Мастер и маргарита квартирный вопрос кратко

Обновлено: 05.07.2024

Очень интересна история с Лиходеевым, только что нами упомянутая: сам сатана выступает в роли гаера, пародирующего обычное поведение людей.

15. Квартирный вопрос

15. Квартирный вопрос Представим ситуацию: вы переехали в Германию. Неважно, временно или на постоянное место жительства. Первое, что вам необходимо, — это снять жилье. Казалось бы, что тут сложного? Открой газету с объявлениями, найди подходящую тебе по метражу и

Национальный вопрос как вопрос самоуничтожения

Национальный вопрос как вопрос самоуничтожения 1. Там, где есть больше одной национальности, всегда будет возникать национальный вопрос. Дело только в остроте, частоте, актуальности национального вопроса, в серьезности или случайности поводов к нему.2. Чем хуже жизнь,

Лето Русский вопрос как вопрос о власти

Лето Русский вопрос как вопрос о власти 037 Провинциальная Россия. Царство бартера. Старые и молодые хищники. Лев Тихомиров и проблема государственных учреждений. Разложение сталинской власти, случай Тюмени. Самопоедающий сталинизм с демократическим флажком ? Чем может

Лето Русский вопрос как вопрос о власти

АЗАРОВА ИСПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

АЗАРОВА ИСПОРТИЛ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС Ну, а как обставляет свой спартанский быт сам Николай Янович? Сейчас мы можем узнать, как Азаров подыскал себе новую квартиру на Печерске. За счет "жидов", – жильцов, в согласии которых очистить их квартиры Азаров не сомневается. Он умеет

Вопрос 8 Почему вам требуется столько времени, чтобы ответить на вопрос?

Вопрос 8 Почему вам требуется столько времени, чтобы ответить на вопрос? Вы, нормальные люди, говорите с невероятной скоростью. Между появлением мысли в вашей голове и ее произнесением проходит лишь доля секунды. Для нас это подобно волшебству!Может быть, что-то не так с

Эх, люди, люди! Сильно же вас испортил квартирный вопрос

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос Савицкий назначил встречу в том самом коттедже, который положил начало его карьере. Разумеется, он не собирался устраивать для Колобкова и Дубинина семинар о секретах мастерства. Он и не стал бы встречаться с ними, если бы не было повода.Но повод был.

Квартирный вопрос

Квартирный вопрос Еще один лелеемый самими ньюйоркцами стереотип – это вечно спешащий взвинченный горожанин. Да, в переходах метро и на оживленных улицах лучше идти быстро и не создавать толпу, но на лужайке Центрального парка солнечным днем никто никуда

Николай Бердяев. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, КАК ВОПРОС ХРИСТИАНСКИЙ

Квартирный допрос / Общество и наука / Телеграф

Квартирный допрос / Общество и наука / Телеграф Квартирный допрос / Общество и наука / Телеграф Прав был поэт: мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Взять хотя бы «Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым

Русская жизнь №13, октябрь 2007 Квартирный вопрос * НАСУЩНОЕ * Драмы

Русская жизнь №13, октябрь 2007 Квартирный вопрос * НАСУЩНОЕ * Драмы Баков. Политтехнолог Антон Баков (я о нем уже писал, когда этот авантюрист пытался сделать из солдата Сычева перспективного политика) - все-таки очень интересный персонаж. Самые яркие эпизоды

К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе “Московские квартиры” и затрагивал эту тему везде, где позволял реквизит. “Собачье сердце” построено на кризисе; в “Дьяволиаде” упоминается коммунальная квартира; в “Театральном романе” – жалкая комнатушка Максудова и еще два беглых наблюдения. “Роковые яйца”: “В 1919 году у профессора отняли из 5 комнат 3. Тогда он заявил Марье Степановне: – Если они не прекратят эти безобразия, Марья Степановна, я уеду за границу”.

в начале 20-х годов Булгаков понимал, что жилищный кризис – “безобразие”. Но в тот момент писатель считал безобразие временным и надеялся, что через самое короткое время оно кончится. “…Ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила… в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый из 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919-1925” .

“Страшный и смешной”… Спустя 15 лет, когда Булгаков писал “Мастера”, его скромный план постройки

шести-семи тысяч квартир был давно перекрыт, но терзания москвичей продолжались, и это через 20 лет после начала кризиса!

Достаточный срок, чтобы испортить людей, как и сказал Воланд. Смешно было лишь вначале, когда бедствие казалось преходящим. В какой-то момент стало страшно. “Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу.

Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире” – это уже в “Мастере”.

Не надо считать “ужасы” преувеличением.

Даже те сравнительно немногие люди, которые обитали душа в душу с соседями по коммунальной квартире, жили неестественно, хотя бы они сами ничего дурного не замечали. А плохие отношения под собственным кровом воистину ужасны. Вспомним карикатурное изображение “коммуналки” в “Золотом теленке” Ильфа и Петрова – поротого розгами Васисуалия Лоханкина.

Пороли его за рассеянность, он не гасил свет в уборной. Булгаков повторяет сюжет с полнейшей серьезностью, без тени сатирического нажима: “Свет надо тушить за собой в уборной… а то мы на выселение на вас подадим!” (651). Все-таки на “вы”, вежливо… Булгаков на то и был писатель Божьей милостью, чтобы чувствовать за людей уродливость жизни в общей квартире; на то и мыслитель, чтобы понять, до какой степени жители Москвы испорчены “квартирным вопросом”, даже те, кто не хамят друг другу в открытую. “Обе вы хороши…” – заметила по этому поводу Маргарита (и погасила вежливым склочницам примусы).

На Мастера написали донос, желая “переехать в его комнаты”, – крайнее проявление “испорченности”, и заметим: Воланд никак практически не покарал доносчика Алоизия Могарыча!

Диагноз уже поставлен: “квартирный вопрос испортил их…”, чего теперь с них спрашивать?

В “Мастере” жилищный кризис не просто упоминается; это лейтмотив. Первая картина – квартира в переулке у Остоженки, с ванной комнатой, где ванна “в черных страшных пятнах от сбитой эмали” и почему-то нет электрического освещения. (Комментарий – в “Собачьем сердце”: “Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее” (с. 142).) Там же “на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов.

Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно…”. Опять примус, знаменитый примус, орущий и воняющий керосином прибор – в столице, почему-то лишенной газовых и электрических кухонь. “Около десятка” – значит, никак не менее пяти семей жили в квартире… Картина!

Да, и еще деталь – из-за вынужденных контактов между семьями раздолье развратникам – Бездомный сунулся в ванную и “голая гражданка, вся в мыле” приняла его за соседа-любовника. Еще рисунок с натуры: в МАССОЛИТе длиннейшая очередь, начинающаяся “уже внизу в швейцарской”, в комнату с надписью на двери: “Квартирный вопрос”, “в которую ежесекундно ломился народ”.

Следующая картина – через 20 страниц, глава “Нехорошая квартира”. В ней реальнейший “квартирный вопрос” соединяется с не менее реальными “исчезновениями” и все вместе мистифицируется; здесь есть и второй тип исчезновений – связанный с “квартирным вопросом”: “директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился” добыть комнату своей бывшей жене – поэтому она и смогла исчезнуть… И на фоне всего этого Воланд, как заурядный квартирный склочник тех лет, “подает на выселение” Лиходеева: “…Так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире.

И мне кажется, что этот лишний – именно вы!”.

Замечательно, что Коровьев тут же это “выселение” обосновывает на стандартном языке квартирной склоки: “жутко свинячат”, “пьянствуют”, “начальству втирают очки” – пусть так, но почему из дому-то выселять? Нисколько не лучше, чем пресловутый свет в уборной…

Полная энциклопедия квартирных страстей дается еще через главу, эдак неприметно, скороговоркой, в одном длинном периоде. Едва успел погибнуть Берлиоз, как к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного. Заявлений было “тридцать две штуки”. “В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы… указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами… два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности”. Не надо улыбаться, читатель.

Сатира сатирой, но все здесь истинно – в чем свидетель каждый москвич, помнящий ситуацию до 1960 года. Истинно и то, что доносы из-за жилья были явлением не исключительным.

Еще заметка: выиграв сто тысяч, главный герой “бросил свою комнату на Мясницкой… – Уу, проклятая дыра! – прорычал гость”. И затем горделивое описание жалкой квартирки в подвале: одна комната “совсем малюсенькая”, зато другая – “громадная комната, четырнадцать метров”, и почему-то особо упоминается водопровод… Таково качество хорошего жилища во время кризиса!

Еще картинка: киевский экономист Поплавский получает телеграмму о гибели племянника-москвича. Идет авторская ремарка: “Телеграмма потрясла Максимилиана Андреевича. …Нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой”. Такие ситуации потрясают людей и сегодня.

Помните знаменитую фразу Воланда из "Мастера и Маргариты" про квартирный вопрос?

Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. ну, что ж. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их.

Фразу помнят все, но далеко не все помнят - почему именно квартирный вопрос испортил москвичей.

Дело в том, что в конце 1920-х годов столица была дичайше, невероятно перенаселена. Жилого фонда просто не хватало на всех.

Безусловно, большевики пытались с этим бороться. Поначалу, когда ни о каком жилищном строительстве и речи быть не могло - перераспределением жилья "по-справедливости". Именно тогда появляется понятия "подселение" и "уплотнение", с которыми так истово боролся герой другого произведения Булгакова - профессор Преображенский из "Собачьего сердца".

Суть подселения проста: если у тебя были излишки жилой площади - к тебе могли подселить семью, нуждающуюся в жилье. А то и не одну.

Жилищные нормы были установлены в 1919 году и составили 18 квадратных аршин на человека или 9 квадратных метров. Именно на эти цифры начинают ориентироваться при подселении жильцов.

Последствия вы понимаете - Москва и другие крупные города страны стали царством коммунальных квартир, где в каждой квартире жило несколько семей.

НО УЖЕ 1 ОКТЯБРЯ 1934-ГО ГОДА МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ обращается с письмом к ответственному секретарю Союза Советских Писателей А.С. Щербакову, где описывает свою новую, ещё как следует не обжитую квартиру как чуть ли не камеру пыток средневековой инквизиции:

Кроме того, драматурга донимала сырость и моль (!), а также сосед-композитор, который играл с утра до вечера. Пошла в дело и болезнь жены, которой из-за отсутствия лифта трудно подниматься на верхний этаж. Как и Булгаков, Вишневский просил выделить ему в Лаврушинском переулке четырёхкомнатную квартиру.

На заседании Секретариата ССП от 4 августа 1936 года был составлен список на заселение ещё не сдан¬ного в эксплуатацию дома. В нём 19 семей писателей должны были получить двухкомнатные квартиры, 38 — трёхкомнатные, 15 — четырёхкомнатные, 5 — пятикомнатные (семьи К. Федина, И. Сельвинского, И. Эренбурга, Н. Погодина и Вс. Вишневского), а семье Всеволода Иванова выделялась шестикомнатная.

НАДО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО КВАРТИРЫ писателям предоставлялись не бесплатно. Речь шла о жилищных кооперативах. Двухкомнатное гнёздышко площадью 50 квадратных метров стоило 10 -12 тысяч рублей, из которых половину писатель оплачивал до въезда, а на остальную сумму предоставлялась длительная рассрочка. Однако эти условия многим казались обременительными. И то сказать: чтобы собрать необходимую сумму, обычному советскому обывателю в 1932 году надо было выложить свыше четырёх годичных зарплат, а инженеру каменноугольной промышленности (высокооплачиваемому специалисту) пришлось бы отдать всю свою зарплату за полтора года.

Да, писатель играл в жизни роль своего персонажа, профессора Преображенского: ему дела не было до пролетариата, который жил в бараках. Булгакову нужен был кабинет, а всё остальное его не касалось. Я нисколько не протестую против подобного мировоззрения. Но оно мало вяжется с обликом страдальца.

Надо признать, что квартирный вопрос испортил не только москвичей в целом, но и самого писателя – в частности. Немалую роль в этом, конечно, сыграли расшатанные нервы и подорванное здоровье. Но стремление к улучшению квартирных условий в последние годы жизни приобрело у Булгакова просто маниакальный характер. В этом смысле он фактически ничем не отличался от своего гонителя Всеволода Вишневского. Истерики последнего по поводу новой квартиры вынуждена была сдерживать его жена, которая писала мужу 27 декабря 1936 года:

Очень тонкое замечание: писатель сам себе внушил ненависть к квартире! К слову сказать, Вишневский жил с супругой (театральным художником) в трёхкомнатной квартире площадью 50 квадратных метров, и сетовал на то, что не может забрать из Ленинграда сына, так как для него не было комнаты (в то время, когда большинство населения городов проживало в коммуналках и бараках).

В связи с этим интересно вспомнить одну из сцен черновых редакций романа, где на общем собрании писателей рассматривается вопрос о предоставлении квартиры некоей Беатриче Григорьевне Дант:

На собрании по распределению квартир в Лаврушинском переулке накал страстей был куда сильнее. Александр Афиногенов записал в своём дневнике:

Вот как описывает условия своей жизни Правлению Союза писателей С. Вашинцев:

Еврейская писательница Хорол с больным ребенком жила за городом в диких антисанитарных условиях. Писательница Смирнова с новорождённым ребенком, мужем и матерью жила в одной комнате на площади 16 квадратных метров. Не слишком жаловала власть и куда более крупных писателей. Лев Кассиль с женой и годовалым ребенком жил в одной комнате. Аркадий Гайдар с семьёй из пяти человек занимал тоже одну комнату, разделённую деревянной перегородкой.

Не лучше обстояли дела и у Мариэтты Шагинян. В 1936 году жаловалась на свои жилищные условия:

9 августа 1938 года ответственный секретарь ССП Павленко и председатель Правления Литфонда Ляшко сообщили Владиславу Молотову, что немало членов Союза писателей из Москвы и Ленинграда (около 150 человек) не обеспечены жилищными условиями, необходимыми для творческой работы. Многие из них вообще не имели собственного жилья, проживали у родственников или у посторонних людей. В очередном письме, направленном Молотову уже от имени Президиума ССП, приводились другие цифры. Только в Москве оказалось более 200 писателей, нуждавшихся в улучшении жилищных условий, 40 из них не имели собственной площади.

Вот в какой обстановке писатель Михаил Булгаков требовал от Союза писателей четырёхкомнатной квартиры для троих человек взамен трёхкомнатной. Елена Сергеевна фиксирует это в своём дневнике:

Это крылатая фраза прозвучала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова. То было трудное время коммуналок и склок соседей друг с другом. За лишнюю комнату у соседа, на него писали донос в НКВД и сосед исчезал в Сибири. Многие были готовы нарушить любые нормы морали и библейские законы ради улучшения жилищных условий.

Выражение 'понаехавших' - зависть к москвичам (
Чтобы вынести все тяготы жизни, нужно уметь бы им улыбаться. Булгаков не сумел)

Воланда к "понаехавшим" причислить сложно. )))
"Мирная" жизнь в коммуналке - большая редкость. для тех, кто понимает. )

фраза неоднозначная весьма. нужно помнить, что в тем времена репрессий квартиры тех, кого репрессировали часто отдавали стукачам и чекистам всяких мастей, конечно, напрямую об этом писать было нельзя

Если вы о цитате из романа М. Булгакова,
то там идёт речь не о москвичах, а о
людях вообще -- "обыкновенные люди.
в общем, напоминают прежних. квартирный
вопрос только испортил их".

Жизнь в коммуналках, борьба за выживание
всеми доступными средствами: наветы, доносы,
анонимные звонки в НКВД с одной только
мыслью -- занять площадь соседа.

А что мы наблюдаем последние 30 лет с Советского времени!? За квартиру порву.
Что не ясно тебе теперь?

Стали жадными, злыми и чрезвычайно подозрительными. А почему именно москвичей? Понятно же, там самые зверские цены на жилье.

Читайте также: