Массовое общение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Массовые коммуникации занимают одно из ведущих мест среди социальных процессов. Массовые коммуникации – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: радио, телевидения, печати, Интернета, в результате чего информация поступает сразу к большой группе людей и оказывает влияние на их поведение.

Массовые коммуникации имеют место в больших по количеству групп людей, и при этом на поведение людей действует не только сознание отдельного человека, но и закономерности, присущие поведению этих больших групп.

Интегративная сущность теории коммуникации авторами энциклопедии объясняется тем обстоятельством, что истоки целого ряда важных проблем, с которыми сопряжена современная коммуникационная революция и изучающие ее науки, имеют многовековую историю. Ведь информация и информационно-системные связи лежат в основании социальности в плане создания, сохранения, а также исторической трансляции знаний, традиций и ценностей будущим поколениям.

Под средствами массовой информации (массовой коммуникации) обычно понимается совокупность организационно-технических комплексов, посредством которых быстро передается и массово тиражируется словесная, образная и музыкальная информация.

Формы массовых коммуникаций включают

  • образование;
  • религию;
  • пропаганду;
  • массовую культуру;
  • рекламу.

Образование

Благодаря образованию каждое последующее поколение усваивает социокультурный опыт, то есть все те знания, также опыт материальной и духовной деятельности, который накопили предыдущие поколения. Именно в рамках образовательной системы первостепенно происходит формирование сознания людей, обеспечивается постоянная коммуникация с духовной сферой жизни жизнью общества, осуществляется социализация личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Религия

Пропаганда

Посредством пропаганды распространяются определенные идеи, взгляды, аргументы, чтобы целенаправленно воздействовать на членов общества с целью формирования у них определенных ценностей и ем самым поведения.

Массовая культура

Массовая культура включает доступные для восприятия произведения, так как вся совокупность проблем, событий и явлений в них становится художественными мифами, транслируемыми посредством печатных и электронных массовых коммуникаций на многомиллионные аудитории.

Реклама


Психологические вопросы всегда занимали значительное место в жизни каждого человека, хоть порой это совершенно незаметно. Каждое наше действие аргументируется определенным психологическим поведением. Распространяется ли это и на общение? Как различают межличностное и массовое общение? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Классификация

Предложение вопросы и ответы

Массовое общение в принципе не является отдельным видом. Психология подразумевает целый ряд таких видов, каждый из которых имеет свое название и характеристику. Общение – довольно сложный процесс. Именно поэтому его разделяют вот на какие виды:

  1. Во-первых, это необходимое общение. Это те самые межличностные контакты, те люди, без которые практически сводится к нулю совместная деятельность.
  2. Желательные контакты. Такие контакты позволяют вам решить проблему, причем в крайне благоприятном для вас свете. Решение любых воспитательных, производственных и других отношений невозможно без желательного общения.
  3. Нейтральное. Не сказать, что данные контакты являются позитивными, но негатива в них тоже нет. Это просто общение между людьми, которое не приводит ни к каким результатам – будь они решающими или простыми, повседневными. Такое общение не мешает, но и не приводит к необходимому воздействию.
  4. Нежелательное общение. Крайне затрудняют позитивный исход поставленных задач, взаимодействие довольно неблагоприятно сказывается на решении проблем. Такое общение может привести к еще большим дополнительным неприятностям.

К слову, именно общение приводит к продуктивности. Практически все люди хотели бы повысить продуктивность дня, недели, месяца и даже года и достигают этого различными способами, не зная, что простое общение может действительно повлиять на повышение работоспособности. Иногда наша продуктивность повышается после общения с человеком, который нас вдохновляет и заставляет двигаться дальше. А иногда просто побывав на одной лекции и послушав мнения других людей, делаешь определенные выводы, которые тоже приводят к повышению собственной работоспособности в целом.

Конкретные виды

Рзмышление и продуктивность

От читательского глаза не мог ускользнуть момент, что среди вышеперечисленных видов общения совершенно нет упоминаний об межличностном и массовом общении. Однако данные два вида стали самыми главными в этой категории психологии, именно поэтому их стоить выделить.

С межличностным общением все довольно просто. Оно вполне легко проявляется в моменты разговоров (взаимодействия) с вашими непосредственными контактами. Они также легко регулируются посредством каких-либо общих правил общения, при этом учитывая интересы каждой стороны.

В межличностном общении применяют различные методы – от языковых и неязыковых методов разговора до целых механизмов влияния и психологического воздействия на человека. Такое воздействие довольно часто встречается и в общении также, но об этом мы поговорим в другом пункте.

Самое важное, что стоит подчеркнуть в межличностном общении, - это то, что люди, которые контактируют посредством именного такого вида, всегда имеют свои четкие внутренние цели, знают о своих потребностях и серьезно воспринимают только свои ценности.

И хотя в последствии общения партнеры могут привыкнуть друг к другу и даже успеть сменить свои четкие позиции, стоит понимать, что, когда наступит время принимать важное решение, они могут так и не сойтись на одном мнении.

Перейдем к массовому общению - теме нашей статьи.

Массовое общение – это такой вид, при котором контактирование происходит на определенной пространственно-временной дистанции. Простой пример: человек может воспринимать любую информацию из прошлого века, прошлой эпохи, абсолютно любую. Однако послать в то время какую-либо информацию он не может.

Еще одним примером массового общения может стать литература. Это и есть передача информации из прошлых времен посредством произведений – стихов, романов, поэм и так далее. Многие музыкальные произведения также несут в себе некую информацию. Такое общение еще называют опосредованным.

Психология утверждает, что с помощью такого общения человек может научиться чувствовать себя единым целым с обществом, которое его окружает, понять обстановку, прочувствовать все события, что происходят в мире. Также это полезно для того, чтобы стать частью человеческой культуры и неотъемлемой частью общества в целом. Именно поэтому данное общение называют массовым – оно направлено на объединение целой массы людей.

Другие типы массового общения

Взаимодействие между людьми

Кроме того, что человек постоянно получает какую-либо информацию от своих, так скажем, предков, есть еще несколько факторов, которые могут быть названы массовым общением.

К примеру, взять любой семинар, тренинг, лекцию, вебинар и многие другие способы общения с широкой аудиторией. Сам процесс происходит посредством обращения ведущего к определенному количеству людей. Они могут при этом задавать вопросы, выражать свое мнение, если это дискуссия или дебаты.

Такой формат уж явно отличается от общения личного – когда контактируешь с кем-то одним. Мы знаем собеседника в данном случае, можем с ним пообщаться долгое время, познаем его позитивные и негативные качества и так далее. Чего мы явно не можем делать с целой аудиторией.

Еще одно отличие, которое не позволяет нам назвать личное и массовое общение одинаковыми, состоит в том, что, разговаривая с человеком, мы можем выбирать его пол, возраст, расу, внешние факторы, национальность, его предпочтения, взгляды, привычки и качества. Уж поверьте, если вам когда-нибудь придется вести тренинг, вам будет крайне сложно выбрать себе аудиторию одинаково по всем параметрам. К вам просто придут люди, и вы не сможете их отсеять. Все эти люди с разными жизненными взглядами, предпочтениями и с совершенно разным опытом.

Сложности

Психология массового общения тем интересна, что имеет определенные сложности. Это нередко замечают те, кто занят в данной сфере психологии и активно практикуют сей вид общения.

Как уже упоминалось, лекции и тренинги подразумевают взаимодействие между лектором и аудиторией. И аудитория состоит из людей, каждый из которых имеет свое личное виденье на ситуацию, собственные выводы и мировоззрение.

Так вот, сложность состоит вовсе не в том, чтобы собрать всех этих людей вместе. Век технологий позволяет сделать это быстро и эффективно. Проблема в том, чтобы угодить каждому из них, удовлетворить каждого пришедшего своим отношением и своей информацией. Это самая основная сложность массового общения. Это то, чему учатся долгие годы, изучая при этом не только необходимую информацию, но и многие психологические аспекты поведения и общения с людьми, искусство привлечения внимания и обращения на себя взглядов. Нужно заставить людей слушать, а значит, работать над дикцией и, что немаловажно, харизмой.

Типы и виды

Психология общения

Различают межличностное и массовое общение, однако и эти два вида могут также делиться на определенного рода типы.

Все мы знаем о том, что любое общение состоит не только из потоков информации, но и из потоков чувств. Эти чувства могут быть позитивными и негативными в том числе. И относится этот фактор не только к массовому, но и личному контактированию.

Тремя примерами массового общения являются:

  • Конфликтное. Когда человек состоит в личных или массовых конфликтных отношениях. Это подразумевает то, что он не добьется решения проблем или других вопросов из-за сложившейся ситуации или отрицательных эмоций.
  • Доверительное. Отношение находятся на вполне позитивном уровне, можно легко найти компромисс в случае неприятной ситуации.
  • Деловое. Такое отношение может быть доверительным и конфликтном разве что на личном уровне. В случае массового общения на деловые темы, конфликтная ситуация (или, наоборот, поощрение в чью-то конкретную сторону) происходит крайне редко и является неуместной.

С помощью трех примеров массового общения можно легко определить, на каком уровне контактирования с людьми находитесь вы или ваши окружающие в самых различных ситуациях.

Техника

Массовое общение – это такой способ обращения к людям, при котором практически невозможно либо же очень сложно не использовать современную технику.

Представьте ситуацию: вы пришли на лекцию, на которую захотело прийти 100 человек. Места есть, все расположились и готовы слушать. Вот только никто, за исключением первых рядов, не услышит голос лектора из-за общего шума и отсутствия микрофона. На таких мероприятиях должны быть запланированы не только обще организационные вопросы, но и вопросы с техническим оборудованием. Микрофон (а еще лучше, если это будет камера, которая может увеличивать изображение говорящего) значительно облегчит прослушивание информации. Собственно, все это можно назвать средствами массового общения.

Телефонные разговоры

примеры общения

У некоторых может возникнуть весьма понятный вопрос: если массовое общение подразумевает общение на расстоянии, а иногда на определенной временной дистанции, то являются ли телефонные разговоры, например, таким видом общения?

Да, это действительно так. И телефонные разговоры, и любые виды переписок являются массовым общением. Почему массовым, а не личным? Если это ваша личная переписка, то тогда, конечно, это личное общение. В противном случае, скажем, групповой телефонный разговор или общий чат будут охарактеризованы как массовое общение.

Манипуляции

Именно поэтому формой массового общения могут стать простые манипуляции с сознанием людей. Обычно это происходит под воздействием одного и того же воспроизведения или текста, который зачитывает диктор. Считается, что манипулировать группой людей легче, чем одним человеком. Это может происходить по той простой причине, что происходит банальная цепная реакция. Так же, как за одним человеком начинает аплодировать вся аудитория, так и воздействие на сознание одного повлияет на сознание всех. Так ли это на самом деле, знают только манипуляторы и опытные психологи.

Фатическое общение

Еще одним видом массового общения является фатическое. Хотя оно и не является непосредственной частью массового контакта, однако встречается также часто.

Фатическое массовое общение – это глупый, практически полностью лишенный смысла разговор и обсуждение, аргументами которых являются краткие фразы, иногда брошенные без разбора.

Данный вид обычно встречается в определенных местах, где людям от скуки просто нечем больше заняться. Важно отметить также и то, что фатическое общение должно регулироваться определенными нормами морали и этики, чтобы ничего не выходило за рамки.

При этом информационный и интеллектуальный уровень такого разговора не слишком высок.

Средства массовой информации

Коммуникации в обществе

На самом деле, мало кто знает, что массовое общение – это еще и средства массовой информации. Все довольно логично. Также, как лектор общается с помощью микрофона с аудиторией, так и журналист общается с очень широким спектром людей с помощью уже не только микрофона, но и профессиональной камеры, а также услуг операторов и режиссеров.

В таком случае, можно с легкостью сказать, что как массовое, так и любое другое общение может иметь последствия и нести ответственность. Это уже отдельная тема для обсуждения, однако важно знать, что любое контактирование не должно завершаться тяжелыми последствиями во избежание этой ответственности.

СМИ не раз подвергались обвинениям за неправильное отношение к информации, ее могли коверкать, переиначивать, разглашать личную информацию или выкладывать фото и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб на них было после того, как пользователи находили в статьях и эфирах оскорбление в свою сторону!

Проще говоря, абсолютно любые примеры массового общения могут понести за собой разные последствия.

Психология общения

Виды общения

В мире много различных психологических аспектов, которые строятся друг на друге, зависят друг от друга и даже противоречат друг другу.

Но, конечно, основным в психологии всегда было общение. Просто потому, что без него не будет никакой психологии. И все же, общение – это всего лишь маленький пунктик в огромном списке всевозможных видом контактирования в обществе.

Но и сказать, что без него будет лучше или легче, тоже никак нельзя. Все в психологии зависит друг от друга, и даже массовое общения соединяет целые группы людей, заставляет их взаимодействовать между собой, совершать какие-то общие дела и поступки, а потом даже освещать их в средствах массовой информации. Все это помогают делать непосредственно виды общения.

Опосредованное массовое общение не только собирает всех в одном месте и является фактором обсуждения определенной темы. Оно служит отличным источником информации, как бы странно это не звучало. Все же, любые эфиры СМИ, любые тренинги, вебинары, лекции, собрания и митинги – все это создано для того, чтобы человечество владело и передавало информацию.

Любые психологические факторы являются неотъемлемой частью жизни каждого, хотя на первый взгляд это может показаться обратным.

Встречи порождают общение, а общение порождает взаимодействия, поступки, отношения между людьми и многое другое.

Итак, мы разобрали, основные виды общения - массовое, межличностное и любое другое. Была дана краткая характеристика этих видов деятельности человека. Также в статье были приведены примеры массового общения. Об особенностях и возможностях того или иного вида было рассказано выше.


Психологические проблемы всегда занимали значительное место в жизни каждого человека, хотя иногда и вовсе незаметно. Каждое наше действие оправдано определенным психологическим поведением. Применимо ли это также к общению? Чем отличается межличностное общение от массового? Это тема данной статьи.

Классификация

Предложения вопросы и ответы

Массовые коммуникации в принципе не отдельный вид. Психология подразумевает ряд таких типов, каждый из которых имеет свое название и характеристики. Общение — довольно сложный процесс. Именно поэтому он делится на следующие виды:

  1. Во-первых, требуется общение. Именно эти межличностные контакты, те люди, без которых совместная деятельность практически сведена к нулю.
  2. Желательные контакты. Такие контакты позволяют решить проблему и в исключительно выгодном для вас свете. Решение любых образовательных, производственных и иных отношений невозможно без желаемого общения.
  3. Нейтрально. Нельзя сказать, что эти контакты положительные, но и отрицательного в них тоже нет. Это всего лишь общение между людьми, которое ежедневно не приводит ни к какому результату, решительному или простому. Такое общение не мешает, но и не приводит к необходимому удару.
  4. Нежелательное общение. Успешный исход поставленных задач крайне затруднен, взаимодействие весьма неблагоприятно сказывается на решении проблем. Такое общение может привести к дальнейшим проблемам.

Кстати, именно общение ведет к продуктивности. Почти все люди хотели бы повысить продуктивность дня, недели, месяца и даже года и добиваться этого различными способами, не зная, что простое общение действительно может повысить продуктивность. Иногда наша продуктивность увеличивается после общения с кем-то, кто нас вдохновляет и помогает нам двигаться вперед. А иногда, только посетив урок и выслушав мнение других людей, вы делаете какие-то выводы, которые также приводят к повышению вашей успеваемости в целом.

Конкретные виды

Мышление и продуктивность

Взгляд читателя не мог упустить момент, что среди вышеупомянутых видов общения нет абсолютно никакого упоминания о межличностном и массовом общении. Однако эти два типа стали наиболее заметными в этой категории психологии, поэтому стоит их выделить.

С межличностным общением все довольно просто. Он довольно легко проявляется в моменты разговоров (взаимодействий) с вашими прямыми контактами. Они также легко регулируются любыми общими правилами общения, учитывая при этом интересы каждой стороны.

В межличностном общении используются различные методы: от лингвистических и неязыковых способов общения до целых механизмов воздействия и психологического воздействия на человека. Такое воздействие тоже довольно часто встречается в общении, но о нем мы поговорим в другом абзаце.

Самое важное, что следует подчеркнуть в межличностном общении, — это то, что люди, которые вступают в контакт через этот тип персонала, всегда имеют свои собственные четкие внутренние цели, осознают свои потребности и только серьезно относятся к своим ценностям.

И хотя после того, как партнеры по общению могут привыкнуть друг к другу и даже успеют изменить свои четкие позиции, стоит понимать, что когда приходит время принимать важное решение, они могут никогда не прийти к единому мнению.

Перейдем к массовым коммуникациям — теме нашей статьи.

Литература может быть еще одним примером массовой коммуникации. Это передача информации из прошлых времен через произведения: стихи, романы, стихи и так далее. Многие музыкальные произведения также содержат некоторую информацию. Такое общение еще называют опосредованным.

Психология утверждает, что с помощью такого общения человек может научиться чувствовать себя единым целым с окружающим его обществом, понимать ситуацию, чувствовать все события, происходящие в мире. Это также полезно для того, чтобы стать частью человеческой культуры и неотъемлемой частью общества в целом. Именно поэтому такое общение называется массовым: оно направлено на объединение целой массы людей.

Другие типы массового общения

Взаимодействие между людьми

Помимо того, что человек постоянно получает информацию от своих, так сказать, предков, существует множество других факторов, которые можно назвать массовыми коммуникациями.

Например, возьмите любой семинар, тренинг, лекцию, вебинар и многие другие способы общения с большой аудиторией. Сам процесс происходит через обращение лидера к нескольким людям. При этом они могут задавать вопросы, выражать свое мнение, будь то дискуссия или дискуссия.

Этот формат явно отличается от личного общения — когда вы контактируете с человеком. Мы знаем собеседника в этом случае, можем долго с ним общаться, знаем его положительные и отрицательные качества и так далее. Что мы, очевидно, не можем сделать со всей аудиторией.

Еще одно отличие, которое не позволяет нам называть личную и массовую коммуникацию одинаково, заключается в том, что, когда мы разговариваем с человеком, мы можем выбрать его пол, возраст, расу, внешние факторы, национальность, предпочтения, мнения, привычки и качества. Поверьте, если вам когда-нибудь придется проводить тренинг, вам будет крайне сложно выбрать аудиторию одинаково по всем параметрам. Люди просто придут к вам, и вы не сможете от них избавиться. У всех этих людей совершенно разные взгляды, предпочтения и опыт.

Сложности

Психология массового общения настолько интересна, что представляет определенные трудности. Это часто замечают те, кто занимается данной областью психологии и активно практикует данный вид общения.

Как уже было сказано, уроки и учебные курсы предусматривают взаимодействие учителя и публики. А аудитория — это люди, у каждого из которых свой личный взгляд на ситуацию, свои выводы и мировоззрение.

Так что сложность вовсе не в том, чтобы собрать всех этих людей вместе. Век технологий позволяет делать это быстро и эффективно. Проблема в том, чтобы угодить каждому из них, порадовать всех, кто пришел, своим отношением и своей информацией. Это самая основная трудность массовой коммуникации. Это то, чему они учатся много лет, изучая не только необходимую информацию, но и многие психологические аспекты поведения и общения с людьми, искусство привлечения внимания и привлечения взглядов на себя. Мы должны заставить людей слушать, а это значит работать над дикцией и, что немаловажно, над харизмой.

Типы и виды

Психология общения

Однако, если различать межличностное общение и массовое общение, эти два типа также можно разделить на несколько типов.

Все мы знаем, что любое общение состоит не только из потоков информации, но и из потоков чувств. Эти чувства также могут быть положительными и отрицательными. И этот фактор касается не только массового, но и личного общения.

Три примера массовой коммуникации:

  • Конфликт. Когда человек находится в личных или массовых конфликтных отношениях. Это означает, что он не получит решения проблем или других проблем из-за сложившейся ситуации или негативных эмоций.
  • Надежный. Отношение на очень позитивном уровне, легко найдешь компромисс в случае неприятной ситуации.
  • Бизнес. Такое отношение может быть конфиденциальным и конфронтационным только на личном уровне. В случае массового общения на деловую тематику конфликтная ситуация (или, наоборот, поощрение в чьем-то конкретном направлении) возникает очень редко и неуместна.

С помощью трех примеров массовой коммуникации вы легко сможете определить, на каком уровне контакта с людьми вы или окружающие оказываетесь в различных ситуациях.

Техника

Массовая коммуникация — это способ обращения к людям, где практически невозможно или очень сложно не использовать современные технологии.

Представьте себе ситуацию: вы пришли на конференцию, которую хотели посетить 100 человек. Есть места, все расселись и готовы слушать. Но никто, кроме первых рядов, не услышит голоса учителя из-за общего шума и отсутствия микрофона. На таких мероприятиях следует планировать не только общие организационные проблемы, но и проблемы с техническим оснащением. Микрофон (а еще лучше, если это камера, способная увеличивать изображение говорящего) значительно облегчит прослушивание информации. По сути, все это можно назвать средством массовой коммуникации.

Телефонные разговоры

примеры общения

У некоторых может возникнуть вполне понятный вопрос: если массовая коммуникация предполагает общение на расстоянии, а иногда и на некотором расстоянии во времени, то, например, телефонные разговоры являются таким видом общения?

Да, это правда. И телефонные разговоры, и все виды переписки — это массовые коммуникации. Почему массовое, а не личное? Если это ваша личная переписка, то, очевидно, это личное общение. В противном случае, скажем, групповой телефонный разговор или общий чат можно было бы охарактеризовать как массовое общение.

Манипуляции

Поэтому простые манипуляции с сознанием людей могут стать формой массовой коммуникации. Обычно это происходит под влиянием той же репродукции или текста, который читает говорящий. Считается, что легче манипулировать группой людей, чем одним человеком. Произойти это может по той простой причине, что происходит банальная цепная реакция. Подобно тому, как вся аудитория начинает болеть за одного человека, воздействие на сознание человека повлияет на сознание каждого. Это действительно так, знают только опытные манипуляторы и психологи.

Фатическое общение

Другой вид массовой коммуникации — фатический. Хотя он и не является прямым элементом массового контакта, он также является обычным явлением.

Усталость от массовых коммуникаций — это глупые, почти полностью бессмысленные разговоры и обсуждения, темой которых являются короткие предложения, иногда бросаемые без разбора.

Этот тип обычно встречается в определенных местах, где людям просто нечем заняться от скуки. Также важно отметить, что коммуникация пытается подчиняться некоторым нормам морали и этики, так что дальше ничего не идет.

При этом информационный и интеллектуальный уровень такого разговора не слишком высок.

Средства массовой информации

Общение в обществе

На самом деле мало кто знает, что массовые коммуникации — это тоже средства массовой информации. Все вполне логично. Подобно тому, как лектор общается с аудиторией с помощью микрофона, репортер общается с очень широким кругом людей, используя не только микрофон, но и профессиональную камеру, а также услуги операторов и режиссеров.

В этом случае мы можем легко сказать, что как массовые коммуникации, так и любые другие коммуникации могут иметь последствия и нести ответственность. Это уже отдельная тема для обсуждения, но важно знать, что любой контакт не должен заканчиваться ужасными последствиями, чтобы избежать этой ответственности.

СМИ неоднократно обвинялись в ненадлежащем обращении с информацией, в том, что они могли быть искажены, изменены, раскрыты личная информация или загружены фотографии и видео без разрешения правообладателя. А сколько жалоб было после того, как пользователи нашли оскорбление в их сторону в статьях и трансляциях!

Проще говоря, любой пример массовой коммуникации может иметь разные последствия.

Психология общения

Типы общения

В мире существует множество различных психологических аспектов, которые построены друг на друге, зависят друг от друга и противоречат друг другу.

Но, конечно, главным в психологии всегда было общение. Просто потому, что без этого не было бы психологии. Тем не менее, общение — это всего лишь маленькая причуда в огромном списке всевозможных контактов в обществе.

Но также нельзя сказать, что без него будет лучше или легче. В психологии все зависит друг от друга, и даже массовая коммуникация связывает целые группы людей, заставляет их взаимодействовать друг с другом, совершает какие-то общие действия и действия, а затем также освещает их в СМИ. Все это помогает делать виды общения напрямую.

Опосредованная массовая коммуникация не только объединяет всех в одном месте, но и является фактором обсуждения данной темы. Он служит отличным источником информации, как ни странно. Однако любая трансляция в СМИ, тренинг, вебинар, лекция, встреча и собрание — все это было создано для того, чтобы человечество могло владеть и передавать информацию.

Возможные психологические факторы — неотъемлемая часть жизни каждого человека, даже если на первый взгляд может показаться обратным.

Встреча порождает общение, а общение порождает взаимодействия, действия, отношения между людьми и многое другое.

Итак, мы проанализировали основные виды общения: массовое, межличностное и любое другое. Дано краткое описание этих видов человеческой деятельности. В статье также приведены примеры массовой коммуникации. Характеристики и возможности того или иного типа были описаны выше.


Массовая коммуникация носит публичный характер и выполняет функцию массовизации — сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.

Объектом воздействия массовой коммуникации является человек (аудитория). Аудитория как потребитель информации является не просто объектом воздействия, но и участником коммуникации. Специалисты PR подразделяют аудиторию на потребительскую, духовную, профессиональную, половозрелую.

Роль массовых коммуникаций в современном обществе

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает социальные действия. Производная от социальных действий — социальная зависимость. Это социальное отношение, при котором некая социальная система не может совершить необходимые для неё социальные действия, если другая социальная система не совершит своих действий.

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает политическую, экономическую, конкурентную борьбу. Современное общество динамично по своей природе в силу взаимодействия и противоречивости различных социальных групп и классов. Сами противоречия разного уровня выражают конфликт. Посредством обмена информацией, влияния на общественное сознание и настроение массовые коммуникации способствуют разрешению, преобразованию конфликта.

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает развитие личности. Массовые коммуникации играют важнейшую роль в формировании личности в той ее части, что связана с влиянием культуры. Массовые коммуникации не заменяют межличностное влияние, семью — они доводят до личности социокультурные образцы, личностные образцы посредством образования, религии, пропаганды, рекламы и массовой культуры.

Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.

Формы массовых коммуникаций

Средства массовой информации (массовой коммуникации) — организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации.

Выделяют следующие формы массовых коммуникаций:

  • образование; ;
  • пропаганда;
  • массовая культура; ;
  • массовые акции.

Образование

Образование обеспечивает усвоение человеком знаний, опыта, накопленного поколениями. Именно система образования в первую очередь формирует сознание людей, обеспечивает связь с духовной жизнью общества, работает на социализацию личности.

Религия

Религия затрагивает мировоззренческую сферу человека, помогает преодолевать страдания, стрессы, способствует общению людей, сплачивает их на основе религиозной веры. Религия близка как пропаганде, так и массовой культуре.

Пропаганда

Пропаганда направлена на распространение определенных идей, взглядов, аргументов для целенаправленного воздействия на людей с целью повлиять на их оценки реальности и их поведение.

Массовая культура

Массовая культура представляет собой совокупность произведений весь доступных для восприятия, ибо в ней все проблемы, события и явления преобразуются в художественные мифы, транслируемые с помощью массовых коммуникаций на миллионные аудитории.

Реклама

Массовые акции

Публичные акции — представляют собой совокупность мероприятий, воздействующих на публику с целью социальных изменений. Это воздействие сводится к формированию определенного общественного мнения в пользу определенных идей, событий, явлений.

Читайте также: