Матрена тимофеевна идеал величавой славянки или простая русская баба кратко

Обновлено: 19.05.2024

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Биография главного женского персонажа

По словам Матрены, она была счастлива только в семье отца. Ее берегли, охраняли сон, не заставляли работать. Девушка ценила заботу родных, отвечала им лаской и трудом. Песни на свадьбе, причитания над невестой и плач самой девушки – это народный фольклор, который передает реальность жизни.

В семье мужа все изменилось. Страданий было так много, что не всякая женщина смогла бы их вынести. Ночью Матрена обливалась слезами, днем стелилась как трава, голова потупилась, гнев в сердце спрятался, но копился. Женщина понимает, так живут все. Филипп относится к Матрене хорошо. Но отличить хорошую жизнь от жестокости сложно: порет жену плеткой до крови, уходит на заработки, оставляет одну с детьми в ненавистной семье. Не требует девушка к себе много внимания: шелковый платочек и катание на саночках возвращают ее к веселому пению.

Призвание русской крестьянки – растить детей. Она становится настоящей героиней, мужественной и крепкой. Горе идет по пятам. Первый сын – Демушка погибает. Его не смог уберечь дед Савелий. Власти издеваются над матерью. Они терзают тело ребенка у нее на глазах, картины ужаса остаются в памяти на всю жизнь. Другой сын отдал овцу голодной волчице. Матрена защитила мальчика, встав вместо него на наказание. Материнская любовь сильна:

Корчагина встала на защиту мужа. Беременная пошла к губернатору с просьбой, не забирать его в солдаты.

Внешность женщины

Некрасов описывает Матрену с любовью. Он признает ее красоту и удивительную привлекательность. Одни черты для современного читателя не свойственны красоте, но это только подтверждает, как изменилось отношение к внешности за века:

Характер Матрены

Главная черта характера - трудолюбие. Уже с детских лет Матрена любит работу и не прячется от нее. Она умеет ставить стога, трепать лен, молотить на риге. Хозяйство у женщины большое, но она не жалуется. Всю силу, которую получила от Бога, отдает работе.

Другие черты русской красавицы:

Откровенность: рассказывая странникам свою судьбу, она ничего не приукрашивает и не скрывает.

Свободолюбие: в душе остается желание быть вольной и свободной, но правила жизни меняют характер, заставляют быть скрытной.

Верность: жена предана свою мужу, в любых ситуациях стремится быть честной и верной.

Честность: Матрена сама ведет честную жизнь и учит своих сыновей быть такими. Она просит их ни воровать, ни обманывать.

Женщина искренне верит в Бога. Она молится и утешает себя. Ей становится легче в разговорах с Матерью Божьей.

Счастье Матрены

Странников отправляют к Корчагиной из-за прозвища – губернаторша. Редко кто мог из простой крестьянки стать известной в округе с таким титулом. Но принесло ли прозвище истинное счастье? Нет. Народ ославил ее счастливицей, но это только один случай из жизни Матрены. Смелость и упорство вернули в семью мужа, жить стало легче. Детям не пришлось больше ходить побираться по деревням, но сказать, что Корчагина счастлива нельзя. Матрена понимает это и пытается объяснить мужикам: среди русских простых женщин нет счастливых, и не может быть. Сам Бог отказал им в этом – потерял ключи от радости и воли. Богатство ее – озера слез. Испытания должны были сломить крестьянку, душа должна была стать черствой. В поэме все по-другому. Матрена не умирает ни духовно, ни физически. Она продолжает верить, что ключи от женского счастья найдутся. Она радуется каждому дню и вызывает восхищение мужиков. Ее нельзя признать счастливой, но и несчастной никто не посмеет назвать. Она настоящая русская крестьянка, самостоятельная, красивая и сильная.

Судьба Матрёны Тимофеевны

Лишь изредка тёплое отношение Филиппа к ней доставляет женщине радость и заставляет её улыбаться. Рождение ребёнка стало счастливым событием в жизни Матрёны. Но недолго ей пришлось радоваться на сыночка Дёмушку. Сначала она малыша носила в поле, когда там работала. Но свекровь заставила её оставить ребёнка дома со старым дедушкой — чтобы Матрёна не отвлекалась и нажала больше колосьев ржи. Старик Савелий не доглядел за малюткой, и Дёмушка погиб.

Мать долго убивалась горем, позже её обвинили в сговоре и убийстве собственного дитя. Едва не сойдя с ума от навалившихся невзгод, Матрёна выстояла, вскоре у неё родились ещё дети, а Савелий ушёл в монастырь, чтобы заслужить её прощение. Корчагина была вынуждена много работать, воспитывать детей, ей не с кем было делиться свои горем, и все свои переживания она держала в себе.

Матрёна обрела себя в заботе о детях и в трудной работе для них. Она растила пятерых сыновей, одного из них уже взяли по рекрутской повинности в солдаты. Душа героини полна обидами и тоской, и она с горечью повествует свою историю странникам. Верующая Корчагина молилась, и Бог помог ей пережить самые трудные моменты в жизни.

Характер

Матрёна Тимофеевна предстаёт перед читателями как любящая, заботливая мать, которая справляется с трудностями крестьянской жизни самостоятельно. Ей свойственны такие черты характера как терпеливость, самостоятельность, оптимизм. Несмотря на тяжёлую жизнь, она умеет замечать редкие радостные моменты. Корчагина духовно и физически сильна, она — опора для своей семьи. Матрёна — женщина не только сильная и выносливая, но и любящая, нежная.

Вывод


Образ Матрёны Тимофеевны удивительно гармоничен. Она сильная, терпеливая, самостоятельно справляется со всеми трудностями. В жизни Матрёны было много несчастий, но постоянная борьба за жизнь закалила её. В то же время эта некрасовская героиня сумела сохранить свою материнскую любовь и нежность.

Характеристика образа Матрёны Тимофеевны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, как создавался образ Матрёны Тимофеевны.

– Поймём, в чём заключается истинное счастье с точки зрения автора поэмы.

Во-первых, большая часть этой главы написана от первого лица. Такого в поэме Некрасова больше нет.

Во-вторых, героиней поэмы становится женщина, крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина. Она и рассказывает странникам о своей судьбе и о жизни Савелия, богатыря святорусского.


Странники приходят к Матрёне Тимофеевне летом, в разгар жатвы. Работы невпроворот, но помощников у хозяйки нет. Скорее всего, мужчины в этом селе ушли на заработки, как это делалось, к примеру, в Костромской губернии.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдёт – словно солнце осветит!

О приземлённости говорят из-за точного описания внешности крестьянки: смуглая грудь, тяжёлые косы, босые ноги,

Красивые, ровные зубы,

Что крупные перлы у ней,

Но строго румяные губы

Хранят их красу от людей.

Это сильная, терпеливая, хозяйственная женщина. Её трудолюбием, ловкостью и строгостью нрава прежде всего восхищается поэт.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна.


Можно сказать, что и словесная ткань этой главы главным образом выстроена на материале федосовских плачей и народных песен. Пример переработанной народной песни мы можем видеть в описании Дёмушки, первенца Матрёны Тимофеевны. Вот текст поэмы:
Как писаный был Дёмушка!

Краса взята у солнышка,

У снега белизна,

У маку губы алые,

Бровь чёрная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!

А это слова народной свадебной песни:

Как у этого млада сына отецкого

Красота взята от солнышка

Белизна-то от бела снега…

…Щёчки от мака красного,

Очи ясные – ясь сокола,

Ясна сокола заморского,

Брови чёрны черна соболя

Черна соболя сибирского

Не плюй на раскаленное

Железо – зашипит!

Любить-голубить некому,

А есть кому журить!

Язык народных песен, пословиц и поговорок, которым рассказывается судьба Матрёны Тимофеевны, делает её жизнь типичной. За её судьбой стоит судьба целого народа, воплощённая в народном творчестве. Образ Матрёны Тимофеевны – это типичный образ русской крестьянки в России девятнадцатого века. Типична и её жизнь: бесконечный тяжёлый труд, страдания, потери и унижения

Матрёна Тимофеевна уверена, что русская крестьянка не может быть счастливой, ведь ключи от женского счастья и вольной волюшки Богом потеряны. Она говорит не только о себе, а о женской доле в целом.

Матрёну Тимофеевну в селе считают счастливой, но она прожила тяжёлую жизнь, в которой было много горя и унижений. Женщина много выстрадала от семьи мужа. Единственный, кто к ней был добр, дед мужа Савелий Корчагин. О нём Матрёна Тимофеевна рассказывает странникам.

Богатырства в Матрёне Тимофеевне не меньше, чем в Савелии. Ей всё под силу вынести и перетерпеть, ни одно горе не сломило её. Но история Савелия, которую она рассказывает, не только подчёркивает силу её духа, то, что они с Савелием, богатырём святорусским, равновеликие фигуры. Некрасов снова и снова говорит о силе гнева, зреющего в народе, о внутренней готовности крестьянина к бунту, о переполненной чаше народного терпения.

Почему Гришу Добросклонова можно назвать счастливым человеком? Ведь он родился в бедной семье, рано потерял мать, голодал, да и будущее Гриши трудно назвать благополучным.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь

Тем не менее, Некрасов однозначно указывает на Гришу, как на счастливого человека. И объясняет, почему Гриша Добросклонов счастливый человек.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного –

Пел он воплощение счастия народного.

Гриша Добросклонов – единственный герой поэмы, сознательно выбравший своим призванием борьбу за народное счастье. И выбор этот он сделал пятнадцатилетним подростком.

Надо сказать, что, создавая образ народного заступника, поэт использовал прототипы. Фамилия Добросклонов похожа на фамилию Добролюбов, а Николай Добролюбов был пламенным революционер-демократом и ближайшим другом, и сподвижником Некрасова.


Умер Николай Добролюбов от чахотки. Другой друг и сподвижник Некрасова Николай Чернышевский был сослан на 20 лет в Сибирь.

О цели выспренней

Там мысль смешна.

Кипит там вечная.

Бесчеловечная

Вражда-война

За блага бренные.

Там души пленные

Полны греха.

На вид блестящая,

Там жизнь мертвящая

К добру глуха.

Заметим, что именно эта дорога воплощает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей, это дорога к мирским благам.

Гришина дорога, к счастью, иная.

Другая – тесная

Дорога, честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойдённого.

За угнетённого.

Песня заканчивается призывом идти по трудной дороге борьбы, быть заступником обездоленных. Таким образом Некрасов однозначно отвечает на вопрос, в чём заключается истинное счастье и в чём предназначение человека.

Современница Некрасова Александра Григорьевна Степанова-Бородина так писала о творчестве поэта:

Читайте также: