Медицинские фразеологизмы с объяснением кратко

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Симашева Светлана Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Балашовский филиал ГАПОУ СО
Населённый пункт: город Балашов, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Фразеология. Профессиональная медицинская фразеология"
Раздел: среднее профессиональное

Фразеология. Профессиональная медицинская фразеология.

Речь – это язык в действии, показатель интеллекта, культуры. Задача сту-

дентов нашего колледжа на уроках русского языка совершенствовать устную

и письменную речь. Сегодня мы с вами поговорим о фразеологических оборо-

тах, их типах, профессиональной медицинской фразеологии.

Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчи-

вые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например:

БРОСИТЬСЯ ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег

на голову (неожиданно).

одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли

первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совер-

шенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «за-

Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в

которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотиви-

рующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу

ве которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). Такие обороты

называются – фразеологические единства.

Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из

слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово

Такие обороты называются – фразеологические сочетания.

Около четырех тысяч фразеологизмов содержит «Фразеологический сло-

чения фразеологизмов, показано их употребление в речи, иногда приводятся

синонимы и антонимы, даются этимологические справки о некоторых фразео-

Специально для учащихся издан «Школьный фразеологический словарь

их морфологические и синтаксические свойства, а также особенности стили-

Кроме словарей, есть книги, которые можно назвать справочниками по

фразеологии. Их цель – познакомить с историей фразеологического выраже-

поможет понять историю возникновения, значение фразеологизмов.

Попробуем с вами бъяснить значение следующих медицинских фразеоло-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методический проект

атрибуты искусства.jpg

«Интегрированный урок-исследование по русскому языку и культуре речи

Раздел III : Лексика и фразеология.

Форма проведения: урок – интегрированное исследование.

Автор: преподаватель русского языка и литературы Пинчукова Е.В.

Новозыбков 2013

Тип занятия: интегрированный урок-исследование;

Вид занятия: урок – объяснение нового материала;

Время проведения: 2 часа (90 минут);

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Мотивационное обоснование : актуальность занятия заключается в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.

Цели занятия:

Цель образовательная:

Познакомиться с медицинскими фразеологизмами и крылатыми выражениями о медицине;

Рассмотреть область их применения в науке, литературе, живописи.

Цель развивающая:

Прививать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;

Развивать умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, применять его в речевой практике для выразительности и красоты речи;

Развивать аналитические способности учащихся при работе с таблицей;

Развивать умения и навыки владения языковым и культурным богатством.

Цель воспитательная:

Прививать гордость за выбранную профессию медицинского работника.

Прививать любовь и интерес к общечеловеческим ценностям.

Оснащение занятия:

Большая медицинская энциклопедия;

Интеграционные связи : фразеология, стилистика, латинский язык, литература, живопись, основы патологии.

Слово преподавателя : Здравствуйте, ребята. Дежурный, доложите о готовности группы к занятию (рапорт дежурного).

ученый в кабинете.jpg

Рембрант Харменс ван Рейн

Какие же задачи мы должны решить для доказательства данной гипотезы?

Задачи I этапа исследования:

Задачи II этапа исследования:

img157.jpg

Актуальность интегрированного урока-исследования заключается

в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.

Теодор Ромбоутс

В чем же необычность нашего занятия? Это соединение интеграции (русского языка с медициной, латинским языком, литературой, живописью) и исследования.

Проиллюстрируем виды работы двух этапов интегрированного исследования.

Демонстрация к I этапу интегрированного исследования:

Посмотрите на экран.

лицо Гиппократа.jpg

Гиппократ.jpg

Гиппократ

(ок. 460 г. до н.э. – 377-356 до н.э.) Лицо Гиппократа

Обратимся к эксперту за помощью для подтверждения правильности наших предположений и установления названий заболеваний и синдромов, при которых проявляется данный симптом?

Слово эксперта.

Демонстрация ко II этапу интегрированного исследования:

На примере афоризма древнеримского поэта Овидия –

овидий.jpg

Публий Овидий Назон

(43г.до н.э.–17–18г.н.э.)

- покажем различные области его применения. Этот афоризм использован великим русским поэтом А.С. Пушкиным:

Вот здесь лежит больной студент,

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент –

Болезнь любви неизлечима!

(А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)

А вот другая область его применения – живопись.

img155.jpg

Но самая важная, на мой взгляд, сфера применения крылатых выражений и медицине – ваша речевая практика. Пусть слова великого римского сатирика Ювенала, которые я прочту на латинском и русском языках, послужат вам напутствуем как к сегодняшнему уроку, так и ко всей жизни медицинских работников:

Ювенал.jpg
Сатиры Ювенала.jpg

Ювенал

(ок.60 – ок.127 г.до н.э.)

Orandum est ut sit mens sana in corpore sano.

Fortem posce animum, morte terrore carentem,

Qui spatium vitae extremum inter munera ponat

Naturae, qui ferre queat quos cumque labors,

Nesciat irasci, cupiat nihil et potiores

Herculis aerumnas credat saevosque labores

Et Venere et cenis et pluma Sardanapalli.

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -

Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,

Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса

Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапалла.

Первый этап исследования (работа с медицинскими фразеологизмами).

Преподаватель: Посмотрите на экран. Рассмотрим и проанализируем клинические признаки заболеваний и синдромов, на основе которых сложились данные медицинские фразеологизмы

Учащиеся под контролем эксперта

называют медицинские фразеологизмы, их клинические признаки;

львиное лицо.jpg

Лицо Корвизара Львиное лицо

воротник стокса.jpg

Бычье сердце Воротник Стокса

Голова Медузы Грудь сапожника

желудок песочные часы.jpg

Мускатная печень Бейби-блюз

печеночные ладони.jpg

Печеночные ладони Сосудистые звездочки

Тигровое сердце Заячья губа

Колено священника Мраморная бледность

Медицинские фразеологизмы

Клинические признаки

Заболевания, синдромы

Лицо Гиппократа

Запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, покрытая каплями холодного пота кожа лица

Тяжелые заболевания органов брюшной полости (перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и др.)

Лицо Корвизара

Сердечная декомпенсация (хроническая сердечная недостаточность)

Львиное лицо

Бугорчато-узловатое утолщение кожи под глазами и над бровями

Бычье сердце

Увеличение сердца до 600-800 граммов

Гипертрофия сердца при пороке

Тигровое сердце

Сердце, на разрезе которого под эндокардом, в особенности на сосочковых и гребенчатых мышцах, различимы тонкие желто-белые полоски, напоминающие тигровую шкуру

Жировая дистрофия миокарда

Мускатная печень

Печень уплотнена и на разрезе напоминает мускатный орех

Кофейной гущи рвота

Наличие крови в рвотных массах

Воротник Стокса

Отек шеи, а иногда и лица, рук, верхней части груди и области лопаток, сопровождающийся набуханием кожных вен

Сдавление верхней полой вены при опухоли средостения

Голова медузы

Извитые расширенные подкожные венозные сосуды передней брюшной стенки

Грудь сапожника

Воронкообразная грудная клетка; западение грудины и ребер, сопровождающееся различными функциональными нарушениями дыхательной и сосудистой систем

Врожденный порок развития

Гусиная печень

Увеличенная в размерах печень однородно-желтого цвета

Резкая степень жировой дистрофии

Лицо восковой куклы

Лицо слегка одутловатое, бледное, с желтоватым отеком и слегка просвечивающей кожей

Мраморная бледность

Резкая бледность кожных покровов новорожденных

Гемолитическая болезнь новорожденных

Сосудистые звездочки

Слегка возвышающиеся над поверхностью кожи ангиомы, от которых лучеобразно разветвляются мелкие сосудистые веточки

Печеночные ладони

Разлитая ярко-красная диффузная окраска ладоней

Заячья губа

Верхняя губа разделена расщелиной, разрывом, который доходит почти до носа, приоткрывает передние зубы и делает ротик малыша похожим на заячий

Патология формирования человеческого эмбриона

Итоги первого этапа исследования: медицинские фразеологизмы, несмотря на образную природу, отражают точные клинические признаки заболеваний и синдромов (итоги подводятся учащимися и их правильность подтверждается экспертом. Следовательно, первое положение гипотезы подтверждено).

Второй этап исследования (работа с крылатыми выражениями).

Ars longa , vita brevis est - Искусство долговечно, жизнь коротка

Bene dignoscitur , bene curator - To , что хорошо распознается, хорошо лечится;

Contraria contrariis curantur - Противоположное лечится противоположным;

Omnium profecto artium medicina nobilissima - Из всех искусств, безусловно, медицина - самое благородное искусство

Исследуются крылатые выражения, содержащие советы медикам:

Alliis inserviendo consumor

Светя другим , сгораю ;

(Надпись под свечой как символ самопожертвования,

приводившаяся в многочисленных изданиях популярных в Европе

Medice , cura te ipsum – Врач, исцелися сам

Medicus curat , natura sanat – Врач лечит, природа излечивает афоризм древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа

Praesente medico nihil nocet – в присутствии врача ничто не вредно.

Comple aegrotum bona spe !

Внушай больному надежду на хорошее;

Medica mente , поп medicamentis

Лечи умом, а не лекарствами!

Medice, cura aegrotum, sed non morbum -

Врач, лечи больного, а не болезнь –

hello_html_m456f5c36.jpg

Рембрант Харменс ван Рейн

hello_html_239db1a1.jpg

Микеланджело Меризи да Караваджо

и другие картины мастеров мировой живописи.

Рассмотрим различные стилистические сферы употребления крылатых выражений о медицине и медицинских фразеологизмов. Сравните фразеологизмы: В час по чайной ложке (разг.) - маска Паркинсона (книж.) и крылатые выражения: Одно лечишь, другое калечишь (разг.) и Врачу, исцелися сам! (книжн.); синонимичность и антонимичность фразеологизмов и крылатых выражений о медицине – напр., Medica mente , поп medicamentis – Лечи умом, а не лекарствами!

Medice , cura aegrotum , sed non morbum - Врач, лечи больного, а не болезнь (син.)

Итоги второго этапа исследования: крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков (итоги подводятся учащимися и преподавателем. Следовательно, второе положение гипотезы тоже подтверждено).

Слово учителя:

- Итак, цель нашего интегрированного исследования достигнута.

Домашнее задание:

"Ритм галопа" — определяемый аускультативно сердечный ритм, напоминающий по акустическим признакам топот галопирующей лошади. Чаще всего ритм галопа встречается при учащенной деятельности сердца, он наблюдается при хроническом нефрите, нефросклерозе, гипертонии, кардиосклерозе

"Кошачье мурлыканье"- пальпаторное ощущение, возникающее у врача при прощупывании области сердца у больных некоторыми пороками сердца. Обусловлено дрожанием грудной клетки при прохождении крови через изменённые, суженные отверстия клапанов сердца

Лицо Корвизара - обрюзгшее лицо с сонным взглядом, акроцианозом на фоне бледно-желтой кожи, багровыми, несколько выпяченными губами и постоянно полуоткрытым ртом, которым больной как бы ловит воздух; характерно для больных с тяжелыми хроническими заболеваниями сердца

Травматология и ортопедия "Куриная грудь" - деформация грудной клетки у детей Грудь сапожника- это искривление грудной клетки. Данный дефект не только некрасив, но и очень опасен, так как искривленная грудина мешает работе сердца.

Болезни органов брюшной полости "Брюшная жаба" - приступ ишемических болей в животе "Булыжная мостовая "-бугристая слизистая оболочка кишечника с многочисленными продольными, щелевидными язвами и поперечными трещинами при болезни Крона

"Голова медузы"- мифическое чудовище, голова которого вместо волос покрыта извивающимися змеями. Симптом цирроза печени, перенаполнение вен передней брюшной стенки

Нервные болезни "Зеленый чепчик- вид головного мозга при гнойном менингите "Пляска святого Витта "- хроническая прогрессирующая хорея (болезнь Гентингтона ), проявляющаяся в чрезмерном количестве непроизвольных некоординированных движений.

Симптом "заходящего солнца"- отклонение глазного яблока вниз,признак внутричерепной гипертензии.

" Сучье вымя"- гидраденит, гнойное воспаление потовых желез. Печеночные ладони ( пальмарная эритема) — симметричное пятнистое покраснение ладоней и подошв, особенно выраженное в области тенара и гипотенара , иногда сгибательных поверхностей пальцев. Пятна бледнеют при надавливании и снова быстро краснеют при прекращении давления. Пальмарная эритема наиболее часто наблюдается у больных хроническими диффузными заболеваниями печени, но бывает и при беременности, септическом эндокардите, тиреотоксикозе. Предполагают, что печеночные ладони обусловлены артериовенозными анастомозами.

"Мраморная бледность" (она же - "белый как полотно" или "белизна лилии") - характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность) , характерная для гемолитической болезни новорожденных — тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору

Стокса воротник — симптом, характеризующийся резким отеком и цианозом шеи (рис.) , головы, области лопаток и верхних конечностей, а иногда и расширением поверхностных вен груди. Воротник Стокса возникает в результате сдавления верхней полой и безымянной вен.

Львиное лицо (лат. facies leonina ) - авторы названия древние ассирийские и вавилонские врачи ( Viii-vi вв. до н. э.), которые уже предпринимали первые попытки использования в медицинской терминологии образных сравнений. Обозначает специфический вид больных лепрой,

Тигровое сердце - Сердце , на разрезе которого под эндокардом, в особенности на сосочковых и гребенчатых мышцах, различимы тонкие желто-белые полоски, напоминающие тигровую шкуру Жировая дистрофия миокарда

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий .



Статья опубликована в сборнике " Актуальные проблемы преподавания словесности в средних профессиональных организациях медицинского профиля" в соавторстве с преподавателем русского языка и культу.


Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс.


Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины.


В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп.


Проверь себя! Прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссёра, роскошный палисадник, известный комментатор телевидения, анализировать систематически, пневмония, физиотерапия, гуманное отношение, перитонит, присутствовать на конференции, эффективный метод, анамнез, перкуссия.

Словарная работа: Монография — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Диссертация — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра. Клиника — лечебное учреждение, в котором — наряду со стационарным лечением больных — ведется учебная и научная работа. Пролонгация — продление срока действия чего-либо, какого-либо процесса: процесса лечения, принятия медикаментов - в медицине; какого-либо соглашения, документа, имеющих ограниченное время действия - в делопроизводстве, праве.

Словарная работа:

Монография — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.

Диссертация — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.

Клиника — лечебное учреждение, в котором — наряду со стационарным лечением больных — ведется учебная и научная работа.

Пролонгация — продление срока действия чего-либо, какого-либо процесса: процесса лечения, принятия медикаментов - в медицине; какого-либо соглашения, документа, имеющих ограниченное время действия - в делопроизводстве, праве.

Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

Типы фразеологических единиц

 Наши помощники

Устное упражнение на определение медицинских фразеологизмов

Устное упражнение на определение медицинских фразеологизмов

Голова Медузы

Голова Медузы

1. Выбери правильный ответ. Фразеологизмы – это … Слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Слова с противоположным значением. Устойчивые сочетания слов. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

1. Выбери правильный ответ. Фразеологизмы – это …

Слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Слова с противоположным значением.

Устойчивые сочетания слов.

Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

2. С чем связаны русские фразеологизмы? С укладом жизни С историей нашей Родины, с работой наших предков, с обычаями С менталитетом русского народа С обрядами

2. С чем связаны русские фразеологизмы?

С укладом жизни

С историей нашей Родины, с работой наших предков, с обычаями

С менталитетом русского народа

Укажи фразеологизм. Белые бараны били в барабаны. От стриженого барана шерсти не получишь. Смотреть как баран на новые ворота . Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек.

Укажи фразеологизм.

Белые бараны били в барабаны.

От стриженого барана шерсти не получишь.

Смотреть как баран на новые ворота .

Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек.

4. Определите, где неверно указано значение фразеологизма. С гулькин нос – много Яблоку негде упасть – тесно Обводить вокруг пальца – обманывать Обводить вокруг пальца – обманывать

4. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

С гулькин нос – много

Яблоку негде упасть – тесно

Обводить вокруг пальца – обманывать

Обводить вокруг пальца – обманывать

5. В какой строке указаны антонимичные фразеологические обороты? Спустя рукава; одного поля ягода. Зуб на зуб не попадает; намылить шею. Заварить кашу; расхлебывать кашу. Два сапога пара; кот наплакал.

5. В какой строке указаны антонимичные фразеологические обороты?

Спустя рукава; одного поля ягода.

Зуб на зуб не попадает; намылить шею.

Заварить кашу; расхлебывать кашу.

Два сапога пара; кот наплакал.

7. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм: Сдержать слово Втирать очки Вступить в брак Во веки веков

7. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:

Сдержать слово

Втирать очки

Вступить в брак

Во веки веков

Наступает облегчение после освобождения от забот.

Снимают с плеч тяжёлые рюкзаки после похода.

Несут чужие вещи, а потом бросят или откажутся их нести.

Желают альпинистам подняться на вершину высокой горы.

9. Укажите фразеологизм: Работать с начала зимы Сорвалось с балкона Работать без году неделю Держать в руках палку

9. Укажите фразеологизм:

Работать с начала зимы

Сорвалось с балкона

Работать без году неделю

Держать в руках палку

10. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее. Береги нос в большой мороз. Задирать нос. Зарубить на носу. Не видеть дальше собственного носа.

10. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее.

Береги нос в большой мороз.

Задирать нос.

Зарубить на носу.

Не видеть дальше собственного носа.

 Интересное о фразеологизмах…

Интересное о фразеологизмах…

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: