Механизмы переработки представлений в воображаемые образы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе предшествующего опыта человека, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализомполученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

С этими образами могут осуществляться преобразования двух основных типов:

1.Эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи.

2.Этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

С абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные - контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей.С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизацияи акцентировка.

Схематизация-когда представления сливаются, различия заглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

Схематизация может возникнуть при различных условиях:

1.Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность.

2.Схематизация может возникать в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. Представление утрачивает некую индивидуальность и ста­новится более обобщенным.

3.Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, в результате представления сводятся до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностьюакцентирования является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.

Процесс создания типического образа - сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.

Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном примере.

Те образы, что воссоздаются в процессе воображения, из ничего не могут возникнуть. Уже хорошо известно, что они формируются на основе предшествующего опыта, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Протекать процесс создания образов может в различных формах и проходит два основных этапа:

Формы синтезирующей деятельности воображения довольно многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация

Это простейшая форма синтеза в процессе воображения. Суть её в том, что в результате присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, создается новый образ.

Надо сказать, что агглютинация была характерна для первобытного мифологического мышления. Мифологические образы у древних народов формировались путем агглютинации.

Например, образ кентавра, образ древнеегипетского божества, образ крылатого человека в рисунках индейцев Северной Америки, образ бабы-Яги, Змея-Горыныча и др.

Агглютинация является целенаправленным подбором заранее продуманных черт. Писатели, например, осуществляют его осознанно, и руководит этим идея, замысел или композиция произведения. Л.Н. Толстой при создании образа Н. Ростовой, не скрывал, что одни элементы черт героини были позаимствованы от его жены, а другие у её сестры. Смешав черты, писатель получил новое единое целое – образ героини романа.

Готовые работы на аналогичную тему

В психологии агглютинация является механизмом, который дает возможность подчинить воображение какой-то тенденции, определяющей весь спектр комбинируемых признаков, чтобы придать им смысл.

Эта форма синтеза широко используется в искусстве, техническом творчестве. В результате использования агглютинации, создан автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Агглютинация по форме преобразования представления близка гиперболизации. Здесь имеется в виду увеличение предмета, например, великан Гулливер, и изменение количества частей предмета и их смещение. Например, в индийской мифологии многорукие богини. Агглютинацию в противовес абстрактному мышлению, часто называют символическим мышлением.

В основе агглютинации лежат разнообразные процессы, которые можно разделить на две основные группы:

  1. Процессы, с недостаточностью критичности;
  2. Произвольные процессы, контролируемые сознанием и связанные с мыслительными обобщениями.

Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей это наиболее распространенный способ переработки образов восприятия в образы воображения. Самые разные литературные персонажи были созданы с помощью такого способа.

Осуществление агглютинации может происходить с помощью включения в новый контекст уже известных образов. Между представлениями в этом случае устанавливаются новые связи, и совокупность образов получает новое значение. Процессу включения представлений в новый контекст обязательно предшествует определенная идея. Если это не сновидение, то процесс полностью контролируем. Человек, при включении известных образов в новый контекст, добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом, поэтому с самого начала весь процесс подчинен определенным осмысленным связям.

Схематизация и акцентировка

Способы схематизации и акцентировки переработки представлений в образы воображения по принципу обобщения существенных признаков, являются наиболее существенными:

  • Схематизация. Она имеет место при различных условиях – может возникнуть при неполном, поверхностном восприятии объекта, тогда представления схематизируются случайным образом. В этом случае могут возникнуть искажения в образах воображения, которые извращенно отражают действительность. Такие явления часто встречаются у детей. С другой стороны – достаточно полное восприятие объекта. В этом случае причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда на первый план в представлении будут выступать существенные детали. Представление в этом случае становится более обобщенным и утрачивает индивидуальность. Есть и третья причина схематизации. Это может быть сознательное отвлечение от второстепенных и несущественных сторон объекта. Сознательно направляя свое внимание на существенные свойства объекта, он сводит представления до определенной схемы;
  • Акцентирование. Суть его заключается в подчеркивании наиболее типичных признаков образа, особенно при создании художественного образа. Переработка образов восприятия в образы воображения имеет главную особенность, которая заключается в том, что художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа является сложным творческим процессом, отражающим определенные индивидуальные особенности того человека, который этот образ создает.

Другие формы синтеза образов

Помимо агглютинации, гиперболизации, схематизации, синтез образов в процессах воображения может осуществляться и в таких формах:

  • Литота. Это уменьшение предмета, в отличие от гиперболизации, например, мальчик с пальчик. Данные приемы широко используются в народных сказках и фантастических произведениях;
  • Подчеркивание. Это акцентирование какой-то части или определенного качества человека. С помощью этого приема создаются всем хорошо известные шаржи и карикатуры;
  • Типизация. Выделение в однородных фактах чего-либо существенного и воплощение этого в конкретных образах. Этот прием широко применяется в литературе и является самым сложным;
  • Комбинирование. Сочетание данных элементов в новые, необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, когда исследователи считали механизмом воображения ассоциации;
  • Аллегоризация. Это использование образа в переносном смысле, который является условно избранным знаком какого-либо явления действительности;
  • Метафоризация. Это есть построение метафор, которые являются более глубоким воображаемым отражением явления, по сравнению с аллегорией. Между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство;
  • Символизация. Это самая большая и сущностная по наполнению техника воображения, использующая символы. Символы помогают человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного. От понятия символ отличается неограниченным объемом значения.

Таким образом, в технике воображения создается сложное динамическое единство сознательного и бессознательного. Само воображение – это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определёнными способами или приёмами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счёте, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приёме агглютинации. Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины, рыбы и зелёных водорослей.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчёркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приёмом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала, - иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объёмистым животом.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к более сложному приёму творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определённый образ. В образе художник обычно стремится передать определённый более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется. По этому поводу А.М.Горький писал: “Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло. Всё это обобщённые типы”. Тип - это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

В индивидуально-дифференцирующем отношении воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Воображение различается у людей по нескольким признакам. Образы фантазии могут различаться по новизне, оригинальности, точности. Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчётливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. В таких случаях как бы теряется различие между реальной действительностью и образами фантазии. Рассказывают, что Ч.Диккенс со слезами на глазах описывал страдание и смерть своих героев. Жорж Санд говорила о том, что запах плюща вызывал в её глазах дикий испанский пейзаж. Л.Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения.

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. У людей малочувствительных, холодных образы воображения обычно бледны и слабы.Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в облатси нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения звисит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности. Естественно, что у лиц, которым трудно даже мысленно сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе что-нибудь необычное, взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины, не выходят за пределы ситуации, они скованы и инертны в своих фантазиях.

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображениечеловека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в её прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звёздное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию. Именно таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Горький, Ж.Верн, Ч.Диккенс и другие писатели, сумевшие отразить в своём творчестве факты и события разнообразных времён и мест.

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грёзы. У разных людей воображение также определяется областью их профессиональной деятельности и доминирующими потребностями. Направленность личности как бы создаёт очаги повышенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности. В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек.

Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Творчество - не сплошное и непрерывное движение. В нём чередуются подъёмы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъём, ясность и отчётливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряжённой работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение - это награда за каторжный труд.

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.

. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 448 с.

. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.

Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .

Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.

640-1.jpg

 Нужна помощь в написании работы? Узнать стоимость

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. (гипоталамо-лимбическая система).

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов. Воображение влияет на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Таким образом, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Виды воображения

image010.jpg

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта (описание географических мест или исторических событий).

Творческое воображение: человек преобразует представления и создает новые, самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Мечта – самостоятельное создание новых образов – образов желаемого в будущем, без включения в творческую деятельность. Мечта может быть завершённой и незавершённой (психологическая защита).

Внимание!Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

1. Анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2. Синтез – образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Или же этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

агглютинация:создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.

схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта или при забывании каких-либо несущественных деталей или частей.

акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Этапы формирования воображаемых образов

Те образы, что воссоздаются в процессе воображения, из ничего не могут возникнуть. Уже хорошо известно, что они формируются на основе предшествующего опыта, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Протекать процесс создания образов может в различных формах и проходит два основных этапа:

Второй этап. Далее с этими образами могут осуществляться преобразования – возникновение новых сочетаний и связей и, во-вторых, появление совершенно нового смысла. Операции, которые производятся с абстрагированными образами, характеризуются как синтез.

Формы синтезирующей деятельности воображения довольно многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Это простейшая форма синтеза в процессе воображения. Суть её в том, что в результате присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, создается новый образ.

Надо сказать, что агглютинация была характерна для первобытного мифологического мышления. Мифологические образы у древних народов формировались путем агглютинации.

Например, образ кентавра, образ древнеегипетского божества, образ крылатого человека в рисунках индейцев Северной Америки, образ бабы-Яги, Змея-Горыныча и др.

Агглютинация является целенаправленным подбором заранее продуманных черт. Писатели, например, осуществляют его осознанно, и руководит этим идея, замысел или композиция произведения. Л.Н. Толстой при создании образа Н. Ростовой, не скрывал, что одни элементы черт героини были позаимствованы от его жены, а другие у её сестры. Смешав черты, писатель получил новое единое целое – образ героини романа.

В психологии агглютинация является механизмом, который дает возможность подчинить воображение какой-то тенденции, определяющей весь спектр комбинируемых признаков, чтобы придать им смысл.

Эта форма синтеза широко используется в искусстве, техническом творчестве. В результате использования агглютинации, создан автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Агглютинация по форме преобразования представления близка гиперболизации. Здесь имеется в виду увеличение предмета, например, великан Гулливер, и изменение количества частей предмета и их смещение. Например, в индийской мифологии многорукие богини. Агглютинацию в противовес абстрактному мышлению, часто называют символическим мышлением.

В основе агглютинации лежат разнообразные процессы, которые можно разделить на две основные группы:

Процессы, с недостаточностью критичности;

Произвольные процессы, контролируемые сознанием и связанные с мыслительными обобщениями.

Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей это наиболее распространенный способ переработки образов восприятия в образы воображения. Самые разные литературные персонажи были созданы с помощью такого способа.

Осуществление агглютинации может происходить с помощью включения в новый контекст уже известных образов. Между представлениями в этом случае устанавливаются новые связи, и совокупность образов получает новое значение. Процессу включения представлений в новый контекст обязательно предшествует определенная идея. Если это не сновидение, то процесс полностью контролируем. Человек, при включении известных образов в новый контекст, добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом, поэтому с самого начала весь процесс подчинен определенным осмысленным связям.

Схематизация и акцентировка

Способы схематизации и акцентировки переработки представлений в образы воображения по принципу обобщения существенных признаков, являются наиболее существенными:

Схематизация. Она имеет место при различных условиях – может возникнуть при неполном, поверхностном восприятии объекта, тогда представления схематизируются случайным образом. В этом случае могут возникнуть искажения в образах воображения, которые извращенно отражают действительность. Такие явления часто встречаются у детей. С другой стороны – достаточно полное восприятие объекта. В этом случае причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда на первый план в представлении будут выступать существенные детали. Представление в этом случае становится более обобщенным и утрачивает индивидуальность. Есть и третья причина схематизации. Это может быть сознательное отвлечение от второстепенных и несущественных сторон объекта. Сознательно направляя свое внимание на существенные свойства объекта, он сводит представления до определенной схемы;

Акцентирование. Суть его заключается в подчеркивании наиболее типичных признаков образа, особенно при создании художественного образа. Переработка образов восприятия в образы воображения имеет главную особенность, которая заключается в том, что художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа является сложным творческим процессом, отражающим определенные индивидуальные особенности того человека, который этот образ создает.

Другие формы синтеза образов

Помимо агглютинации, гиперболизации, схематизации, синтез образов в процессах воображения может осуществляться и в таких формах:

Литота. Это уменьшение предмета, в отличие от гиперболизации, например, мальчик с пальчик. Данные приемы широко используются в народных сказках и фантастических произведениях;

Подчеркивание. Это акцентирование какой-то части или определенного качества человека. С помощью этого приема создаются всем хорошо известные шаржи и карикатуры;

Типизация. Выделение в однородных фактах чего-либо существенного и воплощение этого в конкретных образах. Этот прием широко применяется в литературе и является самым сложным;

Комбинирование. Сочетание данных элементов в новые, необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, когда исследователи считали механизмом воображения ассоциации;

Аллегоризация. Это использование образа в переносном смысле, который является условно избранным знаком какого-либо явления действительности;

Метафоризация. Это есть построение метафор, которые являются более глубоким воображаемым отражением явления, по сравнению с аллегорией. Между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство;

Символизация. Это самая большая и сущностная по наполнению техника воображения, использующая символы. Символы помогают человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного. От понятия символ отличается неограниченным объемом значения.

Таким образом, в технике воображения создается сложное динамическое единство сознательного и бессознательного. Само воображение – это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Читайте также: