Механизм и атомизм эмпедокл анаксагор демокрит пифагорейская школа и учение о числах кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 466
  • КНИГИ 670 655
  • СЕРИИ 25 834
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 491

Чеслав Станиславович Кирвель, Александр Александрович Бородич, Виктор Войцихович Карпинский и др

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов учреждений высшего образования по философским специальностям

Под редакцией доктора философских наук профессора Ч.С. Кирвеля

Авторы: А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных, Е.В. Белоусова, И.В. Бусько, В.В. Карпинский, Ч.С. Кирвель, Г.Н. Кобяк, А.И. Копытко, Л.Л. Мельникова, У.Д. Розенфельд, О.А. Романов, С.З. Семерник, Д.Я. Смаль, Л.И. Цыганкова, Г.Н. Щелбанина

кафедра философии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (кандидат философских наук доцент А.В. Кузнецов);

доктор философских наук профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси П.А. Водопьянов

Одной из кардинальных проблем философии является проблема смысла и целей человеческого бытия. Специфика философии – теоретическое осмысление общечеловеческого опыта и всей совокупности знаний с целью выработки целостного теоретического мировоззрения. Что такое мир? Откуда он произошел? Кто мы? Почему и зачем существуем? Куда идем? Что представляют собой жизнь, смерть, счастье? Все это вечные вопросы, и на них приходится снова и снова искать ответы каждому человеку и каждому новому поколению. Эти вопросы являются глубинной потребностью человека как такового. Отсюда – неуничтожимость философии. Могут рушиться империи, сменяться режимы, приходить к власти новые люди, а философия останется.

У философии всегда есть будущее, поскольку ни отдельный человек, ни общество в целом не могут обойтись без мировоззренческих ориентиров, без формирования смысложизненных идеалов и ценностных установок. Поиски правильного мировоззрения, окрыляющие успехи и трагические заблуждения, столкновение взглядов и непримиримые дискуссии – все это не только искания и находки, муки и радости, злоключения и достижения отдельных философствующих индивидов. Все это – важнейшее измерение интеллектуальной биографии человечества, его духовные драмы и коллизии.

Немецкий философ К. Ясперс писал: «Мы осмелимся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не доводить какого-либо человека или человека вообще до средства.

Речь идет, собственно, о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, вовсе не следует, что всякий раз надо изобретать заново средства их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда – необходимость при решении всех этих проблем опираться на уже накопленные знания, на предложенные мыслителями всех эпох и народов варианты их понимания и интерпретации.

Атомизм вырос из механицизма Эмпедокла и Анаксагора. Эмпидокл, был мыслителем - материалистом, пытавшемся создать систему, синтезирующую воззрения предшествующих учений. Как бы примиряя Фалеса, Анаксимена, Гераклита и Ксенофана, Эмпедокл объявил началом и основой всего сущего четыре стихии - землю, воду, воздух и огонь, которые он считал “корнями всех вещей”. Отсюда он объяснял изменчивость и текучесть всего мироздания в целом. В основе изменчивости - борьба противоположностей, которые он обозначил как Любовь и Вражда. Четыре стихии попеременно соединяются то с Любовью, то с Враждой. В первом случае возникает единство, разрушается Вражда и мир становится единым шаром. Во втором - Вражда снова разделяет все стихии. Душа состоит тоже из четырех “корней”, нарушение их единства приводит к смерти. У Эмпедокла есть мысли о переселении душ (поэма “Очищение”).

По Анаксагору, природа - это бесконечное множество вечных, мельчайших, недоступных чувствам разнокачественных частиц, которые он называл “семенами вещей” и которые позже были названы “гомеомериями” (“подобночастными”). Они движутся и упорядочиваются неким космическим умом (нус), существующим независимо от материальных частиц (семян).

Его толкование происхождения мира таково: “Все вещества были вместе” - однородная масса; Гомеомерия -материя, на которую воздействует ум, он и привел все в порядок. “Начало Вселенной - ум и материя”.

Атомизм в античной философии представлен главным образом Демокритом (род. 460 г., умер 90 - 100 лет). Эto был крупный древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию. В жизни своей он сам много учился, был в Египте и Вавилонии, Иране, Индии, Эфиопии, знал Сократа и Анаксагора, дружил с врачом и натурфилософом Гиппократом. Сочинения его, в основном, утеряны, сохранились лишь отрывки.

Демокрит разделял бытие и небытие, пустоту. До него такого разделения не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т. е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом). Чувственно воспринимаемые качества (цвета, запахи и т. д.) субъективны. (Очевидно здесь влияние на Демокрита со стороны Протагора). Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение есть природа атомов, характер движения меняется благодаря толчку, т. е. все подчинено роковой необходимости. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов - круглых, падких, мельчайших и подвижных, т. е. из огня. Расположены они в теле. Демокрит первый толковал душу материалистически. Ощущения возникают от движения атомов (восприятия - из истечения, зрения - из истечения телесных образов). Мышление - из самых тонких истечений, оно тоньшe, чем чувства.

Атомизм явился как бы завершением механицизма во взгляде на синтез бытия и небытия.

Пифагорейская школа.

Основана Пифагором (род. 580 - 570 гг до н. э., ум. в кон V в до н э.) До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года - в Египте и 12 - в Вавилоне).

Пифагор – первый. назвавший философию этим именем, началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил он, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Семь священных ладов, построенных для семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой смиренной и кончая самой великой.

Пифагорейская философия.

Пифагор называл своих учеников “математиками”, т. к. обучение начиналось с учения о числах. Священная математика была наукой принципов, в которой числа есть сущность вещей. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. бога, источника мировой гармонии. Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии; и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме, и в микрокосме.

Загадки макрокосма, считал Пифагор, в тайне микрокосма. Надпись над дельфийским храмом гласила: “Познай самого себя и ты узнаешь Вселенную и Ботом”. Пифагор был автором философии душепереселения (трансмиграции) которая, к сожалению, была высказана им очень скупо (вследствие обета молчания) и дошла до нас только в виде обрывков этого учения. Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена Лаэртского, говорил о Пифагоре: “. когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрек: “Перестань его бить. В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки”. Об учении Пифагора также известно, что, по его словам, душа бессмертна, но переходит в тело других живых существ; далее, что все происходящее в мире снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происходит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой”. О Пифагоре рассказывают, что oн способен был слышать гармонию Вселенной, воспринимать всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, которую обычный человек не мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора заключалась необычная сила, способность видеть каждую из существующих вещей.

Софизм. (гр. Sophisma – умышленно ложное построение умозаключение, формально кажущееся правильным. Софизм основывается на двусмысленности понятия, на выхватывании отдельных сторон явления.)

Кто такие софисты? Для того, чтобы понять смысл этого слова, надо отойти от его современного понимания (софист - интеллектуальный фокусник и мошенник). Древние греки понимали слова “софист” и “софизм” иначе: “софист” означал “мудрец”.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Первым сам и добровольно назвал себя софистом Протагор (490 - 420 гг. до н. э. ).

Чему же учили софисты? Первые софисты называли себя учителями не только мудрости, но и добродетели, под которой подразумевалось у греков не одно лишь нpaвственное совершенство, а также практичность, способность к ведению общественных и государственных дел. Слово же “мудрость” было в те времена синомимом науки, так что первые “софисты” выступали как платные преподаватели тогдашней науки.

Победа в народном собрании доставалась тому, кто умел воздействовать на умы своих сограждан. Каким образом? С помощью красноречия. Поэтому софисты особое внимание уделяли риторике, ораторскому искусству. Впоследствии само слово “софист” стало обозначать учителя красноречия, или ораторского искусства.

Главное положение его учения: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Что это значит?

А значит то, что все, что мы воспринимаем, зависит от воспринимающего субъекта, т. е. субъективно. Вот почему ветер кажется холодным одному и теплым другому. Если же мир зависит от восприятия человека, и человек - мера всех вещей, то для каждого человека существует своя истина. Тогда все мнения людей - истинны, истинными будут и взаимно исключающие друг друга суждения, а объективной истины нет. Протагор, таким образом, ввел принцип относительности и знаний, и мира.

1. Охарактеризуйте религиозно-мифологическое мировоззрение в древнегреческом эпосе.

2. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса.

3. Этапы развития античной философии.

4. Натурфилософские учения милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

5. Элейская школа: учение о бытии. Диалектика Гераклита.

6. Механизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Пифагорейская школа и учение о числах.

7. Сократ и учение о знании.

8. Платон: учение об идеях.

10. Философия Аристотеля. Понятие метафизики, по Аристотелю. Вклад Аристотеля в развитие формальной логики.

11. Философия эллинизма. Этика стоицизма и эпикурейства.


В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа

Атомизм в философии — это доктрина, которая объясняет сложные явления в совокупностях неподвижных частиц или единиц. Философия нашла успешное применение в естествознании: согласно атомистическому взгляду материальная вселенная состоит из мельчайших частиц, которые считаются простыми и слишком маленькими, чтобы быть видимыми, а разнообразие видимых форм в природе объясняется различиями в этих частицах и их конфигурациях.

Представитель атомизма

Основная природа

Особенность атомизма в том, что наблюдаемые формы тут рассматриваются не как внутренние целые, а только в совокупности. В отличие от целостной теории, которая объясняет части на основе качеств, демонстрируемых целым, атомизм раскрывает наблюдаемые свойства целого характеристиками его компонентов и их конфигураций.

Для того чтобы понять историческое развитие этого направления в философии и его связь с современной теорией атома, необходимо увидеть различие между атомизмом первоначальным и другими его формами. Стандартная версия теории характеризуется тремя моментами:

Атомизм в философии это

  • Атомы абсолютно неделимы;
  • Наблюдается качественная идентичность;
  • Они могут комбинироваться друг с другом только путем сопоставления.

Атомизм обычно ассоциируется с реалистичным и механистичным взглядом на мир. Реален тот факт, что атомы не рассматриваются как субъективные конструкции, которые используются для лучшего понимания явлений. Вместо этого они находятся в реальности, где главное значение имеет сам факт существования.

Что касается механистического взгляда на вещи, то он гласит, что все наблюдаемые изменения могут сводиться к изменениям конфигурации. Это не просто вопрос использования полезной объяснительной модели.

Согласно теории все наблюдаемые изменения вызваны движениями атомов. В качестве аналитической доктрины атомизм противостоит доктринам организменным. Они учат, что природа целого не может быть обнаружена путем разделения его на составные части и изучения каждого элемента отдельно.

Типы теории

Историю доктрины можно поделить на два отчетливых периода: философский и научный с переходными периодами с 17 по XIX век. Именно этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.

Философский аспект

История этого направления началась еще во время Античной Греции. Внимание ученых было сосредоточено не на подробном объяснении всех видов конкретных явлений, а на некоторых общих аспектах и чертах. Речь шла о попытках понять существование в природе множества различных форм и непрерывных изменений. Философский атомизм стал первой доктриной, способной ответить на такие вопросы. Он не ограничивался единственной проблемой объяснения возможности изменений в природе и множественности.

Атомисты философия

Дело в том, что в греческой мысли философия и наука все еще были едины, поэтому атомщики пытались дать подробное объяснение конкретных явлений, среди которых — испарение. Такие разъяснения предназначались, скорее всего, для поддержки общей доктрины атомизма, а не для создания физической теории в современном смысле этого слова. Иная теория не была возможна, так как она должна основываться на прямой или косвенной информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а таких данных тогда еще не было.

Современное направление

С развитием научной доктрины атома общие философские проблемы начали отходить на второй план. Все внимание сосредотачивалось на объяснении конкретных явлений. Именно по этой причине химическая атомная теория, выдвинутая в XIX веке, предполагала, что каждый идентифицированный элемент обладает своими специфическими атомами, а все соединения имеют собственные молекулы. А то, что частицы действуют как неизменные и неразделенные единицы, зависит от того, какой процесс является основным.

Некоторые явления, согласно модернистским теориям, объясняются неизменностью молекул и их идентичностью, которая исчезает в результате химических реакций. После того как их структуры разрушаются, атомы перестраиваются в новые молекулы. С ядерными реакциями достигается новый уровень, на котором атомы больше не рассматриваются в качестве неделимых. Здесь на первый план выходят уже элементарные частицы.

История атомизма

Со времен античности и почти до XVI века доктрина оставалась полностью философской. Только после эпохи Просвещения начались попытки связать ее с другими науками и попытаться при помощи основных положений объяснить физические или химические процессы.

Древнегреческий период

В Древней Греции возникла не только общая идея атомизма, но и весь спектр его различных форм. Основные черты теории можно увидеть уже в V веке до нашей эры в учениях Эмпедокла о четырех стихиях. Несмотря на свое успешное начало, атомизм не смог получить первенство в греческой мысли. Это происходит потому, что Платон и Аристотель не были удовлетворены атомистическим решением проблем вселенной. Даже в отношении материального мира доктрина, казалось, не давала достаточного объяснения.

Атомисты

Основатель теории — Левкипп — атомист, который пытался разработать теорию материализма. Именно его школу прошел Демокрит — создатель атомистического мироучения. Вместе со своим учителем, основоположником теории, он пытался кратко объяснить строение мира, а не развивать представление о мельчайших частицах. Появление же своей особой точки зрения он считал случайностью.

Платона больше интересовали принципы порядка, чем материальных элементов. Что касается Аристотеля, то он сразу же отверг идею Демокрита о том, что в химической реакции составные части не лишаются своей идентичности. Он считал, что элементы, которые входят в состав друг друга, не остаются тем, чем были по отдельности. Разумеется, есть некоторые признаки того, что в химической теории Аристотеля мельчайшие частицы играли роль, но она, безусловно, не была очень важной.

Платон

Продолжением идеи позже занялся Эмпедокл. Он предложил теорию, которая предполагала наличие нескольких различных атомов. Доктрина основывалась на учении о четырех элементах. Аристотель принял последнюю доктрину, но отверг ее атомистические принципы. Некоторые его последователи (Александр Афродисий, Фемистий и Филопон) в будущем объединили аристотелевскую теорию химических реакций с атомистическими концепциями.

Модернистские учения

В современном понимании доктрина появилась с расцветом науки. В истории XVII века теория занимает важное место по двум причинам: началось возрождение демократического учения, а также развитие научной теории атома.

Воскрешением доктрин Демокрита занимался неоднозначный эпикурейско-христианский мыслитель Пьер Гассенди, который не только познакомил своих современников с атомизмом, но и сумел избавить его от материалистической интерпретации. Это стало достаточно актуальным для математики и механики, которые были в XVII веке хорошо развиты.

Стоит отметить, что в это время ученых больше интересовали возможности, которые атомизм предлагал для развития физической теории, а не философские различия между системами. Среди других атомистов в философии, которые уделяли пристальное внимание доктрине, можно выделить следующих:

Доктрин Демокрит

  • Даниэль Сеннерт — яркий представитель продемокритской школы, считавший, что теория Демокрита и идея о минимумах должны быть равносильны. С философской точки зрения, Сеннерт больше интересовался общей идеей атомизма.
  • Роберт Бойль. Осознавал несоответствие первоначального атомизма и атомной теории, которую можно было бы использовать для химических целей. Он считал, что атомы Демокрита были связаны с первичными конкрециями, которые сложно диссонируют и действуют как элементарные частицы в химическом смысле.
  • Джо Далтон — автор множества трактатов, считается отцом современной теории атома. Ему удалось применить результаты химической работы Лавуазье к атомистическим концепциям. Когда он говорил об элементарных атомах, он имел ввиду не просто теоретическую идею, а химические элементы, определенные Лавуазье. Далтон был склонен считать, что все частицы сохраняют свою идентичность даже при химической реакции.

Индийская версия доктрины

Роберт Бойль

Следует отметить, что атомистика не ограничивается западной философией и наукой. Примеры качественного атомизма, основанного на учении о четырех элементах, также встречаются в индийской философии, где считалось, что атомы не являются абсолютно неделимыми, но только относительно. Следовательно, в определенных аспектах индийский атомизм больше связан с доктриной минимума, чем с доктриной Демокрита, но такое понимание атома и картины мира не превратилось в научную теорию, поэтому назвать ее полноценной нельзя.

Таким образом, атомизм в философии — это теория, которая предполагает, что все в мире состоит из элементарных неделимых частиц со своей идентичностью и свойствами. Учение появилось еще в античные времена и получило продолжение в XVII веке. Представители атомизма считают, что каждому объекту присущи свойства, полученные в результаты слияния его компонентов.

Античная философия делится на три области (ранняя — VII-V. Век до н.э., классический — V-IV. Век до н.э., эллинистический — IV. век до н.э.) — VI век до н.э.) или четыре периода.

Ранний период называется досократовским, поскольку он длился до начала философской деятельности Сократа; философов этого периода называют досократиками. Среди них обычно называют Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Зенона, Парменида, Демокрита и некоторых других мыслителей. Как правило, это были основатели или активные члены первых философских школ.

Очень важным в то время был вопрос о происхождении, материальной основе Вселенной, как мы бы сказали сегодня. Размышления первых философов были обусловлены мифологией, информацией, содержащейся в мифах о четырех стихиях — воде, земле, воздухе, огне, из которых состоит все в мире.

Периоды развития античной философии - Милетская школа

Милетская школа

Философы милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Милетская школа зародилась в греческом полисе Милет на западном побережье Малой Азии (современная Турция). Он был основан Фалесом (ок. 640/625 — ок. 547/545 до н.э.), одним из знаменитых мудрецов Древней Греции, которого ученые считают первым европейским философом.

Фалес считал воду первоосновой мира, которая в его понимании была божественной и разумной, и из которой возникло все сущее, включая плоскую землю, покоящуюся на воде. В мире много богов; все в нем одушевлено; боги и души — источник постоянного движения.

Ученик Фалеса, Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.), вероятно, считал невозможным выбрать оригинал из, возможно, одинаковых элементов. Поэтому он предложил апейроп — неопределенное, бесконечное, вечное материальное начало, из которого, в свою очередь, образуются знакомые нам четыре элемента. Самая тяжелая из них — земля; она парит в воздухе в центре мира, над ней находится вода, а дальше — воздух. Огонь сформировал солнце, луну и звезды.

Анаксимандр также выдвинул идеи о законе сохранения материи и о происхождении человека как результата эволюции животных.

Ученик Анаксимандра (585-525 гг. до н.э.) пришел к выводу, что первоосновой всех вещей в мире является воздух. Разряженная, она превращается в огонь и далее в эфир; сгущенная — в воду, в землю и, наконец, в камни. Боги и души также состоят из воздуха. Следовательно, души материальны.

Эфесская школа

Эфесская школа была основана Гераклитом Эфесским (ок. 544/540/535 — ок. 483/480/475 до н.э.), который жил в городе Эфесе на западном побережье Малой Азии; отсюда название школы и эпитет ее основателя.

Гераклита многие считают первым европейским диалектиком.

Пифагореизм

Это философское движение было основано Пифагором (ок. 570 — ок. 500 гг. до н.э.) с острова Самос, поэтому его также называли самосским. На юге Апеннинского полуострова, в Кротоне, он основал ассоциацию (тайную, со строгими правилами) единомышленников, разделявших его взгляды и активно участвовавших в политической жизни Кротона.

В отличие от милетян и эфесян, Пифагор был идеалистом. Он считал числа (натуральные целые числа) основой мира. Все в мире подсчитано и имеет числовые отношения; эти отношения создают гармонию в мире. Числа — это основа пяти элементов, из которых состоит все многообразие мира и нашей планеты — центра Вселенной. Он даже соотносил звуки (даже в музыке) с различными числами. Пифагор также верил в переселение душ.

Алейская школа

Он существовал в Элее в южной части Апеннинского полуострова. Наиболее известными его представителями были Парменид (жил в 6-5 веках до н.э.), Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.).

Элеаты первыми выдвинули идею об иллюзорной природе чувственного мира; по их мнению, реальным следует считать духовный, а не физический мир. Не люди были созданы богами, а боги — людьми (Ксенофан). Познать истину можно только рациональным путем, поскольку бытие и мышление тождественны, но чувства ложны.

Бытие неподвижно, потому что если есть небытие, то оно тоже существует, следовательно, оно тоже бытие, а если бытие и небытие тождественны, то между ними не может быть перехода, следовательно, нет причины для движения (Парменид). Зенон разработал апории (загадки), чтобы доказать этот тезис.

Атомисты

Большинство ученых согласны с тем, что Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) из Абдеры был одним из авторов атомизма, а многие считают, что его учитель Левкипп был плодом легенд.

Атомы (неделимые) — неделимые, несотворимые и неуничтожимые, мельчайшие (но различающиеся по форме, массе и размеру) подвижные частицы — рассматриваются атомистами как основа бытия. Их бесконечное множество. Они периодически собираются в объекты наблюдаемого материального мира, затем со временем распадаются, образуя другие объекты в ином соотношении. Этот процесс бесконечен, но не хаотичен; он подчиняется некоторой необходимости (детерминизм). В промежутках между атомами находится бесконечная пустота (подобная вакууму).

Кроме перечисленных школ и философов, были и другие, со своими особенностями мира, со своими вариантами инициалов. Например, Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.), который верил в гомеомеризм — мельчайшие частицы материи, являющиеся носителями определенных свойств (например, свойств огня, воздуха, вола или железа), различное соотношение которых в конкретной вещи определяет ее свойства, или Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.), считавший, что в основе бытия лежат любовь и вражда, которые находятся в постоянном взаимодействии и по своей природе пассивно приводят элементы в движение.

Общей чертой ранней античной философии была попытка объяснить природу природы, декларативный, а не дискуссионный способ изложения своих позиций. Большинство философов искали первооснову мира, множество одушевленных вещей, природу (гилозоизм). Главная особенность философии этого периода — космоцентризм.

Следующий период античной философии характеризуется большей зрелостью и глубиной размышлений о природе и космосе, а переломным моментом стало радикальное изменение основных проблем, рассматриваемых философией. В частности, учение Сократа было скорее антропоцентричным, чем космоцентричным. И если ранний период был рождением античной философии, то классический период был ее расцветом.

Софисты

Для софистов было характерно критическое отношение к окружающей действительности, неприятие прежних традиций, философских идей и выводов, этических норм, которые не были достаточно обоснованы, стремление отстаивать свои позиции с помощью логики. Они учили других побеждать в спорах и изобретали различные методы аргументации. Для этого они разработали, в частности, софизмы (греч. sophisma — хитрость) — формально правильные на вид, но по сути ложные умозаключения, основанные на сознательном нарушении правил логики. Например, рогатый софизм: что не потерял, то приобрел. Вы не потеряли рога. Поэтому у вас есть рога.

Сократ

Некоторые современники и исследователи также относят Сократа к софистам — он также мало интересовался натурфилософией (философией природы), ставил человека в центр философского понимания мира, также учил других людей, также скептически относился к догмам. Но он должен помнить, что софисты учили людей за деньги, Сократ же был бескорыстен, главной целью софистов в дискуссиях было одолеть оппонента, Сократ всегда искал истину, софисты отвергали объективные критерии добра и зла (все относительно), Сократ считал, что именно знание природы добра и зла делает людей добродетельными.

Сократ принципиально не писал книг. Его взгляды известны благодаря трудам Платона, Ксенофонта. …Аристотель…. …Диоген Лаэртский.

Сократ представил теорию добродетели, основанную на знании: мужество — знание того, как преодолеть свой страх, справедливость — знание того, как исполнять законы. Невежество было пороком, злом. Он также разработал свой собственный метод, помогающий людям постигать знания. Он назвал ее майевтикой (искусство акушерства) и подчеркнул свою роль как простого помощника в рождении истины. Он искал истину через диалог с собеседниками. Он верил в переселение душ.

Сократ полностью проявил свою гражданскую и философскую позицию не только в своей жизни, но и в своей смерти. Когда его заключили в тюрьму по сомнительному обвинению и приговорили к смерти (после отказа отречься от своих убеждений), он отказался от побега, подготовленного его учениками, чувствуя себя обязанным подчиниться законам, единым для всех афинян.

Идеи Платона

Влияние Платона

Платон придавал большое значение пониманию законов общественного бытия. Он создал первую из самых известных идеальных моделей государства. Он считал монархию и аристократию лучшими из существующих социальных систем, но понимал, что они далеки от совершенства. По мнению Платона, происхождение государства лежит в разделении труда, и каждый человек с рождения предрасположен к одному из трех основных видов общественной деятельности.

Поэтому государство должно состоять из трех слоев: Во главе его стоят мудрые философы; второй слой — стражники или воины, обеспечивающие военную и внутреннюю безопасность государства; и, наконец, третий, самый многочисленный слой — ремесленники и крестьяне, обеспечивающие материальное процветание государства. При этом последние имеют имущество, имеют семьи, а первые и вторые не имеют никакого имущества, даже жены и дети у них общие. Достойная жизнь, ее высокое качество для высших классов достигается за счет налогов ремесленников и крестьян.

Каждая страта — это каста экспертов в своей области. Итак, мудрецы — это лучшие и мудрейшие из хранителей, достигшие определенных успехов в службе, проявившие себя храбрыми воинами, умелыми руководителями и добросовестными гражданами государства.

Идеи Платона оказали влияние на всю последующую философию. Самым выдающимся учеником Платона был Аристотель.

Наследие Аристотеля

В отличие от Сократа и Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) не был афинянином; он родился в Стагире, и в этом контексте его иногда называют стагиритом. Аристотель 20 лет учился в Академии у Платона, а после смерти Платона некоторое время путешествовал, пока его не пригласил Филипп, царь Македонии, для обучения своего сына Александра, который впоследствии стал известным политическим деятелем и полководцем, создав одно из самых могущественных государств в древнем мире. Позже (335 г. до н.э.) Аристотель открыл в Афинах собственное учебное заведение — Лицей, где он проводил занятия во время прогулок, поэтому его учеников называют перипатетиками (прогуливающимися). После смерти Александра он был вынужден покинуть Афины и вскоре умер на острове Эвбея.

Аристотель основывал свои онтологические взгляды на критике Платона, которого он, тем не менее, высоко ценил. Аристотель не был удовлетворен платоновским эйдосом. В качестве первоначала он предложил материю (как возможность, потенцию) и форму (которая является сущностью конкретной вещи). Материя и форма проявляются в своей связанности в конкретных вещах. Нет никаких независимых идей. Кроме них, существует первоматерия, бесформенная субстанция, пассивный исходный материал, а также сверхформа, движитель, первопричина, цель всех вещей и одновременно мировой разум. Все это вместе составляет бытие, которое обладает такими свойствами, как количество и качество, время, отношение, положение, состояние и так далее.

Познание

Благодаря сходству форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание — это процесс, включающий чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств, опыт — память об известных вещах, искусство — познание сущности многих вещей, а философия — познание причин, форм и пелей всех вещей.

Философские положения Аристотеля нашли отражение не только в европейской философии, но и в восточной философии средневековья. Его идеи во многих областях знаний оказали влияние на мировоззрение целых поколений. Его учение стало блестящим завершением классического периода древнегреческой философии.

В целом философию классического периода отличал более глубокий подход к философским проблемам; было положено начало объективному идеализму; впервые предметом философского анализа стала непосредственно человеческая деятельность, сущность самого человека, государства и общества. Дальнейшее развитие идеи классической философии Древней Греции получили в эпоху эллинизма.

Эллинистический период античной философии

После распада империи Александра Македонского, простиравшейся от Греции до Индии, на ее территории возникло несколько греческих государств, культура которых, с одной стороны, оказала влияние на развитие завоеванных греками народностей и стран, с другой — впитывала в себя культуру этих стран. Так происходило взаимообогащение культур, создавались условия и для развития философской мысли. Позже ситуация отчасти повторилась в результате экспансии динамично развивающегося Рима.

На территории эллинских государств (а позже в Римской империи) возникали и одновременно развивались несколько философских школ. Наиболее значительными из них считаются такие, как скептики, киники, стоики, неоплатоники, эпикурейцы.

На философию этой поры повлияло частичное обесценивание прежних мифологических, религиозных и в целом культурных ценностей. Поклонение античным богам становилось скорее привычкой. чем внутренней потребностью; мифические обитатели Олимпа стремительно теряли свое былое могущество и авторитет. Параллельно с этим утрачивали значение и некоторые этические нормы. Говоря современным языком, кризисные явления не могли остаться вне внимания философов.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: