Массовая и немассовая культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.

Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Содержание

Массовая культура в XVIII и XIX веках

XX век

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

12.6. Массовая и немассовая культуры 287

Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.




12.6. Массовая и немассовая культуры 287

Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.

12.6. Массовая и немассовая культуры 287

Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к условиям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.

Масса и массовое сознание

Категория массы как объединения некоторого количества людей не самая распространенная в

288 Глава 12. Типологические характеристики культур

1 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 64.

12.6. Массовая и немассовая культуры 289

Позднее ученые различных профессиональных ориентации обращались к анализу феномена массы, и в целом их выводы находились в русле лебоновско-фрейдовской традиции: масса — это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, стадная архаичность, деструктивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость, неукорененность и пр. Повторим, человеком массы может стать всякий вне зависимости от собственной индивидуальной истории: ни ум, ни опыт, ни заветы предков, ни даже личный интерес не гарантируют того, что однажды, оказавшись в соответствующей ситуации, человек не превратится в озверевшего проводника деструктивных импульсов массы.

290 Глава 12. Типологические характеристики культур

1 Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 316.

12.6. Массовая и немассовая культуры 291

ничейный и посредственный человек массы для всякой власти более удобен, чем выдающийся человек, которым намного труднее управлять.

Массовая культура

292 Глава 12. Типологические характеристики культур

12.6. Массовая и немассовая культуры 295

говорить, думать, ощущать, реагировать в конкретных случаях. Она и моделирует ситуации, и распределяет роли.

Нет единого мнения относительно того, что считать "массовой культурой и как определять ее временные границы: при­сутствовала ли она во всех исторических типах культуры или в их большинстве, выступая субкультурным или контркультурным об­разованием, либо это признак только нашей эпохи?

Поэтому, чтобы определить хотя бы в общих чертах, чем же отличается массовая культура от других форм культуры, обратимся не к фактам (примерам, направлениям, видам и жанрам), а к услови­ям, попадая в которые тот или иной феномен становится масскультовым, и прежде всего к агенту (презентанту) массовой культуры — массе.

Категория массы как объединения некоторого количества людей

По мнению Лебона, масса изменяет человека следую­щим образом:

1) объединяясь в некое множество, люди чувству­ют прилив необыкновенной мощи; силы, обычно-обуздываемые, раскрепощаются, человек не в силах устоять от соблазна их вып­леснуть;

2) человек в массе мгновенно заражается общей эмоци­ей, причем нередко в жертву общему приносится личный инте­рес;

Позднее ученые различных профессиональных ориентации обра­щались к анализу феномена массы, и в целом их выводы находились в русле лебоновско-фрейдовской традиции:

масса — это специфи­ческая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, стадная архаичность, деструктивность, примитивность стрем­лений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоцио­нальность, спонтанность, готовность подчиниться волевому ок­рику, переменчивость, неукорененность и пр.

Повторим, челове­ком массы может стать всякий вне зависимости от собственной индивидуальной истории: ни ум, ни опыт, ни заветы предков, ни даже личный интерес не гарантируют того, что однажды, оказав­шись в соответствующей ситуации, человек не превратится в озве­ревшего проводника деструктивных импульсов массы.

Читайте также: