должно быть уделом интеллектуально зрелых людей, специально подготовленных к этому виду деятельности. Неграмотный человек, допущенный к власти становиться источником многочисленных бед. Не жребий должен определять выбор политических лидеров, и не принцип большинства, а то, насколько человек владеет искусством и наукой управления, что должно также подкрепляться честностью, мудростью и правдивостью.

Основу государственного порядка Сократ видел в законе и праве. Справедливость невозможна там, где нет верховенства закона и права. При этом важно, чтобы соблюдение законов было не результатом внешнего принуждения, а становилось следствием присущих человеку моральных убеждений.

Идеальное государство Платона подверглось критике со стороны его ученика - Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). В отличие от предшественника, он ставил на первое место не наилучшую форму государства, а устройство, приемлемое для большинства граждан. Основной упрек учителю заключался в том, что тот стремиться устранить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступал убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

В 4 в.д.н.э. начинается период эллинизма, ставший началом заката древнегреческой государственности, что было связано с господством над греческими полисами сначала Македонии, а затем могущественного Рима. В рамках Древнеримской империи продолжалось развитие политико-правовой и управленческой мысли, но если у греков на первый план выходил социально-политический аспект, то римляне акцентировали внимание на правовой стороне вопроса.

Марк Туллий Цицерон
Из наиболее значимых произведений Древнего Рима, в которых развиваются идеи политики и управления, прежде всего, обращают на себя внимание такие работы Марка Туллия Цицерона (106-43 гг.д.н.э.) как “О государстве” и “О законах”. Развивая идеи Аристотеля, Цицерон утверждал, что людям от природы дана врожденная тяга к общению, без которой невозможно представить человека. Эта склонность и лежит в основе социального поведения. Государство также возникает природным путем – на основе семьи, и власть в нем должна быть отдана мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. В противовес Платону и Аристотелю, считавшим, что государство неотделимо от естественного права, древнеримский мыслитель утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом – государство и писаный закон. Как и его предшественники, Цицерон предложил свою классификацию форм государственного устройства, выделив монархию, аристократию и демократию. Каждую из них он полагал несовершенной, имеющей свои сильные и слабые стороны, но приемлемой. При этом, подобно Платону, он ставил демократию в этом перечне на последнее место. Позитивным качеством монархии Цицерон считал благодеяния, аристократию восхвалял за мудрость, а демократии отдавал должное за свободу, отмечая, что данные положительные характеристики могут быть утеряны и государство выродиться в неправильную форму. Во избежание этого необходимо смешивать позитивные качества различных форм, результатом чего должна стать аристократическая сенатская республика, в которой монархические черты представлены в виде власти консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и властью трибунов.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что античный мир рассматривал процесс управления в первую очередь применительно к сфере политики и социальных отношений, но не в ракурсе управления хозяйствующими субъектами и организациями. Осознание необходимости осмысления специфики управления в области экономики связано с более поздними периодами в истории человечества, однако без пути, пройденного древними греками и римлянами, дальнейшее движение вперед было бы невозможно. Все, что сделала античность, и в первую очередь античная философия, для понимания власти вообще и политической власти в частности станет основанием для дальнейшего изучения управленческих механизмов и создания отдельной отрасли науки, занимающейся проблемами управления, ибо в основе понимания любого процесса лежит его философский анализ, задающий основные векторы дальнейшего исследования.

Читайте также: