Массовая и немассовая культура кратко
Обновлено: 05.07.2024
Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.
Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.
Содержание
Массовая культура в XVIII и XIX веках
XX век
Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:
12.6. Массовая и немассовая культуры 287
Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.
12.6. Массовая и немассовая культуры 287
Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.
12.6. Массовая и немассовая культуры 287
Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.
Масса и массовое сознание
Категория массы как объединения некоторого количества людей не самая распространенная в
288 Глава 12. Типологические характеристики культур
1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 64.
12.6. Массовая и немассовая культуры 289
Позднее ученые различных профессиональных ориентации обращались к анализу феномена массы, и в целом их выводы находились в русле лебоновско-фрейдовской традиции: масса — это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, стадная архаичность, деструктивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость, неукорененность и пр. Повторим, человеком массы может стать всякий вне зависимости от собственной индивидуальной истории: ни ум, ни опыт, ни заветы предков, ни даже личный интерес не гарантируют того, что однажды, оказавшись в соответствующей ситуации, человек не превратится в озверевшего проводника деструктивных импульсов массы.
290 Глава 12. Типологические характеристики культур
1 Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 316.
12.6. Массовая и немассовая культуры 291
ничейный и посредственный человек массы для всякой власти более удобен, чем выдающийся человек, которым намного труднее управлять.
Массовая культура
292 Глава 12. Типологические характеристики культур
12.6. Массовая и немассовая культуры 295
говорить, думать, ощущать, реагировать в конкретных случаях. Она и моделирует ситуации, и распределяет роли.
Нет единого мнения относительно того, что считать "массовой культурой и как определять ее временные границы: присутствовала ли она во всех исторических типах культуры или в их большинстве, выступая субкультурным или контркультурным образованием, либо это признак только нашей эпохи?
Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.
Категория массы как объединения некоторого количества людей
По мнению Лебона, масса изменяет человека следующим образом:
1) объединяясь в некое множество, люди чувствуют прилив необыкновенной мощи; силы, обычно-обуздываемые, раскрепощаются, человек не в силах устоять от соблазна их выплеснуть;
2) человек в массе мгновенно заражается общей эмоцией, причем нередко в жертву общему приносится личный интерес;
Позднее ученые различных профессиональных ориентации обращались к анализу феномена массы, и в целом их выводы находились в русле лебоновско-фрейдовской традиции:
масса — это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, стадная архаичность, деструктивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость, неукорененность и пр.
Повторим, человеком массы может стать всякий вне зависимости от собственной индивидуальной истории: ни ум, ни опыт, ни заветы предков, ни даже личный интерес не гарантируют того, что однажды, оказавшись в соответствующей ситуации, человек не превратится в озверевшего проводника деструктивных импульсов массы.
Читайте также: