Медицинская антропология в вайцзеккера кратко

Обновлено: 10.05.2024

Эберхард Карлс Тюбингенский
университет Гейдельбергский университет
Эберхард-Людвигс-Гимназия ( in )

Карл фон Вайцзеккер ( в )

Немецкий литературный архив Марбаха (A: Weizsäcker, Viktor von)

Виктор фон Вайцзекер (1886-1957) считается одним из основоположников медицинской антропологии . Он является автором значительного объема работ, переведенных на итальянский, японский, испанский и голландский языки.

Резюме

биография

Его роль во время второй мировой войны

Вайцзеккер был назначен в 1941 году, сменив Отфрида Ферстера (en) , профессора неврологии и директора Института неврологии Бреслау . В лаборатории невропатологии этого института мозг детей, убитых в психиатрической больнице Лобена , исследует Ханс Иоахим Шерер . Ему удается сбежать в Январь 1945 г. , а в августе временно берет на себя руководство Гейдельбергским институтом физиологии .

"Патологическая антропология"

- Pathosophie , Millon , Grenoble, 2011, стр. 207

В конечном счете, патологическое существо - это существо, способное испытывать боль или удовольствие. Говоря философскими терминами, речь идет о способности быть затронутым, изменить состояние. Что же в этом хорошего, если не говорить о болезни как о событии, а не как о дефиците, о пришествии, которое меняет наше состояние? Если болезнь является одной из форм жизни, активные и пассивной , в то же время, она предполагает в целом мысль живых существ поймана в патическом, за или ниже все nosography . Жить - значит страдать со всеми задействованными сингулярными модуляциями: желание, сила, долг и т. Д.

- Pathosophie , Millon , Grenoble, 2011, стр. 55

Прием работы

Многие концепции, созданные Вайцзекером, подхватили такие мыслители, как Анри Мальдиней , Жак Шотте , Жан Ури или Бен Кимура .

Вайцзеккер отталкивается от наблюдений за больным и беседы с ним. Как терапевт и невролог он не ограничивается интерпретацией телесного аспекта в переживаниях; он прошёл тернистый путь, особенно в области физиологии, и при этом проследил участие в биологических процессах мыслительных усилий субъекта, его восприятия и действия. Исходным пунктом для него стала физиология органов чувств.




Это утверждение можно проиллюстрировать на примере акта осязания: при ощупывании предмета (например, ключа) в выборе чувственного раздражителя принимают участие особые приёмы. Своеобразные движения пальцами производят выбор так называемого раздражителя. Когда мы ощупываем предмет со всех сторон, то не все ощущения вызывают моторные реакции – результатом был бы хаос, а только те, которые способствуют продолжению восприятия объекта. Следовательно, происходит заранее определённый обстоятельствами выбор из той или иной ситуации. Кроме того, имеется нерасторжимое взаимодействие между движениями и восприятиями.

Вайцзеккер отталкивается от наблюдений за больным и беседы с ним. Как терапевт и невролог он не ограничивается интерпретацией телесного аспекта в переживаниях; он прошёл тернистый путь, особенно в области физиологии, и при этом проследил участие в биологических процессах мыслительных усилий субъекта, его восприятия и действия. Исходным пунктом для него стала физиология органов чувств.

Это утверждение можно проиллюстрировать на примере акта осязания: при ощупывании предмета (например, ключа) в выборе чувственного раздражителя принимают участие особые приёмы. Своеобразные движения пальцами производят выбор так называемого раздражителя. Когда мы ощупываем предмет со всех сторон, то не все ощущения вызывают моторные реакции – результатом был бы хаос, а только те, которые способствуют продолжению восприятия объекта. Следовательно, происходит заранее определённый обстоятельствами выбор из той или иной ситуации. Кроме того, имеется нерасторжимое взаимодействие между движениями и восприятиями.

Виктор Вайцзекер, после окончания гимназии, продолжил образование в университетах Фрейбурга, Тюбингена, Берлина, Гейдельберга. Начиная с $1911$ года работал, в медицинской клинике Гейдельберга ассистентом. В период с $1910$ по $1919$ год Вайцзекер получил дополнительное образование в области физиологии. Период с $1914$ года по $1919$ год Виктор был вынужден посвятить службе в действующей армии. А, начиная с $1923$ года Виктор Вайцзекер – профессор неврологии в городе Гейдельберг.

Вайцзекер - основатель антропологической медицины

Огромное влияние на развитие Вайцзекер, как ученого, оказал Фрейд, которого тот считал гением.

Готовые работы на аналогичную тему

Психосоматика Вайцзекера

Основными пунктами данного подхода являются приём врачом пациента, исследование его страданий и беседа пациента и врача, в которой последний старается понять страдания пациента. За счет такого подхода, страдания тела обретают смысл в жизни человека. Осмысление может касаться исключительно процессов, возникающих естественным путём и являющихся выстраданными. При этом психосоматика проявляется тогда, когда человек в процессе осмысления переживает себя как лицо, способное изменяться и сотрудничать в своём соматопсихическом развитии в исцелении. Понимание истории жизни придаёт новое значение болезненному процессу.

Базовую основу понимания и оценки места болезни в жизни человека обеспечивает не подключение душевных факторов:

  • эмоций, аффектов, отдельных трудностей, жизненных событий, стрессов;
  • не введение психосоматических двусмысленных понятий, когда жизнь пациента с высоким уровнем артериального давления определяется как «существование, находящееся под давлением.

Вайцзеккер как терапевт и невролог не ограничивался интерпретацией телесного фактора в переживаниях. Он преодолел тернистый путь, в том числе в области физиологии, и проследил участие в биологических процессах мыслительных усилий человека, человеческого действия и восприятия. Исходным пунктом для исследований стала физиология органов чувств.

Вайцзеккер считал, что субъективность располагается в начале любого движения и восприятия. Когда мы воспринимаем что-либо оптически, тактильно, акустически, то есть воспринимаем чувственно, то нет необходимости обсуждать зависимость от субъекта и характер выбора конкретного процесса. Чувственное восприятие – не пассивное отражение существующего мира, не набор раздражителей, а выбор из разных возможностей, определенное осмысление, осуществляемое вследствие ситуационной обусловленности, субъективной настроенности, селективной направленности в будущее, восприятия неких фрагментов из прошлого.

Вайцзекер писал в своих работах:

Постоянно меняющийся мир и необходимость заботиться о продолжении рода сталкивают человека и животных со сложными задачами, трудностями и требованиями, угрозами и опасностями, которые лучше всего преодолеваются способностью к приспособлению. Ряд таких требований повторяется, например приспособление к погоде и изменению климата, защита территорий, обеспечение пищей, защита и питание потомства, противостояние природным катастрофам, изменение жизненного пространства (миграция), а также формирование супружеских отношений; другие могут быть неповторимыми и неожиданными. Некоторые из них долговременные, другие внезапные. Животные, чтобы выжить, должны быстро приспособиться в меняющихся условиях. Им необходимо принимать решения (например, выбор между бегством и борьбой), а действия должны осуществляться быстро и результативно.

Исследование стресса имеет пёструю историю; в нём частично использовалась традиция контрольного эксперимента с
— биологически неприемлемыми (например, электрошок),
— неподходящими (например, инъекции кретонового масла) или
— депривационными (например, изоляция социальных животных в клетках) ситуациями. (Deprivation — лишение — H.B.)

Стрессы нейтрализовались анестезией. В других случаях высокотренированные животные подвергались опытам, в которых они должны были выполнять обычные биологические задания, за исключением заданий, связанных с избеганием боли. При подобных неестественных экспериментальных условиях и вызванных ими эффектах (язва желудка, гиперплазия надпочечников и кровоизлияния в органы иммунной системы) делали неадекватные заключения о том, как животные ведут себя в природных условиях: как работает мозг и как должна возникать болезнь (повреждение органа).

В настоящее время можно исходить из того, что многие позиции концепции стресса находятся на пути к объяснению. Очень многие экспериментальные психосоматические исследования у человека являются в действительности исследованиями стресса — традиция, начало которой положил X. Волфф. Эти перспективные исследования были проведены также на животных и дали многочисленные результаты, которые подтверждают, расширяют и объясняют данные, полученные у человека [Н. Weiner, 1992].

Таким образом, можно сделать следующий вывод о влиянии теорий стресса и изучения стресса на психосоматическую медицину: стрессовые ситуации представляют собой селективные нагрузки самого разного рода и длительности:
— психические,
— межличностные и
— социальные.

Они угрожают субъекту или побуждают организм что-то делать, чтобы
— их преодолевать,
— овладевать ими или
— отстраняться от них.

Их влияние можно изучать только на интактном, полноценном организме.

Изначально по-другому ориентированная самостоятельная линия развития психосоматической теории происходит из определённого направления внутренних болезней, особенно из изучения большого контингента больных с так называемыми функциональными нарушениями без патологической органической основы. Начало этому было положено в Германии Лудольфом Крелем (L. Krehl) и Густавом Бергманом (G. Bergmann), а затем значительно расширено и развито В. Вайцзеккером (V. Weizsacker) и Т. Икскюлем (Th. UexkiiH), а также Александром Йоресом (A. Jores) и Паулем Кристианом (P. Christian). Эти клиницисты, большей частью врачи-терапевты, находились в той или иной мере под влиянием психоанализа. Однако, они вышли за рамки чистого психоанализа, чтобы объединить глубинно-психологический подход к соматическому заболеванию с естественнонаучной потребностью медицины. Сходное направление создал в США Г. Вайнер (Н. Weiner), который самостоятельно развил исходные европейские традиции под влиянием Александера.

Интегративная модель должна оценить и объединить современное состояние знаний в медицине. По интегративной модели состояние здоровья определяется не по абсолютному его значению — отсутствию болезни, а скорее как успешное приспособление к окружающему миру. Болезнь определяется как нанесение ущерба или нарушение определённых компонентов (областей) структуры или функций организма человека. Болезнь не является единственным основанием появления чувства болезни и страдания. Это чувство возникает также вследствие неспособности человека приспособиться к различным жизненным ситуациям или к болезни, оно является результатом несоответствия между адаптивными возможностями человека (способность к приспособлению) и требованиями, которыми они определяются. Эта неудача адаптации приводит к страданию или к чувству болезни. Болезненные ощущения и чувство болезни, наблюдающиеся, например, в рамках широко распространённых функциональных нарушений, являются сигналом того, что способность человека к выживанию в его специфической среде нарушена или подвержена угрозе вследствие болезни. В этой модели лечение имеет задачу облегчить адаптивную недостаточность или скорректировать её, но не преследует цели достижения трудноопределимого идеала здоровья.

Интегративную концепцию следует понимать как нечто целостное. Она отличается от традиционной точки зрения, согласно которой болезнь является замкнутой сущностью, которую врач должен сначала диагностировать. Ей должны соответствовать патогенетический агент или анатомическое поражение, которые дают повод к развитию заболевания. С этой точки зрения для определения болезни достаточно корреляции между причиной повреждения и симптомами болезни. Но корреляция между субъективными жалобами, симптоматикой и органическим повреждением не столь тесная. Кроме того, больной может быть предрасположен к болезни, не будучи больным или не чувствуя себя больным. Он может даже иметь болезнь и быть при этом практически здоровым или не страдать, несмотря на наличие болезни, т.е. не чувствовать себя больным. С другой стороны, он может чувствовать себя больным и страдать, не будучи больным.

Даже в лабораторных условиях воспроизведение болезней у животных характеризуется большой вариабельностью из-за того, что слишком многие факторы участвуют в этом [R. Ader, 1980]. Среди людей, у которых имеется очевидный риск развития определённого заболевания и которые подвержены одинаковым изменениям и тяготам в своей жизни, заболевают лишь немногие [Н. Weiner и соавт., 1957]; этих немногих нельзя определить заранее, несмотря на наличие известных факторов риска.

Многообразные, разносторонние взаимодействующие факторы могут быть
— генетическими,
— бактериальными,
— иммунными,
— пищевыми,
— психологическими,
— обусловленными поведением и
— социальными — одним словом, все заболевания имеют многофакторный генез.

Интегративная позиция ориентирована на процесс, а не на структуру. Она пытается объяснить тот парадоксальный факт, что у человека могут возникать симптомы как при наличии, так и при отсутствии признаков анатомического повреждения или нарушений физиологических функций. Сторонники этой позиции рассматривают страдание и болезнь как распад биологического приспособления, который может, но не должен приводить к анатомическим поражениям. Этот распад может произойти на разных уровнях биологической организации — от психологической до иммунной, он может приобретать различные формы и самыми разными путями приводить к одному и тому же заболеванию.

Исходя из этого, каждое заболевание имеет многочисленные подформы. Как каждый индивидуум имеет свои особенности, так и ни одна болезнь не похожа на другую.

Это интегративное воззрение предполагает многофакторный, нелинейный характер этиологии, течения и лечения страданий и болезней и пытается совместить широкий подход к здоровью и болезни с нашими знаниями о роли социальных и психологических факторов на каждой стадии страдания и болезни.

На психическом уровне имеются опять-таки специфические и дифференцированные системы знаков. К ним относятся ощущения и чувства, которые мы воспринимаем от нашего тела и/или через органы чувств из окружающей среды. С помощью этих знаков субъект строит свой субъективный мир [Th. Uexkull и W. Wesiak, 1991].

Переживаемая субъектом ситуация придаёт тому или иному событию различное значение
— непреодолимого напряжения или ни о чём не говорящего изменения,
— криза или банального отклонения,
— стресса или нестресса.

Вайцзеккер отталкивается от наблюдений за больным и беседы с ним. Как терапевт и невролог он не ограничивается интерпретацией телесного аспекта в переживаниях; он прошёл тернистый путь, особенно в области физиологии, и при этом проследил участие в биологических процессах мыслительных усилий субъекта, его восприятия и действия. Исходным пунктом для него стала физиология органов чувств.

Субъект переносился, так сказать, в кору и становился таинственной конечной функцией предшествующего не зависимого от него физиологического процесса. Вайцзеккер правильно противопоставил этому положение, что субъективность всегда стоит в начале любого восприятия и движения именно в обусловленности того, что выбирается, устанавливается и охватывается посредством восприятия и движения. Когда мы воспринимаем что-то
— оптически,
— акустически,
— тактильно, т.е. воспринимаем чувственно, то не стоит и дискутировать о зависимости от субъекта и характере выбора этого процесса.

Чувственное восприятие — это не пассивное отражение объективно существующего мира, не мозаика раздражителей, а всегда
— выбор из различных возможностей,
— некое осмысление, которое осуществляется вследствие
— субъективной настроенности,
— ситуационной обусловленности,
— селективной направленности в будущее,
— восприятия определённых фрагментов из прошлого , подвергается толкованиям и вытеснению.

Это утверждение можно проиллюстрировать на примере акта осязания: при ощупывании предмета (например, ключа) в выборе чувственного раздражителя принимают участие особые приёмы. Своеобразные движения пальцами производят выбор так называемого раздражителя. Когда мы ощупываем предмет со всех сторон, то не все ощущения вызывают моторные реакции — результатом был бы хаос, а только те, которые способствуют продолжению восприятия объекта. Следовательно, происходит заранее определённый обстоятельствами выбор из той или иной ситуации. Кроме того, имеется нерасторжимое взаимодействие между движениями и восприятиями.

Такое представление и объяснение как рациональная данность, независимая от постулатов объективного вневременного естествознания или психологии, их осмысление и изучение возможны только на основе понимания истории жизни. Вайцзеккер заключает из этого, что не только
— покраснение,
— рвоту,
— понос и
— сердцебиение следует рассматривать как формы душевного выражения, но и работу желудка, кишечника, лёгких и печени — как органов выражения жизнедеятельности страдающего человека. Можно сказать, что человек при болезненных изменениях своих функций находит такое применение своим органам, которое физиологией не предусмотрено, во всяком случае той физиологией, которая рассматривает организм лишь как систему гомеостатического равновесия.


(Патический — Суффикс используемой для следующих обозначений:
1. Ощущения или чувства человека, что на него воздействуют определенным способом: например, телепатический.
2. Болезненного состояния; например кардиопатический.
3. Общего расстройства; например социопатический. 4. Формы терапии; например остеопатический — H.B.)

Экзистенциальная вовлечённость человека в спор
— с самим собой,
— с окружающими,
— с учреждениями как требование принятия решения внутренне присуще конфликтам и кризисным ситуациям страдающего человека. Это не означает обязательного срыва, развития болезни, но это — патические категории. Планирование своей жизни заранее в человеческом существовании означает принятие решений, что характерно и для кризисных ситуаций у страдающего человека. Описывая биологические акты как исходные пункты и предлагая гипотезы, прокладывающие новые направления исследований, Вайцзеккер не ставил цели создать теорию возникновения определённых психосоматических заболеваний и основать научную школу. Болезненные состояния и болезни предоставили ему возможность наблюдать жизненный мир человека и заново осмыслить его с помощью введённых им оригинальных понятий.

Рассмотренные выше психосоматические теории и модели отражают определённые позиции, которые нерасторжимо связаны с исторически актуальным процессом формирования идей и вытекающей из них концентрации внимания на определённых направлениях исследований. Поэтому исторически более старые модели, например
— психосоматических типологий характеров,
— конверсионная модель или
— модель специфического бессознательного конфликта Александера, не просто заменялись последующими теориями. Их эвристическая ценность неоднократно подтверждалась, хотя их значение частично модифицировалось и определялось новыми точками зрения более поздних теоретических моделей.

Насколько правомочна использованная при этом терминология
— у Вайнера — ссылка на современную математическую теорию управления;
— у Т. Икскюля — уклон в семиотику,
— у Вайцзеккера — религиозно фундированная точка зрения на страдающего субъекта) для требований действительно интегративных теорий и моделей (не в смысле простого сложения биологических, психологических и социальных позиций), станет очевидным в результате дальнейшего развития психосоматики.


(21.4.1886, Штуттгарт - 9.1.1957, Гейдельберг) - немецкий врач-интернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии.

Биография. После обучения в гимназии получил образование в университетах Тюбингена, Фрейбурга, Берлина, Гейдельберга (доктор медицины). С 1911 г. работал ассистентом в медицинской клинике Гейдельберга; с 1910 г. по 1919 г. получил дополнительное образование по физиологии (г. Криз, Кембридж), с 1914 г. по 1919 г. был в действующей армии. С 1923 г. он - экстраординарный профессор неврологии в Гейдельберге.

Исследования. Большое влияние на его развитие оказал З.Фрейд, которого Вайцзекер считал гением. Вайцзекер - один из основателей антропологической медицины, опирающейся на понятия "бытия-в-мире" и "бытия-с-другими" и близкой по методологическим установкам 2-й Лейпцигской психологической школе, прежде всего "психологии целостности" Ф.Крюгера. Ее задачу он видел в понимании болезненных симптомов пациента в контексте его духовного развития, как конкретное и материальное свидетельство проблем этого развития. Ввел понятие Gestaltkreis ("круг формы") для характеристики взаимоотношений организма и окружающего мира. Эта начальная единица анализа - комплексное образование, включающее в себя и восприятие, и движение; согласно этому понятию, движение, например глаз, обязательно должно сопровождать восприятие какой-либо формы (Der Gestaltkreis. Theorie der Einheit vom Wahrnehmen und Bewegen. 4 Aufl., Lpz.,1949).

Терапия. Вайцзекер пытался реализовать свои представления о медицине целостности в "антропологической психотерапии", где объединял подходы к человеку с позиций естественнонаучной медицины и психоанализа, который трактовал в экзистенциалистском ключе, при опоре на учение Хайдеггера.

Сочинения. Entstehung, Erkennung und Behandlung innerer Krankheiten. Lpz., 1933;

Diessein und Jenseits der Medizin. 1950;

Der kranke Mensch. Eine Einfuhrung in die medizinische Antropologie. Stuttgart., 1951;

Arzt im Irrsal der Zeit. Gottingen., 1956;

Natur und Geist. Erinnerungen eines Arztes. Munch., 1977;

Zwischen Medizin und Philosophie. Gottingen, 1957 (совм. с Wyss D.).

Литература. Henkelmann T. Victor von Weizsacker. Materialien zu Leben und Werk. B., 1986;

Читайте также: